Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПАНОРАМА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

учредитель – Ассоциация органов территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода

ВЫПУСК №1

май 2004

 

Учредитель и издатель:

Ассоциация органов

территориального общественного

самоуправления города Нижнего Новгорода

Председатель:

Сабашников Е.В.

Члены правления:

Хрипунова Н.А.

Гришина Т.А.

Попова В.И.

Рыхлова И.Ю.

Куликов Г.В.

Семенов Е.Л.

Малеева О.Ф.

Бобылева В.В.

Васильев А.А.

Сучков И.В.

 

Редакция

Главный редактор

Сучков И.В.

Дизайн и верстка

Романютенко А.Д.

Корректор

Опыхтина Л.С.

Фотографии

Шемякин Б.А.

Адрес редакции:

603082, Нижний Новгород

Кремль корп. 5 к. 302

Тел. 39-03-45

e-mail: npanorama@mail.ru

http://www.gorduma.nnov.ru

 

 

 

Газета выпускается при поддержке Фонда «Институт экономики города»

 Газета зарегистрирована в Приволжском окружном межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Свидетельство 

ПИ №18-1765 от 29.04.2004

Перепечатка материалов допускается по согласию с редакцией, ссылка на газету «Нижегородская Панорама» обязательна

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

 

 

Территориальное общественное самоуправление является формой осуществления местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития территории.

 

ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ТОС

 


 Комякова Л.В. нач. управления

 развития ТОС Городской Думы Н.Новгорода

 

Принципы территориального общественного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов ТОС в решении вопросов местного значения.

          Территориальное  общественное  самоуправление осуществляется на следующих принципах:

1. Широкого и активного участия населения и их объединений в выработке, принятии и реализации решений  по вопросам развития своей территории;

2. Самостоятельности, предусматривающей создание органов ТОС населением, а также определении  финансовых источников их деятельности;

3. Выборности  органов ТОС, их подконтрольности и подотчетности населению;

4. Открытости и публичности деятельности органов ТОС, учета ими общественного мнения;

5. Законности деятельности ТОС;

6.Сочетании территориальных и местных интересов с региональными и государственными интересами;

7.Защиты прав и интересов населения территории.

К функциям территориального   общественного  самоуправления относятся  основные направления их деятельности, а именно:

1.Обеспечение участия жителей территории в решении вопроса местного значения;

2. Использование муниципальной собственности (в том числе, аренда нежилых муниципальных помещений) при передаче в  пользование на правах хозяйственного ведения  муниципальному унитарному предприятию или на правах оперативного управления учреждению в случаях, когда это затрагивает интересы граждан территории действия  ОТОСа;

3.Прием выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального  хозяйства, дорог и тротуаров, расположенных на территории действия ОТОСа;

4.Формирование промышленных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использование природных ресурсов, охрана историко-культурного наследия и окружающей среды;

5. Приватизация объектов бытового обслуживания  населения и торговых предприятий  территории действия ОТОСа;

6.Застройка муниципальных земельных участков в пределах территории действия  ОТОСа, возведение на них зданий и сооружений, осуществление перестройки или сноса строений, кроме случаев застройки земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки  и застройки, предоставления (передачи) земельных участков  гражданам;

7. Представление земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества другим юридическим лицам в постоянное и срочное пользование, в том числе и аренду;

8. Порядок использования гражданами и юридическими лицами земельных участков общего пользования: территории, на которых расположены внутриквартальные и дворовые спортивные сооружения, зоны отдыха и зеленые насаждения, автостоянки, мусоросборники, хозяйственные пристройки, гаражи, места выгула домашних животных и птиц;

9. Участие в поддержании правопорядка на соответствующей территории;

10. Другие решения, затрагивающие интересы граждан соответствующей территории и уставные полномочия ОТОСа.


Организационные  формы  ТОС

 


Непосредственные формы ТОС

 

Непосредственная  демократия в системе местного самоуправления  осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районах в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

Эта роль определяется, прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления- его органов. Можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной  демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, сохраняя ее неотъемлемую часть.4

К непосредственным формам ТОС с участием населения относятся:

 

- собрания  (конференции);

- сходы;

- выборы органов ТОС;

- референдумы, опросы;

- правотворческая инициатива;

- обращения;

- обсуждения;

- общественные инициативы.

Являясь частью общей системы  местного самоуправления, система ТОС включает в себя:

 

1. Общие собрания (сходы), конференции граждан. Это одна из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющаяся средством их самоорганизации. Характерна исключительно для сельских населенных пунктов. Полномочия сходов являются несколько неопределенными. Обычно это форма отчетности муниципального управления перед населением. Решения сходов носят исключительно рекомендательный характер Чаще всего  сходы собираются по инициативе администрации и депутатов органов местной представительной  власти. Как показывает практика, эффективность сходов по решению кадровых  вопросов и проблем функционирования местной (окружной) власти оценивается как весьма высокая. Сельским сходам представляют на утверждение главу окружной администрации. При этом сходы не оформляют свои решения в какие-либо акты. Во многом они сохранили элементы прямой демократии с ограниченным кругом рассматриваемых вопросов. Примечательно, что наряду с решением вопросов по благоустройству населенных пунктов и развитию их инфраструктуры, сходы практически не принимают решений по организации коллективных (общественных) работ и  не выступают в качестве коллективного наемщика сезонной рабочей  силы. То есть, их нельзя считать полноценной формой организации общественного самоуправления. Однако в сельских населенных пунктах именно они - наиболее жизнестойкий институт влияния населения на принятие  управленческих решений. С ростом гражданской культуры и усилением значения коллективного интереса именно сходы будут аккумулировать принятие некоторых управленческих решений, сейчас являющихся прерогативой местных органов самоуправления. 5

Принятый в 1991 году Закон  Российской Федерации  о местном самоуправлении в Российской Федерации отнес к компетенции общих собраний  (сходов)  граждан следующие вопросы:

- избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них:

- утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

- решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления.

        Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 августа 1995 г. собрания (сходы) граждан могут созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода)  граждан, принятия и изменения его решений,  пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (например, ст.17 Устава г.Нижнего Новгорода).

В Законе указывается (ст.15), что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления  полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Сход считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В соответствии со статьей 39 Закона на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном  внесении жителями средств для финансирования  решений вопросов местного значения.

Таким образом, вопрос о детальном регулировании порядка созыва и проведения  собраний (сходов) граждан сегодня находится в ведении органов  государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления.

В Нижнем Новгороде общее собрание (сход), конференция и опрос общественного мнения граждан соответствующей территории проводятся по  инициативе городской Думы, администрации города или районной администрации, органов ТОС и инициативной группы граждан. В работе общих собраний (сходов), конференций и в опросах населения могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории, а также депутаты всех уровней, избранные жителями соответствующей территории. Граждане, не проживающие на соответствующей территории, а также представители органов государственной власти и местного самоуправления могут участвовать в работе общих собраний (сходов), конференций  с правом совещательного голоса.

Общее собрание (сход), конференция правомочны при явке более 25% от числа жителей, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе), или не менее 50%, избранных на конференцию делегатов. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов, улиц, подъездов, групп домов в частном секторе. Порядок голосования определяется собранием. Результаты голосования оформляются протоколом.

К исключительной компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан соответствующей территории относятся решения следующих вопросов:

- принятие решения об образовании и ликвидации органов ТОС;

- принятие Устава, структуры и численности органов ТОС;

- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;

- избрание совета общественного самоуправления (далее - Совет) и председателя Совета;

 - избрание ревизионной комиссии;

- утверждение отчета о деятельности органов ТОС;

- утверждение отчета о финансовых результатах деятельности  органов ТОС.

Решения общих собраний (сходов), конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом (в котором указывается: дата, место проведения, общее число жителей, имеющих право принимать решения на общем собрании (сходе), конференции, число присутствующих на общем собрании (сходе), конференции, перечень вопросов и принятые решения). Решения общих собраний (сходов), конференций в течение 10  дней доводятся до сведения органов местного самоуправления  и соответствующих организаций и служб.

Совет в своей деятельности подотчетен и подконтролен населению соответствующей территории и органам местного самоуправления города Нижнего Новгорода по выполнению делегированных полномочий и использованию  передаваемых  средств.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Совета проводится не реже одного раза в год ревизионной комиссией, которая избирается на конференции граждан на срок полномочий Совета. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Совета.

Отчеты Совета и результаты проверок ревизионной комиссии доводятся до населения, проживающего на данной территории, не реже 1 раза в год и утверждаются на общем собрании (сходе), конференции граждан.

По  решению общего собрания (схода), конференции Совет может быть досрочно переизбран  (полностью или частично).

Избрание новых  членов Совета производится в порядке, предусмотренном Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде.

Результаты проведения общественных опросов населения рассматриваются органами местного самоуправления и органами ТОС.

 

2. Домовые (уличные) комитеты. Они, как правило, работают без образования юридического лица и во многом повторяют сеть домкомов доперестроечных времен. В последнее время наметилась тенденция активизация деятельности  данных структур. Это связано с проходящей реформой ЖКХ и массовым переводом ведомственного жилья в муниципальную собственность. Домовые и уличные комитеты образовываются чаще всего именно на базе муниципального жилищного фонда, т.к. кооперативные жилые дома, как правило, имеют собственное правление, выполняющее функции домкомов.

Домовые и уличные комитеты создаются, как правило, стихийно, собраниями инициативных групп из числа жителей. Их основные функции- вопросы благоустройства и взаимодействия со структурами ЖКХ. Они не претендуют на целевое финансирование из бюджета и занимаются аккумуляцией собственных усилий для решения вопросов благоустройства и лоббирования собственных интересов в подразделениях ЖКХ. Домовые и уличные комитеты часто выступают как заказчики ряда общественно-полезных работ и мероприятий (от мелкого ремонта и содержания инфраструктуры домов до охраны общественного порядка).

 

3. Комитеты территориального общественного самоуправления и товарищества собственников жилья. Это самая высокоразвитая форма ТОС на настоящее время. КТОСы и ТСЖ действуют практически всегда как юридические лица, имеют выборных оплачиваемых руководителей  и жесткую организационную структуру. Как правило, действуют они в городах, охватывая значительную территорию (один или несколько микрорайонов). Если ТСЖ нацелены больше на вопросы содержания жилищного фонда и лоббирование  коллективных интересов членов товариществ  в органах власти, то деятельность КТОСов многоаспектна. Это не означает, что ТСЖ - узкоцелевые организации, направленные на решение частных вопросов. Несмотря на свою малочисленность, ТСЖ выполняют важнейшую функцию отстаивания интересов собственников жилья. Значение их работы усиливается в связи с проведением жилищной реформы. На данном этапе собственники жилья находятся в заведомо худшем положении по сравнению с владельцами жилья (муниципальной собственности). Это связано с необходимостью содержать ряд объектов инфраструктуры жилищного фонда, что является обязанностью муниципальных органов, не исполняемой последними. Борьба с подзаконными актами и нередко нарушающими  законодательство инструкциями ведется по линии ТСЖ. Показательно, что лица, инициирующие этот процесс со стороны ТСЖ, постоянно подчеркивают, что ни  ведут борьбу  за реализацию конституционных прав и равенство перед законом всех объектов жилищной реформы. Таким образом, ТСЖ можно считать одной из институциональных  форм гражданского общества, в чью непосредственную задачу входит формирование  в современной  РФ правового государства и гражданской правовой культуры.  

          4. В систему ТОС  также входят  союзы и ассоциации ТОС различных уровней.

Территориальное общественное самоуправление объединяет  население на основе совместной работы по выполнению  определенных задач в  области обслуживания  общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых  и иных запросов, охраны их прав и интересов. Органы местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования, содействуют  органам ТОС в осуществлении  их полномочий.

 

Органы  ТОС

 

Общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью органов территориального общественного самоуправления, урегулированы Законом РФ  “О местном самоуправлении в Российской Федерации”   (1991 г.). Данный Закон предусматривает существование таких органов территориального общественного самоуправления населения, как Советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных  пунктов; иные органы самоуправления по месту жительства (советы и комитеты улиц, кварталов, домов и т.д.).

В Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде предусмотрены следующие органы ТОС:

1.Советы микрорайонов, жилищных  комплексов, поселков, сельских

населенных пунктов;

2. Иные органы самоуправления населения по месту жительства (старшие по дому, улице, двору, подъезду).

Компетенция органов территориального общественного самоуправления  населения определяется их Положениями (Уставами) с учетом полномочий, передаваемых им  от местной администрации. Компетенция органов территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде закреплена в ст.9 гл.2 Положения о территориальном общественном  самоуправления в городе Нижнем Новгороде.

В соответствии с Законом РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” в большинстве городов  большинства субъектов Российской Федерации были созданы органы территориального общественного самоуправления, которые охватывают своей деятельностью:

- до 100%  населения малых городов;

- до 60-80% населения средних городов;

- до 40-50% населения больших городов.

Избранные населением и предназначенные в соответствии с вышеупомянутым Законом для решения тех или иных вопросов местного значения  органы ТОС (за исключением  единичных случаев) не превратились  в органы принятия решений по местным вопросам: не было осуществлено предусмотренное упомянутым  Законом делегирование или передача полномочий органами местного самоуправления.

Не наделенные  распорядительными  полномочиями по решению вопросов местного значения органы ТОС занимаются характерными для общественных объединений видами деятельности: благотворительной, просветительной, информационной, защитой прав граждан и оказанием им социальных услуг, защитой общественных интересов, содействием в выполнении тех или иных функций аппарата глав местных администраций местных государственных органов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации для решения подобного же рода социальных вопросов Федеральным Законом “Об общественных объединениях” (1995 г.)  предусмотрена организационно-правовая форма местного общественного объединения граждан по месту жительства - орган общественной самодеятельности, учреждаемый не менее, чем тремя физическими  лицами и регистрируемый в заявительном порядке.

В то же время, для органов ТОС в условиях отсутствия распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения порядок создания и регистрации в соответствии с федеральным Законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” поставлен в зависимость от органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Это положение не соответствует конституционному праву граждан на объединение и принципам Федерального Закона “Об общественных объединениях”.

Целесообразно для  разрешения  указанного противоречия для органов ТОС в соответствии с Федеральным Законом “Об общественных объединениях”  и по аналогии с органом общественной самодеятельности закрепить статус местного общественного объединения федеральным законом.

При этом, одно из основных отличий органа ТОС от органа общественной  самодеятельности заключается в выборном порядке создания органа ТОС  и организации  границ по территории действия, когда его учредителем является большинство граждан, проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом, а также вытекающим из этого обстоятельства правом органа ТОС представлять и защищать интересы населения данной территории в государственных и негосударственных организациях, учреждениях, предприятиях.

Вторым основным отличием является наличие статуса органа ТОС как формы осуществления местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и вытекающим из этого статуса правом распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения, делегируемых или передаваемых органами местного самоуправления и  (или) органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными   актами, правовыми актами федеральных  органов государственной власти, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, уставами (положениями) о местном самоуправлении, иными  локальными  актами.


 

Правовые  основы    организации и функционирования   территориального общественного   самоуправления

 


Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законодательство РФ, правовые акты субъектов  РФ, правовые акты органов местного самоуправления.

Конституция  РФ дает лишь общие принципы функционирования всей системы местного самоуправления, в то время, как территориальное общественное самоуправление является одним из элементов системы местного самоуправления. Местное самоуправление прошло определенный путь с 1991 года. Именно тогда был принят Закон РФ  “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.  Ему предшествовал Закон СССР, где территориальное общественное самоуправление называется одним из элементов сложной системы местного самоуправления.Но прошло достаточно времени  с 1991 года, а этот “элемент” заявленный в том законе, где-то пытался сделать первые шаги, в каких-то регионах Российской Федерации функционировал, а где-то остался лишь обозначенным в  законе.

В настоящее время первым  основополагающим элементом правовой основы ТОС должен быть назван Закон РФ  “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, принятый Государственной Думой  РФ 12 августа 1995 года. Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27  данного Закона и ее первым пунктом: “территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан  по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеют вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные  решения, а осуществляет собственные инициативы   в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач  в обеспечение собственной жизнедеятельности.8

Дополнением  к данному Закону служат статьи  Закона РФ  “О местном самоуправлении в Российской Федерации” от 6 июля                1991 г., которые могут применяться в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Ст. 27 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” содержит также юридическое закрепление  возможности наделения органов ТОС  правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Следует отметить стремление законодателя обеспечить местным органам власти самостоятельность  в решении вопроса о порядке организации ТОС. Та же ст.27 далее гласит: “Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется  уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской  Федерации  и нормативными актами органов местного самоуправления.”9

Закон Нижегородской области “Об организации местного  самоуправления в Нижегородской области” от 8 апреля 1996 г.содержит также,  как и Федеральный Закон, только одну статью (ст.26), посвященную территориальному общественному самоуправлению, которая является почти точной копией статьи 27 Федерального закона. Поэтому следует обратиться к Уставу Нижегородской области, в котором также очень кратно в статье 57 сказано о том, что “органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения)”. Здесь также следует  отметить стремление законодателя обеспечить местным органам власти самостоятельность  в решении данного вопроса.

В Нижнем Новгороде этот вопрос решили следующим образом.

27.04.1995г. вышло распоряжение главы администрации города, И.П.Склярова,  № 979-р  “О делегировании  полномочий   Советам

общественного самоуправления”.

В нем указано, что в соответствии с Конституцией РФ, Законом “О

местном самоуправлении РФ” и  Временным  Положением “О территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде” для осуществления Советами общественного самоуправления исполнительно-распорядительных функций на территории микрорайонов:

1. Главам районных администраций городе Нижнем Новгорода необходимо рассмотреть вопрос о передаче на договорной основе Советам общественного самоуправления некоторых исполнительно-распорядительных функций:

- право выступать заказчиками по благоустройству и озеленению территории микрорайонов  с использованием собственных денежных средств  и средств, выделенных на эти цели из городского или районного бюджета;

-  участвовать  в согласовании при отводе земельных участков под временные сооружения (рынки, киоски, гаражи, автостоянки, места для парковки);

- осуществлять контроль за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

- право взимания ежедневных сборов за право уличной торговли на территории микрорайонов с распределением  полученных средств между Советом и районной администрацией  по заключенному соглашению.

Также этим распоряжением для Советов общественного самоуправления установлены ставки арендной платы за помещения, ими занимаемые, в размере 25% от базового уровня оплаты для муниципальных предприятий и оплата за пользование услугами тепло- и водоснабжения в размере тарифов для населения.

Приведенные формулы, практически, представляют собой законодательно  закрепленную  возможность превращения органов территориального общественного самоуправления  в компетентно сильные общественные формирования.

Следует подчеркнуть, что существует ряд критериев, которые дают возможность определить круг полномочий, допустимых  к передаче органам территориального самоуправления. В их числе:

- полномочия, не входящие в исключительную компетенцию органов местного самоуправления;

- полномочия, использование которых связано с решением проблем населения, проживающего на территории органа общественного самоуправления;

- полномочия, которые органы территориального самоуправления согласны  принять и реализовать в своей работе.

Требования необходимости закрепления правового статуса органа ТОС как местного общественного объединения и необходимость гармонизации Федерального Закона “Об общественных объединениях”  и Федерального  Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” обусловливают необходимость разработки Федерального Закона об органах территориального общественного самоуправления.

По своей сути этот закон, не регулируя  властные отношения, должен определить механизм осуществления двух конституционных прав человека в их единстве: право на объединение по месту жительства и право на осуществление местного самоуправления непосредственно  гражданами (в части вопросов самоорганизации исключительно в форме органа ТОС, не затрагивая другие формы - сходов, собраний, референдумов и им подобных институтов  в системе местного самоуправления).Такой законопроект “Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления”  подготовлен рабочей группой Комитета Государственной Думы II созыва по вопросам  местного самоуправления.

Законопроект раскрывает порядок учреждения органов территориального общественного самоуправления, их государственную регистрацию, права, предпринимательскую, хозяйственную и издательскую деятельность, обеспечение  законности на территории действия органа и порядок перерегистрации  действующих  органов территориального  общественного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона.

В  предложенном  проекте Федерального закона представлено 5 глав.

В первой  главе даны  основные  понятия (территориальное общественное самоуправление, орган ТОС, общественные интересы,

собрания и т.д.). Здесь же определены правовое положение органа ТОС и предмет правового регулирования - права граждан РФ на собрания и на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов.

Во второй главе законопроекта расписан порядок учреждения органов ТОС, устав, государственная регистрация, ликвидация органа ТОС, права органа ТОС, в т.ч. право собственности. Ст.10 данной главы целиком посвящена предпринимательской и хозяйственной деятельности органа ТОС.

Третья глава регламентирует порядок проведения собраний, их подготовку, вынесение решений.

Гарантиям территориального  общественного самоуправления  посвящена вся четвертая глава законопроекта, где подробно описаны принципы взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, органами надзора и контроля.

В заключительной пятой главе расписан механизм вступления в силу данного законопроекта.

Анализируя правовые основы деятельности территориального общественного самоуправления в Российской Федерации, хочется подробнее рассмотреть основные нормативные документы по ТОСам в нашем городе: Устав города и Положение о территориальном общественном положении в городе Нижнем Новгороде.

Территориальное общественное самоуправление в городе Нижнем Новгороде, как и в других  городах, является формой осуществления местного самоуправления и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития территории.

В Уставе города Нижнего Новгорода, принятом 29.01.98 г.,ТОС посвящена глава 8 (ст.50-52). В ст.50 говорится, что “порядок создания органов территориального общественного самоуправления, срок их полномочий и структура определяются Положением о территориальном общественном положении в городе Нижнем Новгороде, принимаемом городской Думой”.

Необходимостью более широкого привлечения граждан к решению  насущных жизненных задач, стоящих перед городом, было продиктовано принятие в новой редакции Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде от 17.11.99г. (приложение 2).  Действовавшее ранее, принятое в июне 1994 г. Положение о ТОС  в городе, потребовало значительных изменений и дополнений  в связи с последующим принятием нормативно-правовых актов и, в первую очередь, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Основные отличия нового  Положения от предыдущего в следующем:

- появились новые  главы об ответственности, реорганизациии ликвидации органа ТОС;

- появилась статья, регламентирующая   деятельность старшего по дому (улице, двору, подъезду);

- исключена глава   о комитетах  общественного самоуправления;

- более подробно описаны:

а) компетенция общих собраний (сходов), конференций граждан;

б) организация работы совета общественного самоуправления;

в)  компетенция  совета общественного самоуправления;

г) глава о финансах  и имуществе органа территориального общественного самоуправления.

В целом, новое Положение является хорошо проработанным правовым  актом, в котором учтены многие предложения и пожелания, внесенные на обсуждениях проекта документа.

В соответствии с новым Положением 22 декабря 1999 года было принято постановление городской Думы “Об установлении границ советов общественного самоуправления”, которым были определены границы 96 советов во всех 8 районах Нижнего Новгорода. В настоящее время  можно говорить о завершении, в основном, формирования системы ТОС в городе, которая сейчас охватывает практически всю территорию города. 


 

Полномочия  ТОС

 


Компетенция органа ТОС определяется Уставом органа ТОС  на основе Положения о территориальном общественном  самоуправлении, исходя из добровольно принимаемых органом ТОС обязательств и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления.

Согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде органы территориального общественного самоуправления  правомочны:

1. Принимать решения о проведении собраний (сходов), конференций жителей, проводить опросы общественного мнения на территории деятельности органа ТОС и на основе их анализа давать соответствующие предложения органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и учреждениям.

2.  Участвовать в  подготовке и реализации планов социально-экономического развития микрорайона, жилого комплекса, поселка, в разработке  и исполнении социальных программ, затрагивающих  интересы жителей данной территории и осуществлять общественный контроль за исполнением данных планов и программ.

3. Проводить изучение общественного мнения по проектам строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов и объектов благоустройства, производственной  и социальной сферы.

4. Осуществлять контроль за использованием жилого фонда, ходом подготовки жилого фонда к работе в осенне-зимний период, за использованием по назначению помещений для работы с детьми и подростками, для спортивной и другой работы.

5. Участвовать в решении вопросов санитарного содержания и  благоустройства территории, охраны зеленых насаждений, водоемов.

6. Заслушивать на своих заседаниях объединения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимать решения о применении к ним мер общественного воздействия, в необходимых случаях направлять материалы в соответствующие компетентные органы для привлечения нарушителей  к административной  ответственности.

7. Обращаться  в суд в случае нарушения общезначимых для населения данной территории прав и законных интересов граждан, проживающих на подведомственной территории.

8. Открывать счет в банке.

9. Владеть и пользоваться имуществом.

10. Кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений, организаций для развития социальной инфраструктуры соответствующей территории, создавать фонды местной инициативы.

11. Самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Участвовать в создании общественных организаций, создавать клубы по интересам, любительские объединения, центры досуга на территории органа ТОС и взаимодействовать с ними.

13. Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры.

14. Организовывать общественные работы на своей территории.

15. Вести учет и оказывать адресную помощь малоимущим, одиноким, престарелым, инвалидам и другим категориям социально-незащищенных граждан.

16. Согласовывать с уполномоченными на это органами выделение и изъятие земельных участков на территории органа ТОС.

17. Вносить предложения по организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью, принимать участие в создании территориальных общественных формирований по охране правопорядка.

18. Участвовать в создании детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений.

19. Организовывать отдых населения, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий и праздников.

20.Содействовать внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию  народного творчества.

21. Вносить предложения о переименовании улиц и площадей, об объявлении памятниками истории и культуры объектов, находящихся на территории органаТОС.

22. Совместно с уполномоченными на это органами осуществлять общественный контроль за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения территории.

23. Содействовать в поддержании надлежащего состояния кладбищ и других мест захоронения.

Также органы местного самоуправления с учетом конкретных местных условий, возможностей соответствующего органа ТОС  могут своими решениями, по согласованию с органом ТОС, передавать ему свои полномочия по управлению отдельными объектами муниципальной  собственности, находящимися на данной территории, а также другие права,относящиеся  к ведению и компетенции местного самоуправления  с одновременной передачей соответствующих  материально-финансовых ресурсов.


 

Финансово-экономические основы ТОС

 


Это, во-первых, право территориальных полномочий.

Во-вторых, население, осуществляющее местное самоуправление, необходимо признать субъектом, осуществляющим владение, пользование и распоряжение собственностью территории. Без этого никак нельзя, собственность обязательно какая-то должна быть.

В-третьих, совет, как представительный орган территориально-общественного самоуправления, самостоятельно формирует предполагаемую смету доходов и расходов.

Здесь возникает вопрос, что представляет собой совет как орган, и почему ему, вместо представительных функций, присваиваются исполнительные. Исполнительными органами, уже имеющимися на территории и как-то более менее поддерживающими ее жизнь, являются жилищно-эксплуатационные службы.

Собственность территории формируется из следующих источников:- жилой и нежилой фонды;

- объекты соцкульбыта;

- объекты внешнего благоустройства;

- имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности;

- имущество, безвозмездно или на договорных условиях передаваемое органам ТОС иными собственниками.

Конечно, не каждый орган территориального самоуправления будет иметь такое имущество, все зависит от уровня этого органа.

Финансовые ресурсы состоят из собственных, заемных, бюджетных средств, выделяемых органами государственной власти и местного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований организаций, граждан, а также иных поступлений. Многим органам ТОС даже незначительные финансовые ресурсы могут помочь встать на ноги. Так что вполне разумно было бы в дальнейшем сделать так, чтобы каждый ТОС имел право на какую-то долю тех налогов, которые собираются на территории этого органа.

Бюджет органа территориального общественного самоуправления формируется из следующих источников:

- бюджетные средства;

- субвенции (строительство, дороги);

- проценты по вкладам и  акциям органа ТОС;

- доля прибыли от собственных предприятий. Создание собственных предприятий для населения территории очень выгодно. Во-первых, это решает хотя бы частично проблемы занятости. Во-вторых, средства как бы прокручиваются несколько раз на данной территории, принося двойную, тройную пользу;

-  плата за землю, находящуюся в ведении органа территориального общественного самоуправления (в ведении, а не в собственности, т.к.земля должна находиться все-таки в собственности города). На примере микрорайона Верхние Печеры видно, что это имеет смысл. Уже просматривается заинтересованность данной территории в том, где и какой киоск поставить, и какую выгоду ей это сулит;

- поступления от сдачи в аренду собственности органа ТОС. Нежилые помещения лучше всего передавать в ведение органа ТОС, т.к. они лучше знают, как максимально их использовать (имеется в виду, подвалы, чердаки, даже крыши);

- квартплата и доля жилищно-коммунального налога, доля других местных налогов;

- кредиты и ссуды, т.к. орган ТОС не всегда сможет обходиться средствами  из бюджета;

- добровольные отчисления предприятий и граждан;

- доходы от местных займов и других мероприятий, проводимых органом ТОС;

- штрафы за загрязнение окружающей среды на территории;

- поступления от добровольных вложений граждан (это больше касается индивидуальных застройщиков, которые со временем польются в черту города).

Из вышесказанного напрашивается вывод о том, что экономическая деятельность органов ТОС не ограничивается созданием предприятий, но сегодня это наиболее приемлемый путь получения  средств, необходимых для решения многочисленных проблем, связанных с функционированием территориальных образований. Действующее законодательство открывает широкие возможности  для укрепления финансовой самостоятельности органов самоуправления, защиты их экономических интересов.


 

Работа советов общественного самоуправления города Нижнего Новгорода

 


По инициативе городской Думы в 1994 году была проведена научно-практическая конференция, где рассмотрено Положение о территориальном общественном самоуправлении. Было так же признано целесообразным совместными усилиями администрации города, депутатов, общественности развивать структуру территориального общественного самоуправления,  дать первоначальный толчок административными мерами, наряду с инициированием активности общественности, в их развитии.

В Положении был определен порядок  образования и условия первоначального  финансирования деятельности  Советов.

Было принято главой администрации решение   о выделении из  городского бюджета всем  созданным на  01.06.94 г. и создаваемым  в том же году Советам по 5 млн.рублей   на финансирование своей  первоначальной деятельности. Председатели Советов были зачислены в штаты районных администраций  с соответствующей зарплатой

Эти меры принесли определенные результаты.

Если в середине 1994 года в городе было 34 действующих Совета, то на 01.01.95 г.- 39, на 01.01.96 г. - 66, сейчас - 96.

При этом Советы создаются только там, где созрели условия, есть актив, определенный настрой  жителей.

Множество повседневных проблем, заботящих сегодня нижегородцев, крайне беспокоят и Советы общественного самоуправления.

Оказание социальной помощи малоимущим, увеличивающийся уровень безработицы, борьба с преступностью, благоустройство дорог, развитие транспорта, состояние дорог и многие другие вопросы жизни нашего большого сложного города ежедневно рассматриваются  администрацией города, районов и Советами общественного самоуправления. Чтобы решить проблемы, затрагивающие жителей Советы обрастают активом, т.к. один председатель не справится, каким бы активным, ответственным он ни был.

Среди членов советов много ветеранов, пенсионеров. Сейчас усилия направляются на то, чтобы привлечь молодежь, людей среднего возраста, активистов  из родительских комитетов, ветеранов-афганцев, военных - отставников.

Были определены основные направления работы  в деятельности большинства Советов самоуправления .Советы проводят многогранную и разнообразную деятельность  с населением микрорайонов с помощью общественных организаций, действующих в микрорайонах и через возрождающиеся вновь домовые комитеты.

Вся деятельность Советов  проходит в тесном контакте с районными администрациями: участие  в еженедельных оперативных совещаниях у глав районных  администраций  позволяет им быть в курсе всех районных проблем, а также ставить свои вопросы перед специалистами администрации.

Периодически проводимые на уровне города семинары позволяют познакомиться с опытом своих коллег, как из Нижнего Новгорода, так и из других городов.

У Советов общественного самоуправления имеется много проблем. Одна из них - недостаточно развита правовая база в отношении ТОСов. С одной   стороны Советы по своему юридическому статусу являются организациями  с правами  общественных объединений, с другой стороны, регистрируются они, в подавляющем большинстве, администрациями районов, а не в Управлении  юстиции Нижегородской области. Финансово и организационно они подчинены  районной и городской администрациям, являясь, как бы частью  местного  самоуправления города. Поэтому, оставаясь общественными организациями, Советы обладают рядом полномочий и делегированных прав администрациями города и района, приобрели определенные властные функции. Представительные органы власти и администрация города на сегодняшний день серьезно  работают  над подготовкой ряда документов, регламентирующих деятельность Советов общественного самоуправления, которые более эффективно можно использовать на благо населения, проживающего в микрорайонах.

На сегодня существует ряд основных задач, стоящих перед Советами:

- достижение экономической самостоятельности;

- определение приоритетных направлений  деятельности каждого Совета и получение под них полномочий от районных администраций;

- обрастание широким кругом актива;

- активная пропаганда своей деятельности среди населения;

- чтобы Совет  в своем микрорайоне в рамках  своих полномочий был полноправным выразителем интересов большинства жителей.

С учетом этих  проблем и были определены основные направления деятельности большинства Советов самоуправления.

Стоит перечислить хотя бы некоторые конкретные дела  городских Советов. 

Более 15 Советов общественного самоуправления  Советского, Канавинского, Нижегородского районов работают с детьми и подростками по месту жительства в тесном контакте с детскими клубами, школами. Ими организуются для детей микрорайонов трудовые лагеря, кружки по интересам, проводятся  спортивные соревнования, дни именинников, новогодние елки.

Часть Советов активно работают совместно с правоохранительными органами: участковыми, инспекторами по делам несовершеннолетних, отрядами охраны общественного порядка. Члены Советов проводят с ними совместные приемы жителей микрорайонов, рейды и проверки неблагополучных семей, трудных подростков, изучают проблемы неполных семей  и  ведут профилактическую работу с подконтрольными лицами.Так, Совет общественного самоуправления поселка  Левинка (председатель Зубарева Н.Ю.) приобрел  7 списанных  мотоциклов и организовал  в клубе по месту жительства  кружок “Мотолюбитель” для трудных подростков. А в Советах общественного самоуправления  микрорайонов  “Усиловский” (Шматова Л.К.) и “Верхние Печеры”  созданы отделы  милиции микрорайонов, имеющие свой штат сотрудников и платных дружинников.

Семь Советов общественного самоуправления поселков Подновье, Приволжский, Ляхово и др. главным направлением в своей работе считают газификацию  частного сектора и благоустройство территории  микрорайонов.

В 1995 году администрацией  города каждому Совету общественного самоуправления было выделено по 10 млн.рублей  для благоустройства и озеленения территории микрорайонов, а в 1996 г.- по 50 млн.руб., в том числе     10 млн.руб. на проведение общественных работ на территории Совета.

На выделенные администрацией города деньги для благоустройства и озеленения территории микрорайонов Советы общественного самоуправления микрорайонов “Керамик”, “Центр Сормова”, пос.Дубровный нашли подрядчиков  и построили детские спортивные площадки, на которых  занимаются хоккейные и футбольные подростковые команды, а Совет  общественного самоуправления  № 4 (председатель  Кальдеватова Е.В.) совместно  с жителями микрорайона  посадили 2 аллеи деревьев в честь живых и погибших ветеранов Великой Отечественной войны. Большую работу по озеленению  микрорайонов провели Советы общественного самоуправления  Автозаводского района: только за весенний период силами Советов посажено 1735 штук деревьев, 12060 штук кустарников, разбито 53 цветочные клумбы и посажено 4 аллеи  деревьев.

Верхнепечерским  Советом были подготовлены и внесены предложения в план социально-экономического развития микрорайона, многие из них  уже воплощены в жизнь. Этим Советом были  организованы: собственный мини-рынок, автостоянка, а также торговые павильоны.

Все Советы общественного самоуправления приняли активное участие в праздновании праздника  Победы, вручали медали, подарки и поздравляли ветеранов в Советах общественного самоуправления микрорайонов.

Советы  общественного самоуправления  микрорайонов “Верхние Печеры” (председатель Куликов Г.В.) и “Усиловский”  (председатель Шматова Л.К.)  организовали снабжение ветеранов продуктами питания (сахар, мука, лук) по низким ценам с доставкой на дом через фирму “Внешагропромсервис”.

Ко “Дню пожилого человека”  Советом общественного самоуправления “Бешенцево”  (председатель Типанова А.Н.) был организован праздник преемственности  поколений в д.Бешенцево, где было устроено благотворительное чаепитие для пожилого населения д.Бешенцево и п.Луч, куда старожилы были приглашены со своими внуками. Призами отмечались долгожители деревни и участники конкурса “Дары  осени”. С детьми проводились музыкальные и спортивные конкурсы  с вручением призов. Для жителей  была организована выездная торговля товарами по доступным ценам. А днем раньше был устроен осмотр участковым терапевтом пожилого населения деревни.

Молодежь д.Бешенцево  по своей  инициативе и своими  силами начала ремонт заброшенной  водонапорной башни, оборудуя ее под спортивный зал. Доброе дело ребят не осталось  без внимания: подключился Совет, службы администрации, были найдены  спонсоры и необходимые  стройматериалы, выполнен ремонт, и в результате  у ребят  появился свой спортивный зал.

  В Сормовском районе впервые в городе при Совете общественного самоуправления микрорайона “Коминтерна-Свободы и поселка  Володарский” (председатель  Голуб Р.В.)  был создан центр по работе  с населением “Наш дом”, где развиваются  все формы работы  с жителями микрорайонов.

На поселке  Дубравный  Советом общественного самоуправления (председатель Шерякова А.И.)  организован и работает хор женщин поселка, открыт тренажерный зал, оздоровительная группа, кружок “Домашний парикмахер”.

На базе Совета микрорайона  “Гордеевский” (председатель Смирнова Н.Р.) образована библиотека-клуб “Семья”. Кроме своей основной функции, библиотека  еще является клубом по месту жительства. Здесь работает кружок “Золушка”, в котором юные рукодельницы учатся делать мягкие игрушки, сувениры. Открыт (кукольный театр “Петушок”, в котором участники театра ставят спектакли  и сами делают куклы, шьют для них костюмы, рисуют декорации.24

Три Совета  общественного самоуправления: Керамик, Центр Сормово и пос.Дубравный на деньги, выделенные городской администрацией, нашли подрядчиков и построили детские спортивные площадки, на которых занимаются хоккейные и футбольные подростковые команды.

При клубах  и Центрах досуга  некоторыми  Советами организуются кружки, в которых желающие могут обучиться искусству  народных промыслов.

Всеми  Советами составлены  социальные паспорта микрорайона. Согласно им, Советы по мере возможности, оказывают  помощь  малоимущим и незащищенным    категориям  граждан. Например, обеспечение  лиц, вышеназванных категорий, товарами по сниженным ценам, выделением материальной помощи, подарками к праздникам, лекарствами и т.д.

Практически все  Советы организуют для населения различные  праздники: Новый год, Масленица, День знаний, Международный женский день, День города, День матери, Декада инвалида и многие другие.

В целях активизации деятельности Советов общественного самоуправления и привлечения населения к решению вопросов благоустройства микрорайонов под руководством главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода и председателя городской Думы ежегодно проводится конкурс “На лучший Совет общественного самоуправления в  городе Нижнем Новгороде”.

 Цели и задачи  проведения  конкурса:

1. Активизация деятельности Советов общественного самоуправления населения по наведению чистоты, порядка, благоустройства в микрорайонах.

2. Привлечение населения к озеленению микрорайонов, дворов, декоративному оформлению балконов, лоджий.

 3. Активизация деятельности Советов общественного самоуправления по улучшению работы спортивных площадок  в зимнее и летнее

время, увеличения числа площадок,  их  разнообразия, оснащенности.

4. Привлечение детей и подростков к спортивно-массовой и кружковой работе  в школах, детских клубах по месту жительства.

5. Привлечение населения к охране общественного порядка, предупреждению и профилактике правонарушений, повышению активности народных дружин, развитию сети опорных пунктов, постов доверия.

6. Освещение деятельности работы Советов общественного самоуправления  в средствах массовой информации.

По сложившейся традиции к Дню города проводится конкурс на лучший Совет общественного самоуправления года по шести направлениям: за лучшую работу Советов по благоустройству, озеленению территории микрорайонов, с населением, с детьми и подростками, по социальной защите, совместную работу с правоохранительными органами. Каждый четвертый Совет общественного самоуправления - является победителем, награждается свидетельством и денежной премией от городской Думы и администрации города.

Деятельность Советов общественного самоуправления оценивается по следующим направлениям.

1. По лучшему благоустройству территории Совета общественного самоуправления  (организация общественных работ, субботников по уборке территории микрорайона, ремонта детских площадок, изготовления новогодних аттракционов, асфальтирование дорог).

2. За лучшее озеленение и содержание зеленых насаждений, цветников на территории Совета общественного самоуправления (за лучший дом, двор, балкон, подъезд, палисадник, улицу).

3. За  лучшую организацию совместной  работы по охране общественного порядка с участковыми инспекторами, опорными пунктами, товарищескими судами и инспекцией по делам несовершеннолетних на территории микрорайона.

4. За лучшую работу с жителями микрорайона в организации и проведении праздников на территории  микрорайона (Новый год, Масленица, День Победы, День города, района).

5. За лучшую работу по социальной защите населения микрорайона (работа с многодетными семьями, неполными семьями, инвалидами, пенсионерами, советами ветеранов, женсоветами).

6. За лучшую организацию работы с детьми на территории микрорайона (взаимодействие со школами, клубами, библиотеками, работа спортивных секций, зимних катков и организация летнего отдыха детей).

Конкурсы планируется проводить и в будущем, охватывая все стороны деятельности Советов, включая и новые направления работы с населением.

На прием, который ведут все депутаты городской Думы в своих избирательных округах, жители обычно приходят, чтобы решить какие-то вполне конкретные вопросы: по освещению улицы, благоустройству двора, ремонту тротуара, установке светофора на опасном участке дороги или строительству гаража. Сферой депутатского внимания становятся любые бытовые проблемы, вплоть до оказания материальной помощи или замены сливного бачка одиноким немощным старикам. И оказывается, что многие  из таких проблем вполне успешно решаются на уровне советов общественного самоуправления. А они всегда рядом, как говорится, под      рукой  у жителя, прямо в его микрорайоне.

Разумеется, если сравнивать советы общественного самоуправления в городе, то можно увидеть, что они находятся как бы на разных стадиях развития. К примеру, размах работы старейшего совета крупного микрорайона Верхние Печеры, с его самостоятельностью, активной коммерческой деятельностью, возможностями в благоустройстве территории, не идет ни в какое сравнение с масштабами деятельности недавно созданных более мелких советов, что, конечно, ни в коей мере не умаляет ценности их инициатив. Такое  “неравенство” имеет  вполне объективные причины: различны стартовые условия при создании советов, возможности развития микрорайонов, наконец, даже число жителей  и географическое положение территорий советов играют существенную роль. По этим причинам многие советы функционируют только как общественные объединения, и лишь некоторые из них в полном объеме реализуют права и возможности, которыми обладают, и, сверх того, даже берут  на себя некоторые административные функции. 25

Конечно, советы нуждаются в поддержке. В городской Думе это очень хорошо  понимают и постоянно подкрепляют делом свое внимание к развитию общественного самоуправления. Работа в совете общественного самоуправления в чем-то сродни  депутатской. Городская Думы и депутатский корпус видят в советах общественного управления своего помощника и партнера в защите интересов граждан. Городская Дума поддерживает развитие общественного самоуправления на территории нашего города, как и любых других начинаний, способствующих становлению институтов демократии.

В структуре  городской администрации работает департамент по обеспечению работы городской Думы, территориального общественного самоуправления и взаимодействию  с депутатами  ОЗС, ФС, одним из основных направлений деятельности которого является работа по развитию системы территориального общественного самоуправления  в городе Нижнем Новгороде.

Итогом прошедшей городской конференции председателей советов общественного самоуправления явилось распоряжение главы администрации  города Нижнего Новгорода от 9 апреля 1999 г. № 426-р, где утверждается перечень вопросов и предложений с целью принятия по ним решений. Вот только некоторые из них: выделение помещений Советам; подготовка проекта распоряжения о льготах по оплате коммунальных услуг председателя уличных комитетов, старшим по подъездам; установка телефонов; водоснабжение, финансирование работ по наружному освещению, рассмотрение возможности переподчинения ЖЭКов Советам общественного самоуправления и т.д.).

Совместная работа представительных и исполнительных органов  местного  самоуправления, актива органов ТОС дает ощутимый результат уже сегодня.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 



Hosted by uCoz