Номер 2/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Особенности формирования налоговой системы в Армении

ГРИГОРИЙ КИРАКОСЯН
доктор экономических наук, профессор,
ректор Ереванского Государственного института народного хозяйства
(Республика Армения)


• Высшими принципами налоговой политики должны быть гибкость, справедливость и эффективность
• Сумму взимаемого налога нужно поставить в зависимость от дохода или платежеспособности субъектов
• Эффективной является та налоговая система, которая сводит к минимуму потери производителя и потребителя

Распределение чистого дохода общества посредством налогового механизма приводит к противоречию между различными хозяйствующими субъектами, поскольку уменьшение или увеличение дохода одного из них на основе изменения налоговой ставки сопровождается увеличением или уменьшением дохода другого. Эта зависимость требует, чтобы налоговый механизм базировался на определенных принципах, которые сделают налоговые ставки и распределение чистого дохода общества приемлемым для разных субъектов.

Какими должны быть налоги и процентные ставки, чтобы одновременно обеспечить финансирование бюджетных расходов и сохранить заинтересованность хозяйствующих субъектов в расширении и развитии производства? С подобной проблемой столкнулась и Республика Армения.


Принципы налоговой политики


Вопросы капиталовложений, социальной защиты населения, жизненного уровня, обороны  и ряд других настолько осложнились, что стандартными методами решить их не удастся. Более того, серьезный недостаток сырьевых ресурсов, блокада железнодорожного и отсутствие водного транспорта, растущая инфляция, дефицит бюджета усугубляет кризис. Какую налоговую политику должно осуществлять в этих условиях государство? Механизм такой политики, используемый в других странах, не может быть приемлем целиком, поскольку не учитывает национальные особенности.

Высшими принципами налоговой политики Армении, по нашему мнению, должны быть гибкость, справедливость, эффективность. Выдвижение на первый план принципа гибкости объясняется тем, что любое хозяйство в переходный период по объективным и субъективным причинам быстро меняется

Гибкая налоговая политика, которая должна исходить из местных особенностей, будет способствовать развитию производства, создаст стимулы для преодоления трудностей. Она проявляется, в частности, во временном освобождении от налогов крупных капиталовложений в материальное производство или социальную сферу, установлении низких процентных ставок, ограничении количества самих налогов. Безусловно, это должно распространяться на все аналогичные хозяйствующие субъекты, чтобы не нарушался принцип равенства.

Принцип гибкости налоговой политики - важнейший стимул для внедрения в производство новейшей техники и технологии. Являясь рычагом становления и развития переходной экономики, этот принцип не может действовать продолжительное время. Проводимая в Армении налоговая политика пока не обладает необходимой гибкостью. Свидетельство тому - нынешнее состояние производства. В последние годы были осуществлены небольшие капиталовложения, но это не остановило тенденцию к спаду.

Гибкая налоговая политика предполагает применение временных льгот, обусловленных состоянием экономики. В противном случае она будет противоречить принципам справедливости и эффективности. Любой налог - груз для одних субъектов (юридических, физических) и благо для других (социально незащищенных лиц, государства, обороны и т.д.). Принцип справедливости требует, чтобы субъекты, находящиеся в аналогичных хозяйственных условиях, с точки зрения налогового законодательства были в равном положении, а в различных условиях - в неравном. Равенство и неравенство как будто противопоставляются друг другу, но это лишь внешнее проявление, потому что в неравенстве налогообложения субъектов, находящихся в разных хозяйственных условиях, и заключается их равенство.

В случае, когда доходы двух субъектов независимо от вида хозяйственной деятельности (предположим, у одного с прибыли, полученной от торговой деятельности, а у другого в виде оплаты за работу на производстве) одинаковы, то  и налог для них должен быть равным. Если же доходы будут облагаться налогами по разным ставкам, то нарушится принцип справедливости налоговой политики, что непосредственно отразится на капиталовложениях в общественное производство. Понятно, что если в какой-либо сфере с заработной платы будет взиматься более высокий налог, то работники устремятся туда, где налог ниже.

В целом сущность принципа справедливости и равенства в налоговой политике состоит в том, что сумма взимаемого налога должна быть поставлена в зависимость от дохода или платежеспособности субъекта. В случае нарушения принципа равного налогообложения общественный капитал начинает перемещаться в сферы, где доходы после уплаты налогов выше. Об этом свидетельствует изменение структуры налоговых поступлений в государственный бюджет Армении за последние годы (см. таблицу).

Как видно из таблицы, в общих налоговых поступлениях уменьшился удельный вес налога на прибыль (на 28,8 %). Доля налога на добавленную стоимость, повысившись в 1996 г. на 6,4 %, в 1997 г. несколько снизилась. В то же время увеличилась доля акцизов (в 2,3 раза). Это означает, что капитал переместился в сферу обращения, особенно в торговлю (импорт и экспорт сигарет, алкогольных напитков, ковров, ювелирных изделий и т.д.).

В нынешний период перехода к рыночным отношениям неравномерно облагается налогом и имущество населения. Как известно, произошла его резкая поляризация. В результате богатство материализуется преимущественно в недвижимость, перемещается за границу и не вкладывается в производство. В условиях, когда в стране необходимо решить задачу минимального жизнеобеспечения 60 % населения, 10 - 15 % живут в роскоши, имея машины иностранных марок стоимостью в десятки тысяч долларов, особняки, лучшие в мире товары длительного пользования.

Возникает вопрос, были ли в свое время зафиксированы и обложены налогом доходы этой части населения? Видимо, соответствующей регистрации не было, из-за чего и доходная часть государственного бюджета не пополнилась определенной суммой. Поскольку государство ни при каких обстоятельствах не должно терять своего экономического лица, эти средства с помощью специфических налоговых рычагов должны быть изъяты и направлены на развитие производства.

Динамика структуры налогов в Армении
в 1994 - 1996 гг.,  %
Вид налога 1994 г. 1995 г. 1996 г.
На добавленную стоимость 24,0 30,6 29,5
На прибыль 52,5 42,9 23,7
Акцизы 4,1 4,3 15,1
Подоходный 11,2 12,2 13,2
Таможенные пошлины 4,0 4,9 9,0
Другие виды 4,2 5,1 9,5

Ориентиры экономической политики


Говоря о свободе экономической деятельности (в Армении сегодня она абсолютизирована), не следует забывать, что эта свобода допустима лишь в рамках законности. Регулирующие ее законы и ограничения должны направить деятельность хозяйствующих субъектов на решение общенациональных и общегосударственных задач. Уклонения от этого порождают несправедливость, поляризацию богатства, социальное расслоение. Все это наблюдается сегодня в Армении.

Полагаем, что основная причина неудовлетворительных результатов экономических преобразований - допущенные во время реформ ошибки, которые сводятся к следующему:

• не разработана комплексная программа экономики республики;

• не выделены приоритетные отрасли экономики, для развития которых имеются необходимые условия (добыча минералов, соли, графита, производство цветных металлов, минеральных вод, вин и коньяка, фруктов и т.д.);

• не сформирована законодательная база преобразований, разгосударствленные предприятия действовали в условиях неограниченной самостоятельности при попустительстве властей;

• не проводилась приоритетная политика капиталовложений, отсутствовала законодательная база, необходимая для стимулирования инвестиций;

•не создан механизм кредитования, международные кредиты использовались неэффективно;

• усилилось налоговое бремя, повысилась степень риска внутренних и внешних зарубежных инвестиций.

Перераспределение ВВП с помощью налогов, связанное с решением общегосударственных целевых задач, происходит разными способами, характеризующими ориентацию государственной политики.

В мире известны следующие модели:

шведская, в основе которой лежит перераспределение ВВП с помощью налогов для поддержания социальной справедливости и искоренения имущественного неравенства;

японская, ставящая целью усиление позиций на мировом рынке путем стимулирования частного производителя, поощрения использования достижений НТР, снижения себестоимости продукции;

американская, направленная на стимулирование предпринимательской деятельности и обогащение наиболее активной части населения, что рассматривается как всеобщее условие повышения производительности труда;

немецкая, предусматривающая стабильное развитие всех видов предприятий при активном влиянии государства на цены, налоги и пошлины.

Возникает вопрос, какой из ориентиров должна выбрать Армения? Полагаем, что республике нужно найти свой путь централизованного перераспределения ВВП с помощью налогов,чтобы способствовать решению следующих задач:

• формированию на основе разгосударствленных предприятий мелких и средних производств, доля которых в экономике составит 45-50%;

•  стимулированию капиталовложений (внутренних и иностранных), созданию условий для их привлечения;

• ослаблению степени риска инвестиций;

• стимулированию приоритетных направлений развития экономики (т.е. производств, для которых существуют наиболее благоприятные возможности для выхода на международный рынок);

• поддержанию принципов равенства и справедливости в налоговой политике.

По нашему мнению, действующая налоговая система не способствует этому.


Непосильное налоговое бремя
сдерживает рост производства


Стремление государства к сокращению дефицита госбюджета и решению финансовых задач путем поддержания высокого уровня налогов снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов в производственных капиталовложениях. Нужно уменьшить налоговое бремя, чтобы стимулировать инвестиции и увеличить базу налогообложения. Более того, для такой страны, как Армения, у которой нарушены прежние экономические связи, необходимо сформировать новую структуру производства. Создаваемые частные хозяйства не имеют опыта работы в условиях рынка, ощущается нехватка сырья и энергоресурсов. В таких условиях увеличение налогового бремени тормозит производство. Так, работников отнюдь не стимулирует взимаемый в настоящее время с номинальной заработной платы подоходный налог в размере 12-30% и налог на социальное обеспечение в размере 36% (кстати, 36%-ный налог на социальное обеспечение унаследован от экономической системы СССР и сохраняется в условиях, когда население почти не пользуется соответствующими услугами).

Тяжелое налоговое бремя породило и такое отрицательное явление, как неуплата налогов, а также формирование теневой экономики. Основная часть ввозимых товаров не проходит таможенного и налогового учета. В результате приватизации огромное количество средств производства (здания, сооружения, оборудование и т.д.) превратилось в мертвый капитал. Множество действующих предприятий не зарегистрировано в налоговых органах.

За последние годы из Армении эмигрировало около 600-700 тыс. граждан, большая часть которых постоянно помогает оставшимся родственникам. По приблизительным подсчетам, денежные трансферты, которые не регистрируются и не облагаются налогом, составляют около 200-250 млн долл. в год.

В этих условиях остро встает проблема эффективности налогового механизма, определения критерия для оценки степени его рациональности. На наш взгляд, этот механизм должен обеспечивать баланс интересов предприятия и работника. Перекос в ту или иную сторону может привести к сокращению данного производства, образованию потерь.

Потери от высоких налогов несет как производитель, предлагающий товары для рынка, так и потребитель, предъявляющий спрос на них. Эти два вида потерь в конечном счете становятся общеэкономической потерей.

Представляется, что эффективной является та налоговая система, которая сводит к минимуму потери как производителя, так и потребителя.

Налоги срезают все доходы, в том числе банковские. В результате в настоящее время банки не могут обеспечить производство среднесрочными и долгосрочными кредитами, без которых невозможны долгосрочные капиталовложения, технологическая перестройка и перевооружение предприятий, создание новых производственных объектов.

Все это свидетельствует о том, что создание гибкой, справедливой и эффективной налоговой системы является важнейшей задачей государственной экономической политики.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz