Инновационное развитие и инновационная культура
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ
директор Института стратегических инноваций,
председатель Комитета по инновационной культуре Комиссии России
по делам ЮНЕСКО
• Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие – реализацию
инновационных проектов и развитие инновационного потенциала
• Необходима оценка состояния инновационного потенциала России, ведущих экономических
районов, включая города и предприятия
• Отсутствие инновационной культуры общества – одна из главных причин инновационной
стагнации
В процессе прогнозов и споров о том, каким быть XXI в., высказано немало суждений.
Широкое распространение применительно к общественному развитию получили такие понятия,
как устойчивый рост и глобализация. Признавая их значимость для оценки современных
тенденций, нельзя вместе с тем не видеть, что они не могут служить универсальными
характеристиками нового этапа социальных, экономических, политических и иных процессов.
Более точно, на наш взгляд, сущность этого этапа отражает категория “инновационное
развитие”, которая достаточно широко освещалась в отечественной и зарубежной
литературе. В отношении России можно согласиться с мнением профессора В. Федоровой
об инновационно-мобилизационном характере развития. Представляется целесообразным
взглянуть на эту тему с сугубо прикладных позиций. Что нужно сделать, чтобы инновационное
развитие из привлекательной идеи стало для России реальностью?
Понятийный аппарат
Конкретность подхода требует точности понятийного аппарата, определяющего сущность
и механизмы инновационного развития. Начнем с базовой дефиниции “инновация”.
Мы придерживаемся устоявшегося в профессиональном общении понимания инновации, или
нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения.
Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение,
становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода. Следовательно,
инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские
или проектные работы. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого
начинается инновационная деятельность как в конкретной экономике, так и в других
областях.
Возникает вопрос, является ли сама идея инновацией? На наш взгляд, нет. Идея
может быть инновационной или, точнее, потенциально инновационной, когда есть твердая
уверенность, что пройдя через стадии научно-технического и инновационного циклов,
она материализуется в инновацию, т.е. продукт. При этом не исключено, что в некоторых
случаях идея сама по себе может быть уже и новшеством.
Важно отметить, что по аналогии с понятием “организация” инновация обозначает
также и сам процесс реализации новшества. В широком же смысле инновация – синоним
успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и
других сфер на базе разнообразных нововведений.
Создание научно-технического и инновационного продуктов в известной степени взаимосвязанные,
но, по существу, самостоятельные циклы общественного производства. К ним
предъявляются и разные требования (например, как к циклам проектирования, строительства
и эксплуатации, будь то самолет, гостиница или электростанция). Разумеется, иногда
совмещение возможно или даже необходимо, но это лишь исключение, как исключением
является наличие у одного человека качеств ученого, изобретателя и предпринимателя
одновременно.
Итак, под инновационным развитием мы понимаем прежде всего цепь реализованных
новшеств. Оно более успешно, когда охватывает не одну узкую область (например,
производство деталей), а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат
(управление, маркетинг, обучение персонала, финансы, продажу и т.д.). Следовательно,
инновационное развитие должно носить комплексный характер.
Инновационный потенциал
Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс,
но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.
е. инновационного потенциала.
Обратимся к схеме 1. В левой ее части находятся две главные составляющие процесса
инновационного развития – реализация инновационных проектов и развитие инновационного
потенциала. Отсюда вытекает конкретная задача замера исходных параметров последнего,
определения его места в общем потенциале предприятия, учебного заведения, органа
управления и т.д.
Недооценка такого подхода приводит к тому, что за характеристики инновационного
потенциала часто выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому,
кадровому или иным компонентам общего потенциала предприятия или организации. В
подобных случаях собственно инновационный потенциал предприятия не вычленяется,
не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге не достигается
результат – прирост новых конкурентоспособных товаров и услуг.
На схеме 2 изображен общий потенциал предприятия или организации и его основные
составляющие – производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический,
кадровый и собственно инновационный потенциал, который представляет как бы ядро
всего потенциала, органически входя в каждую его часть.
Безусловно, между частями общего потенциала существуют более сложные диалектические
связи, но бесспорно одно: инновационный потенциал определяет как бы завершающую
часть производственного цикла и его реальные пропускные возможности, что существенно
сказывается на конечном результате.
Распространено мнение, что основным направлением стимулирования инновационного
развития является обновление основных фондов и прежде всего станочного парка. Против
этого, казалось бы, трудно возразить. Но усилив таким образом производственно-технологический
потенциал предприятия и не затронув в той же мере другие его части, мы получаем,
как правило, омертвление финансовых средств.
Известна порочная практика прошлого, когда импортные заводы, купленные
за валюту, годами ржавели в ящиках, потому что вовремя не подумали о других компонентах
общего потенциала предприятия. Несколько в иной форме эта проблема присутствует
и сейчас. Сплошь и рядом даже на устаревшем оборудовании некому работать. Причины
ясны – потеря необходимого производственного персонала или утрата его квалификации.
Кто же будет использовать оборудование нового поколения? Готовы ли к этому технологические,
ремонтные и другие службы предприятий? Наконец, как должна выглядеть сама инновационная
инфраструктура предприятия, организации, региона?
В прошлом году Институт стратегических инноваций совместно с Минпромнауки России
провел два крупных исследования, в ходе которых был замерен по 36 параметрам инновационный
потенциал предприятий и научно-технических организаций. Отсюда прямой шаг к мониторингу,
своего рода карте состояния инновационного потенциала России, ее ведущих экономических
районов, включая города и предприятия. Это создаст условия для целенаправленной
конкретной работы по решению реальных инновационных задач и управлению данными процессами.
За основу оценки состояния инновационного потенциала были приняты возможности,
которыми располагают предприятия для собственной инновационной деятельности, связанные
в основном с их инновационной инфраструктурой. В качестве экспертов выступили сами
руководители предприятий.
На первое место из 15 позиций они поставили техническое состояние оборудования
(67,3% руководителей), далее следуют наличие задела научно-технических разработок
для инноваций (56%), а также возможностей выпуска опытной партии и организации серийного
производства (по 54,8%). Менее всего предприятия готовы к экспертизе проектов (17%),
решению задач защиты интеллектуальной собственности в России (16%) и за рубежом
(11,1%).
Если оценивать роль 12 внешних факторов, влияющих на инновационную
деятельность предприятий, то необходимо прежде всего отметить востребованность продукции
внутренним рынком (на что указали 69,9% руководителей) и налогообложение (64,1%).
В меньшей степени это относится к влиянию инфраструктуры, находящейся вне предприятия
(26% респондентов), и страхованию рисков (19,9%).
Внутренние факторы (их было 9) фактически отражали подготовленность
персонала по отдельным направлениям деятельности. В целом квалификацию рабочих поставили
на первое место 62,3% респондентов, подготовленность занятых в области маркетинга
– 59,6%. Последнее место среди внутренних факторов занимает подготовленность персонала
к внешнеэкономической деятельности (44,4% опрошенных) и в области патенто-правовых
вопросов (39%).
На схеме 3 показана структура инновационного потенциала. Его основу составляют
инновационная инфраструктура предприятия совместно с инновационными возможностями,
которые создаются за счет других компонент потенциала.
Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии
выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес. Относительно малая
значимость многих внешних факторов объясняется не их ненадобностью, а фактическим
распадом систем отраслевого и регионального управления.
При использовании социологических показателей становится возможным определить
реальное влияние каждого из них на инновационную деятельность, и это крайне важно,
поскольку даже более “благополучные” индикаторы (состояние оборудования или квалификация
рабочих) не дают основания для оптимизма (каждое третье предприятие ни по состоянию
оборудования, ни по квалификации рабочих не может осуществлять инновационную деятельность).
С другой стороны, появляется возможность наполнить конкретным содержанием
каждый фактор и выйти на разработку типовых моделей организационного, правового,
технологического формирования инновационного потенциала предприятия с учетом отраслевых
и региональных особенностей. Речь может идти, например, о задачах, структуре
и организации деятельности служб экспертизы или патентования.
Учитывая огромную роль инновационного фактора для деятельности предприятий и
недостаточную подготовленность многих специалистов в вопросах управления инновационной
сферой, основы этих моделей целесообразно разработать по госзаказу и предоставить
предприятиям как реальную форму их государственной поддержки.
|