Номер 6/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР

НАТАЛЬЯ ШЕЛЮБСКАЯ
кандидат экономических наук,
доцент МГИМО МИД РФ


• Процессы научно-технической глобализации и регионализации взаимосвязаны и идут параллельно
• Региональное сотрудничество – первый шаг к развитию широкомасштабной международной кооперации
• Государству принадлежит важная роль в стимулировании глобального и регионального сотрудничества

Глобализация мирового хозяйства, рост масштабов экономической экспансии ТНК, дальнейший прогресс в развитии электронных средств связи, а также интернационализация науки обусловливают тенденцию к расширению кооперации в сфере НИОКР.

Одним из характерных проявлений данного процесса становится формирование региональных и локальных инновационных сетей. Основная движущая сила их развития – общие экономические, финансовые, социальные и экологические интересы регионов и соседних государств. Особенно отчетливо это просматривается на примере Западной Европы, где научно-техническая кооперация складывается на многоярусной основе.

Активное вовлечение западноевропейских стран в технологическую интеграцию и глобальную технологическую кооперацию заставляет государственные органы адаптировать национальную систему регулирования науки к требованиям международного сотрудничества.


Глобализация научно-технической деятельности


Усиление научно-технической кооперации вызвано ростом издержек на проведение НИОКР; переориентацией значительной доли исследований и разработок с военных на гражданские цели; необходимостью снижения негативных последствий промышленного развития в глобальном масштабе (загрязнение окружающей среды, изменение климата) и на национальном уровне (увеличение безработицы, обострение социальных проблем); международной деятельностью ТНК и ужесточением технологической конкуренции.

Глобализация в научно-технической сфере проявляется в таких формах, как расширение участия иностранного капитала в финансировании НИОКР, межфирменная кооперация компаний разных стран, сотрудничество национальных университетов и иностранных промышленных компаний, межгосударственное сотрудничество.

n В 90-х годах усилился приток иностранного капитала в сферу НИОКР промышленно развитых стран. ТНК создают новые исследовательские центры, приобретают доступ к зарубежным лабораториям путем слияний и покупок национальных компаний.

По данным за 1995 г., в Великобритании на долю иностранных источников приходится 14,3% общих расходов на НИОКР, во Франции – 8,3, в Италии – 3,9, Германии – 1,8, Японии – 0,1%. В Испании около 40%, а в Ирландии 60% промышленных НИОКР проводятся на филиалах иностранных фирм.

Идет процесс взаимного проникновения иностранного капитала Западной Европы и США, при этом, как правило, фирмы создают заграничные исследовательские центры в областях, где они уже добились признания на мировых рынках (имеющиеся данные свидетельствуют о том, что международные монополии ведущих западноевропейских государств расходуют на НИОКР в США больше или практически столько же, сколько американские корпорации в этих странах – см. таблицу).

Зарубежные капиталовложения служат как бы “усилителем” технологической специализации компании-инвестора.

Так, германские монополии вкладывают средства в американские НИОКР в электроприборостроении, фармацевтике, химии. В Великобритании иностранные инвестиции сосредоточены в электронно-информационном комплексе, производстве медицинского оборудования, автомобильной и пищевой промышленности, сфере финансовых услуг.

n Активное развитие межфирменной кооперации началось в 80-х годах. В 90-х годах появилась новая форма сотрудничества – стратегические альянсы компаний разных стран, нередко даже конкурирующих между собой. Объединение научных и производственных ресурсов дает возможность партнерам, сохраняя полную самостоятельность, разрабатывать новые идеи, достигать экономии времени и издержек, снижать риски.

Альянсы создаются в наиболее передовых отраслях (микроэлектронике, телекоммуникациях, биотехнологии, автомобилестроении и аэрокосмической промышленности), где конкуренция носит крайне жесткий характер, однако издержки по созданию новых технологий столь высоки, что их не могут позволить себе даже компании-лидеры. По оценкам, количество стратегических альянсов увеличивается ежегодно на 25%. Вместе с тем большинство подобных объединений, как правило, преследует краткосрочные задачи, что служит одной из причин распадения 60% из них.

Альянсы организуются в основном между западноевропейскими и американскими компаниями, однако в русле стратегии укрепления европейского бизнеса растет их число в самой Западной Европе. Стратегические альянсы действуют в рамках программы “Эврика”, Европейского космического агентства. Ярким примером может служить решение об интеграции европейских лидеров аэрокосмического и военного производства.

n Важное проявление глобализации – растущая кооперация между национальными университетами и иностранными промышленными фирмами.

Так, в Великобритании в начале 90-х годов доля иностранных источников в проведении НИОКР в университетах составила 5% ( при доле промышленности в 7%), при этом примерно 60% средств поступило по линии ЕС, а остальные 40% от зарубежных компаний. Достижения английских ученых в области фундаментальных наук привлекают иностранные фирмы в университеты. Японская компания “Тошиба” открыла свой первый европейский исследовательский центр в Кэмбридже еще в 1991 г. Исследовательские центры имеют в Англии компании “Хитачи” и “Шарп”.

В результате такого сотрудничества появился ряд университетов, постоянно получающих средства от промышленности, и научная “периферия”, лишенная такой поддержки. В долгосрочной же перспективе механизм кооперации с иностранными университетами способен ударить и по самим промышленным компаниям. Систематическая ориентация на зарубежные источники знаний чревата лишением промышленности притока специалистов, которых готовят местные научные учреждения.

Расходы на НИОКР филиалов иностранных компаний в США и американских компаний
в странах Западной Европы (1995 г., млрд долл.)
Страна Расходы на НИОКР
западноевропейских компаний
в США
американских компаний
в Западной Европе
Германия 3,98 2,81
Швейцария 3,09
Великобритания 2,48 2,18
Франция 1,64 1,36
Нидерланды 0,84 0,42
Швеция 0,81

Источник: Research-Technology Management. – 1997. – v.40. – N 5. – Р.3; National Institute Economic Review. – 1997. – N 2. – Р. 69.

В будущем международное сотрудничество может стать единственным способом реализации крупных научных проектов из-за постоянного роста стоимости исследований. В настоящее время в условиях сокращения бюджетного финансирования науки правительства пересматривают свое отношение к подобным проектам, выдвигая на первый план соображения экономического и социального характера. Перерастание регионального сотрудничества в глобальное активизирует работы в области “большой” науки.


Международная технологическая кооперация в Европе


Усиление региональной кооперации в Западной Европе вызвано не только общими, но и чисто “европейскими” причинами. Среди них эксперты отмечают сокращение бюджетных расходов на НИОКР в ряде западноевропейских стран; прозрачность национальных границ в ЕС; отказ от жесткого государственного регулирования; административные реформы, дающие большую самостоятельность регионам, и включение инновационной составляющей в общую стратегию их развития; стремление ограничить деятельность американских ТНК; политические и экономические изменения, повлекшие реструктуризацию сферы НИОКР в государствах Центральной и Восточной Европы. Сохраняется также влияние традиционных факторов – географической близости, общности языка и культуры.

Рост кооперации в научно-технической сфере “подталкивается” и усилением тенденций к образованию экономических интеграционных объединений (создание “единой Европы”, Североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА, предстоящее формирование Тихоокеанской зоны свободной торговли – РАФТА и т.д.).

Развитие научно-технической кооперации в Европе строится на “многоярусной” основе. Можно выделить три основных уровня: панъевропейский– в рамках программ ЕС, по линии программ “Эврика”, КОСТ (сотрудничество в области научных исследований и технических разработок), ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований), Европейского космического агентства, Европейской биомолекулярной лаборатории, НАТО и т.д.; субрегиональный – приграничное сотрудничество административных регионов разных стран и экстерриториальное сотрудничество регионов государств, не имеющих общих границ; локальный– сотрудничество территорий в рамках одной страны. Усиление регионализма поддерживается как “сверху” (через Европейскую комиссию и национальные правительства), так и “снизу” (по инициативе самих регионов).

Сотрудничество на базе ЕС является основой для расширения общеевропейской кооперации. Создание единого рынка с общей численностью населения более 360 млн человек, а также перестройка экономики западноевропейских стран, направленная на повышение конкурентоспособности на глобальных рынках, формируют предпосылки для ускорения роста в данном регионе. Стоящие перед ним главные задачи – борьба с безработицей, повышение качества жизни и усиление конкурентоспособности национальной промышленности - накладывают отпечаток на формирование единой научно-технической политики ЕС.

Разработанная в ЕС стратегия технологического развития на ближайшее десятилетие предусматривает три ключевых элемента: поддержку образования и мобильности кадров; создание благоприятной правовой, регламентирующей и финансовой среды; стимулирование инновационной активности в частном секторе и усиление кооперации как на национальном уровне, так и на уровне ЕС.

Авторы стратегии исходили из того, что масштабы необходимых финансовых и интеллектуальных ресурсов постоянно растут и ни одно европейское государство не может самостоятельно обеспечить технологические прорывы, гарантирующие завоевание новых рынков. В этой связи роль европейской кооперации еще более усилится. Хотя на проведение единой научной политики Евросоюза направляется только 4,5% государственных расходов на НИОКР в странах-участницах, она играет роль катализатора кооперации промышленных компаний, университетских и государственных лабораторий, малого инновационного бизнеса.

В ближайшей перспективе основная часть тематических направлений единой политики ЕС будет нацелена на усиление роли Европы в международной научно-технической конкуренции и повышение качества жизни. При этом основным критерием формирования новых программ сотрудничества принято решение европейских проблем.

Предполагается, что научно-техническое сотрудничество в Европе с большой степенью вероятности будет осуществляться по принципу концентрических кругов. Ядро региональной кооперации образуют наиболее развитые в научно-техническом отношении государства Западной Европы – Германия, Великобритания, Франция, Скандинавские страны.

Государства Центральной и Восточной Европы, которые намереваются присоединиться к ЕС до 2000 г., страны Балтии и некоторые другие постсоциалистические страны будут участвовать лишь в отдельных программах, поскольку процессы реструктуризации экономики здесь еще не завершились. Принятая стратегия отводит им роль своеобразного “третьего мира” в единой Европе.

Страны “первого эшелона”, подавшие заявку на вступление в Евросоюз (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония), намерены развернуть интенсивную подготовку к присоединению, что потребует значительных инвестиций в создание научно-исследовательской инфраструктуры, адекватной существующей в ЕС. Эти государства заинтересованы в активном участии в европейской научно-технической кооперации, прежде всего по линии единой научно-технической политики. Так, в Венгрии сотрудничество по линии программ ЕС в области НИОКР пользуется приоритетной поддержкой правительства, опираясь на программу привлечения иностранного капитала в национальные НИОКР.

Третью зону составят неприсоединившиеся страны, в отношении которых со стороны ЕС можно ожидать создания отдельных механизмов вовлечения в научно-техническую кооперацию, в частности на региональной основе. В противном случае эти государства могут остаться “за бортом” данного процесса.

Внутри самих европейских стран продолжается технологическая регионализация. Инновационная деятельность становится стержнем регионального развития. Различия в научно-техническом уровне регионов усугубляют существующую экономическую неравномерность. Глобализация сферы НИОКР может смягчить как внутри-, так и межстрановые региональные диспропорции.

Неслучайно в ходе разработки перспективного плана развития науки и техники Великобритании британские эксперты поставили необходимость глобального сотрудничества на второе место после внутристранового, а европейского – на третье. Особое значение кооперация в глобальном масштабе имеет для таких направлений, как здравоохранение и науки о жизни, энергетика, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, обрабатывающая промышленность, информационно-электронный комплекс, финансовые услуги.

Европейская же кооперация наиболее актуальна в области аэрокосмоса и обороны, транспорта, новых материалов.

Пятая Рамочная программа европейского сотрудничества в области НИОКР на 1998 – 2002 гг. нацелена не только на решение крайне важных для данного региона проблем, но и вопросов, носящих более глобальный характер.

Основные приоритеты программы – улучшение качества жизни и управление ресурсами жизнеобеспечения, построение информационного общества, стимулирование конкурентоспособности в условиях устойчивого развития, сохранение экосистемы. Предусмотрен комплексный подход к решению многоотраслевых проблем, проведению доконкурентных НИОКР. Большое внимание во всех тематических направлениях будет уделяться совместным фундаментальным исследованиям, вопросам подготовки кадров, поддержки малых фирм, партнерства между различными субъектами НИОКР, сотрудничества и координации деятельности национальных и наднациональных европейских организаций.


Локальные сети


Изменения в методах координации экономики, отказ от жесткого иерархического контроля и командных структур, переход к горизонтальным межфирменным отношениям ведут к повышению значения территориального сотрудничества. В этой связи происходит усиление роли локальных научно-технических кластеров (территориальных зон развития новых технологий), формирующихся на основе научных парков, инкубаторов малого бизнеса, технополисов и региональных (созданных в рамках национальных государств) объединений. Наибольшее распространение территориальные кластеры получили в Великобритании и Германии.

В таких кластерах происходит смещение конкуренции от соперничества отдельных компаний в сторону формальных и неформальных межфирменных союзов. Несмотря на развитие средств связи фактор расстояния по-прежнему сохраняет свое значение для развития сотрудничества между различными субъектами НИОКР. Так, по некоторым оценкам, наиболее продуктивным является сотрудничество в 100-мильной зоне.

Создание единого европейского рынка, сужение национальных рыночных ниш активизируют формирование трансрегиональных (пересекающих национальные границы) сетевых структур. Инициатива их организации исходит из самих регионов, заинтересованных в реструктуризации местной экономики и поддержке динамично развивающихся отраслей. Эти образования, созданные силами регионов двух или более стран, могут иметь различный вид (объединения, ассоциации, кооперирование в решении конкретных научно-технических проблем региона) и носить территориальный или экстерриториальный характер.

Так, объединение приграничных регионов Франции, Бельгии и Люксембурга образовано для преодоления кризиса сталелитейной промышленности. В рамках программы “Эврика” в целях реструктуризации угольной и сталелитейной отраслей Северной Моравии и Силезии начато сотрудничество предприятий и научно-исследовательских институтов Чехии, Австрии, Словакии и Польши.

Параллельно с приграничным сотрудничеством развивается взаимодействие регионов, не имеющих общих границ, но преследующих общие интересы.

В качестве примера подобных образований может служить группировка регионов Баден-Вюртенберг (Германия), Ломбардия (Италия), Каталония (Испания) и Уэльс (Великобритания) с целью осуществления долгосрочного экономического и научно-технического сотрудничества. В Великобритании действует сеть 12 территорий с развитой авиакосмической и автомобильной отраслями промышленности с общим центром в Уорикском университете, цель которой – налаживание связей с потенциальными партнерами в Европе.


Роль государства в процессах глобализации и регионализации


В Западной Европе государство играет важную роль в развитии международной, панъевропейской и региональной кооперации, при этом одни страны придерживаются глобального направления, другие выступают за “европеизацию” сотрудничества.

Английское правительство, например, всячески поощряет расширение участия иностранных инвесторов в сфере НИОКР, распространяя на зарубежные компании все схемы стимулирования инновационной активности. В результате в структуре финансирования НИОКР, выполненных в частном секторе промышленности, доля внешних поступлений (19%) превышает долю средств, поступающих из госбюджета (12%).

Во Франции же государство поддерживает прежде всего собственных лидеров.

В настоящее время стратегия ЕС предусматривает укрепление мощи “евробизнеса”, в частности путем поддержки создания стратегических альянсов европейских компаний и исследовательских центров. Примером может служить программа “Эврика” (сотрудничество в области промышленных исследований), в которой занято более 2 тыс. участников (университеты, государственные лаборатории и фирмы из 25 стран). Она финансируется частично из государственных средств.

Деятельность технологических альянсов требует государственного регулирования. Их создание стимулируется путем политической и правовой поддержки, предоставления финансовых гарантий и страхования рисков. В ряде случаев государство защищает национальных производителей, интересы которых могут пострадать в результате деятельности альянсов.

Государство способствует региональному научно-техническому развитию практически во всех странах Западной Европы, однако финансовая поддержка, как правило, оказывается передовым в научно-техническом отношении районам, прежде всего тем, где размещена военная промышленность.

В условиях сокращения бюджетного финансирования меняется роль центральных правительств. В 80-90-е годы они концентрируют усилия на создании механизмов координации национальных НИОКР и научно-технической инфраструктуры. Государство, в частности, помогает уже существующим технологическим кластерам или стимулирует создание новых сетей фирм, ранее не контактировавших между собой. Кроме того, оно играет роль брокера между сферой НИОКР и фирмами.

Так, во многих западноевропейских странах (Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии) были образованы различные научно-технические центры по кооперации университетов и промышленности, междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новых технологий малому и среднему бизнесу. Как правило, они создавались на региональной основе. В ряде государств (Швеции, Австрии) произошло ослабление административного контроля за деятельностью университетов.

Параллельно происходит все большее смещение ответственности за региональное научно-техническое развитие в сами регионы, особенно в странах с федеративным устройством.

В Бельгии, например, в начале 90-х годов федеральное правительство финансировало только 40% государственных расходов на НИОКР. Региональные власти Фландрии, Валлонии и Брюсселя несут ответственность за финансирование промышленных НИОКР. В Австрии регионы финансируют около 20% государственных НИОКР.

С созданием единого европейского рынка региональная научно-техническая политика переходит на наднациональный уровень. Евросоюз частично берет на себя функции национальных правительств по стимулированию регионального развития.

До 1987 г. ассигнования на научно-техническое региональное развитие по линии Структурного фонда ЕС не превышали 180 млн экю, в 1988-1992 гг. затраты составили уже 3 млрд экю. В 1991 - 1994 гг. 70% европейских экономически недостаточно развитых регионов (особенно в Греции, Северной Ирландии и Республике Ирландия) смогли принять участие в единой научно-технической политике ЕС благодаря средствам из региональных фондов Евросоюза. В 1994 – 1999 гг. ассигнования на эти цели должны достичь 6 млрд экю. В настоящее время каждый четвертый регион Западной Европы претендует на финансирование своего научно-технологического развития в рамках совместной инициативы Европейского регионального фонда и пятой Рамочной программы НИОКР.

Глобализация выдвигает проблему управляемости “сверху” и “снизу”, делает необходимым разработку новых принципов взаимоотношений частного бизнеса и государства. Растущая кооперация влечет ряд далеко идущих последствий, решение которых ложится на плечи государства (проблемы интеллектуальной собственности и утечки умов, формы поддержки университетов, “патронат” науки, выбор приоритетов исследований, содействие кооперации малых и средних компаний и т.д.).

Государство вынуждено приспосабливать внутреннюю институциональную систему к требованиям международного сотрудничества. Вместе с тем интересы отдельной страны в условиях растущего взаимодействия могут быть защищены только на наднациональном уровне (например, в области охраны окружающей среды, установления “правил игры” в информационной сфере, охраны интеллектуальной собственности и т.д.). В Западной Европе эту функцию осуществляет ЕС.

Кроме того, предпринимаются шаги по созданию глобальной системы управления, прообразом которой является ВТО. Хотя глобализация процесса выработки решений будет снижать автономию государства в данной области, отдельные страны смогут влиять на политику друг друга.

Таким образом, государство играет как бы двоякую роль. С одной стороны, оно вынуждено приспосабливаться к условиям глобализации и может предпринимать меры, тормозящие сотрудничество, если это не отвечает интересам национального капитала, с другой – само создает предпосылки для его дальнейшего развития. Особенностью Западной Европы является взятие на себя Евросоюзом в условиях бюджетных дефицитов стран-участниц функций по стимулированию регионализации и выравниванию региональных диспропорций.

***

В заключение отметим, что усиление технологического регионализма повлечет за собой формирование новых моделей научно-технической политики, учитывающих местную, региональную и глобальную составляющие. Без соответствующих глобальных мероприятий технологический разрыв между экономически развитыми и слабыми регионами вряд ли будет устранен.

Регионализм и глобализм могут быть как взаимодополняющими, так и  противостоящими друг другу тенденциями, при этом необходимость борьбы с отрицательными последствиями НТП способна играть роль движущей силы и того и другого процесса. Чтобы смягчить эти последствия (рост безработицы, усиление социального неравенства, постепенное разрушение традиционной структуры промышленности и т.д.), ряд стран и региональных группировок принимают меры дирижистского характера. По мнению французского экономиста, лауреата Нобелевской премии М.Алле, региональные группировки должны иметь возможность устанавливать разумную систему защиты от внешней конкуренции1.

Не исключено, что национальный и региональный эгоизм, диктуемый краткосрочными интересами, в определенные периоды будет сдерживать процессы глобализации. Особенно это касается стран с более низким уровнем экономики, в частности постсоциалистических, где происходят процессы реструктуризации.

Переход к евровалюте, перспектива гармонизации налоговой политики и рынков труда в ЕС создают дополнительные стимулы к развитию общеевропейского сотрудничества, закладывают основу для продвижения интеграционных процессов (в том числе в научно-технической сфере) на Восток.


1Allais M. Ce gui doit arriver arrive: la pensee de Jacgues Rueff et la crise d’aujoud’hui. Commentaire. – P. – 1997. – V.20. – N 77. – P. 15 – 24.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz