Номер 3/03 Главная Архив К содержанию номера

Экономика США в начале ХХI века

ВИКТОР СУПЯН
доктор экономических наук, профессор,
заместитель директора Института США и Канады РАН


• Государственное регулирование вносит устойчивость  в американскую экономику
• Государство берет на себя функции, которые не приносят быстрого дохода и без которых общие условия жизни и воспроизводства
не будут оптимальными
• Глобализация, принося экономике и населению США больше плюсов, чем минусов, тем не менее поставила ряд новых задач

К началу нового века США достигли впечатляющих результатов как по основным макроэкономическим и социальным показателям, так и в области научно-технического развития. В оборот вошел термин «новая экономика», под которым подразумевалось длительное устойчивое бескризисное развитие под влиянием информационных технологий, дальнейшая интеграция страны в мировое хозяйство. Но в 2001 г. США стали вползать в циклический кризис, который на фоне длительного предшествующего роста казался маловероятным даже многим профессиональным экономистам. Ситуацию резко обострил террористический акт 11 сентября 2001 г. Каковы же превалирующие тенденции в американской экономике на фоне достигнутых результатов и трудностей последнего времени?

Пожалуй, главным достижением можно назвать создание мощного общеэкономического потенциала. В 2001 г. ВВП страны превысил 10 трлн долл. Более чем 10-летний рост позволил решить или во многом смягчить макроэкономические проблемы, в том числе снизить уровень безработицы (4% в 2000 г.), инфляции (1,5% в 2001 г.), добиться в 1998-2001 гг. профицита федерального бюджета (237 млрд долл. в 2000 г.), уменьшить долю американцев, живущих за порогом бедности, до 11,3% в 2000 г.

Этот потенциал основывается прежде всего на пионерных научно-технических достижениях и достижениях фундаментальной науки. Расходы на научные исследования в стране достигли 265 млрд долл. (2,7% ВВП и почти 40% общемировых расходов на НИОКР). Это дало возможность коренным образом изменить технический базис многих отраслей экономики, внедрить в производство принципиально новые виды оборудования – гибкие автоматизированные системы, обрабатывающие центры, системы автоматизированного проектирования и т.д. Выделилась большая группа отраслей с очень высокой зависимостью производственных результатов от затрат на НИОКР – так называемые наукоемкие отрасли (фармацевтическая, аэрокосмическая, электронная, информационные и компьютерные услуги и т.д.).

Подлинная революция произошла в информационных технологиях. Качественно новой чертой в общественном производстве США стало развитие масштабной информационной инфраструктуры. Нормальное функционирование экономики без нее в настоящее время невозможно. На долю США приходится более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все государственные органы, частные компании, высшие учебные заведения и более 80% школ имеют доступ в Интернет.

Важную роль в США играет сфера услуг, не имеющая аналогов в развитых странах. Здесь трудится более 75% всех занятых, создается более 70% ВВП страны, сосредоточена большая часть всех кадров высшей квалификации (85%). Наука, научное обслуживание, образование, здравоохранение, разнообразные профессиональные услуги, в том числе информационные и компьютерные, стали локомотивами научно-технического и социально-экономического прогресса.

Нельзя не отметить некоторые изменения в структуре общественных отношений и капитала. В начале ХХI в. около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе, т.е. в акционерных обществах. По сравнению с 1970 г. этот сектор вырос на 20 процентных пунктов. Корпоративная форма собственности стала преобладающей как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. При этом главной категорией акционерной собственности является «инвестиционная», когда компании в большей степени принадлежат внешним инвесторам. В этих компаниях, где собственность размыта среди множества сторонних акционеров, контрольный пакет акций одного владельца в настоящее время редко превышает 5%. По нашей оценке, на «инвестиционную» акционерную собственность приходится не менее 80% производственной собственности США.

Примечательным является расширение масштабов собственности работников, при которой акциями компании владеют те, кто в ней работает. По имеющимся оценкам, это примерно 8% всей корпоративной собственности США.

Изменения коснулись и механизмов функционирования рынков. На рынок труда, в частности, значительное влияние оказывает снижение степени охвата работников профсоюзами. Только в 80-90-е годы она заметно сократилась – с 20,1 в 1983 г. до 14% в 2000 г. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на заключение коллективных договоров и уровень заработной платы.

Изменились и товарные рынки. Распространение информационных технологий революционизировало всю систему управления материальными запасами, позволяя избегать их перенакопления. Это чрезвычайно важно, поскольку именно это явление всегда было одним из главных факторов циклических кризисов. Действительно, за последние десятилетия спады в США стали менее болезненными, чем прежде. Так, за 14 циклических спадов с 1900 по 1953 г. в среднем потери ВВП в 3 раза больше, чем за 7 последующих кризисов, происшедших до конца ХХ в.

При всех достижениях американской экономики она по-прежнему подвержена циклическим, мировым финансовым, экономическим и энергетическим кризисам. Подтверждение тому – очередной циклический кризис 2001 г. Хотя он и не был глубоким – падение ВВП в третьем квартале 2001 г. составило 1,3%, последствия его продолжают сказываться на развитии страны. Объем частных инвестиций в 2001 г. сократился почти на 10%, уровень безработицы за 2001-2002 гг. увеличился до 5,6%. Экономическому кризису способствовал биржевой – за последние два года масштабное падение биржевых котировок имело место неоднократно, особенно в сфере информационных технологий. Это связано и с тем, что американская экономика, несмотря на свою мощь, не сумела адаптировать гигантский приток иностранных инвестиций в страну, направленный во многом в отрасли «новой экономики». Явная переоценка на фондовой бирже акций высокотехнологичных компаний вылилась в их резкое падение, что привело к значительному сокращению доходов как самих компаний, так и инвесторов – институциональных и физических лиц.

Кризис был усугублен последствиями террористического акта 11 сентября 2001 г., приведшего к потерям ВВП в данном году в размере 40 млрд долл., что показали сокращение авиарейсов и автоперевозок, потери страховых компаний, общее снижение спроса. Падение индекса Доу-Джонса после этого события стало третьим по величине со времен первой мировой войны – более чем на 14%. Колоссально пострадала экономика Нью-Йорка – ущерб, по оценкам, превысил 100 млрд долл. При этом, как полагают американские эксперты, последствия проявятся и в 2002 г. (потенциальные потери составят 42 млрд долл.) и в 2003 г. – от 3 до 18 млрд долл.

Разумеется, ни теракт, ни циклический кризис не стали катастрофой для экономики США. Она устойчива любым негативным явлениям, чем в немалой степени способствует эффективное государственное регулирование экономики.


Роль государства: оптимизация и эффективность1


На протяжении ХХ в., особенно после кризиса 1929-1933 гг., вмешательство государства в экономику и социальную сферу постоянно расширялось. Это проявлялось в росте государственных расходов (к концу 70-х годов они составили 34% ВВП), количестве разного рода государственных субсидий, социальных программ, масштабов государственного регламентирования. Примерно с начала 80-х годов стало очевидным, что роль государства в рыночной экономике ограничена и государственное вмешательство не должно подавлять сами основы этого механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать экономически и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением. Именно к рубежу 80-х годов США пришли к существенному пересмотру роли и задач государства в экономике.

Государство отказалось от многих функций, снижающих макроэкономическую эффективность, – чрезмерных государственных расходов, многочисленных программ социальной помощи, неоправданному субсидированию целых отраслей и отдельных предприятий и сделало ставку на поддержку частного предпринимательства, создание оптимальных условий для его функционирования. Более того, в 80-е – начале 90-х годов ХХ в. царило некоторая эйфория по поводу способности рынка решить все возникающие проблемы общества без вмешательства государства. Это, в частности, подтверждает попытки тотальной приватизации традиционных институтов (почты, национальных парков, системы среднего образования и даже пенитенциарной системы), которые, однако, не увенчались успехом.

Ведущие теоретические экономические школы и политики обеих правящих партий пришли в итоге к некоему консенсусу относительно места и роли государства в экономике. Ключевым стало осознание необходимости оптимизации государственных функций, повышение их эффективности. Вместе с тем стало очевидным, что невозможным и контрпродуктивным является подход, вообще отрицающий роль государства в современной экономике.

Одной из наиболее серьезных социально-экономических проблем является адаптация к демографическим изменениям в составе населения страны, прежде всего в связи со старением населения. Речь, в частности, идет о необходимости реформирования социального страхования, в первую очередь пенсионного обеспечения, а также социального вспомоществования. Эти системы помогают сохранить достойный жизненный уровень многих американцев.

Так, только благодаря системе социального страхования доля пожилых американцев в возрасте старше 65 лет, живущих за чертой бедности, уменьшилась с 35% в 1959 г. до 10,5% в 1998 г. Но в связи с тем, что уровень пенсионной нагрузки (т.е. численность лиц в возрасте 65 лет и старше относительно лиц в возрасте 15-64 лет) постоянно растет и, как ожидается, составит к 2050 г. почти 40% по сравнению с 19% в 2000 г., при сохранении нынешней пенсионной системы станет практически невозможно обеспечить уровень приемлемых доходов для пожилых американцев. Как показывают расчеты, уже к 2013 г. поступления в пенсионный фонд окажутся ниже необходимых пенсионных выплат. Один из выходов – расширение частного пенсионного страхования (в настоящее время им охвачено менее половины американцев в возрасте 65 лет и старше).

Однако главное направление – это реформирование государственной системы пенсионного обеспечения. Предполагается постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2020 г., а также увеличение трудового стажа, необходимого для исчисления полной пенсии, с 35 до 37 лет.

Правительство Буша увеличило средства на реформу социального обеспечения и намерено израсходовать на нее в течение ближайших 10 лет 2,6 трлн долл. (первоначально – 2,4 трлн долл.) из предполагаемого профицита федерального бюджета. При этом расходы на социальное обеспечение будут постоянно расти – с 22,9% расходной части бюджета в 2000 финансовом году, до 25,6% в 2006 г.

Американское государство в 90-е годы реформировало систему социального вспомоществования. Речь идет о переориентации программ помощи различным категориям граждан с социальных выплат на стимулирование их трудовой активности. Важным инструментом для реализации этой цели стал действующий с 1997 г. закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства», обязавший реципиентов социальной помощи работать либо проходить профессиональную переподготовку. В соответствии с этим законом выплата различных социальных пособий ограничивается 5-летним сроком. Это важное нововведение призвано повысить социальную ответственность граждан и укрепить трудовую мораль.

Хотя государство и играет важную роль в разных сферах социально-экономической жизни, главным остается макроэкономическое регулирование, осуществляемое через постоянно развивающееся законодательство и механизмы регулирования экономических процессов – денежно-кредитную политику, налоговое и бюджетное регулирование (причем с экономической точки зрения первую роль здесь играет налоговая политика, а не расходы бюджета). Именно манипулирование денежной массой, учетной ставкой и налогами позволяет либо стимулировать деловую активность и экономический рост и уменьшать норму безработицы, либо снижать перегрев экономики и темпы инфляции. Важным регулятором экономической деятельности государства является также федеральная контрактная система, с помощью которой развивается государственное потребление товаров и услуг.

Большое влияние государства на экономическую жизнь происходит и на региональном уровне. Речь идет прежде всего о масштабной поддержке предпринимательства, создании благоприятных условий для привлечения предприятий в тот или иной штат, город или графство. В США насчитывается 19 тыс. экономических комиссий при региональных и местных органах исполнительной власти, которые занимаются такого рода деятельностью.

В целом можно констатировать, что роль государства в экономике чрезвычайно важна и многообразна. Государство, ни в коей мере не подменяя частные компании в сфере производства, берет на себя те общественно значимые функции, которые не приносят быстрого дохода, но без которых общие условия жизни и общественного воспроизводства не будут оптимальными с экономической и социальной точек зрения. Это и фундаментальная наука, и охрана окружающей среды, и поддержание социальной инфраструктуры, без развития которых прогресс общества невозможен.


Глобализация экономики:
императив ХХI в.


Одним из явлений, оказывающих возрастающее влияние на социально-экономическое развитие США, стала глобализация. Можно говорить, что этот процесс, постепенно усиливая взаимовлияние и взаимозависимость национальных экономик, вышел на уровень, когда его количественное наращивание привело к заметным качественным последствиям как для американской, так и для взаимодействующих с ней экономик.

Глобализация проявляется в росте масштабов и значения внешней торговли и международного движения капиталов, расширении межстрановых перемещений трудовых ресурсов, усилении экономической интеграции и кооперации как на межгосударственном уровне, так и на уровне отдельных компаний, увеличении межстрановых информационных обменов. В США, в частности, доля внешней торговли по отношению к национальному ВВП к концу ХХ в. достигла рекордного уровня за всю историю страны – 25%. Так, за 1987 – 1997 гг. американский экспорт возрос на 140%, что внесло вклад в экономический рост в размере 30% его общего прироста.

США торгуют практически со всеми странами мира. На Канаду, главного торгового партнера, приходился в 1998 г. 21% всего внешнеторгового оборота. Второе место во внешней торговле США занимает ЕС, за ним следуют Япония и Мексика. На долю развивающихся стран в совокупности приходится 31% американской внешней торговли, а на долю 48 наименее развитых стран – менее 1%.

Одновременно можно констатировать рост масштабов движения капитала. Так, к началу ХХI в. объем перемещающихся через границы США (в оба направления) ценных бумаг (акций и облигаций) достиг 223% американского ВВП, в то время как в 1980 г. он составлял лишь 9% ВВП.

Возросла и величина нетто-баланса потоков капиталов из США и обратно – в конце 90-х годов их приток превысил отток на 200 млрд долл. В 1998 г. иностранные активы в стране превысили американские активы за рубежом на 1,2 трлн долл. (14% ВВП). К концу ХХ в. американские активы за рубежом составляли 56% ВВП; 100 лет назад они равнялись лишь 5% ВВП.

В 2000 г. иностранные инвестиции в США составили 6,5 трлн долл. При этом стоимость государственных и корпоративных облигаций и акционерного капитала, принадлежащего иностранцам, достигла 4 трлн долл. На долю иностранных владельцев приходится 35% рынка государственных ценных бумаг, 20% рынка корпоративных облигаций и 7% рынка акций. С другой стороны, на долю США приходится 40% мирового фондового рынка при доле мирового ВВП 30%.

Все диверсифицированнее становятся миграционные потоки в США. Только в 1990-1996 гг. вид на жительство получили 7,6 млн человек, т. е. в среднем 1,1 млн человек в год, что вдвое больше, чем в 80-е годы, и на 75% больше, чем в 70-е годы. Основная причина иммиграции в страну – более высокий уровень жизни, широкие возможности для трудоустройства и профессионального роста. В соответствии с законами рынка, рабочая сила ищет наиболее выгодное себе применение и высокую оплату труда. По мере глобализации мировой экономики, отмены многих ограничений на передвижение трудовых ресурсов это правило, неукоснительно действующее в рамках национальных экономик, все больше распространяется на уровень межгосударственных отношений.

Можно с полным основанием утверждать, что главными движущими силами глобализации экономики являются технический прогресс и государственная экономическая политика, направленная на либерализацию международных экономических отношений. Технологические нововведения, прежде всего в области транспорта, связи, обработки и передачи информации, заметно сократили издержки на ведение международного бизнеса, тем самым расширив возможности для внешней торговли и инвестиций.

Помимо технического прогресса, значительную роль в глобализации играет политика государства. США, имея конкурентные преимущества перед контрагентами, с середины 70-х годов стали активно поддерживать идеи более свободной торговли и движения капиталов и рабочей силы. Значительные усилия американского правительства были направлены как на снижение собственных торговых тарифов, так и на стимулирование к подобным мерам других стран.

В числе преимуществ глобализации можно выделить более эффективное использование различных ресурсов (труда, капитала, полезных ископаемых), внедрение нововведений, передачу технологий и привлечение научно-технических ресурсов из-за рубежа, снижение издержек производства с помощью перевода предприятий в страны с дешевой рабочей силой и ее привлечение в США (часто нелегальных иммигрантов) и в конечном счете ускорение экономического роста и повышение жизненного уровня населения.

В США заметную роль играет торговля между материнскими компаниями и их дочерними предприятиями за рубежом. В частности, более 1/3 всего товарного экспорта и 2/3 товарного импорта приходится на такие межфирменные поставки. Это упрощает контроль за товарными потоками и позволяет более гибко реагировать на изменения спроса внутри страны и на зарубежных рынках.

Вместе с тем процессы глобализации порождают немало проблем и требуют соответствующих мер общества и государства по их преодолению.

Это касается трех сфер социально-экономической жизни страны. Во-первых, это последствия для занятости, особенно в ряде отраслей экономики, где международная конкуренция особенно сильна или вывоз производств за рубеж весьма заметен. Здесь же вопрос об обеспечении международных стандартов в сфере труда на американских предприятиях за рубежом и на тех американских предприятиях внутри страны, где используется иностранная (часто нелегальная) рабочая сила. Так, миллионы американцев теряют рабочие места вследствие перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта (США имеют большой отрицательный торговый баланс – почти 350 млрд долл. только в 2001 г.).

Во-вторых, реальной является угроза внезапных масштабных изменений в потоках капиталов, как в случае, например, с бегством капиталов из стран Юго-Восточной Азии и бывших социалистических стран в 1997-1998 гг., что способно заметно дестабилизировать мировые рынки, а также экономику США.

В-третьих, для США глобализация проявилась в растущем торговом дефиците, что имеет отнюдь не только позитивные последствия в виде дешевого импорта, но способствует увеличению дефицита платежного баланса и росту внешнего долга.

Как противостоять такого рода угрозам? Необходимость в создании более прочной финансовой системы и механизма противодействия финансовым кризисам жизненно важна не только для развивающихся экономик, но и для развитых стран, в частности для США. Финансовые кризисы 90-х годов, ударив по экономикам стран Юго-Восточной Азии, России и Латинской Америки, сократили их импортные возможности, снизив американский экспорт в эти страны (особенно пострадали отрасли обрабатывающей промышленности и сельское хозяйство). Кроме того, произошло номинальное и фактическое обесценение валют этих стран по отношению к доллару (произошла практически ревальвация доллара), что сделало иностранные товары более конкурентоспособными по отношению к американским как на международных рынках, так и внутри страны.

В целом очевидно, что экономическая глобализация, принося экономике и населению США больше плюсов, чем минусов, тем не менее поставила перед страной ряд новых задач, стала во многом новым вызовом США в ХХI в.


1Проблемы теории и практики управления  2002.  № 4.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz