Можно ли сохранить высокие
темпы роста?МАРТИН БЕЙЛИ, РОБЕРТ ЛОУРЕНС, КЭТРИН
ШОУ члены Совета экономических консультантов при
президенте США
• Говорить о преодолении цикличности в
развитии американской экономики преждевременно,
но есть основания считать, что рост продолжится
при отсутствии типичных для прошлого негативных
явлений • Основой стратегии будет поддержание
фискальной дисциплины, позволяющей сохранять
ссудный процент на низком уровне и тем самым
способствовать росту капиталовложений • Инвестиции в образование, здравоохранение,
науку и технологии дадут возможность
подготовиться к решению проблем будущего
Политическая стратегия поддержания фискальной
дисциплины, инвестиций в человеческий капитал и
технологии, а также открытие новых международных
рынков принесли богатые плоды, позволив США
использовать выгоды значительного прогресса в
науке и технике. Нынешний экономический рост
является самым длительным за всю историю страны.
На рубеже нового столетия царит дух оптимизма. Несмотря на эти успехи, вызовы, ожидающие США на
пороге XXI в., не оставляют места для
самоуспокоения. В Америке постоянно происходят
сдвиги, которыми объясняются достижения страны.
Но успехи должны быть завоеваны. Работникам и
бизнесу следует быть готовыми к появлению новых
технологий и к новым методам хозяйственной
деятельности. Экономической политике также
необходимо приспосабливаться к изменившимся
условиям.
Проблемы и препятствия
n Сбережения и инвестиции.
Мостом, соединяющим настоящее с будущим, служат
инвестиции. Откладывая на будущее текущее
потребление, мы создаем необходимые ресурсы,
которые увеличивают способность производить и
потреблять в последующие времена. В последние
два десятилетия в США чистые внутренние
инвестиции (валовые инвестиции за вычетом
потребления капитала) в целом превосходили
чистые национальные сбережения, причем разница
покрывалась импортом иностранного капитала.
Более того, доля сбережений в ВВП в 80-х и начале
90-х годов была чрезвычайно низкой. Низкая доля сбережений и ее недостаточность
сравнительно с внутренними инвестициями привели
некоторых наблюдателей к выводу, что США “мало
сберегают”. Возможно, такая оценка не вполне
отвечает действительности. Сегодня один
сбереженный доллар способен оплатить вложение
большего производительного оборудования (с
учетом повышения его качества), чем в прошлом.
Рост нормы национальных сбережений в последние
несколько лет дает основание считать, что в этом
отношении страна начала готовиться к будущему.
Во всяком случае федеральное правительство
может способствовать данной позитивной
тенденции, поддерживая бюджетную дисциплину,
расплачиваясь по государственному долгу и таким
образом увеличивая государственные сбережения. n Исчез ли экономический цикл?
Рост являлся определяющей чертой экономического
опыта США в ХХ в., но лишь в долговременном
аспекте. В среднесрочном и долгосрочном аспектах
занятость и доходы временами резко отклонялись
от растущего тренда. Экономика периодически
поднималась до своего временного пика, а затем
откатывалась назад к низшей точке, от которой
начинался новый подъем. Хотя этот цикл был
постоянно присущ национальному хозяйству США,
ряд наблюдателей считают, что в 90-х годах
экономика фундаментально изменилась и понятие
традиционного делового цикла устарело. Если измерять тяжесть циклических колебаний
потерями производства в годы спадов, то 14
рецессий в 1900-1953 гг. обошлись в среднем втрое
больше, чем последующие семь. Даже если исключить
Великую депрессию 30-х годов, то и тогда спады
более раннего периода были в 1,5 раза тяжелее, чем
рецессии в 1954-1999 гг. Средний размах
циклических колебаний в поздний период был вдвое
меньше. Средняя продолжительность фаз подъема
выросла с 2,5 до 5 лет, фаза спада сократилась с 17 до
менее 11 мес. Среди причин ослабления цикла – изменения в
характере экономики США. В прошлом одним из самых
неустойчивых компонентов ВВП являлись товарные
запасы. Сейчас фирмы стремятся работать со
значительно меньшими товарными запасами, чем
раньше, и могут лучше приспосабливать их к
меняющейся конъюнктуре. Структура производства
также изменилась в сторону перехода от более
колебательных секторов к менее неустойчивым.
Спрос на услуги, отличающиеся сравнительно малой
чувствительностью к циклическим колебаниям,
составил в 1999 г. свыше половины ВВП по
сравнению с 1/3 в 1950 г. Напротив, на долю
чувствительной к циклу обрабатывающей
промышленности приходится теперь меньшая часть
совокупного производства и занятости, чем в
прошлом. Растущая роль стабилизационной
политики – фискальной и кредитно-денежной,
противодействующей дестабилизирующим влияниям
на экономику, также способствовала сглаживанию
делового цикла. Экономистов занимает вопрос, создает ли фаза
подъема условия для собственного исчерпания?
Верно ли предположение, что чем длительнее
подъем, тем больше вероятность, что он закончится
в следующем квартале или году? Исследования
показывают отсутствие убедительных
свидетельств того, что послевоенные подъемы
имеют внутренне присущую им тенденцию умирать от
старости. Скорее они становятся жертвой
специфических событий, связанных с
экономическими потрясениями или
государственной политикой. Например, вторжение Ирака в Кувейт в 1990 г.
привело к удвоению цен на нефть и способствовало
спаду производства в период рецессии 1990-1991 гг.
Повышение учетной ставки процента Федеральным
резервным управлением (ФРУ) в 1979 г. в борьбе с
инфляцией прервало короткий подъем, начавшийся в
июле 1980 г., а затем содействовало
продолжавшемуся 16 мес. спаду, когда безработица
превысила 10%.
Хотя нынешний подъем длится уже 105 мес.
(достаточно пожилой возраст для этой фазы цикла),
он все еще кажется молодым и полным сил
сравнительно с поздними периодами прошлых фаз
циклического подъема. Например, рост производительности в
последние годы ускоряется вместо того чтобы
стагнировать, а темп инфляции падает вместо того
чтобы возрастать. Значительное повышение
производительности (почти на 3% в год) сделало
возможным быстрый экономический рост и
позволило ослабить давление издержек
производства, типичное для интенсивного
циклического подъема.
Разумеется, преждевременно объявлять деловой
цикл исчерпанным, но есть основания считать, что
экономика США продолжит быстрое развитие без
типичных для прошлого негативных явлений. В
отличие от 80-х и начала 90-х годов сейчас
поддерживается более строгая фискальная
дисциплина. Образовавшийся профицит может
использоваться для сокращения государственного
долга и таким образом высвобождать ресурсы для
инвестиций в образование, бизнес и технологию,
т.е. способствовать ускорению роста. Точно так же
ФРУ отказалось от прошлой политики
“стоп-вперед” и практикует вместо этого более
устойчивую политику, содействующую стабильности
цен и долговременному росту. n Экономический прогноз.
Прогноз долговременного роста, как всегда,
основывается на компонентах ВВП со стороны
предложения. Ключевой показатель –
прогноз
роста производительности. В 1973-1995 гг. производительность труда
повышалась среднегодовым темпом 1,4%, но затем он
ускорился до 2,9%1. Этот неожиданный подъем
производительности способствовал сдерживанию
инфляции, сокращению безработицы и росту
экономики, что оказало позитивное влияние на
баланс федерального бюджета и повышение курсов
акций на фондовой бирже. Примерно половина ускорения
производительности приходится на три
фактора – капиталоемкость, качество труда,
качество компьютеров (табл. 1), остальная
часть – на другие факторы, в частности новую
эффективность от использования Интернета,
особенно в межфирменных сделках. Могут ли данные факторы сохраниться в будущем?
