Роль государства в реализации
приоритетов социально-экономического развития
СШАВИКТОР СУПЯН доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН
• Экономика США осталась уязвимой для
мировых финансово-экономических кризисов • Структурная перестройка целенаправленно
концентрируется на развитии наукоемкого мелкосерийного
производства, информационной инфраструктуры,
сферы услуг • Государство усиливает роль в выработке и
реализации приоритетов в социально-экономической сфере
На исходе ХХ в. отчетливо проступили новые
черты в развитии экономики США, которые требуют
разработки новых стратегических задач и новых
подходов к их реализации.
Точка отсчета на XXI в.
К началу ХХI в. экономика США пришла с весьма
внушительными результатами. Это касается прежде
всего таких традиционно ключевых целей
национальной экономической политики, как
достижение
устойчивого экономического роста и максимальной
занятости, низкой инфляции и сбалансированного
бюджета, многих социальных задач. С 1991 г. продолжается устойчивый рост – наиболее
длительный среди трех самых продолжительных фаз
подъема за послевоенный период (1961-1969 гг. – 106
мес., 1982- 1990 гг. – 92 мес. и нынешняя, длящаяся
с апреля 1991 г. по март 2000 г. – 108-й мес.
подъема). При этом в отличие от прочих
послевоенных подъемов последний происходит в
условиях ограничительной финансовой политики
государства. В реальном исчислении этот рост в
1999 г. составил около 4% (в номинальном выражении
– около 6%). Валовой внутренний продукт достиг в
1999 г. 9 трлн долл. В 90-е годы впервые за четверть века безработица
опустилась ниже 5% (4% в январе 2000 г.).
Одновременно создано рекордное число новых
рабочих мест (около 21 млн). Безусловный успех –
низкие темпы инфляции. Рост индекса
потребительских цен в 1999 г. опустился до 1,9% в
годовом исчислении, т.е. до минимального уровня
за более чем 30-летний период. Крупнейший
результат – достижение в 1998 г. профицита
федерального бюджета. В числе декларируемых всеми политическими
силами национальных приоритетов – борьба с
бедностью и рост благосостояния американцев.
Можно констатировать, что и в этой области многие
социальные показатели улучшились. Сократилась
доля населения с доходами ниже прожиточного
минимума – с 15,1% в 1993 г. до 12,8% в 1998 г. Финансовый кризис в Азии в 1998 г. показал, что
США мало подвержены негативному влиянию таких
потрясений в других странах, а по ряду позиций
даже оказываются в выигрыше. В самый разгар
азиатского финансового кризиса (конец 1997 г. –
первая половина 1998 г.) с развивающихся рынков в
США перетекло более 700 млрд долл. Главным фактором длительного экономического
подъема 90-х годов стал
рост частных инвестиций.
На его счет приходится более 30% прироста ВВП
после 1991 г. – самый высокий показатель за все
послевоенные периоды циклических фаз роста.
Одновременно никогда ранее не было столь
незначительно влияние государственных расходов
на экономический рост – лишь 1,7% прироста ВВП. Среди важных позитивных для США факторов можно
назвать прекращение холодной войны и
значительную в этой связи экономию бюджетных
расходов, низкие цены в 90-е годы на
энергоносители, повышение эффективности
государственного регулирования экономических
процессов в последние годы. Вместе с тем в основе сложившейся модели
экономики США и ее устойчивых результатов лежат
и более фундаментальные факторы. В их числе
глубокие структурные сдвиги в экономике,
совершенствование
организационно-технологической структуры
хозяйства, новая роль человека в экономике,
оптимизация взаимодействия государства и рынка,
усиление значения корпоративной формы
собственности. Есть и острые проблемы, о которых много пишут
американские аналитики. Здесь и проблема
бедности для почти 13% населения, и ухудшающаяся
демографическая ситуация – прежде всего
старение населения (уже к концу 90-х годов доля
американцев в возрасте 65 лет и старше составила
более 13%, к 2030 г., по оценкам, их будет почти 20%) и
связанные с ней проблемы пенсионного
обеспечения все большего числа пожилых людей.
По-прежнему не решены вопросы медицинского
обеспечения – более 44 млн человек не имеют
никакой медицинской страховки. Это
беспрецедентная ситуация для высокоразвитой
страны. Много нерешенных проблем и в сфере
образования – все еще очевидной остается
ограниченная финансовая доступность высшего
образования для ряда категорий населения, прежде
всего представителей этнических и расовых
меньшинств, много нареканий вызывает качество
среднего образования. Наконец, США при всех их достижениях
не
являются неуязвимыми перед лицом мировых
финансовых потрясений, международной
конкуренции и
традиционных циклических
кризисов, действие которых, пусть и в
смягченном, отчасти контролируемом варианте,
остается объективной реальностью.
Результаты структурной перестройки экономики
США
В чем же состоят принципиальные изменения в
американской экономической модели, каковы ее
характерные черты и особенности? Одной из важнейших черт является ориентация на
гибкое, диверсифицированное и
мелкосерийное
производство, его способность адаптироваться
к быстроменяющимся потребностям экономики и
населения. Это достигается за счет
распространения техники и технологии новых
поколений, основанных на использовании
микропроцессоров и вообще микроэлектроники.
Объем продаж, например, электронных компонентов
превысил в 1997 г. 143,7 млрд долл., компьютеров и
периферийного оборудования – 111,3 млрд долл., а
различного промышленного электронного
оборудования, включая роботов, – 35,3 млрд долл.1 Все это позволяет перейти на принципиально иной
тип производства, гибко реагирующий на
меняющиеся потребности и происходящие изменения
в спросе. Принципиальная черта, отличающая состояние
американской экономики, –
повышение уровня ее
наукоемкости. Он характеризуется общим
увеличением затрат на НИОКР, совершенствованием
их структуры и кадрового обеспечения, а также
становлением группы отраслей экономики с
чрезвычайно высокой зависимостью их
производственных результатов от затрат на НИОКР. Объем затрат на НИОКР превысил в 1999 г. 247 млрд
долл. (2,7% ВВП), рекордный уровень. При этом
гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП, также высший
уровень за всю историю. На долю США приходится
около 46% всех расходов на НИОКР в мире. Качественно новой чертой сдвигов в
производстве стало развитие
масштабной
информационной инфраструктуры.
Принципиальное значение ее в том, что она
является составным элементом всей
производственной инфраструктуры страны.
Нормальное функционирование экономики без нее
теперь невозможно. В основе информационной инфраструктуры –
развитие комплексной индустрии обработки
информации на базе новейшей электронной техники
и средств связи. Помимо производства ЭВМ и их
программного обеспечения она охватывает
создание устройств и систем для передачи
информации (оборудование связи, Интернет,
электронная почта и др.), ее размножение
(светокопировальное оборудование, печатающие
устройства для ЭВМ и персональных компьютеров и
т.п.), выпуск периферийного оборудования (дисплеи,
терминалы, модемы, факсимильные аппараты,
сканнеры и пр.). Во второй половине 90-х годов в США на 1 тыс.
человек приходилось около 350 компьютеров,
которые были установлены как в
правительственных учреждениях, так и в частных
компаниях и университетах, а парк персональных
компьютеров уже в 1993 г. составил 22,6 млн единиц.
Всего на долю США в середине 90-х годов
приходилось более 41% всех работающих в мире
компьютеров. Еще одна важнейшая особенность экономического
прогресса США –
роль и масштабы сферы услуг.
Под ней понимается комплекс достаточно
разнородных отраслей хозяйства, продукция
которых носит невещную форму и выступает как
полезный эффект, неотделимый от самой
производственной или хозяйственной
деятельности по обслуживанию общественного
воспроизводства. О роли сферы услуг говорит уже
то, что в конце 90-х годов здесь было сосредоточено
75% всех занятых (причем более 85% всех кадров
высшей квалификации), около 40% основных
производственных фондов, создавалось более 70%
ВВП. Многие отрасли по производству услуг
приобрели ключевое значение для
функционирования экономики в долговременном
плане, стали локомотивами научно-технического и
социально-экономического развития страны. Речь
идет в первую очередь о науке и научном
обслуживании, образовании, здравоохранении,
разнообразных профессиональных услугах, связи,
информационном обслуживании и т.д. Именно эти
отрасли вносят главный вклад в развитие
человеческого фактора, приобретшего особое
значение в современной экономике. Нельзя не сказать и о других изменениях в
структуре общественных отношений и капитала.
Так,
крупные сдвиги произошли в отношениях
собственности. Ключевой характеристикой
доминирующего частного сектора является
эволюция структуры производственного капитала.
К концу ХХ в. около 90% всех доходов в экономике
создавалось в
корпоративном секторе хозяйства,
т.е. в акционерных обществах. Корпоративная
собственность стала преобладающей по сравнению
с другими формами частной собственности
(партнерством, индивидуальной частной
собственностью) как наиболее эффективная с точки
зрения привлечения дополнительных
капиталовложений, возможностей использования
новейших управленческих методов, повышения
производительности труда и совершенствования
трудовых отношений. Немалые изменения коснулись и
механизмов
функционирования различных рынков. На рынок
труда, в частности, значительное влияние
оказывает снижение степени охвата работников
профсоюзами. За 80-90-е годы она заметно
сократилась – с 20,1% в 1983 г. до 14,1% в 1997 г.2 Это делает рынок более мобильным вследствие
уменьшения влияния профсоюзов на заключение
коллективных договоров и уровень заработной
платы. Большие перемены произошли и на товарных
рынках. Распространение информационных
технологий революционизировало систему
управления материальными запасами, позволяя
избегать их перенакопления. Как известно, именно
перенакопление капитала в этой сфере всегда
являлось одним из главных факторов циклических
кризисов. Все вышеперечисленное свидетельствует о
наличии новых характерных черт, заметно
отличающих современный этап
социально-экономического развития США от
предыдущих периодов и позволяющих утверждать
о
формировании нового облика американской
экономики.
Новые рубежи экономики и активная роль государства
Достигнутые результаты и глубокие структурные
сдвиги позволили поставить вопрос
о новых
приоритетах в развитии страны. Еще в 1998 г.
подчеркивалось, что правительство “имеет
экономическую стратегию, состоящую из трех
ключевых элементов: сокращение дефицита,
инвестирование в людей, открытие зарубежных
рынков”3. Как показывает анализ
деятельности правительства, список
стратегических задач государства в
социально-экономической сфере гораздо шире.
Частично они ориентированы на удержание уже
достигнутых позиций (стабильных темпов роста,
низкой безработицы и инфляции, роста реальных
доходов населения, бюджетного профицита и т.п.),
но главным образом на более долговременные цели
и задачи. Все более важной функцией государства
становится его роль в выработке и реализации
национальных приоритетов, в том числе в
социально-экономической сфере.
В начале нового
века стратегическими определяются следующие
цели
– всемерное развитие образования,
усиление его влияния на экономический рост и
уровень жизни населения, содействие ускоренному
развитию НТП и прежде всего фундаментальной
науки, обеспечение социальной функции
государства через оптимизацию социальных
программ в сфере пенсионного и медицинского
страхования и вспомоществования, выработка
сбалансированной промышленной политики с целью
достижения устойчивого развития. Коснемся
некоторых ключевых задач в указанных областях. Принципиальным представляется
повышение
степени приоритетности в социальном бюджете
государства инвестиционных вложений в
человеческий капитал, т.е. значение
ассигнований на образование, профессиональную
подготовку и переподготовку, а также
здравоохранение. Так, государственное
финансирование из фондов федерального
правительства, а также штатных и местных властей
системы образования всех уровней (начального,
среднего и высшего) в США составляло в 1998 г.
более 456 млрд долл. (более 80% общих расходов на эти
цели). Свыше 46% всех расходов на здравоохранение
(более 1000 млрд долл.) в конце 90-х годов также
осуществляло государство. Хотя оно почти не
делает прямых производственных инвестиций, оно
заботится о структуре и качестве общественного
капитала через инвестиции в фундаментальную
науку и технологии. Федеральные расходы на НИОКР
составили в 1999 финансовом году 75,3 млрд долл. Главный социально-экономический приоритет
нынешней администрации –
развитие высшего
образования. Государственные ассигнования на
эти цели составили к концу 90-х годов рекордную
величину – почти 150 млрд долл. Развитию высшего образования уделяется особое
внимание по двум основным причинам. Во-первых,
оно все в большей степени способствует
экономическому росту и росту производительности
труда. По оценке Бюро трудовой статистики, с 1983 по
1992 г. вклад высшего образования в рост
производительности труда составил не менее 20%4.
Во-вторых, все более заметным становится
значение высшего образования для повышения
уровня доходов населения и жизненного уровня в
целом. Так, у американцев, имеющих высшее
образование, уровень доходов в среднем на 60% выше,
чем у выпускников средней школы5. В США
поставлена общенациональная задача: в начале XXI
в. сделать высшее образование таким же доступным,
каким в настоящее время является среднее
образование. Средний уровень образования должен
составить не менее 14 лет (в 1998 г. он был равен 12,8
годам обучения). Принят ряд новых программ, расширяющих доступ
к
услугам здравоохранения, что является частью
общей стратегии расширения инвестирования в
человеческий капитал. Особенно это касается
детей и лиц, потерявших работу в возрасте 55-61
года, а также неохваченных медицинским
страхованием американцев в возрасте 62-65 лет.
Прогнозируется, что доля расходов в ВВП на две
основные программы государственного
медицинского страхования существенно возрастет
с 1996 г. по 2050 г. – по программе “Медикэр”,
обеспечивающей медицинским обслуживанием
пожилых американцев, с 2,7 до 8,1%, а по программе
“Медикейд”, предоставляющей медицинские услуги
малоимущим, с 1,2 до 4,9%6. Одним из серьезных вызовов Америке ХХI в. станут
проблемы адаптации к демографическим
изменениям в составе населения, прежде всего в
связи с его старением. Признается необходимость
реформирования системы социального страхования,
в первую очередь пенсионного обеспечения, а
также системы социального вспомоществования.
Один из выходов – расширение системы частного
пенсионного страхования (в настоящее время ею
охвачено менее половины американцев в возрасте 65
лет и старше). Однако главное направление –
это
реформирование государственной системы
пенсионного обеспечения. В частности,
предполагается постепенное увеличение
пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2020 г., а также
увеличение трудового стажа, необходимого для
исчисления полной пенсии, с 35 до 37 лет.
Предлагаются и различные схемы по
совершенствованию самой пенсионной системы. Их
отличает сочетание ныне существующей
распределительной и накопительной систем
начисления пенсий, определенные элементы
приватизации государственной пенсионной
системы. Обращает внимание переориентация программ
помощи различным категориям граждан с
социальных выплат на стимулирование их трудовой
активности. Важным инструментом для реализации
этой цели стал принятый в 1996 г. и вступивший в
силу 1 июля 1997 г. закон о личной
ответственности и возможностях трудоустройства,
обязавший реципиентов социальной помощи
работать либо проходить профессиональную
переподготовку. В соответствии с этим законом
выплата различных социальных пособий
ограничивается 5-летним сроком. Стратегическим социально-экономическим
приоритетом США на длительную перспективу
следует признать
осуществление
научно-технической политики, включающей
поддержку фундаментальных исследований и
передачу технологий. Хотя доля федеральных
ассигнований на НИР от общих ассигнований на
науку в 90-е годы существенно снизилась (с 46% в
1987 г. до 30% в 1997 г.)7, что во многом
связано со значительным сокращением военных
исследований, правительство предприняло в
последнее время ряд важных инициатив, призванных
обеспечить США долговременное технологическое
лидерство. Среди важных шагов в данной области следует
назвать увеличение доли федеральных расходов на
гражданские научные исследования и разработки и
НИР двойного назначения до 51% в конце 90-х годов. В
федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрено
заметное увеличение ассигнований на
фундаментальные исследования – на 675 млн долл.
только по линии Национального научного фонда,
что вдвое превышает самые значительные приросты
ассигнований этого ведомства за всю историю.
Увеличился и общий федеральный бюджет на НИР –
до 78,2 млрд долл. Роль государства чрезвычайно велика и в
других областях социально-экономической жизни
– в экологии, внешнеэкономических связях и др. Но
главным, несомненно, представляется
макроэкономическая регулирующая роль
государства, осуществляемая как через
законодательство, так и через отработанные
многолетней практикой механизмы косвенного
регулирования – денежно-кредитную политику
(нормы обязательного резервирования, учетную
ставку, операции с ценными бумагами и пр.),
налоговое и бюджетное регулирование (основным
здесь является налоговая политика). Важным
регулятором остается также федеральная
контрактная система, с помощью которой
осуществляется государственное потребление
товаров и услуг. В целом можно констатировать, что роль
государства в экономике США чрезвычайно важна и
многообразна.
Государство берет на себя те
общественно значимые функции, которые либо не
приносят быстрого дохода, либо те, без которых
общие условия жизнедеятельности общества и
воспроизводства будут не оптимальными с
экономической или социальной точек зрения. Это и
фундаментальная наука, и охрана окружающей
среды, и поддержание социальной инфраструктуры,
без которых прогресс общества невозможен. К рубежу нового столетия американское общество
пришло с осознанием того факта, что устойчивое
развитие возможно лишь
на основе некоего
баланса между рынком и государственным
регулированием. Несмотря на продолжающуюся
политическую риторику, подчеркивающую различия
либеральных и консервативных ценностей, в
реальной жизни наблюдается явное сближение
социально-экономической политики демократов и
республиканцев. Результаты социально-экономического развития
США к началу нового столетия дают немалую пищу
для размышлений не только о путях американского
капитализма,
но и о будущем России. Они
позволяют обратить внимание на перспективные
особенности современной модели американской
экономики, на механизм выработки
социально-экономических приоритетов развития,
использовать доказавшие свою эффективность
экономические и социальные регуляторы, уточнить
представления о роли и месте государства в
экономике.
1Statistical Abstract of the US. –
Washington. – 1998. – Pp. 748, 759. 2Statistical Abstract of the US. – Washington. – 1998. –
P.445. 3Economic Report of the President. – Washington. – 1998. –
P. 3. 4Economic Report of the President. – Washington. – 1997. – P.
192. 5Education and Economy: An Indicators Report. – Washington. –
1997. – P. 18-20. 6Economic Report of the President. – Washington. – 1997. – P.
97. 7Science and Engineering Indicators 1998. – Washington. –
1998. – P. 2-4.
|