Номер 5/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление интеграционными процессами


Проблемы государственного регулирования экономической интеграции Беларуси и России

МИХАИЛ МЯСНИКОВИЧ
Глава Администрации Президента Республики Беларусь,
Заместитель Председателя Исполнительного Комитета
Сообщества Беларуси и России


Процесс экономической интеграции Беларуси и России нуждается в государственном регулировании, слаженном взаимодействии различных органов государственного управления. Нормальный цивилизованный интеграционный механизм не может сложиться в одночасье, его создание - это не единовременная акция, здесь нужна скрупулезная подготовительная работа.


Деятельность Исполнительного Комитета Сообщества в рамках реализации Договора об образовании Сообщества Беларуси и России


В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России, подписанным 2 апреля 1996 г. и вступившим в силу 29 августа 1996 г., были созданы органы управления Сообщества. Функционирует Высший Совет в составе президентов, председателей правительств и руководителей парламентов обоих государств, работает Исполнительный Комитет.

Важнейшим документом в объединении усилий Беларуси и России на пути продвижения реформ является одобренная в декабре 1996 г. Исполкомом Сообщества программа их синхронизации, в которой намечены общие подходы к созданию современной социально ориентированной рыночной экономики.

Программа предусматривает согласованные действия в области структурной перестройки, приватизации, антимонопольного регулирования, развития потребительского рынка, денежно-кредитных отношений, рынка ценных бумаг и системы налогообложения. Раскрываются также направления унификации методов ценообразования, стимулирования инвестиций, согласование политики в агропромышленном комплексе, социальной сфере, регулировании внешнеэкономической деятельности. Безусловно, от реализации программы во многом будут зависеть дальнейший ход развития Сообщества, возможности углубления экономической интеграции.

Выполнению программы в республике уделяется большое внимание. Определены мероприятия по ее реализации, установлены конкретные сроки и ответственные исполнители. Совет Министров контролирует ход выполнения.

Исполнительный Комитет Сообщества одобрил разработку 25 совместных программ, из них 11 социальных, 6 производственно-экономических, 4 конверсионных и 4 программ развития совместной инфраструктуры. Можно отметить такие социально значимые программы, как "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны", "Защита территории и населения Российской Федерации и Республики Беларусь от воздействия последствий чернобыльской катастрофы", "Сахарный диабет" (включая проект совместного производства инсулина) и ряд других.

В настоящее время в соответствии с утвержденным в декабре 1996 г. Порядком разработки и реализации совместных программ по большинству из них уже готовы паспорта. В стадии реализации находится программа по созданию оптико-механического и контрольного оборудования для производства сверхбольших интегральных схем.

Готовится совместная программа "Развитие дизельного автомобилестроения", в рамках которой будет образована мощная финансово-промышленная группа (ФПГ).

Министерством промышленности Республики Беларусь совместно с Министерством обороны РФ в январе 1997 г. определены для разработки 9 специальных конверсионных программ, в которых примут участие многие предприятия радиоэлектронных отраслей.

Продолжается работа по формированию транснациональных ФПГ, корпораций. На территории Беларуси зарегистрирована ФПГ "Росуголь". В свою очередь многие предприятия республики участвуют в работе ФПГ, зарегистрированных на территории России. Среди них такие ФПГ, как "Нижегородские автомобили", "Точность" (производство наукоемкой продукции), "Вымпел" (создание систем противоракетной обороны), "Гранит" (создание объединенных систем противовоздушной обороны).

Проводятся подготовительные работы по формированию ФПГ "Формаш" (производство оборудования для выпуска химических волокон и нитей для текстильной и легкой промышленности), "АтомРудМет" (увеличение объемов грузоперевозок, снабжение металлопродукцией), "Планар" (разработка и изготовление специализированного оборудования для производства изделий электронной техники).

Исполнительный Комитет Сообщества рассмотрел и одобрил основные принципы формирования и функционирования общей транспортной системы, объединенной энергосистемы Сообщества, предложения по специализации предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса, порядок разработки совместных годовых и перспективных балансов топливно-энергетических ресурсов. Создаются равные условия доступа хозяйствующих субъектов обеих стран к топливно-энергетическим ресурсам на основе утвержденного совместного баланса их использования.

Кроме того, Комитетом рассмотрен и рекомендован для использования государственными органами управления обеих стран Прогноз развития экономики Беларуси и России на 1997 г.

Проведена большая работа по созданию общего научно-технологического и информационного пространства. Формируется совместная система обеспечения безопасности и охраны границ. Военное строительство и использование военной инфраструктуры Беларуси и России организуются на основе совместно выработанных общих принципов.

Утверждены основные принципы формирования и структура бюджета Сообщества, которые частично реализуются уже в 1997 г. Прорабатываются предложения по созданию общей собственности.

Таким образом, Исполнительным Комитетом Сообщества проделана многогранная работа по реализации Договора от 2 апреля 1996 г. Актуальность решаемых проблем в первую очередь связана с необходимостью повышения эффективности существующих производств, усиления финансового и научно-технического потенциала наших стран в условиях переходной экономики.


Развитие регионального сотрудничества


Большая работа по развитию экономических интеграционных процессов проводится не только на уровне межреспубликанских органов управления Беларуси и России, но и на местном, региональном уровнях.

Регионы обоих государств имеют длительные взаимовыгодные связи, которые осуществляются на уровне субъектов хозяйствования, органов административно-территориального управления и органов государственного управления.

На уровне субъектов хозяйствования сотрудничество и интеграция, как правило, происходят на основе прямых взаимовыгодных договоров. На уровне органов административно-территориального управления в настоящее время сложилась практика заключения договоров (соглашений) между министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, областными и городскими исполкомами Республики Беларусь и правительствами или администрациями административно-территориальных единиц Российской Федерации. Подписанные документы, как правило, предусматривают дальнейшее развитие отношений регионов двух стран, их хозяйственное и социально-культурное сотрудничество по различным направлениям, установление связей между органами государственной власти и самоуправления.

Области Республики Беларусь имеют многочисленные действующие соглашения и договоры о сотрудничестве с администрациями регионов России: Брестская область - 18 договоров, Витебская - 13, Гомельская - 24, Гродненская - 7, Минская - 30, Могилевская - 12, г.Минск - 4. Со стороны России их партнерами выступают Мурманская, Калининградская, Ярославская, Тюменская, Московская, Читинская области, города Москва и Санкт-Петербург, Республика Бурятия, Краснодарский край и др.

Калининградская область, например, в настоящее время имеет семь соглашений с министерствами Республики Беларусь, Минским и Гродненским облисполкомами. Они успешно реализуются в различных сферах деятельности, принося взаимовыгодные результаты.

На основе подписанных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве Тюменской области с Брестской областью, Свободной экономической зоной "Брест" и Министерством промышленности Беларуси развивается взаимовыгодное двустороннее сотрудничество, основанное на долгосрочных интересах, производственных и технологических взаимосвязях предприятий, многолетнем участии трудовых коллективов Беларуси в освоении Тюменского нефтегазового комплекса, договорах и соглашениях между двумя странами.

Реализуя соглашение, заключенное с Администрацией Тюменской области, предприятия Министерства промышленности Беларуси поставляют туда тракторы, автомобильную технику, бытовые электротовары и электротехнику, прицепные комбайны, лифты и т.д. Общий объем поставок в Тюменскую область в 1996 г. составил более 19,5 млн долл. США.

Соглашение о сотрудничестве Правительства Республики Беларусь и Администрации Мурманской области РФ способствует значительному увеличению поставок в эту область товаров и продовольствия из Беларуси, предусматривает создание там центра сервисного обслуживания продукции ПО "БелавтоМАЗ", использование транспортных коммуникаций и морского транспорта области для импортно-экспортных операций Беларуси, участие республики в проектах нефтегазодобычи в арктических морях и т.д.

Подписанные в августе и ноябре 1996 г. соглашения о сотрудничестве Минского облисполкома и Республики Бурятия, Брестского облисполкома и Администрации Читинской области, городов Минска и Читы предусматривают внесение на рассмотрение Исполнительного Комитета Сообщества России и Беларуси вопроса о снижении железнодорожных тарифов на перевозку грузов из Беларуси в Бурятию, Читинскую область и из указанных регионов в Беларусь.

Встречи с членами рабочей делегации Правительства Свердловской области в конце декабря 1996 г. показывают, что имеется значительный потенциал в развитии взаимовыгодного сотрудничества между субъектами хозяйствования различных форм собственности Беларуси и Уральского региона России. Приоритетными направлениями являются расширение поставок черных и цветных металлов из Уральского региона и встречных поставок продукции белорусских предприятий, экономически обоснованное участие Беларуси в региональной программе по освоению нефтяных месторождений Западной Сибири.

На дальнейшее усиление интеграционных процессов, увеличение прямых контактов между регионами Беларуси и России направлена утвержденная Правительством Республики Беларусь Программа развития дилерской сети, представительств предприятий и пунктов сервисного обслуживания в странах СНГ. Она предусматривает объединение усилий родственных отраслевых министерств и концернов России и Беларуси по восстановлению и развитию производственно-хозяйственных связей субъектов хозяйствования регионов обоих государств.

Новый динамизм взаимовыгодному торгово-экономическому сотрудничеству регионов обеих стран могут придать открываемые в соответствии с постановлением Правительства Беларуси от 30 сентября 1996 г. отделения торговых представительств республики в гг. Санкт-Петербурге, Тюмени, Мурманске, Калининграде. На последующем этапе подобные отделения будут созданы в гг. Рязани, Барнауле, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Уфе, Краснодаре.

Многочисленные контакты на уровне регионов Беларуси и России подтверждают большие возможности сотрудничества в этом направлении.

Беларусь и Россия, придавая взаимно национальный статус хозяйствующим субъектам, создают условия для сохранения традиционных рынков, в первую очередь у себя и в других странах СНГ. Появляется также возможность более эффективно противостоять мощной конкуренции со стороны товаропроизводителей третьих стран.

Вместе с тем дальнейшее развитие региональных связей, на мой взгляд, требует создания автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения сотрудничества регионов Беларуси и России. Такая система позволит определить перспективные в этом плане регионы двух стран, построить экономическую модель экспорта-импорта продукции и услуг регионов, выявить перспективные направления производственной деятельности конкретных предприятий, отраслей Беларуси и России.


Проблемы государственного регулирования экономической интеграции в рамках Договора и Устава Союза Беларуси и России


Договор о Союзе Беларуси и России, ратифицированный в июне 1997 г. обоими государствами, выводит экономическую интеграцию наших стран на новый уровень. В зависимости от целей и задач, стоящих в рамках Союза, будет обеспечиваться и государственное регулирование интеграционных процессов. Возникает ряд новых проблем, которые требуют согласования на государственном и межгосударственном уровнях.

n Прежде всего хотелось бы отметить, что более тесная интеграция выгодна обеим странам, поскольку прогрессивное реформирование экономики наилучшим образом может реализоваться лишь в рамках межгосударственного образования. Как показывает опыт государств, раньше ставших на путь реформирования, попытки интеграции в мировую экономику в одиночку, как правило, терпят неудачу в отличие от интеграционных объединений государств.

Усиление интеграции будет базироваться на принципах сохранения суверенитета и равенства государств, а развитие отношений - на основе равноправия и справедливого учета интересов обеих сторон и исключительно равных прав.

Как отмечается в Договоре и Уставе Союза Беларуси и России, одна из целей Союза - устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования народного хозяйства.

Экономическая интеграция в рамках Союза - это добровольное объединение на взаимовыгодной основе. Она не ограничивает взаимные отношения сторон, не наносит ущерба их международной правосубъектности.

Использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства - основа интеграции. Важнейшими экономическими задачами такой совместной деятельности являются обеспечение динамичного развития хозяйства обоих государств; создание равных условий и гарантий деятельности хозяйствующих субъектов, единого экономического пространства; формирование и реализация согласованной программы рыночных реформ с учетом особенностей развития каждого государства; создание условий для свободной конкуренции хозяйствующих субъектов и т.д.

Чтобы достичь устойчивой стабилизации и выйти из кризиса, странам Союза нужно в первую очередь преодолеть экономические и социальные деформации, укрепить и развить общий рынок, создать благоприятный режим для товаропроизводителей. Это требует формирования единого хозяйственного пространства на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимопомощи, правовой гарантированности, реального демократизма, совместимости целей и мотиваций, ответственности за принятые обязательства.

Политика обоих государств и механизмы их сотрудничества должны быть прежде всего реальными, ориентироваться на стимулирование взаимодействия между субъектами рынка, создавать равные условия и гарантии деятельности, а также предусматривать защиту от недобросовестных действий субъектов хозяйствования. Для этого необходимы более полная либерализация внешнеэкономической деятельности, активизация кредитной политики, создание системы страхования от рисков, обеспечение гарантий для действия иностранных инвесторов, разработка и реализация совместных инвестиционных программ, согласование мероприятий по структурной перестройке промышленности.

n С целью создания единого хозяйственного пространства и эффективного функционирования общего рынка следует обеспечить синхронизацию развития экономик двух государств. В связи с этим еще большее значение приобретает государственное регулирование реализации Программы синхронизации и единой направленности реформ в Беларуси и России. Ее успешное выполнение определит дальнейшую судьбу Союза, возможности углубления интеграции. Обеспечение единой направленности реформ будет происходить через стабилизацию производства и возобновление экономического роста, структурную перестройку народного хозяйства, в котором наряду со свертыванием и ликвидацией старых неэффективных производств набирает темпы развитие современных конкурентоспособных видов деятельности.

n Важное значение приобретает задача определения приоритетов экономического развития, отвечающих интересам государств - участников Союза. В числе этих приоритетов - улучшение использования топливно-энергетических ресурсов, транспортно-коммуникационных систем, углубление производственной специализации и кооперирования, совершенствование форм и механизмов сотрудничества.

Кроме того, необходимо разработать и осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий для приоритетного развития взаимной торговли, беспрепятственного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в пределах таможенной территории Союза. Это создаст возможности для снижения издержек производства и реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Будет утвержден единый бюджет Союза, через который должно осуществляться финансирование совместных программ, проектов и мероприятий.

В сфере производства нужно объединить научный потенциал, восстановить единое научное пространство, активно реализовывать совместные научные и производственные программы, создавать транснациональные компании, разработать схему согласованного развития и размещения производственных мощностей.

n Обеспечению выхода на более высокий уровень интеграции будет способствовать и унифицированная денежно-кредитная и бюджетная политика с созданием необходимых условий для введения единой валюты.

В этой связи 7 марта 1997 г. между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком РФ было подписано Соглашение о координации действий в области политики обменного курса национальных валют. Реализация этого Соглашения позволит уже в текущем году осуществлять курсообразование и функционирование валютных рынков обеих стран на общих принципах - исходя из спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом рынках с учетом макроэкономической ситуации и величины государственных золотовалютных резервов.

Отдельного разъяснения требует вопрос перехода к общей валюте. Решение этой задачи даст всем агентам экономических отношений обеих стран (предприятиям, населению, государственным структурам) возможность использования единых расчетно-платежных средств, что снимает всякие ограничения в расширении и интенсификации интеграционных процессов.

Переход к общей валюте следует осуществлять поэтапно, по мере синхронизации макроэкономической политики обеих стран. Принципиальное значение будут иметь развитие реального сектора экономики, ограничение инфляции, совершенствование бюджетной и налоговой систем, государственной социальной политики, институциональные преобразования и т.д. Последовательность решения задач в этих и других областях предопределит конкретные шаги на пути к переходу к общей валюте.

n Формирование Союза обеспечит функционирование унифицированной системы налогов. В отношении третьих стран будут применяться одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы, меры нетарифного регулирования внешней торговли, что еще более расширит взаимную торговлю между нашими странами и повысит эффективность функционирования единого таможенного пространства.

n Кроме того, будет проводиться согласование социальной политики. Это позволит постепенно перейти на единые стандарты социальной защиты, осуществить выравнивание уровня жизни населения, оплаты труда, пенсионного обеспечения, размеров пособий и льгот ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям.

При получении образования, медицинской помощи, трудоустройстве, приобретении, пользовании и распоряжении имуществом, а также предоставлении других социальны льгот будут обеспечены равные права граждан.

Таким образом, в рамках Союза создается новое качество экономического, таможенного и валютного пространства. В этой связи сотрудничество должно усилиться не только в области экономики (хотя она является приоритетной), но и в других сферах, в частности правовой, поскольку реформы невозможны без соответствующего законодательного обеспечения.

n Учитывая темпы интеграционных процессов в наших странах и четко обозначенные в Уставе Союза направления развития объединения двух суверенных государств, представляется обоснованным подготовка и принятие основного экономического закона Беларуси и России - своего рода Конституции сотрудничества. Актом подобного типа мог бы стать Хозяйственный кодекс Беларуси и России. Для того чтобы наши государства смогли достигнуть этой цели, необходимо уже сегодня серьезно подумать о системе мер, которые бы в кратчайшие сроки позволили обеспечить создание стройной, устойчивой системы правового регулирования отношений собственности, денежно-кредитной и бюджетной систем, системы налогов, а также решение ряда других, не менее важных вопросов, составляющих в комплексе фундамент единого хозяйственного пространства.

В данной связи первоочередное значение приобретает деятельность по инкорпорации в национальное законодательство адресованных государствам-участникам положений, получивших закрепление в документах, принятых на уровне Сообщества Беларуси и России, а также в рамках Союза двух государств. Безусловно, каждое государство должно самостоятельно с учетом собственных правовых институтов определять, какие способы реализации положений Союза являются наилучшими. В любом случае, однако, важное условие эффективности осуществляемых мер - обеспечение применения законодательства Союза с такой же строгостью и ответственностью, как и национальных законов государств-участников.

Не менее важными представляются унификация и согласованное развитие законодательства государств-участников. Унифицированные акты должны принимать во внимание передовой международно-правовой опыт, мировые интеграционные процессы и тенденции. Вместе с тем унификация законодательства невозможна без учета условий развития, специфики политических и правовых институтов участников Союза. Следует отметить, что в настоящее время у нас уже есть определенные результаты в области унификации законодательства. Речь идет о формировании единого таможенного пространства и унификации в этой связи нормативно-правовой базы таможенного дела.

Выполнение соглашения о Таможенном Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией предполагает унификацию внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. Субъекты хозяйствования государств-участников получили взаимный беспрепятственный доступ на их рынки, что позволяет более результативно решать вопросы сбыта готовой продукции, обеспечивать рыночные поставки комплектующих для нужд народного хозяйства. Унифицируются и таможенные пошлины, однако в этом процессе страны должны действовать более согласованно, так как решения, принимаемые в одностороннем порядке, не только существенно нарушают ранее принятые договоренности, но и являются серьезным препятствием на пути интеграции.

n Договор о Союзе Беларуси и России - не обычный международный договор, возлагающий на стороны соответствующие обязательства. Он знаменует образование и функционирование нового субъекта международного права. Действенность этого межгосударственного объединения предопределяется международными факторами, а также некоторыми внутригосударственными аспектами.

Крайне важным для нашего молодого Союза является его признание в качестве субъекта международного права. Это необходимо для того, чтобы Союз приобрел законченную форму, получил юридическое признание на мировой арене.

При этом неизменной, неограниченной должна остаться правосубъектность государств-участников. Это естественно, поскольку Союз основывается на незыблемости государственного суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации. Мы должны исходить из того, что далеко не все вопросы государственной и общественной жизни Беларуси и России замыкаются на Союзе. Признавая приоритет белорусско-российской интеграции, наши страны в то же время открыты для сотрудничества с другими государствами и международными организациями.

n Столь высокая степень интеграции, которую означает Союз Беларуси и России, требует, с одной стороны, создания механизма решения общих для двух государств вопросов, с другой - определенных изменений в функционировании национальных систем государственных органов.

Договор и Устав возлагают на Союз многогранные задачи, реализация которых невозможна без существования органов Союза, общих для обеих стран.

Рассматривая систему органов Союза, следует принять во внимание, что их полномочия не предусматривают вмешательство в компетенцию и деятельность национальных органов. Эта позиция последовательно проводится во всех правовых документах Союза. Так, Устав закрепляет, что решения органов союза принимаются только в пределах их компетенции и без ущерба конституциям государств-участников. Решения Совета Союза и Исполнительного Комитета имеют прямое действие, в том числе для органов исполнительной власти, но только с соблюдением требований внутреннего законодательства.

Эффективное функционирование Союза невозможно без действенного механизма реализации заключенных в его рамках межгосударственных договоров, а также нормативно-правовых актов органов Союза. Налицо горький опыт Содружества Независимых Государств, которое за годы своего существования наработало обширную нормативно-правовую базу, но не могло ее реализовать из-за отсутствия соответствующего механизма. Союз должен избежать этих ошибок. Для этого необходимо в первую очередь ввести механизм прямого действия решений органов Союза или их обязательной имплементации в национальное законодательство государств-участников. Договор и Устав Союза как раз и содержат такую норму в отношении решений Высшего Совета и Исполнительного Комитета.

Процедура принятия решений, которая основывается на принципе "одно государство - один голос", обеспечит объективность и учет национальных интересов.

Вступление страны в межгосударственное объединение столь высокой степени интеграции требует внутригосударственных преобразований. Эти процессы коснутся прежде всего реформирования национального законодательства и определенных изменений в функционировании системы государственных органов.

Поскольку ряд вопросов предполагается вынести в сферу полномочий Союза, они будут либо выведены из национальной компетенции, либо совместно регулироваться Союзом и внутригосударственными органами. Так, создание объединенных транспортной и энергетической систем, системы связи возможно лишь при едином управлении, правда, на равноправной, паритетной основе.

Постановка общих для наших стран задач требует, чтобы вопросы решались совместно или согласованно соответствующими государственными органами обеих стран при контакте с органами Союза. Все это обусловливает необходимость создания структур, работающих в тесном взаимодействии с органами другого государства-участника и Союза, неукоснительно соблюдающих международные договоры, заключенные в рамках Союза, и координирующих свои действия исходя из этих правовых актов.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz