Номер 4/02 Главная Архив К содержанию номера

“Вступление в ВТО – в контексте общей экономической политики…”

НИКОЛАЙ ПЕТРАКОВ,
академик, директор Института проблем рынка РАН

В дискуссиях о вступлении России в ВТО в качестве главной сферы, которую потребуется реформировать, часто называют промышленную и инновационную политику, предлагают схемы ее изменения с целью повышения конкурентоспособности российских товаров. Но не менее важно и то, как будет выстраиваться политика валютного курса, внутренних цен и решаться проблема их взаимодействия с мировыми ценами после вступления в ВТО. Сейчас эти вопросы выходят на первый план. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Первое. У нас политика Центрального банка заключается в укреплении национальной валюты при довольно высокой инфляции – 18,6% в 2001 г., а доллар вырос на 3,5%, т.е. разница между валютным курсом и инфляцией приближается к той, что была перед дефолтом 1998 г. Очевидно, что тем самым происходит стимулирование импортеров и зажим экспортного сектора экономики. А ведь известно: единственный положительный момент дефолта в том, что в национальной экономике началось оживление и теперь даже те люди, которые привели страну к кризису, стали приписывать это себе в заслугу, утверждая, что они так и думали: рубль упадет и национальный товаропроизводитель начнет развиваться. Но прошло время, и мы опять сталкиваемся с этой же позицией ЦБ. Возникает вопрос: вступая в ВТО, мы будем продолжать такую политику?

Инфляция сама по себе растет, покупательная способность рубля сама по себе падает. А ЦБ делает вид, что национальная валюта крепчает. Тогда без всякого ВТО мы полностью разрушим свой национальный рынок, как это делали по указке МВФ. Теперь это делается своими руками, но с помощью ВТО. Или мы должны пересмотреть политику в области национальной валюты.

Второе. Важную проблему представляет соотношение внутренних и мировых цен. В последнее время естественные монополии выступают за то, что нужно резко повысить тарифы, поднять цены на энергоносители, тарифы железнодорожного транспорта, ссылаются на необходимость привлечения инвестиций и т.д. Один из аргументов – у нас цены существенно ниже, чем мировые. Но если мы, вступая в ВТО, сделаем курс на мировые цены, то что получится? Отвлечемся от модной темы барреля, а возьмем литр бензина. В Европе он стоит около 1 долл., у нас Аи-95 – 9,2 руб. Но если установим цену 30 руб. за литр, это будет означать разорение огромного числа товаропроизводителей, которые не вынесут таких цен, и вызовет скачок розничных цен, обесценение того же рубля. Доллар будет стоить не 30, а 50 руб. Тогда мы должны сделать еще один виток.

Бессмысленность постановки этого вопроса очевидна. Но важно знать, какую линию мы выбираем. Или используем обстоятельство, что у нас дешевое сырье и дешевая рабочая сила и с этим идем в ВТО. Или делаем внутренние цены такими же, как на мировом рынке, но тогда нужно согласиться с утверждением, что необходимо установить мировые цены и на труд. Почему у нас стоимость труда так занижена? Давайте делать реформу полностью – денежную, внутренних цен, включая рабочую силу. Но это надо делать перед вступлением в ВТО, а не после. Или мы оставляем выгодную для себя позицию – у нас низкие издержки производства, потому что низкая цена рабочей силы.

К сожалению, этот вопрос даже не обсуждается. И я боюсь, что когда мы вступим в эту “замечательную” организацию, то у нас будут огромные сложности с экспортом нашей продукции. Сейчас наши чиновники не могут на переговорах защитить отечественных товаропроизводителей на рынке черных и цветных металлов и обвиняют нас в демпинге. Но, как известно, демпинг – это установление цен на продукцию ниже издержек ее производства с тем, чтобы захватить рынок. У нас же издержки производства ниже за счет низких внутренних цен на энергоносители и рабочую силу. Какой же это демпинг?

Третье. Сторонники вступления в ВТО считают, что после принятия нас в эту организацию автоматически утвердится статус России как страны с рыночной экономикой. Не таким способом надо утверждать рыночный статус. Мы передали государственные монополии в частные руки, но не создали ни рынка, ни конкуренции. И не только в сфере естественных крупных монополий. Даже на сельскохозяйственных рынках все схвачено иностранными импортерами из Испании, Марокко и т.д. Где здесь конкуренция? У нас страна на самом деле с псевдорыночной экономикой. Может быть, надо об этом задуматься, прежде чем вступать в ВТО.

Подборку подготовил
ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz