Экономика Российской
Федерации в 1998 г.(отчет Комиссии комитетов Союза Немецкой Экономики в РФ)Применительно к России следует
охарактеризовать 1998 г. как год абсолютного
крушения надежд. Как таковой этот год знаменует
собой то, что преждевременно прекратился прорыв
России к рынку. Сложившаяся ситуация глубоко
разочаровывает, ведь еще год назад казалось, что
появившаяся наконец в 1997 г. тенденция к росту
есть свидетельство долгожданного подъема
экономики. Однако после 17 августа, когда маячивший до того
на горизонте финансовый кризис в силу откровений
правительства Кириенко обернулся открытым
экономическим и системным кризисом, всякие
надежды на благоприятную конъюнктуру сразу же
померкли. Из-за столь тягостной ситуации, многими
наблюдателями рыночные достижения – как итоги
проведения в Российской Федерации в
предшествующие годы реформаторской политики –
были вновь поставлены под вопрос. 17 августа, бесспорно, войдет в историю как пауза
и как поворотный пункт в истории трансформации
российской экономики после распада СССР. В плане
финансовой политики, которая в конечном итоге
обернулась легкомысленной “пирамидой”, страна
стоит теперь перед сложными проблемами.
Непосредственным следствием этого явился крах
большей части банковского сектора, активно
соучаствовавшего в операциях с ГКО, которые на
последнем этапе обеспечивали доходность в 200%. Несмотря на фактическое банкротство
государственного и больших сегментов частного
финансового сектора, действующие в РФ немецкие
компании не считают пока что возможным возврат
России к условиям, присущим советскому прошлому.
Утверждение Государственной Думой 11 сентября 1998
г. бывшего министра иностранных дел Е. Примакова
новым председателем правительства было
воспринято с облегчением. Внутри страны и за
рубежом он считается компетентным, реалистичным
политиком, способным заполнить вакуум власти,
возникший из-за плохого состояния здоровья
президента Ельцина. Новое российское правительство, несомненно
стремится в определенной мере овладеть
экономической ситуацией, причем в самых скверных
из всех мыслимых условиях: с января по сентябрь
1998 г. объем ВВП сократился по сравнению с тем же
периодом предыдущего года на 3%. Этот спад
представляется в целом еще относительно
скромным, поскольку разразившийся в августе
кризис едва ли нашел отражение в годовой
статистике. Из текущей ежемесячной статистики
вырисовывается уже несравненно более
драматическая картина. Только в сентябре 1998 г.
ВВП, по данным Государственного комитета по
статистике РФ (Госкомстата), сократился почти на
10% по сравнению с предшествующим месяцем.
Аналогичная тенденция просматривается в
аграрном секторе, который и до кризиса находился
в критическом положении: сельскохозяйственное
производство снизилось в целом с января по
сентябрь примерно на 10% по сравнению с предыдущим
годом. Из-за кризиса резко снизились реальные доходы
и, соответственно, покупательная способность
населения России (например, в сентябре 1998 г. почти
на 30% по сравнению с тем же месяцем прошлого года).
Уровень безработицы, по оценкам вырос в сентябре
до 8,4 млн, что составляет 11,5% всего
трудоспособного населения. А уровень реальной
безработицы, вероятно, существенно выше,
особенно если принимать во внимание также
распространенную практику задержки заработной
платы как “русскую” разновидность безработицы.
В период с января по сентябрь 1998 г. общий объем
товарооборота РФ снизился почти на 10% по
сравнению с 1997 г. и составил 103,5 млрд долл. США.
Объем российского экспорта за этот же период
сократился на 14,4%, составив 54 млрд долл. Причиной
тому является в первую очередь падение цен на
сырье на мировом рынке. Объем импорта в течение
1998 г. сократился по сравнению с прошлым на 4,4%,
составив 49,5 млрд. долл. В целом объем импорта
России сократился с конца июля 1998 г. на одну
четверть. Несмотря на малую экспортную выручку,
России удалось за указанный период все-таки
добиться положительного сальдо торгового
баланса в 4,5 млрд долл. В сравнении с тем же
периодом 1997 г., когда положительное сальдо
составляло 11,2 млрд долл., эта цифра отражает
падение почти на 60%. Удорожание импорта из-за
падения курса рубля, по-видимому, приведет в 1999 г.
к росту доходов и расширению сбыта российской
продукции, что позволит оказать поддержку
отечественному производству. Германо-российская торговля в первой половине
1998 г. продолжала развиваться. Этому прежде всего
способствовал экспорт ФРГ в РФ, выросший почти на
30%. Общий объем товарооборота с Россией вырос на
6,3%, составив более 16 млрд марок ФРГ. Но после 17
августа быстро наступил спад, и объем
экспорта ФРГ внезапно сократился на 1,2 млрд марок
(-17,6%) по сравнению с августом 1997 г. По данным Госкомстата РФ, объем прямых
инвестиций ФРГ в Россию еще в первой половине 1998
г. составлял рекордный уровень – 244,2 млн долл.
(т.е. больше, чем в течение всего 1997 г., когда
соответствующая цифра составила 228,4 млн долл.).
Германские инвесторы заняли среди прямых
иностранных инвесторов в России второе место
после США. Для сравнения: за тот же период
американские компании инвестировали 443 млн долл.
(в первой половине 1997 г. американские прямые
инвестиции составляли 1,3 млрд долл.). Даже при нынешнем тяжелом экономическом
положении России, которое нанесло тяжелый урон
почти всем действующим здесь германским
компаниям, роль ФРГ в российской экономике в
долговременном плане обеспечивает рынок
будущего. Это подтверждают 2 опроса, проведенные
среди действующих в стране немецких компаний
осенью 1998 г. Союзом Немецкой Экономики в РФ. Почти 100 (из 300) опрошенных компаний, сократили
объем заказов в среднем на 50%, а в сильно
пострадавших компаниях, занимающихся экспортом
продовольственных товаров, урон составил 80 – 100%.
И все же 64% компаний намерены продолжать свою
деятельность, еще 16% предполагают даже ее
расширять (по состоянию на 24 сентября1998 г.). Что
касается запланированных инвестиционных
проектов, то здесь в целом царит атмосфера
ожидания. И все-таки 55% компаний предполагают
продолжить участие в проектах в запланированном
или, по крайней мере, сокращенном объеме своего
участия. Особенно сильно пострадала от кризиса
сфера сбыта компаний – сказались прежде всего
трудности с платежами в условиях
неопределенности, в том числе обусловленные
развалом банковской системы. В настоящее время
из всех форм платежа предпочтение обычно
отдается авансовым платежам. В области инвестиционных товаров можно, по
крайней мере частично, отметить улучшение
ситуации. В торговле машинами и оборудованием
для производства продовольственных товаров, где
до кризиса отмечались высокие темпы роста, после
резкого спада возникают первые признаки
оживления спроса. Тенденция к смещению центра тяжести в деловой
активности в России из сферы чистой торговли в
направлении создания производственных
мощностей на местах может, вероятно,
предоставить возможность тем компаниям, которые
несмотря на кризис продолжают инвестирование, в
долговременном плане рассчитывать на завоевание
позиций на российском рынке. Поэтому германские компании ожидают, что
российское правительство добьется наконец
решительных изменений и улучшит экономический и
инвестиционный климат в России! Должны обрести
реальный облик основы новой политики порядка в
области экономики и финансов, с тем чтобы
предпринимательская среда в Российской
Федерации стала прогнозируемой. У Союза Немецкой Экономики в этой связи все
больше создается впечатление, что после
многолетней, явно завышенной самооценки с
российской стороны теперь, в условиях
наступившего отрезвления, деятельность
германских компаний начинает обретать новое
значение. В то время как другие компании уже
разрабатывают планы отступления, многие
немецкие предприятия, в том числе малые и
средние, ищут пути для того, чтобы в рамках более
мелких по объему проектов завоевывать и дальше
свое место в производственной сфере России. Если
рамочные условия действительно улучшатся, как
это объявлено российским правительством, эти
компании без промедления возьмутся за
реализацию своих уже готовых проектов. Как известно, Германия – самый крупный
экономический партнер России. При наличии 940
зарегистрированных офисов компаний, 696
германо-российских совместных предприятий, 394
дочерних компаний со 100%-ным немецким
капиталом и 33 филиалов в одной только Москве
немцы составляют самую большую иностранную
колонию коммерсантов в российской столице. По
сравнению с 1997 г., когда заявлено было
присутствие только 820 немецких представительств
и наличие около 600 предприятий с участием
немецкого капитала, это заметный прирост. Отчеты отдельных комитетов Союза Немецкой
Экономики дают дифференцированную картину
положения в России и позволяют сделать вывод о
наличии прогресса и позитивных тенденций в
некоторых областях. Это, к примеру, относится к правовой сфере. По
мнению юридического комитета Союза Немецкой
Экономики, важно подчеркнуть в особенности
вступление в силу в феврале 1998 г. закона об
обществах с ограниченной ответственностью. Тем
самым создана существенная юридическая
предпосылка для существования, помимо
акционерных обществ, также в административном
отношении менее дорогостоящей их разновидности. Несмотря на принятие первой части Налогового
кодекса (который вступает в силу 1 января1999 г.)
в налогообложении, по сравнению с 1997 г., не
наблюдалось каких-то существенных изменений. В
1998 г. стало ясно, что российская сторона
предпочитает ограничительное толкование
германо-российского соглашения об избежании
двойного налогообложения. В этом смысле и в 1999 г.
следует ожидать трудности в применении этого
документа. Косвенные последствия кризиса
отражаются в сокращении налоговых сборов (в
пересчете на твердую валюту). С сегодняшней точки
зрения, налоговая система, вероятно, и впредь
останется одним из основных препятствий для
инвестиций в Россию. Значение российских регионов в торговой и
инвестиционной деятельности немецких компаний,
по мнению регионального комитета Союза Немецкой
Экономики, продолжало возрастать даже под
давлением экономического кризиса. Немецкие
предприятия углубляли и расширяли свои контакты
с регионами России. По официальным российским
данным, в регионах действуют сегодня 473 немецкие
компании. Кризис сделал региональных руководителей
более независимыми, они стали более
самостоятельными в отношениях с Центром. Но
крупных проектов в инвестиционной сфере можно
ожидать только там, где целенаправленно
сочетаются собственная экономическая
инициатива и поддержка со стороны немецких
предприятий. В настоящее время в российских
регионах концептуальные подходы перевешиваются
вынужденными экономическими мерами, однако в
условиях ужесточения конкурентной борьбы за
иностранные инвестиции некоторые регионы уже
разрабатывают программы содействия инвестициям.
Эта наблюдаемая в регионах тенденция, видимо,
получит продолжение и в 1999 г. Москва, декабрь 1998 г.
|