Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в rar
НИЖЕГОРОДСКАЯ ПАНОРАМА |
||
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
БЮЛЛЕТЕНЬ |
учредитель
– Ассоциация органов территориального общественного самоуправления города
Нижнего Новгорода |
|
ВЫПУСК №3 |
июнь 2004 |
|
Учредитель и издатель:
Ассоциация органов
территориального общественного
самоуправления города Нижнего Новгорода
Председатель:
Сабашников Е.В.
Члены правления:
Хрипунова Н.А.
Гришина Т.А.
Попова В.И.
Рыхлова И.Ю.
Куликов Г.В.
Семенов Е.Л.
Малеева О.Ф.
Бобылева В.В.
Сучков И.В.
Редакция
Главный редактор
Сучков И.В.
Дизайн и верстка
Романютенко А.Д.
Корректор
Опыхтина Л.С.
Фотографии
Шемякин Б.А.
Адрес редакции:
603082, Нижний Новгород
Кремль корп. 5 к. 302
Тел. 39-03-45
e-mail: npanorama@mail.ru
Газета выпускается при поддержке Фонда «Институт экономики
города»
Газета зарегистрирована в Приволжском окружном
межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство
ПИ
№18-1765 от 29.04.2004
Перепечатка материалов допускается по согласию с редакцией,
ссылка на газету «Нижегородская Панорама» обязательна
Практическое значение территориального общественного
самоуправления стимулирует большой познавательный интерес к этой сфере.
Важнейшими являются вопросы о роли объединений граждан по месту жительства в
жизнедеятельности местных, сообществ, о влияющих на это факторах,
институциональной среды, и в конечном итоге - о перспективах развития ТОС в
российских городах и других населенных пунктах. Именно эти вопросы легли в
основу исследовательского интереса, реализованного в ходе социологического
опроса 251. представителя актива ТОС в десяти сибирских городах, результаты
которого представлены в настоящей статье. Исследование проведено в рамках
проекта Омского центра развития общественных инициатив "К гражданскому
обществу через развитие территориального общественного самоуправления",
профинансированного Агентством по международному развитию США через
Американский совет по международным исследованиям и обменам и МОФ СЦПОИ в
рамках программы укрепления и развития российских некоммерческих организаций
(ПРО-НКО).
Происходящие трансформационные процессы в России привели к серьезному
изменению общественных отношений в местном самоуправлении. Реальность
предоставляет нам факты, обнажающие проблемы его функционирования. Так наиболее
актуальной в настоящее время является задача решения проблем территориального
развития, которые традиционно называют "городскими",
"сельскими" или "районными", а российское законодательство
определяет как "вопросы местного значения". В то же время у органов
местного самоуправления практически отсутствуют возможности их решать самостоятельно.
В связи с этим возрастает роль новых субъектов, занятых решением вопросов
местного значения и, в конечном итоге, способных внести ощутимый вклад в
социально-экономическое развитие территорий. В первую очередь здесь речь идет о
деятельности добровольных объединений граждан по месту жительства,
функционирующих в системе территориального общественного самоуправления (далее
— ТОО.
С целью получения наиболее полной и достоверной информации об
исследуемом объекте были проведены интервью и групповые дискуссии с
руководителями советов и комитетов ТОС, органов общественной самодеятельности
из Омска, Томска, Барнаула, Кемерово и Красноярска, принимавшими участие в
семинаре "Внедрение эффективных технологий взаимодействия с муниципальными
органами управления", проведенном Фондом развития местного самоуправления
совместно с Институтом неправительственного сектора и Ассоциацией сибирских и
дальневосточных городов (июль, 2003).
Территориальное общественное самоуправление представляет собой
самоорганизацию граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою
ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного
значения. Из определения ТОС следуют несколько его ключевых характеристик.
2.1. ТОС - форма участия населения в
местном самоуправлении
Однако смысл понятия "самоуправление" искажается, когда мы
имеем дело с организацией власти в крупном городе, поскольку власть там
отчуждена от населения примерно в той же степени, что и в субъекте федерации.
Например, город Новосибирск опережает по числу жителей пятьдесят субъектов
Российской Федерации, в границах которых созданы органы государственной власти
и отдельные муниципальные образования с органами местного самоуправления. По
данным Всероссийской переписи населения
Это тем более важно в условиях, когда социологические опросы фиксируют
изменение отношения населения к своей роли в жизни населенных Пунктов. Так по
данным опроса населения восьми крупных городов (Барнаул, Благовещенск,
Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Чита, Южно-Сахалинск), проведенного в
В то же время результаты проведенного социологического опроса актива ТОС
в десяти сибирских городах демонстрируют разброс мнений в оценках пассивности
местных жителей (график 1). Так доля респондентов, указавших на проблему
неготовности жителей участвовать в самоуправлении, колеблется в диапазоне от
20% до 61%, достигая максимума в Кемерово и Горно-Алтайске.
2.2. ТОС осуществляется на части
территории муниципального образования
На практике ТОС чаще всего образуется на территориях микрорайонов,
кварталов, улиц, дворов, а в домах и отдельных подъездах избираются
уполномоченные выборные лица ТОС (старшие по домам и старшие по подъездам). Например,
в Новосибирске на 1 июля
Стоит отметить, что в городах можно встретить такие формы работы с
населением, развиваемые органами местной власти, которые не входят в систему
территориального общественного самоуправления, хотя и направлены на решение
сходных задач. Например, в
График 1
Проблема
неготовности местных жителей участвовать в самоуправлении
2.3. Самостоятельное осуществление населением собственных инициатив
Территориальное общественное самоуправление предполагает самостоятельное и под
свою ответственность осуществление населением собственных инициатив, когда
территориальные сообщества не находятся в иерархических связях с какими-либо
структурами, обеспечивают соответствие своей деятельности только нормам права,
и должно быть гарантировано от вмешательства извне. На практике эта
характеристика часто искажается, когда органы ТОС ставятся в иерархическую
зависимость от органов местного самоуправления, и даже являются муниципальными
учреждениями, как например, в Арзамасе. Еще более распространенным случаем
является использование финансовых инструментов влияния на территориальное
общественное самоуправление. Органы ТОС часто опасаются администрирования,
возникновения с местными администрациями отношений подчинения, поскольку это
противоречит самой сущности территориального общественного самоуправления. Об
административном влиянии как о проблеме в их деятельности в целом высказались
13,5% респондентов. Однако доля респондентов, указавших на эту проблему, существенно
варьируется по городам. Более четверти респондентов обеспокоены ею в Омске
(26,6%), 17,7% - в Барнауле, 15,6% - в Красноярске, 12,5% - в Новосибирске и
4,2% - в Междуреченске. Вообще не содержали упоминания об этом анкеты
респондентов из Тюмени, Кемерово и
Горно-Алтайска.
участковые инспекторы милиции, инспекторы по делам несовершеннолетних,
работники социальных служб, врачи-наркологи, начальники жилищных участников,
представители школ, общественности. Председателями координационных советов
являются мастера по работе с населением, работающие на ставках жилищных
трестов. Работники отделов по работе с населением администраций города и
районов совместно с этими координационными советами проводят собрания по месту
жительства, на которых создаются уличные, квартальные и домовые комитеты,
избираются старосты подъездов.
В качестве субъекта ТОС законодатель называет население, однако в социальном
смысле субъектом деятельности не может быть "население вообще", а
лишь только те жители, которые объединяются для осуществления территориального
общественного самоуправления. Таким образом, мы предлагаем для обозначения
субъекта ТОС ввести понятие "территориальное сообщество" как общности
граждан, проживающих на территории и объединившихся для осуществления
общественного самоуправления. Это определение позволяет четко увидеть разницу
между территориальным сообществом и органом ТОС как избранным членами
территориального сообщества органом, выполняющим представительные и
организационно-распорядительные функции по осуществлению инициатив членов
территориального сообщества в вопросах местного значения в пределах границ
территории, на которой осуществляется ТОС.
Территориальные сообщества, как и органы ТОС, являются некоммерческими
организациями. Однако в попытках определения природы и сущности ТОС часто
происходит подмена понятий -его относят то к институтам власти, в частности, к
одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным
объединениям. Например, 49,4% респондентов, опрошенных в десяти сибирских
городах, считают, что их ТОС существует в форме общественного объединения, что
совершенно не соответствует действительности. По мнению юриста О.Л. Савранской,
ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм
действующего законодательства [5, С.7]. Она отмечает, что территориальное
общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям
граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства
об общественных объединениях, и его организация ,и деятельность не могли бы
регулироваться Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов
федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и
властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления,
так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван.
• Высшим органом управления территориальным сообществом является общее
собрание (конференция) граждан, имеется коллегиальный исполнительный орган
управления - совет (комитет), возглавляемый председателем, а также контрольно-ревизионный
орган. На практике встречаются такие органы ТОО, как советы микрорайонов,
уличные, квартальные и домовые комитеты. Именно за этими структурами в
повседневной жизни закрепилось название "ТОСы".
Надо отметить, что на законодательном уровне понятие территориального сообщества
введено только в Новосибирской области. И если, в прежние времена, говоря о
субъекте ТОС, упоминали только органы ТОС (к примеру, совет ТОС микрорайона
"Русь" Центрального района г. Новосибирска), имея в виду группу
единомышленников из 7-15 человек, то теперь говорят именно о территориальных
сообществах (соответственно — территориальное сообщество микрорайона
"Русь" Центрального района г. Новосибирска). Изменение статуса
повлекло за собой позитивные изменения в социальном восприятии, улучшение имиджа
всего территориального общественного самоуправления.
В системе ТОС функционируют также органы общественной самодеятельности,
которые являются одним из видов общественных объединений, регистрируются в
органах юстиции в соответствии с Федеральным законом "Об общественных
объединениях" от 19.05.95 № 82-ФЗ.
Самое большое распространение они получили в Тюмени и Томске. Как
правило, такие организации создаются там, где существует правовой вакуум в
сфере ТОС, когда не определены важнейшие вопросы его развития (в первую очередь
- правовой статус субъектов территориального общественного самоуправления). Они
работают на решение сходных задач с территориальными сообществами и органами
ТОС, имеют сходства в организационных структурах управления, однако обладают
серьезными отличиями и уступают в возможностях участвовать в решении вопросов
местного значения (таблица 1).
Таблица 1
Отличительные
характеристики территориальных сообществ и органов общественной самодеятельности
Критерии |
Территориальное сообщество (орган ТОС) |
Орган общественной самодеятельности |
Правовая основа деятельности |
Законодательство о местном и территориальном общественном самоуправлении |
Законодательство об общественных объединениях |
Определение территориальных масштабов деятельности |
Территория устанавливается с учетом мнения населения по
согласованию с органами местного самоуправления На одной территории может
действовать только одно территориальное сообщество |
Решение о территориальных Масштабах деятельности
принимается самостоятельно учредителями |
Учредители |
Большинство
граждан, проживающих на данной
территории и обладающих избирательным правом |
Создается по инициативе не менее трех граждан |
Регистрирующий орган |
Регистрируется
в налоговых органах или органах местного
самоуправления |
Регистрируется в органах юстиции |
Пределы
представления интересов целевой группы |
Вправе представлять и защищать интересы населения данной
территории в государственных и негосударственных организациях |
Представляет интересы населения настолько, насколько это
определено в уставе |
Обладание полномочиями
органов местного самоуправления |
Вправе
приобретать полномочия по решению вопросов местного значения,
делегируемых или передаваемых органами власти |
По общему правилу не обладает полномочиями органов власти |
Сфера деятельности территориальных сообществ ограничена вопросами
местного значения - вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования. Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.95 № 154-ФЗ
содержит список из 30 таких вопросов. Ограничения накладываются лишь на те,
которые отнесены к исключительной компетенции иных субъектов, функционирующих в
системе местного самоуправления. Так, например, статья 15 этого закона дает нам
представление о вопросах исключительного ведения представительных органов
местного самоуправления, то есть таких в вопросах, которые вправе решать только
органы местного самоуправления, состоящие из депутатов, избираемых на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Эти законодательно закрепленные
вопросы местного значения представляют собой лишь институциональные рамки
деятельности территориальных сообществ. Их права на участие в решении тех или
иных вопросов должны быть конкретизированы в нормативно-правовых актах
субъектов федерации и муниципальных образований. В реальности территориальные
сообщества выполняют разнообразные функции (в рамках законодательно
установленной компетенции), удовлетворяя многие потребности и решая широкий
круг проблем жителей определенной территории.
Перечисление направлений деятельности территориальных сообществ в
сибирских городах дает нам представление о широте их сферы деятельности. Это -
благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и
занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных
соревнований, содействие в проведении паспортизации, охране и поддержании
правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов
жителей и многие другие. Всего респондентами было названо более тридцати
направлений деятельности их территориальных сообществ. Рассмотрим некоторые из
них.
Более 90% респондентов отметили благоустройство как направление
деятельности их территориальных сообществ. Например, за I полугодие
Порядка 75% респондентов указали помощь пожилым людям как направление
своей деятельности. Территориальные сообщества строят работу в этом направлении
на взаимодействии с советами ветеранов, обществами инвалидов и другими
общественными организациями, целевой аудиторией которых являются пожилые люди.
Часто актив ТОС берет на учет одиноких пенсионеров, ветеранов, инвалидов и
малообеспеченные семьи. Например, в омском комитете ТОС "Южный"
приоритетным направлением является работа с участниками Великой отечественной
войны, тружениками тыла, одиноко проживающими пенсионерами [8, С. 40—41]. Здесь
проводятся празднования Дня пожилого человека, поздравляют с Рождеством и днем
рождения. На мероприятия, посвященные Дню победы, наряду с участниками войны
приглашаются труженики тыла и вдовы. Праздничный концерт, поздравления и
подарки, талоны нуждающимся на бесплатную стрижку и ремонт обуви — вот что
комитет в силах сделать для них.
Интересным направлением деятельности территориальных сообществ, которое
отметили респонденты, является организация летнего досуга детей, подростков и
пожилых людей. Например, в Новосибирске эта работа осуществляется по нескольким
направлениям: организация культурно-массовых мероприятий, праздников
микрорайонов, улиц, дворов; реализация конкурсных грантовых проектов по
оборудованию спортивных, игровых площадок по месту жительства; организация
спортивных дворовых турниров по мини-футболу, пионерболу, баскетболу, легкой
атлетике; проведение ремонта подъездов и благоустройство дворовых территорий, восстановление
дворовых спортивно-игровых площадок с участием жителей, в том числе и в частном
секторе [9, С. 1]. Например, силами совета ТОС 7-го микрорайона Октябрьского
района г. Новосибирска летом
Участие в работе по профилактике правонарушений среди населения - другое
важное направление деятельности территориальных сообществ. В Омске практически
при каждом комитете ТОС созданы советы общественности, которые работают в
тесном контакте с участковой службой милиции, подразделением по делам
несовершеннолетних и школами. В Барнауле советы микрорайонов совместно с
районными отделами внутренних дел активно принимают участие в работе общественных
пунктов охраны правопорядка, оказывают практическую и даже финансовую помощь в
работе участковых инспекторов милиции. В структуре советов ТОС сформированы и
работают комиссии по делам несовершеннолетних. В Новосибирске около; 25 •
советов микрорайонов располагаются в помещениях совместно с общественными
пунктами охраны правопорядка. ; По многим вопросам жизнеобеспечения
микрорайонов активы ТОС взаимодействуют с участковыми инспекторами,
инспекторами по работе с детьми и подростками, совершаются .совместные рейды по
территориям, ведется Совместный прием граждан. Несмотря на широту выполняемых
функций, многие респонденты отметили, что их территориальные сообщества могли
бы делать еще больше, если бы у них имелось достаточно денежных средств.
Проблема финансирования очень остра несмотря на то, что существует достаточно
цивилизованных способов получения территориальными сообществами денежных
средств, которые не ставят их в зависимость от местных администраций. Это
развитие собственной хозяйственной деятельности, принятие на себя выполнения
делегированных органами власти полномочий с соответствующим обеспечением
финансовыми ресурсами, выполнение муниципальных заказов, получение финансирования
посредством участия в конкурсах социально значимых проектов и т. д. Позитивные
примеры этого есть в Барнауле, Новосибирске, Тюмени, Омске, Томске и других
городах.
В ходе опроса респондентам было предложено указать источники
финансирования деятельности их территориальных сообществ. Результаты показали,
что лидирующее место занимает поддержка предприятий и предпринимателей (48,2%).
На втором месте - поступления из муниципального бюджета (24,3%). Этот источник
указали во всех городах, кроме Горно-Алтайска. На третьем месте - частные
пожертвования местного населения (14,7%). Немаловажное значение в формировании
бюджетов территориальных сообществ имеют поступления из фондов депутатов. И
только 1 % респондентов указали хозяйственную деятельность в качестве источника
финансирования деятельности их территориальных сообществ, причем только в
Барнауле.
Гранты поступают в бюджеты 13,5% территориальных сообществ, причем чаще
всего этот источник был назван в Новосибирске и Тюмени. Например, в текущем
году в Новосибирске прошел муниципальный конкурс социально значимых проектов,
на который поступило 35 заявок от территориальных сообществ. В результате
победили 11 проектов, которые получили финансирование на сумму около 750 тыс.
руб.
Результаты анкетного опроса дают нам представление о том, насколько
остра проблема нехватки финансовых ресурсов в ТОС сибирских городов. В целом,
ее отметили около 70%. Однако количество респондентов, ощущающих данную
проблему в отдельных городах, существенно варьируются: от 30% в Горно-Алтайске
до почти 90% в Омске (график 2). При этом чаще всего говорят о нехватке
денежных средств в тех городах, где источники финансирования ТОС определены и
всем хорошо известны, но при этом отмечается высокая активность территориальных
сообществ в решении вопросов местного значения.
Несмотря на нехватку денежных средств качественное выполнение органами
ТОС своих функций является важным фактором повышения доверия населения к ним.
Обратимся к результатам анкетного опроса 313 респондентов (из них 186
представителей территориальных сообществ, 93 работника муниципальных служб жилищно-коммунального
хозяйства и 28 муниципальных служащих, которые в силу должностных обязанностей
взаимодействуют с активом ТОС), проведенного весной 2003 в Новосибирске [10].
Респондентам предлагалось оценить эффективность выполнения территориальными
сообществами пятнадцати функций. В результате был выявлен перечень наиболее
эффективно выполняемых функций:
- работа с детьми и подростками по месту жительства;
- проведение культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других
мероприятий;
- общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора,
решением вопросов благоустройства, за содержанием жилого фонда, своевременным и
качественным выполнением жи-лищно-эксплуатационными организациями работ по его
ремонту.
По мнению респондентов, органы ТОС практически не занимаются решением
следующих задач, хотя соответствующие права у них имеются:
- общественный контроль за использованием областной и муниципальной
собственности, за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания
прав потребителей;
- внесение предложений в органы власти по вопросам выделения земельных
участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно
полезных целей, по вопросам создания и ликвидации объектов торговли, питания,
бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры.
График 2
Проблема
отсутствия денежных средств в деятельности территориальных сообществ
Следует иметь в виду, что эти перечни дают самые общие
представления, в то время как существенно дифференцирована успешность
выполнения этих функций советами микрорайонов, уличными и домовыми комитетами,
старшими по домам и по подъездам. Так, в ходе анкетного опроса получила
наиболее высокие оценки респондентов деятельность советов микрорайонов в
следующих направлениях: 1) проведение акций милосердия и благотворительности;
2) проведение культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других
мероприятий; 3) работа с детьми и подростками по месту жительства; 4)
содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка; 5)
общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, за
решением вопросов благоустройства, за содержанием жилого фонда, своевременным и
качественным выполнением работ по его ремонту; 7) информирование жителей о решениях
органов власти, принятых по предложению или при участии членов территориального
сообщества.
Выполнение органами территориальных сообществ своих функций зависит от множества
факторов. Важнейшая роль принадлежит желаниям, побуждениям, а другими словами,
мотивации членов территориальных сообществ участвовать в территориальном
общественном самоуправлении. Однако решение проблем зависит не только от
активности этих людей, но и от усилий органов власти. В такой ситуации основная
задача состоит в повышении эффективности взаимодействия между органами местного
самоуправления и объединениями граждан по месту жительства.
Работа по социально-экономическому развитию территорий предполагает
установление тесных партнерских отношений между ее субъектами — органами власти
различных уровней и объединениями граждан по месту жительства. Так 82,5%
респондентов сказали, что их территориальные сообщества сотрудничают с органами
государственной власти и органами местного самоуправления в решении проблем
населения. Однако в силу того, что работа по решению вопросов местного значения
ведется местными администрациями и муниципальными службами, взаимодействие
между ними и территориальными сообществами более интенсивно и предметно, чем между
органами государственной власти и территориальными сообществами.
5.1.
Взаимодействие с органами государственной власти
Этот тезис подтверждают результаты опроса: 81,3% респондентов считают,
что органы государственной власти поддерживают их деятельность, причем 67,4%
считают эту поддержку реальной. При этом речь не идет о финансовой поддержке —
средства региональных бюджетов поступают в бюджеты только 9,2% территориальных
сообществ, причем в основном омских организаций.
Остановимся более подробно на опыте взаимодействия исполнительных
органов государственной власти Омской области с комитетами ТОС. В апреле
В большинстве городов влияние органов государственной власти на развитие
ТОС ограничивается принятием законов о территориальном общественном
самоуправлении. В этих условиях задача органов местного самоуправления состоит
в принятии местных нормативно-правовых актов, которые бы создали адекватное
правовое поле для развития территориального общественного само-
управления в городе. В целом, 37,1% респондентов указали на недостаток
нормативных и правовых документов в этой сфере. Однако острота этой проблемы
существенно варьируется по городам (график 3).
Стоит отметить, что у многих территориальных сообществ сложились
конструктивные контакты с региональными депутатами, которые не только оказывают
органам, ТОС финансовую и материально-вещественную помощь, но и содействуют
в решении определенных вопросов развития территории.
Например, по словам председателя омского комитета ТОС
"Заозерный-2" особой популярностью в его микрорайоне пользуются
встречи с депутатами, и "это не официозные отчеты, не вечера безответных
жалоб, это живой разговор представителей законодательной власти о стратегии
развития города, областных целевых программах, это поиск путей улучшения
жизни" [8, С. 9]. Депутат Законодательного Собрания Омской области помог
этому комитету организовать шефство над ветеранами войны, новогодние
представления для детей-инвалидов, выделение средств и транспорта для санитарной
очистки территории микрорайона и т. д.
График 3
Проблема
отсутствия нормативно-правовых документов, регламентирующих ТОС
5.2.
Взаимодействие с органами местного самоуправления
Поддержку инициатив территориальных сообществ органами местного
самоуправления отмечают 90% респондентов. Эмоциональные -оценки взаимодействия
имеют характерные отличия по городам. Так респонденты из Барнаула, Омска,
Томска, Иркутска, Кемерово и Междуреченска говорят только о такой поддержке
органами местного самоуправления, при которой не отмечается ни безразличие, ни
негативизм.
Реальной эту поддержку считают 80,9% респондентов. При этом речь идет
как об экономическом взаимодействии (муниципальные гранты, социальные заказы,
предоставление налоговых льгот, имущественная поддержка, прямое материальное
стимулирование актива ТОС), так и о неэкономических формах (общественные
советы, оказание информационной, образовательной и методической помощи).
Большое значение придается принятию решений с учетом интересов территориальных
сообществ.
В администрациях всех городов созданы структурные подразделения,
отвечающие за работу с органами ТОС. Регулярно (постоянно) взаимодействуют с
ними 100% опрошенных в Кемерово, около 90% опрошенных в Омске, Барнауле и
Красноярске, и почти 75% опрошенных из Новосибирска. Респонденты из Тюмени,
Междуреченска, Иркутска и Томска склонны оценивать свое взаимодействие с этими
административными структурами как нерегулярное. Широкое распространение
получило участие актива ТОС в аппаратных совещаниях. Также практикуется
совместная разработка планов социально-экономического развития территорий
(Омск, Барнаул, Красноярск), все чаще территориальные сообщества привлекаются к
обсуждению стратегических планов развития городов.
Интересен вопрос о соотношении формальной и реальной поддержки в
некоторых сибирских городах. Так доля респондентов, считающих поддержку
реальной, много выше доли тех респондентов, которые считают поддержку формальной,
в таких городах, как Новосибирск, Междуреченск, Кемерово и Омск. Нехарактерная
для большинства городов ситуация наблюдается в Барнауле: лишь 5,9% отмечают
реальную помощь органов местного самоуправления, 11,8% респондентов -
формальную, при этом 82,4% респондентов сказали о том, что их советы
микрорайонов выполняют функции органов местного самоуправления. Это
свидетельствует об относительной независимости органов ТОС от администрации, о
существующих возможностях самостоятельно обеспечивать свою уставную деятельность
ресурсами.
В этом городе развит институт передачи полномочий органов местного
самоуправления на договорной основе органам ТОС, являющимися юридическими
лицами. При этом могут передаваться финансовые и материальные ресурсы,
необходимые для их выполнения, а также должен осуществляться контроль за
реализацией этих полномочий. Так администрация Железнодорожного района Барнаула
заключила подобные договоры со всеми советами микрорайонов, действующими на
территории района, и делегировала им следующие полномочия (на примере
Матросовского микрорайона):
- решение вопросов отвода земельных участков и выдача разрешений на
установку временных сооружений (гаражей, киосков), при обязательном
согласовании с соответствующими службами районной администрации;
- заключение договоров на право установки временных сооружений с
физическими и юридическими лицами;
- представление на рассмотрение администрации обоснованных предложений о
приостановке строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения
экологических, санитарных и строительных норм на территории микрорайона;
- принятие решении в соответствии с действующим законодательством о
наложении штрафов, составление актов, протоколов и предписаний на должностных
лиц и граждан за нарушение законов РФ и субъектов РФ и решений органов местного
самоуправления;
- участие в приемке (на правах члена комиссии) объектов
жилищно-коммунального хозяйства, объектов благоустройства после капитального и
текущего ремонта;
- содействие созданию в микрорайоне предприятий различных форм собственности,
занятых обслуживанием населения;
- организация контроля за качеством выполненных работ и услуг,
оказываемых населению коммунальными службами;
- предоставление места под сезонную торговлю на территории ТОС;
- создание комиссии по делам несовершеннолетних и административной
комиссии с выполнением функций районных комиссий;
- организация дополнительных рабочих мест за счет своих и привлеченных
источников финансирования, с целью обеспечения занятости населения.
В Омске также есть институт передачи полномочий, однако в этом городе
только 22,2% респондентов сообщили о выполнении функций органов местного
самоуправления. Нужно отметить, что передача полномочий является цивилизованной
формой взаимодействия органов местного самоуправления и территориальных сообществ.
Это тем более актуально, когда мы оцениваем роль территориальных сообществ как
субъектов социально-экономического развития городов.
Этот тезис подтверждается и результатами других социологических опросов.
В ходе анкетного опроса, проведенного в Новосибирске, большая часть
респондентов (53,3%) сказали, что органы местной власти нуждаются в помощи органов
ТОС [10]. Среди них 36,8% составляют представители ТОС, 10,3% — представители
жилищно-эксплуатационных организаций и 6,3% - муниципальные служащие. При этом
почти 60% респондентов считают, что органы ТОС в Новосибирске являются
равноправными партнерами в социально-экономическом развитии, наряду с органами
местного самоуправления и коммерческими хозяйствующими субъектами.
Результаты опроса убедительно показали, что контакты территориальных
сообществ усиливаются по мере уменьшения уровня органа власти, и они наиболее
интенсивны с органами местного самоуправления. Косвенным подтверждением этого
служат данные об обращениях территориальных сообществ в органы власти по
решению возникающих проблем: 8,4% обращаются к органам федеральной власти,
18,7% - к исполнительной власти субъектов федерации (администрациям краев и
областей) и 74,4% респондентов видят выход в сотрудничестве с городскими
депутатами и администрациями.
Объединения граждан по месту
жительства могут быть равноправными партнерами органов местного самоуправления
в решении вопросов местного значения в силу нескольких обстоятельств.
Во-первых, на уровне ТОС появляется возможность учесть значительно большее
количество проблем жителей, нежели на уровне целого города. Во-вторых, на
уровне ТОС создаются условия для более рационального использования ресурсов
конкретной территории. В-третьих, как показал анализ, абсолютное большинство
реально действующих территориальных сообществ исключительно конструктивно
настроены на решение конкретных практических задач в сферах своей компетенции.
В-четвертых, они ближе других институтов, как гражданского общества, так и
государства, к реальным интересам населения муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление предполагает активное участие
населения в решении вопросов местного значения, без чего местное самоуправление
остается простой формальностью. Однако невелика доля активного населения,
которое поддерживает и участвует во всех мероприятиях территориальных
сообществ, и, по оценкам респондентов, она составляет в среднем 23,5%. При этом
этот показатель существенно варьируется по городам: от 9% в Тюмени до 58,8% в
Барнауле (таблица 2).
Таблица 2
Отношение
к ТОС жителей территории
Город |
Поддерживают и участвуют во всех
мероприятиях |
Поддерживают, но не все участвуют
в мероприятиях |
Барнаул |
58,8 |
41,2 |
Горно-Алтайск |
15,4 |
61,5 |
Кемерово |
29,4 |
61,5 |
Красноярск |
15,6 |
72,7 |
Междуреченск |
25,0 |
54,2 |
Новосибирск |
26,8 |
73,2 |
Омск |
[ 20,0 |
80,0 |
Тюмень |
9,0 |
91,0 |
По мнению только восьмой части респондентов (12,3%), население относится
безразлично или даже игнорирует ТОС. Прозвучало такое мнение: "Есть
безразличные, есть противостоящие и вредящие, но их меньше". В анкетах просматривается
аргументация пассивных людей: "говорят, что ТОС подменяет работу органов
власти, что государство опять перекладывает свою работу на население",
"потребительское отношение — считают, что кто-то должен прийти и все за
них сделать", "считают, что у нас не все дома, так как мы занимаемся
работой, которой должны заниматься работники ЖЭУ, отдел культуры, отдел по
делам молодежи, отдел спорта". Респонденты видят причину такой пассивности
просто в неготовности населения участвовать в самоуправлении (37,5%), в том,
что люди считают участие в ТОС на добровольной основе пустой тратой времени
(11,2%). А 13,5% респондентов говорят, что население вообще уничтожает
результаты труда территориальных сообществ по месту жительства.
Органы ТОС взаимодействуют с населением в различных формах (таблица 3).
Основная из них -это проведение собраний и конференций по месту жительства (94%
от числа всех опрошенных). Собрание представляет собой совместную деятельность
жителей микрорайона, квартала, улицы, жилого дома или подъезда по обсуждению и
непосредственному решению вопросов местного значения. Конференции по форме
проведения подобны собраниям, но в их работе принимают участие специально
избранные уполномоченные представители жителей соответствующих территорий.
Например, в течение I полугодия
более 1800 встреч и собраний и еще 40 конференций по месту жительства
[6]. На таких собраниях обсуждаются планы работы органов ТОС (51,4%), вопросы
участия жителей в благоустройстве, профилактике правонарушений и многие другие.
В советах и комитетах микрорайонов организуется прием граждан (66,1% от
общего числа опрошенных). Формально закреплены определенные дни недели и часы
приема, но многие руководители отмечают, что реально прием ведется почти
ежедневно. Однако у некоторых нет собственных помещений, поэтому как отметили
руководители томских органов общественной самодеятельности, приходится
принимать дома или разговаривать с жителями по домашнему телефону, что снижает
эффективность их работы по решению проблем населения.
И в то же время 56,6% респондентов отмечают, что жители обращаются к ним
как к органам местного самоуправления, при этом также наблюдается определенная
дифференциация по городам: порядка 95% так считают в Омске, 75% - в Томске,
порядка 60% - в Новосибирске, Междуре-ченске, Барнауле, 30% - в Тюмени,
Кемерово. Горно-Алтайске и Красноярске. Например, в комитеты ТОС Октябрьского
округа г. Омска в течение 2002г. поступило 554 обращения, из них 211 обращений
по вопросам ремонта и содержания жилого фонда, теплоснабжения, 117 обращений -
по благоустройству территории, асфальтированию, освещению и 226 обращений по
организационным вопросам [7, С. 12]. В течение I полугодия
Таблица 3
Формы
взаимодействия органов ТОС с населением
Город |
Собрания, сходы, конференции |
Прием граждан |
Обсуждение планов работ органов
ТОС |
Проведение акций, праздников |
Барнаул |
100,0 |
100,0 |
64,7 |
35,3 |
Горно-Алтайск |
86,4 |
30,8 |
15,4 |
15,4 |
Кемерово |
94,1 |
58,8 |
64,7 |
70,6 |
Красноярск |
94,8 |
61,0 |
46,7 |
31,2 |
Междуреченск |
83,3 |
12,5 |
12,5 |
0 |
Новосибирск |
96,4 |
83,9 |
66,1 |
53,6 |
Омск |
96,6 |
100,0 |
70,0 |
50,0 |
Тюмень |
90,9 |
27,3 |
36,5 |
45,5 |
Косвенным показателем поддержки населением инициатив по месту жительства
является количество жителей, принимающих участие в субботниках. Например, в
апреле
Активное население составляет основу социальной базы местного
самоуправления, идеалом которой считаются все жители конкретного муниципального
образования, реализующие право на участие в решении вопросов местного значения,
или, по крайней мере, ориентированных на это. Важным каналом формирования
социальной базы местного самоуправления является ТОС. Что необходимо
предпринять для повышения активности населения? Респонденты видят несколько
путей, но основной тренд — это формирование позитивного общественного мнения
населения относительно участия в ТОС. Причем это может достигаться разными
путями - как использованием средств массовой информации, так и непосредственной
демонстрацией достигнутых ощутимых результатов по решению проблем территории:
- активно решать проблемы территории -48,6%;
- издавать печатные материалы о ТОС -43,4%;
- чаще проводить мероприятия по благоустройству на территории — 36,7%;
- размещать информационные стенды в людных местах - 35,1%;
- чаще выступать в средствах массовой информации - 34,3%;
- организовывать постоянный прием
населения
-31,1%;
чаще организовывать праздники -
24,7%.
Респонденты говорят и о необходимости развивать новую систему мотивации
жителей к участию в ТОС: "Нужно чаще благодарить. Не давить, все делаться
должно добровольно. Помогать решать проблемы жителей. Тогда люди будут верить в
ТОС и активность возрастает". Также респонденты говорят об
улучшении финансирования ТОС как о способе вовлечения в ТОС большего числа жителей,
ведь "...планы работ есть, а реализовывать их не на что".
Результаты опроса позволяют увидеть преобладание определенных способов
повышения активности населения в отдельных городах (таблица 4). Упор на
достижение конкретного результата делают органы ТОС в Междуреченске, Красноярске,
Тюмени, Кемерово и Горно-Алтайске. Акцент на использование средств массовой
информации - в Новосибирске, Омске и Барнауле. Однако незначительное количество
территориальных сообществ имеют собственные печатные издания, рубрики в
электронных и печатных СМИ. Утвердительный ответ дала только седьмая часть
респондентов (14,3%), представляющих Новосибирск (11 чел.), Омск и Красноярск
(по 5 чел.), Томск (4 чел.). Барнаул (2 чел.), Междуреченск и Горно-Алтайск (по
1 чел.).
Добровольчество является важнейшим ресурсом развития ТОС. По оценкам
84,9% респондентов, в деятельности их территориальных сообществ участвуют
добровольцы, то есть люди, которые безвозмездно трудятся в интересах этих
организаций. По городам эти оценки несущественно различаются (таблица 5). Из
общей благоприятной картины несколько выделяется Горно-Алтайск. При этом
респонденты говорят о том, что их добровольцы -это активные, инициативные жители.
Из них особо выделяются пенсионеры и школьники. Также респонденты называют
представителей немногочисленных профессиональных групп, которые на добровольных
началах участвуют в реализации инициатив по месту жительства,- учителей средних
школ и работников учреждений культуры. Последнее, вероятно, является следствием
контактов почти 80% опрошенных с учреждениями образования и культуры, в то
время как с общественными организациями на территории органы ТОС
взаимодействуют немного меньше - около 65% респондентов.
Как добровольцы упоминаются старшие по домам и по подъездам, члены советов
микрорайонов. Эти люди систематически участвуют в ТОС.
Таблица 4
Достижение
конкретного результата как способ повышения массовости участия жителе
в решении
социальных проблем
Варианты ответов |
Новоси-бирск |
Омск |
Барнаул |
Междуре -ченск |
Красноярск |
Тюмень |
Кемерово |
Горно-Ал-тайск |
Активно решать проблемы территории |
55,3 |
50,0 |
35,3 |
45,8 |
53,2 |
36,4 |
35,3 |
38,5 |
Издавать печатные материалы о ТОС |
50,0 |
56,7 |
47,1 |
20,8 |
36,4 |
54,5 |
47,1 |
61,5 |
Чаще проводить мероприятия по благоустройству |
33,9 |
23,3 |
29,4 |
37,5 |
42,8 |
27,3 |
52,9 |
46,2 |
Размещать информационные стенды в людных местах |
51,8 |
53,3 |
35,3 |
20,8 |
23,8 |
36,3 |
29,4 |
38,5 |
Чаще выступать в средствах массовой информации |
50,0 |
36,6 |
35,3 |
12,5 |
25,9 |
27,3 |
41,4 |
53,9 |
Организовывать постоянный прием населения |
32,1 |
20,0 |
23,5 |
12,5 |
31,2 |
54,5 |
41,2 |
69,3 |
Чаще организовывать праздники |
25,0 |
13,3 |
17,6 |
12,5 |
32,5 |
18,8 |
47,1 |
15,4 |
Все перечисленное выше |
14,3 |
13,3 |
41,2 |
4,2 |
9,1 |
18,8 |
11,7 |
0 |
В связи с этим особое значение для успешного осуществления ими
территориального общественного самоуправления имеет мотивирование. Оно
представляет собой процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным
действиям. Например, в Омске и Барнауле старшие по домам и по подъездам
поощряются льготами по квартплате. В Новосибирске они получают денежные премии.
Так за I полугодие
Таблица 5 Участие в мероприятиях ТОС
добровольцев
Город |
Участвуют |
Не участвуют |
Барнаул |
94,1 |
5,9 |
Горно-Алтайск |
53,8 |
46,2 |
Кемерово |
82,4 |
17,6 |
Красноярск |
89,5 |
10,5 |
Междуреченск |
77,3 |
22,7 |
Новосибирск |
85,5 |
14,5 |
Омск |
93,3 |
6,7 |
Тюмень |
90,9 |
9,1 |
Для детального изучения вопроса мотивирования актива ТОС обратимся к
результатам социологического опроса более двадцати председателей советов
микрорайонов Новосибирска, проведенного методом полуформализованного интервью
весной
представителей ТОС не однозначно: есть случаи позитивного и негативного
влияния. Рассмотрим каждый из них.
Негативными можно назвать те случаи, когда у человека появляется стимул
не участвовать в ТОС, возникший под влиянием денежного вознаграждения. Основная
причина - это появление отношения к премиям как к заработной плате. Люди ждут
ее раз в квартал, считают, что это деньги за работу в должности старшего по
дому или по подъезду, или за участие в работе совета микрорайона. Однако
денежные премии носят негарантированный характер: совет микрорайона может
решить не премировать, или премировать в меньшем объеме какого-то активиста. В
этом случае возникает недовольство у тех людей, которые относятся к премиям,
как к заработной плате. Респонденты отмечают, что обычно это сильно не
сказывается на работе, поскольку председатели советов микрорайонов всегда
разъясняют, почему кому-то дали меньше, а кому-то больше, а кому-то вообще не
дали. Так описывает эту ситуацию один из председателей:
"Есть у меня один старший по подъезду, заходил все,
спрашивал, когда деньги буду выдавать. Деньги мэрия выделила, но немного, а
список на премирование составили большой. Вот и раздали, кому по 100, по 200
рублей, кто особо отличился - 300. Вот приходит ко мне, возмущается, почему в
этот раз так мало, дескать, пусть работают те, кому платят. Ничего, посидели,
поговорили. Все разъяснил, почему ему столько, а другим столько - он все понял,
успокоился и ушел. С .каждым человеком нужна работа - все мы разные".
Респонденты высказывали единодушное мнение о необходимости премирования
актива ТОО. Во-первых, для многих это - финансовая поддержка в работе, ведь
любое мероприятие требует затрат, а территориальное сообщество
"своих" денег не имеет. Поэтому многие старшие по домам и подъездам,
а также члены и руководители советов микрорайонов на премиальные деньги
покупают подарки на праздники, краску для ремонта и т. п. Председатель совета
микрорайона приводит такой пример:
"Вот элементарно — нужно нам пригласить жителей на
проводы зимы. Ведь бумагу купить нужно, распечатать объявления нужно. Это,
конечно, небольшие деньги, но все равно, почему я или кто-то другой должен свои
деньги вкладывать. Конечно, лучше всего иметь собственный счет нашего совета,
но если его нет... Вот и покупаем все это на наши премии".
Во-вторых, по словам председателей советов, труд некоторых членов актива
невозможно не поощрить — "просто совесть не позволяет". Как отмечают
респонденты, есть люди, которые все время ведут активную деятельность в ТОС:
организовывают людей на субботники, устраивают праздники и т. п. И делают это с
интересом и с большой отдачей. А ведь эта работа требует затрат материальных,
физических, психологических, поскольку, в основном, это взаимодействие с
населением, с организациями, с жилищными службами, районной администрацией.
Кроме того, премирование для людей, активно участвующих в территориальном
общественном самоуправлении, является средством признания работы, это еще и
возможность компенсировать неявные затраты членов актива ТОС. Эту мысль
довольно ясно объяснил один из респондентов:
"Скоро 9 мая, мы хотим поздравить наших ветеранов с
Днем Победы. Вот человек у меня сидел в военкомате, выписывал имена ветеранов
нашего микрорайона. После оббежал почти весь (некоторые старшие по домам и
подъездам помогли) наш микрорайон и пригласил каждого на праздник. Пару раз еще
так побегает и сапоги новые надо покупать...".
Вопрос об использовании льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг был
в основном воспринят отрицательно. Вот один из достаточно ярких аргументов
председателя совета микрорайона:
"Допустим, он сегодня у меня хорошо работает — я его
премирую, дам льготу. Завтра он работает плохо. Как я сниму премию, отберу
льготу? Во-первых, это не так просто. Во-вторых, я после этого в его глазах
буду просто большим негодяем. Да к тому же после этого он не просто не будет
работать с нами, а вообще, здороваться со мной не будет, забудет, что такое
ТОС".
Однако все председатели отметили, что даже небольшое поощрение
необходимо тем, кто хоть немного, но участвовал в субботнике, в празднике и т.
д. Это создает хорошее мнение о ТОС, отчасти способствует информированию о ТОС,
а главное - мотивирует людей в дальнейшем принимать
участие в мероприятиях. Особенно это касается такой категории людей, как
дети и пенсионеры:
"Обязательно, хоть какой-то мелочью, но нужно поощрять
участие в мероприятиях. Мы делали День защиты детей и попросили ребятишек
украсить нашу сцену. Они нам ее так здорово украсили — раскрасили, цветочки вырезали,
приклеили. У нас был настоящий праздник лета. Мы дали этим детям по маленькой
шоколадке. Они были так рады. Так они теперь сами спрашивают, не будет ли еще
какого-нибудь праздника — они с удовольствием помогут нам его провести".
Моральное поощрение наиболее часто используется при мотивировании актива
ТОС. Это подтверждается и результатами анкетного опроса в десяти сибирских
городах. Большинство респондентов сказали, что в различных формах поощряют
жителей, принимающих участие в мероприятиях: устная благодарность (51,8%),
публичная благодарность (38,6%), материальное поощрение (26,3%), письменная
благодарность (23,9%) и размещение информации в СМИ (19,1%). По словам
председателя омского комитета ТОС "Шинник", "необходимо вести работу
по поощрению актива в системе..., но также важно, чтобы каждое поощрение было
заслуженным" [7, С. 21]. Помимо предоставления льгот, участники ТОС
стимулируются в различных формах: активистов поздравляют с праздниками,
выдвигают их кандидатуры на поощрение грамотами мэра города, главы окружной
администрации, жилищных организаций и самого комитета ТОС. Интересен опыт
разработки комитетом Положения о почетном жителе микрорайона, в соответствии с
которым это звание присваивается самым заслуженным, активным и неравнодушным
жителям. Таким образом, моральное поощрение является важной частью, но не
основной составляющей мотивирования участников ТОС. Ввиду определенного типа их
мотивации моральное поощрение необходимо, однако характер труда, по мнению
респондентов, делает обязательным дополнение морального поощрения еще и
материально-вещественным. Хотя даже такая разветвленная система мотивирования
актива ТОС не обеспечивает высокой активности населения в осуществлении
инициатив по месту жительства. Это делает необходимым реализацию первоочередных
мер - разработку и апробацию программ по вовлечению населения в сферу
гражданской активности, поддерживаемых муниципалитетами.
Бизнес-организации играют
существенную роль в экономическом развитии городов. Наполнение муниципальной
казны, а значит и усиление возможностей решать вопросы местного значения, прямо
пропорционально их экономическим показателям, результативности их деятельности.
И хотя главной задачей менеджмента бизнес-организаций является максимизация
прибыли, все большее значение приобретает и его социальная ответственность
перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение проблем их
местных сообществ, а иногда даже и всей страны.
Сторонники социальной ответственности бизнеса перед обществом считают,
что бизнесмены имеют перед ним моральные обязательства, что социальные действия
могут принести большую пользу предпринимателям, улучшают их имидж в обществе и
являются хорошей рекламой. Сотрудничество же с ними территориальных сообществ
приобретает особое значение в условиях имеющихся ограничений в привлечении
средств на решение местных проблем, их обоюдной заинтересованности в снижении
уровня социальной напряженности на территории.
Респондентам был задан вопрос о сотрудничестве с предприятиями,
расположенными на их территории. Ответ на него дали 90,8% респондентов, при
этом почти 2/3 из них (58,1%) сказали, что предприятия, работающие на
территории, поддерживают их деятельность. Однако в ходе опроса 41% респондентов
выразили мнение о недостаточной поддержке предприятиями и предпринимателями
деятельности их территориальных сообществ. При этом респонденты из разных городов
практически единодушны в своих оценках этой проблемы (график 4).
Формы поддержки предприятиями деятельности территориальных сообществ
можно разделить на две группы. Это — активная поддержка, когда предприятия
участвуют в мероприятиях (13,6%), •и вторая - когда предприятия оказывают
финансовую и материально-вещественную помощь (36,4%). Мнения многих
респондентов очень точно выразил один из новосибирских председателей советов
микрорайонов: "Пока еще таких немного, хотя те, которые сотрудничают, принимают
решения совместно с нами, проводят субботники, озеленение, благоустройство,
спонсируют разного рода мероприятия".
Доля территориальных сообществ, получающих материально-вещественную
помощь, максимальна в Омске, Новосибирске и Красноярске. Таблица 6 дает нам
представление о поддержке предприятиями органов ТОС в сибирских городах.
Однако, как заметил один из респондентов, многое в этом деле "зависит от
руководства предприятия, от его отношения к жизни города, кругозора, жизненных
ценностей".
График 4
Проблема
недостаточной поддержки
коммерческими
структурами деятельности
территориальных
сообществ
Некоторые респонденты рассматривают поступления от коммерческих структур
как их взносы за использование территории. Эта группа немногочисленна — около
3% от числа всех опрошенных, однако их мнение точно выразил один из томских
участников опроса, когда конкретизировал мотивы коммерческих организаций
оказывать помощь территориальным сообществам: "Они как бы своим участием
возмещают жителям за те неудобства, которые приносят им своим рынком".
Таблица 6
Сотрудничество органов ТОС с
предприятиями
Город |
Поддерживают |
Никак не сотрудничают |
Относятся негативно |
Барнаул |
64,7 |
5,9 |
0 |
Горно-Алтайск |
23,1 |
46,2 |
7,7 |
Кемерово |
60,0 |
40,0 |
0 |
Красноярск |
60,6 |
38,0 |
1,4 |
Междуреченск |
58,8 |
35,3 |
0 |
Новосибирск |
64,7 |
5,9 |
0 |
Омск |
92,6 |
0 |
0 |
Тюмень |
54,5 |
36,4 |
9,1 |
Респонденты отмечают проблемы, препятствующие становлению деловых
отношений с коммерческими структурами - отсутствие системности во
взаимодействиях (разовые контакты), отсутствие стимулов оказывать материальную
помощь, слабая информированность о ТОС, стереотипность мышления ("ТОСы
считают иждивенцами"). Да и сторонники точки зрения о том, что решением
социальных проблем должны заниматься органы власти, а бизнес-структуры только зарабатывать
деньги, объясняют свою позицию тем, что действия в социальной сфере ведут к
снижению прибыли, ухудшению конкурентных позиций, росту издержек, которые в
последующем ведут к повышению цен, что наносит ущерб потребителям и вызывает
другие отрицательные последствия.
О сотрудничестве с предпринимателями
в решении вопросов местного значения высказали свое мнение 92,4% респондентов.
Из них 60% сказали, что предприниматели, работающие на территории, поддерживают
их деятельность, при этом 20,3% - не только поддерживают ресурсами, но и
участвуют в мероприятиях. Таблица 7 дает нам представление о поддержке
предпринимателями органов ТОС в сибирских городах.
Среди оказывающих помощь предприятий и предпринимателей, по оценкам
респондентов, преобладают представители торговли. Реже называют организации
бытового обслуживания, крупные производственные предприятия. Вот несколько
примеров: "бар дважды предоставил помещение для праздников"
(Новосибирск); "строительный кооператив помогает деньгами" (Иркутск),
"торговые павильоны спонсировали День защиты детей, чаепития для
ветеранов, открытие хоккейной коробки, поставили во дворе елочку с поощрением
детей сладостями" (Красноярск), "Лесокомбинат предоставляет столовую
для мероприятий, помогает строительными материалами, дровами"
(Новосибирск), "частный предприниматель обеспечил инвентарем школьные
бригады по благоустройству микрорайона" (Омск).
Таблица 7
Сотрудничество органов ТОС с
предпринимателями
Город |
Поддерживают |
Никак не сотрудничают |
Относятся негативно |
Барнаул |
82,3 |
0 |
5,9 |
Горно-Алтайск |
23,1 |
46,2 |
15,4 |
Кемерово |
^_ 50,0 |
42,9 |
0 |
Красноярск |
65,3 |
27,8 |
6,9 |
Междуреченск |
14,3 |
71,4 |
4,8 |
Новосибирск |
50,9 |
34,0 |
9,4 |
Омск |
96.3 |
3,7 |
0 |
Тюмень |
63,6 |
27,8 |
6,9 |
Результаты опроса убедительно
показали, что органы территориального общественного самоуправления придают исключительно
большое значение контактам с бизнес-организациями. В первую очередь это
происходит потому, что они играют инструментальную роль в достижении основной
цели их деятельности - объединении членов местного сообщества для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив
в решении вопросов местного значения.
А ответственные партнерские
отношение предполагают совпадение долгосрочных целей их взаимодействия, заключающихся
в устойчивом, динамичном развитии территории, сопровождающимся повышением
качества жизни населения. С учетом этих обстоятельств назрела необходимость в
реализации продуманной системы мер социального и экономического побуждения
негосударственных спонсоров, в первую очередь, на муниципальном уровне.
Организации, функционирующие в
территориальном общественном самоуправлении, не только имеют хорошие предпосылки
для выполнения роли субъектов социально-экономического развития, но и потенциал
объединяющих и активизирующих местное население структур, укрепляя социальную
базу местного самоуправления. Однако ответ на вопрос о перспективах развития
ТОС не однозначен. В этом смысле показательны результаты анкетного опроса 313
респондентов (представителей ТОС, жилищно-эксплуатационных организаций и
муниципальных служащих), проведенного в Новосибирске весной
В целом, респонденты оценили
развитие ТОС в Новосибирске как перспективное. Более 35% респондентов считают,
что количество органов ТОС будет расти, и еще 31,3% высказали мнение о том, что
органы ТОС станут равноправными субъектами социально-экономического развития
микрорайона, района и города в целом. Однако большую роль в дальнейшем развитии
ТОС в Новосибирске должны сыграть органы местного самоуправления: 43,8%
респондентов считают, что на сегодняшний день трудно сказать что-либо
определенное относительно перспектив развития ТОС, так как все будет зависеть
от политики муниципалитета и лично мэра города.
В ходе анкетного опроса актива ТОС в
десяти сибирских городах респондентам было предложено оценить деятельность
органов ТОС на территории с точки зрения их эффективности (таблица 8). Около
15% респондентов высказали мнение о малоэффективном и даже неэффективном
территориальном общественном самоуправлении, связывая это с проблемами его
развития (недостаток финансовых средств, полномочий), недостаточной поддержкой
местных администраций и муниципальных служб жилищно-коммунального хозяйства и
другими факторами. Один из омских руководителей комитетов ТОС очень точно
выразил мнение этой группы респондентов: "Нет должных полномочий, нет
рабочий рук, транспорта. Мы можем только просить, а действовать "как закон"
- нет".
Большинство же респондентов оценили
эффективность территориального общественного самоуправления как хорошую -
56,3%. Они называли критерии эффективности двух видов: объем и содержание
выполненных работ, направленных в основном на решение проблем
жилищно-коммунального хозяйства, и изменение общественных отношений в их местных
сообществах. В первом случае речь идет о действиях территориальных сообществ по
благоустройству дворов и ремонту подъездов, строительству детских и спортивных
площадок, содействию паспортизации населения, телефонизации, электрификации,
газификации, и даже - о строительстве жилья. Во втором случае респонденты
говорят о нематериальных результатах своего труда — "население узнало, что
рядом с ними есть люди, которым небезразлична их жизнь", "за год
работы ТОС жители начинают "просыпаться" от многолетней спячки",
"жители стали бережнее относиться к жилому фонду", "соседи стали
дружнее" и т. д. И, наверное, самое важное, как точно выразился один из
новосибирских председателей советов микрорайонов,- это "признание
деятельности ТОС как дееспособного органа и обращение жителей в ТОС по решению
различных проблем и с различными инициативами". В целом, респонденты
говорят о повышении социальной активности населения как о показателе эффективной
работы территориальных сообществ.
Что влияет более всего на
эффективность территориального общественного самоуправления? Ответ на этот
вопрос нам дают результаты факторного анализа имеющихся социологических данных,
в ходе которого было проанализировано влияние на эффективность ТОС десяти
независимых
условий и институтов внешней среды.
Таблица 8
Оценка эффективности деятельности
органов ТОС
Город |
Высокая |
Хорошая |
Мало-, неэффективная |
Затрудняюсь ответить |
Барнаул |
11,8 |
64,7 |
0 |
23,5 |
Горно-Алтайск |
0 |
25,0 |
8,3 |
66,7 |
Кемерово |
0 |
78,6 |
7,1 |
14,3 |
Красноярск |
0 |
52,1 |
23,9 |
23,9 |
Междуреченск |
13,0 |
52,2 |
17,4 |
17,4 |
Новосибирск |
12,0 |
48,0 |
16,0 |
24,0 |
Омск |
3,7 |
81,5 |
3,7 |
11,1 |
Тюмень |
22,2 |
55,6 |
11,1 |
11,1 |
Были выявлены два главных фактора, один из которых оказывает значительное
влияние на эффективность работы территориальных сообществ. Он включает в себя
такие институты внешней среды, как бизнес-организации, общественные
объединения, учреждения образования и культуры, а также местные сообщества,
обеспечивающие поддержку населения и участие добровольцев в территориальном
общественном самоуправлении. Второй фактор характеризует поддержку ТОС органами
власти. Однако по сравнению с первым фактором он оказывает в два раза меньшее
влияние на эффективность ТОС.
Таким образом, результаты социологического исследования в десяти
сибирских городах убедительно показали, что хотя перспективы развития ТОС и
зависят от муниципальной политики, проводимой органами власти, залогом его эффективности
являются партнерские отношения с другими институтами внешней среды, способными
внести свой вклад в социально-экономическое развитие территорий.
1. Социально-экономическая ситуация в городах Сибири
и Дальнего Востока (по материалам социологического опроса населения) // Материалы XIX Общего собрания
Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.— Новосибирск: Исполнительная
дирекция АСДГ, 2003,
2. Информация о развитии органов территориального
общественного самоуправления по районам города за I
полугодие
3. Петров Ю. М. Опыт и проблемы развития территориального
общественного самоуправления в г. Барнауле. - Барнаул, 2000 (на
правах рукописи).
4. Акимова Л. Н. Информация о работе с населением по месту
жительства.- Красноярск, 2002 (на правах
рукописи).
5. Савранская О. Л. Актуальные вопросы правового
регулирования территориального общественного самоуправления.—
Новосибирск: Институт неправительственного сектора, 2002.
6 Информация о проделанной работе орга нами
ТОС по районам города за 1 полугодие
7 Комитеты территориального общественного
самоуправления Опыт работы Октябрьского округа г Омска /
Информационно-методический сборник Вып 1 - Омск, 2003
8 Наше
будущее в наших руках Опыт работы
КТОСов города Омска - Омск, 2003
9 Организация
летнего досуга населения по месту
жительства советами (комитетами)
микрорайонов в территориальных сообществах Новосибирска Обзор
/ Управление общественных
связей мэрии - Новосибирск, 2002
10
Территориальные сообщества
как субъекты
социально-экономического
развития муниципальных образований
Аналитическая записка по результатам анкетного
опроса актива ТОС, муниципальных служащих и работников служб ЖКХ /И Ю Пермитина - Новосибирск Институт неправительственного сектора, 2003
11 Информация об
участии уполномоченных выборных
лиц и актива органов территориального общественного самоуправления в
субботнике с12042002 по 27042002
/ Управление общественных
связей мэрии - Новосибирск, 2002
12 Мотивирование представителей тер