Правовое регулирование
деятельности финансовых групп в некоторых
странах ЕСБОГДАН НОГАЛЬСКИЙ, АНДЖЕЙ
ВРОНОВСКИЙ, ВОЙЦЕХ МИДЗЯК Высшая школа администрации и бизнеса (г. Гдыня, Польша)
• Законодательство отдельных государств
по-разному относится к холдингам • В ближайшее время в рамках Союза директивы
общеевропейских органов будут только
регулировать и координировать важнейшие для эффективного функционирования финансовых
групп сферы права
Финансовые группы являются одной из форм
концентрации капитала. Их колыбелью стали США.
Бурное развитие этой формы взаимодействия не
зависимых в правовом отношении субъектов
приходится на конец XIX – начало XX вв. Первоначально финансовые группы (тресты) были
образованиями, которые при помощи договоров
принуждали акционеров к отказу от
принадлежавших им прав голоса в свою пользу.
Акционерам оставалась лишь часть прибыли в форме
дивидендов. Постепенно
тресты
превратились
на рынке в монополистов, что вынудило
правительство США применить против них
антимонопольные меры. Способом для того, чтобы
обойти нормы антитрестовского права (закон
Шермана), стали
холдинговые компании
(holding
company). Эти структуры создавались с единственной
целью получения паев и акций других компаний.
Самый известный пример того времени –
основанная в 1899 г. Рокфеллером “Стандарт ойл
компани” (Нью-Джерси). Очередной бурный период возникновения
холдингов в США пришелся на 20-е годы нашего
столетия и большой экономический кризис. Важно
было обеспечить стабильность поставок сырья и
сбыта товаров. В Европе холдинги начали возникать также в
конце XIX – начале ХХ вв. первоначально в
Великобритании, а затем в остальных странах. Юридические аспекты функционирования
финансовых групп являются объектом интереса как
публичного (налогового и антимонопольного), так и
частного права (прежде всего законодательства о
предпринимательской деятельности). Правда,
большей частью отдельные нормы этих документов
касаются не только данных групп, но и других форм
хозяйственного сотрудничества самостоятельных
в правовом отношении субъектов.
Директивы ЕС
На правовые системы отдельных европейских
стран огромное влияние оказывают директивы ЕС1,
применяемые с целью сближения законодательств
его членов, чтобы сформировать и наладить
функционирование единого внутреннего рынка.
Характерно, что сначала предусматривается
сближение правовых предписаний отдельных
государств, а не создание нового, общего для
всего Союза права. Такое сближение является
одной из основных целей органов ЕС (ст. 3h Договора
об учреждении ЕЭС). Этому служат также и те
правовые предписания, которые непосредственно
регулируют деятельность холдингов. В частности,
ст. 54, абзац 3g обязывает Совет и Европейскую
комиссию разрабатывать нормы, упорядочивающие
функционирование компаний в отдельных
государствах и касающиеся защиты компаньонов
(акционеров) и третьих лиц (доверителей). Финансовых групп напрямую касается директива
Совета ЕЭС по вопросу сводных отчетов (от 13 июня
1983 г., № 83/349; Official Journal of the European Communities, 1983, 18.07, N L193).
Она регулирует только сводные балансовые и
финансовые отчеты, важные с точки зрения
торгового права, не охватывая сводных отчетов
для налоговых целей2. В ней определено,
какие субъекты и как обязаны составлять сводный
баланс (сводный ежегодный отчет), а также условия,
которым он должен соответствовать.
Предусматривается, что если контролирующая
компания составляет баланс, охватывающий целую
группу субъектов, за которые она отвечает в
имущественном отношении, то подчиненная фирма не
обязана публиковать собственный баланс. В
соответствии с данной директивой из списка
затрагиваемых структур исключены банки и
субъекты, осуществляющие страховую
деятельность. Для них приняты специальные
директивы, регулирующие их ежегодные отчеты3. Для холдингов определенное значение имела
также директива о гласности (от 9.03 1968 г., № 68/161;
Official Journal of the European Communities, 1968, 14.03, N L 65). В
соответствии с ней зависимые компании,
расположенные в других по отношению к
контролирующей структуре странах, должны
публиковать свои годовые отчеты, как и
действующие самостоятельно фирмы. С целью
избежать дискриминации отделений принята
директива по вопросу обязательной публикации их
отчетов (№ 98/666; Official Journal of the European Communities, 1989, 30.12, N L
395). Она обязывает филиалы (несамостоятельные
отделения) иностранных корпораций публиковать
такие же по содержанию годовые отчеты, как и
зависимые компании. Важную роль в развитии правовой базы
функционирования холдингов сыграла подготовка
первоначального проекта директивы Совета
министров ЕЭС о концернах (1984 г.), а также
официального проекта директивы о приобретении
акций (от 16. 02. 1989 г.; в нее внесены изменения 10.09. 1990
г.; Official Journal of the European Communities, 1990, 26.09, N С 240). Проект директивы о концернах (в немецкой
терминологии холдинги называются концернами)
предусматривал введение в отдельных
государствах ЕЭС единого правового поля в
рассматриваемой сфере. Так как на тот момент
относительно комплексное законодательство о
холдингах имели только ФРГ и Португалия, то в
остальных странах ее принятие повлекло бы за
собой не унификацию предписаний (что является
целью директивы), а создание совершенно нового
правового регулирования деятельности
финансовых групп. Предлагаемый проект касался только
акционерных обществ и должен был стать
“конституцией” для субъектов, объединенных в
финансовом отношении. Однако он находился под
сильным влиянием норм немецкого права, и поэтому
такие страны, как Великобритания, Франция и
Италия не согласились просто импортировать его в
свое законодательство. Данный документ был
кардинально переработан, но и в новой редакции он
стал лишь составной частью обязывающего права и
только косвенно будет влиять на принятие
отдельными государствами ЕС холдингового права. Аналогична и судьба проекта директивы о
приобретении акций. Она писалась исходя из
традиций англо-американского права, где уже
давно вопрос об обязательном оглашении
предложений о приобретении значительных пакетов
акций одних компаний другими получил свое
урегулирование. Данный документ должен
гарантировать безопасность совладельцев
акционерных (коммандитно-акционерных) структур
от отрицательных последствий такого
приобретения. Причем речь идет только о крупных
корпорациях (Official Journal of the European Communities, 1978, 14.08, N L
222.) В директиве предусматривается, что тот, у кого
есть намерение приобрести пакет акций какой-то
компании, который вместе с уже имеющимся
является достаточным, чтобы быть обладателем по
крайней мере 1/3 всех голосов, обязан об этом
объявить публично, как о своем намерении
выкупить все ее акции (“перенять компанию”). Это
должно быть сделано заблаговременно, чтобы
акционеры покупаемой компании могли принять
приемлемое решение относительно продажи акций
(но, разумеется, их не принуждают к такой продаже). В отличие от американского права в директиве
предлагается, чтобы все акционеры (кроме
субъектов, связанных с покупателем) независимо
от количества имеющихся у них акций трактовались
одинаково. Она также регулирует перенятие
компании правлением. Нередки случаи, когда
данный процесс выгоден акционерам, но не выгоден
членам правления. И тогда последние его тормозят,
а то и блокируют. Чтобы менеджеры не могли
действовать вопреки интересам акционеров, в
директиве предусматривается детальная
процедура для этих действий. Кроме директив, преследующих цель унификации
правовых актов отдельных стран, Совет министров
Сообщества в 1985 г. выпустил также распоряжение о
создании Европейской группировки экономических
интересов (№213/85 от 25.07. 1985 г.; Official Journal of the European
Communities, 1985, 31.07, N L 199). Но само распоряжение вошло в
силу только с июля 1989 г. Отсрочка понадобилась,
чтобы дать время государствам-членам на издание
детальных актов. В основу концепции европейской группировки
экономических интересов положено введенное во
французское право в 1967 г. понятие “groupement d’intйrкt
йconomique”. С точки зрения законодательства о
предпринимательской деятельности такая
группировка является не компанией, а
организационной формой для обеспечения
международного сотрудничества экономических
субъектов. Она не может в качестве цели ставить
достижение прибыли, а должна только поддерживать
хозяйствование образующих ее структур. Основой
ее деятельности являются договор о создании,
упомянутое распоряжение Совета министров ЕС и
исполнительные акты к нему. Другой формой, способствующей экономическому
сотрудничеству в рамках ЕС, должно было стать
Европейское акционерное общество (“Societas Europea”)4.
Немецкие нормы
Среди европейских стран правовое
регулирование групп компаний широко
представлено в немецком праве. Однако и там
отсутствует целостное холдинговое
законодательство. Немецкий законодатель выделяет несколько
типов “объединенных предприятий”. Первый
тип – такие предприятия, где одно
имеет некоторую (но не очень большую) долю
(участие, право голоса) в другом, также обладающем
статусом юридического лица. Подобные
объединения недостаточно устойчивы. Второй
тип согласно закону 1965 г. составляют
структуры, в которых один элемент является
контролирующим, а другой зависимым.
Следовательно, первый может оказывать прямое или
косвенное влияние на второй, хотя тот и
самостоятелен в правовом отношении. В этом
случае предполагается, что одно предприятие
доминирует над другим, если ему в нем принадлежит
большинство паев. При этом неважно оказывает ли
оно фактическое влияние на зависимое
предприятие, существенна сама возможность
влияния. Такое объединение должно иметь
устойчивый характер. Третьим
типом “объединенных предприятий”
является концерн. Он отличается от других типов
тем, что входящие в его состав предприятия
находятся под единым руководством. Такое
объединение должно иметь устойчивый характер.
Немецкое право об акционерных обществах
выделяет два вида концернов. Предполагается, что
его могут создать субъекты, которые заключают
договор о доминации (“Beherrschung-vertrag”), если один
субъект был включен в другой (“Eingliede-rung”), а также
если между сторонами имеет место отношение как
между зависимым и контролирующим предприятием
(т.е. как при втором типе “объединенных
предприятий”). Четвертый
тип “объединенных” составляют
предприятия, которые имеют взаимные паи (доли).
Для признания в этом качестве требуется, чтобы
каждое из них имело юридический адрес в ФРГ и по
крайне мере 25% участия в уставном капитале
партнера. В
пятый
тип входят предприятия (акционерные
или коммандитно-акционерные общества),
являющиеся сторонами договоров, которые закон об
акционерных обществах считает важными с точки
зрения предмета руководства предприятием.
Имеются в виду договоры о доминации, полном или
частичном перечислении прибыли, общей прибыли,
аренде предприятия или другом способе передачи
его в распоряжение иного субъекта.
Французские нормы
Французское право также занимается
проблематикой объединенных в экономическом, но
самостоятельных в юридическом отношении
субъектов. Но данный вид регуляции носит
фрагментарный характер. Пока нет полной
интеграции этой сферы юриспруденции с законом
(1966 г.)5 и указом (1967 г.)6 о торговых
компаниях, которые являются основными
источниками права для функционирования
последних. Включение во внутреннее
законодательство рекомендаций, содержащихся в
директивах ЕС, ведет к развитию правовых норм о
группах компаний. В настоящее время французские нормы в этой
области касаются таких институтов, как филиалы,
контролируемые компании, группировки
экономических интересов7, пакеты паев в
компаниях, а также взаимно перекрещивающиеся
паи. Филиал
– это образование с собственным
юридическим лицом, контролируемое
компанией-матерью или холдинговой компанией.
Контроль имеет место, когда в руках последней
находится более половины собственного капитала
дочерней структуры. Французское право запрещает
владение одним акционерным обществом акциями
другого, если последнее в свою очередь обладает
пакетом акций, который превышает 10% собственного
капитала первого. Еще одним типом зависимости является
контролируемая
компания. Компания контролирует другую, если
напрямую или косвенно владеет такой частью
капитала, которая дает ей большинство голосов на
общем собрании последней. Это происходит также
тогда, когда она обладает большинством прав
голоса в данной компании на основе договоров с
другими совладельцами. Отсюда возможность
определять содержание решений ее общего
собрания. В частности, такая ситуация возникает,
если один из совладельцев (являющийся
юридическим лицом)8 имеет напрямую или
косвенно более, скажем, 40% всех голосов компании.
Понятно, что случаев, когда оппоненты имеют
больше голосов, бывает не так много. Специфическая для французского права форма
взаимодействия субъектов –
группировка
экономических интересов. Она может быть
учреждена по крайней мере двумя субъектами
(физическими или юридическими лицами) с целью
поддержки их хозяйственной деятельности.
Группировка должна иметь вспомогательный
характер по отношению к деятельности образующих
ее субъектов. В силу этого она может быть
учреждена без собственного капитала. Эта форма
взаимодействия самостоятельных в правовом
отношении хозяйственных субъектов замечена и
должным образом оценена, что нашло отражение в
принятии Советом министров ЕЭС распоряжения о
создании Европейской группировки экономических
интересов.
Британские нормы
В британском законодательстве о
предпринимательской деятельности выделяются
такие формы связанных между собой хозяйственных
субъектов, как холдинговая компания, зависимая
компания и зависимая компания, находящаяся во
владении только одного субъекта. В соответствии
с ныне действующим обязывающим правом
холдинговой
компанией
может быть любое юридическое лицо.
Оно становится таковой, когда владеет в другой
фирме или на основе договоров с другими
компаньонами контролирует большинство прав
голоса, а также если имеет право назначать и
отзывать значительную часть членов ее совета
директоров. Компанию, по отношению к которой другая
структура является холдинговой, называют
зависимой.
Если хозяйственный субъект зависит от другого, а
тот в свою очередь от холдинга, то и первый
становится зависимым от него. Понятия контролирующего (parent undertaking) и
зависимого предприятия (subsidiary undertaking) возникли в
результате внесения для целей бухгалтерской
отчетности в 1989 г. изменений в основной для
функционирования британских хозяйствующих
субъектов закон о компаниях 1985 г. (Companies Act 1985). Предприятие становится контролирующим в
отношении другого, когда: • имеет в нем большинство прав голоса или может
этого добиться на основе договоров с другими
компаньонами; • имеет право назначать и отзывать большинство
членов его совета директоров; • имеет право на основе учредительного
договора зависимого предприятия или
заключенного с ним договора о контроле (control contract)
управлять его делами и финансовой политикой; • имеет в нем постоянное участие (participating interest),
которое позволяет оказывать контролирующее
влияние на основе общих принципов (on a unified basis). *** Из вышесказанного видно, что правовые нормы,
содержащиеся в законодательствах отдельных
государств ЕС, по-разному относятся к холдингам.
По всей видимости, в ближайшее время директивы
общеевропейских органов не приведут к
унификации этих предписаний в рамках всего
Союза, а только будут регулировать и
координировать важнейшие для эффективного
функционирования холдингов сферы права.
1Директива – это форма правового
творчества ЕС, которая способствует унификации
законодательных систем отдельных
государств-членов. В соответствии со ст. 189
Договора об утверждении ЕЭС она является
юридическим актом, принимаемым совместно
Европейским парламентом и Советом министров или
самостоятельно Советом министров и Европейской
комиссией. Данный правовой акт обязателен для
каждого члена Союза в отношении ожидаемого
результата, однако за национальными властями
сохраняется свобода выбора средств, необходимых
для достижения цели. 2Регулирование в этой сфере по-прежнему
принадлежит суверенным законодательным
решениям отдельных государств. 3Директивы Совета о ежегодных отчетах и
сводных ежегодных отчетах банков и других
финансовых организаций (№ 86/635 от 8.12. 1986 г.; Official
Journal of the European Communities, N L 372) и о ежегодных отчетах и
сводных ежегодных отчетах страховых компаний (№
9/674 от 19.12 1991 г.; Ibid. N L. 374). 4Поправленный проект распоряжения об
уставе Европейского акционерного общества
представлен комиссией 25 августа 1989 г. спустя 23
года после первой дискуссии об этой правовой
форме. Однако в связи со спорами относительно
участия работников в управлении им (оно
предусмотрено немецким правом, против же
выступали представители Великобритании), а также
с отсутствием интереса к новой правовой форме со
стороны некоторых государств (в частности, в 1993 г.
Голландия внесла предложение прекратить работу
над проектом, однако оно было отвергнуто)
принятие распоряжения (особенно с учетом
требования единогласия) затянулось. 5Loi No 66-537 du 24 juillet 1966. 6Dйcret No 67-236 du 23 mars 1967. 7См. Ordonnance No 67-821 sur les groupement d’intйrкt йconomique. 8В случае физических лиц речь идет скорее о
стратегическом инвесторе, чем о контролирующем
субъекте.
|