На этот счет картина пестрая, но в целом
позитивная. Тенденция к повышению
образовательного уровня рабочей силы
продолжится благодаря государственным
инвестициям в сферу образования и системам
повышения квалификации. Снижение относительной
цены компьютеров было особенно быстрым в
последние четыре года, но можно ожидать, что она
вернется к долгосрочному темпу роста в 20% в
среднем в год. Если это произойдет, вклад
компьютеров в повышение производительности
уменьшится с 0,4 до 0,3 процентных пункта ежегодно. Долговременный прогноз роста капиталоемкости
менее определен, но ожидается, что уровень
номинальных приростов капитала останется
высоким относительно номинального уровня
производства. Бюджетные предложения президента,
согласно которым администрация продолжает
сокращать федеральную задолженность, также
способствуют инвестициям, а следовательно,
значительному увеличению капиталовооруженности
и производительности труда. В целом администрация прогнозирует трендовый
рост производительности труда в 2,2% в 1999-2002 гг.,
затем он замедлится до 2% в 2003-2005 гг. и 1,8% в
2006-2010 гг. На весь период 1990-2010 гг. ожидается
среднегодовой рост производительности в 2%. Хотя темп увеличения производительности труда
сохранится неизменным, прогнозируется
замедление динамики занятости, вследствие чего
несколько уменьшится и темп роста ВВП (табл. 2). В последние 2,5 года показатели инфляции были
невысокими и стабильными несмотря на сокращение
уровня безработицы ниже 5%-ной отметки.
Предыдущий опыт свидетельствует, что
продолжительный период безработицы
способствует росту темпа инфляции. Между тем
фактическая инфляция в последние годы
оставалась низкой. В ежегодных докладах Совета экономических
консультантов при президенте США за 1995 и 1996 гг.
норма безработицы, соответствующая стабильной
инфляции (НАИРУ), оценивалась в пределах 5,75%. С тех
пор множатся признаки того, что она опустилась
ниже данного уровня. Возможные объяснения -
свободные производственные мощности, новая
эффективность рынка труда вследствие более
широкого использования временных работников и
системы поиска работы через Интернет, ускорение
роста производительности, снижение импортных
цен. Благодаря этим факторам НАИРУ, по-видимому,
упала до 4-4,5%. В будущем, как мы считаем, повышению
эффективности рынка труда будет противостоять
замедление роста производительности, вследствие
чего НАИРУ составит 5,2%, что соответствует
прогнозируемой стабильности ежегодной инфляции
в 2,6% (табл. 3). Таблица 1 Факторы ускорения производительности
в 90-х годах, % | 1973-1995 гг.
| 1995-1999 гг.
| Ускорение
| Производительность труда*
| 1,43
| 2,90
| 1,47
| Факторы:
капитальные услуги качество труда производительность компьютеров
| 1,06 0,26 0,16
| 1,53 0,31 0,39
| 0,47 0,05 0,23
| Общая факторная производительность
исключая компьютеры
| -0,06
| 0,65
| 0,70
| *Часовая выработка в
несельскохозяйственном частном секторе.
Проблемы глобализации
США последовательно стремились к тому, чтобы
выгоды от торговли и инвестиций
распространялись как можно шире – как внутри
отдельных стран, так и между ними. Однако
существенные проблемы остаются. Хотя торговля в
целом способствует повышению уровня жизни,
некоторые отрасли и их работники сталкиваются с
трудностями приспособления к большей открытости
рынков. Финансовые кризисы в 1997 - 1999 гг. в
новых странах с рыночной экономикой (emerging market
economies) создают риск дестабилизации вследствие
внезапных оттоков капитала. Наконец, растущий
дефицит торгового баланса США выдвигает
проблему не только сохранения привлекательности
страны для иностранных инвестиций, но и
достаточности национальных сбережений. К тому же
во многих государствах по-прежнему остаются
высокие барьеры для торговли, в частности в таких
сферах, как сельское хозяйство и услуги.
Предстоит многое сделать, чтобы обеспечить
развивающимся странам, особенно с наиболее
низким экономическим уровнем, растущий доступ к
рынкам и техническую помощь для реализации выгод
от международной торговли. Быстрый технический прогресс создает
дополнительные проблемы, выдвигая вопрос о
природе торговли и внедрении новых видов
продукции. Например, США старались способствовать
разработке таких новых технологий, как
электронная торговля и биотехнология, с тем
чтобы выгоды от торговли стали более доступными.
Администрация при поддержке Конгресса добилась
продления через Всемирную торговую организацию
моратория на тарифы в сфере электронной
торговли. США стремятся также к тому, чтобы
торговля продуктами биотехнологии была основана
на открытых, предсказуемых и своевременно
принимаемых правилах.
По мере того как рынки становятся более
открытыми, некоторые отрасли экономики США
продолжат свой рост, другие будут сокращаться.
Хотя глобализация в принципе выгодна всем,
приспособление фирм и работников в
сокращающихся отраслях может быть дорогостоящим
и болезненным. Таким образом, международная
торговля порождает трудности для американской
экономики. Однако тот факт, что она создает
дополнительные доходы, означает, что имеются и
ресурсы, чтобы помочь пострадавшим либо стать
более производительными и конкурентоспособными
в своей текущей деятельности, либо переключиться
на другие сферы активности. Один из способов –
осуществлять программы, непосредственно
нацеленные на проблемы перемещения производств. Таблица 2
Факторы роста реального ВВП в
1960-2007 гг., % в среднем за год
| II кв. 1960 г. – IV кв. 1973 г.
| IV кв. 1973 г. – III кв. 1990 г.
| III кв. 1990 г. – III кв. 1999 г.
| III кв. 1999 г. – III кв. 2007 г.
| Занятость гражданского населения в
несельскохозяйственном секторе
| 2,1
| 2,0
| 1,6
| 1,2
| Средняя продолжительность рабочей недели,
ч
| -0,5
| –0,4
| 0,1
| 0,0
| Отработанные человеко-часы
| 1,6
| 1,7
| 1,7
| 1,2
| Часовая выработка
| 2,8
| 1,5
| 2,0
| 2,0
| ВВП без сельского хозяйства
| 4,5
| 3,1
| 3,8
| 3,2
| ВВП в целом
| 4,2
| 3,0
| 3,2
| 2,8
| Другой способ – сделать процесс развития
торговли более постепенным и применять
соответствующие средства защиты. Такая
постепенность может быть желательна в некоторых
условиях, однако попытки вообще приостановить
либерализацию были бы непродуктивными.
Перманентный протекционизм неизбежно обходится
дороже в плане утраченных выгод, чем то, что он
позволяет сберегать. Глобализация вызывает и другие проблемы.
Потоки товаров, услуг и капитала могут быть
источником экономических потрясений. Пример
тому – кризис в новых странах с рыночной
экономикой, начало которому было положено в
Таиланде в 1997 г. Он продемонстрировал
потенциально негативные последствия
нестабильности потоков капитала и высветил
необходимость для развивающихся стран укрепить
внутренние финансовые системы и проводить
адекватную макроэкономическую политику (в том
числе взаимно совместимую кредитно-денежную и
валютную) в целях уменьшения подверженности
кризисам. Экономический кризис не исключен и в стране,
закрытой для торговли и потоков капитала, но
добавление его международного компонента может
ухудшить ситуацию. Международные потоки
капитала способствуют более эффективному
распределению ресурсов, однако иногда капитал,
особенно краткосрочный, готов внезапно и очень
быстро покинуть страну пребывания. Стремление к более стабильной глобальной
финансовой системе не менее важно и для
индустриально развитых государств. Ведь в конце
концов кризисы в новых странах с рыночной
экономикой имели последствия и для реального и
финансового секторов США, Европы и Японии. Вместе
с продолжающейся стагнацией (а практически
длительным спадом) в Японии в 1997-1998 гг. эти
кризисы сократили темпы роста доходов в других
странах и в свою очередь ударили по экспорту из
США. Некоторые секторы американской экономики,
особенно сельское хозяйство и обрабатывающая
промышленность, заметно пострадали от потери
внешних рынков и растущей импортной конкуренции.
В то же время слабость валют в кризисных странах
означает рост курса доллара в реальном и
номинальном выражении, что делает зарубежную
продукцию более конкурентоспособной как за
границей, так и в США. Заокеанские кризисы временами серьезно
отражались и на американских финансовых рынках.
Так, после дефолта по государственным облигациям
в России в августе 1998 г. цены на акции в США
упали, и последовал период значительного
напряжения на финансовом рынке. Опасность спада в США, однако, не
материализовалась отчасти вследствие ответных
мер правительства осенью 1998 г. и экстренной
финансовой помощи Международного валютного
фонда. Но в течение большей части этого периода
мировая экономика как бы продолжала летать лишь
на одном двигателе – сильном подъеме
американской экономики. Ее открытость помогла
смягчить негативное влияние кризиса на
производство и занятость в других странах. Такой
ход событий способствовал выработке новых
политических решений в самих США. Было признано,
что внесение необходимых изменений в
архитектуру международных финансов отвечает
интересам Америки. Таблица 3
Прогноз динамики макроэкономических
показателей
| 2000 г.
| 2001 г.
| 2002 г.
| 2003 г.
| 2004 г.
| 2005 г.
| 2006 г.
| Темпы прироста, % Реальный ВВП Потребительские цены
| 2,9 2,3
| 2,6 2,5
| 2,5 2,6
| 2,5 2,6
| 3,0 2,6
| 3,0 2,6
| 2,9 2,6
| Уровень в среднем за год, % Безработица Ссудный процент:
краткосрочный долгосрочный
| 4,2
5,2 6,1
| 4,5
5,2 6,1
| 5,0
5,2 6,1
| 5,2
5,2 6,1
| 5,2
5,2 6,1
| 5,2
5,2 6,1
| 5,2
5,2 6,1
| В настоящее время возникает консенсус
относительно основных особенностей этой новой
архитектуры. Главным уроком кризисов 90-х годов
является осознание того, что судьбы стран
определяются прежде всего ими самими. Поэтому
создание крепкой глобальной финансовой системы
предполагает, что отдельные государства
работают над оздоровлением собственных
финансовых систем и макроэкономической
политики, делая их более надежными,
последовательными и прозрачными. Недавние
кризисы показали также, что для уменьшения
подверженности им критическую важность имеет
выбор режима валютных курсов. Необходимые реформы, проводимые при лидерстве
США, включают перестройку МВФ и Всемирного банка;
усиление прозрачности финансовых институтов и
рынков; укрепление регулирования кредиторов в
индустриальных странах; оздоровление финансовых
систем и макрополитики в новых странах с
рыночной экономикой; совершенствование мер по
предотвращению кризисов и управлению ими. Диалог
по этим вопросам осуществляется, в частности, в
рамках вновь созданной “Группы 20-ти” (G-20) с
участием ключевых индустриальных стран и новых
стран с рыночной экономикой, на которые в целом
приходится более 80% мирового ВВП. n Торговый и платежный
балансы.
Во второй половине 90-х годов
происходило постоянное увеличение дефицита
торгового баланса и платежного баланса США по
текущим операциям. В III квартале 1999 г. дефицит
последнего достиг рекордного уровня
относительно ВВП. Сами по себе внешние дефициты
не хороши и не плохи. Важны причины их появления и
увеличения. Главная из них в настоящее время –
сила экономического подъема в США сравнительно
со слабым или отрицательным ростом во многих
других государствах. По определению торговый дефицит возникает,
когда внутренние расходы страны превосходят
внутреннее производство, причем разница
покрывается за счет превышения импорта над
экспортом. Естественный вопрос, что делают
иностранцы с образующимся у них излишком
долларов? На практике они, как правило,
инвестируют его в активы США. Желание приобрести
эти привлекательные активы означает, что
иностранцы тем самым предоставляют деньги для
финансирования дефицита и делают его возможным.
Другими словами, существует неизбежная
зависимость между международным потоком товаров
и услуг и международным потоком финансовых
ресурсов. Можно с одинаковым основанием
утверждать и то, что желание иностранцев
вкладывать средства в американские активы ведет
к дефициту торгового баланса США, и обратное. Хорошо или плохо для страны быть должником
других государств? Ответ зависит от того, что
именно она делает с этими деньгами. Для ее
будущих доходов и уровня жизни важно,
используется ли дефицит для финансирования
большего потребления или больших инвестиций. В
данном смысле дефицит 90-х годов коренным образом
отличается от дефицита 80-х. В последнем случае
доля чистых внутренних инвестиций и чистых
сбережений в ВВП падала, притом чистых
сбережений – более быстро. В отличие от этого
при нынешнем подъеме дефицит сочетается с
повышением доли инвестиций и сбережений в ВВП,
причем рост дефицита показывает, что увеличение
национальных сбережений отставало от
возрастания инвестиций. Это сигнализирует
скорее рост инвестиций, чем падение сбережений.
Более быстрый по сравнению с другими странами
рост производительности в США делает их особенно
привлекательными для иностранных вложений, так
как ожидаемая отдача здесь выше. Поэтому капитал
притекает в США, финансируя высокий уровень
инвестиций и поддерживая сильный подъем. Итак, нынешние внешние дефициты отражают
сравнительную силу экономики США. Это, в
сущности, макроэкономическое явление, при
котором внутренние капиталовложения превышают
национальные сбережения, что позволяет
американским фирмам продолжать инвестировать в
широких масштабах даже в условиях высокой
занятости. Хотя рассчитать адекватный уровень внешнего
дефицита достаточно трудно, в случае
необходимости его сокращения надо помнить два
принципа.
Во-первых, США заинтересованы в
политике, стимулирующей рост за рубежом, ибо
всегда лучше уменьшать дефицит, способствуя
быстрому развитию в других государствах, нежели
ослаблению роста в собственной стране.
Циклический компонент дефицита, вызванный
замедлением глобального спроса за рубежом,
должен превратиться в свою противоположность по
мере восстановления мировой экономики. Во-вторых, любое снижение дефицита лучше
достигать за счет роста национальных сбережений,
нежели путем уменьшения внутренних инвестиций.
Если в США существуют благоприятные возможности
для капиталовложений, то лучше занимать средства
за рубежом для их финансирования, чем
отказываться от них. С другой стороны, доходы в
стране были бы выше, если бы такие инвестиции
финансировались за счет высоких национальных
сбережений. США нужна политика, которая делает
сбережения более привлекательными, например с
помощью снижения налогов. Стратегия роста для США, основанная на
неизменно осторожной фискальной политике, дает
также возможность увеличить макроэкономическую
помощь для решения проблем обрабатывающей
промышленности. Увеличение национальных
сбережений позволило бы держать ссудный процент
на более низком уровне, что способствовало бы
повышению внутренних инвестиций, спроса на
оборудование и строительные контракты. В конечном счете, успехи США в глобальной
экономике зависят главным образом от внутренней
политики. Оптимальной для этих целей является
политика, стимулирующая гибкость и высокую
квалификацию рабочей силы, поддерживающая
экономическую систему, в которой по заслугам
вознаграждаются инновации и обеспечивается
глубокая стабильность финансовой системы. *** Америка стоит перед уникальной развилкой в
своей истории. Страна процветает, она более
технически развита и больше интегрирована в
глобальную экономику, чем когда-либо ранее.
Политика последних семи лет дала возможность
частному сектору реализовать свой потенциал
роста. Однако проблемы остаются, и их надо
преодолеть, чтобы в будущем сохранить и
распространить как можно шире выгоды этого
золотого века и сделать правильные инвестиции на
перспективу. Основой стратегии будет фискальная дисциплина,
позволяющая сохранять ссудный процент на низком
уровне и тем самым способствовать увеличению
инвестиций. Вложения в образование,
здравоохранение, науку и технологию дадут
возможность семьям и фирмам лучше подготовиться
к решению проблем будущего. Открытие внешних
рынков и последовательное уменьшение торговых
барьеров позволят углубить глобальную
интеграцию, которая до сих пор так хорошо служила
Америке. Обуздание рыночных сил для улучшения
окружающей среды также будет способствовать
быстрому росту экономики. ХХ в. закончился на ноте высоких достижений США,
но столетие, которое только начинается, обещает
стать еще более успешным, если Америка будет
опираться на осмотрительные политические
решения и сумеет осуществить стратегические
инвестиции в будущее.
Фрагменты ежегодного доклада Совета
экономических консультантов при президенте США
за 2000 г. (The Annual Report of the Council of Economic Advisers. US Government
Printing Office, Washington, 2000.) 1Часовая выработка в
несельскохозяйственном частном секторе.
|