Государственное регулирование
Роль государства в повышении конкурентоспособности российских
производителей
СЕРГЕЙ ОГОРОДОВ
кандидат экономических наук,
Торгово-промышленная палата РФ
• Имеющиеся в России конкурентные преимущества позволяют
ей войти в первую половину или даже в треть рейтинга мировой конкурентоспособности
по отдельным показателям
• Основные причины низкой конкурентоспособности обусловлены особенностями как российской
рыночной системы, так и политики, проводимой государством и предприятиями
• России следует активнее поворачивать от сырьевой к технологической ориентации
развития экономики
Последнее десятилетие, проходящее под знаком глобализации, еще более обострило
проблемы конкурентоспособности экономик на мировом уровне. Для России первостепенной
становится задача повышения конкурентоспособности страны с опорой на рост эффективности
деятельности отечественных производителей и усиление государственного регулирования.
Конкурентные преимущества национальных производителей
На основе обобщения позитивных наработок нескольких теорий, так или иначе затрагивающих
анализ конкуренции1, следует выделить пять основных типов конкурентных
преимуществ производителей. Ресурсные – конкурентные преимущества фирм,
увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой
продукции, и складывающимися по следующим причинам: • благоприятному налоговому
и бюрократическому режимам, создаваемым правительством страны размещения капитала
и позволяющим фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных
издержках; • выгодному местоположению (близости к транспортным и информационным
коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры); • благоприятным
условиям доступа к природным ресурсам и недвижимости; низким процентным ставкам
(дешевизной заемного капитала); • дешевизне (доступности) природных ресурсов
(ресурсов литосферы и гидросферы территории) и рабочей силы. Технологические
конкурентные преимущества производителей обусловлены наличием и эксплуатацией фирмами
технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих
потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции.
Инновационные конкурентные преимущества производителей формируются за
счет реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное
обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать
потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции.
Глобальные конкурентные преимущества производителей связаны с формированием
внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности
и их реализацией в политике фирм и государства. Культурные конкурентные
преимущества производителей обусловлены культурной близостью (различиями) стран,
позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры.
Структура конкурентных преимуществ российских производителей
Характер основных конкурентных преимуществ российских производителей отчетливо
выявляется при сравнении рейтингов России и США в Отчете о мировой конкурентоспособности
за 2000 г., опубликованном Всемирным экономическим форумом2. Следует
прежде всего отметить, что некоторые преимущества РФ, отражающие ее инновационный
потенциал, дают возможность стране войти в первую половину или даже в треть рейтинга
конкурентоспособности. Сюда можно отнести 15-е место по конструктивному совершенству
продукции (у США – 6-е), 18-е место по научно-исследовательским организациям и технологическому
развитию (у США – 1 и 2-е соответственно). Далее 22-е место России по уровню частных
расходов на НИОКР хотя и далеко от третьего места США, но все же отнесено разработчиками
рейтинга к динамическим конкурентным преимуществам. Россия также отстает от США
по качеству маркетинговой деятельности предприятий, однако все равно ее место здесь
не самое низкое – 27-е. Однако политика правительства и национальная бизнес-среда
в Российской Федерации в целом оцениваются этим рейтингом низко. Реализации инновационных
преимуществ производителей препятствуют низкие уровни:
ь защиты интеллектуальной собственности (56-е место)
и лицензирования технологий (52-е место). Этот рейтинг вполне правдоподобен, так
как Россия и по сей день считается одной из самых “пиратских” стран в мире в отношении
интеллектуальной собственности и авторских прав; ь
доступности венчурного капитала для новых рискованных проектов (48-е место);
ь доступности займов для мелкого бизнеса (54-е
место); ь простоты создания (запуска) нового
бизнеса (56-е место). Это означает отсутствие или низкую эффективность передачи
технологий, что превращает финансирование НИОКР в финансирование создания невостребованных
научных заделов и приводит в итоге к неконтролируемой утечке за границу ценной научно-технической
информации и “мозгов”. Практически ни одного показателя технологической конкурентоспособности,
значимого для американских производителей, нет в российской таблице. Исключение
составляет, быть может, лишь только ставка налога на прибыль (22-е место), однако
в отличие от США это не сказывается на деловой активности, поскольку по доле инвестиций
в ВВП Россия – на одном из последних мест. Относительно низкие налоги на прибыль
не подкреплены налоговой дисциплиной (57-е место по уровню уклонения от налогов)
и потому не обеспечивают инвестиционного эффекта налоговой системы (54-е место).
Кроме того, низкий уровень налогов на прибыль нивелируется нестабильностью налоговой
системы в целом (58-е место). Относительно высокий уровень национальных сбережений
(21-е место против 45-го места США), который мог бы поддерживать как технологические,
так и инновационные преимущества, соседствует с крайне неразвитой банковской системой
(56-е место по доле частного капитала в банковской системе и 51-е место по платежеспособности
банков). В итоге сбережения становятся объектом спекуляции, а не инвестиций, о чем
свидетельствует большая разница ставок привлечения и размещения (56-е место против
11-го у США), а также доступность ссуд для бизнеса (54-е место против 2-го у США).
Некачественная система движения финансовых потоков внутри страны (недоступность
национальных сбережений для инвесторов) и плохая репутация РФ как международного
заемщика не позволяют использовать то технологическое преимущество, которого нет
у США, наладивших свою систему внешнего и внутреннего финансирования. Ресурсные
преимущества производителей в России также ослабляются следующими факторами:
ь низким уровнем финансовой открытости компаний
(56-е место). В первую очередь это касается крупных сырьевых производителей;
ь зависимостью государственных чиновников (53-е
место); ь уровнем коррупции в государственном
аппарате (56-е место). Таким образом, результаты анализа структуры конкурентных
преимуществ российских производителей получают подтверждение в методиках, основанных
на количественных оценках. Объективная оценка возможностей применения в России
международного опыта повышения конкурентоспособности национальных производителей,
на наш взгляд, должна строиться по следующей схеме: 1. Определение максимально
широкого спектра направлений государственной поддержки конкурентоспособности национального
производства. 2. Корректировка направлений поддержки с учетом особенностей
состояния российских предприятий. 3. Корректировка направлений поддержки с
учетом ограничений, связанных с характером продуктов и рынков сбыта российских производителей,
а также с учетом макроэкономической ситуации в России.
Направления поддержки российских национальных производителей
Для повышения конкурентоспособности российской экономики следует сосредоточиться
на следующих принципиально важных, но не в полной мере реализуемых (или вообще не
реализуемых) для России направлениях поддержки производителей. 1. России необходимо
в полной мере использовать потенциал поддержки ресурсных преимуществ производителей,
включая тарифное и нетарифное регулирование и прямое субсидирование некоторых отраслей.
Этот вывод обусловлен следующими соображениями: ь
большинство активных участников международной торговли используют прямые защитные
меры в отношении своих сельскохозяйственных производителей;
ь объективные условия сельскохозяйственного производства
в России между тем гораздо менее благоприятны, что лишний раз доказывает необходимость
компенсации рентных различий; ь меры прямой
государственной поддержки в отношении высокотехнологичных отраслей обусловлены объективными
ограничениями действия рыночного механизма в этих отраслях, поскольку длительные
циклы НИОКР, а также высокая степень риска в инновационных проектах сдерживают развитие
массовых рынков сбыта и частных источников финансирования в соответствующих отраслях.
2. Макроэкономическая политика России остро нуждается в расширении использования
инструментов косвенной поддержки национальных производителей, в частности налоговых
и кредитных, широко применяемых в отраслях американской промышленности и сельского
хозяйства. Будучи не менее эффективными с точки зрения отраслевых результатов они
являются гораздо менее обременительными для государственного бюджета, а следовательно,
носят гораздо менее проциклический характер. 3. Решение принципиального для
современной российской экономики вопроса об отраслевой структуре экономического
роста, форме ориентации экономической структуры и месте России в международном разделении
труда связано с изменением сформировавшейся в последние годы сырьевой структуры
ВВП и экспорта. Повышение степени переработки исходного сырья в этой связи – задача,
которая актуальна для России в гораздо большей степени, чем для США, активно решавших
ее в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности. 4. Учитывая опыт
государственного регулирования в естественных монополиях (прежде всего в электроэнергетике),
Россия должна продолжать реформы в газовой отрасли и электроэнергетике. Американская
электроэнергетика, не являясь экспортоориентированной отраслью, тем не менее сильно
влияет на международную ценовую конкурентоспособность основных экспортеров. Принимая
во внимание указанную выше необходимость повышения степени переработки исходного
сырья и изменения сырьевой ориентации, задача ослабления давления материальных издержек
на внутренние и экспортные цены в отраслях обрабатывающей промышленности приобретает
актуальность и должна решаться в увязке с предыдущим направлением поддержки национального
производства. 5. Безусловно, адекватным задаче роста конкурентоспособности
является использование богатого опыта США в области повышения инновационной активности
в экономике и стимулирования наращивания инновационных конкурентных преимуществ
реальным сектором экономики. Учитывая наличие значительных научно-технических заделов,
с одной стороны, а также отставание России в области стимулирования научно-технологической
кооперации различных субъектов и секторов экономики и в качестве механизмов передачи
технологий, с другой, данное направление повышения конкурентоспособности национального
российского производства вполне обоснованно. 6. Включение России в процесс
глобализации требует применения опыта США в области стимулирования создания глобальных
преимуществ производителей. В первую очередь это касается реализации экологических
ограничений на экономический рост, прекращения оттока и частичной “репатриации”
мозгов из-за границы, развития телекоммуникационного сектора экономики, в том числе
Интернета, а также транснационализации российского бизнеса. 7. Использование
неформального культурного влияния США в мире и особенно в Латинской Америке дает
повод России развивать сотрудничество с этнически и культурно близкими странами.
Прежде всего это относится к странам СНГ с большой русской диаспорой, а также к
православным странам Балкан.
Недостатки в политике
российских предприятий
Политика подавляющего большинства предприятий-производителей, как правило, была
направлена на восстановление ресурсных преимуществ. Однако несмотря на общее инвестиционное
оживление, во многих отраслях (электроэнергетика, пищевая промышленность, морской
транспорт, нефтедобыча, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,
газовая промышленность, сельское хозяйство) продолжался инвестиционный голод и,
как следствие, отсутствие простого воспроизводства капитальных ресурсов. Восстановление
или усиление технологических преимуществ у части российских предприятий происходило
в формах: ь ввода в действие технологий, экономящих
различные виды производственных ресурсов; ь
увеличения степени переработки исходного сырья; ь
включения предприятий российских обрабатывающих отраслей в интернационализированные
воспроизводственные циклы. Долгосрочные угрозы восстановлению технологической
конкурентоспособности обусловлены серьезным отставанием большинства российских предприятий
от иностранных конкурентов по уровню производительности труда и капитала (фондоотдаче).
Последнее даже при существенно более низкой стоимости рабочей силы не позволяет
поддерживать низкие цены в средне- и долгосрочном периоде вследствие растущих эксплуатационных
затрат и при невосполнимом выбытии капитала в условиях дефицита инвестиций.
Восстановление или усиление инновационных преимуществ у части российских предприятий
происходило в формах: ь расширения номенклатуры
и освоения новых видов конкурентоспособной продукции;
ь внедрения прогрессивных технологий. Ограничения
инновационного роста существовали в формах: ь
низкой инновационной активности предприятий; ь
несоответствия структуры производства в растущих отраслях структуре рыночного спроса;
ь отсутствия приемлемых для потребителей схем расчетов
в капиталоемких отраслях.
Недостатки в области рынков сбыта российских производителей
и макроэкономической ситуации в России
Экономический рост 1999-2000 гг. в России базировался на частичном возврате ресурсов
в реальный сектор. Частичный возврат ресурсов в реальный сектор экономики происходил
преимущественно в форме восстановления оборотных средств за счет снижения просроченной
задолженности всех видов и фактически означал частичное восстановление ресурсных
преимуществ в большинстве отраслей. Внешнеэкономический аспект этого процесса
таков, что реальный сектор экономики России оказался весьма чувствительным к ценовым
факторам внешней торговли, в том числе валютному курсу, соотношению внутренних и
мировых цен, прежде всего на сырьевых рынках. Восстановление ресурсных преимуществ
носило неустойчивый характер, поскольку изначально в большинстве случаев оно имело
под собой благоприятное для национальных производителей изменение внешней конъюнктуры.
Так, процесс импортозамещения ослаблялся ростом цен на импортные ресурсы, а впоследствии
и ростом внутренних цен производителей. Уверенно можно прогнозировать и ухудшение
положения в отраслях сырьевого сектора, поскольку конъюнктура цен мировых сырьевых
рынков, как правило, не остается благоприятной длительное время. Использование
ресурсных преимуществ по-прежнему затрудняется такими макроэкономическими факторами,
как ухудшение состояния ресурсной базы добывающих отраслей, ростом ресурсных цен
и нестабильностью поставок, а также сохраняющимися неденежными расчетами.
Факторы импортозамещения (как следствие финансового кризиса 1998 г.) и улучшения
конъюнктуры мировых сырьевых рынков сыграли основную роль в реализации ресурсных
преимуществ российских товаропроизводителей. При этом потребительский рынок – основное
поле импортозамещения – оказался гораздо менее емким, чем рынок продукции производственно-технического
назначения, о чем свидетельствовал более быстрый рост в отраслях инвестиционного
комплекса, связанных с поставками продукции производственно-технического назначения
в сырьевые отрасли. Краткосрочные макроэкономические угрозы в основном связаны
с возможностью нарастания инфляционных процессов. Учитывая неизбежный рост коммунальных
платежей в связи с предстоящей жилищно-коммунальной реформой, планируемым повышением
пенсий военнослужащим, вкупе с весьма вероятным в условиях благоприятной конъюнктуры
мировых сырьевых рынков повышением внутренних цен на энергоносители, можно с большой
вероятностью прогнозировать всплеск инфляции в 2002-2003 гг., что неизбежно означает
сокращение разрыва внутренних и мировых цен по всему кругу товаров, обращающихся
во внешней торговле. Наступающий в 2003 г. пик платежей по внешним долгам
осложнит бюджетный процесс, сделав затруднительным применение прямых инструментов
поддержки российских товаропроизводителей. Планируемое вступление России в
ВТО, по предварительным оценкам, приведет к сокращению участия российских производителей
на внутреннем рынке, что чревато сокращением темпов экономического роста, уровня
занятости, доходов и связанных с ними прочих макроэкономических показателей.
Пути государственной поддержки конкурентоспособности национальных производителей
Повышение ресурсных конкурентных преимуществ возможно в случае принципиального
решения о кардинальном изменении структуры российской экономики в пользу отраслей
высокой степени переработки. Например, США проводят защитную политику в отраслях,
базирующихся на ресурсных преимуществах, на фоне длящегося уже не один десяток лет
активного инновационно-технологического структурного сдвига, в рамках которого происходит
сокращение сырьевого сектора в экономике. В России же, особенно в последнее десятилетие,
происходили обратные процессы. Ситуация осложняется еще и тем, что сырьевой
сектор (за исключением сельского хозяйства) является наименее зависимым от прямой
государственной поддержки и в то же время выполняет роль крупнейшего налогоплательщика.
С учетом неизбежных бюджетных ограничений, предстоящих российской экономике, роль
сырьевого сектора не только не уменьшится, но и увеличится Сама возможность
эксплуатации ресурсных преимуществ до сих пор ограничена факторами неэкономического
характера (неплатежи, высокий уровень коррупции и преступности). Предприятия вынуждены
были “зализывать раны” вместо того, чтобы активно обновлять технологии и мощности
в отраслях сырьевого сектора. Политика правительства в отношении ресурсных
преимуществ отраслей выражалась в: ь содействии
преодолению платежного кризиса и восстановлению оборотного капитала производителей;
ь прямом субсидировании отраслей;
ь соглашениях с правительствами стран – торговых партнеров
о регулировании условий экспортных поставок; ь
сохранении защитных импортных пошлин по кругу товаров, наиболее чувствительных к
изменению условий внешней торговли; ь мерах
по регулированию естественных монополий и сдерживанию роста издержек у потребителей.
Она как способствовала (электроэнергетика, геология, обувная и кожевенная отрасли,
грузовой транспорт), так и противодействовала (пассажирский транспорт, газовая и
легкая промышленность) восстановлению ресурсных преимуществ в отраслях. Создание
устойчивых ресурсных преимуществ в случае принципиального решения о сохранении приоритетов
сырьевой ориентации экономики требует: ь продолжения
преодоления последствий экономического спада 90-х годов и нейтрализации негативных
внеэкономических эффектов; ь постепенного перехода
к политике содействия инвестиционному экономическому росту, основанному на обновлении
и массированном притоке капитала в те отрасли, для которых преимущества данного
типа являются основными. Этот приток должен позволять, во-первых, создавать возможность
быстрой и масштабной реакции предприятий на благоприятные изменения конъюнктуры
ростом производства и товарного предложения. Во-вторых, он должен позволять финансировать
образование товарных запасов в периоды неблагоприятной конъюнктуры. Важнейшее
значение для будущего экономического развития России имеет принципиальный выбор
между сырьевой и технологической ориентацией экономики. До сих пор государственная
поддержка технологических конкурентных преимуществ российских фирм осуществлялась
посредством: ь реструктуризации государственной
собственности и дотируемых отраслей; ь стимулирования
внутренней конкуренции в российской экономике и ослабления давления на производителей
монопольных факторов; ь приватизации сферы услуг,
позволяющей последней увеличить гибкость. Российское правительство, усиливая
в последние годы антимонопольное регулирование в сырьевом секторе и тем самым создавая
возможности для роста технологической конкурентоспособности, объективно тормозило
развитие сырьевого сектора. Переход к активной поддержке технологических преимуществ,
с одной стороны, потребует жертв от сырьевого сектора, с другой – привлечения масштабных
финансовых ресурсов в обрабатывающую промышленность. Если сырьевой сектор может
обеспечить самофинансирование инвестиций при благоприятном для себя направлении
государственной политики регулирования конкурентоспособности, то индустриальный
сектор зависим от государства здесь в гораздо большей степени. Государственная
политика поддержки инновационных преимуществ российских производителей проходила
в направлении: ь совершенствования нормативно-правовой
базы охраны интеллектуальной собственности и передачи технологий;
ь реализации целевых комплексных программ. Затруднения
в политике вызваны дефицитом финансирования и фактическим отсутствием процесса передачи
технологий. В данной сфере поддержка стоит гораздо дешевле с точки зрения
финансов, однако для того, чтобы ее реализовать, необходимы хорошо отработанные
организационные схемы и механизмы. В то же время наличие в России заделов и квалифицированных
кадров делает подобное инновационное стимулирование вполне логичным и необходимым.
1Теория жизненного цикла продукта в международной торговле
Вернона, теория международной конкуренции М.Портера, теория конкуренции стран К.Рожкова.
2World Competitiveness Report, Oxford, 2000 |