Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Организация промышленной конверсии как основы разоружения и развития

ДЖОНАТАН М. ФЕЛЬДМАН
старший исследователь Национального института исследования трудовой жизни (Швеция)


• Одной из актуальнейших проблем является переход к конверсии излишне милитаризированной экономики
• Совместное использование конверсии и диверсификации дает эффективный результат
• Извлекаемые при конверсии дивиденды мира могут намного превосходить вложения в структуры, сосредоточивающиеся
на гражданской продукции

Бесчисленные миллиарды долларов, израсходованные на производство оружия (в мире в начале 90-х годов на вооружение пошла часть общегосударственных расходов, что на 10% превышало затраты на государственное образование и на 25% – на здравоохранение), породили призывы организовать перевод данной сферы на гражданские рельсы, чтобы закладывать основы культуры и экономики мира. Ключевым элементом здесь являются конверсия военных ресурсов и переориентация их на обслуживание гражданских рынков. Она включает в себя несколько элементов – профессиональную переподготовку работников, предоставление материальных субсидий в период переориентации на гражданские рынки, выработку перспективных планов, соотнесенных с подобными рынками, разработку макроэкономической политики содействия новым технологиям и рынкам.


Конверсия и диверсификация


Конверсия и диверсификация, как правило, поддерживают друг друга. Диверсификация подразумевает приобретение новых компаний, создание смешанных команд из военных и гражданских инженерных специалистов и переход на иную продукцию и новые рынки. Следовательно, если переориентация на изготовление гражданской продукции содействует использованию рабочей силы на новом поприще, то подобная конверсия является частью диверсификации рынков. Конечно, некоторые оборонные компании могут диверсифицировать свою деятельность осваивая новые рынки путем приобретения обычных фирм и высвобождая военно-инженерную рабочую силу, т.е. осуществляют диверсификацию без конверсии.

Однако совместное использование этих двух методов дает более предпочтительный результат. Во-первых, работники военных предприятий являются носителями трудового опыта, который утратится. Поскольку идет быстрое устаревание многих трудовых умений и навыков, то постоянное переобучение, содействующее конверсии, также играет существенную роль. Далее, растет фондоотдача – задействование высококвалифицированной рабочей силы позволяет достигнуть выпуска продукции высшего качества столь быстрыми темпами, что снижается значимость некоторого повышения трудовых издержек. Кроме того, появившаяся в последнее время необходимость в системах пожизненного обучения (имеющих задачу помогать работникам приспосабливаться к реструктуризации экономики и  новым трудовым нишам, создаваемым инновациями) соответствует политике конверсии.

Препятствия на пути формирования экономики без вооружений и способы их преодоления
Препятствия Потенциальные решения Ожидаемое воздействие решения
Оборонная специализа- ция и военно- производст- венная культура Сотрудничество с аутсайдерами

Проектный и бюджетный контроль
Приобретение знаний от общения с потребителями

Наем специалистов по коммерческому маркетингу
Освоение коммерческих государственных рынков
Военная компания приобретает новые знания в ключевых областях, таких как маркетинг и исследовательские работы

Посредством регулирования инженерных кадров помогает снижению затрат на гражданскую продукцию
Команды инженеров, занимающихся диверсификацией, приобретают источник знаний по проектированию

Оборонные компании могут расширить свои мощности

Оборонные компании могут вступить на рынок, сходный с государственным рынком вооружений
Интеграция инженерных и управленчес- ких ресурсов Крупные лидирующие управленческие компании

Децентрализованные подразделения


Государственное финансирование
Помогают высвободить необходимые для инноваций ресурсы, подпадающие под принудительное управление внутри компании
Внутри компании продвигаются более современные коммерческие проекты; отдельные структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью, содействуют финансированию
Можно избежать конкурентной борьбы со стороны более мощных военных подразделений за бюджетные ресурсы
Рыночные ниши и режимы промышлен- ной политики Преимущества первопроходцев и ниши качества Компании могут пытаться стать лидерами в освоении рынка и в заполнении ниш продукции с высокой добавленной стоимостью, где конкуренция издержек – не фактор или не первичный фактор
 Государственная промышленная политика Можно повышать квалификацию национальных производителей в научно-исследовательской сфере через обучение, заимствование наилучшего опыта и через подключение альтернативных источников прибыли, особенно используя исследовательские проекты, содействующие диверсификации, на предконкурентной стадии

Во-вторых, в отсутствии конверсии процесс разоружения сталкивается с таким политическим барьером, как увеличение количества безработных. При ее осуществлении сокращение военных бюджетов не грозит потерей рабочих мест. К тому же конверсия военных предприятий, лабораторий и баз – один из наилучших путей для введения режима инспекции за разоружением.

Иногда диверсификация может оказаться полезной, когда она подразумевает, что военно-инновационный персонал взаимодействует с коммерческими партнерами или потребителями. Создание новых площадок для гражданских инноваций вне оборонных компаний может даже повлечь за собой формирование добавочного потенциала конверсии или разоружения.


Препятствия на пути конверсии
и способы их преодоления


Основными препятствиями на пути конверсии, на мой взгляд, являются политические, а не экономические моменты, хотя критики конверсии придерживаются иного мнения.

Специализация военных компаний
и возможности ее преодоления

Существует два противоположных подхода к конверсии: пессимистичный – она почти невозможна; оптимистичный – она легко реализуема в рамках общего планирования. По мнению пессимистов, есть две группы компаний: для одной диверсификация относительно легко осуществима, для другой очень трудна. Первая группа менее специализированна и может легче использовать мощности для производства, как на военный, так и на гражданский рынок. Вторая – более специализированна. Подобная модель продемонстрирована в обзоре, подготовленном по нескольким сотням мелких и средних оборонных фирм США. Более того, в составе крупных оборонных компаний, таких как McDonnell Douglas, General Dynamics и Grumman, функционируют многочисленные подразделения, плотно связанные с обороной, и когда для них пытались разрабатывать гражданские проекты, то испытывали затруднения.

Оптимистичный способ оценки перспектив конверсии в промышленности исходит из осознания того, что препятствия на ее пути действуют на различных уровнях. Это требует применения различных решений (см. таблицу). Один из данных уровней предопределяется военной специализацией. На нем отражаются различия между военными и гражданскими компаниями, которые затрудняют вступление первых на тот рынок, где присутствуют вторые.

Сложности на пути конверсии, представленные в таблице, показывают потенциальные ограничения для экономических моделей, рассматривающих ущерб и выгоды от сокращения военного бюджета или побочные последствия от гражданского применения оборонных технологий. Отнюдь не просто смоделировать ответную реакцию соответствующих компаний. Извлекаемые при конверсии дивиденды мира будут, вероятно, намного превосходить объем финансовых вложений в структуры, сосредоточенные на гражданской продукции. С другой стороны, оборонные предприятия перед лицом этих препятствий могут не справиться с диверсификацией продукции или не освоить вторичные технологии. Как правило, разоружение, по-видимому, стимулирует конверсию, особенно если оно вмонтировано в общее планирование.

Вот примеры, показывающие, как преодолевалась специализация оборонных инженеров. Американская компания Boeing-Vertol в сотрудничестве с представителями Чикагского управления городского транспорта (“потребитель”) успешно разработала модель метровагонов. При этом “потребитель” выступал в качестве менеджера и, высказывая требования по эффективности эксплуатации и издержек, контролировал работу инженеров фирмы-поставщика. Данная компания добилась меньшего успеха в троллейбусном проекте, так как не освоила опыт использования троллейбусов.

Шведская космическая корпорация – Swedish Space Corporation (SSC) – поручила военным инженерам низкозатратные проекты, что помогло компании Saab успешно произвести гражданский спутник.

В целом можно сделать вывод, что различие между военными и гражданскими рынками является ключевым экономическим препятствием.

Интеграция инженерных
и управленческих ресурсов

Оно обусловлено разделением труда между специалистами по инновациям (инженерами) и менеджерами. Инженеры подчас нуждаются в управленческом контроле для того, чтобы их проекты были эффективны по затратам и отвечали требованиям пользователей. С другой стороны, им необходим доступ к финансовым ресурсам, обычно контролируемым высшими менеджерами. Однако военные менеджеры активно претендуют на ресурсы. И поскольку их источник изъят из сферы конкуренции, нужны специальные меры, чтобы гражданские проекты в них получили шанс. Это могут быть государственные программы внешнего обеспечения, создание центров, работающих за счет получаемой прибыли, или же постоянное “внимание” высших управленцев фирмы.

Интеграция специалистов по инновациям и менеджеров происходит тогда, когда управленческие ресурсы, особенно финансы и полномочия по принятию решений, идут на стимулирование поиска рынков. Компетентность оборонных инженеров при соответствующем управлении, информации и контроле, как свидетельствует опыт многих военных компаний США, можно с успехом перенести в сферу гражданского производства. В то же время именно управленцы несут ответственность за руководство проектированием, производством, маркетингом, обучением и прочими процессами.

Гражданские проекты конверсируемых компаний отчасти терпели неудачу потому, что их оборонные менеджеры активно сопротивлялись сотрудничеству. Так, в ряде крупных подобных корпораций менеджеры среднего звена выступили против диверсификации, несмотря на ее поддержку со стороны высшего руководства. Они нередко практикуют независимые отношения с национальными оборонными организациями (например, с бюро по оборонным закупкам), что дает им возможность устраняться или саботировать “мирные” усилия высших менеджеров. Более того, слияния крупных военных компаний в странах Запада укрепили их власть.

Иногда диверсификации противодействуют высшие менеджеры. Они, как показывает анализ практики США, Великобритании и Швеции, создают своего рода “менеджерские режимы”, которые не поддерживают конверсию, а рассчитывают на среднесрочный успех в экспорте оружия. Основным стимулом преодоления таких трудностей (заставляющим высших менеджеров поддерживать диверсификацию) является периодическое сокращение военного бюджета.

Режимы функционирования рынков
и промышленная политика

Еще одно препятствие на пути конверсии связано со стратегическим выбором рыночных ниш, а также с тем, поддерживает ли государственная политика вступление на новые рынки. Например, компания Hughes диверсифицировалась в огромный высокодоходный рынок спутников связи, а Grumman сосредоточила ключевую часть своей диверсификации на более конкурентном и менее доходном рынке средств массового транспорта. Естественно, что первая извлекла больше выгоды из статуса первопроходца.

В США и Великобритании слабая или плохо разработанная политика поддержки производства средств массового транспорта вызвала исчезновение жизнеспособного гражданского рынка для оборонных компаний. Между тем мощные программы закупок способны помочь в создании спроса на продукт. Так, подобная политика помогла в США корпорации McDonnell Douglas освоить сферу медицинских технологий. В Швеции государственные меры по стимулированию космических технологий оказались более эффективными, чем по содействию технологиям, нацеленным на использование энергии ветра.

Бюджетные обязательства нередко увязываются с контролем за инженерным проектированием. Так было при разработке спутниковой программы компанией Swedish Space Corporation (SSC) в Saab. В Saab были созданы команды опытных инженеров из Boeing Vertol, знающих, каким образом поддерживать низкий уровень издержек.

Отмечу также, что гражданские программы закупок содействуют конверсии, стимулируя ознакомление оборонных компаний с новыми технологиями, разрабатываемыми в лабораториях и университетах. Они  заставляют военные корпорации заниматься перспективным планированием гражданских проектов, финансированием изменения в территориальном размещении производств, переучиванием персонала с прицелом на гражданские рабочие места и т.п.

Отсутствие планирования разоруженческого и гражданского бюджета

Препятствием, блокирующим конверсию, является политическая оппозиция, обусловливаемая глобализацией производства, возросшей централизацией власти в руках крупнейших средств массовой информации и военных корпораций, а также влиянием “больших денег” на выборы. При этом идет ослабление таких организаций, как профсоюзы, которые иногда способствуют планированию конверсии внутри корпораций. Если гражданские государственные организации могут подталкивать конверсию, то военные ее тормозят и обеспечивают компаниям крупные доходы от оборонных закупок.

В США и Великобритании политика закупок создает более существенные стимулы для военного производства, чем конверсионные меры. В итоге приходится подключать массу альтернативных механизмов и институтов планирования для преодоления политических и экономических барьеров на пути конверсии. Поэтому она и является отчасти политическим процессом.

Конверсия в промышленности развивается путем сотрудничества и создания новых внешних институтов, которые обеспечивают знания и власть, необходимые для поддержания диверсификации внутри оборонных корпораций или формирования новых площадок для нее за пределами той или иной компании. Следовательно, планирование разоружения должно быть увязано с альтернативным инфраструктурным планированием, а последнее – с политикой организации новых гражданских инновационных площадок и рынков для диверсифицирующихся компаний.

Новые компании как собственность работников и местного сообщества граждан

Расширению конверсии может способствовать новый тип собственности или управленческой инновационной площадки. Они могут возникать тогда, когда местные сообщества граждан или (и) работники военных компаний создают на паях новые фирмы. В этих случаях они (работники, местные жители) осуществляет больший контроль над технологией и организацией труда, соответственно сокращается доля собственности, принадлежащая “чужакам”, и влияние на труд со стороны бюрократии. Примером здесь может служить Мондрагон (Испания) – устойчивая площадка инноваций и новых рабочих мест, ориентирующихся на удовлетворение гражданских нужд. Он объединяет в огромную сеть более сотни кооперативов, в которых занято около 30 тыс. работников, а объем ежегодных продаж составляет более 6 млрд долл.

Развитию подобных сетей содействовал ряд факторов. Один из них – замена иерархических структур более мелкими единицами, взаимодействие которых покоится на доверии и сотрудничестве. Соучастие работников в управлении также повышает производительность. Среди других стимулов фигурируют налоговые льготы для кооперативов и движения в поддержку социально ответственного предпринимательства. Кроме того, можно прибегать к использованию пенсий для развития компаний или создания рабочих мест, ориентированных на удовлетворение нужд сообщества и преследующих различные социальные цели.

Пример Мондрагона показывает, что развитие подобных компаний зависит от того, насколько расширяется демократический контроль и контроль сообщества над технологиями. Централизация контроля над технологией в руках бюрократии содействует милитаризму и ограничивает конверсию. И, напротив, компании и технологии, контролируемые сообществом граждан, в состоянии стимулировать конверсию. Они могут стать именно тем способом, с помощью которого можно легче содействовать формированию гражданского труда и гражданской культуры.

Виртуальные университеты
и альтернативные медийные сети

Для преодоления трудностей на пути конверсии ее проведение необходимо увязать с широкой медийной сетью и системой образования. Они могут помочь в создании гражданских фирм, переобучении работников оборонных компаний, разъяснении преимуществ, связанных с приоритетами нового гражданского бюджета. Пример Мондрагона может быть расширен через формирование соответствующего образовательного пространства, в рамках которого технологической демократизации и разоружению будет способствовать новый контингент людей.

Такой ресурс поддержки конверсии может основываться на некоторых принципах, используемых корпорациями, организующими виртуальные университеты. В них дистанционное обучение осуществляется с помощью коммуникационных связей между территориально рассредоточенными студентами. Подобные университеты способны облегчить формирование команд из гражданских и военных инженеров, занятых диверсификацией. Все чаще имеет место планирование производства с применением аналогичных виртуальных сетей.

Научные парки

В некоторых случаях муниципалитеты воспользовались экономическим вакуумом, образующимся при упразднении оборонных компаний, и освоили новые пути объединения научных и технических работников в научные парки. Последние не только создают дополнительные ресурсы для помощи инженерам-оборонщикам в разработке новых продуктов и поиске иных рынков, но и могут осуществлять функцию “замещающего менеджмента”. Например, власти г. Линчлпинга (Швеция) вместе с местным университетом и крупными шведскими компаниями (в частности, Ericsson) помогли с организацией самого крупного в Северной Европе научного парка – Mjdrdevi Science Park со специализацией по компьютерным и информационным технологиям. Часть его сотрудников пришла из военной компании Saab, теперь он служит образцом создания региональными субъектами альтернативы военному производству.


Будущее конверсии
в глобализированную эпоху


После холодной войны получили развитие новые военно-промышленные тресты, сосредоточившие в своих руках военную, экономическую и политическую власть, и это стало одним из многочисленных препятствий на пути конверсии. Одновременно новая экономика дала специалистам по инновациям мощные рычаги влияния на политические решения. В частности, фирмы, занимающиеся современными информационными технологиями, начинают бросать вызов мощным традиционным промышленным компаниям.

Обращу также внимание на следующие важные моменты. Все более значимой становится модернизация военных технологий, основанная на передаче гражданских технологий оборонным предприятиям (spin-on). Вместе с тем подобная зависимость может оказаться менее существенной, чем появление новых корпоративных субъектов, претендующих на управление гражданскими расходами. Они, вероятно, будут выступать за объемный военный бюджет, если увидят в нем средство субсидировать поддерживаемые ими технологии. Пока неясно, последует ли за возникновением новых секторов экономики автоматический процесс передачи гражданских технологий военным корпорациям и формирование альтернативной промышленной политики. Причины заключаются в уникальности оборонных требований, а также в том, что военные расходы должны оставаться основным стимулом для крупных секторов экономики, включая большинство высоких технологий. К тому же военное кейнсианство получило поддержку со стороны мощных кругов в обществе и бюрократии, стремящихся расширить рабочие места и оказать содействие благоприятным рынкам (например, военного экспорта).

На микроуровне способность инженеров- оборонщиков создавать новые гражданские компании ведет к формированию крупной площадки для конверсии. Если объединенные управленческие и финансовые интересы в крупных корпорациях ее блокируют, то инженеры-предприниматели свободны в создании новых структур, более ориентированных на гражданские нужды. Сектор современных информационных технологий и является ареной для образования “технологического пула” таких субъектов. К тому же экологический кризис может дать старт проведению новой национальной закупочной политики, которая будет стимулировать экологическое обновление и массовое перемещение производств в пределах индустриального мира. Европейское сообщество может решить, что через военные поставки происходит “утечка” международной конкурентоспособности, и в связи с этим одобрить общеевропейские инициативы по стимулированию гражданских закупок, поддерживающих конверсию. Кроме того, международные организации признали, что военные бюджеты развивающихся стран также являются способом разбазаривания знаний и ресурсов, которые могли бы служить поддержанию развития этих стран.

За признанием на международном уровне общих проблем, содействующих конверсии, должно последовать создание новых международных сетей и ассоциаций, цель которых поддерживать обучение, лоббировать публичную политику и новые режимы гражданских закупок.

Много лет назад Т.Веблен писал об инженерно-техническом сообществе, которое могло бы сыграть роль технологического авангарда в промышленно развитых странах. Он предлагал ввести контроль со стороны инженеров-новаторов над ключевым ресурсом, что могло бы стать общественным благом. Этот аргумент породил очередные призывы к демократизации технологии, содействию общности и введению рабочего контроля за принятием решений.

Еще одним фактором, способным сегодня расширить возможности гражданского производства, могла бы быть новая международная система обучения и обмена – через виртуальные университеты и международные медийные сети, мобильность кадров и их миграцию в пределах научных парков. Компании и университеты, профсоюзы и прочие неправительственные организации, осознающие свою социальную ответственность, могли бы играть ключевую роль в постановке этой проблемы.

Вопреки разнообразным тенденциям по централизации политической, экономической и медийной власти Интернет и движения за экономическую демократию заложили новые возможности для мобилизации борцов за конверсию. Несмотря на значительные препятствия, сегодня существует масса неиспользованных стратегий и площадок для продвижения проблемы конверсии в промышленности.

РОССИЙСКИЙ КОНКУРС
“МЕНЕДЖЕР ГОДА-2000"

Окончание. Начало на стр. 27

Другой победитель – исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетевой сотовой связи стандарта GSM Вячеслав Афанасьев из Москвы, который лично участвовал в создании отраслевой нормативной базы и федеральной сети стандарта GSM, который уже реализован в 65 регионах РФ и им пользуются более 2,2 млн абонентов.

Крупнейшим предприятием Татарстана по производству нефтехимических изделий является и ОАО “Нижнекамскнефтехим”, которым руководит Владимир Бусыгин, также ставший победителем конкурса. В 2000 г. на этом предприятии произошли существенные сдвиги в финансово-хозяйственном состоянии – увеличилась загрузка производственных мощностей, выпуск товарной продукции вырос на 8,7%, а удельный вес экспорта составил 62,8%.

В номинации “Издательская деятельность” звание победителя конкурса с вручением свидетельства и медали присуждено главному редактору международного журнала “Проблемы теории и практики управления” Виктору Силину. Вручая ему награды, председатель жюри Е.Строев высоко оценил деятельность интернационального коллектива редакции и лично главного редактора. По словам других участников торжества, академиков Л.Абалкина, Д.Львова и С.Ситаряна, в последние годы журнал получил второе дыхание, завоевал многочисленных читателей не только в России и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Свидетельством такого интереса стали регулярные публикации статей и аналитических обзоров крупных ученых США, Германии, Великобритании, Китая, Японии. В числе авторов – государственные деятели и ученые, нобелевские лауреаты и президенты крупных фирм, специалисты по антикризисному управлению и менеджеры преуспевающих компаний.

Как видим, конкурс “Менеджер года– 2000" отразил положительные тенденции развития экономики России. Его итоги показали, что многие руководители предприятий и организаций мыслят по-новому, испытывают глубокое чувство ответственности за судьбу страны, обладают профессионализмом, организаторским талантом и целеустремленностью.

По результатам российского конкурса “Менеджер года” сформирован банк данных о наиболее успешных менеджерах, способных к принятию нестандартных решений. Но список этот не завершен. Новые не менее звучные имена выявит следующий аналогичный смотр. Теперь уже по итогам 2001 г.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz