Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

Территориальные коллективы

Васильев А.А., старший преподаватель

кафедры управления и маркетинга ВВАГС

Термин “автономия” означает самостоятельность, самоуправление. Это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном устройстве. В конституции закрепляется принцип автономии административно-территориальных единиц (муниципальных образований), т.е. автономии местного самоуправления, ее самостоятельности в том круге местных вопросов, где она независима от государственной власти.

Местное самоуправление – представляет собой самостоятельную форму осуществления народовластия на местах, это – власть местного территориального коллектива.

Органы местного самоуправления автономны. Во-первых, они не входят в систему государственной власти. Во-вторых, они не соподчинены друг другу. Их самостоятельность осуществляется в пределах административно-территориальных границ (территориальных коллективов), своих полномочий, определенных законом и принятым на его основе уставом данного муниципального или территориального образования (коллектива), на свои финансовые и иные средства и под свою ответственность.

Местное управление в отличие от местного самоуправления может осуществляться двумя видами различных органов и в двух формах: как государственное местное управление и как муниципальное управление. Государственное местное управление представлено органами и должностными лицами, назначенными государством.

Муниципальное управление реализуется избранным жителями советом и мэром с подчиненными ему муниципальными службами, ведающими местными делами.

Административно-территориальные единицы подразделяются на “естественные” и “искусственные”. Первые – это мелкие поселения, села, города, где люди исторически и “естественно” группировались для совместной жизни, Они выбирали для управления совместной жизнью определенных лиц – вождей, старейшин, советы, созывали собрания и сходы. В дальнейшем эти образования получили обобщенное название “община” и стали низовой административно-территориальной единицей.

Община – это территориальный коллектив, где имеются органы управления, избираемые  населением. Эта система управления получила название общинного, коммунального, муниципального самоуправления.

Искусственные административно-территориальные единицы создавались “сверху”, решениями государственных органов, проводивших деление территории. Так возникли, губернии, области и районы. Они получили обобщенное название регионов, а система управления – регионального самоуправления и управления.

Проблема разграничения общинного и регионального управления имеет принципиальное значение. В 1990 г. Совет Европы, куда входит Россия, приинял Европейскую хартию о местном самоуправлении, существует также Европейская хартии о региональном самоуправлении. Хотя в некоторых российских  официальных документах применяется обобщенное понятие “регион”, но оно относится к субъектам Федерации. В Европейской хартии о региональном самоуправлении под регионами понимается уровень выше общин: районы, области и округа. Хартия устанавливает, что в таких административно-территориальных единицах следует избирать советы или, по крайней мере, создавать при руководителях регионов совещательные органы типа советов.

В России, к сожалению, отсутствуют различия в структуре органов местного и регионального управления, за исключением сходов граждан, которые не созываются на региональном уровне. Разница состоит в численности избираемых органов, в профиле создаваемых ими комиссий, в их полномочиях, в размере территории и численности населения, на которое распространяется власть местного самоуправления, но структура органов, в общем, одинакова. В других странах есть существенные различия между структурами местных органов, существующих в общинах и регионах.

В общинном самоуправлении используются различные виды органов. На низовом уровне, в селе, группе деревень, мелкой общине совет не избирается, а по мере надобности созывается сельский сход. Сход решает насущные вопросы жизни села (ремонт дорог, противопожарная безопасность и др.). Сход открытым голосованием выбирает старосту. В некоторых странах сход  избирает и других должностных лиц (например, констебля, ответственного за поддержание порядка, наш аналог - ДНД). В более крупных общинах гражданами избирается совет, обычно на 2-4 года. Органом общины и одновременно высшим должностным лицом является избираемый жителями или советом мэр. Иногда непосредственно жителями или советами, особенно в англосаксонских странах, избираются и другие должностные лица общины (например, казначей общины, наш аналог - бухгалтер). В некоторых - имеется коллегиальный исполнительный орган.

Формой местного самоуправления в общине являются местные референдумы, но они проводятся только в крупных общинах. Формами самоуправления в общине является также народная правотворческая инициатива (предложения граждан должны быть рассмотрены на открытом заседании совета). Территориальные органы общественного самоуправления, создаваемые в различных странах не рассматриваются как органы муниципального управления. Это – общественное самоуправление, хотя такие органы могут выполнять некоторые публичные функции (например, выдавать жителям различные справки, осуществлять торговые сборы, вести первичный статистический учет и др.). Возможность создания таких органов предусматривает и российский закон об общих принципах организации местного самоуправления. Различного рода комитеты, советы, другие органы общественного самоуправления могут создаваться жителями микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и т.д. Если это предусматривает устав муниципального образования, такие органы могут быть юридическими лицами. Вопрос о том, является ли в России такие органы органами местного самоуправления, обладающими властными полномочиями, в законе прямо не решен. Из их названия – “территориальное общественное самоуправление” можно сделать вывод, что такими органами они не являются (хотя в Н. Новгороде они могут получить делегированные полномочия от органов муниципального управления).

 

Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz