Номер 6/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Регионы: управление и развитие


Регионам – не только обязанности, но и права

– Аман Гумирович, спустя полтора года после нашей прежней встречи в кругах экономистов, политиков и в прессе по-прежнему не утихают споры о характере взаимоотношений регионов с федеральным центром. В чем, на Ваш взгляд, причина столь долгой дискуссии?

– Причина такой жизненности проблемы в том, что в отношениях между центром и регионами накопилось много нерешенных проблем. Явного антагонизма между ними пока нет, но скрытое противоречие все же существует. Например, каждый губернатор знает, что у республик больше льгот, чем у областей или краев, поэтому и налогов в федеральный бюджет они перечисляют меньше. Как следствие – в республиканском бюджете больше остается средств для решения собственных проблем, а области и края должны обивать пороги в центре. Кому это понравится?

Более того, получается, что население республик социально более защищено, чем жители областей и краев. А это уже питательная среда для проявления всякого рода недовольства, усиления существующих противоречий, роста социальной напряженности. Хотя и те и другие являются гражданами России и имеют по Конституции одинаковые права в социальной сфере.

Указанные тенденции становятся особенно опасными, так как некоторые субъекты РФ уже юридически закрепляют за собой совершенно не свойственные им функции. Например, принимаются республиканские законы о воинской службе, регулировании вопросов внешней политики и международных отношений. Центр глядит на все это и молчит. Разве такое возможно в нормальной Федерации?  Государство в составе государства - это нонсенс, допущенный центром либо с целью заложить еще одну мину замедленного действия под Федерацию, либо в силу политической недальновидности. То и другое крайне опасно для единства Российского государства, так как неустойчивая Федерация - шаг в сторону конфедерации, а вот это уже фактический распад страны.

– Но ведь статья 72 Конституции РФ определяет круг проблем, которые находятся в совместном ведении центра и субъекта Федерации. Разве этого недостаточно?

– Действительно, такая статья в Конституции Российской Федерации есть. Однако конкретизировать содержание этого положения должен закон, проект которого вот уже почти четыре года лежит в Федеральном Собрании.

Но несмотря на это даже в таком правовом, на мой взгляд, вакууме заключено 40 договоров с субъектами РФ. На них приходится почти 55% экономического потенциала страны и 52% населения. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание рассматривает и ратифицирует только международные договора и соглашения. В нашем случае речь идет о документах, имеющих внутреннее хождение, поэтому Федеральное Собрание такие договора не рассматривает, ибо это будет поднимать статус субъекта РФ до международного, что действующей Конституцией не предусмотрено.

В последние месяцы Кузбасс тоже интенсивно работает над проектом широкомасштабного договора с центром о разграничении полномочий и обязательств. Но не такого, как с другими регионами, не формального, от которого всем ни холодно, ни жарко.

Первое. В пакет соглашений к договору предлагаем обязательно включить передачу нам права управлять федеральной собственностью на территории области. Уверен, что эффективно управлять собственностью, находясь на расстоянии 5 тыс. километров от нас, нельзя.

Второе. Передать в областное управление госпакеты акций наших крупных предприятий, в том числе угольных.

Третье. Передать нам право выдачи лицензий на разработку, добычу, продажу угля, чтобы мы знали, кто, кому, куда и по какой цене его продает. Есть предложения, касающиеся изменений отчислений налогов, в том числе  НДС, таможенных  сборов, которых  в Кузбассе набегает около 400 млн руб. в год, и все уходит в центр. Если такой договор будет принят, мы заживем по-другому, лучше. Центр отдаст нам не только права, но и обязанности и ответственность, а шахтеры не будут тогда всякий раз требовать отставки Президента и Правительства.

Полагаю также, что все субъекты Федерации должны заключить между собой всеобъемлющий договор и сообща делегировать федеральному центру некие фундаментальные права. Например, такие, как право проводить внешнюю политику, вопросы обороны и безопасности, денежную политику, решать некоторые проблемы народного хозяйства, науки, медицины, образования, экологии. Сами же субъекты Федерации должны обладать равными правами.

В США, например, 50 штатов обладают несоизмеримо большими правами, чем субъекты РФ. А государство у американцев, тем не менее, крепкое. У нас же все наоборот: субъектов Федерации больше, прав у них меньше, к тому же розданы они неравномерно и опасность распада страны существует. Если бы власть реально содействовала развитию регионов, то с таким неравенством еще можно было как-то мириться. Однако как действующий губернатор хочу сказать, что центральная власть как раз не выполняет свои обязательства перед регионами. Поэтому вся государственная конструкция приобретает неустойчивый характер.

В последнее время центральная власть, правда, пытается учитывать различия и особенности каждого региона, но каким-то странным образом. У меня, да и у большинства губернаторов тоже, складывается устойчивое впечатление, что в центре предпочтение отдают республикам. То ли центральная власть боится, что республики возьмут пример с Чечни и попросятся "на волю", то ли по привычке полагает, что в первую очередь нужно поднимать национальные окраины. А кто, спрашивается, будет поднимать так называемые ненациональные окраины – области? Они разве не в составе России?

Скажем, у нас, в Кемеровской области, проживают и трудятся представители почти 100 национальностей. Чем не национальная окраина! Но правами наша область располагает гораздо меньшими, чем соседняя республика Горный Алтай. Поэтому, на мой взгляд, начинать построение федеративного государства надо с формирования таких межрегиональных отношений, чтобы субъекты Федерации могли стать его фундаментом.

И все же, мне думается, основные проблемы российского федерализма находятся не на правовом поле. Они имеют, скорее, психологическую природу, потому что возникли вследствие амбиций тех или иных руководителей (в том числе и региональных) и политиков разного ранга. Поэтому законодательство у нас должно быть таким, чтобы личные или клановые интересы никогда не могли доминировать над общественными и государственными.

– В структуре горизонтальных связей на уровне республики, края, области все больше внимания уделяется межрегиональным ассоциациям. В этом отношении не стал исключением и Кузбасс, проявивший восемь лет назад инициативу учреждения ассоциации “Сибирское соглашение”

– Действительно, “Сибирское соглашение” родилось в Кузбассе. Произошло это в 1990 г., когда руководители Новосибирской, Томской, Кемеровской, Омской и Тюменской областей, Хакасии, Алтайского и Красноярского краев собрались по собственной воле с единственной целью – остановить скатывание нашей общей экономики в пропасть. И тогда, и сейчас остаемся  далеко от  сепаратистских идей сибирских областников конца ХIХ века, мечтавших создать Сибирские  Штаты. Напротив, с первых дней участники “Сибирского соглашения” стремятся через объединение огромного природного, промышленного и научного потенциала сибирского региона способствовать укреплению России и ее  экономики. Насущная необходимость единой интеграционной структуры экономически и исторически связанных соседних регионов доказана временем.

“Сибирское соглашение” действует уже восемь лет. За эти годы в ассоциации сложилась эффективная система принятия совместных решений и четкая структура управления. Важна и такая деталь: на протяжении нескольких лет в работе совещаний “Сибирского соглашения” постоянно принимает участие кто-нибудь из вице-премьеров российского Правительства. И это еще одно подтверждение , что развитие интеграционных связей сибирских регионов не выходит за рамки государственной федеральной политики.

В начале 90-х годов сотрудничество в рамках “Сибирского соглашения” основывалось на укреплении сложившихся горизонтальных производственных и торговых связей и строгом соблюдении дисциплины поставок. Механизм реализации решений шел тогда  исключительно через двусторонние и многосторонние договора областей и краев между собой.

В последние годы решаются вопросы более глобального характера. В частности, идет поиск новых более эффективных форм сотрудничества единых энергосистем, а также в таких областях, как экология, лесное и водное хозяйство и т.д. Ближайшее совещание, которое намечено провести в г. Кемерово, будет посвящено вопросам координации в работе топливно- энергетического комплекса сибирских регионов.

В условиях быстро меняющейся экономической и политической обстановки в стране, на мой взгляд, для успешного разрешения таких задач, сегодня  требуются серьезные изменения в механизме исполнения принимаемых решений. В частности, решения “Сибирского соглашения” могли бы подкрепляться постановлениями Правительства России, содержащими четкие поручения как органам исполнительной власти субъектов Федерации, так и соответствующим федеральным министерствам и ведомствам.

– Год назад, Аман Гумирович, Вы стали губернатором Кемеровской области. Что из предвыборной экономической программы удалось выполнить? Какие трудности пришлось преодолеть на этом пути?

– Все знают: Кузбасс – пороховая бочка в центре России. Экономический и финансовый кризис, охвативший страну, сказался на нашем промышленном регионе с утроенной силой. В ситуации, когда предприятия стоят или работают себе в убыток, когда люди месяцами не получают заработанных денег, пенсий и пособий, когда каждый день растет армия безработных, главная задача  администрации области – изыскать средства для реанимации местной промышленности, увеличения наполняемости областного и местных бюджетов и снижения социальной напряженности.

С этой целью нами приняты неординарные и чрезвычайно жесткие меры по сбору налогов. Результат не заставил себя ждать – налоговые поступления в денежной форме существенно увеличились; в 1,5 раза возросли  акцизные поступления. Одновременно принят жесткий режим целевого использования финансовых средств. Впервые введена адресная система распределения бюджетных средств на основе широкой гласности в средствах массовой информации. Бюджетные средства на приоритетной основе направляются на погашение задолженности по заработной плате и выплату детских пособий. В городах и районах открыли около 400 специализированных магазинов, где в счет детских пособий по желанию родителей выдаются продукты питания. Через эти магазины за 8 месяцев было реализовано продуктов почти на 30 млн руб. Стараемся облегчить жизнь пенсионеров и малоимущих. “Кузбасская пенсия” для ветеранов хотя и невелика, но в отличии от российской выплачивается в срок. Снижены цены на хлеб и за пользование телефоном, значительно удешевлены пассажирские перевозки. На предприятиях, где по несколько месяцев не выплачивается заработная плата, оказывается помощь продуктами питания из специально созданного “губернаторского” фонда.

Но мы понимаем: в корне изменить нынешнюю кризисную социальную ситуацию можно лишь вдохнув жизнь в промышленность. Пока же состояние дел в этой отрасли остается крайне критическим. Закрыто 23 шахты. В ситуации банкротства находятся 43 основных предприятия. На 14 из них, причем самых крупных, введено внешнее управление. В этот список попали такие гиганты индустрии, как Западно-Сибирский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Салаирский ГОК, Березовская ЦОФ, ряд базовых для области акционерных обществ.

Разумеется, областная администрация старается найти выход из этого тупика. Так, с Министерством путей сообщений мы подписали соглашение о снижении тарифов на перевозку угля, металла, химической и другой продукции. В результате железнодорожные тарифы снизились на 55%. Удалось договориться о некоторых льготах и с “Газпромом”. Благодаря этому поставка природного газа предприятиям области обходится на 40% дешевле, чем в 1997 г.  Решением региональной энергетической комиссии до 10-14 коп. за квт-ч снизили тарифы на электроэнергию для металлургических и ряда других предприятий. В области принят закон “Об областном государственном заказе”. Мы считаем, что подобный госзаказ позволит обеспечить бюджетные организации и учреждения необходимыми видами продукции, создать новые рабочие места, стабилизировать работу легкой промышленности. В качестве примера могу назвать такой факт. 19 наших предприятий легкой индустрии получили заказ на пошив детской одежды и обуви. Для фабрик – это загрузка, для работников – зарплата. Продукция опять же выделяется родителям в счет погашения долгов по детским пособиям.

Подобные меры принимаются и для перевода на высокоэффективную работу угольной отрасли – главного сектора экономики Кузбасса. Уже готовы договора о кредитных линиях на поставку в область высокотехнологичного горношахтного оборудования из Германии и Польши. Готовится перевод шахт городов Прокопьевска и Киселевска на  гидродобычу, в результате эти предприятия уже через год уйдут от дотаций.  

– Многие экономисты сегодня высказываются за пересмотр результатов приватизации госсобственности, проводившейся последние 5 – 6 лет. Как Вы, Аман Гумирович, относитесь к этой идее?

– Я согласен с теми, кто считает, что в результате проводившейся политики приватизации произошел крупномасштабный передел собственности, в результате которого полностью проигнорированы интересы региона. Мы это видим в своей области. Так, в ходе акционирования предприятий угольной отрасли, цветной и черной металлургии, химической промышленности в собственность Кемеровской области не было передано ни одной акции. Таким образом, областные власти вчистую лишились возможности влиять на связь непосредственных производителей и потребителей с добывающими и перерабатывающими предприятиями.

Декларируемая цель приватизации – создание современных рабочих мест с нормальными условиями труда, улучшение уровня жизни жителей Кузбасса через формирование эффективного собственника – так и не была достигнута. Сегодня в Кузбассе приватизировано 72% государственных и муниципальных предприятий. Государство, рассуждая о необходимости конверсии оборонной промышленности, фактически бросило на произвол судьбы такие государственные предприятия, как Юргинский машиностроительный завод, производственные объединения “Прогресс”, “Коммунар” и другие. При этом государство ведет себя как собака на сене: само не в состоянии выправить положение, но и другим не дает.

Я уже говорил и еще раз подчеркиваю: не имея прав на управление собственностью, расположенной на своей территории, администрация области не может влиять на экономическую ситуацию в регионе. Вот почему сегодня на первое место выходит принципиальный вопрос – об управлении государственными предприятиями и акционерными обществами через находящиеся в госсобственности пакеты акций.

Более того, в результате проведенной приватизации получилось так, что у области не только отняли возможность влиять на деятельность конкретных шахт и разрезов, но и фактически лишили ее права представлять свои интересы в органах управления угольных компаний региона. И все потому, что госпакеты акций кузбасских предприятий находятся в Москве. С таким положением еще можно было бы смириться, если бы от деятельности представителей государства, назначаемых на федеральный пакет акций, был толк. Но ведь этого нет. В такой ситуации директора и менеджеры считают себя абсолютными собственниками и действуют по принципу: “до Бога высоко, до Москвы далеко”. Отсюда и большое количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении руководителей и посредников.

Считаю, что во многом из-за самоустранения федеральных властей от исполнения прямых обязанностей собственника, неспособности государства влиять на экономическую ситуацию в Кузбассе и сложилась критическая обстановка. На мой взгляд, эффективный выход из этого тупика только один – Правительство должно передать федеральные пакеты акций в собственность области и тем самым перенести функции государственного управления предприятиями непосредственно в регион. Увеличение представительства Кемеровской области в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ, несомненно, позволит усилить влияние со стороны администрации области на работу предприятий, а также наладить постоянный контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью, за своевременными и полными расчетами по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Убежден, что именно это решение позволит не только поднять эффективность работы предприятий Кузбасса, но и реально снизить социальную напряженность в регионе.

Беседу вел
редактор-консультант
ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz