Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Монголия: 10 лет развития рыночной экономики и дальнейшие цели

ЧУЛТЭМИЙН УЛААН
министр финансов и экономики Монголии


• Сегодня стабильного развития добиваются лишь те страны,
где широко задействованы достижения науки и техники
• Для ускорения реформ в Монголии необходима политика, в основе которой идея внутреннего капиталонакопления, как источника развития
• Одна из важнейших целей современной “промежуточной стратегии развития” Монголии – обеспечение стабильного и высокого темпа роста экономики

Одним из весомых событий конца ХХ в. явился распад социалистической системы и переход составлявших ее стран на рыночные принципы ведения экономики. Эта закономерность не обошла и Монголию. Осознание необходимости реформ в силу как внешних, так и внутренних обстоятельств начало созревать в стране уже в 80-е годы. Перестройка, к которой СССР приступил в те годы, значительно ускорила данный процесс. Сами крупномасштабные социально-экономические преобразования стали осуществляться после 1991 г. Оценивая с экономической стороны прошедшие 10 лет, можно сказать, что в эти годы были и спады и подъемы.

Проанализируем этот процесс. Весь рассматриваемый период, на мой взгляд, можно разделить на три отличающихся друг от друга этапа: 1990-1992, 1992-1995 и 1996-2000 гг. Это позволяет дать более точную экономическую оценку произошедших событий и осуществленных мер, сделать необходимые выводы и определить тенденции, которые следует учесть в дальнейшем.


Начало перехода к рыночной экономике: 1990 – 1992 гг.


На этом этапе развития Монголии осуществлены первые шаги по перестройке экономики, такие как либерализация цен, внешней и внутренней торговли, приватизация, формирование новой двуступенчатой банковской структуры (они необходимы для построения фундамента рыночного пространства). Так, колхозы раздали аратам скот. Ушел в небытие огромный управленческий аппарат, партия перестала вмешиваться в хозяйственные дела. При проведении названых преобразований роль государства почти полностью отрицалась, как правило, недостаточно четко определялись конечная цель и достижимый уровень развития, имели место несогласованность при принятии и реализации мер, некоторая хозяйственная неразбериха. Все это следствие того, что механизм экономического регулирования был попросту устранен.

В результате за очень короткий срок страна в своем развитии была отодвинута более чем на 10 лет назад. С 1989 по 1993 г. объем ВВП сократился на 23%, производство сельскохозяйственной продукции (основа монгольской экономики) – на 40%, а внешнеторговый оборот – более чем в 2 раза. Нехватка оборотного капитала и зависимость от внешних рынков сбыта привели к упадку обрабатывающей промышленности и закрытию многих предприятий. Обесценение национальной валюты, большой дефицит государственного бюджета вплотную подвели к кризису платежного баланса. Нарушение макроэкономического равновесия в свою очередь породило такие острые социальные проблемы, как безработица и бедность (уровень жизни народа значительно снизился).

Итак, годы начала перестройки были полны трудностей, однако Монголия, вступив в члены МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития, начала получать их помощь и поддержку, что создавало благоприятную обстановку для следования по пути преобразований. С другой стороны, хотя переход к рыночной экономике и является общепринятой тенденцией, стала осознаваться настоятельная необходимость и важность анализа его закономерностей и учета национальных особенностей, а также принятия некоторых мер по государственному регулированию и повышению роли государства.


Переходная модель Монголии:
1992 – 1995 гг.


В целом 1990-1992 гг. были для Монголии годами глубокого экономического кризиса и упадка. МНРП, пришедшая к власти в результате выборов 1992 г., поставила цель энергично продолжить демократические преобразования, осуществить вывод страны из кризисного состояния, повысить уровень жизни населения. Она выдвинула новые задачи социально-экономического развития страны, которые учитывали новые обстоятельства, и попыталась поступательно осуществить их посредством соответствующего государственного управления. Продолжена политика либерализации экономики, предприняты меры по ослаблению спада производства, исправлению перекосов приватизации и повышению ее эффективности, постепенному освобождению цен, курса валюты и внешней торговли, стала проводиться твердая бюджетная и денежная политика. В результате уровень инфляции, достигший в конце 1992 г. 325,5%, снизился в 1993 г. почти в 2 раза (183), а в 1994 г. – в 5 раз (63%).

В эти годы особое внимание было уделено сокращению расходной части государственного бюджета. Благодаря реализации целого комплекса мер общий дефицит, который в 1992 г. составлял 15 % ВВП, в 1995 г. уменьшился до 2,9%. Это дало возможность увеличить внутренние накопления и проинвестировать некоторые проекты.

По мере сбалансирования внутренней экономики расширилась и помощь со стороны стран-доноров и внешних партнеров. Причем если в начале 90-х годов такая помощь и получаемые кредиты направлялись лишь на повседневные насущные нужды, то в 1995 г. в результате проведения соответствующей политики по большей части – на долгосрочные проекты. В этот период активизировалась и внешняя торговля страны, укреплены дружественные отношения с соседями и заключены многие взаимовыгодные торговые контракты с другими государствами, начала проводиться работа по привлечению иностранных инвестиций. Другими словами, для Монголии сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка: более 30 стран и 10 крупных международных организаций стали поддерживать и сотрудничать с ней на пути ее преобразований.

Благодаря правильной политике и помощи со стороны международных финансовых организаций и иностранных государств на этом этапе созданы условия для восстановления экономики, впервые с начала реформ ускорился ее рост, возобновили деятельность некоторые предприятия. В 1994 г. ВВП увеличился на 2,3%, а в 1995 г. – на 6,3%. Текущий бюджетный баланс стал положительным, дефицит внешней торговли уменьшился, экспорт и импорт выросли.

Однако, несмотря на эти положительные общеэкономические тенденции, в жизни населения не было заметно каких-либо значительных сдвигов. Реальный доход все снижался, безработица и бедность расширяли свои границы (36% населения оказались за чертой бедности), разница между доходами углублялась.

В целом рыночные отношения на данном этапе укрепились, выявились первые тенденции к стабилизации макроэкономики, которые показали важность соответствующего государственного регулирования и правильно выбранной политики при осуществлении экономических реформ.


Этап резких перемен: 1996-2000 гг.


В итоге выборов, состоявшихся в 1996 г., к власти в Монголии пришли другие силы, в результате чего произошли принципиальные изменения в проводимой экономической политике. В качестве основного избран метод шоковой терапии. В частности, осуществлены освобождение базовых цен и полный переход к системе свободных цен и тарифов, ускорение структурной реформы в банковской сфере, нулевой вариант таможенных тарифов и другие радикальные меры.

Хотя в этот период были некоторые сдвиги в экономике, реальный сектор (прежде всего обрабатывающая промышленность) оказался в очень трудном положении. Так, нулевой вариант таможенных тарифов резко снизил конкурентоспособность имевших устаревшую технико-технологическую базу и узкую номенклатуру продукции национальных предприятий. Это привело к замыканию экономики только на животноводстве и горнодобывающей отрасли. Причем, несмотря на то что сфера обслуживания по сравнению с плановой эпохой расширилась, мелкомасштабность производителей и теневой характер их деятельности не позволяли ей внести значительный вклад в народное хозяйство.

Замедление с 1996 г. темпов экономического развития (среднегодовой показатель составлял 2,3 – 3,5%) связано в первую очередь с упадком в промышленности, снижением ее доли в объеме ВВП. Хотя одной из причин, не позволявшей промышленности встать на ноги, было отсутствие условий, благоприятствующих бизнесу, постоянно чувствовались трудности малой по величине и открытой экономики. Например, узкая структура экспорта была слишком чувствительна к изменениям цен на мировом рынке. Так, временное падение цен на медь, козий пух и шкуры животных привело в 1998 г. к сокращению валютных поступлений на сумму более 100 млн долл., что в свою очередь повлияло на поступление доходов в госбюджет, вызвав трудности с финансированием запланированных мероприятий.

Кроме того, узкая специализация экономики на кочевом скотоводстве делает ее слишком зависимой от природно-климатических условий. Только от засухи и дзуда (очень снежной зимы), пришедшихся на 1999- 2000 гг., погибло более 10% поголовья домашнего скота, что нанесло огромный ущерб. В результате производство сельскохозяйственной продукции упало примерно на 20%, рост экономики замедлился и составил в 2000 г. 1,1%.

Двухступенчатая банковская структура, свободная конвертируемость национальной валюты, осуществление твердой денежной политики позволили снизить инфляцию до однозначной цифры и увеличить валютные резервы, что было важными достижениями в области экономических преобразований. Однако из-за замедления роста, кризиса в Восточной Азии и ослабления государственного регулирования банковская система в 1997-1998 гг. впала в глубокий кризис. По причине снижения жесткости контрольной составляющей кредитной политики и потери банками самостоятельности платежеспособность некоторых из них резко упала (прежде всего подведомственных государству), а банковская система в целом уже не могла осуществлять свои основные функции, что явилось дополнительным бременем на государственный бюджет. В 1999 г. общий дефицит госбюджета составил 12% объема ВВП, накопление платежей и долгов превысило доходы бюджета более чем на 40%. Такие высокие убытки напрямую связаны с безответственностью распорядителей бюджета, разбазариванием ресурсов, недостаточным исполнением законов о бюджете и налогах.

Отмечу, что эффективность наспех проведенной приватизации была слишком низкой. Поэтому стало ясно, что для ускорения прогресса реформ необходима политика, в основе которой была бы идея внутреннего капиталонакопления, как источника развития.

Общей закономерностью является то, что процветание любого государства достигается путем наращивания производства и накоплений. Конечно, за счет экспорта сырья можно на какое-то время обогатиться, но добиваются стабильного развития сегодня лишь те страны, где широко задействованы достижения науки и техники.

В Монголии начали отчетливо понимать необходимость разработки и претворения в жизнь новой политики индустриализации. В ней нужно учесть важность поддержки экспортного производства, поощрения и привлечения прямых иностранных инвестиций, более эффективного использования иностранной помощи и кредитов.


Промежуточная стратегия
развития Монголии


По итогам выборов в Великий государственный хурал в 2000 г. правительство образовано из представителей МНРП. В качестве программы своей деятельности оно определило промежуточную стратегию и приступило к ее осуществлению, дав начало новому этапу экономического и социального развития страны. За прошедшее время осуществлен ряд мер по усовершенствованию управления экономикой:

• подтверждены основные направления приватизации государственного имущества на 2001-2004 гг., в том числе стратегических предприятий (включая коммерческие банки);

• уменьшены внутренние бюджетные долги (между бюджетными организациями, а также энергетическими структурами);

• предприняты меры по снижению некачественных долгов банковской системы;

• утверждены документы по регулированию роста объема экспортных поставок, в том числе сельскохозяйственных продуктов;

• намечены меры по улучшению сбора налогов и расширению базы налогоплательщиков;

• ускорены реформы в области государственного управления;

• для улучшения социального положения населения осуществлены такие мероприятия, как предоставление льгот для обучения школьников и студентов аратских и многодетных семей, повышение минимальных размеров зарплаты и пенсий некоторых слоев населения.

Одна из важнейших целей промежуточной стратегии развития Монголии – обеспечение стабильного и высокого темпа роста экономики (к концу данного этапа он достигнет 6%, а уровень жизни населения, особенно беднейших слоев, должен повыситься). Основной задачей является повышение конкурентоспособности отечественного производства и наиболее полное использование внутренних ресурсов. Причем приоритетное значение придается таким мерам, как восстановление национальной промышленности, расширение производства экспортной продукции, укрепление структуры социального страхования и обеспечения, улучшение системы распределения доходов, развитие образования и культуры, развитие страны по региональному принципу, сокращение разрыва между центром и периферией, совершенствование управления, переход к новой системе финансирования. Кроме того, намечено проводить налоговую, банковскую, финансовую и информационно-технологическую политику, направленную на привлечение и поощрение иностранных капиталовложений.

Правительство Монголии определило приоритетные направления, которые должны быть достигнуты в 2001-2004 гг.

1. Обеспечение стабилизации макроэкономики, углубление реформ и усиление реструктуризации. Отмечено, что основным условием создания благоприятной среды для развития производства и сферы обслуживания и повышения жизненного уровня народа является укрепление стабилизации макроэкономики. Поэтому ставится задача проводить такую внешнеторговую, бюджетную, денежную и финансовую политику, которая бы позволяла поддерживать баланс основных показателей экономики, стабильный реальный курс тугрика и приемлемый уровень инфляции. Особое внимание будет уделено сокращению бюджетного и внешнеторгового дефицита.

2. Оздоровление банковской и финансовой системы. В этом плане намечается провести структурную реформу как государственных, так и коммерческих банков, продолжить приватизацию в данной сфере, укрепить руководящий состав банковских и финансовых организаций (обновить их способными кадрами, знающими денежный рынок), сформировать систему взаимной ответственности кредитора и заемщика, создать правовую базу и механизм возврата выданных кредитов в срок.

3. Обеспечение экономического роста путем восстановления и развития национальной промышленности и поддержки экспортного производства. В целях восстановления и последующего развития обрабатывающей промышленности разработаны подпрограммы “Козий пух”, ”Шерсть”, “Кожа”. Намечено проводить политику поощрения экспорта данных видов продукции. Планируется максимально использовать внутренние ресурсы животноводческого сырья для обеспечения населения качественными продуктами национального производства, активно заниматься созданием новых рабочих мест. Поставлена также задача увеличить экспорт мяса, отвечающего требованиям мировых стандартов качества, путем внедрения новых совершенных технологий его переработки. Это требует принятия комплексных мер по оздоровлению скота и борьбе с инфекционными заболеваниями животных.

4. Поддержка регионов, предпочтительное развитие их инфраструктуры. Намечено сделать упор на развитие инфраструктуры в провинциях. Дело в том, что из-за отсутствия там торговой и инфраструктурной сети, неразвитости рыночных отношений, нехватки малых и средних предприятий, недостаточности квалифицированного медицинского, культурного и образовательного обслуживания происходит большая миграция населения с периферии в центр, из сельской местности в города. Падеж скота, вызванный повторяющимися в последние годы засухой и дзудом, сокращение пастбищных угодий, нехватка горючего, некачественная питьевая вода также побуждают население к миграции. Поэтому особое внимание будет уделено периферии, созданию правовых основ регионального развития по окружному принципу и государственной поддержке провинции, что предполагает использование экономических рычагов, которые позволили бы населению окраинных и пустынных областей иметь постоянную работу на местах. Будет проводиться гибкая таможенная и налоговая политика, которая поощряла бы инвестирование и создание производства и услуг в провинции.

5. Обеспечение развития человека, установление социального равенства, повышение качества всех ступеней образования и доступности медицинской помощи и других услуг. Будут осуществлены меры по созданию условий для получения образования, полному переходу к системе семейного врача, повышению уровня здоровья населения.

6. Сокращение безработицы и бедности, повышение жизненного уровня граждан. Одними из острейших социальных проблем на переходном этапе стали безработица и бедность. Отсюда всесторонняя поддержка занятости и поощрение создания новых рабочих мест. В частности, намечено утвердить закон о поощрении трудового предпринимательства и разработать новую общенациональную программу сокращения безработицы.

7. Согласование социально-экономического развития регионов с политикой стабильности и поддержания экологического равновесия. Правительство намерено добиваться наиболее приемлемого потребления природных богатств, чтобы, с одной стороны, оптимально задействовать соответствующие возможности и ресурсы регионов, а с другой, обеспечить экологически уравновешенное экономическое развитие. Данная задача будет решаться путем восстановления этих ресурсов, четкого определения прав и обязательств граждан по охране природы и создания механизма заинтересованности граждан в охране и использовании местных природных богатств.

8. Усиление земельной реформы. Усовершенствование правовой базы земельных отношений должно расширить права граждан и предприятий на владение землей и ее использование.

9. Улучшение среды обитания граждан за счет снижения загрязненности воздуха, воды и почвы в крупных городах и районах, а также с помощью вторичной переработки мусора и отходов. По мере миграции населения из провинции в центр увеличивается заселенность крупных городов, что приводит к усилению загрязненности воздуха, воды и почвы, наблюдаются случаи превышения допустимого уровня загрязненности в 4-5 раз. Поэтому внимание уделяется таким вопросам, как обеспечение населения крупных городов и районов усовершенствованными печками полного сгорания, сортировка, транспортировка и вывоз твердых отходов и мусора, строительство заводов, отвечающих экологическим требованиям, увеличение мощности существующих очистительных сооружений и постройка новых.

10. Преодоление кризиса власти, создание современной системы управления, обеспечивающей безопасность человека. Задача – усилить ее социальную направленность. Основными функциями этой системы должны быть разработка и осуществление государственной политики, эффективное и оперативное оказание услуг населению.

Реализация перечисленных приоритетных целей обусловливается стремлением подготовить базу для стабильного роста экономики Монголии, сокращения бедности с последующим повышением уровня жизни населения и созданием предпосылок к переходу в ряды развивающихся стран со средним уровнем достатка.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz