Влияние расширения ЕС на рынок труда Австрии
ПЕТЕР ХУБЕР
Австрийский институт экономических исследований
•Приток иммигрантов из стран, только что вступивших в ЕС, окажется
особенно значительным для его восточных регионов
•Размеры краткосрочного притока зарубежных работников
сильно зависят от хозяйственной структуры страны или района
•ЕС в целом и Австрии в частности необходимо сохранить контроль
над иммиграцией, чтобы добиться более равномерного ее распределения по регионам
Свободное передвижение капитала и рабочей силы является основным принципом европейской
интеграции. Однако все чаще высказываются опасения, что безусловная гарантия свободы
передвижения рабочей силы для новых членов ЕС повлечет за собой рост иммиграции
в Западную Европу и обострение социально-экономических проблем в странах, ее принимающих.
С другой стороны, кандидаты на вступление в ЕС надеются, что интеграция позволит
им освоить западноевропейские рынки труда, снять остроту проблемы занятости собственной
рабочей силы, а также увеличить наличные поступления за счет притока трудовых доходов
и повысить качество человеческого капитала после возвращения граждан из-за границы.
В то же время они опасаются, что эмигрировать будет в первую очередь высококвалифицированная
рабочая сила, что ослабит их базу человеческого капитала.
Чтобы проанализировать обоснованность опасений и надежд, вначале необходимо определить
количественные рамки миграции. Следует выяснить, какие из регионов (на общестрановом
и локальном уровнях) станут основными для перемещения людей. Большинство специалистов
считает, что приток иммигрантов из стран, только что вступивших в ЕС, окажется особенно
значительным для его восточных регионов. В настоящее время там проживает примерно
3/4 всех приезжих из Центральной и Восточной Европы1. Территориальная
концентрация еще больше усилится за счет предполагающихся регулярных поездок на
работу жителей соседних государств. Отмечу, что в Австрии помимо Вены объектами
для приезжающих станут прежде всего крупные города и приграничные области.
Важно учитывать и то, что в зависимости от структуры миграция оказывает разное
влияние на принимающую сторону. Сама же структура в свою очередь обусловливается
квалификацией потенциальных иммигрантов, тем, как долго они намерены находиться
в принимающей стране, рассчитывают ли жить там постоянно или регулярно приезжать
на работу оставаясь жителем своей страны. Так, в Австрии приток высококвалифицированных
работников в приграничные области будет заметно выше, чем в города. Поэтому в последних
потребуются дополнительные меры по интеграции, повышению квалификации и обеспечению
занятости иностранной рабочей силы.
Некоторые прогнозы миграции
В настоящее время в Европе опубликовано 22 прогноза миграционного
потенциала государств ЦВЕ. Например, в исследовании, которое провели Бауэр и Циммерман
в 1999 г., он оценивается в 2-3% общей численности их населения2. В основном
среди специалистов преобладает мнение, что ожидаемое количество иммигрантов (постоянно
работающих в стране или регулярно приезжающих на работу) не будет чрезмерно большим.
И все же имеет место значительное расхождение в цифрах. Так, количество иммигрантов
для всех стран ЕС определяется в пределах от 41 тыс. до 680 тыс. в год. Многие считают,
что такие оценки не являются надежными, чтобы делать окончательные выводы. Такое
мнение во многом базируется на том, что в прошлом миграционные модели изобиловали
серьезными ошибками.
Наиболее, на мой взгляд, авторитетное и методически отработанное исследование
провели в 2000 г. Бёри и Брюккер. Они, в частности, полагают, что на Германию и
Австрию в совокупности будет приходиться 77% прироста иммигрантов в ЕС, обусловленного
его расширением, причем наибольшая нагрузка ляжет на последнюю. Так, в первый год
после вступления в ЕС Польши, Чехии, Словакии и Словении следует ожидать3
прибытия в Австрию примерно 20 тыс., а в более отдаленной перспективе (2020 г.)
– приблизительно 175 тыс. человек4. Этот прогноз касается лишь демографических
изменений и не учитывает предложения рабочей силы на рынке (конечно, не все приехавшие
будут активно выступать на рынке труда). Если принять во внимание прошлый опыт,
то можно предположить, что доля экономически активных иммигрантов в их общем количестве
составит примерно 66%.
Оценки предполагаемого количества лиц, регулярно пересекающих границу для работы
в других странах, также сильно разнятся между собой. По прогнозу, который автор
подготовил в 2001 г. в рамках программы PREPARITY, в долгосрочном плане после расширения
Евросоюза потенциальное число ежедневно приезжающих на работу в старые члены ЕС
составит примерно 85 тыс. человек (если не будет введен переходный период). Эти
расчеты также не являются достаточно надежными. Количество мигрантов данной категории
зависит, во-первых, от того, насколько привлекательны регулярные поездки на работу
за рубеж по сравнению с трудом на родине, а во-вторых, от тех максимальных расстояний,
которые нужно преодолевать, чтобы попасть на рабочее место. В названном исследовании
за основу взята продолжительность маршрута в один конец 90 мин. Если это время увеличить
до 120 мин., то общее количество приграничных иммигрантов значительно возрастет.
Регулярные поездки на работу в чужую страну особенно актуальны для восточных
земель Австрии, в частности, для Вены и ее окрестностей, а также пограничных областей
и городов средних размеров. Так, Алекке и Унтидт (2001) оценивают приток иммигрантов
из Польши и Чехии, регулярно приезжающих на работу каждый день или на неделю, в
2% численности населения пограничных областей Австрии.
Относительно высокая квалификация иммигрантов
Более точными являются прогнозы относительно структуры миграции
из государств Центральной и Восточной Европы. В ряде исследований особо подчеркивается,
что гастарбайтеры из данного региона лучше образованы по сравнению с выходцами из
стран, являющихся традиционными поставщиками в ЕС иностранной рабочей силы. Такое
положение обусловлено спецификой системы образования – в годы господства в этих
государствах централизованной плановой экономики особое внимание уделялось профессиональной
подготовке рабочей силы, тогда как доля специалистов с высшим образованием была
в основном ниже среднего для западноевропейских стран уровня. Так, проведенная в
Австрии специальная перепись показала, что у прибывших из ЦВЕ по сравнению с другими
иностранцами доля лиц, обладающих квалификационным разрядом, выше, а имеющих обязательное
среднее образование, отвечающее принятым в Австрии стандартам, заметно ниже. При
этом удельный вес специалистов с университетским и аналогичным образованием среди
них примерно соответствует уровню, наблюдающемуся среди австрийских граждан.
Приезжающие из Центральной и Восточной Европы заняты главным образом в сфере
обслуживания, а также на работе, требующей высокой квалификации (например, инженеры
и техники), и значительно реже по сравнению с другими иностранцами как вспомогательной
рабочей силы. Впрочем, и представители других стран трудятся преимущественно на
кустарных и аналогичных предприятиях, а также в качестве персонала, обслуживающего
машины и оборудование.
Преимущественная ориентация на краткосрочное пребывание в Австрии
Опросы в странах ЦВЕ свидетельствуют о намерении большинства
потенциальных эмигрантов (от 30 до 50 %) вернуться на родину после короткого (как
правило, в течение лишь нескольких недель) пребывания за границей. Только 7-14%
респондентов готовы переселиться в другую страну. Приведенные цифры подтверждаются
и поведением эмигрантов. По данным статистики, среди эмигрантов из этого региона
доля возвращающихся назад значительно выше по сравнению с выходцами из других мест
– в 1995-1999 гг. в Австрию из ЦВЕ прибыло примерно 41 тыс. человек, а отбыло 39
тыс. (табл.1).
Таблица 1
Мобильность иммигрантов в Австрии в 1996-1999 гг., тыс. человек
| Въезд |
Выезд |
Мужчины | Женщины |
Мужчины | Женщины |
Иностранцы, всего | 125,9 | 119,6 |
106,8 | 83,9 |
Европейцы: | 103,0 | 99,0 |
90,8 | 72,4 |
в том числе
граждане
4 стран-кандидатов | 20,4 | 21,0 |
21,6 | 17,5 |
поляки | 12,1 | 9,2 |
12,6 | 8,3 |
чехи | 2,0 | 3,2 |
2,7 | 2,7 |
словаки | 3,0 | 3,9 |
2,9 | 2,8 |
венгры | 3,3 | 4,7 |
3,4 | 3,7 |
Размеры краткосрочного притока зарубежных работников сильно зависят от хозяйственной
структуры страны или района. Если в Вене миграционная текучесть относительно мала
(здесь свыше 17% всех приехавших иностранцев постоянно проживает в городе), то в
сельскохозяйственных и туристических местностях, где велико значение сезонных рабочих,
доля отбывающих домой иммигрантов более значительна.
Влияние миграции на рынок труда
Предстоящий этап расширения Евросоюза дает повод для интенсификации
исследований о влиянии миграции на австрийский рынок труда. Такой вывод обусловливается,
в частности, опытом (весьма поучительным) первых лет после того, как Запад стал
открытым для Востока (1989-1994 гг.). В целом макроэкономические изыскания свидетельствуют
о положительном эффекте этого феномена: миграция способствует расширению ресурсной
базы народного хозяйства Австрии, что в свою очередь стимулирует рост экономики
и повышение жизненного уровня населения.
В ходе микроэкономических исследований предпринимались попытки оценить влияние
указанного фактора на различные группы участников рынка труда. Выявилась сложная
и разнообразная реакция австрийского рынка труда на миграцию. Так, результаты большинства
работ данного направления не подтверждают ее воздействие на средний уровень заработной
платы в стране.
Отмечу, что в этом плане эффект дает интенсивность миграции. В расчете на одного
человека он сильнее в периоды большого притока мигрантов. В выигрыше от притока
гастарбайтеров обычно оказывается высококвалифицированная рабочая сила (повышается
заработная плата). Менее квалифицированные работники, наоборот, подвергаются растущему
конкурентному давлению (их заработная плата снижается). Рабочая сила с ограниченной
мобильностью, которая при обострении конкуренции не в состоянии покинуть свою отрасль
(и/или свой регион), также подвержена сильному воздействию миграции.
Для мужчин рабочих профессий приток иностранцев ведет, как правило, к снижению
темпов роста заработной платы, тогда как ее динамика у служащих на данный фактор
практически не реагирует. Женщины, относящиеся к категории рабочей силы низкой мобильности,
под его воздействием вынуждены нести потери в заработной плате.
Увеличение числа иностранных работников сказывается не столько на темпах роста
заработной платы, сколько на усилении риска потерять работу. Особенно это касается
рабочих. Вновь прибывающие из государств Центральной и Восточной Европы трудовые
ресурсы вступают в конкуренцию прежде всего с уже ранее обосновавшейся в Австрии
иностранной рабочей силой. Конкурентные отношения возникают и с местными рабочими,
но редко со служащими и женщинами-рабочими5.
Модели расселения иностранной рабочей силы
До последнего времени в дискуссиях о влиянии на рынок труда
расширения ЕС вообще и миграции в частности аспект региональной концентрации иностранной
рабочей силы, как правило, игнорировался. В большинстве стран региональная структура
расселения иммигрантов отличается высоким постоянством: представители одной и той
же национальности преимущественно концентрируются в определенных местах (вновь приезжающие,
как правило, предпочитают города или кварталы городов, в которых уже обосновалась
большая группа приезжих той же национальности).
Тенденция территориальной концентрации иммигрантов прослеживается и в Австрии.
Количественно она оценивается с помощью двух индикаторов – индекса Герфиндаля и
доли крупнейших районов расселения иностранцев (например, Вены) в их общем количестве
в принимающей стране. Индекс Герфиндаля определяется как сумма квадратов долей административных
округов в общем количестве проживающих в Австрии иностранцев данной национальности.
Поскольку сами австрийцы распределены по территории страны неравномерно (примерно
20% местного населения проживает в Вене), то этот показатель концентрации сопоставляется
с его австрийским аналогом.
Отмечу, что в Австрии региональная концентрация для всех групп иностранных жителей
выше, чем для местного населения. Конечно, соответствующие цифры для представителей
разных национальностей сильно отличаются между собой. Так, словаки и поляки имеют
самую значительную региональную концентрацию в структуре расселения из-за высокой
доли иммигрантов из этих стран в Вене. В то же время у представителей Венгрии, Чехии
и особенно Словении она выражена в меньшей степени, и в Вене они обосновываются
относительно редко.
Концентрация расселения иностранной рабочей силы может быть объяснена и рамочными
экономическими условиями принимающих стран. Приезжие в поисках работы селятся преимущественно
в районах, в которых находят благоприятные экономические условия, т.е. там, где
могут получить хорошую заработную плату и где относительно прост доступ к рынку
труда благодаря низкой безработице и высокому росту спроса на рабочую силу.
Однако только этих факторов для объяснения различий в моделях регионального расселения
представителей разных стран недостаточно. В западной части Австрии приезжие из ЦВЕ
поселяются заметно реже, чем в восточной. Чехи (приблизительно 30%) и словенцы чаще
всего селятся в приграничных областях: первые – на севере, вторые – преимущественно
на юге (причем примерно четвертая их часть предпочитает районы туризма). Словаки
же, напротив, стремятся в крупные города (преимущественно Вену). Иммигранты из Польши,
которая не имеет общей границы с Австрией, предпочитают жить в Вене (почти 60%)
и других крупных городах. В результате в структуре расселения иммигрантов из государств
Центральной и Восточной Европы по регионам Австрии возникают расхождения функционального
характера.
В целом данная ситуация лучше всего интерпретируется с помощью сетевой теории
миграции. В соответствии с ней концентрация иммигрантов с аналогичными характеристиками
порождает определенные внешние эффекты. Позитивные внешние эффекты (например, возникающие
благодаря концентрации высокой доли лиц, говорящих на одном языке) облегчают поиски
рабочего места и жилья или получения денег в кредит. Кроме того, они снижают риск,
связанный с переселением в другую страну, облегчают интеграцию в новую культуру
и усвоение чужого языка, что, несомненно, является частью психологических издержек
иммиграции.
Те немногочисленные эмпирические исследования, посвященные вопросам регионального
расселения иммигрантов, подтверждают подобные выводы сетевой теории. Некоторые специалисты
считают, что величина доли обосновавшихся в данном регионе гастарбайтеров одной
национальности оказывает большее влияние на модель расселения иностранцев, чем различия
в заработной плате или процент безработных в стране пребывания. Проведенные мною
изыскания показывают, что в Австрии определяющее значение для принятия окончательного
решения о месте проживания имеют как различия в заработной плате, так и доля уже
обосновавшихся в регионе иммигрантов одной национальности.
С помощью сетевой теории можно получить ряд дополнительных выводов о влиянии
расширения Евросоюза на миграцию в отдельные районы Австрии (и других стран). Один
из них: особенно сильно на структуру расселения иммигрантов влияет их образовательный
уровень. Низкоквалифицированные иностранные рабочие извлекают более высокую выгоду
из позитивных внешних факторов концентрации расселения, так как они в большей степени
по сравнению с высококвалифицированными специалистами зависят от помощи, например,
в поисках работы или квартиры.
Результаты переписи населения Австрии в 1991 г. подтверждают этот вывод: доля
местного населения с законченным обязательным средним образованием в периферийных
регионах выше, чем в центральных областях, доля же приезжих с тем же образовательным
уровнем, наоборот, ниже. В то же время различие между удельным весом иностранного
населения с высшим образованием в приграничных областях и центральных районах не
так заметно по сравнению с аналогичными показателями для местного населения. Кроме
того, региональная концентрация иностранной рабочей силы с законченным обязательным
средним образованием более значительна, чем у лиц с более высоким образовательным
уровнем (табл. 2).
Таблица 2
Образовательная структура населения Австрии и других стран, %
| Австрия
| Иностранцы
|
Всего
| ЦВЕ
| ЕС
| Прочие
|
Законченное и незаконченное среднее образование
| 35,6
| 52,3
| 47,0
| 19,3
| 59,6
|
Курсы, профессиональные средние школы
| 45,6
| 30,1
| 37,1
| 37,1
| 27,5
|
Общеобразовательная и профессиональная высшая школа
| 13,2
| 10,6
| 12,0
| 19,7
| 8,6
|
Университет или аналогичное высшее учебное заведение
| 5,6
| 7,0
| 4,0
| 23,9
| 4,4
|
* * *
Прогнозы относительно миграционного потенциала как результата новых отношений
между ЕС и странами-кандидатами на вступление в него отличаются большой ненадежностью.
Этот недостаток можно было бы устранить, если бы удалось собрать более полную информацию
о заявках на эмиграцию граждан стран Центральной и Восточной Европы.
Высокая территориальная концентрация иммигрантов вообще и иностранной рабочей
силы низкой квалификации в крупных городах в частности является наиболее важной
проблемой, с которой столкнется Австрия в связи с предстоящим расширением ЕС. Это
обусловлено двумя причинами:
приток приезжающих из ЦВЕ затронет в первую очередь восточные районы Австрии,
в которых в настоящее время уже проживает приблизительно 3/4 всех иммигрантов из
данного региона. Подобная территориальная концентрация еще более усилится в результате
регулярных поездок иностранцев на работу;
наряду с Веной другие крупные города и приграничные области будут вынуждены принять
непропорционально большую часть гастарбайтеров. При этом в структуре иммиграции
будут наблюдаться существенные различия: в приграничных областях доля высококвалифицированной
рабочей силы будет существенно выше, чем в городах. В первых иностранные рабочие
будут представлять собой ресурс человеческого капитала, тогда как в последних потребуется
принимать меры по интеграции и повышению квалификации и расширению возможностей
их трудоустройства.
Что касается экономической политики, то результаты проведенного мною исследования
подтверждают прежде всего необходимость сохранения контроля над иммиграцией, чтобы
добиться более равномерного ее распределения по регионам. Этому требованию отвечала
установка на «оборонительные» мероприятия на европейском уровне – переходное регулирование
в области свободы передвижения рабочей силы. Дискуссия о последствиях миграционной
политики в связи с расширением ЕС переходит отныне в новую фазу, в которой будет
востребована в первую очередь «наступательная» позиция при подготовке к принятию
в ЕС стран Центральной и Восточной Европы.
Кроме того, становится очевидным, что именно в больших городах более активно
должны использоваться интеграционные возможности. Этого можно достичь, например,
путем уравнивания иностранных рабочих в правах в области трудового законодательства
во всех его аспектах и оказания им помощи в использовании трудового и жилищного
права, а также осуществлением дополнительных усилий в сфере языковой и социальной
интеграции приезжих.
1Прежде
всего имеются в виду Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Словения.
2Проблема региональной концентрации в данном и большинстве аналогичных
изысканиях не рассматривается.
3Если не будет введен переходный период, ограничивающий свободное перемещение
рабочей силы.
4Для справки: в 1989 - 1992 гг. все миграционное сальдо составило +300
тыс. человек.
5Переход в категорию безработных остальных групп участников рынка труда
происходит по разным причинам.
|