Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

Регионы: управление и развитие


Региональный опыт социального партнерства

АНАТОЛИЙ МИШИН
кандидат экономических наук,
председатель комитета по труду администрации Алтайского края
ЛАРИСА МИЛЯЕВА
кандидат технических наук,
профессор Бийского технологического института
(Россия)


• Неформальный подход к развитию системы социального партнерства должен базироваться на учете особенностей и специфики региона
• Анализ содержания коллективных договоров показал, что
в большинстве своем они отражают важнейшие стороны социальной защиты работников, расширяют объем льгот и гарантий, установленных законодательством
• Социальное партнерство – “не догма, а руководство к действию”

В условиях развивающегося российского федерализма регионы во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей и противоречий, а в возникновении и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.

Все это и обусловило введение в научный оборот понятия региональный опыт социального партнерства , трактуемого как сложившиеся на принципах социального партнерства взаимоотношения объединений работодателей, профсоюзов и государства на уровне территориально-государственных образований страны, субъектов Российской Федерации. Особый интерес в данном случае представляют основные направления развития социального партнерства в депрессивных регионах, к числу которых относится Алтайский край.


Подведение итогов


Социальное партнерство в Алтайском крае берет начало в 1992 г., когда была создана краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и заключено первое соглашение между администрацией края, работодателями и профсоюзами. Развитие системы социального партнерства стало одним из приоритетных направлений в деятельности администрации региона и органов местного самоуправления.

С 1997 г. созданы и функционируют необходимые структуры на уровне муниципальных образований – городские и районные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Нарабатывается практика заключения территориальных соглашений между органами местного самоуправления, работодателями и профсоюзами, а также отраслевых соглашений на краевом и местном уровнях. Набирает темпы ход заключения коллективных договоров в организациях. Одновременно оформляются организации социального партнерства - территориальные советы председателей профсоюзных комитетов, краевых и совместных городских и районных объединений работодателей.

Все эти мероприятия проводятся на базе принятых в 1997-1998 гг. законов “О социальном партнерстве в Алтайском крае” и “Об объединениях работодателей в Алтайском крае”, других документов нормативно-методического характера, подготовленных комитетом администрации края по труду. Статьи первого закона не повторяют норм, установленных на федеральном уровне, а лишь уточняют или вводят дополнительные нормы, обеспечивающие органическое единство с федеральными законами о коллективных договорах и соглашениях.

Так, детально определены подходы к подготовке региональных, отраслевых и территориальных соглашений, работе трехсторонних комиссий, установлению взаимоотношений между субъектами социального партнерства. Реально расширена правовая основа для регулирования отношений в сфере труда и социальной жизни края, поскольку разработчики закона исходили из того, что нарушение трудовых прав и социальных гарантий, зависимость работников от работодателя, плохие условия труда обусловлены не только экономическими проблемами, но и слабостью правовой базы, неразвитостью системы социального партнерства на всех уровнях.

В 1996 г. трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений действовали лишь в пяти городах и районах края. В настоящее время в процесс социального партнерства включились уже все территории. Заключено 59 территориальных трехсторонних и двухсторонних соглашений между местной властью, работодателями и профсоюзами. Анализ соглашений, представленных на регистрацию в комитет администрации края по труду, показал, что в них, как правило, включаются обязательства сторон по стабилизации производства, обеспечению занятости населения, улучшению условий и охраны труда, своевременной выдаче заработной платы. Соглашения ряда районов гарантируют предоставление рабочих мест выпускникам вузов, техникумов, профессиональных училищ, занятость работника предпенсионного возраста в случае проведения на предприятиях процедуры сокращения штатов, трудоустройство лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Активизировалось в крае принятие коллективных договоров. Опыт организации коллективно-договорной кампании накоплен в г. Новоалтайске, а также в четырех районах края (Бийском, Солонешенском, Ребрихинском и Каменском). Там ежегодно практикуется рассылка в адрес руководителей и председателей профсоюзных комитетов предприятий и организаций писем с предложением вступить в переговоры о заключении коллективного договора, составляются согласованные графики проведения собраний в коллективах. Представители муниципального органа власти участвуют в работе собраний, конференций по заключению и выполнению коллективных договоров.

Если в 1999 г. коллективные договоры заключены в 2 505 организациях края, в 2000 г. – в 3 167, то в 2001 г. – уже в 3 500. Коллективно-договорными отношениями охвачено 560 тыс. работников, т. е. каждый второй работающий. Это достаточно высокий показатель.

Сейчас на основе коллективных договоров строится внутренняя жизнь целых отраслей – железной дороги, энергетики, дорожного строительства, связи, зернопереработки. У каждого предприятия названных и других отраслей экономики края своя специфика и задачи, экономическое положение, численность персонала. Эти факторы, безусловно, учитываются при разработке и принятии коллективных договоров на местах, например в ОАО “Мельник” (г. Рубцовск). Это предприятие, как и многие другие в крае, в переходный период переживало сложный период, но постепенно смогло нарастить выпуск продукции, перевооружить производство новой высокопроизводительной техникой, укрепить персонал (сейчас на ОАО работает 560 человек).

Во многом выходу предприятия из кризиса способствовали процедуры социального диалога, отраженные в коллективном договоре. Этот локальный правовой акт, в частности, четко определяет подходы к регулярному повышению заработной платы на основе личного вклада работника в конечные результаты деятельности предприятия.

Ведущее место в коллективном договоре занимают пункты, обеспечивающие улучшение условий и охраны труда работников на основе аттестации рабочих мест. В результате оборудован комплекс прекрасных санитарно-бытовых помещений – душевые, сауны, туалеты, комнаты гигиены для женщин. На территории действует современный медицинский профилакторий. С середины 2001 г. введено бесплатное для всех работников горячее питание в обеденный перерыв. Выделяются необходимые средства на обучение работников, их отдых, а также отдых детей и др.

Коллективный договор ОАО “Мельник” имеет ярко выраженную направленность не только на реализацию общих задач предприятия, но и на социальную защищенность работников.

Надо также упомянуть активное заключение коллективных договоров на предприятиях связи, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, промышленности, в системе образования. Но низок их процент в сельскохозяйственных организациях, в том числе в фермерских хозяйствах, на предприятиях торговли и общественного питания. Мало их в малом и среднем бизнесе.

Анализ содержания коллективных договоров показал, что в большинстве своем они отражают важнейшие стороны социальной защиты работников, расширяют объем льгот и гарантий, установленных законодательством. Но в то же время в ряде случаев коллективные договоры не выполняются в части своевременной выдачи заработной платы. Нередко в них включаются положения, противоречащие законодательству и сложившейся в крае практике.

Развитие договорных отношений в сфере труда тормозят недостаточная заинтересованность работодателей в налаживании партнерских отношений с работниками, отсутствие инициативы со стороны работников и их представительных органов в заключении коллективных договоров и соглашений. Анализ информации, полученной комитетом администрации края по труду, показал, что представительные органы работников – профсоюзы, советы трудовых коллективов, советы уполномоченных коллектива и другие – созданы лишь в четвертой части организаций края. Одной из основных причин такой слабой работы является банальное отсутствие “инициатора”.

Тем не менее, резюмируя изложенное, можно утверждать, что усилиями администрации края, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов в Алтайском крае создан механизм социального партнерства, учитывающий особенности и специфику региона. Основания для этого базируются на четырех моментах.

Во-первых, нормой жизни стали регулярные консультации и переговоры партнеров при разработке законов, постановлений администрации края, других нормативных актов, в том числе в области социально-экономического развития.

Во-вторых, налажено взаимное информирование сторон о принимаемых решениях, проделанной работе. Стороны, в частности, постоянно контролировали выполнение регионального соглашения на 2000-2001 гг. Распространена практика взаимного участия в мероприятиях, проводимых сторонами. В ряде городов и районов края накоплен положительный опыт решения социально-трудовых проблем в режиме социального партнерства.

В-третьих, принята программа развития системы социального партнерства в Алтайском крае на 2001-2002 гг. – единственная в России программа, основная цель которой в обеспечении эффективного функционирования системы социального партнерства в более широком масштабе – край – город (район) – сельсовет – организация.

В-четвертых, принято соглашение “О социальном и деловом партнерстве в реализации социально значимых программ на территории Алтайского края”, придавшее новый импульс развитию социального партнерства, обеспечению тесного взаимодействия органов исполнительной власти края, представителей реального сектора экономики, общественных некоммерческих организаций. Под соглашением стоят подписи главы администрации края, председателя краевого Совета народных депутатов, главы администрации г. Барнаула, руководителя территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.

С предложенной концепцией конструктивного взаимодействия партнеров согласились участники соглашения – союз промышленников Алтая, союз предпринимателей, торгово-промышленная палата, городской кредитный союз, женский бизнес-центр, центр по содействию конкуренции и развитию товарных рынков, общество “Алтайская ярмарка”, Центр Интернет Алтайского государственного университета.

Таким образом, предпринимаемые меры позволяют говорить о серьезном шаге к формированию грамотной и взвешенной политики в трудовой и социально-экономической сферах Алтайского края. Согласованные действия, выработка стратегических путей развития экономики и социальной сферы региона, обмен информацией о деятельности партнеров являются базой для дальнейшего продуктивного сотрудничества государственных, коммерческих и общественных структур, обеспечивающей социальную стабильность в крае.


12 “источников и составных частей” социального партнерства


Отмеченные обстоятельства предполагают определение основных направлений системы социального партнерства, которые, на наш взгляд, целесообразно свести к 12 тезисам.

1. Социальное партнерство получит дальнейшее развитие, если будет содействовать:

эффективному подъему экономики края, его территорий, предприятий и хозяйств;

безопасным и здоровым условиям труда на производстве;

совершенствованию кадров, предполагающему прежде всего повышение профессиональной подготовки и квалификации;

справедливому и рациональному распределению доходов предприятия, бюджета территории;

прозрачности принимаемых властью и работодателями решений;

утверждению производственной демократии.

2. Достичь перечисленных целей участники социального диалога могут на основе значительного улучшения существующей системы социального партнерства. Данный тезис подразумевает три компонента – четкое исполнение законов; повышение уровня компетентности партнеров; расширение представительности сторон.

3. Система социального партнерства в крае направлена на выполнение на всех уровнях основных требований к организации данного социального института. Они включают следующие атрибуты: полномочность представителей сторон, их равенство на переговорах; приоритетность примирительных методов и процедур; соблюдение условий вышестоящих соглашений при их заключении на последующих уровнях; добровольность принятия обязательств; регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества; ответственность за принятые обязательства.

4. Социальное партнерство должно стать формой консолидации органов государственной и муниципальной власти с работодателями и населением1, необходимым механизмом восстановления управляемости на всех уровнях, способным обеспечить совместные действия, работоспособность людей и приемлемый социально-психологический климат.

5. На всех уровнях управления предстоит ввести практику коллективных переговоров и трехсторонних консультаций, чтобы за счет этого осуществить передачу части полномочий государства социальным партнерам.

6. Эффективность социального партнерства может определяться только наличием зрелых в гражданском отношении субъектов социально-трудовых отношений, в первую очередь профессиональных организаций наемных работников и работодателей. В связи с этим в крае предстоит решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, придать объединениям работодателей четкий организационно-правовой статус в соответствии с краевым законом. Во-вторых, воссоздать профсоюзные организации и союз трудовых коллективов. Реализация намеченного позволит, с одной стороны, сократить злоупотребления полномочиями со стороны руководителей организаций, с другой – повысить личное достоинство работников.

7. Необходимо завершить принятие соглашений на всех уровнях, включая территории сельсоветов, и коллективных договоров в организациях. Принимаемые в городах и районах соглашения должны отличаться индивидуальностью (при их разработке нужно уйти от формализма и шаблонных схем, сосредоточившись на решении конкретных проблем территории и приняв во внимание ее специфику). Кроме того, соглашения должны стать действенным фактором, способствующим развитию территории и отдельно взятых организаций, повышению творческой активности работников, их правовой и социальной защиты.


1В широком смысле под социальным партнерством понимается способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz