Управление социальным развитием
Политика занятости в Болгарии в период рыночной трансформации
ГОРАН БАНКОВ
доктор экономики, старший научный сотрудник Института экономики
Болгарской академии наук
• Без изменения экономической политики в целом нельзя рассчитывать на быстрое
решение проблемы безработицы
• Доступ к средствам фондов ЕС в различных областях экономической
и социальной политики способствует росту занятости
• Активные действия государства по переобучению безработных позволят повысить качество
человеческих ресурсов
и их конкурентоспособность на рынке труда
После 1990 г. Болгария пережила масштабные трансформационные процессы, за которые
пришлось заплатить огромную социальную цену. Основным источником этих бед стало
государство в лице его правительства, чьи действия и политика не были направлены
на эффективный переход к рыночному хозяйству со всеми его атрибутами – конкуренцией
хозяйствующих субъектов, свободным движением товаров и услуг, рабочей силы и капитала.
Именно отсутствие государственной политики продолжает генерировать безработицу.
Все это означает, что экономическая, структурная, фискальная и социальная политика
правительства, возможно, преследовала какие-то другие цели, которые не совпали с
национальными интересами и потребностями населения.
Динамика и тенденции в области занятости
Динамика и тенденции в области занятости зависят от общей
макроэкономической среды в переходный период. Изменения в ряде макроэкономических
показателей (ВВП, объем производства и продаж, доходов и т.д.) предопределили ухудшение
ситуации с поиском работы и породили социальный дисбаланс на рынке труда. Данные
табл. 1 позволяют выделить три этапа в этой трансформации.
Первый этап охватывает начало реформ (с 1991 по 1992 гг.) и характеризуется
резким увеличением безработицы. Работы лишились главным образом занятые в промышленности
– около 430 тыс. чел., строительстве – 134 тыс., торговле и снабжении – 50 тыс.
чел. Увеличилось число работников государственного управления – с 54,1 тыс. чел.
в 1990 г. до 67,2 тыс. в 1993 г. Основная причина снижения занятости – шоковые реформы,
сопровождавшиеся разрывом хозяйственных связей между предприятиями различных секторов
экономики, а также потерей зарубежных рынков сбыта.
Критическое сокращение занятости становится испытанием для зарождающегося рынка
труда и его институтов. На этом этапе отсутствует государственная политика приоритетного
развития экономики; нет ее и в сфере занятости и безработицы.
На втором этапе произошла стабилизация уровня занятости: в 1993 – начале
1995 гг. безработица сократилась с 15,8 до 11,1%. Успех связан с расширением малого
и среднего бизнеса и увеличением числа занятых в частном секторе – с 336 тыс. чел.
до 900 тыс. В эти годы еще не были приняты законы и подзаконные нормативные акты,
которые впоследствии начали препятствовать частному предпринимательству и принуждать
его к массовому высвобождению рабочих рук. Реформы остановились, и экономика попала
в капкан ликвидности; государственные предприятия накопили огромную задолженность,
а некоторые из них оказались банкротами. Рынок труда оказался в состоянии стагнации
и разбалансированности – предложение рабочей силы превышало спрос. Сократилось и
число работодателей – с 293 тыс. в 1993 г. до 70 тыс. в 1999 г.
Третий этап сокращения занятости, начавшийся в 1997 г., наиболее отчетливо
проявился в середине 1999 г. и продолжается сегодня. Он связан с подготовкой к структурной
реформе через быструю приватизацию государственных предприятий. Но и на этом этапе
отсутствовала политика формирования приоритетов и программ развития экономики и,
в частности, выработки альтернатив и других активных мер на рынке труда. Количество
безработных увеличилось более чем на 160 тыс. чел. Произошел масштабный перелив
занятых из общественного в частный сектор. Однако большая часть трудоспособных граждан
(примерно 300-400 тыс. чел.) пережила этот период в статусе безработных.
Подобную ситуацию пережили и другие государства Центральной и Восточной Европы,
подавшие заявки на вступление в ЕС. Однако в странах “первой волны” взрывное нарастание
безработицы отмечено лишь в начале реформ, а затем по мере реструктурирования и
восстановления экономики уровень безработицы сократился до 12-14% и продолжает снижаться.
В отличие от них в Болгарии рынок труда остается крайне неравновесным с очень высоким
уровнем спроса на работу и примерно в 45 раз более низким предложением рабочих мест.
И если эту проблему подвергнуть анализу с учетом общей экономической и социальной
ситуации в стране, то можно сделать вывод: без изменения экономической политики
в целом нельзя рассчитывать на быстрое решение проблемы занятости и безработицы.
Таблица 1
Рабочая сила, занятость и безработица
| 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 |
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Рабочая сила, тыс.чел. | 4100 | 3600 | 3500 | 3300 |
3500 | 3520 | 3576 | 3564 | 3476 | 3387 |
3390 |
Занятые, тыс. чел. | 4096 | 3565 | 3273 | 2995 |
2869 | 3031 | 3085 | 3030 | 2920 | 2811 |
2837 |
Безработные, тыс.чел. | 45,6 | 255 | 499 | 600 |
537 | 434 | 422 | 536 | 466 | 567 | 700 |
Экономическая активность, % | 64,1 | 53,7 | 52,2 | 49,2 |
52,2 | 53,1 | 51,8 | 51,6 | 50,4 | 49,2 |
49,4 |
Занятость, % | 51 | 44,8 | 43,5 | 42,8 | 42,6 |
43,9 | 44,7 | 43,9 | 42,4 | 40,8 | 42,2 |
Безработица, % | 1,6 | 6,7 | 13,2 | 15,8 | 14,1 |
11,4 | 11,1 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 17,8 |
При анализе сферы занятости необходимо обратить внимание на следующие важные
обстоятельства.
Первое. В начале структурной реформы в результате приватизации государственной
собственности без обновления технологии и товарного ассортимента и отсутствия инвестиций
не разработаны сопутствующие программы развития альтернативных форм занятости сотен
тысяч трудоспособных граждан, огромная часть которых навсегда потеряла работу. Программы
временной или гибкой занятости и другие краткосрочные меры не могут решить проблемы
постоянной занятости сотен тысяч образованных и высококвалифицированных работников.
Второе. Национальная служба занятости (НСЗ) плохо справляется со своими
обязанностями. Создание рабочих мест – задача не только НСЗ и Министерства труда
и социальной политики. Это долг правительства, которое должно формировать условия
для развития такой экономики, которая будет создавать эффективную занятость.
Третье. Ликвидация в последние годы почти всех индустриальных отраслей
привела к высвобождению сотен тысяч высококвалифицированных рабочих, служащих и
специалистов без ясной перспективы найти приложение своим рукам. В этих условиях
правительство обязано проанализировать ситуацию и принять меры по переобучению тех,
кто потерял шанс трудоустроиться по своей профессии и квалификации. Для этого необходимы
как минимум два условия – выработка национальных приоритетов по секторам и экспортным
направлениям экономики и финансовые ресурсы, достаточные для реализации действенных
мер в сфере рынка труда.
Четвертое. Все еще не ясна судьба многих приватизированных предприятий.
Налицо реальная опасность, что они станут новым источником сокращения занятости
и увеличения безработицы. Значительная часть этих предприятий, де-юре перейдя в
частный сектор, исчезла в серой экономике, другие взяли на себя невыполнимые обязательства,
а третьи (и их большинство) не могут определить своих реальных собственников. В
то же время государство своей политикой создало заколдованный круг из проблем, которые
неминуемо будут вызывать новые проблемы, в том числе и в области занятости.
Пятое. Это, на первый взгляд, косвенная проблема, связанная с ценой рабочей
силы, т.е с зарплатой. Заработная плата в Болгарии одна из самых низких в Европе,
и это даже выдается за самое большое преимущество в конкуренции за рынки и инвестиции.
Но следует дать отчет, что в Болгарии бедными стали и те, кто имеет работу. Цена
рабочей силы – это оборотная сторона рынка труда. Когда этот рынок чрезмерно разбалансирован,
а у правительства нет четкой государственной стратегии (экономической, структурной,
секторной, инвестиционной и т.д.), активной политикой доходов становится та, которая
может его оживить и возродить здоровую конкуренцию путем более высокой оплаты труда.
Анализ показал, что в течение всего переходного периода в Болгарии не было
государственной политики в сфере занятости как необходимой части общей стратегии
развития страны. Процесс сокращения занятости развивался стихийно и параллельно
с распадом экономики. Это у нас основная причина самого высокого уровня безработицы.
Если рассматривать эту проблему с позиций предстоящего присоединения Болгарии к
ЕС, то очевидно, что она становится приоритетной по отношению к другим. Лишь решив
эту задачу, мы можем ожидать равноправия и в области свободного движения труда (рабочей
силы) в рамках ЕС.
Предпосылки сокращения безработицы
В период подготовки к вступлению в Евросоюз, который может
продлиться от 7 до 10 лет, Болгарии предстоит предпринять серьезные усилия по нормализации
рынка труда. Проблемы занятости в нашей стране и ЕС в общих чертах имеют известные
измерения и сущностные характеристики. Однако различны подходы и меры, которые принимаются
для решения этой задачи. Болгарии необходимы совершенствование трудового законодательства
и изучение конкретной практики стран-членов ЕС. Доступ к средствам фондов ЕС в различных
областях экономической и социальной политики повлияет на рост занятости. Неслучайно,
что совместное финансирование проектов по линии европейских фондов и государственного
бюджета в 2001 г. составили 110 млн левов.
Сочетание национального законодательства и практики ЕС должно быть динамичным,
так как и в Европейском сообществе процессы непрерывно адаптируются к переменам
в экономике и социальной сфере. Не отказываясь от целей социально-экономического
развития, Евросоюз в своей политике предусматривает постоянный поиск лучшей сбалансированности
социальной защиты и потребности в повышении гибкости и адаптации рабочей силы. C
этой целью регулярно пересматриваются принципы, уровни и масштабы социальной
помощи безработным и социально незащищенным группам населения. В большинстве
стран ЕС – Бельгии, Германии, Голландии и др. – это сопровождается даже изменением
законодательства. Основой в понимании роли социальной защиты людей, попавших в трудную
ситуацию, является то, что средства, механизмы и меры, предусмотренные государством,
должны стимулировать у них активные действия к поиску работы. Разумеется, для использования
этих мер нужны социальный консенсус, так как они затрагивают интересы всего общества
и требуют от него отказаться от некоторых традиционных социальных гарантий и достижений.
Прогнозирование перемен в количественных и качественных характеристиках занятости
в среднесрочном и долгосрочном плане показывает, что для достижения намеченных целей
в Болгарии необходим ряд важных предпосылок, которые могут быть сведены к двум сценариям:
а) продолжению нынешней модели экономического развития, основанной на валютном
регулировании со строго фиксированным валютным курсом и низкой инфляцией;
б) переходу к плавающему валютному курсу и контролируемой инфляции, не отказываясь
от использования других инструментов валютного управления.
Выбор модели развития нашей страны очень важен для политики занятости, потому
что в первом случае сохранится ряд ограничений, тормозящих развитие бизнеса и экономический
рост, а в другом – создаются более льготные условия для улучшения структурных и
функциональных характеристик экономики, негативные последствия которого следует
быстро нейтрализовать в области занятости
Второй вариант связан с демографической ситуацией в стране и прогнозом изменений
в соответствующих показателях, имеющих отношение к динамике в сфере рабочей силы
(табл. 2).
Приведенные данные показывают ухудшение ситуации во всех группах населения. Выявленные
демографические тенденции отразились и на сокращении числа лиц трудоспособного возраста
(на 425 тыс. чел. с 1990 г.), увеличении количества пенсионеров (на 42 тыс. чел.).
Все это говорит о том, что в ближайшие десятилетия Болгарии не стоит ожидать роста
трудовых ресурсов. Отсюда вывод: в политике занятости акцент необходимо сделать
на улучшение качественных характеристик, адаптацию и гибкость рабочей силы.
Тем более что неясные перспективы развития отраслей и секторов экономики не позволяют
определить даже приблизительно потребности страны в рабочей силе.
C демографической и экономической точек зрения важной становится проблема
эмиграции. По различным оценкам, за 10 лет рыночной трансформации Болгарию покинули
от 700 тыс. до 900 тыс. чел., преобладающая часть которых люди молодые и среднего
возраста. Не менее половины из них имеют хорошую специальную подготовку, среднее
и высшее образование. Этот процесс, по-видимому, будет продолжаться, поскольку
в стране нет нормальных условий для жизни, возможности для молодых людей реализовать
свой потенциал. Последствия такой массовой эмиграции многовекторые, но в данном
случае нужно выделить следующие:
Таблица 2
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в Болгарии
Год | Рождаемость
(на 1 тыс. чел.) | Смертность | Естественный
прирост
(на 100 чел.) | Население |
1990 | 12,1 | 12,5 |
– 0,4 | 8 669 269 |
1995 | 8,6 | 13,6 |
– 5,0 | 8 384 715 |
1996 | 8,6 | 14,0 |
– 5,5 | 8 340 930 |
1998 | 7,9 | 14,3 |
– 6,4 | 8 230 371 |
• отрицательный естественный прирост и усиление эмиграции в основном молодежи
приведет к уменьшению рабочей силы и дальнейшему старению населения;
• эмиграция высокообразованных специалистов лишает страну квалифицированных
кадров, которые будут ей необходимы, если предположить, что реструктуризация экономики
продолжится, но на основе новых, высокотехнологичных и конкурентоспособных производств,
продуктов и услуг;
• образование и квалификация эмигрантов оплачены государством. Реализация
этих людей за рубежом лишает страну доходов (в самых различных аспектах). Это означает,
что экспортируется самый ценный национальный капитал – человеческий, без какой-либо
компенсации.
Следовательно, ухудшение демографической ситуации будет оказывать негативное
влияние на количественные и качественные свойства рабочей силы. Отсюда очевидная
потребность в государственной демографической политике, направленной прежде
всего на поддержку рождаемости, образования и здравоохранения подрастающего
поколения.
Для сокращения безработицы в ближайшие 5-7 лет до 8-9% необходимо определить
долгосрочные отраслевые приоритеты в экономике. Такая ориентация позволит
соотнести национальный план занятости с реальными потребностями реструктуризации
экономики и превращения ее в конкурентоспособную не только по качеству продуктов
и услуг, но и качеству рабочей силы. Следовательно, будут углубляться процессы реструктуризации
занятости по отраслям и не только от общественного к частному сектору. Этот процесс
повлияет и на безработицу. На рынке труда все еще действуют высокообразованные и
квалифицированные специалисты и рабочие, которые могут реализовать себя без переобучения.
Насколько долго безработица будет сохраняться на высоком уровне, настолько больше
потребуется средств для обучения и переподготовки безработных.
С экономической точки зрения отраслевые и секторальные приоритеты зависят от
уровня инвестиций. Для Болгарии решающее значение имеют прямые иностранные
инвестиции, но для их увеличения необходимо принять ряд мер, которые затрагивают
законодательство в этой области, а также экономическую модель развития. Расчеты
показывают, что для сокращения безработицы до 8-9% ежегодные инвестиции должны составлять
примерно 2,5 – 3 млрд долл.
Еще одной предпосылкой является тесная увязка экономики с социальной политикой,
политикой доходов и занятости. Очень низкие доходы населения за 10 лет сократили
потребительские расходы домашних хозяйств примерно в 5 раз. Непрерывно снижающееся
потребление, резкое сокращение размеров реальных доходов населения отражается непосредственно
на объеме производства и услуг. Эти процессы неизбежно ведут к массовому банкротству
десятков тысяч мелких фирм, результатом которого станет увольнение занятых
в них людей. Следовательно, низкий платежеспособный спрос со стороны населения и
бизнеса порождает многочисленные экономические и социальные проблемы в обществе
и ясно указывает на необходимость качественных перемен в политике доходов и социальной
защиты. Речь идет о такой политике доходов, которые могли бы превратиться в
источник развития и роста, а не только для сохранения и маргинализации населения.
Наконец, предпосылкой, затрагивающей будущую экономическую и социальную политику,
является разработка мер по остановке процессов маргинализации безработных, особенно
тех, кто долгое время остается без работы, а также женщин, молодежи и этнических
меньшинств. Они предполагают быстрые и активные действия со стороны государства
и институтов рынка труда для сохранения и повышения качества человеческих ресурсов
и их конкурентоспособности путем обучения и переквалификации. Эта проблема важна,
потому что Болгария находится на последнем месте среди стран-кандидатов на вступление
в ЕС по принимаемым активным мерам в сфере рынка труда. Наличие этой проблемы в
сочетании с отсутствием государственной политики показывает, что она еще в обществе
не осознана и глубоко не анализируется.
Известны и другие важные предпосылки, дающие возможность прогнозировать изменения
в сфере занятости, – уровень и качество образования и здравоохранения, макроэкономическая
политика, характер рыночного хозяйства – социальный или либеральный и т.д. Болгария
действительно оказалась перед судьбоносным выбором, который будет сложным и неоднозначным.
Но перед этим следует объективно и непредвзято оценить реальные изменения прошедшей
трансформации, а конкретные выводы и уроки должны нам послужить для выработки будущей
политики.
Предпринята попытка спрогнозировать изменения в некоторых показателях, связанных
с рабочей силой, занятостью и безработицей. В частности, в области безработицы вырисовываются
два варианта развития:
а) оптимистичный, основанный на ожидании роста 6-8% ежегодно на период до 2010
г. и перемен в экономической модели развития Болгарии;
б) пессимистичный (более вероятный), который предусматривает ежегодный рост 4-5%
и сохранение существующей экономической модели.
Политика занятости при подготовке к вступлению в ЕС
В годовом докладе Европейской комиссии за 2000 г. о присоединении
Болгарии к ЕС в разделе “Социальная политика и занятость” отмечается, что наша страна
достигла некоторого прогресса в этой области. В частности, в отношении политики
занятости и рынка труда сказано, что она вместе с Еврокомиссией начала совместный
обзор занятости, на основе которого будет подготовлен национальный план, учитывающий
в большой степени директивы ЕС. Так как безработица одна из основных проблем Болгарии,
в этом документе даются рекомендации, связанные с укреплением советов по региональной
занятости, эффективной децентрализации и координации политики в этой сфере, регулярному
обучению и переквалификации трудоспособных граждан. Еврокомиссия дает также советы
по разработке программ, рассчитанных в особенности на слабо защищенные группы населения,
совершенствованию контроля и анализа принимаемых мер в сфере рынка труда. Подчеркивается
также необходимость усиления социального диалога и участия неправительственных организаций
в этой работе.
Названные оценки и рекомендации Европейской комиссии дают представление о нашей
будущей политике в области рабочей силы, занятости и безработицы. Опорными точками
этой стратегии являются:
во-первых, политика страны должна полностью отвечать требованиям европейского
законодательства, норм, стандартов и практики стран – членов ЕС;
во-вторых, национальный план занятости должен быть основан на новом отношении
государства к проблеме занятости и скоординирован с другими разделами государственной
политики и планами экономического развития;
в-третьих, ресурсы, выделяемые для реструктуризации и увеличения занятости,
а также для преодоления негативных тенденций на рынке труда, необходимо увязывать
с действиями правительства в экономической, инвестиционной, социальной, фискальной,
структурной и других областях.
Все это свидетельствует о том, что начав переговоры о своем членстве в Европейском
союзе, Болгария вступила в новый этап социально-экономического развития. Он знаменуется
более тесной координацией стратегических решений и конкретных действий государства
с политикой и практикой Европейского сообщества. В этом же ключе необходимо совершенствовать
и программы занятости и борьбы с безработицей.
|