Россия и ВТО: механизм сближения
По мнению многих читателей журнала, России, чтобы стать полноправным участником
мирового рынка товаров и услуг, необходимо быстрее принять правила игры, которые
в условиях глобализации определяются коллективно при решающей роли Всемирной торговой
организации. В то же время в письмах в редакцию высказываются и опасения, что в
случае вступления страны в ВТО неизбежные потери могут “перевесить” будущие преимущества.
Кто прав в этом споре? Как известно, ВТО создана при ООН и начала действовать с
1 января 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня
членами этого международного клуба являются около 150 государств, на долю которых
приходится более 95% мировой торговли.
Парадоксально, но факт: когда в России господствовала командно-административная
система, отношения с международной торговой системой были гораздо лучше, чем сейчас.
Достаточно сказать, что в 1992 г. против России имелось 12 ограничений, а в 2002
г. – 120. Указывая на это обстоятельство, читатели журнала заключают: хотя вступление
в ВТО и не станет панацеей от всех бед, но этот шаг сделать придется. В противном
случае страна окажется выброшенной за борт клуба, где вырабатываются нормы и правила
мировой торговли.
Проблемы, возникающие в российской экономике в связи с подготовкой к вступлению
в ВТО, обсуждались в феврале 2002 г. на экономическом форуме в Кремле и российско-
американской конференции “Россия на подъеме”, где участвовали представители Администрации
Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания, видные российские и зарубежные
ученые и специалисты.
В публикуемых ниже материалах аргументы “за” и “против” этого решения приводят директор
Института экономики РАН, академик Леонид Абалкин, президент Торгово-промышленной
палаты РФ, академик Евгений Примаков и президент Союза инвесторов Рубен Яврян. Редакция
рассчитывает, что по этому поводу на страницах журнала выскажутся и другие наши
авторы и читатели.
“Требуется развернутая, без политизированной спешки, подготовка
России к членству в ВТО…”
ЕВГЕНИЙ ПРИМАКОВ
Процесс
рыночных реформ требует согласованных усилий власти и бизнеса, их конструктивного
взаимодействия. Оно, к сожалению, пока не стало правилом при переговорах России
со Всемирной торговой организацией – такова точка зрения президента Торгово-промышленной
палаты РФ Евгения Примакова. Считая вступление России в ВТО стратегически
безальтернативным, академик Е.Примаков обусловливает этот шаг необходимостью
тщательной предварительной подготовки со стороны как государства, так и бизнеса.
По его словам, одним из элементов такой подготовки стала разработанная палатой Концепция
присоединения РФ к ВТО. Еще до опубликования в печати этот документ был разослан
региональным и местным торгово-промышленным палатам, ассоциациям и объединениям
предпринимателей, которые внесли свои предложения и замечания, учтенные при разработке
его нынешнего варианта. В концепции отмечается, что при всем масштабном потенциале
современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном
взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Однако нормы и правила ВТО создадут
для российского бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования,
а это вызовет в стране неоднозначную реакцию. Поэтому требуется развернутая и целевая,
без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической
безопасности страны с учетом мнения и интересов российского бизнеса. Условия
участия в ВТО
ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой
деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка
для иностранной конкуренции. Для этого Россия должна взаимно зафиксировать
со странами – участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг,
согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать
правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению
в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет. Эти условия
торговли постепенно либерализуются в ходе регулярных раундов переговоров в ВТО (очередной
из них начался в январе 2002 г.) Предусматриваются также и исключения или переходные
периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной
торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться,
в том числе при вступлении страны в ВТО. Это открывает серьезные возможности для
наших переговорщиков с ВТО. Естественно, что экспорториентированные отрасли
российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении
подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше
пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный
блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым,
полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло
бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей. Однако остро стоит
вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его
нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться этими преимуществами, а
главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного
рынка для иностранной конкуренции. Правительство России на переговорах с ВТО
уже заявило свою исходную позицию. К сожалению, она до последнего времени формулировалась
без должных консультаций с отечественным бизнесом и пока не подкреплена какой-либо
конкретной программой подготовки к присоединению, необходимой разъяснительной работой.
Опросы и анкетирование предприятий показывают, что такое положение должно быть
исправлено, а власть и бизнес обязаны пройти весь оставшийся путь подготовки и вступления
в ВТО в режиме диалога. Основные заботы российских предпринимателей
Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ.
Это ее ресурсы, уникальное евразийское положение, все еще сохранившийся научно-производственный
потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются
и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.
Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет
к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному
увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями
и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье
и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).
Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть
быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности
производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта, их недогрузки,
заторможенности технического прогресса в стране. По-иному прогнозируется перспектива
импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен
существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность
пока не готова. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической,
авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования,
финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д. Поэтому
о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных
российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли
бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной
внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.
К вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна
не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления
о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской
защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом
наощупь. Отсутствует общенациональная система внешнеэкономической информации для
бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения
и приводит к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной
поддержки промышленного экспорта. В стороне от подготовительной работы остаются
регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдет “компенсации” сокращения
таможенных доходов при либерализации импорта в ВТО за счет дополнительных налогов
на бизнес. Реалистично нужно воспринимать и “переговорные надежды”, связанные с
получением Россией в ВТО статуса страны с рыночной экономикой, потому что антидемпинговые
санкции, против которых мы протестуем, вполне могут налагаться на экспорт и по “рыночным”
правилам. Жестче, чем предполагалось, оказались и переговорная позиция наших партнеров.
Российским запросам на прием в ВТО с учетом специфики страны противопоставляются
требования опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского делового
законодательства, присоединения к необязательным соглашениям ВТО (например,
по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики), широкого открытия рынка
услуг, снижения объемов аграрной защиты и т.д. Программа подготовительных
работ
Ее элементы и этапы как государственной программы Торгово-промышленная палата
видит в следующем: Первое. Безотлагательная разработка и утверждение
промышленной (отраслевой и инновационной) политики России, включая аграрную. Выделение
в ней приоритетных отраслей и производств избирательной (временной) протекционистской
защиты и для поощрения промышленного экспорта услуг, включая интеллектуальную собственность.
Второе. Формирование постоянно действующих государственных механизмов
с целью адаптации отдельных важнейших отраслей экономики (видов производств), регионов
и мелкого и среднего бизнеса к возрастающей импортной конкуренции, а также для стимулирования
промышленного, в том числе наукоемкого экспорта страны. Адекватное бюджетное финансирование
этих механизмов. Третье. Завершение законотворческой работы, необходимой
для присоединения России к ВТО и защиты отечественных предприятий при обязательном
привлечении к ней объединений российского бизнеса. Профессиональная экспертиза новых
законопроектов на их соответствие нормам и правилам ВТО. Четвертое.
Создание общенациональной системы внешнеэкономической информации для отечественного
бизнеса, ориентирующей его в нормах и правилах ВТО, конъюнктуре основных рынков
товаров и услуг, ценах и условиях торговли для отечественного экспорта и импорта.
С участием объединений предпринимателей такая система должна дополняться базой внешнеэкономического
консультирования, подготовки кадров (в том числе по ВТО), обоснованными рекомендациями
по привлечению в случае необходимости надежных зарубежных юридических фирм для разрешения
торговых споров. Пятое. Изменение организации и тактики переговоров
о присоединении к ВТО и в частности: а) активнее привлекать к разработке и
реализации российской позиции на переговорах авторитетные объединения российских
деловых кругов; б) проведение в ходе переговоров твердой линии на первоначальное
“связывание” ставок российского таможенного тарифа на уровне не ниже ставок действующего
тарифа. Согласование конечных значений такого “связывания”, продолжительности и
условий переходных периодов, а также фиксация режимов (исключений) для иностранных
поставщиков услуг на российском рынке на базе интересов и требований отечественной
экономики и промышленной политики России. Отстаивание уровней аграрной поддержки,
адекватных потребностям страны; в) отказ от установления “мобилизующих дат”
приема России в ВТО, что лишь усиливает давление иностранных партнеров на российских
переговорщиков; г) проведение регулярных анализов и оценок промежуточных итогов
переговоров с участием авторитетных объединений российского бизнеса. Участие их
представителей на постоянной основе в работе правительственной комиссии России по
ВТО. Шестое. При присоединении России к ВТО не должен быть нанесен
ущерб Союзу с Республикой Белоруссия, Таможенному союзу стран СНГ и зоне свободной
торговли СНГ в целом. Призывая правительство к проведению подготовительных
мер, большинство проанкетированных российских предприятий полагает, что и со своей
стороны они смогут провести необходимую подготовку к участию в ВТО. Такая подготовка
должна включать выбор конкурентоспособной специализации при экспорте и продажах
на отечественном рынке, обновление основных фондов, создание на предприятиях конъюнктурных
подразделений и юридических служб, владеющих вопросами ВТО. Не исключено, что при
этом понадобится реорганизация отдельных предприятий на базе опыта зарубежных транснациональных
корпораций. Гораздо большая организованность при подготовке к вступлению в
ВТО требуется и от объединений российского бизнеса. Пока они выступают здесь разрозненно,
снижая тем самым в глазах власти авторитет своего мнения. Поэтому назрела необходимость
создания объединенного Консультативного совета российского бизнеса по проблемам
ВТО, учредителями которого совместно с ТПП могли бы стать отраслевые и функциональные
структуры деловых кругов. Такой совет в своей работе мог бы непосредственно взаимодействовать
по всем обозначенным выше вопросам с правительственной комиссией по ВТО и российской
переговорной делегацией. |