Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между
органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного
самоуправления
Законодательно-правовые проблемы государственного
устройства. Пути совершенствования государственного управления и местного
самоуправления в России.
Рябченюк Ю.В. Председатель
Комитета по местному самоуправлению и муниципальной реформе Администрации
Тюменской области.
За год, который прошел со дня нашей первой конференции в кампусе «Кунцево», произошло довольно много событий: сменилось много первых лиц на политической арене, правительств, выбрали нового президента... Но стремительные изменения планов, действующих лиц не снизили, а наоборот усилили то напряжение, которое последний год висит в воздухе, занимает мысли всех выборных лиц на всех уровнях управления и власти, - идея вертикали власти», озвученная идеологом движения «Отечества» господином Примаковым.
Необходимо осмыслить происходящие в последнее время процессы, вернуться и вспомнить, что происходило с нами последние несколько лет.
Не случайно дискуссия по вопросам государственного устройства России развернулась в последние год-два. Это связано с тем, что со дня принятия новой Конституции России прошел своего рода критический срок, в течение которого выявились видимые недостатки государственного устройства, или то, что кажется таковыми критикам Конституции.
Основная полемика развернулась вокруг предложений восстановить «вертикаль власти», средством чего должна стать замена избираемости глав администраций регионов на их назнача-емость. Также предлагается урезать право на местное самоуправление, а то и отменить его вовсе. Аргументы сводятся к потере управляемости, безответственности и самовольству местных «князьков» и т.п.
При этом в дискуссиях обходится важнейший вопрос, который должен был бы обсуждаться прежде всего: являются ли видимые недостатки следствием органических пороков избранной системы государственного устройства или это всего лишь разделение условий ее функционирования, непритёртости, необкатанности механизма властных отношений. Исходя из самых общих сопоставлений, мы должны согласиться, что имеет место второе. Ведь в старых демократиях Европы и Америки эти системы работают достаточно эффективно. Связано это прежде всего с тем, что их функционирование происходит в условиях сложившихся обычаев и традиций, которые и являются той самой «смазкой» государственного механизма.
Например, некоторыми думскими деятелями предлагается явно бесперспективная процедура утверждения министров в Думе. При этом ссылаются на опыт США, где для назначения министров требуется согласие парламента. Но в том-то и дело, что там эта процедура, в соответствии с обычаем, является формальной. А в нашей стране такой опыт был в 1989 г. в Верховном Совете СССР, что надолго парализовало работу и правительства, и парламента. Не обеспечивает такая процедура и большей компетентности состава правительства.
Очевидно, что, с одной стороны, примеряя различные системы, подсмотренные за рубежом, следует обращать внимание на специфичность фактора обычая и традиции, которые просто не сработают при переносе. С другой стороны, практика функционирования системы, принятой ныне в России, с течением времени тоже может породить собственные традиции и собственные обычаи, обеспечивающие большую эффективность. При этом совершенно ясно, что частые реформы и перестройки не выработают никакой разумной традиции, маскирующей недостатки какой-либо системы.
Становлению новой системы государственного устройства мешает память о старой традиции, и преодоление ее тоже требует времени. Еще и поэтому нельзя допускать шараханий от старого к новому и обратно.
Параллель с развитыми странами Запада не может быть проведена и по другой важной причине. Западные страны живут в режиме устойчивого экономического развития и политической стабильности. Россия, напротив, пережила крутую ломку политической системы и экономического уклада, а теперь ей предстоит одновременно решать две грандиозные задачи: заново строить государство и новую экономику. Причем в последнем случае речь идет не только о модернизации), о происходит в индустриальных странах Азии и Латинской Америки), но и о коренных институциональных реформах.
Проводить реформы одновременно в двух таких сферах крайне важно. Поэтому нередко правящие круги проводят экономические реформы в условиях авторитарного правления, а то и диктатуры. Так происходило с «азиатскими тиграми», в Чили, Перу.
Более всего показателен пример Казахстана, страны, наиболее схожей с Россией по исходным условиям. В этой стране существует авторитарный режим «управляемой демократии», включающий жесткую вертикаль власти: назначение Акимов сверху донизу, никакого местного самоуправления. В то же время именно Казахстан в настоящий момент имеет лучшие среди стран СНГ результаты экономической реформы: по размерам иностранный инвестиций (на душу населения в 6 раз выше, чем в России, и в 2 раза - чем в Китае), по уровню доходов населения (на 30-50 % чем в России), в развитости институтов рынка. Тем не менее, вывод о благотворной роли авторитаризма для проведения реформ был бы преждевременным.
Есть более существенное (и решающее) отличие Казахстана от России. А именно - гораздо более выраженная воля к реформам. Если в первые годы независимости Казахстан делал шаги след в след России, то в определенный момент реформы там резко ускорились. А в это время в России президент Ельцин продолжал выстраивать политику «сдержек и противовесов», которая была направлена на укрепление личной власти, но проведению реформ никак не способствовала.
Если же обратиться к опыту всех постсоциалистических страна к наилучших результатов достигли как раз те страны, где экономические реформы шли одновременно с политическими в условиях полной демократии (Польша, Чехия, Венгрия, Словения)»
Следовательно, оснований для распространенной иллюзии, чти» для выхода из кризиса достаточно ужесточить политический режим, восстановив «вертикаль власти» и урезав местное самоуправление, явно недостаточно. К тому же из истории известие» гораздо больше примеров, когда в условиях жесткого политического режима страны скатывались к катастрофе.
Следовательно, решая вопрос о соотношении экономических и политических реформ, надо, прежде всего, определиться с их содержательной стороной. При этом существует такая закономерность, что либеральные экономические реформы могут проводиться в условиях как демократического, так и авторитарного политического режимов. Контрреформа может идти лишь авторитарным методом.
Исходя из этого и следует оценивать политические риски для России. Если бы вопрос о том, каким способом проводить реформы, стоял в самом их начале, то вполне допустим, был бы авторитарный вариант через назначение глав администраций с последующим жестким контролем за их деятельностью, но в таком случае необходимы были сильная политическая воля и неуклонное следование принятому курсу. К сожалению, как раз этого тогда и не хватало, поэтому совершенно логичным явилось принятие либеральной Конституции 1993 года, утвердившей федеративные принципы государственного устройства с выборностью губернаторов, а также право на местное самоуправление. То есть, ответственность была перераспределена вниз, в пользу регионов и муниципальных образований.
После августа 1998 года была осознана необходимость преодоления дефицита политической воли, что и проявилось в многочисленных разговорах о восстановлении «вертикали власти». Симптоматично, что такая идея, как правило, не обосновывалась необходимостью более эффективного проведения реформ. Это была чистая идея «порядка», а во многих случаях такие разговоры вдохновлялись идеями контрреформы.
И они никоим образом не касались слабости той властной настоящей вертикали, которая предусмотрена действующей Конституцией. Имеются в виду федеральные органы власти, деятельность которых распространяется на глубинку (суды, прокуратура, милиция, налоговые органы и пр.). Слабость эта заключается в существенной зависимости их от региональных и местных властей. Зависимость эта имеет как статусный характер, поскольку, как правило, назначение региональных руководителей федеральных органов происходит через согласование кандидатур, так и материальный, поскольку в условиях недостаточного финансирования из центра губернаторы охотно помогают региональным управлениям на местах.
Тем самым фактически покупаются услуги соответствующих структур. Поэтому, например, при помощи милиции нарушается Конституция, когда на границах субъектов Федерации устанавливаются кордоны, препятствующие вывозу сельхозпродуктов. Суды под давлением принимают угодные региональным властям решения. Налоговые органы по заказу «прессингуют» определенные промышленные и финансовые Структуры. То есть во многих случаях переход федеральных структур в регионах под влиянием местных властей является формой коррупции. А коррупции это крайнее выражение слабости государства.
Введение назначаемости губернаторов вместо их выборности только не решит этой проблемы, но и усугубит ее. Ведь когда источники власти у федерального чиновника и губернатора разные, то это дает первому хотя бы психологическое основание держать дистанцию и осуществлять независимый контроль. Когда источник власти один, то, имея сильную позицию в Москве, губернатор просто подомнет под себя любую федеральную структуру и «съест» любого возмутителя спокойствия.
Безусловно, Россия прошла тот момент, когда выгоды жесткой вертикали власти от Президента до мэра могли перевесить недостатки этой модели.
В стране уже начала складываться традиция выборности региональных и местных властей, само прерывание которой приведет к новой нестабильности. В основном осуществлены мероприятия экономических и политических реформ, и теперь главная задача - придать новым институтам эффективность и динамизм. Президентские выборы 1996 и особенно 2000 годов показали, что точка возврата к прошлому пройдена.
Но вступление страны в эпоху стабильного развития требует устойчивой политической системы. А искомую устойчивость дают федерализм и местное самоуправление с выборностью всем населением губернаторов и мэров. Это дает такую инерционность политической системе, что любые перемены в высших эшелонах власти не дадут сбить страну с избранного пути.
Проблема «вертикали власти» существует, но ее следует трактовать не как возвращение к старым и привычным со времен коммунистического режима формам управления страной. Проблема «вертикали власти» - это общенациональная проблема конституционного порядка и законности, а также взаимодействия системы государственного управления и местного самоуправления.
В свете всего вышесказанного очевидны задачи, которые необходимо решать.
Прежде всего, необходим механизм ответственности региональных властей за нарушение Конституции РФ, предусматривающий, в том числе отрешение губернаторов от должности и роспуск представительных региональных органов власти. Этим самым будет очерчен полный круг ответственности властей субъектов федерации: за экономические, социальные, политические результаты своей работы они несут ответственность непосредственно перед своими избирателями, за исполнение Конституции и законов отвечают веред Президентом РФ, Федеральным Собранием, судом.
Наличие такого механизма укрепит и позиции федеральных Органов власти в регионах, которые в борьбе за проведение общегосударственной интересов будут иметь дело не с всевластными удельными князьями, а с политиками, подвластными закону.
Но этого мало. Федеральному центру надо добиваться реальной и полной независимости своих представителей в регионах. В основе ее лежит материальная независимость. Региональные представительства должны полностью обеспечиваться средствами на достойное содержание, позволяющее не соблазняться помощью местных властей. Более того, принятие такой помощи должно рассматриваться как должностное преступление.
Назрела также необходимость структурной реформы федеральных органов. Вместо того, чтобы иметь представительства федеральных ведомств в каждом субъекте федерации, полезнее было бы объединить их в 15-20 федеральных округов, в которые бы входили территории нескольких субъектов Федерации. При этом окружные офисы различных федеральных органов должны находиться в разных городах. Такая реформа позволит повысить управляемость в соответствующих системах, уменьшит зависимость от региональных властей, не допустит концентрации влияния какого-либо из регионов.
Таким образом, необходимо повторить основной вывод, к которому мы с вами пришли: проблема «вертикали власти» существует, но ее следует трактовать не как возвращение к старым и привычным со времен коммунистического режима формам управления страной. Проблема «вертикали власти» - это общенациональная проблема конституционного порядка и законности, а также взаимодействия системы государственного управления и местного самоуправления.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip