Вклад Москвы в изменение курса
реформМИХАИЛ ГОЛУБЕВ кандидат экономических наук, экономический советник Департамента экономической политики и развития Москвы
• Для выхода из кризиса необходимо
целенаправленное воздействие государственных
органов управления • Сегодня малый бизнес – более чем заметное
явление • Последовательная рыночная политика Москвы
имеет четко выраженные социальные цели
Рассматривая кризис как условие
восстановления нарушенных пропорций
воспроизводства, следует признать, что его
российский вариант имеет не эту направленность.
Почему?
Особенности кризиса в российской экономике
Рукотворность реформ. Все преобразования
последних лет в России носят характер
сознательно насаждаемых условий хозяйствования,
явно не отвечающих объективным закономерностям. Об этом же говорят огромные расхождения между
прогнозами организаторов “рыночной реформы” и
фактическим состоянием экономики. Авторы
либерализации предполагали, что после
некоторого спада производства в пределах 10-15% (в
основном в связи с перестройкой ВПК) положение в
стране стабилизируется и начнется экономический
рост. Ожидания не оправдались. Экономика
достигла предельно возможной глубины падения, а
неизбежная в рамках принятого курса реформ
стагнация лишает каких-либо перспектив на
благоприятные перемены. Подмена целевых установок. Вопреки теории и
международному опыту в центре реформы оказались
не содержательные задачи повышения
эффективности экономики и благосостояния
граждан, а формальные показатели темпов
приватизации и масштаба либеральных
преобразований. Сырьевая направленность структурных сдвигов.
Экономическая реформа проводилась без общей
стратегии развития страны, учета ее природных и
национальных особенностей, геополитических
интересов, необходимости преодоления
структурных диспропорций. В результате
созданного “рыночного” механизма
производственная сфера распалась на
экспортно-ориентированный сырьевой сектор, в
котором сохраняется относительная стабильность
за счет переориентации на внешний рынок, и все
остальные, ориентированные на внутренний рынок,
с крайне низкой рентабельностью или
убыточностью. Состояние наиболее передовых отраслей.
Россия теряет передовые позиции в самых важных
областях НТП. Катастрофически снижаются уровень
образования населения, качество научных
исследований, засоряется второстепенными и
ложными идеями информационное пространство. В
результате спада до 20% производственных
мощностей машиностроительного комплекса
прекратилось возмещение износа фондов на базе
собственной промышленности. Структурная
политика приспособилась к хромающей экономике,
падению ее научно-технического уровня,
сомнительной доктрине государственной
поддержки быстроокупаемых проектов. В
результате в стране доминирует иностранный
капитал, что подчеркивает ее зависимость от
внешних финансовых источников и информационных
центров. Удовлетворение витальных потребностей
населения. Спад в сельском хозяйстве и
отраслях, выпускающих товары народного
потребления, настолько значителен, что Россия
теряет потенциал воспроизводства нормальных
условий жизни населения. Уже половина
продовольственных товаров поставляется из-за
рубежа. Страна вынуждена жить за счет продажи
сырьевых и энергетических ресурсов. Доля работающих с оплатой труда не выше
прожиточного минимума составляет 44% занятых.
В бюджетной сфере у основной части занятых
заработная плата ниже прожиточного минимума.
Возникает угроза массового недоедания. Дефицит
белка в питании россиян составляет 35-40%,
витаминов - 50-60% нормы. Государство не в
состоянии удовлетворить витальные
потребности, что угрожает вымиранием населения. Долги государства. Дефицит
государственного бюджета приобрел хронический и
неустранимый характер. Неуклонный рост
государственного долга формирует “долговую
ловушку”, когда нужно занимать все больше, чтобы
только обслужить старые долги, а не расплатиться.
Причем долговые обязательства государства
образуют гигантскую финансовую пирамиду,
которая может рухнуть в недалеком будущем, если
не принять экстраординарных мер сегодня и не
переориентировать инвестиции на реальный сектор
экономики. Неадекватность реакции власти на негативный
результат. “Реформаторы” продолжают верить,
что причины трудного положения России - в
наследстве “развитого социализма”. Однако
исследовательские центры России указывают на
серьезные просчеты экономической политики.
Игнорирование мнения специалистов отдаляет
момент корректировки курса, крайне необходимый,
поскольку уже все социально-экономические
показатели опустились значительно ниже
пороговых значений стратегической безопасности.
Московские особенности российских реформ
Московское правительство с начала реформ
старалось смягчить течение кризиса и не упустить
контроля за ситуацией в городе. Созданы
благоприятные условия для развития рыночных
структур. Организованы новые формы
предпринимательства, осуществляются сильные
социальные программы помощи населению, в том
числе переподготовки кадров и обеспечения
занятости, снявшие остроту многих проблем в
начальный период перехода к рынку. В чем
особенности московских преобразований? В переходный период нельзя отказываться от
регулирующей функции органов управления. В
городе сохранилась практика
социально-экономического планирования с учетом
новых условий деятельности, существует
идеология прогнозирования, в том числе
долгосрочного, накапливается опыт
экономического регулирования в рыночных
условиях. Это позволяет вовремя принимать
необходимые корректирующие меры, ограничивать
стихию рыночного предпринимательства.
Максимально эффективно используется потенциал
управления. В Москве раньше других регионов России
разработана и принята
программа поддержки и
развития малых форм предпринимательства. Для
них сохраняются льготные ставки арендной платы,
льготное кредитование из специально созданного
для этих целей фонда. Они получают помощь в
оснащении оборудованием через лизинговую
компанию. Сегодня малый бизнес - более чем заметное
явление. В городе действуют 170 тыс. малых
предприятий, на которых занято свыше 1 млн чел.
Используя простаивающее оборудование средних и
крупных предприятий, малый бизнес обеспечивает
вторичную занятость еще почти 1 млн чел. Этот
сектор экономики практически снял проблему
безработицы. Одновременно он подготовил
многочисленную часть населения к рыночным
условиям, активной позиции в сегодняшней сложной
ситуации. Власти города видят в нем базу для
формирования значительного слоя среднего
класса. Малое предпринимательство сегодня приносит в
бюджет города около 50% налоговых доходов,
формирует устойчивость столицы к
неблагоприятным рыночным факторам. В ходе преобразования
строительного
комплекса
правительство города оставило за
собой значительную часть акций в форме
государственной собственности, сохранив
мощности, кадры, сырьевую базу, обеспечив тем
самым выполнение широкого спектра программ
развития города. Москва располагает сегодня разнообразным
инструментарием
финансового обеспечения
инвестиционных программ.
Распространены
государственные и коммерческие кредиты,
коммерческая продажа квартир и иной
принадлежащей городу недвижимости, включая
продажу прав долгосрочной аренды земли,
использование недвижимости в качестве актива
для привлечения средств как отечественных, так и
зарубежных инвесторов, в том числе через
залоговое кредитование, займы, финансовый
лизинг, вексельные кредиты с выходом на
зарубежные финансовые рынки. Правительство Москвы заслужило доверие, имеет
репутацию добросовестного
делового партнера.
А это уже капитал, который используется для
получения значительных заемных ресурсов. Фактором деловой активности в Москве является
наличие
благоприятных предпосылок для зарубежных
инвесторов. Им не надо заботится о многих
вопросах, связанных с началом и ходом
строительства: оформлением градостроительной
документации, подготовкой территории, подводом
коммуникаций и транспортных путей, котлованными
и фундаментными работами, обеспечением
стройматериалами и т.п. Сегодня в городе работает
множество частных, в том числе строительных
фирм из других регионов России,
стран СНГ и дальнего зарубежья (Австрии, Турции,
Болгарии, Югославии и других стран). Но работают
они не в ущерб занятости городских строительных
фирм, а помогают в освоении новых
конструкционных материалов и технологий,
методов быстрого и качественного строительства. Москва заключает огромное количество
региональных
договоров, развивающих горизонтальные связи
субъектов Федерации, взаимопомощь территорий,
экономическое сотрудничество и интеграцию
регионов. Это также повышает занятость и
использование существующих производственных
мощностей в городе. Правительство Москвы
стремится поддержать
работу средних и крупных предприятий. Оно
выкупило контрольный пакет акций ЗИЛа, что дало
возможность провести ряд оздоровительных
мероприятий. Завод входит в нормальный рабочий
ритм, что, безусловно, скажется на положении
предприятий-смежников. Готовятся аналогичные
преобразования на АЗЛК и других крупных
предприятиях. Таким образом сохраняется
кадровый состав специалистов. В городе создан специальный фонд поддержки
важнейших отраслей народного хозяйства, которые
работают на жизнеобеспечение населения,
определены отраслевые приоритеты. Выстраивая рыночную экономику, Москва заметно
продвинулась в области создания цивилизованного
рынка недвижимости, включая права аренды
земли, стоящих на ней объектов, а также квартир,
жилых домов и др. Появились необходимые
государственные и государственно-коммерческие
институты - регистрационные, лицензионные,
оценочные, нотариальные, консалтинговые фирмы,
биржевые и страховые структуры. Развиваются
залоговое кредитование, титульное страхование,
обеспечивающее чистоту отношений собственности.
От операций с собственностью Москва получила в 3
раза больше, чем вся Российская Федерация.
Организационная работа в этой области
продолжается в направлении отработки технологии
и унификации разнообразных сделок. Развивается система
арендных земельных
отношений, включающая ряд новаций, не имеющая
аналогов в российской практике и опережающая в
научном обеспечении подготовку российских
реформ. Здесь есть право долгосрочной (до 49 лет)
аренды земли, им даже можно торговать, но пока
идут переходные к рынку процессы, землю в частную
собственность правительство города отдавать не
намерено. Для получения высоких конечных результатов
создается
правовая и экономическая среда,
способствующая эффективному применению всего
комплекса городских ресурсов - территории,
производственной базы, нежилого фонда,
инженерной инфраструктуры, окружающей среды, в
том числе и структуры государственного
административного и экономического
регулирования. Неослабное внимание правительство Москвы
уделяет жителям столицы. Расходы на социальные
программы составляют четверть столичного
бюджета. Теми или иными формами поддержки
охвачено большинство нетрудоспособных
граждан и в первую очередь малоимущие граждане и
одинокие пенсионеры, школьники, семьи с
детьми-инвалидами, безработные, получающие
пособие по безработице, или студенты -
стипендию в период обучения. Неудивительно, что
социальный климат в Москве существенно мягче.
Здесь в 10 раз меньше уровень зарегистрированной
безработицы, чем в России. Треть москвичей
обеспечена различными формами социальной
поддержки, а расходы города на эти цели в 3-4 раза
больше в расчете на одного жителя, чем у
субъектов РФ в среднем. Уровень жизни в 1,5 раза
выше, чем в стране. При этом Москва остается
регионом-донором, систематически увеличивающим
вклад в бюджет страны.
Общеэкономические проблемы крупного города
Сегодня большинство крупных и средних
предприятий города оказалось в тяжелом
положении из-за просчетов реформирования
экономики России. Падение производства в
машиностроении составляет 80%. Возникает
проблема, что делать с промышленным комплексом и
занятыми на нем гражданами города. Начать
процедуры банкротства - значит обострить
социальную напряженность и вызвать
дополнительные нагрузки на городской бюджет
(рост безработицы, социальные выплаты и др.).
Понятно, что возрождение экономики связано с
подъемом производства, поэтому выталкивать его с
территории города в критический момент было бы
ошибкой. А что делать? Очевидно надо создать
благоприятные для подъема экономики условия на
новых идеях реформирования. За последние годы в Москве опережающими
темпами развивались торговый и финансовый
секторы рынка. Продиктованные условиями реформы,
они, однако, не служат интересам города. Рост
занятых здесь был бы оправдан, если бы проходил
на фоне общего подъема товарооборота. Но
численность этой сферы должна быть оптимальной и
связана с динамикой товарооборота. Избыточная
занятость в посредничестве означает упущенную
городом выгоду, которая могла быть получена в
секторе производства материальных благ. Есть определенные сложности и с городскими
монополистами (теплоэнергетический комплекс,
водообеспечение, транспорт, связь). Рост цен на их
услуги в ряде случаев недостаточно обоснован.
Проблемой остается перекрестное субсидирование,
когда затраты на жилищно-коммунальное хозяйство
покрываются за счет повышенных тарифов на
коммунальные услуги для промышленных
предприятий и роста себестоимости их продукции. Озабоченность вызывает
теневая экономика.
По оценкам экспертов, ее оборот составляет 40 %
суммарного в городе. Этот “сектор” работает
только на себя, ограничивает возможности
городского развития и формирования социально
ориентированной экономики. Он же служит
финансовой опорой различных форм экономической
преступности. Потери бюджета вряд ли кто
подсчитывал, но нет сомнения в их значительности.
Остается опасным уровень криминализации. С течением времени разница в подходах Москвы и
России просматривается более отчетливо. Линия на
неизменность курса реформ затягивает разрешение
кризиса. Москва с самого начала демонстрирует
осторожность и собственные подходы к рыночным
преобразованиям. В силу сохранения
управляемости в секторах городского хозяйства
положение Москвы оказалось несравненно лучше.
Москва считает необходимым внести ряд поправок в
концепцию реформирования экономики, исправив
допущенные просчеты, повысив степень научной
обоснованности социально-экономического
планирования и прогнозирования развития.
Направления корректировки экономической
политики
Глубина кризиса в России объясняется во многом
тем, что государство было устранено от
управления экономикой при полном отсутствии
рыночных средств регулирования. Экономика может быть названа рыночной
лишь
в том случае,
если функционирует механизм
рыночного управления, под воздействием
которого систематически
идет настройка
общественного производства на возможно более
полное удовлетворение меняющихся общественных
потребностей. Приспособление производства к нуждам общества
может происходить только путем
перераспределения инвестиционных средств между
отраслями и предприятиями с целью сокращения
избыточного производства и расширения
выпуска тех товаров, потребность в которых у
общества выше.
Хотя все элементы рыночного
хозяйства уже есть (банки, биржи, свобода цен и
предпринимательства, различные виды рынков,
частная собственность), мало-мальски сносного
механизма рыночного регулирования они не
образуют. Развитие процессов носит
по-преимуществу стихийный характер. Некоторые выводы, вытекающие из различий в
подходах к реформированию экономики Москвы и
России, можно обобщить. 1. Достигнуто понимание рынка как реально
действующего механизма структурных
преобразований в направлении все более полного
удовлетворения общественных потребностей, а не
совокупности мест оборота различных видов
товаров. Эффективное действие рыночного механизма
возможно, если соблюдаются три условия: а)
вложения капитала в производственную сферу
(инвестиции) будут более предпочтительными в
сравнении с другими сферами экономики (торговля,
финансы, страхование и др.); б) инвесторы будут
иметь прямой доступ к информации о сравнительной
выгодности приложения капитала в различных
отраслях материального производства; в)
государство будет активно подавлять возникающие
негативные тенденции. 2. Рыночные характеристики экономики не
возникают сами собой, а являются результатом
целенаправленного воздействия государственных
органов управления. Государство должно
осуществлять регулирование и
хозяйственно-организаторские функции не только
в отношении государственного сектора, но и всех
остальных сфер деятельности. И чем слабее
экономика, тем активнее должно быть
государственное регулирование. 3. Основные функции государства заключаются в
следующем: создать средствами налогового, ценового,
таможенного, административного регулирования
приоритет реальному сектору экономики по
отношению к иным сферам деятельности
(посреднической, торговой, страховой, финансовой
и др.), отечественному производителю перед
зарубежным, а также импорту оборудования и
прогрессивных технологий в сравнении с товарами
народного потребления; организовать для предпринимателей всех форм
собственности единую систему информационного
обеспечения сведениями, необходимыми для
инвестиционной деятельности (о перспективах
развития отраслей и производств, фактической
степени выгодности капиталовложений, прогнозах
соотношения спроса и предложения, исключающих
рыночную неопределенность, и т.д.). сформировать в исполнительной ветви власти
структуры по управлению государственным
сектором экономики (это превратит объекты
государственной собственности из фактически
частных в реально государственные) и координации
деятельности предприятий всех форм
собственности; применить в государственном
секторе экономики механизмы стимулирования
труда, устанавливающие противозатратный режим
функционирования предприятий. 4. Стратегически важными задачами в России
являются: восстановление ключевых позиций государства (в
том числе путем национализации) в областях
естественной монополии (ТЭК, ВПК, транспорт,
связь, добывающие отрасли промышленности,
переработка сырьевых ресурсов, крупные
производственные комплексы, производство
акцизных товаров); введение государственной монополии на экспорт
сырьевых ресурсов и продуктов их первичной
переработки, товаров стратегического значения,
драгоценностей, предметов культурного и
исторического наследия. Смысл этих мер состоит в исключении
негативного влияния своих и зарубежных
монополий на состояние экономики, изъятии в
бюджет природной и межстрановой ренты, создании
нормальной конкурентной среды для отечественных
предпринимателей. Многое из названного можно осуществить и в
Москве. Основными приоритетными направлениями могут
быть: • более глубокая дифференциация налогов по
видам деятельности с целью изъятия
необоснованно полученной прибыли в сфере
обращения; • контроль за состоянием ценообразования
вплоть до административной их стабилизации; • применение устанавливаемых властями Москвы
цен на продукцию естественных монополий и
возникших в реальных условиях города
монопольных структур; • законодательные преобразования, позволяющие
осуществлять активную политику исполнительным
структурам власти; • приостановка действия на территории города
некоторых международных соглашений,
препятствующих созданию приоритета
производственной деятельности в городе. |