Страны СНГ: от намечавшейся
стабилизации к спадуБОРИС ПЛЫШЕВСКИЙ доктор экономических наук, профессор Государственного университета управления (Россия)
• Августовский финансовый кризис обрушил
российскую экономику • При возобновлении спада в одних странах в
других продолжались стабилизационные процессы • Итоги развития зависят от характера
проводимых реформ
Экономическое положение стран СНГ в минувшем
году определялось стартовыми условиями,
сложившимися в 1997 г., и новыми тенденциями,
проявлявшимися в течение 1998 г. Начало года
было довольно благоприятным, поскольку в
большинстве государств Содружества в первые
месяцы продолжался наметившийся ранее рост
производства, снижался уровень инфляции,
увеличивался внешнеторговый оборот.
Положительно сказывались также определенная
стабилизация покупательной способности
населения и некоторое расширение в ряде стран
емкости внутреннего рынка. Факторами нестабильности являлись финансовая
неустойчивость многих государств, зависимость
от внешних кредитов, снижение валютного курса
национальных денежных единиц. Переломным в
развитии оказались август-сентябрь 1998 г.,
когда финансовый кризис, возникший в последние
месяцы 1997 г. в Юго-Восточной Азии,
распространился на Россию и в той или иной
степени затронул другие государства СНГ. С этого
времени стабилизационные тенденции сменились
нарастающими кризисными процессами, ставшими в
ряде стран преобладающими чертами хозяйственной
конъюнктуры.
Развитие производства
Исходные позиции стран Содружества на рубеже
1998 г. характеризовались тем, что при
увеличении в 1997 г. в большинстве из них объемов
производства темпы были далеко неодинаковы.
Различной по времени оказалась и
продолжительность подъема. В России рост
ВВП
и
промышленного
производства
обозначился лишь в 1997 г., и его
темпы (0,8% и 1,9% соответственно) были ниже, чем в
других государствах СНГ, где подъем начался
раньше. В Беларуси, Грузии и Кыргызстане прирост
ВВП в 1997 г. превысил 10%, в Узбекистане он
составил 5,2%, в Казахстане 2%. Снижение этого
показателя (-3,2%) имело место в Украине. При анализе развития производства в 1998 г.
целесообразно выделять два периода – до
августовского финансового кризиса и последующие
месяцы, однако пока такая группировка месячных
показателей отсутствует. Поэтому воспользуемся
данными Межгосударственного статистического
комитета СНГ за первое полугодие и 11 мес. 1998 г.,
характеризующими динамику ВВП как обобщающего
макроэкономического показателя и продукции
промышленности как ведущей отрасли экономики
(см. табл. 1). В первой половине года в России рост ВВП к тому
же периоду предшествующего года отмечался лишь в
I квартале, с марта возобновился спад,
составивший к июню 0,5%. Уменьшился объем ВВП и в
Молдове (-4,2%). В то же время в Беларуси темпы
прироста ВВП увеличились по сравнению с 1997 г. в 1,2
раза, Таджикистане – в 1,5 раза, Армении –
более чем в 2 раза. В Казахстане они остались на
уровне предшествующего года, в Узбекистане и
Грузии заметно снизились. В Украине в 1998 г., в
отличие от 1997 г., был получен небольшой
прирост. Во втором полугодии снижение ВВП ускорилось
более чем в 6 раз в России, продолжалось в Молдове
и распространилось на Украину. В Казахстане
прирост ВВП приостановился. В Беларуси он
замедлился. Снижение темпов роста имело место и в
ряде других стран. Вместе с тем в Узбекистане и
Таджикистане прирост ВВП ускорился. В
Туркменистане объем ВВП увеличился за год на 5%. Изменение показателей прироста промышленного
производства повторяло динамику ВВП. В целом по
странам СНГ объем промышленного производства за
11 мес. 1998 г. сократился на 2,3% по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года (в 1997
г. прирост составил 2,5%). Специфической чертой
развития промышленности в 1998 г. было усиление
ограничений, вызванных сложившейся в 90-е годы
ориентацией на экспорт топлива и сырья. Вывоз
товаров топливно-сырьевой группы в большинстве
стран СНГ составляет основу их выхода на мировой
рынок и получения конвертируемой валюты. В
1998 г. условия торговли ухудшились. Так, цены на
нефть к середине года сократились на 1/3 и в
декабре были в 2 раза ниже, чем в конце 1997 г.
(сложившийся их уровень был самым низким с
середины 80-х годов). Упали также цены на другие
виды топлива и сырья, на выпуске и экспорте
которых специализировалась промышленность
стран Содружества. В первую очередь из-за этого
пострадали государства, где в советский период
были созданы крупные производственные мощности
в экспортных отраслях. Таблица 1
Прирост ВВП и продукции
промышленности (% к соответствующему периоду предшествующего
года)
Страны
| ВВП
| Продукция промышленности
| 1997 г.
| 1998 г.
| 1997 г.
| 1998 г.
| январь – июнь
| январь – ноябрь
| январь – июнь
| январь – ноябрь
| Азербайджан
| 5,8
| 9,1
| 9,4
| 0,3
| 0,7
| 1,9
| Армения
| 3,1
| 6,7
| 6,8
| 0,9
| 3,2
| -1,8
| Беларусь
| 10,4
| 12,5
| 8,0
| 18,8
| 13,5
| 10,3
| Грузия
| 11,3
| 8,9
| 7,3
| 8,1
| 0,8
| -0,3
| Казахстан
| 2,0
| 2,1
| 0,0
| 4,0
| 1,1
| -1,8
| Кыргызстан
| 10,4
| 5,0
| 1,4
| 50,4
| 23,5
| 7,5
| Молдова
| 1,3
| -4,2
| -4,7
| 0
| 2,3
| -5,0
| Россия
| 0,8
| -0,5
| -3,3
| 1,9
| 0,1
| -10,6
| Таджикистан
| 1,7
| 2,6
| 5,6
| -2,5
| 12,5
| 7,6
| Узбекистан
| 5,2
| 4,0
| 4,4
| 6,5
| 5,5
| 5,7
| Украина
| -3,2
| 0,2
| -1,2
| -1,8
| 0,7
| -1,6
| Источники: СНГ в 1997 г.
Статистический ежегодник. – М.: –
Межгосударственный статистический комитет СНГ.
– 1998. – С. 6-7; Статистический бюллетень СНГ. –
1998. – № 22. – С. 7; № 24. – С. 9.
Итоги года показали не только нереальность
прежних оптимистических прогнозов об
устойчивости спроса мирового рынка на товары
сырьевого экспорта, но и стратегическую
тупиковость линии на отказ от поддержки и
развития конкурентоспособных отраслей
обрабатывающей промышленности. Их продукция
стала более конкурентоспособной на внутренних
рынках вследствие троекратного падения в
течение года курса российского рубля по
отношению к доллару США, снижения (хотя и
меньшими темпами) валютных курсов денежных
единиц стран СНГ и повышения стоимости импорта.
Кроме того, определенный выигрыш на ценах
получили импортеры топлива. Прошедший год оказался неблагоприятным для
сельского
хозяйства
преобладающей части государств
Содружества. К прежним трудностям, связанным с
переходом к работе на условиях рынка, добавился
неурожай зерновых. Валовой сбор зерна снизился в
России и Казахстане на 46%, в Украине на 10%.
Сокращение животноводческой продукции было
менее значительным. Производство мяса
уменьшилось в России, Украине, Казахстане, Грузии
и Молдове, молока – возросло (кроме России и
Молдовы), яиц – увеличилось во всех странах. В
Туркменистане производство
сельскохозяйственной продукции возросло на 15%. По-разному выглядят итоги года в
строительстве.
Можно выделить две группы стран – со
снижающейся и возрастающей инвестиционной
активностью. Объем капиталовложений по итогам 10
мес. 1998 г. в России сократился на 5%, в
Казахстане – почти в 2 раза. В то же время в других
странах инвестиции возросли (в Беларуси – на
47%, Узбекистане – на 17%, в Туркменистане – на
15%). Таким образом, при кризисном свертывании
строительства в одних странах наблюдалось
восстановление и расширение инвестиционного
потенциала в других. Это во многом определяет
различия в условиях развития национальных
экономик.
Жизненный уровень населения
Показатели благосостояния населения
складывались в первую очередь как результат
взаимодействия роста цен, определяющего
повышение прожиточного минимума, и динамики
получаемых доходов. В первом полугодии 1998 г. в большинстве стран
СНГ сохранялась относительно низкая инфляция,
одновременно увеличилась (кроме России и
Молдовы) общая сумма денежных доходов населения
(см. табл. 2). В Беларуси и Кыргызстане темпы роста денежных
доходов в этот период опережали повышение
индекса потребительских цен, что
свидетельствует об увеличении покупательной
способности населения и расширяющейся емкости
внутреннего рынка. В Украине динамика
рассматриваемых показателей в целом совпадала. В
России сумма полученных денежных доходов по
отношению к январю – июню 1997 г. несколько
уменьшилась, что отражает политику сдерживания
роста оплаты труда в государственном секторе
экономики и увеличение задолженности по
заработной плате и пенсиям. Денежные доходы
населения сократились и в Молдове, что в условиях
повышения цен означало снижение его
покупательной способности. Во втором полугодии 1998 г. резкое ускорение
инфляции произошло в России. Если в январе – июне
индекс потребительских цен увеличился по
отношению к декабрю 1997 г. на 6,4%, то в январе –
ноябре – на 65,3%. За год повышение составило
около 80%. Возрос уровень инфляции в Беларуси. В
других странах отмечалось ее замедление. Пропорции роста потребительских цен и денежных
доходов населения во второй половине года
выглядели менее благоприятно. По данным за 11 мес.
1998 г., в России денежные доходы увеличились по
сравнению с январем – ноябрем 1997 г.
примерно на 3%, в Украине темпы их роста
замедлились, в Молдове ускорилось снижение
доходов. В результате уменьшение покупательной
способности населения в этих странах было более
значительным, чем в первом полугодии. В остальных
государствах СНГ рост реальных доходов
замедлился. Показателем уровня жизни, отражающим изменения
фактического потребления товаров, является
динамика розничного товарооборота. В
большинстве стран в 1998 г. объем розничного
товарооборота увеличился, при этом наиболее
быстрый рост отмечен в Беларуси, Казахстане и
Узбекистане. В России, Молдове и (с середины года)
Украине приобретение товаров населением
сокращалось. В целом конъюнктура
потребительского рынка во втором полугодии
характеризовалась замедлением роста
товарооборота (кроме Узбекистана и
Таджикистана). Отмеченные тенденции подтверждают, во-первых,
определенную синхронность изменения
рассмотренных показателей уровня жизни с
динамикой ВВП, во-вторых, наличие страновых
различий в направлении динамики доходов и
потребления населения. Несмотря на менее
благоприятные по сравнению с 1997 г. итоги
социального развития, ряд государств
Содружества сумел избежать существенного
снижения жизненного уровня.
Финансовое положение
Для многих стран СНГ доминирующим фактором
изменения экономической ситуации в 1998 г. стали
потрясения в финансовой сфере, при этом масштабы
и глубина финансового кризиса в отдельных
государствах были различны. Наиболее остро он
проявился в России – единственной стране,
которая в августе приостановила на три месяца
платежи по внешнему и внутреннему
государственному долгу и была вынуждена
осуществлять не предусматривавшиеся ранее меры
по реструктуризации задолженности. У правительств остальных государств СНГ осенью
тоже возникла необходимость реализации
дополнительных мер по стабилизации бюджетных и
банковских систем, ослабленных мировым
финансовым кризисом, а также обвалом валютного
курса рубля и системы коммерческих банков в
России. Однако их финансовое положение выглядело
не столь тревожным, если судить по показателям
инфляции, изменениям курсов национальных валют
по отношению к доллару, размерам дефицитов (к ВВП)
государственных бюджетов. Таблица 2
Изменение показателей,
характеризующих условия жизни населения (1998 г. в % к соответствующему периоду 1997 г.)
Страны
| Потребительские цены
| Денежные доходы населения
| Розничный товарооборот
| 1997 г. к 1996 г., %
| январь – июнь
| январь – ноябрь
| январь – июнь
| январь – ноябрь
| январь – июнь
| январь – ноябрь
| Азербайджан
| 103,7
| 99,5
| 99,8
| 112,7
| 116,6
| 113
| 109
| Армения
| 114,0
| 118,9
| 109,7
| 136,2
| 117,1
| 108
| 104
| Беларусь
| 163,8
| 144,7
| 161,4
| 175
| 184,0
| 141
| 125
| Грузия
| 107,3
| 104,8
| 102,9
| ...
| ...
| 115
| 113
| Казахстан
| 117,4
| 109,7
| 107,6
| ...
| ...
| 123
| 118
| Кыргызстан
| 125,4
| 112,0
| 111,5
| 130
| 136,0
| 109
| 109
| Молдова
| 111,8
| 108,0
| 107,0
| 98,9
| 90,1
| 90
| 90
| Россия
| 111,0
| 106,4*
| 165,3*
| 98,5
| 103,4
| 103
| 99,9
| Таджикистан
| 171,7
| 200,1
| 147,8
| ...
| ...
| 74
| 106
| Узбекистан
| ...
| ...
| ...
| 141,9
| 146,1
| 112
| 114
| Украина
| 110,1
| 108,3
| 109,7
| 108,9
| 107,1
| 99,6
| 96
| *К декабрю предшествующего года. Источники: см. примечание к табл. 1.
В России рост инфляции в первом полугодии не
превышал ее темпов в большинстве других членов
Содружества, составляя менее 1% в месяц. Однако в
августе индекс потребительских цен увеличился
на 15%, а в сентябре на 23%. Во втором полугодии
инфляция в среднем за месяц достигла более 10%, т.е.
намного превзошла показатели в остальных
странах СНГ. Россия вновь вступила в полосу
вынужденной инфляционной политики, ограничить
которую относительно узкими рамками будет
крайне трудно. Большинство государств избежали снижения
курсов своих валют по отношению к доллару в таких
масштабах, как в России. На протяжении всего года
оно было сравнительно умеренным и не носило
обвального характера. По оценкам экспертов, в том
числе и российских, Центральный банк и
Министерство финансов РФ запоздали с
проведением назревавшей девальвации рубля. Она
была осуществлена далеко не по лучшей схеме с
крупными потерями не только для населения и
коммерческих банков, но и для всей
бюджетно-кредитной системы страны. Гораздо хуже, чем в большинстве других стран
СНГ, выглядят в России показатели,
характеризующие исполнение и
сбалансированность государственного бюджета.
Уже в марте, т.е. вскоре после утверждения его
Государственной Думой, правительство заявило о
крупном секвестировании расходов. Хотя сумма
превышения расходов над доходами была
значительно уменьшена, размер бюджетного
дефицита по отношению к ВВП остается значительно
большим, чем в других странах Содружества. За
первые 9 мес. 1998 г. этот показатель составил в
России 4,8%, Украине – 3,7, Казахстане – 3,2,
Беларуси – 0,6, Азербайджане – 3,0, Молдове –
2,9, Кыргызстане – 2,2, Армении – 0,5%. По
сравнению с тем же периодом 1997 г. дефицит
государственного бюджета по отношению к ВВП
увеличился не только в России, но и в Казахстане и
Азербайджане (в 2,5 раза). В Украине он снизился на
1/3, в Армении, Молдове и Кыргызстане в еще
больших размерах. Под влиянием финансового кризиса более четко
обозначилась позиция Запада в отношении
отдельных стран СНГ. Применительно к России и
Беларуси она ужесточилась. После августовских
событий было приостановлено выделение России
кредитов МВФ, Всемирного банка и других
кредиторов, обещанных в марте правительству
С.Кириенко на 1998 – 1999 гг. (22,8 млрд долл. поступило
около 8 млрд). Вновь отказано в предоставлении
кредитов Беларуси. Что касается других государств, то политика
международных финансовых организаций
становится более дифференцированной. Так, по
мнению экспертов Всемирного банка и МВФ, Украина
в состоянии самостоятельно справиться с
влиянием российского кризиса. Для помощи другим
государствам СНГ выделяется дополнительный фонд
в размере 200 млн долл., средства которого будут
предоставлены 6 странам (Армении, Азербайджану,
Грузии, Кыргызстану, Молдове и Таджикистану), при
этом наиболее сложным признано финансовое
положение Молдовы и Кыргызстана1.
Влияние типов реформ на ситуацию в экономике
Итоги 1998 г. свидетельствуют о том, что кризис
в большей мере отразился на экономике
государств, реализующих либеральную модель
реформ. Тем самым еще раз подтвердилось уже
отмечавшееся нами ранее отсутствие прямой связи
между состоянием экономики и степенью ее
либерализации2. Лучшие результаты, как и в
предшествующие годы, достигнуты, как правило,
там, где была проявлена осторожность в
применении постулатов либерализма, где удалось
выработать национально ориентированные модели
реформ, учитывающие структуру экономики и
исторические традиции. Эти модели обеспечивали
также более четкую социальную ориентацию
преобразований и активное участие государства в
регулировании процесса перехода к рынку. Пример России показал, что следование политике
либерализма привело к углублению кризиса во всех
основных сферах хозяйства. Прошедший год был
годом преодоления иллюзий либерализма не только
в массовом сознании, но и во властных структурах
российского общества. Сформированное осенью
правительство Е. Примакова, подтвердив
преемственность курса на продолжение перехода к
рынку, вместе с тем заявило о необходимости
пересмотра прежней стратегии реформ. Это
касается в первую очередь вопросов поддержки
сферы реальной экономики, ее финансового
оздоровления, поддержки населения с низким
уровнем душевых доходов, расширения
государственного регулирования неустойчивого и
нестабильного рынка. Итоги 1998 г. в России развенчали миф правых
либералов о высокой эффективности и
безальтернативности проводимой ими политики.
Стала очевидной также необоснованность их
пренебрежительного отношения к опыту тех
партнеров по СНГ, которые используют иные модели
реформ. Сказанное отнюдь не означает отсутствия у этих
стран серьезных трудностей, но по своему
характеру они существенно отличаются от проблем
государств, разделивших иллюзии и заблуждения
либерализма. Экономические проблемы более
“консервативных” членов Содружества – это
прежде всего проблемы роста. Что же касается
России, Украины и Казахстана, то они, напротив, в
1998 г. расплачивались за приверженность
либерализму углублением кризиса и с осени были
вынуждены направлять главные усилия на то, чтобы
стабилизировать хозяйство и минимизировать
потери, вызванные возобновлением спада
производства, усилением инфляции и возрастанием
неустойчивости финансового положения. Истекший год показал также недостаточную
обоснованность базирующихся на идеях
либерализма рекомендаций международных
организаций государствам Содружества
относительно политики реформ. Финансовый кризис
в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки,
в течение длительного времени представлявшихся
образцами практики либерализма, и
распространение его на Россию подорвали
авторитет этих организаций. МВФ был вынужден
признать хотя бы частичные ошибки в своих
действиях, в том числе и в отношении России. Критика теории и практики либерализма
нарастает не только в пострадавших от кризиса
странах, но и на Западе, где он исторически возник
и получил дальнейшее обоснование.
“…Официальная политика Запада, которая требует
от российского руководства подтверждения
продолжения проводившихся ранее реформ,
представляется глупостью”, – считает
профессор Ж. Сапир (Франция). По его мнению,
“какие бы достоинства ни могли быть найдены в
либеральном пути и какая бы критика ни была
направлена против него, этот путь исторически
закрыт для России, возможно, как минимум, на одно
поколение”3. Заключая этот раздел, вернемся еще раз к
вопросу финансового кризиса, поскольку разная
степень его тяжести в различных странах во
многом зависела от типа проводимых
преобразований. В России финансовый кризис
отличался большей глубиной в силу следующих
причин, складывающихся на протяжении всего
периода реформ: n более значительное снижение
объема производства, чем в других членах
Содружества, в силу чего страна располагает
относительно меньшими ресурсами для обеспечения
общественных потребностей. ВВП в 1997 г. сократился
по отношению к 1991 г. на 36,4%, когда как в
Беларуси – на 25,8, Казахстане – на 29,3,
Узбекистане – на 12,7%. По величине спада Россию
опережала из крупных стран только Украина (-54,4%).
Соответственно в России сильнее сказываются
макроэкономические факторы финансового
напряжения из-за отставания источников доходов
от размеров минимальных расходов государства,
необходимых для финансирования экономики и
социальной сферы; n более значительное
перераспределение сократившихся материальных и
финансовых ресурсов в частный и смешанный
секторы экономики. Определенное представление о
масштабах такого перераспределения дают данные
о структуре занятого населения. В
государственном секторе России в 1996 г. было
сосредоточено 40,9% работающих против 63,8% в
Беларуси, 52,7% в Казахстане, 42,9% в Узбекистане, 64,3% в
Украине и 47,2% в среднем по СНГ. Это значит, что в
остальных странах Содружества государство
непосредственно контролировало распределение и
использование гораздо большей доли доходов и
финансовых активов, чем в России. В менее
регулируемой российской экономике более
значительной частью финансовых ресурсов
распоряжались в своих интересах
негосударственные секторы экономики; n Россия по-прежнему вынуждена
осуществлять в более крупных размерах в расчете
на душу населения расходы на содержание
вооруженных сил и оборону. Численность ее армии
после проведенного в 1998 г. сокращения составляет
1,2 млн человек, кроме того 0,5 млн человек
находятся в составе внутренних войск; n большая неустойчивость
финансовой системы вследствие крупных размеров
государственного долга и роста затрат на его
обслуживание. Согласно договору об образовании
СНГ, Россия полностью приняла на себя
обязательства по государственному долгу СССР, а
в последующие годы взяла новые кредиты от
международных экономических организаций,
правительств западных стран и частных банков,
предоставив им государственные гарантии. С
середины 90-х годов резко увеличился внутренний
долг в связи с выпуском государственных ценных
бумаг, посредством которого осуществлялось
финансирование дефицита госбюджета; n более активная
переориентация промышленности на новые внешние
рынки. В 1996 г. на государства Содружества
приходилось 18% российского экспорта, тогда как
Беларусь реализовала на рынках СНГ 66% своего
экспорта, Казахстан – 56, Узбекистан – 23,
Украина – 44%. Поэтому на экономике России
намного сильнее сказались изменения условий и
цен внешней торговли, валютного курса рубля.
Влияние же этих изменений на другие страны СНГ
ослаблялось дальнейшим сокращением в 1998 г.
объемов их торговли с Россией и тем
обстоятельством, что российский товарооборот с
ними в 3,5 раза уступал торговле с остальным миром. *** Анализ результатов 1998 г. в экономике государств
СНГ позволяет сделать следующие выводы: • кризисные процессы в целом усилились, но
ситуация имеет существенные страновые отличия.
Итоги года нельзя представлять исключительно
как негативные. По-прежнему сохранялись две
группы государств – с восстанавливающимся
хозяйством (например, Беларусь, Узбекистан,
Туркменистан) и стагнирующей или падающей
экономикой (Россия, Украина, Казахстан). Оценки,
согласно которым все Содружество в 1998 г.
представляло “единое кризисное пространство”,
статистическими данными не подтверждаются; • в наибольшей степени кризис затронул страны,
приверженные либеральной модели реформ. В
несколько лучшем положении находятся члены
Содружества, применяющие более широкую систему
государственного регулирования рынка, где
продолжалась стабилизация
социально-экономического положения.
1См.: Известия. – 1998. – 25 декабря. 2См.: Проблемы теории и практики управления.
– 1998. – № 3. – С. 29 – 30. 3Сапир Ж. Августовский кризис 1998 г.: оценка
ситуации в России//Проблемы
прогнозирования. – 1998. – № 6. – С. 21,30.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ – УПРАВЛЕНЦУ
(о новой книге С.Меньшикова)
Продолжение. Начало на стр. 43
Это не означает, что социализм был аномалией,
отклонением от центральной траектории развития
человечества. Были недостатки и они успешно
преодолеваются в Китае. Переход ряда социалистических стран к рынку
был сопряжен с трансформационным кризисом,
особенно в России и странах СНГ. Одна из его
причин – слишком резкий и внезапный скачок от
централизованного планирования к
нерегулируемым рыночным отношениям, к
абсолютному преобладанию стихии без достаточной
подготовки. Между тем если говорить о ведущей траектории
эволюции форм организации общества, то развитие
в ХХ в. свидетельствует о нарастании элементов
распределительного социализма в недрах
преимущественно рыночной и капиталистической
систем. (О том, как это происходит, рассказывает
упомянутая книга.) С точки зрения общей перспективы главными С.
Меньшиков считает критерии оптимального
сочетания рыночных и нерыночных форм
экономической эффективности и социальной
справедливости, индивидуального, частного и
общественного интересов; сохранения баланса
между экономической деятельностью людей и
ограничениями, поставленными природой. Ни одна из существующих в мире форм
экономической организации не отвечает полностью
этим критериям. Если верить в прогресс
человечества, то движение все же идет в сторону
общества, характеризуемого указанными
критериями. В каких формах и в какой мере рыночная
экономика готовится к этому будущему и движется
к нему – на эти вопросы дает ответ автор,
рассматривая категории, термины и понятия микро-
и макроэкономики с максимальным учетом
специфики России. Прилагаемый к книге глоссарий
позволяет легко ориентироваться в освещаемых
проблемах. Е. Кошечкин
|
|