Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

США в 2002 г.: уроки роста и рецессии

ВИКТОР МАРЦИНКЕВИЧ
доктор экономических наук,
заведующий сектором Института
мировой экономики и международных отношений РАН


• Усиливаются тенденции колебаний и спада
• Глубина и продолжительность текущей рецессии в значительной степени зависят от достижения позитивных результатов
в антитеррористических акциях государства
• В антициклическом регулировании повышается роль управления программами контроля за расходованием, точной адресации и выбора времени финансирования

В ноябре 2000 г. Национальное бюро экономических исследований США объявило началом текущей рецессии март 2001 г. Предшествовавший ей 10-летний непрерывный экономический подъем был рекордным не только по своей длительности. Он продемонстрировал высокие темпы прироста ВВП, интенсивные капиталовложения, самый низкий уровень безработицы. Это достигнуто без обычных явлений перегрева экономики – инфляции и перенакопления. Этот феномен только отчасти вызван быстрым увеличением доходов от чрезмерного роста капитализации американских корпораций на фондовых биржах. Главной причиной явилось резкое снижение производственных и трансакционных издержек на базе первых результатов научно-технического скачка в информационных технологиях и сопряженных с ними сдвигах в организационно-управленческой системе бизнеса, государства и социальных институтов.


Изменения в цикличности
экономического развития


Опыт показывает, что цикличность, даже если она сопровождается тяжелыми спадами, в конечном счете не мешает нормальному поступательному развитию. Поэтому, описывая траекторию движения экономики, сложившуюся до террористического акта 11 сентября 2001 г., большинство аналитиков считало, что после легкой циклической рецессии, которая продлится до первых месяцев 2002 г., произойдет восстановление нормального развития, хотя и с более низкими темпами, чем в последнем пятилетии прошлого века. По правительственным прогнозам, опубликованным в августе 2000 г., прирост ВВП на 2001 г. оценивался 1,7%, для двух последующих лет он повышался соответственно до 3,2% и 3,5% с постепенной стабилизацией на уровне 3,1% в последующие годы. В различных послесентябрьских прогнозах данная конфигурация движения цикла полностью сохранена, но в ней увеличены сроки рецессии и глубина снижения показателей. Так, в обобщенном журналом “Экономист” ноябрьском прогнозе 2001 г. ведущих исследовательских организаций мира ожидаемые темпы ВВП США на 2002 г. в очередной раз снижены – с 1,2 до 0,8% (крайние оценки находятся в диапазоне от – 0,2 до +2,1,%), а сроки начала подъема отодвинуты на вторую половину года. Основные показатели разработанного нами краткосрочного прогноза представлены в таблице.

Основные показатели развития экономики США, %
 
 2000 г.2001 г.2002 г.
ВВП4,11,1 2,0 – 2,5
Промышленная продукция2,0 –7,50,0
Потребительские расходы4,8 2,52,5
Производственные капиталовложения9,9 –12,03,0 – 4,0
Инвестиции в жилье0,8 5,0 2,0 – 4,0
Государственные текущие расходы и инвестиции 2,73,04,0
Потребительские цены 2,7 1,8 – 2,02,0 – 2,7
Доходы населения3,5 1,22,5
Загрузка производственных мощностей81,3 75,677,0
Уровень безработицы4,0 4,76,0
Платежный баланс, % ВВП–4,0 –4,1–3,9

Сохранение общих контуров прогнозируемой тенденции объясняется тем, что текущий спад и положение американской экономики в 2002 г. будут целиком определяться факторами угнетения спроса, в то время как фундаментальные факторы предложения – сложившиеся в течение последнего десятилетия инновационно-структурные и институциональные составляющие “новой экономики”, лидерство США в научно-технической, организационной, производственной и других областях – полностью сохранились. Отсюда следует, что при отсутствии дальнейших шоковых внешних воздействий развитие наиболее вероятно пойдет по досентябрьскому сценарию сравнительно легкой рецессии, которая по масштабам не превысит средних показателей продолжительности послевоенных рецессий, равной 11 мес. В случае повторения террористических угроз неизбежна затяжка рецессии и сроков ступенчатого восстановления с выходом на высокие темпы устойчивого роста уже после 2002 г.


Колебания в потребительском спросе, инвестициях, производстве


Базисным компонентом совокупного спроса США, который реализует 2/3 ВВП и служит первичным двигателем экономического цикла, являются потребительские расходы. Их состояние определяется несколькими факторами.

Во-первых, потребительский спрос в настоящий момент переживает пик долгосрочного цикла насыщения ряда важных потребностей в продукции (в том числе и самого высокотехнологического характера), перешедшей для данной страны в разряд традиционной. Естественно, это одновременно означает дальнейшее расширение поиска и освоения новых направлений и возможностей инновационного роста современной науки и производства, а также новых видов деловых, образовательных, социально-культурных и рекреационных услуг, так или иначе связанных с информационными и другими стремительно развивающимися технологиями.

Во-вторых, ослабление потребительского спроса определяется сокращением темпов роста доходов населения по очевидным циклическим и финансовым причинам (обвал биржевых курсов). Этот фактор учтен в названных выше досентябрьских прогнозах.

В-третьих, специфика текущей и прогнозируемой ситуации в том, что на обычные тенденции накладывается действие мощных внешних факторов стрессового характера. Таковыми являются обстоятельства психологически-политического характера, в первую очередь неизученные и плохо предсказуемые последствия воздействия реалий антитеррористической войны на поведение населения и инвесторов. Поэтому с периодическими циклами тесно переплетаются конъюнктурные, сравнительно краткосрочные колебания, прямо связанные с различными деформациями в поведении населения и инвесторов. Практика последних месяцев показывает, что пессимизм поведения и прогнозов резко усиливается под воздействием стрессовой информации, но в то же время показатели потребительского доверия достаточно быстро восстанавливаются, отражая мощные внутренние силы американского социально-экономического потенциала.

Несмотря на рецессию, прирост потребительских расходов сохранился, хотя его темп снизился к концу 2001 г. с 5 до 1,1% (за III квартал). Основная часть средств, полученных летом 2001 г. в порядке предусмотренного федеральным законом возвращения населению налоговых средств, пошла на увеличение сбережений. В этих условиях усилилось внимание аналитиков к обследованиям потребительских настроений и ожиданий. Их результаты, несмотря на различия в методиках, ведут себя синхронно, отражая зависимость не только, а часто и не столько от экономических, сколько от поведенческих и психологических факторов. Так, еще до “биологической атаки” индекс потребительского доверия организации “Конференс Борд”, который комплексно оценивает состояние рынка труда и условий бизнеса на 6 мес. вперед, упал на 14,5%. Каждый случай террористической активности вызывает немедленный всплеск негативных эмоций. То же относится и к отражающим настроение инвесторов молниеносным изменениям курсов акций на фондовой бирже, которые будут оставаться и детонатором резких колебаний настроения потребителей, и барометром их поведения.

 В ближайшем будущем следует ожидать резких колебаний спроса в зависимости от возможного появления новых террористических угроз, равно как от успехов или неудач во внешней политике и действиях силовых структур страны.

Угнетенное состояние потребительского спроса, падение прибыльности корпораций (на рекордные 22% по сравнению с III кварталом 2000 г.) вызывают ухудшение инвестиционного климата. Вместе с тем происходящая энергичная расчистка запасов, непрекращающийся приток перспективных инноваций и общий высокий уровень потенциальных ресурсов спроса создают предпосылки для восстановления инвестиционного процесса при нормализации ситуации в стране.

В связи с насыщением спроса и снижением прибыльности значительной части современного спектра выпускаемой продукции в инвестиционном процессе 2002 г. и последующих лет будет все более доминировать ориентация на новую структуру потребностей. Соответственно будут увеличиваться затраты на исследования и разработки, роль венчурных и инновационных инвестиций. Ожидаемый низкий уровень ставки процента на ипотечный кредит будет поддерживать активность вложений в строительство жилых домов, несмотря на высокую обеспеченность жильем населения страны.

Несмотря на то что вес промышленного производства составляет немногим более 1/5 ВВП, оно традиционно сильно воздействует на социально-экономическую обстановку в стране. Именно эта отрасль дольше других находится в состоянии рецессии. Непрерывное снижение индекса продукции продолжается более года, что по длительности уступает только периоду кризиса 30-х годов. Объем производства в наиболее циклически эластичной обрабатывающей промышленности уже в августе 2001 г. был на 5% ниже прошлогоднего уровня. Загрузка производственных мощностей сейчас находится на 9% ниже достигнутого тогда пика. Некоторая активность наблюдается только в добывающей промышленности. Если до событий сентября можно было рассчитывать на продолжение мягкой рецессии, то на ближайшие месяцы ожидается более существенное снижение производства в обрабатывающей промышленности. Положение и здесь полностью определяется проблемой спроса. Если обстановка в стране в течение ближайших месяцев нормализуется, потребительский спрос восстановится, хотя и на уровне существенно ниже пика конца 90-х годов. Если же последуют новые террористические атаки, то каждая из них будет ступенью к сокращению спроса и углублению рецессии.

Многие базовые виды продукции от металлов и автомобилей до компьютеров сейчас оказались в избытке на мировом рынке. Идет, с одной стороны, интенсивный производственный и маркетинговый поиск для диверсификации и обновления традиционных продуктов, а с другой, принципиально новых направлений развития потребностей, которые смогли бы образовать прочную основу для новой научно-технической и производственной волны. Громадный научно-технический задел, созданный в конце прошлого столетия, имеется, но на определение надежных контуров нового развития потребуется время.


Роль политики государственных расходов и стимулирования экономики


Опыт показывает, что из всех общественных укладов или институтов только государство по своей природе наиболее приспособлено к регулированию различных общенациональных процессов циклического развития, смягчению их негативных последствий. В этом плане США имеют ряд особенностей, которые способствуют выполнению этой задачи. В нем четко функционируют все три ветви власти. Американское государство поддерживает постоянную подпитку экономического развития за счет глобальных ресурсов, регулируя приток в страну интеллектуального потенциала, ввоза дешевых энергоисточников и проведения наступательной политики защиты интересов национального бизнеса на мировых рынках. Таким образом, государству вопреки представлениям неоклассической экономики достаются не маржинальные остатки от господствующих рыночных процессов, а самостоятельная сфера общественно-экономических функций, которые изначально может выполнить только институт, обладающий внеэкономической властью в масштабах всех структур общества.

Еще десятилетие назад господствовало представление, что рост цен (а как проявление этого инфляция и даже стагфляция) – это закономерность современного воспроизводства. Тогда приходилось проводить сложные подсчеты, чтобы доказать, что в хозяйстве действуют фундаментальные законы снижения стоимости. В настоящее время прямая связь между развитием высокотехнологического сектора, насыщающего своей продукцией все области производства и жизни, и ростом производительности вышла на поверхность и выявляется статистическими методами.

Одновременно усовершенствовался механизм антициклического регулирования. Это прежде всего относится к его государственной составляющей. За последние десятилетия проб и ошибок накоплен огромный опыт. Он часто был негативным, как, например, в период кризисов 80-х и 90-х гг., когда во главе угла стояли антиинфляционные мероприятия и сохранялась высокая ставка учетного процента. Учет прошлых ошибок и базисная прочность национальной экономики позволили Федеральной резервной системе США уйти от жесткой монетарной политики и проводить в течение 2001 г., не опасаясь инфляции, агрессивные снижения нормы процента и существенные снижения налогов для стимулирования потребительского спроса, внутренних и внешних инвестиций. Осуществлено 11 (в том числе 7 до террористической атаки) последовательных понижений учетной ставки процента, в результате которых она сократилась с 6,5 до 1,75%. Тем самым на 2002 г. остается небольшой резерв возможностей для использования этого монетарного рычага стимулирования.

С вхождением в спад усилилось внимание к точному регулированию структуры государственных антирецессионных мероприятий. Например, это относится к тщательному выбору адресности снижения налогов, по критерию сроков и глубины их воздействия на потребительский спрос и инвестиции.

Постепенно изменяется понимание места деятельности по разработке бюджета как важной, но не окончательной и самодовлеющей, а подготовительной стадии государственного воздействия. Не менее критична та сфера работы государственного аппарата, которая представлена самими конкретными мероприятиями, процессами, программами, осуществляемыми на бюджетные средства. Конечные результаты – непосредственные и отдаленные – здесь определяются эффективностью их концепции, результативностью государственного управления и контроля.

При новых информационных технологиях скорость передачи негативной и позитивной информации в рамках национального и мирового хозяйства значительно возросла, резко сократились временные лаги в рыночных и биржевых механизмах. Быстротечное развитие конъюнктуры хозяйства потребовало нового темпа регулирующих воздействий, обратных реакций на них и соответствующей (хотя и запаздывающей) перестройки частных и государственных институтов.

Несмотря на экономический спад, снижение налогов и существенное (до 10%) повышение расходов на медицинское страхование населения 2001 финансовый год завершился 30 сентября с бюджетным профицитом. Последующие события коренным образом изменили ситуацию, что в ближайшее время заставит обе партии отказаться от важного достижения предшествующей администрации – “бюджетной дисциплины” (по правительственной оценке, как минимум на три года). На 2002 финансовый год приходится основная часть непредвиденных расходов (40 млрд долл. на ликвидацию последствий взрыва, 15 млрд – на помощь авиалиниям). Примерно 75 – 100 млрд долл. составит правительственный пакет льгот для населения и бизнеса в целях стимулирования экономики.

Структура этого пакета определяется в ходе ожесточенного лоббистского торга между сторонниками снижения налогов на корпорации и защитниками социальных мероприятий. Наибольший результат в стимулировании потребления и инвестиций будет, по-видимому, достигнут в той мере, в какой объектом помощи станут склонные к быстрому расходованию доходов низкооплачиваемые слои населения, а налоговые льготы для бизнеса будут направлены в инвестиции инновационного характера, а не на компенсацию низкой прибыльности традиционных производств крупнейших фирм.

В 2002 г. неизбежно произойдет увеличение военных расходов с их нынешнего 3%-ного уровня в ВВП. Масштабы увеличения зависят от весьма неопределенных и противоречивых факторов. С одной стороны, перспективы и потребности антитеррористических операций до сих пор достаточно туманны. В то же время стремительно отдаляется и ситуация холодной войны. В этих условиях имеются основания связать решение президента о выходе из договора по ПРО не с реально обоснованными военно-политическими соображениями, а с своекорыстным давлением влиятельных интересов корпораций, традиционно принадлежавших к военно-промышленному комплексу США. Увеличение военных расходов окажет воздействие на цикл не сразу, а со временем, подобно тому, как сокращение военных расходов в начале 90-х гг. положительно повлияло на экономический рост во второй половине десятилетия.

В ходе парламентских дебатов о выделении средств на стимулирование экономики, пострадавшей от террористической атаки, появилось новое понимание различий между реальным весом и стимулирующим воздействием государственных финансовых акций. Учитывая, что общий размер предложенных администрацией Буша в сентябре-октябре 2001 г. пакетов восстановления и стимулирования составляет не более 1-2% величины потребительского спроса населения, главная роль государственного воздействия заключается в обеспечении атмосферы надежной защищенности деловой, социальной и политической активности в стране. В целом с учетом всех обстоятельств перспективы развития экономической ситуации в 2002 г. в большей степени зависят от государственных акций по обеспечению внутренней безопасности и успешности антитеррористической войны, чем от экономических мероприятий правительства. Если доверие потребителей и инвесторов не восстановится, то финансовая политика государства не достигнет своей цели.

Достигнутый в конце 2000 – начале 2001 г. рекордно низкий уровень безработицы (менее 4% в отдельные месяцы) был значительно ниже порога, традиционно считавшегося минимальным для наличия возможности безинфляционной ситуации. Повышение показателя до 4,9% к началу сентября 2001 г. можно было рассматривать в качестве естественной корректировки на снижение темпов роста и рецессионное состояние промышленного производства. В частности, она была связана с упомянутым выше насыщением потребительского рынка традиционной информационной техникой, ухудшением состояния фирм в результате ликвидации финансового пузыря, а также с освобождением от маргинальных групп работников. В IV квартале уровень безработицы вырос до 5,7% и продолжает повышаться. В 2002 г. этот показатель может достичь 6% и более.

Прогнозируемый рост безработицы и дальнейший ход рецессии повлияют на инфляционные процессы, хотя пока нет прямой опасности вхождения страны в дефляционную спираль. Поскольку экономические затруднения и замедление темпов развития в 2002 г. будут происходить почти в глобальном масштабе, вряд ли следует ожидать в этом году радикальных изменений в положении американского доллара относительно валют других стран мира.

Замедление роста сопровождается в США одновременным сокращением импорта и экспорта (соответственно 12,9% и 17,7% в III квартале 2001 г.). Одной из причин является рост сбережений населения и сокращение потребления импортных товаров. Сохранится и, возможно, увеличится положительный баланс в торговле услугами. В ближайшие месяцы меньше внешних ресурсов будет привлекать и производство, что помимо прочего также углубит негативное воздействие на положение стран-контрагентов.

Данные 2001 г. свидетельствуют о сохранении высокой (по сравнению с другими возможностями) привлекательности США для иностранных инвесторов. С учетом ухудшения глобальной ситуации можно предположить, что такое положение сохранится в первой и тем более во второй половине 2002 г. То же можно сказать и о тенденции повышения доли прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем следует подчеркнуть, что сохраняется значительный риск, связанный с дефицитом платежного баланса. Отток иностранных ресурсов вполне возможен, если будет утеряна уверенность в надежном характере эффективности капиталовложений, достигнутом на базе скачка в развитии информационных технологий и новой экономики в США.

Московский конкурс “Менеджер года – 2001"

1 марта 2002 г. в здании мэрии Москвы
прошла церемония награждения победителей Московского конкурса “Менеджер года – 2001”, который организован в рамках проекта “Российский конкурс ”Менеджер года“ и является его первым, региональным этапом

Конкурс проводится Международной академией менеджмента и Вольным экономическим обществом России при поддержке правительства столицы с 1997 г., когда он был посвящен 850-летию Москвы. Оргкомитет конкурса возглавляют президент ВЭО России, профессор Гавриил Попов и президент Международной академии менеджмента, академик РАН Степан Ситарян. Председатель жюри – вице-мэр Москвы, академик Международной академии менеджмента Валерий Шанцев.

В конкурсе “Менеджер года – 2001" приняли участие около 200 руководителей предприятий и организаций столицы. В результате тщательного анализа представленных документов авторитетное жюри определило 5 абсолютных победителей и 50 победителей в 16 номинациях.

Директор Института экономики РАН, вице-президент ВЭО России, академик Леонид Абалкин, выступивший от имени жюри, отметил, что Вольное экономическое общество действует в России уже более 235 лет. Оно основано Екатериной II тогда, когда Соединенных Штатов Америки еще и на карте не было. И все это время, организуя разного рода конкурсы, общество находило наиболее инициативных предпринимателей, благодаря которым воплощались в жизнь достижения научно-технического прогресса.

Начальник аналитического управления мэра Москвы профессор Кемер Норкин, работавший в жюри по поручению мэра, напомнил, что талантливые менеджеры – наиболее ценное богатство для любой страны, а тем более для России, переживающий ответственный этап экономического возрождения.

По оценке жюри, состав участников конкурса отражает тенденции развития различных секторов рыночной экономики города. Значительно увеличилось число участников в номинациях “Промышленность”, “Транспорт”, “Телекоммуникации”, “Образование”.

Продолжение на стр. 39

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Анализ: вкусная соль купить. Где натриевая соль в Украине?
Hosted by uCoz