Номер 2/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Способ формирования единого экономического пространства

АНАТОЛИЙ ЕФРЕМОВ
глава администрации Архангельской области
(Россия)


• Необходима многосубъектная и многоуровневая экономическая система
• Развивая экономику республик и областей, нужно интегрировать
их в единое экономическое пространство
• Диспропорции в эффективности производства на Севере
и в центральных регионах России необходимо рационально использовать

Повышение самоуправляемости региона, преодоление дефицита внутреннего рынка и его замкнутости, изжитие монополизма производителей, расширенное участие в международной кооперации - процессы достаточно сложные и длительные, но другого пути нет.


Развитию региона -
оптимальный сценарий


На этапе осознания властью всей глубины проблем перехода России от директивной экономики в либеральное рыночное хозяйство перед теоретиками и практиками стоит трудная задача: как превратить реформы, которые пока для эффективности и благосостояния идут со знаком “минус”, в позитив для всего населения. Для этого необходимо сформировать систему кругооборотов национального капитала, ВВП и доходов, создать многосубъектную и многоуровневую экономическую систему.

К сожалению, после многих лет реформ с форсированной приватизацией мы имеем только начало рыночной экономики, где сложились четыре крупные, но слабо связанные между собой сферы. Во-первых, мелкий и средний бизнес. Во-вторых, традиционные отрасли, оторванные от финансового капитала, образовавшие квазирынок с неплатежами и денежными суррогатами. В-третьих, государственная сфера бюджета и внутреннего долга. И, наконец, крупный финансово-денежный капитал. Ныне хорошо видны сильные и слабые стороны каждого из секторов и можно прогнозировать три-четыре сценария будущего развития. Но наша цель заключается в том, чтобы выбранный вариант был оптимальным. Это значит, что должно обеспечиваться динамичное, устойчивое развитие в длительной перспективе или, по-другому, максимальное количество экономических ресурсов нужно производить наиболее эффективным способом.


Экономические районы
приобретают новые функции


Известно, что стартовая база экономики России для XXI в. пока очень слабая: 102-е место среди 209 стран мира. Отставание от развитых стран в 6-7 раз и от среднемирового уровня примерно на 30%. Фактические темпы роста на душу населения также составляют отрицательную величину. Ясно, что здесь заложена угроза экономической, политической и социальной безопасности страны.

Что же необходимо предпринять, чтобы вырваться из этого плена?

Для начала хочу поддержать известную мысль о том, что сильная Россия - это сумма сильных регионов. Несколько лет назад под второй составляющей этой формулы понимали лишь экономически крепкие административно-территориальные образования - республики, края, области. Сейчас эта же формула приобретает новые грани: усиливается понимание, что для экономики нет административных, политических границ, а поэтому реальные черты постепенно начинают обретать экономические районы.

В этой связи хочу представить наш Северный экономический район, который на протяжении 60 лет трижды подвергался административной перекройке (последний раз в 1982 г.) и теперь включает республики Коми и Карелия, Архангельскую, Мурманскую и Вологодскую области. На этой территории почти в 1,5 млн км2 и с населением 6 млн человек благодаря мощному природно-ресурсному потенциалу, благоприятному географическому и транспортному положению еще недавно в полную силу действовали машиностроительный, топливно-энергетический, лесопромышленный и горнодобывающий комплексы. Успешно функционировал космодром “Плесецк”. Вклад региона в российскую экономическую “корзину” составлял 22% вывоза древесины, производство целлюлозы - 37, бумаги - 35, пиломатериалов - 17%, значительную долю вооружений, различных видов топлива. Производительность труда, исчисленная по валовой продукции, на 7,6% превышала средний по России уровень.

В январе 1993 г. в Северный экономический район органично вошел регион Баренцева моря. Почти одновременно был налажен контакт с Балтийским регионом. Таким образом, началось формирование сильного экономического пространства страны, формирующегося не на административных, а на экономических связях.

К сожалению, федеральный центр упустил возможность для быстрой диверсификации региона, потому что переход к рынку обнажил все проблемы в структуре производительных сил. Особенно сильный удар был нанесен по оборонному машиностроению и лесозаготовительной промышленности.

Низкорентабельная, дотационная лесозаготовительная отрасль, лишившись кредитов под межсезонные запасы леса и не имея транспортных путей кроме рек, только у нас в области снизила объем лесозаготовок с 22 млн  до 7 млн м3. К слову сказать, такое количество древесины ручной пилой и лошадьми заготовляли в 1926 г. Обвал лесозаготовок вызвал крушение лесопильной и целлюлозно-бумажной промышленности. Архангельская область из “валютного цеха” страны превратилась в нищую, дотационную, где пятая часть бюджета составляет трансферт.

Другой пример слабости стратегического мышления центра - отношение к освоению Ломоносовского месторождения алмазов, которое открыто в 1982 г. Если бы это производство сейчас уже действовало, то мы бы из 50 тыс. безработных смогли трудоустроить 15 тыс., а бюджет получил дополнительно 500 млн руб. И не потребовались бы деньги, которые сегодня федеральный центр присылает нам для выплаты пенсий и зарплаты учителям и врачам. Подобных примеров много, их могут назвать мои коллеги из Мурманска и Вологды, Петрозаводска и Сыктывкара.


Инвестиционные проекты -
основа сближения


Применительно к Северному району, на наш взгляд, стратегия развития должна быть такой: максимально развивая экономику каждой административной единицы быстро интегрировать потенциалы областей и республик в единое экономическое пространство.

В этом плане первоочередными являются  крупные инвестиционные проекты, в осуществлении которых заинтересованы все партнеры. Один из них - строительство газопровода Нюксеница-Архангельск-Мурманск, для завершения которого потребуется 300 млн долл. Реализация этого проекта позволит сократить расходы на топливо только в Архангельской области в 3 раза. Нетрудно подсчитать, как это скажется на себестоимости продукции по всем отраслям промышленности и в сельском хозяйстве. Два других проекта связаны с развитием транспорта. Это прокладка железной дороги Карпогоры-Вендинга протяженностью 230 км и сметной стоимостью 350 млн долл. и строительство Котласского автомобильного моста (130 млн долл.). Новый участок стальной магистрали даст возможность направить грузопотоки из Сибири и Урала в порты Архангельска и Мурманска, а мост в Котласе соединит автомобильные трассы из Сыктывкара в финский город Оулу.

Еще один емкий инвестиционный проект XXI в. - возрождение Арктической транспортной системы  - Северного морского пути, который позволит возобновить работу сотням тысяч специалистов - от машиностроителей до метеорологов.

И это еще не все проекты, которые могут связать экономики административных регионов. Большие перспективы у “Плесецка” - единственного космодрома России по запуску космических аппаратов. Мощным потенциалом обладает шельф северных морей, нефте- и газодобыча Мезенской синеклизы и ресурсы Новой Земли.

Скептики могут возразить: такие проекты нереальны, потому что для них нет инвестиций. Но в недалеком 1940-м г. всего за три года была сооружена железная дорога Воркута-Котлас протяженностью 1тыс. км. Конечно, там действовало внеэкономическое принуждение: так всегда быстрее. Пример уже из новейшей истории. В 1992 г. полки магазинов были пустые, но миллионы челноков благодаря личной инициативе за считанные месяцы завалили страну товарами массового спроса со всего мира.


Условия успешной
инвестиционной деятельности


Понимая, что такой же интерес власть должна сформировать и для большого бизнеса, для возвращения из-за границы “убежавшего” российского капитала, мы стремимся создать в области благоприятный инвестиционный климат. Это предполагает решение следующих задач:

• завершение формирования областного залогового фонда;

• внедрение на территории области технологии ипотечного кредитования строительства жилья;

• разработку системы мер по обеспечению сохранности технологий экономически значимых предприятий при введении процедуры внешнего управления;

• осуществление активной поддержки системообразующих проектов, таких, как строительство газопровода Нюксеница-Архангельск, Котласского моста, участка железной дороги Карпогоры-Вендинга;

• проведение инвестиционной политики с использованием возможностей Ассоциации экономического взаимодействия “Северо-Запад”.

Для реализации этих задач мы уже приняли или намерены принять законы “Об инвестиционной деятельности в Архангельской области”, “О предоставлении налоговых льгот за счет областного бюджета”, “О предоставлении организациям, заключившим с администрацией области соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, льгот по налогам и обязательным платежам”. Нам представляется, что благодаря таким нововведениям можно будет значительно превысить объем капвложений 1998 г., составивших 100 млн долл. Тем более что потенциальная возможность инвестиций - 700-800 млн долл.

Успешному решению проблем экономического района мог бы способствовать отказ от ошибочного тезиса об обязательном и неуклонном повышении сравнительной эффективности освоения Севера как необходимом условии прогрессивной политики.

На наш взгляд, разрыв между нынешним уровнем эффективности на Севере и в средних, освоенных широтах России, будет сокращаться медленно, но с точки зрения конечных целей такие диспропорции неизбежны и оправданы. В границах нашего государства доля северных территорий составляет 64%, и этот факт фиксирует положение России как северной страны. Поэтому должна быть осознана и новая система приоритетов: Север не кладовая России, где вахтовым методом можно выкачать природные богатства, а естественное место проживания миллионов российских граждан.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz