Россия и ВТО: механизм сближения
По мнению многих читателей журнала, России, чтобы стать полноправным участником
мирового рынка товаров и услуг, необходимо быстрее принять правила игры, которые
в условиях глобализации определяются коллективно при решающей роли Всемирной торговой
организации. В то же время в письмах в редакцию высказываются и опасения, что в
случае вступления страны в ВТО неизбежные потери могут “перевесить” будущие преимущества.
Кто прав в этом споре? Как известно, ВТО создана при ООН и начала действовать с
1 января 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня
членами этого международного клуба являются около 150 государств, на долю которых
приходится более 95% мировой торговли.
Парадоксально, но факт: когда в России господствовала командно-административная
система, отношения с международной торговой системой были гораздо лучше, чем сейчас.
Достаточно сказать, что в 1992 г. против России имелось 12 ограничений, а в 2002
г. – 120. Указывая на это обстоятельство, читатели журнала заключают: хотя вступление
в ВТО и не станет панацеей от всех бед, но этот шаг сделать придется. В противном
случае страна окажется выброшенной за борт клуба, где вырабатываются нормы и правила
мировой торговли.
Проблемы, возникающие в российской экономике в связи с подготовкой к вступлению
в ВТО, обсуждались в феврале 2002 г. на экономическом форуме в Кремле и российско-
американской конференции “Россия на подъеме”, где участвовали представители Администрации
Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания, видные российские и зарубежные
ученые и специалисты.
В публикуемых ниже материалах аргументы “за” и “против” этого решения приводят директор
Института экономики РАН, академик Леонид Абалкин, президент Торгово-промышленной
палаты РФ, академик Евгений Примаков и президент Союза инвесторов Рубен Яврян. Редакция
рассчитывает, что по этому поводу на страницах журнала выскажутся и другие наши
авторы и читатели.
“Преимущества от вступления в ВТО многократно превысят неизбежные
потери…”
РУБЕН ЯВРЯН
Главное
преимущество ВТО состоит в том, что страны – члены этого клуба взаимодействуют в
рамках недискриминационной торговой системы, где каждый участник получает гарантии
справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран,
обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В
выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены большая гибкость и
свобода действий. Получение такого преимущества в прагматическом смысле является
целью присоединения к ВТО. Конкретными же результатами присоединения для России
можно считать следующие: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных
условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному
механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата
для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие
с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах
ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества
и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных
товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил
международной торговли с учетом своих национальных интересов; улучшение имиджа
России в мире как полноправного участника международной торговли. Экономический
эффект участия России в ВТО
Задача ведущихся переговоров – добиться наилучших условий присоединения России
к ВТО, т.е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в
виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Причем первый фундаментальный
принцип ГАТТ недискриминации реализуется через применение режима наиболее
благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия
торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортные
товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке. В свою очередь второй
принцип – доступ на рынок – обеспечивается помимо применения РНБ и национального
режима путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов,
которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также
гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц. Думаю,
что присоединение к мировой торговой системе должно стать одной из приоритетных
задач внешнеэкономической политики. Тем более, что Россия – единственная крупная
промышленная держава, которая не является членом ВТО и по этой причине не допущена
к формированию общемировых промышленных правил. В силу этих же обстоятельств она
до сих пор находится в относительной изоляции от высокоразвитых и развивающихся
стран, что, на мой взгляд, является и причиной больших экономических потерь. Выход
из этой ситуации может быть только один – обязательное и немедленное вступление
в ВТО. К сожалению, слово “немедленное” на практике означает лишь май – июнь
2003 г. Другие разговоры вокруг вступления России в ВТО, поиска некой идеальной
установки для России и желания откладывать до лучших времен – это либо непонимание
исторической важности данного решения, либо умышленная манипуляция с целью отложить
решение этой проблемы на бесконечно далекий срок. Последствия этих действий легко
предсказуемы. Первое. Если Россия не вступит в ближайшие пять лет в
ВТО, то говорить о серьезных инвестициях маловероятно. Соответственно средств на
структурную перестройку экономики будет недостаточно, и под благовидным предлогом
нехватки средств будут свернуты все усилия, направленные на ее реформу. В связи
с отсутствием модели иного варианта управления экономикой можно оценить ситуацию
как бесперспективную, даже в случае роста цен на нефть и газ. Второе.
Если Россия в середине 2003 г. вступает в ВТО, то у нее появляется шанс на признание
международными финансовыми структурами перспективности развития российской экономики.
Это в свою очередь может открыть реальные финансовые потоки при условии подготовки
предприятий и инвестиционных проектов к работе по международным стандартам.
Расчеты, произведенные в Союзе инвесторов, показывают, что в стратегической
перспективе преимущества от вступления России в ВТО намного превысят неизбежные
тактические потери. Это зависит от расторопности наших законодателей и консолидации
профессионалов, законодательных властей и бизнеса. Другими словами, вступление
России в ВТО неизбежно. Если идти по этому пути, то можно быть абсолютно уверенным
в стратегическом преимуществе и закладывании основ будущего российской экономики.
Обратный же процесс, сопровождаемый демагогией, втягиванием в диспут непросвещенных
людей, неизбежно приведет к коллапсу в экономике, что в очередной раз отбросит экономику
России на десятилетия назад. Разумеется, экономический эффект от вступления
России в мировой торговый клуб для различных отраслей и корпораций будет неодинаков.
Так, для подготовленных промышленников и предпринимателей, работающих преимущественно
в сфере экспорта, игра по мировым правилам, безусловно, пойдет на пользу. Такие
участники бизнеса будут приветствовать снижение банковских ставок, создание условий
для лизинга и нормальной ипотеки, появление цивилизованных страховых и перестраховых
технологий, способствующих на совершенно другой основе инвестициям, формирование
рынка ценных бумаг и выхода на вторичную эмиссию акций, которая является лакмусовой
бумагой, позволяющей оценивать реальную стоимость капитала предприятия. Иначе говоря,
только после введения этих правил можно говорить об управлении капиталами.
В то же время второе следствие этого шага – свободный допуск на отечественный
рынок импортных товаров способен резко обострить конкуренцию в ряде секторов экономики,
к чему российский товаропроизводитель пока не готов. Речь идет прежде всего о пищевой,
фармацевтической, химической, автомобильной промышленности, авиастроении, мелком
и среднем бизнесе и ряде других отраслей. Важнейший способ снизить издержки
от адаптационного периода – повышение инвестиционной привлекательности для промышленных
предприятий. А для этого необходимо провести большую и сложную работу на самом промышленном
предприятии, наладить практический механизм выхода на новые рынки с учетом новых
экономических условий. Инвестор – это не спонсор. Он прекрасно понимает степень
риска при вложении собственных средств и хочет предварительно удостовериться, что
у данного предприятия есть продуманная стратегия, грамотные собственники и, наконец,
профессиональная команда управленцев со стайерской, а не спринтерской психологией.
Подготовка к инвестированию занимает от полутора до двух лет в зависимости от
области рынка. Первым шагом является экспресс-анализ деятельности предприятия. Только
выявив внутренние, а не внешние причины кризиса на предприятии, на которые так любят
ссылаться в стране, можно приступать к разработке стратегии его развития. Причем
вариантов такой стратегии должно быть несколько, как минимум три. На уровне
отдельной компании этот этап завершается организацией проблемно-деловой игры, позволяющей
выявить интересы собственников и управленцев в развитии предприятия. Разработанная
стратегия утверждается акционерным собранием и наступает пора принятия жестких решений.
Во-первых, необходимо решить проблему управленческого персонала, который,
с одной стороны, на большинстве предприятий раздут до невообразимых размеров, а
с другой – не хватает подразделений, действительно необходимых для деятельности
завода или фабрики (маркетинга, стратегического планирования и так далее). Во-вторых,
без жалости распрощаться с устаревшим оборудованием. Отставая по уровню техники
на четыре-пять поколений от аналогичных производств в развитых странах, конкурентоспособную
продукцию можно выпускать только в течение короткого времени. В-третьих, необходимо
упорядочить отношения предприятия с его партнерами – поставщиками, банками,
торговыми организациями. Неразбериха в этой области приводит к тому, что на предприятие
ложатся не свойственные для цивилизованного рынка риски и оно в результате теряет
свои позиции на рынке. В-четвертых, разобраться с проблемой оборотных средств.
Практика показала, что бедственное положение многих заводов и фабрик обусловлено
вопреки мнению их руководителей не отсутствием оборотных средств, а тем, что в оборот
не введены в достаточной степени капиталы денежного характера. Но эти непростые
прежде всего в моральном смысле шаги рискуют остаться мелким “косметическим ремонтом”,
если не будет осуществлено главное – осознание места своей продукции на рынке!
Руководители многих предприятий полагают, что их цель – получение прибыли, но
это утверждение ошибочно. Прибыль – это только приятное следствие. Главная же
задача производителей – завоевание рынков, в первую очередь информационных, в противном
случае предприятие становится неконкурентоспособным. Только создав условия для
реализации продукции и рассчитав ее действительную рыночную стоимость можно определить
необходимые для ее производства оборудование, количество сырья и уровень оплаты
труда работников, занятых ее выпуском. Если у промышленного предприятия нет четкого
представления, какой рынок нужно завоевать, какие виды продукции оно должно выпускать,
– это первый признак того, что предприятие в скором времени окажется банкротом.
Причем сегодня не имеет смысла рассматривать перспективы продажи того или иного
продукта в отдельно взятом городе или даже стране. Заводы и фабрики, в жизнеспособности
которых город по каким-то причинам заинтересован, поправляя свои дела, разумеется,
вправе рассчитывать на государственную поддержку. Однако эта поддержка должна осуществляться
не в традиционном виде, к которому многие успели привыкнуть, в частности выделения
средств на зарплату, а в субсидировании санации и подготовке акций к будущей продаже.
После этих оздоровительных мероприятий можно переходить к непосредственной разработке
бизнес-плана для привлечения инвестиций. Причем создавать его следует не
под абстрактные “денежные мешки”, которые, если повезет, вырастут из-под земли,
а под конкретного инвестора. Механизм защиты национальных интересов
Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина,
страны и мирового сообщества в целом. Помимо чисто экономических выгод, которые
достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно
влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное
благосостояние граждан. Для потребителя самая очевидная выгода свободной торговли
– понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров.
За 50 лет существования организации проведено восемь раундов переговоров, и на данный
момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю
современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только
готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве
которой используются импортные компоненты. Более широкий выбор товаров
и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя.
Помимо готовой иностранной продукции речь здесь идет и об отечественных товарах
и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы,
компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально
эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены
и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного
товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру,
с мобильной связью. Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы
производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние
населения в целом. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной
торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых
барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных,
так и личных доходов. С другой стороны, повышение государственного дохода за
счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные
ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить
производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность
или же переключиться на новые виды деятельности. Развитие торговли ведет в
долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях
экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции
отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Применение
принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности
государства прежде всего за счет упрощения системы таможенных пошлин и
других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики
привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность,
большая определенность условий торговли и их упрощение способствуют понижению расходов
компаний, оптимизации их деятельности и формированию благоприятного климата для
торговли и инвестиций. В свою очередь приток капитала в страну, в частности
в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает
благосостояние населения в целом. Помимо экономических выгод от более свободной
внешней торговли государство получает и определенные политические выгоды. У правительства
появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так
как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом, и проводимая
государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных
ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды. Система свободной
торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений,
борьбы с коррупцией и внесения позитивных изменений в законодательную систему,
что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Прозрачность и гласность,
т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности;
более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты
на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное
влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия
решений и обмана. Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя
право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического
диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах.
Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха
на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости
вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых
партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров
уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО. Торговая
система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны
конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам,
тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате
переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является
важным инструментом укрепления доверия. Если правительство уверено, что другие страны
не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое.
Государства будут гораздо более дружественно расположены к сотрудничеству, что позволит
избежать ситуаций, подобных торговой войне 30-х годов. |