Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Вторая Всероссийская конференция
«Местное самоуправление, федеральная и
региональная власть»
Москва
23 апреля 2000 г.
Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между органами
государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного самоуправления
Арбузов. С.В. Заместитель директора Департамент
стратегического развития, начальник нормативно-правового управления
Администрации г. Омска.
В Конституции
Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое
государство.
Закрепленные
в Конституции РФ принципы федерализма правового государства и организации
местного самоуправления тесно связаны между собой и являются основополагающими,
а системе государственного устройства России. Местное самоуправление играет
важную роль в развитии федеративных отношений, так как именно оно дополняет
комплекс отношений между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъекта РФ. Местное самоуправление выступает
самостоятельным субъектом взаимоотношений в силу своего конституционного
статуса, не считаться с которым нельзя. Наиболее активны и заметны здесь
города. Часто именно взаимоотношения органов государственной власти с городским
самоуправлением придают своеобразие той или иной региональной политике. Спектр
взаимоотношений здесь достаточно широк, от четкого разграничения полномочий и
взаимодействия в пределах выделенной компетенции до попыток ограничения
полномочий и ликвидации органов городского самоуправления.
В условиях
федеративного устройства российского государства четко прослеживаются три
относительно самостоятельных уровня власти: федеральный, региональный и местный
(муниципальный). Стабильность государственного устройства во многом будет
зависеть от того, насколько эти уровни власти будут уравновешены. Для этого
должны быть предусмотрены механизмы обеспечения самостоятельности каждого из
уровней власти и механизмы предотвращения необоснованного вмешательства в компетенцию
одного уровня власти в компетенцию другого.
Одним из
таких механизмов является механизм разграничений полномочий между органами власти
соответствующего уровня при условии соблюдения принципа единого правового пространства.
Принцип единого правового пространства подразумевает единую, иерархически
построенную правовую систему, в которой нормативные правовые акты нижестоящего
уровня не должны противоречить нормативным правовым актам вышестоящего уровня.
Каждому
уровню власти соответствует определенный уровень правового регулирования.
Поэтому можно говорить также о трех уровнях правового регулирования,
составляющих правовую систему государства: федеральном, региональном и местном
(муниципальном) уровне правового регулирования.
В настоящее
время на уровне РФ и субъектов РФ предметы ведения и полномочия соответствующих
государственных органов четко разграничены. Конституцией РФ определены предметы
исключительного ведения РФ и предметы совместного ведения. Вне пределов ведения
РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73
Конституции РФ).
На наш
взгляд, подобный принцип разграничения предметов ведения и соответственно полномочий
между органами государственной власти и органами местного самоуправления
должен применяться и на уровне региональная - муниципальная власть. В
Конституции РФ порядок разграничения полномочий на I этом уровне не
конкретизируется. Содержание понятий «предметы ведения» и «полномочия органов
самоуправления» в Конституции РФ раскрывается через определения «вопросы
местного значения» и «отдельные государственные полномочия», которыми могут
наделяться органы местного самоуправления. Тем самым в Конституции РФ
определены два концептуальных подхода. Через понятие «вопросы местного
значения» подчеркивается самостоятельность органов местного самоуправления и их
обособленность от органов государственной власти; через понятие «отдельные
государственные полномочия» определяется возможность привлечения местного
самоуправления к управлению государственными делами.
Однако в
дальнейшем в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», призванном конкретизировать
конституционные нор мы о местном самоуправлении, была принята такая юридическая
конструкция определения предметов ведения местного самоуправления, которая
значительно усложнила проблему разграничения полномочий между органами
государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.
Можно назвать
три правовые проблемы, которые требуют своею законодательного разрешения.
Первая
проблема. Федеральный закон об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» содержит перечень из 30 вопросов местного значения,
отнесенных к ведению муниципальных образований. Этот перечень вопросов местного
значения нуждается в уточнении, поскольку многие из них с достаточным на то
основанием могут быть отнесены к государственным.
В Федеральном
законе следует выделить вопросы, находящиеся в исключительном ведении местного
самоуправления, и вопросы совместного ведения субъекта РФ и местного
самоуправления. Шаги в этом направлении законодателем уже сделаны. Ст. 84, 85,
86, 87 Бюджетного кодекса РФ определены виды расходов, которые финансируются
либо исключительно из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного
бюджета, либо совместно из бюджетов всех уровней. Эти расходы уже не совпадают
с перечнем вопросов местного значения, предусмотренным ст.7 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Необходимо в
ближайшее время определить порядок реализации полномочий органов местного
самоуправления и органов государственной власти по вопросам совместного
ведения и совместного финансирования.
Представляется,
что до законодательного уточнения вопросов, относящихся к совместному ведению,
совместному правовому регулированию, совместному финансированию возможно
заключение соглашений (договоров) между органами государственной власти
субъекта РФ и органами местного самоуправления соответствующего муниципального
образования на определенный срок, например, на время действия бюджета субъекта
РФ и соответствующего муниципального образования. Это может быть неплохим
полем для нахождения компромисса и для дальнейшей работы по разграничению
полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами
местного самоуправления.
Вторая
проблема. Значительно усложняет процесс разграничения полномочий между органами
государственной власти и органами местного самоуправления существующий порядок
наделения органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями.
Так,
подтверждаются высказываемые некоторыми учеными и практиками опасения о том,
что без уточнения понятия «отдельные государственные полномочия», при разном
толковании формулы «могут передаваться» (а значит, могут и не передаваться)
произойдет пересечение с вопросами местного значения. На одной территории
могут создаваться две системы управления: одна по вопросам местного значения,
другая по вопросам государственного значения. Сегодня мы уже знаем такие
примеры.
Необходимо в
федеральном законодательстве отделить регулирование вопросов местного значения
от иных вопросов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий. Следует также уточнить понятие
«государственное полномочие».
Крайне важно,
чтобы передаваемые на уровень местного самоуправления государственные
полномочия были обеспечены необходимыми для их выполнения ресурсами.
Третья
проблема. Правовое обеспечение условий для действия органов местного
самоуправления в пределах собственной компетенции.
Органы
местного самоуправления не могут наделять себя дополнительной компетенцией,
кроме предусмотренной законодательством.
В этом смысле
формула, предусмотренная в Федеральном законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», о том, что муниципальные образования
вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их
ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов
государственной власти, должна быть исключена, поскольку здесь также возможно
вмешательство в компетенцию других органов власти.
Сегодня очень
важна позиция федеральных органов власти в вопросах совершенствования
нормативно-правовой базы для дальнейшего разграничения полномочий между
органами государственной власти и органами местного самоуправления. На уровне
законодательства большинства субъектов РФ этот вопрос не может быть решен в
силу двух основных причин. Первая - в большинстве субъектов РФ слишком
раскручен маховик, направленный на ограничение прав органов местного
самоуправления. Вторая - противоречия и недостатки в правовом регулировании
вопросов разграничения полномочий органов государственной власти и местного
самоуправления в федеральном законодательстве, прежде всего при определении
собственных полномочий органов местного самоуправления, не позволяют
совершенствовать законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении.
Разрешение
отмеченных правовых проблем в разграничении полномочий между органами
государственной власти и органами местного самоуправления позволит снять
напряженность во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления и обеспечит их эффективное взаимодействие.
Главная
Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip