Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

 Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного самоуправления

 

О некоторых проблемах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

 

Прокопьева Т. И. Зав. сектором правового Управления аппарата Государственного Совета Республики Коми.

Проблема разделения власти по вертикали в федеративном государстве не ограничивается исключительно вопросами такого разделения между федеральным центром и субъектами федерации. Логическим продолжением ее являются проблемные вопросы разграничения властных полномочий между органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и находя­щимися на их территории органами местного самоуправления.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления соглас­но нормам ст. 12 Конституции РФ и не входят в систему органов государственной власти, они в любом случае осуществляют пуб­личную власть со всеми присущими власти признаками (свой­ствами). Более того в соответствии с нормами п.5 ст.4, п.6 ст.5 и ч.4 ст.6 Федерального закона «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления помимо законодательно закрепленных за ними на федеральном уровне субъектов Российской Федера­ции предметов ведения могут наделяться также и отдельными государственными полномочиями.

Вопросы наделения органов местного самоуправления госу­дарственными полномочиями, несмотря на их важное место в си­стеме местного самоуправления, остаются до сих пор малоизучен­ными и разработанными, следовательно, и достаточно проблема­тичными.

Анализ принятого в данной области законодательства субъек­тов Российской Федерации в условиях несвоевременного и не­надлежащего регулирования этих вопросов федеральным зако­нодательством свидетельствует о разнообразии подходов субъек­тов федерации к решению проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на своих территориях. Некоторые субъекты Российской Федерации (Пермская, Свердловская, Ленинградская области и др.), вос­пользовавшись в отсутствие федерального закона правом опере­жающего нормотворчества, разработали и приняли свои законо­дательные акты, устанавливающие общие принципы и подходы наделения органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями. Иные субъекты Федерации, к чис­лу которых относиться и Республика Коми, осуществляют регу­лирование данных вопросов посредством принятия, порой недо­статочно последовательных, отдельных законов по наделению представительных и исполнительных органов местного самоуп­равления государственными полномочиями различного рода. Толь­ко в течение 1999 г. Государственным Советом Республики Коми были приняты 4 законодательных акта, в соответствии с нормами которых органы местного самоуправления наделялись отдельны­ми государственными полномочиями по государственной регист­рации актов гражданского состояния; по совершению нотариаль­ных действий; по регулированию цен (тарифов), надбавок, рас­поряжению землями, находящимися в границах муниципальных образований. К сожалению, подобную тенденцию нельзя при­знать позитивной.

Однако, как показывает практика, целый рад проблем в деле передачи субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления государственных полномочий вызвано не только отсутствием законодательного акта по указанным вопросам, но и несовершенством положений действующего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Представляется целесообразным оста­новиться на следующих проблемных моментах:

1. До настоящего времени остается открытым вопрос о преде­лах делегирования государственных полномочий. Очевидно, что отдельные государственные полномочия не могут быть делегиро­ваны органам местного самоуправления ни при каких обстоятельствах.                                               

2. Не имеется единства мнений по вопросу, касающемуся объе­ма передаваемых муниципальным образованиям полномочий: осу­ществлять передачу равного объема полномочий одновременно всем органам местного самоуправления либо, использовав меха­низм постепенной, поэтапной передачи, наделять полномочиями конкретные муниципальные образования.

 3. Нечеткость в определении субъекта, которому передается осуществление государственных полномочий, порождает теоретическую возможность наделения такими полномочиями в соответ­ствии с абзацем 5 ч.1 ст.1 и ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» либо из выборных и других органов мест­ного самоуправления, образуемых и соответствии с уставом му­ниципального образования. Во избежание нарушения статуса ор­ганов местного самоуправления наиболее оптимальной и юриди­чески верной представляется передача полномочии представитель­ному органу с указанием на возможность либо невозможность вторичного делегирования.

4. Неоднозначность в понимании вызывают также и положения последнего абзаца ч.2 ст.6 во взаимосвязи с нормами ч.4 данной статьи. Если принятие к своему рассмотрению муници­пальными образованиями иных вопросов местного значения за­конами субъектов РФ является их правом, предполагающим доб­ровольность такого принятия, то представляется неясный харак­тер делегирования органам местного самоуправления государствен­ных полномочий.

5. Требуют законодательного разрешения вопросы, касающи­еся оснований и порядка возвращения (отзыва) переданных му­ниципальным органам государственных полномочий.

 6. Не имеет логической и правовой завершенности также воп­рос, касающийся формы передачи муниципальным образовани­ям для выполнения государственных полномочий необходимых материальных и финансовых средств, поскольку наделить мате­риальными и финансовыми средствами разные по споим масшта­бам и специфике муниципальные образования, определив разме­ры таких ресурсов на неограниченный срок, закрепив это в нор­мах одного конкретного закона, регламентирующего общие по­ложения передачи государственных полномочий, практически не­возможно.

7. К сожалению, нельзя согласиться с позицией судов общей юрисдикции по проблемам делегирования полномочий органами местного самоуправления государственным органам. Так, в ре­шении Верховного Суда Республики Коми от 02.11.98, подтвер­жденном определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.98, признаны не соответствующими конституционным принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации такие нормы Закона Республики Коми «О местном самоуправлении в Республике Коми», которыми закреплялось право органов местного самоуправления на передачу в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по реше­нию вопросов местного значения органам государственной влас­ти. Со своей стороны это право лишь расширяет полномочия ор­ганов местного самоуправления, а не сужает их.

Вопросы, касающиеся правовых проблем передачи государ­ственных полномочий органам местного самоуправления, явля­лись предметом рассмотрения Конференции Северо-Западной Парламентской Ассоциации, состоявшейся 15-16 октября 1999 г. в г. Санкт-Петербурге. По результатам обсуждения было приня­то решение об обращении опыта практики наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полно­мочиями, складывающейся в субъектах Северо-Запада России, с целью подготовки модельных законов субъектов Российской Фе­дерации: «О порядке наделения органов местного самоуправле­ния отдельными государственными полномочиями» и «О норма­тивных актах органов местного самоуправления в связи с приня­тием государственных полномочий».

Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации в меру имеющихся возможностей и средств пытаются разрешить проблемы, возникающие в связи с осуществ­лением органами местного самоуправления отдельных государ­ственных полномочий. Вместе с тем, необходимость в скорейшем урегулировании данных вопросов федеральным законодатель­ством посредством принятия федерального закона о порядке и принципах наделения органов местного самоуправления отдель­ными государственными полномочиями является бесспорной. За­конодательное решение обозначенных проблем, несомненно, при­внесет необходимую сбалансированность в систему взаимных прав, обязанностей, полномочий, и ответственности федеральных орга­нов государственной власти, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz