Регионы: управление и
развитие
Регионам – не только обязанности, но и
права– Аман Гумирович, спустя полтора года после
нашей прежней встречи в кругах экономистов,
политиков и в прессе по-прежнему не утихают споры
о характере взаимоотношений регионов с
федеральным центром. В чем, на Ваш взгляд, причина
столь долгой дискуссии?– Причина такой жизненности проблемы в том, что
в отношениях между центром и регионами
накопилось много нерешенных проблем. Явного
антагонизма между ними пока нет, но скрытое
противоречие все же существует. Например, каждый
губернатор знает, что у республик больше льгот,
чем у областей или краев, поэтому и налогов в
федеральный бюджет они перечисляют меньше. Как
следствие – в республиканском бюджете больше
остается средств для решения собственных
проблем, а области и края должны обивать пороги в
центре. Кому это понравится? Более того, получается, что население республик
социально более защищено, чем жители областей и
краев. А это уже питательная среда для проявления
всякого рода недовольства, усиления
существующих противоречий, роста социальной
напряженности. Хотя и те и другие являются
гражданами России и имеют по Конституции
одинаковые права в социальной сфере. Указанные тенденции становятся особенно
опасными, так как некоторые субъекты РФ уже
юридически закрепляют за собой совершенно не
свойственные им функции. Например, принимаются
республиканские законы о воинской службе,
регулировании вопросов внешней политики и
международных отношений. Центр глядит на все это
и молчит. Разве такое возможно в нормальной
Федерации? Государство в составе государства
- это нонсенс, допущенный центром либо с целью
заложить еще одну мину замедленного действия под
Федерацию, либо в силу политической
недальновидности. То и другое крайне опасно для
единства Российского государства, так как
неустойчивая Федерация - шаг в сторону
конфедерации, а вот это уже фактический распад
страны. – Но ведь статья 72 Конституции РФ определяет
круг проблем, которые находятся в совместном
ведении центра и субъекта Федерации. Разве этого
недостаточно?– Действительно, такая статья в Конституции
Российской Федерации есть. Однако
конкретизировать содержание этого положения
должен закон, проект которого вот уже почти
четыре года лежит в Федеральном Собрании. Но несмотря на это даже в таком правовом, на мой
взгляд, вакууме заключено 40 договоров с
субъектами РФ. На них приходится почти 55%
экономического потенциала страны и 52% населения.
Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание
рассматривает и ратифицирует только
международные договора и соглашения. В нашем
случае речь идет о документах, имеющих
внутреннее хождение, поэтому Федеральное
Собрание такие договора не рассматривает, ибо
это будет поднимать статус субъекта РФ до
международного, что действующей Конституцией не
предусмотрено. В последние месяцы Кузбасс тоже интенсивно
работает над проектом широкомасштабного
договора с центром о разграничении полномочий и
обязательств. Но не такого, как с другими
регионами, не формального, от которого всем ни
холодно, ни жарко. Первое.
В пакет соглашений к договору
предлагаем обязательно включить передачу нам
права управлять федеральной собственностью на
территории области. Уверен, что эффективно
управлять собственностью, находясь на
расстоянии 5 тыс. километров от нас, нельзя. Второе.
Передать в областное управление
госпакеты акций наших крупных предприятий, в том
числе угольных. Третье.
Передать нам право выдачи лицензий
на разработку, добычу, продажу угля, чтобы мы
знали, кто, кому, куда и по какой цене его продает.
Есть предложения, касающиеся изменений
отчислений налогов, в том числе НДС,
таможенных сборов, которых в Кузбассе
набегает около 400 млн руб. в год, и все уходит в
центр. Если такой договор будет принят, мы
заживем по-другому, лучше. Центр отдаст нам не
только права, но и обязанности и ответственность,
а шахтеры не будут тогда всякий раз требовать
отставки Президента и Правительства. Полагаю также, что все субъекты Федерации
должны заключить между собой всеобъемлющий
договор и сообща делегировать федеральному
центру некие фундаментальные права. Например,
такие, как право проводить внешнюю политику,
вопросы обороны и безопасности, денежную
политику, решать некоторые проблемы народного
хозяйства, науки, медицины, образования,
экологии. Сами же субъекты Федерации должны
обладать равными правами. В США, например, 50 штатов обладают несоизмеримо
большими правами, чем субъекты РФ. А государство
у американцев, тем не менее, крепкое. У нас же все
наоборот: субъектов Федерации больше, прав у них
меньше, к тому же розданы они неравномерно и
опасность распада страны существует. Если бы
власть реально содействовала развитию регионов,
то с таким неравенством еще можно было как-то
мириться. Однако как действующий губернатор хочу
сказать, что центральная власть как раз не
выполняет свои обязательства перед регионами.
Поэтому вся государственная конструкция
приобретает неустойчивый характер. В последнее время центральная власть, правда,
пытается учитывать различия и особенности
каждого региона, но каким-то странным образом. У
меня, да и у большинства губернаторов тоже,
складывается устойчивое впечатление, что в
центре предпочтение отдают республикам. То ли
центральная власть боится, что республики
возьмут пример с Чечни и попросятся "на
волю", то ли по привычке полагает, что в первую
очередь нужно поднимать национальные окраины. А
кто, спрашивается, будет поднимать так
называемые ненациональные окраины – области?
Они разве не в составе России? Скажем, у нас, в Кемеровской области, проживают
и трудятся представители почти 100
национальностей. Чем не национальная окраина! Но
правами наша область располагает гораздо
меньшими, чем соседняя республика Горный Алтай.
Поэтому, на мой взгляд, начинать построение
федеративного государства надо с формирования
таких межрегиональных отношений, чтобы субъекты
Федерации могли стать его фундаментом. И все же, мне думается, основные проблемы
российского федерализма находятся не на
правовом поле. Они имеют, скорее, психологическую
природу, потому что возникли вследствие амбиций
тех или иных руководителей (в том числе и
региональных) и политиков разного ранга. Поэтому
законодательство у нас должно быть таким, чтобы
личные или клановые интересы никогда не могли
доминировать над общественными и
государственными. – В структуре горизонтальных связей на уровне
республики, края, области все больше внимания
уделяется межрегиональным ассоциациям. В этом
отношении не стал исключением и Кузбасс,
проявивший восемь лет назад инициативу
учреждения ассоциации “Сибирское соглашение”– Действительно, “Сибирское соглашение”
родилось в Кузбассе. Произошло это в 1990 г., когда
руководители Новосибирской, Томской,
Кемеровской, Омской и Тюменской областей,
Хакасии, Алтайского и Красноярского краев
собрались по собственной воле с единственной
целью – остановить скатывание нашей общей
экономики в пропасть. И тогда, и сейчас остаемся
далеко от сепаратистских идей сибирских
областников конца ХIХ века, мечтавших создать
Сибирские Штаты. Напротив, с первых дней
участники “Сибирского соглашения” стремятся
через объединение огромного природного,
промышленного и научного потенциала сибирского
региона способствовать укреплению России и ее
экономики. Насущная необходимость единой
интеграционной структуры экономически и
исторически связанных соседних регионов
доказана временем. “Сибирское соглашение” действует уже восемь
лет. За эти годы в ассоциации сложилась
эффективная система принятия совместных решений
и четкая структура управления. Важна и такая
деталь: на протяжении нескольких лет в работе
совещаний “Сибирского соглашения” постоянно
принимает участие кто-нибудь из вице-премьеров
российского Правительства. И это еще одно
подтверждение , что развитие интеграционных
связей сибирских регионов не выходит за рамки
государственной федеральной политики. В начале 90-х годов сотрудничество в рамках
“Сибирского соглашения” основывалось на
укреплении сложившихся горизонтальных
производственных и торговых связей и строгом
соблюдении дисциплины поставок. Механизм
реализации решений шел тогда исключительно
через двусторонние и многосторонние договора
областей и краев между собой. В последние годы решаются вопросы более
глобального характера. В частности, идет поиск
новых более эффективных форм сотрудничества
единых энергосистем, а также в таких областях,
как экология, лесное и водное хозяйство и т.д.
Ближайшее совещание, которое намечено провести в
г. Кемерово, будет посвящено вопросам
координации в работе топливно- энергетического
комплекса сибирских регионов. В условиях быстро меняющейся экономической и
политической обстановки в стране, на мой взгляд,
для успешного разрешения таких задач, сегодня
требуются серьезные изменения в механизме
исполнения принимаемых решений. В частности,
решения “Сибирского соглашения” могли бы
подкрепляться постановлениями Правительства
России, содержащими четкие поручения как органам
исполнительной власти субъектов Федерации, так и
соответствующим федеральным министерствам и
ведомствам. – Год назад, Аман Гумирович, Вы стали
губернатором Кемеровской области. Что из
предвыборной экономической программы удалось
выполнить? Какие трудности пришлось преодолеть
на этом пути?– Все знают: Кузбасс – пороховая бочка в центре
России. Экономический и финансовый кризис,
охвативший страну, сказался на нашем
промышленном регионе с утроенной силой. В
ситуации, когда предприятия стоят или работают
себе в убыток, когда люди месяцами не получают
заработанных денег, пенсий и пособий, когда
каждый день растет армия безработных, главная
задача администрации области – изыскать
средства для реанимации местной промышленности,
увеличения наполняемости областного и местных
бюджетов и снижения социальной напряженности. С этой целью нами приняты неординарные и
чрезвычайно жесткие меры по сбору налогов.
Результат не заставил себя ждать – налоговые
поступления в денежной форме существенно
увеличились; в 1,5 раза возросли акцизные
поступления. Одновременно принят жесткий режим
целевого использования финансовых средств.
Впервые введена адресная система распределения
бюджетных средств на основе широкой гласности в
средствах массовой информации. Бюджетные
средства на приоритетной основе направляются на
погашение задолженности по заработной плате и
выплату детских пособий. В городах и районах
открыли около 400 специализированных магазинов,
где в счет детских пособий по желанию родителей
выдаются продукты питания. Через эти магазины за
8 месяцев было реализовано продуктов почти на 30
млн руб. Стараемся облегчить жизнь пенсионеров и
малоимущих. “Кузбасская пенсия” для ветеранов
хотя и невелика, но в отличии от российской
выплачивается в срок. Снижены цены на хлеб и за
пользование телефоном, значительно удешевлены
пассажирские перевозки. На предприятиях, где по
несколько месяцев не выплачивается заработная
плата, оказывается помощь продуктами питания из
специально созданного “губернаторского” фонда. Но мы понимаем: в корне изменить нынешнюю
кризисную социальную ситуацию можно лишь
вдохнув жизнь в промышленность. Пока же
состояние дел в этой отрасли остается крайне
критическим. Закрыто 23 шахты. В ситуации
банкротства находятся 43 основных предприятия. На
14 из них, причем самых крупных, введено внешнее
управление. В этот список попали такие гиганты
индустрии, как Западно-Сибирский и Кузнецкий
металлургические комбинаты, Салаирский ГОК,
Березовская ЦОФ, ряд базовых для области
акционерных обществ. Разумеется, областная администрация старается
найти выход из этого тупика. Так, с Министерством
путей сообщений мы подписали соглашение о
снижении тарифов на перевозку угля, металла,
химической и другой продукции. В результате
железнодорожные тарифы снизились на 55%. Удалось
договориться о некоторых льготах и с
“Газпромом”. Благодаря этому поставка
природного газа предприятиям области обходится
на 40% дешевле, чем в 1997 г. Решением
региональной энергетической комиссии до 10-14 коп.
за квт-ч снизили тарифы на электроэнергию для
металлургических и ряда других предприятий. В
области принят закон “Об областном
государственном заказе”. Мы считаем, что
подобный госзаказ позволит обеспечить бюджетные
организации и учреждения необходимыми видами
продукции, создать новые рабочие места,
стабилизировать работу легкой промышленности. В
качестве примера могу назвать такой факт. 19 наших
предприятий легкой индустрии получили заказ на
пошив детской одежды и обуви. Для фабрик – это
загрузка, для работников – зарплата. Продукция
опять же выделяется родителям в счет погашения
долгов по детским пособиям. Подобные меры принимаются и для перевода на
высокоэффективную работу угольной отрасли –
главного сектора экономики Кузбасса. Уже готовы
договора о кредитных линиях на поставку в
область высокотехнологичного горношахтного
оборудования из Германии и Польши. Готовится
перевод шахт городов Прокопьевска и Киселевска
на гидродобычу, в результате эти предприятия
уже через год уйдут от дотаций. – Многие экономисты сегодня высказываются за
пересмотр результатов приватизации
госсобственности, проводившейся последние 5 – 6
лет. Как Вы, Аман Гумирович, относитесь к этой
идее?– Я согласен с теми, кто считает, что в
результате проводившейся политики приватизации
произошел крупномасштабный передел
собственности, в результате которого полностью
проигнорированы интересы региона. Мы это видим в
своей области. Так, в ходе акционирования
предприятий угольной отрасли, цветной и черной
металлургии, химической промышленности в
собственность Кемеровской области не было
передано ни одной акции. Таким образом, областные
власти вчистую лишились возможности влиять на
связь непосредственных производителей и
потребителей с добывающими и перерабатывающими
предприятиями. Декларируемая цель приватизации – создание
современных рабочих мест с нормальными
условиями труда, улучшение уровня жизни жителей
Кузбасса через формирование эффективного
собственника – так и не была достигнута. Сегодня
в Кузбассе приватизировано 72% государственных и
муниципальных предприятий. Государство,
рассуждая о необходимости конверсии оборонной
промышленности, фактически бросило на произвол
судьбы такие государственные предприятия, как
Юргинский машиностроительный завод,
производственные объединения “Прогресс”,
“Коммунар” и другие. При этом государство ведет
себя как собака на сене: само не в состоянии
выправить положение, но и другим не дает. Я уже говорил и еще раз подчеркиваю: не имея
прав на управление собственностью,
расположенной на своей территории,
администрация области не может влиять на
экономическую ситуацию в регионе. Вот почему
сегодня на первое место выходит принципиальный
вопрос – об управлении государственными
предприятиями и акционерными обществами через
находящиеся в госсобственности пакеты акций. Более того, в результате проведенной
приватизации получилось так, что у области не
только отняли возможность влиять на
деятельность конкретных шахт и разрезов, но и
фактически лишили ее права представлять свои
интересы в органах управления угольных компаний
региона. И все потому, что госпакеты акций
кузбасских предприятий находятся в Москве. С
таким положением еще можно было бы смириться,
если бы от деятельности представителей
государства, назначаемых на федеральный пакет
акций, был толк. Но ведь этого нет. В такой
ситуации директора и менеджеры считают себя
абсолютными собственниками и действуют по
принципу: “до Бога высоко, до Москвы далеко”.
Отсюда и большое количество уголовных дел,
возбуждаемых в отношении руководителей и
посредников. Считаю, что во многом из-за самоустранения
федеральных властей от исполнения прямых
обязанностей собственника, неспособности
государства влиять на экономическую ситуацию в
Кузбассе и сложилась критическая обстановка. На
мой взгляд, эффективный выход из этого тупика
только один –
Правительство должно передать
федеральные пакеты акций в собственность
области и тем самым перенести функции
государственного управления предприятиями
непосредственно в регион.
Увеличение
представительства Кемеровской области в советах
директоров и ревизионных комиссиях акционерных
обществ, несомненно, позволит усилить влияние со
стороны администрации области на работу
предприятий, а также наладить постоянный
контроль за их финансово-хозяйственной
деятельностью, за своевременными и полными
расчетами по заработной плате, платежам в бюджет
и внебюджетные фонды. Убежден, что именно это решение позволит не
только поднять эффективность работы предприятий
Кузбасса, но и реально снизить социальную
напряженность в регионе. Беседу вел редактор-консультант ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО
|