Перспективы экономического сближения Болгарии с Евросоюзом
ИВАН АНГЕЛОВ
доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент Болгарской академии наук
•Доходность от растущих масштабов производства
и низкого уровня потребления при определенных условиях ведут
к поляризации уровней ВВП на душу населения
•При сохранении экономического роста 3,5 – 5,5% в год странам-кандидатам в ЕС нужно
примерно 35 лет, чтобы достичь
55% среднего уровня ЕС при нынешних 30%
•Постепенное сокращение отставания Болгарии по уровню ВВП
на душу населения от ЕС и других стран ЦВЕ может быть достигнуто только путем двойного
повышения нормы накопления
и долгосрочного ее поддержания на уровне 25%
По валовому внутреннему продукту на душу населения Болгария и другие страны Центральной
и Восточной Европы отстают примерно на одну треть от среднего уровня ЕС, причем
по отдельным странам эта цифра колеблется от 22 до 71%. Что касается Болгарии, то,
по оценке экспертов Всемирного банка, в 1997 г. этот показатель составлял 19%, а
по данным Евростата – 23% и был самым низким среди всех государств-кандидатов на
присоединение к ЕС. Расчеты Европейской комиссии, произведенные в 1999 г., также
подтвердили этот неутешительный вывод.
Относительный уровень ВВП на душу населения очень важен, поэтому в разработке
стратегии развития страны необходимо тщательно исследовать долговременные тенденции
в его изменении. На этой основе можно рассчитать удельный вес национальной экономики
в Европе и мире, планировать социальные мероприятия, прогнозировать динамику в показателях
Болгарии и ЕС.
Поляризация уровней ВВП на душу населения
Экономическая теория не дает ответа, сближаются ли уровни
ВВП на душу населения в бедных и богатых странах. В соответствии с гипотезой об
«условной конвергенции» различные экономики приближаются к одному и тому же уровню
ВВП на душу населения, независимо от наличия физического и человеческого капитала.
А гипотеза «клубной конвергенции» говорит о раздвоении этого показателя в долгосрочной
перспективе по странам к низкому и высокому полюсам. И обе эти гипотезы могут происходить
от неоклассических моделей роста и модели эндогенного роста. И обе они признают,
что институциональная и макроэкономическая рамки и забота о сбережениях являются
необходимым условием сближения уровней ВВП на душу населения. Движущей силой сближения
является высокая доходность накопленного физического и человеческого капитала в
экономике, где он меньше, чем в экономиках, которые накопили большие объемы такого
капитала.
Уже доказано, что растущая доходность от масштабов производства и низкого уровня
потребления при определенных условиях ведут к поляризации уровней ВВП на душу населения
или углублению пропасти между ними. Из этого следует, что наличие физического и
человеческого капитала в странах ЦВЕ на первом этапе интеграции играет важную роль.
Теоретически возможно, что ВВП на душу населения в этих странах и ЕС не будет сближаться,
даже если институциональные и макроэкономические факторы в странах-кандидатах приспособятся
к стандартам ЕС. В таком случае сближение может быть достигнуто только через большие
трансферты капитала и знаний.
Анализ показывает, что в открытых экономиках развитых стран присутствуют тенденции
к сближению по уровню ВВП на душу населения. Однако в крупных международных объединениях,
включающих и развивающиеся страны, она не прослеживается. Исследования большого
числа стран даже подтверждают тенденцию к поляризации.
Сложное положение в странах Центральной и Восточной Европы и ЕС подтверждается
данными табл. 1.
Таблица 1
ВВП (ВНП) на душу населения
Страна |
ВВП на душу населения
в 1990 г.,
% к ЕС-15 | ВВП на душу населения
в 1997 г.,
% к ЕС-15 |
Болгария | 36 | 19 |
Чехия+Словакия | 52 | 50 |
Венгрия | 39 | 34 |
Польша | 32 | 32 |
Румыния | 21 | 21 |
ЦВЕ-6 | 34 | 31 |
Австрия | 104 | 107 |
Бельгия | 104 | 113 |
Дания | 111 | 114 |
Франция | 103 | 108 |
Германия | 116 | 103 |
Греция | 62 | 61 |
Ирландия | 69 | 85 |
Италия | 99 | 98 |
Голландия | 103 | 104 |
Португалия | 66 | 69 |
Испания | 75 | 76 |
Швеция | 109 | 93 |
Великобритания | 101 | 101 |
ЕС-15 | 100 | 100 |
Примечание.Расчеты за 1990 г. произведены в долларах
США по курсу 1990 г., а за 1997 г. – в долларах США по курсу 1997 г.
Как видим, Болгария по душевому уровню валового продукта по отношению к 15 странам
ЕС в 1990-1997 гг. ежегодно отставала на 2,4%. Валовой продукт в Болгарии упал до
66% предреформенного показателя 1989 г., тогда как в странах ЦВЕ и Балтии он снизился
лишь до 95%.
Если исключить некоторые республики бывшего Советского Союза, то окажется, что
в Болгарии произошел самый глубокий спад производства в Центральной и Восточной
Европе. За годы трансформации Венгрия отставала в среднем на 0,7%; Польша сохранила
свой уровень. Следовательно, и по скорости сближения с ЕС Болгария оказалась в самом
неблагоприятном положении среди всех стран-кандидатов.
Анализ развития стран после второй мировой войны (15 стран – членов ЕС; 28 западноевропейских
стран, включая членов ЕС; все европейские страны, включая страны-члены бывшего СЭВ
и бывшей Югославии) показывает:
•уровень ВВП на душу населения в развитых рыночных экономиках ЕС и Западной
Европы стремится к сближению, тогда как аналогичный показатель в рыночных западных
экономиках и плановых экономиках стран ЦВЕ – к углублению разрыва;
•скорость и размер сближения выше в странах – членах ЕС, чем в других
развитых западноевропейских странах. Это может означать, что участие в ЕС создает
более благоприятные условия для сближения. Вероятно, влияет и тот факт, что соответствующие
страны приняты в ЕС, потому что добились большего сближения со странами – членами
сообщества;
•темпы сближения варьируются очень сильно, даже между странами – членами
ЕС.
Этот анализ показывает, что 10 странам ЦВЕ нужно примерно 35 лет, чтобы добиться
55% среднего уровня ЕС при нынешних 30%. При этом страны первой группы на вступление
в сообщество достигнут 60%. В зависимости от исходной позиции для получения такого
результата темпы роста должны варьироваться между 3,5 и 5,5% в год. Болгария нуждается
в еще более высоких темпах прироста ВВП (5,5 – 6,5%). Но это невозможно. В послевоенный
период не было европейской страны, которая бы ежегодно имела прирост 5,5-6% на протяжении
30-40 лет. Поэтому при более низких темпах, очевидно, потребуется более продолжительный
срок.
В этой связи полезно познакомиться с опытом бедных стран – членов ЕС: Греции,
Португалии и Испании. В 1960 г. Греция имела 42% среднего уровня ВВП на душу населения
ЕС, Португалия – 40 и Испания – 57%. В 1998 г. у них уже было соответственно 57%,
63 и 76%. Среднегодовой темп сближения в Греции равнялся 0,4%, Португалии – 0,6,
Испании – 0,5%. Греция присоединилась к ЕС в 1981 г. располагая 64% уровня ВВП на
душу населения в ЕС, Португалия и Испания – в 1986 г., имея соответственно 54 и
70%. Небезынтересна и такая деталь: объединившись с ЕС, Греция по уровню ВВП на
душу населения стала отставать на 0,4 процентных пункта в год; Португалия сближалась
на 0,75, а Испания – на 0,5 процентных пункта. В результате прирост валового продукта
в Греции оказался ниже, чем в период подготовки к вступлению в сообщество, в Португалии
немного вырос, а в Испании остался на прежнем уровне. Следовательно, членство
в ЕС только создает благоприятные условия для развития и не ведет автоматически
к сближению с ним по объему ВВП на душу населения. Реализация этой потенциальной
возможности зависит от макроэкономической, институциональной и социальной политики
в стране.
Прогнозировать динамику роста очень трудно. С этой задачей не всегда справляются
даже такие мощные институты, как МВФ и Всемирный банк. По оценке некоторых известных
экспертов, международные аналитические центры склонны переоценивать рост развивающихся
стран на 3% ежегодно. Подобные ошибки они допускают и в отношении стран ЦВЕ, что
подтверждают данные по Болгарии.
Одна из возможных ошибок – отсутствие разграничения между ростом во время перехода
к рыночному хозяйству и долгосрочный рост в пореформенный период. Потому что поведение
экономики в странах ЦВЕ на разных этапах было различно: одно – при выходе
из трансформационной рецессии, перед достижением предреформенного уровня ВВП, другое
– в пореформенный период, когда ожидается нормальная рыночная экономика. По оценке
Европейской банка, страны-кандидаты первой группы уже вступили в завершающий этап
трансформационного процесса и с 2000 г. сформировали полноценную рыночную экономику.
Но это утверждение весьма оптимистично.
Перспективы роста в странах ЦВЕ благоприятны от того, что представляют собой
небольшие открытые экономики, интегрированные в западноевропейские рынки. Их успешное
сближение с ЕС предполагает более высокие темпы роста в течение многих лет. Вопреки
благоприятной интеграционной обстановке длительное сохранение высоких темпов (5-6%)
невозможно. Это подтверждается 50-летним опытом всех европейских стран.
На наш взгляд, до 2005 г. Болгария при последовательной макроэкономической, институциональной
и социальной политике и хорошем внешнем и внутреннем экономическом климате могла
бы иметь среднегодовой темп экономического роста на уровне 5,5%. Этому способствует
низкая исходная база, сложившаяся в результате спада объемов валового продукта в
сравнении с предреформенными годами.
Венский институт в 1998 г. сделал прогноз сближения между ЦВЕ и ЕС до 2015 г.
в двух сценариях: первый предусматривает достижение 75% уровня ЕС, второй – выравнивание
показателей. При этом предполагалось, что при нулевом росте населения в обеих частях
Европы ВВП на душу населения в ЕС будет увеличиваться на 2% в год. Для осуществления
целей первого сценария Болгарии необходим ежегодный прирост 10,1, а второго – 11,8%.
Но это нереально: для нашей страны труднодостижимы даже в 2 раза более низкие темпы.
Более реалистично выглядит сценарий, при котором в 2010-2015 гг. ВВП на душу
населения будет ежегодно увеличиваться в ЕС в среднем на 2, а в странах-кандидатах–
на 4%.
Приведенные данные показывают, что различие между ЦВЕ и ЕС в уровнях экономического
развития сохранится надолго. И нет гарантии, что процесс протечет гладко. Еще большими
рисками располагает Болгария – самая отсталая страна в этом перечне стран-кандидатов,
обладающая истощенной экономикой. Даже при 5% ежегодного прироста в нашей стране
и 2% – в ЕС Болгария только к 2040 г. сможет дойти до 75% среднего уровня ЕС. При
мобилизации национальной энергии, благоприятной хозяйственной политике и экономического
климата будет существенным достижением сохранение экономического роста на уровне
4% в год. В этом случае мы сможем за 40 лет добиться примерно 50% будущего среднего
уровня ЕС.
Тенденции в изменении экономических показателей
Накопление, инвестирование, физический капитал. В
условиях информационных технологий и усилении роли человеческого капитала значение
этих факторов снижается, хотя и остается важным. Болгария не может рассчитывать
на долгосрочные высокие темпы роста при низких или средних нормах накопления и инвестирования.
Особенно если учесть, что наличный физический капитал находится в трудном положении.
В условиях, когда средняя норма накопления в 10 странах ЦВЕ в 1999 г. составляла
21,5%, а в 15 странах ЕС 20,9%, Болгария с нормой накопления 15,9%, причем низкого
качества, вообще не имеет шансов для устойчивого экономического роста. Норма инвестирования
в Болгарии еще ниже – она едва достигает 18%, тогда как в ЦВЕ в среднем она составляет
26,9%.
В результате общей отсталости экономики и низкого накопления и инвестирования
наличный физический капитал на одного работника в болгарской экономике оказался
многократно ниже, чем в западноевропейских странах. Это отставание может быть преодолено
только путем почти двойного повышения нормы накопления (до 25%). Норму инвестирования
следует повысить на 8-12 процентных пункта и поддерживать ее на уровне 30%. Разница
между нормой внутреннего накопления и инвестирования будет покрываться из внешних
источников. Но даже и в этих условиях капиталовооруженность труда в Болгарии и других
странах ЦВЕ будет еще долго отставать от аналогичных показателей ЕС.
Человеческий капитал. В сравнении с ЕС страны ЦВЕ – малы по массе своего
валового продукта (4,3% по рыночным и 10,8% по паритетным курсам). Однако их рабочая
сила составляет 30% нынешнего уровня объединенной Европы.
В дореформенное время на Западе доминировало мнение, что страны ЦВЕ располагают
высококвалифицированной рабочей силой в сравнении не только со странами равнозначного
экономического развития, но даже со странами ОЭСР. Этот вывод основывался на официальных
данных об образовании рабочей силы. Они показывали, что только 25-35% занятых имели
неполное среднее или более низкое образование, тогда как в Греции и Испании среди
работников таковых было 45%, а в среднем по ЕС – 37%.
Этот ложный вывод объяснялся не сопоставимыми по содержанию и структуре образовательными
системами. В большинстве стран ЦВЕ было хорошо развито обучение в профтехучилищах,
учитываемых статистикой как средние школы. В результате в конце ХХ в. в нашей стране
56,5% занятых имели среднее, а 15% – высшее образование. На деле доля выпускников
таких учреждений в Болгарии, как и в других странах ЦВЕ, была ниже, чем в ЕС. Еще
большая разница в доле специалистов высшей квалификации – бакалавров и магистров.
Поэтому потребуются десятилетия для сокращения различия между Болгарией и ЕС и по
этому очень важному показателю качества человеческого капитала.
Еще большее отставание заметно в области информационных технологий, в частности
в использовании компьютеров. Обеспеченность личными ПК на душу населения в Болгарии
и других странах Юго-Восточной Европы в 5,5 раза ниже, чем в странах Центральной
Европы, в 11 раз ниже, чем в ЕС и в 96 раз, чем в США. Если в Соединенных Штатах
в 2000 г. доступ к Интернету имели 32% населения, в ЕС – около 15, то в ЦВЕ – около
1%.
Производительность труда. Из фрагментарной информации, которой располагают
исследователи, можно сделать вывод, что этот показатель в Болгарии в 5-6 раз ниже
уровня ЕС. Это объясняется нерациональными производственными структурами, низким
качеством технологического и хозяйственного управления на уровне фирм, нестабильной
макроэкономической и институциональной политикой, неразвитой инфраструктурой.
Эта картина подтверждается и сравнительным анализом динамики производительности
труда в промышленности: в 1990-1999 гг. в Болгарии она увеличилась на 3,9%, тогда
как в Словакии – на 105, Венгрии – на 95,8, Словении – на 49,8%. Расчеты показывают,
что потребуется 60 лет, чтобы наша страна достигла 50% средней производительности
труда в ЕС.
Конкурентоспособность. Для оценки этого фактора используется показатель
зарплаты работника на единицу производительности труда, представляющую собой отношение
между средней годовой зарплатой работника и ВВП на одного занятого в евро по паритетному
валютному курсу. При базе, равной 100 в 1989 г., в болгарской экономике этот показатель
в 1990 г. вырос до 132,3, а в 1992 г. упал до 23,1. В последующие годы он колебался
между 25 и 29 и лишь в 1999 г. вырос до 36,2. Из этих данных следует, что конкурентоспособность
нашей экономики была относительно стабильной до 1997 г., но в последующие годы ухудшилась.
Подобные процессы происходят и в других странах ЦВЕ.
Важным показателем конкурентоспособности является эффективность экспортной структуры
по группам товаров с точки зрения потребления труда, капитала, материалов, энергии
и научных достижений. Очевидно, что более эффективными являются структуры, использующие
наукоемкое производство и квалифицированный труд.
Анализ структуры экспорта в этом аспекте показывает, что Болгария имеет улучшение
в сравнении с 1988 г., но остается на последнем месте или в лучшем случае на среднем
уровне по региону ЦВЕ. В сравнении с развитыми странами ЕС дистанция в качественной
структуре экспортируемой машиностроительной продукции остается весьма значительной
и даже увеличивается. Если в болгарском экспорте только 0,4% товаров попадает в
число высококачественных изделий, то в развитых странах ЕС их доля колеблется между
25 и 40%. Болгария отстает от стран Центральной Европы, а еще больше от ЕС и по
вертикальной товарной дифференциации, качеству экспортных изделий и т.д.
Если иметь в виду, что современные производственные структуры создаются медленно
и ценой огромных затрат, в том числе и человеческого капитала, нетрудно сделать
вывод, что в ближайшие 10-15 лет у Болгарии нет шансов создать такие комплексы в
развитии международной специализации и производственной кооперации со странами ЕС.
Разумеется, какое-то улучшение возможно, но оно вряд ли заметно сократит наше отставание.
Если быть точным, наше отставание по конкурентоспособности измеряется не среднесрочными
горизонтами (3-7 лет), а несколькими десятилетиями.
Таблица 2
Нормы накопления и инвестирования
в странах ЦВЕ и ЕС в 1999 г., %
Страна | Норма
накопления | Норма инвестирования |
ЦВЕ | 21,5 | 26,9 |
Болгария | 15,9 | 18,0 |
Венгрия | 26,6 | 31,5 |
Латвия | 20,8 | 28,9 |
Литва | 11,8 | 23,0 |
Польша | 20,1 | 27,6 |
Румыния | 16,1 | 19,9 |
Словакия | 28,0 | 33,8 |
Словения | 24,9 | 25,2 |
Чешская
Республика | 26,9 | 28,5 |
Эстония | 21,3 | 31,0 |
ЕС-15 | 20,9 | 20,7 |
Максимум | 25,9 | 26,6 |
Минимум | 16,3 | 16,9 |
Примечание. Нормы накопления и инвестирования рассчитаны по паритетным
курсам.
Открытость экономики. Этот показатель – один из критериев, характеризующих
степень подготовки национального хозяйства к интеграции. Причем объем товарооборота
(импорта-экспорта) к ВВП в Болгарии составляет 87,7%. За нею следуют Польша, Румыния,
другие страны региона. Но это не означает, что, например, польская экономика
более слабо подготовлена к интеграции, чем болгарская. На этот показатель
влияет масштаб страны: как правило, большие государства имеют более низкий показатель
открытости из-за обширного внутреннего рынка.
Средний уровень импортных тарифов Болгарии – 15,1% в начале 1999 г. при 5% в
странах ЕС. В 2000 г. они снижены на 5,9%, в дальнейшем этот процесс продолжится.
Тем не менее в Эстонии они уже и тогда были нулевыми. Что же касается индекса
либерализации торговли и валютного режима, то, по оценке Европейского банка, он
равен 4+, что является наивысшим показателем в регионе.
Таблица 3
Прогноз развития болгарской экономики и ее сближения с экономикой
ЕС
Показатели | 2000
г. | 2005 г. | 2010
г. |
1.Прирост ВВП, в сопоставимых ценах | 4,0 |
5,5 | 5,0 |
2. Норма накопления | 16,5 | 21,5 |
24,5 |
3. Норма инвестирования | 19,5 | 25,5 |
30,0 |
4. Прямые иностранные инвестиции, % к ВВП | 3,9 |
2,5 | 3,0 |
5. Доля сельского хозяйства | 15,0 |
12,0 | 9,0 |
6. Доля промышленности | 26,0 | 25,0 |
24,0 |
7. Доля частного сектора в ВВП | 60,0 |
70,0 | 80,0 |
8. Среднегодовая инфляция – потребительские цены, % | 7,0 |
8,0 | 8,0 |
9. Бюджетный дефицит, % к ВВП | -0,5 |
-2,5 | -3,0 |
10. Зарегистрированные безработные на конец года, % | 18,0 |
14,0 | 9,0 |
11. Внешний товарооборот, % к ВВП | 76,0 |
82,0 | 90,0 |
12. Экспорт в ЕС, % к всему экспорту | 54,0 |
62,0 | 70,0 |
13. Дефицит торгового баланса, % к ВВП | 9,3 |
9,0 | 8,0 |
14. Дефицит в текущих счетах, % к ВВП | 5,5 |
6,0 | 6,0 |
15. Внешний долг, % к ВВП | 80,0 |
84,0 | 86,0 |
16. ВВП на душу населения, % к среднему по ЕС |
22,0 | 26,0 | 30,0 |
17. Производительность труда, % к средней по ЕС |
27,0 | 31,0 | 35,0 |
18. Средняя зарплата, % к средней по ЕС | 18,0 |
22,0 | 27,0 |
Примечание. Показатели за 2005 г. – среднегодовые за 2001-2005
гг., а за 2010 г. – среднегодовые за 2006-2010 гг. Это касается всех пунктов, за
исключением 5,6,7,10, 11,12,16, 17 и 18. Показатели по пунктам 16,17 и 18 определены
по паритетному курсу, а по 17 и 18 – рассчитаны по средним данным Австрии, являющейся
представительной для ЕС.
При благоприятных внутренних и внешних условиях можно ожидать сближения болгарской
экономики с ЕС до 2010 г.
В прогнозе роста ВВП на душу населения предпочтение отдается внутренним условиям
развития и потребностей сближения с Евросоюзом, если этот показатель в ЕС будет
увеличиваться на 2% в год. Но если подтвердится прогнозируемый рост в еврозоне 3%
в год до 2010 г., то наши оценки окажутся оптимистичными.
|