Долговременно ли снижение уровня инфляции?
В большинстве стран ЦВЕ наблюдалось
существенное снижение уровня инфляции. К
середине 1999 г. везде (кроме Румынии) в годовом
исчислении она по индексу потребительских цен не
превышала 10%; а по ценам производителей была, как
правило, на еще более низком уровне. В России ее
относительно высокая величина была обусловлена
последствиями дефолта 1998 г. Прогноз развития инфляционных процессов не так
прост. Представляется, что в предстоящие два года
в ЦВЕ большого снижения инфляции не будет. В
Чешской Республике, Венгрии, Польше, Словении,
Болгарии и Хорватии она останется на уровне
менее 10% в год. Из группы продвинутых
транзитивных государств лишь Словацкая
Республика составит в этом отношении исключение:
недавнее усиление инфляции там явилось в
значительной мере побочным эффектом мер строгой
экономии, введенных новым правительством в
начале 1999 г. Но в целом в регионе в течение
нескольких лет она будет больше, чем в ЕС.
Устойчивое сохранение существенных различий в
уровне инфляции выдвинет многочисленные
проблемы кредитно-денежной и валютной
направленности, которые будет необходимо решать
в период, предшествующий увеличению числа членов
ЕС1.
Бум внешней торговли питает рост
Внешняя торговля стала двигателем
экономического оживления. Так, суммарный экспорт
Чешской Республики, Венгрии, Польши, Словакии,
Словении, Болгарии и Румынии за первый квартал 2000
г. вырос в евро на 30%. Измеренный в долларах он
меньше, но тоже значителен – 14% (это следствие
повышения курса доллара). Наибольший рост
экспорта отмечен в Болгарии и Румынии (более 40%),
он также был чрезвычайно высок в Словакии (37) и
Чешской Республике (36%). На этом фоне относительно
“слабыми” кажутся результаты Словении и
Хорватии (17%), которые испытали некоторые
проблемы в торговле с Германией и Италией.
Развитие импорта перечисленных стран было почти
столь же динамичным (28% в евро, 13% в долларах), а их
совокупный торговый дефицит продолжал
увеличиваться (главным образом за счет ухудшения
торгового баланса Польши). В настоящее время крупнейшими торговыми
партнерами стран ЦВЕ являются государства
Евросоюза, доля которых в экспорте первых
колебалась в 1999 г. от 52% (Болгария) до 76% (Венгрия).
Аналогично положение с импортом, но здесь доля
примерно на 10 пунктов меньше. Причем их экспорт в
данный регион рос быстрее, чем импорт, и удельный
вес ЕС в нем продолжал увеличиваться. Это привело
из-за обесценивания евро по отношению к доллару к
ухудшению условий их торговли, отрицательные
последствия чего были усилены повышением цен на
энергетические ресурсы на мировом рынке. В то же
время последний фактор позволил России получить
немалый дополнительный доход. Ее экспорт в
первом квартале 2000 г. подскочил почти на 70% (в
долларах – примерно на 50%), а импорт – лишь на 16%. В
результате в первые три месяца 2000 г. активное
сальдо торгового баланса превысило 13 млрд долл.
Повышение валютных курсов: необходимо, но
насколько устойчиво?
Недавний рост экспорта стран ЦВЕ произошел
несмотря на заметное повышение курсов их валют.
Так, с мая 1999 г. по май 2000 г. курс словацкой кроны
по отношению к немецкой марке и евро поднялся
более чем на 16 процентных пунктов, тем не менее
экспорт Словакии активизировался. Данная тенденция изменения валютных курсов во
многом обусловлена притоком зарубежного
капитала, привлекаемого разницей номинальных
процентных ставок, а также новым всплеском
приватизационных продаж в ряде государств
региона. И хотя реальные процентные ставки
недавно снизились (за исключением Польши), поток
прямых иностранных инвестиций в них существенно
вырос, в том числе и в те страны, которые еще
недавно либо относились скептически к
иностранной собственности (Польша и Чешская
Республика), либо были не так привлекательны для
инвесторов (Болгария и Румыния). В частности, в 1999
г. прямые иностранные вложения в Польшу
составили около 6 млрд долл., Чешскую Республику
– 2 млрд, Болгарию и Румынию – почти по 1 млрд
долл. Если бы эти средства были использованы для
реструктуризации и повышения эффективности так
же продуктивно, как в Венгрии, можно было бы
сделать весьма оптимистичный прогноз
относительно будущего названных стран. В этой сфере необходима осторожность.
Во-первых,
даже Венгрия не избежала валютного кризиса (в 1995
г.).
Во-вторых, большая часть зарубежных
капиталов направляется в банки, предприятия
телекоммуникационной сферы и другие
инфраструктурные проекты (в том числе в
розничную торговлю), которые не дают быстрого и
прямого эффекта с точки зрения повышения
международной конкурентоспособности.
В-третьих,
даже прямые иностранные инвестиции в
промышленность часто вызывают высокий спрос на
импорт (по крайней мере, на начальных стадиях
проекта), в результате чего может пострадать
торговый баланс.
Наконец
(последнее по
порядку, но не по значению) всякое вложение имеет
целью получение прибыли, которая в этом случае в
определенное время подлежит репатриации. Но,
безусловно, поступление прямых иностранных
инвестиций предпочтительнее притока
краткосрочного спекулятивного капитала. Внешнее финансовое положение ряда государств с
транзитивной экономикой остается ненадежным. В
регионе отрицательное сальдо по текущим
операциям платежного баланса является правилом,
единственное исключение – Россия. Основную проблему в этом плане представляет
валютная политика. Курсы денежных единиц всех
стран с транзитивной экономикой все еще
занижены, т.е. уровень их внутренних цен
существенно ниже, чем в Западной Европе. Одним из
показателей такой недооценки, является индекс
отклонений валютных курсов (Exchange Rate Deviation Index –
ERDI), который выражает отношение рыночного курса
денежной единицы какого-либо государства в
выбранной валюте к паритету их покупательной
способности. Чем этот показатель больше 1, тем
сильнее приуменьшена стоимость данной денежной
единицы и соответственно ниже уровень
внутренних цен к базе сравнения (в нашем случае –
ЕС). Рассматриваемые страны, как правило, имеют ERDI
значительно больше 1. Среди них наивысший уровень
цен в Словении, Хорватии и Польше, на
противоположной стороне спектра – Румыния,
Болгария и Словацкая Республика. Снижение ERDI
соответствует реальному повышению курсов валют
(или сокращению разрыва в уровне цен). Но может ли такое повышение быть устойчивым?
Согласуются ли усилия по сдерживанию внутренней
инфляции с необходимостью уменьшения чрезмерных
разрывов в уровне цен в ходе интеграции с
Западной Европой? И каковы последствия тех или
иных масштабов роста валютных курсов для
сближения уровня доходов, рынков капитала и
труда в интегрированной Европе? Эти и другие
вопросы должны быть решены в контексте
обоснованной валютной политики в период,
предшествующий расширению членства в ЕС.
Прогноз развития транзитивных стран
В течение ближайших двух лет экономический
подъем продолжится (табл. 3). Инфляция в 2000 г. хотя
и несколько вырастет, но останется умеренной, а в
следующем году снова уменьшится. Дефициты
текущего торгового баланса склонны к увеличению,
но в прогнозируемый период непосредственных
угроз не представят (за исключением, может быть,
Польши). Основная проблема заключена в высоком и
растущем уровне безработицы и ее необходимо
решать. Для экономики
Болгарии
краткосрочный
прогноз умеренно благоприятный. Рост ВВП
ожидается примерно на уровне 4%, годовая инфляция
– 3-5%. Бюджетная ситуация остается под контролем,
но проблемой будет увеличение безработицы.
Среднесрочные перспективы не столь ясны,
поскольку страна сильно зависит от помощи
международных финансовых организаций, а также
из-за возможного усиления политической
нестабильности. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый
новым правительством
Хорватии, ее
экономические перспективы не столь блестящи.
Из-за проблем, испытываемых промышленностью и
сельским хозяйством, рост ВВП здесь будет
медленным (1,5-2%). При условии стабильности
валютного курса, которая по-прежнему является
приоритетной задачей политики, инфляция не
превысит 6%. И без того высокий уровень
безработицы (22% в марте 2000 г.) будет увеличиваться
из-за вынужденного закрытия ряда предприятий. В
Чешской Республике
после 2-летней
рецессии состояние экономики несколько
оживилось. Промышленная реструктуризация
набирает темпы, инфляция остается низкой, а в
области банковской приватизации, наконец,
достигнут прорыв. В политической сфере
стабильность не может быть гарантирована, однако
основные барьеры на пути более целенаправленной
политики роста, по-видимому, уже преодолены. Венгрия
вступила в период динамичного
развития, темпы роста ее ВВП превышают 5%. Быстрое
увеличение промышленного производства,
стимулируемое активностью предприятий,
принадлежащих иностранному капиталу,
распространяется и на другие сферы экономики.
Инфляция сокращается, и на горизонте нет никаких
признаков нового внешнеэкономического
неравновесия. Риск перегрева в настоящее время
низок, но может увеличиться в преддверии выборов
2002 г. Экономика
Польши
идет по рискованному пути.
Темпы роста ВВП здесь все еще одни из самых
высоких в ЦВЕ, но валютный курс повышается, а
иностранная задолженность быстро увеличивается.
Усиливаются безработица и неравенство доходов,
падает популярность нынешнего правительства.
Вероятны досрочные выборы, а вместе с ними и
изменение экономической политики. Подъем в Западной Европе помог
Румынии
достичь в начале 2000 г. скромного роста, но
говорить о преодолении 4-летнего спада еще рано.
Инфляция не преодолена, предстоит решать
множество структурных и институциональных
проблем. Политическая ситуация остается крайне
нестабильной, и несмотря на мониторинг со
стороны МВФ, велика опасность возврата к
половинчатой политике. При новом президенте, более склонном к
сотрудничеству с парламентом, высоких ценах на
энергоресурсы на мировом рынке и продолжающейся
защищенности промышленности от иностранной
конкуренции, достигнутой в результате
девальвации, прогноз для
России
благоприятный. Но неоправданный оптимизм
неуместен, поскольку текущий подъем базируется
на шаткой основе, а комплексные структурные и
институциональные реформы существуют
преимущественно на бумаге. Тем не менее
умеренный рост вполне достижим, особенно если
улучшится инвестиционный климат, как того желает
новое правительство. |