Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Финансово-экономическое обеспечение функционирования системы ТОС на уровне муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Содержание                                                                                                       стр.1

2.     Введение                                                                                                            стр.2                                                                                                                                                                                     

3.     Экономическая и финансовая основа деятельности территориального общественного самоуправления                                                                      стр.3

4.     Органы территориального самоуправления                                                   стр.7

5.     Экономическая основа ТОС в Нижегородской области                               стр.11

6.     Заключение                                                                                                        стр.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как  объекту исследования территориальному общественному самоуправлению (ТОС) и комитетам общественного самоуправления (КОС) не повезло. Исследователи о них молчали. Только в конце 90-х годов, более чем через 10 лет после создания первых КОС, появились первые серьезные научные работы о развитии территориального самоуправления в России.

          Данная работа является, можно сказать кратким изложением некоторых из них и направлена на то, чтобы дать хотя бы общее представление о финансово-экономическом обеспечении функционировании систем ТОС на уровне муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая и финансовая основа деятельности территориального общественного самоуправления.

 

Европейская Хартия местного самоуправления устанавливает, что:

·        органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

·        финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны представленным им конституцией или законом полномочиям;

·        по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должны поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

·        финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.

Это положение Европейской Хартии местного самоуправления можно рассматривать в качестве общих принципов, которые распространяются и на ТОС, как составную часть местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) – это самоорганизация граждан по месту жительства на части терри­тории муниципального образования (территориях, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и домов и других территорий)  для самостоятельного и под свою от­ветственность  осуществления собственных инициатив  в  вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

 

        Местное самоуправление (муниципальное управление) признавая ТОС своей неотъемлемой частью, берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и материальных условий для организации и развития системы ТОС на своей территории.

Реальность и эффективность ТОС определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в его распоряжении.

Под экономической основой органов территориального - общественного самоуправления граждан подразумевается право органов на материальные ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления возложенных на них функций и полномочий.

 

Закон "О местном самоуправлении в РФ" предусматривает направления экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления. Ст.84 закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" наделила органы общественного самоуправления правами создания в установленном порядке предприятий и организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах. А необходимость в таких правах очевидна. Известно, что перечень товаров и услуг может быть безграничным. Не выставляя заранее   барьеров на пути создания органами территориального самоуправления разного рода предприятий, рациональнее   на этапе становления системы местного самоуправления "замкнуть" данное полномочие, прежде всего, на    создание предприятий, характер   которых связан с обслуживанием населения по месту жительства, а именно: эксплуатация жилых домов, др. социально значимых объектов. Приватизация жилого фонда, высокие ставки за воду, газ, тепло, электроэнергию, за услуги по поддержанию жилищных комплексов в нормальном состоянии будут совершенно очевидными стимулами для создания в первую очередь предприятий именно такого вида

Ст. 84 закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" содержит и другие правовые возможности реализации инициативы органов территориального самоуправления в экономической деятельности. Здесь и их право:

·        выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию   населения, строительству и ремонту   жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;

·        право кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений  и организаций для финансирования целевых социальных программ;

·        возможность участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения.

 

Порядок наделения органов ТОС финансовыми и иными ресурсами

 

1.     Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы ТОС или трудового участия граждан, приобретенное им или переданное ему в собственность органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, а так же финансовые средства, полученные за счет хозяйственной деятельности ТОС, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных объединений, являются собственностью ТОС соответствующей территории и не подлежит распределению между жителями.

В случае ликвидации ТОС имущество и финансовые ресурсы организации, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, направляются в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели.

В случае реорганизации ТОС имущество и финансовые ресурсы организации передаются в порядке правопреемства на осуществление уставных целей создания ТОС.

2.      Устав ТОС может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в собственности ТОС, осуществляется непосредственно по решению общего собрания (схода), конференции граждан.

3.      Распоряжение имуществом и финансовыми средствами осуществляется органом ТОС в соответствии с Уставом на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями граждан.

4.     Органы местного самоуправления города и его граждане не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органа ТОС.

5.   При слиянии и присоединении ТОС все права и обязательства каждого из них предаются вновь образованному ТОС.

  6.     При разделении и выделении ТОС имущество распределяется по  решению общего собрания в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке.

 

 

Собственность территории формируется из следующих источников:

1.     жилой и нежилой фонды;

2.     объекты соцкультбыта и внешнего благоустройства территории;

3.     имущества, приобретенного в результате хозяйственной деятельности;

4.     имущества, безвозмездно либо на договорных началах передаваемого органами местной власти или иными собственниками.

Органы территориального общественного самоуправления, как представительный орган населения, самостоятельно принимает свой бюджет, представляющий собой форму образования и расходования денежных средств, необходимых для полноценного функционирования органа.

Бюджет территориального общественного самоуправления формируется из следующих источников:

1.     бюджетные средства и субвенции (субвенции выдаются только под определенную, хорошо разработанную социальную программу);

2.     проценты по вкладам совета (комитета) органа общественного самоуправления и акциями, которые они, вполне возможно будет приобретать;

3.     доля прибыли, получаемая от собственных, дочерних предприятий, организованных самим органом в процессе своей деятельности;

4.     плата за использование земли, находящейся в ведении органа, а также возможно, доля жилищно-коммунального налога и других местных налогов;

5.     добровольные отчисления предприятий и граждан;

6.     плата за арендуемые имущественные объекты, являющиеся собственностью органа территориального общественного самоуправления;

7.     кредиты и ссуды, т.к. орган территориального общественного самоуправления не всегда сможет довольствоваться теми средствами, которыми располагает;

8.     доходы от местных займов и других мероприятий, проводимых органом;

9.     штрафы за загрязнение окружающей среды;

10. иные поступления, не противоречащие законодательству, например, выполнение муниципального заказа.

Конечно, не каждый орган общественного территориального самоуправления будет иметь богатые материальные ресурсы и богатую финансовую базу, Но главы городских и районных администраций стараются своим распоряжением выделить немного финансов на первичное становление и развитие общественного самоуправления, а по мере его укрепления, передавать им какую-либо собственность от районов.

Перспективным направлением деятельности органов общественного самоуправления является создание местных социально-бытовой сферы, дополняющей аналогичную государственную систему детские сады, клубы, спортивные секции, курсы по изучению иностранных языков, базары, ярмарки и т.д. Практика показывает действительность и окупаемость таких предприятий. Так, например, платные курсы иностранных языков дали существенные финансовые средства в небольшой бюджет комитета общественного самоуправления "Юрлове" г. Москвы.

 

 

Органы территориального самоуправления

Реальный статус имущества и собственности КОС, к сожалению, до сих пор не определен, поэтому имущественная, финансовая и бюджетная политика ТОС далека от совершенства.

Источниками формирования собственности КОС являются:

а) граждане, своим трудом и взносами создающие эту собственность;

б) органы власти и управления, передающие КОС собственность (при этом ГК РФ запрещает передавать общественным организациям, - а некоторые КОС зарегистрированы как общественные организации - в оперативное управление или в ведение муниципальную собственность);

в) коммерческие организации, акционерные общества, кооперативы, пайщикам или акционером которых является КОС, и создающие соответствующую собственность;

 г) бесхозная собственность, передаваемая КОС.

В оперативное управление большому числу КОС переданы колясочные и лифтовые помещения, бытовки. Ряд КОС активно борется за передачу в оперативное управление нежилых помещений. В ведении некоторых КОС находятся объекты озеленения, спортплощадки для культмассовых мероприятий, а также оборудование и инвентарь для проведения работ по благоустройству территории. В Нижнем Новгороде определено, что муниципальные предприятия могут быть отданы в распоряжение КОС.

Финансовая база КОС является следствием: статуса, имущества и полномочий ТОС.

Имея статус органа местного самоуправления, ТОС может получать бюджетные средства, деньги, выделяемые местной властью по целевым программам, деньги, получаемые на основе тендеров, проводимых администрацией, а также отчисления от ЖЭУ. Как общественная организация орган ТОС может собирать взносы и получать спонсорскую помощь.

От характера, статуса и размеров имущества ТОС зависит получение им платы за сдачу в аренду своего имущества, а также использование имущества КОС. Имущество ТОС может быть гарантией возврата займов.

От полномочий, полученных КОС при учреждении или делегированных ему органами государственной власти и управления зависит получение внебюджетных экологических средств, местных налогов, сборов и штрафов, квартплаты, платы за установку гаражей и временных построек.

В реальности, т.е. в нашей источниковой базе, источники получения средств КОС распределены следующим образом (см. таблицу № 1).

 

Таблица № 1

                         Источники получения средств КОС

п/п

Источник финансирования КОС

Город, где этот источник активно практикуется

1.

Целевое бюджетное финансирование

(в т.ч. отчисления на ДНД)

Тверь, Кировская обл., Самара (на основе тендера, проводимого администрацией), Сызрань (в случае заключения договора с администрацией).

2.

Бюджет города или муниципального образования

Муром, Нижний Новгород, Пермь, Саратов, Таганрог, Самара.

3.

Отчисления ЖЭУ

Кировская обл.

4.

Внебюджетный экологический фонд

Самара.

5.

Спонсоры

Липецк, Сызрань.

6.

Местные штрафы

Самара.

7.

Квартплата

Новгород (ТСЖ Василиса).

8.

Местные налоги и сборы с рынков и объектов торговли:

 

 

- бронирование мест на торговой территории;

Ниж. Новгород.

 

- арендная плата за киоски;

Ниж. Новгород, Барнаул

 

- часть налога (15-50%) на временную и уличную торговлю;

Барнаул, Вологда, Иваново, Саратов,. Ниж.Новгород, Самара.

 

- сбор за уборку на рынке;

Иваново, Ниж. Новгород.

 

- плата за землю;

Самара.

 

- 50% от лицензии на торговлю спиртным.

Самара.

9.

Сбор за право установки гаражей и временных сооружений

Барнаул.

10.

Сдача в аренду своего имущества

Ниж. Новгород

11.

Использование своего имущества, в т.ч. платные парковки

Сызрань, Самара

12.

Собственная экономическая деятельность, в т.ч. кооперативная и организация ремонтных бригад

Практически всюду (кроме Липецка)

13.

Займы

            -  //  -

14.

Взносы

            -  //  -

15.

Гранты зарубежных фондов

Пермь, Сызрань, Новгород

 

Не оговорена экономическая деятельность в положениях о ТОС Зуевского района Кировской области. Отсутствует раздел о финансах и имуществе ТОС в положениях о ТОС Старорусского и Боровического районов Новгородской области.

От статуса и полномочий КОС зависит его статус как грантополучателя и налоговый статус. Например, от местных налогов освобождены КОС Барнаула, Самары, Нижнего Новгорода.

В нашей источниковой базе есть документы о бюджете ряда КОС.

 

 

                                              (совет)

Доходная часть бюджета ССМ Верхние Печёры (Нижний Новгород) в 1997 г. составила примерно 355 тысяч долларов. 83,4% этой суммы получено за счет местных налогов и сборов с рынка (структуру доходов  см. таблицу 2).

Таблица 2.

Доходная часть бюджета ССМ Верхние Печоры (Ниж. Новгород) в 1997 г.

Источники дохода

Доля в структуре доходов, %

- разовый сбор за торговлю с машин и передвижных киосков

- 45,4 %

- сбор за киоски и право торговли

- 26,9%

- сбор за уборку торговой территории

- 5,9%

- бронирование мест на торговой территории

- 1,4%

- плата за аренду земли

- 3,8%

Итого:

83,4%

 

В Самаре в 1997 г. ремонтные бригады СТОС 7а принесли доход 100 тыс. долларов.

В Саратове в 1995 г. 30 КОС получили 87 тысяч долларов, в т.ч. целевых от администрации - 44 тысячи долларов, доходов от налогов за право торговли вино-водочными изделиями - 36 тысяч долларов, доходов от сбора на право торговли - 7 тысяч долларов. В 2000 г. по социальным тендерам администрация Самары перечислила 30 КОС 65 тысяч долларов. Это - немного, примерно, 3 тысячи долларов на КОС.

Интересно сравнить структуру доходов КТОСМ Центр и КТОСМ Юго-Западный г.Сызрани в 1997 г. (таблица 3).

Таблица 3.

Доходная часть бюджетов КТОСМ (г.Сызрань)

Источник дохода

Доля данного источника в доходной части бюджета*

 

 КТОСМ Центр

 КТОСМ Юго-Западный

1. Бюджет (экологический фонд, фонд социального обеспечения)

30%

3%

2.Самостоятельная хозяйственная деятельность

20%

40%

3. Грант фонда Сороса

49%

-

4. Спонсорская помощь

1%

30%

5. Иное

-

27%

 * Примечание: В абсолютных величинах в 1997 г. доход КТОСМ Центр составил 13250$, а КТОСМ Юго-Западный - 3500$.

Сравнительный анализ расходных частей бюджетов ССМ Сухово-Дерябихского (Иваново) и ССМ Верхние Печёры (Нижний Новгород) в 1996-97 г.г. представлен в таблице 4. Доходы и того, и другого советов получены, в основном, за счет налогов и сборов с рынка.

Расходная часть бюджетов КТОСМ (г.Сызрань)

Таблица  4.

Статьи расхода

ССМ Сухово-Дерябихский (доход в 1996 г. - 46 тыс.$)

ССМ Верхние Печеры

(доход в 1997 г. - 335 тыс. $)

1. На благоустройство рынка и гаражи

52,8%

52,19%

2. Налоги и банковское обслуживание

16,1%

6,4% (ССМ не облагается местными налогами)

3. Содержание аппарата

12,6%

17%

4. Культ-массовые мероприятия

8,3%

2,88%

5. Благотворительная деятельность и материальная помощь

8,6%

3,51%

6. ДНД

1,6%

-

7. Хозяйственные расходы и оборудование

-

6,09%

 

Анализ расходов этих ССМ, а также сопоставление таблиц № 5 и № 6 показывает следующее:

1) Отмена местного налогообложения более чем в 2 раза облегчает налоговое бремя для ССМ.

2) Относительно “бедный” КТОСМ Центр г.Сызрани и, относительно, “богатый” ССМ Сухово-Дерябихский г.Иваново  потратили в 1996-97 г.г. на социальные нужды примерно равные суммы. Это связано с тем, что КТОСМ Центр не вкладывал денег в развитие “своего” рынка.

В целом, наша источниковая база показывает, что ТОС по масштабам доходов можно условно разделить на:

а) богатые (с годовым доходом 46 - 355 тыс. долларов),

б) среднего достатка (около 13 тыс. долларов годового дохода),

в) ниже среднего достатка (3 - 3,5 тыс. долларов годового дохода).

Богатые КОС получают доходы за счет передачи им прав сборов и налогов с местных рынков, а также за счет выгодных заказов ремонтных бригад. Среднего достатка КОС получают до 50% своего бюджета за счет грантов.

Интересно, что богатые КОС, в основном, действуют в регионах, где средний возраст жителей - 35 лет. В этих же регионах зарегистрирована и наибольшая рождаемость.

Итак, чтобы КОС могли нормально существовать, реальному политическому руководству страны надо либо отдать им права собирать местные налоги и сборы с рынков, т.е. дать возможность КОС опереться на мелкую и среднюю российскую буржуазию, либо стимулировать влияние зарубежных спонсоров на КОС, т.е. дать возможность развиваться в нише ТОС зарубежному социально ориентированному капиталу.

 

Экономическая основа ТОС  в Нижегородской области

 

 

В Нижегородской области имеется следующая экономическая основа ТОС.

В Уставе Нижегородской области определено, что экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земли, ее недра,  вода, леса, растительный и животный мир) в границах территории местного самоуправления, муниципальное имущество, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения.

В свою очередь органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления (ОТОС) часть своих функций, заключать с ними договора (соглашения), если это не противоречит федеральным законам и законам области.

Устав города Н. Новгорода и Положение о территориальном общественном самоуправлении, признавая и гарантируя ТОС, определяют экономические условия ТОС. Это находит свое выражение прежде всего в:

·        признание права ТОС на собственность;

·        праве органов ТОС самостоятельно управлять ею;

·        праве органов ТОС самостоятельно формировать, утверждать и исполнять смету (бюджет) ТОС.

Уставом местного самоуправления города Н. Новгорода органы ТОС признаются частью системы местного самоуправления в городе и наделяются собственной компетенцией. Соответственно органы ТОС осуществляют свою деятельность за счет собственных, заемных и бюджетных ассигнований, выделяемых администрацией города и районов, а также за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности и добровольных взносов.

А финансовые ресурсы районов и поселков города состоят из доходов по закрепленным источникам, дотаций и субвенций из бюджета города и внебюджетных средств и используются ими самостоятельно.

Свои финансовые ресурсы органы ТОС расходуют на социально-экономическое развитие территории, озеленение, санитарную очистку территории, оборудование, содержание и ремонт жилищного фонда, на ремонт детских и спортивных площадок, приобретение инвентаря, оборудования и материалов для осуществления своей деятельности, для оплаты работы специалистов органов ТОС, благотворительные цели.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности органов ТОС осуществляется районными администрациями только в части использования бюджетных средств.

В свою очередь органы ТОС пользуются материальными объектами и имуществом необходимых для выполнения уставных задач, являющихся материальными ресурсами.

В состав материальных ресурсов органов ТОС могут входить:

-имущество, переданное безвозмездно в собственность, либо в пользование или в аренду органу ТОС;

-имущество, созданное в результате трудового участия жителей, или приобретенное на их добровольные взносы, передаваемое с согласия населения в собственность органу ТОС или в его подчинение для осуществления оперативного управления;

-хозяйственные подразделения и материальные объекты, созданные в установленном порядке органом ТОС за счет имеющихся у него средств и составляющих его собственность.

Органу ТОС могут быть переданы функции управления и распоряжения отдельными социально значимыми объектами муниципальной собственности, расположенными на территории микрорайона.

В целом орган ТОС самостоятельно, в пределах утвержденных смет (бюджета) или по согласованию с районной администрацией, в пределах затрат, не предусмотренных сметой (бюджетом), использует имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с принятыми планами и программами.

К этим внутренним документам, регламентирующим экономическую деятельность органов ТОС можно отнести:

-социально-экономический паспорт территории;

-план социально-экономического развития территории;

-положение об оплате труда работников органов ТОС;

-бюджет (смета) ТОС;

-договор о делегировании полномочий органу ТОС;

-договор о сотрудничестве с предприятиями и организациями на территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная тема, как в общем, все про ТОС, актуальна сегодня. Всем известно, что от финансово- экономического обеспечения (т.е. от того, как уметь получать денежные средства и как правильно их расходовать) зависит сам факт существования организации, а для этого необходимо знать , что такое ТОС сам по себе, что такое собственность ТОС, из чего формируется бюджет ТОС и т.д.

Надеюсь моя работа поможет тем, кто ее прочтет,  получить общее представление об этом.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 



Hosted by uCoz