Влияние глобализации и регионализации на таможенную политику государства
ГЕРАРД МОСЕЙ
докторант Экономической академии, г. Познань (Польша)
• В настоящее время проблема модернизации таможенной политики становится
все более актуальной
• Координация таможенной политики является в основном политической, а не экономической
задачей
• Глобализация – главная движущая сила, способствующая изменению философии и функции
современной пошлины
• Отношения между региональной интеграцией и глобальной системой мировой экономики
взаимозависимы
Начиная с 90-х годов прошлого века в экономике наблюдаются процессы, которые
будут определять ближайшее будущее. Они обусловлены, с одной стороны, внутренними
для любой страны моментами, связанными с экономико-правовыми и общественно-политическими
переменами – либерализацией, приватизацией, дерегулированием и т.п., с другой, экзогенными
детерминантами – глобализацией экономической деятельности и региональной (и субрегиональной)
интеграцией.
Естественно, таможенная политика складывается под влиянием и внутренних, и внешних
факторов. Причем любые изменения правил и нормативов в этой сфере в той или иной
стране затрагивают интересы международных контрагентов (порождают противоречия или
разрешают их). В то же время внешние обстоятельства создают среду, в которой эффективность
таможенной политики, задаваемой внутренней экономической ситуацией, подвергается
модификации с учетом общемировых тенденций и соотношения сил. Поэтому, на мой взгляд,
важно представлять синтетическое влияние глобализации и региональной интеграции
на форму национальной таможенной политики.
Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике
На современном этапе развитие мировой экономики определяют
две главные тенденции – ускоренная глобализация и рост региональной (и субрегиональной)
интеграции. Причем эти два явления не новы, однако в последние десятилетия в их
протекании возникло много новых элементов.
Так, благодаря усилению с 80-х годов либерализации торговли и движения капитала
в политике отдельных государств и деятельности международных структур (в частности,
в рамках переговоров по линии ГААТ/ВТО) значительно больше стало свободы в распространении
товаров и услуг. Далее, либерализация и открытие экономик в ряде стран сопровождались
серьезными рыночными реформами. В результате воздействия этих и других перемен началась
новая волна интернационализации продукции и услуг, а также концентрации фирм и рынков.
Отмечу также, что мировая экономика никогда не насчитывала такого количества
самостоятельных субъектов. Однако их автономность во многом формальна. Они, безусловно,
сами принимают решения по тем или иным проблемам, но при этом не могут не считаться
с требованиями своих партнеров (поставщиков, потребителей, кредиторов и т.д.). Кроме
того, активная (а порой агрессивная) деятельность ТНК и различных международных
структур, а также вмешательство государства в общественно-экономическую жизнь создают
условия, которые усиливают зависимость не только фирм, но и отдельных стран от нескольких
ведущих в экономическом плане мировых центров. Последнее обстоятельство как проявление
интернационализации ведет к росту подчиненности национальных экономик мировому и
региональному рынкам (особенно, если среди соседей по региону есть страны с большим
экономическим потенциалом).
Глобализация характеризуется, в частности, тем, что под ее влиянием наступает
объединение разных видов рынков (товаров, услуг, информации, финансов и т.д.). Сегодня
этот процесс охватывает, по осторожным оценкам, около 60% мирового валового продукта,
70-80% международной внешней торговли и мировых финансов.
В свою очередь регионализация, которая в известной мере является синонимом разных
видов интеграции, принимает форму более или менее четких институциональных образований.
Причем в последнее время происходит взаимная диффузия экономического, торгового,
научного, технического и финансового сотрудничества.
В 90-е годы прошлого века возникли благоприятные условия к активизации процессов
регионального экономического сотрудничества. Это было в значительной степени ответом
на ускорение глобализации. Действительно, одной из важных целей тех или иных интеграционных
союзов является стремление к выравниванию конкурентной способности как отдельных
стран, так и региона в целом. Установление региональных экономических связей, укрепление
локальных институций, а также сотрудничество в других областях создали лучшие перспективы
развития и возможности справиться с вызовами глобализации.
Сегодняшний этап экономической интеграции определяется как открытый регионализм.
Его цель – расширение сферы свободной торговли и свободного перетекания капитала
и людей, а не возникновение и функционирование закрытых торговых союзов. При этом
ставятся задачи не только углубления сотрудничества в рамках существующих региональных
и субрегиональных группировок, но его расширения между разными интеграционными союзами.
Отношения между глобализацией и регионализмом являются предметом многочисленных
дискуссий. Одни считают, что глобализация и регионализация взаимно укрепляются,
другие – что между этими феноменами существуют противоречия. На мой взгляд, их цели
не полностью перекрываются – некоторые из них совместные, а часть отличается друг
от друга. Глобализация направлена прежде всего на реализацию требований конкуренции
и поиск лучших форм локализации экономической деятельности. Зато действия в рамках
региональной интеграции продиктованы в большей степени потребностями сотрудничества,
причем не только экономического, но также политического и общественного. Этот своеобразный
дуализм относится и к торговой политике с ее таможенной составляющей.
В целом же отношения между региональной интеграцией и глобальной системой мировой
экономики взаимозависимы. Дело в том, что регионализация является не только результатом
долгосрочных международных преобразований, но и одновременно важным элементом глобальной
структуры. Как следствие, она сама участвует в формировании данной структуры и исполняет
при этом две функции: пассивную – является объектом глобализации, активную – выступает
ее субъектом.
Влияние глобализации и регионализации на форму таможенной политики государства
Возникает вопрос: какое влияние оказывают глобализация и
регионализация на таможенную политику?
Итак, результатом глобализации в этом плане является всеобщая редукция пошлин,
ограничение автономии национальной таможенной политики, координация между странами
в данной сфере и введение общих фискальных тарифов на конкретные виды товаров. Следствием
регионализации выступает сохранение автономии в рамках конкретного союза. При этом
осуществляется (или предполагается осуществить) координация таможенной политики,
функционируют общие фискальные нормативы и единое законодательство, но только внутри
такого образования.
Расширение открытости экономики и других областей общественного сосуществования
– один из важнейших атрибутов современного развития. В 80-е и 90-е годы прошлого
столетия наступил перелом в функционировании протекционистских тенденций, обусловленных
нефтяным кризисом. Следствием этого стало постепенное сокращение таможенных барьеров
и широкое признание необходимости либерализации международных экономических отношений.
Подобное “открывание стран” совершается в настоящее время в двух принципиальных
направлениях. Первое – либерализация торговых и финансовых оборотов, происходящая
благодаря отказу от проведения автономной политики, заключения двух- и многосторонних
соглашений. Второе (реализуемое, как правило, значительно позже) – открытие в группах,
включающих более десяти или даже несколько десятков государств.
Отмечу, что внешнее открытие экономики той или иной страны имеет много общих
черт (как положительных, так и отрицательных) с либерализацией отдельных позиций
ее платежного баланса. Так, экономика, снявшая преграды перед международной конкуренцией,
становится очень чувствительной к краткосрочным изменениям внешней хозяйственной
конъюнктуры (отмечу, что мировая торговля в 90-е годы ХХ в. характеризовалась резкими
переменами), а также к дестабилизирующим факторам спекулятивного характера.
Нет ни одной национальной экономики, которая не была бы в той или иной степени
зависима от какого-то сегмента мирового рынка (т.е. не подчинялась бы влиянию процессов,
возникающих на нем). Это вызывает перманентный поиск соответствующих эффективных
инструментов таможенной политики. В результате выработался иной (отличный от господствовавшего
до этого) взгляд на ее роль и формирование новых функций. Он учитывает направление
и темпы развития, а также необходимость выравнивания конкурентоспособности как предприятий,
так и национальных экономик. Поле маневра традиционной экономической политики в
этом случае очень ограниченно, так как часто нет возможности применять проверенные,
классические методы деятельности. Это касается и тарифной системы.
В дискуссиях по проблемам глобализации и региональной интеграции, ведущихся в
научной литературе, акцент делается на следующих моментах.
Во-первых, не приведет ли развитие этих процессов к уменьшению независимости
национальных таможенных политик. Действительно, в условиях торговой взаимозависимости
эффективность таможенной политики каждой страны в значительной мере определяется
степенью свободы государства в установлении фискальных тарифов. Пошлины только тогда
являются действенным инструментом, когда правительство имеет автономию в их перемене.
Во-вторых, повышается ли чувствительность страны к процессам, происходящим в
мировой экономике.
В-третьих, не станут ли тесные отношения между государствами, вытекающие из либеральной
торговой политики и применяющихся в ее рамках средств, причиной нарастания противоречий
между отдельными национальными экономиками. В этой ситуации проводимые той или иной
страной корреляции могут очень сильно воздействовать как на определенные географические
товарные потоки, так и на всю систему международной торговли. Отсюда появляется
возможность реализации собственных целей ценой ухудшения положения в других странах,
что в конечном счете приведет к дестабилизации мирового экономического порядка
В-четвертых, не будет ли выполнение принципиальных для конкретной страны таможенных
целей осложнено из-за того, что осуществление общей внешнеторговой политики является
компромиссом между разными концепциями и надо перманентно вырабатывать консенсус
целей. Поэтому координация таможенной политики является в основном политической,
а не экономической задачей.
Развитие товарных рынков и рост международной торговли – наиболее характерные
признаки глобализации. В современных условиях многие ранее функционировавшие правила
перестали быть эффективными. С учетом этого все страны (каждая в отдельности) должны
приспособиться к новому порядку. Понимание процессов, связанных с глобализацией,
позволит им свести издержки к минимуму и увеличить собственную выгоду. Экономическая
политика государства может стимулировать и поддерживать процессы глобализации или,
наоборот, затруднять действие сил, которые ее ускоряют. Таможенная политика как
важная составляющая экономической тоже подчиняется данному феномену. Именно глобализация
международной торговли представляет основную движущую силу, способствующую изменению
философии и функции современной пошлины. Результатом этого является другой взгляд
на ее роль, формирование новых функций и задач таможенной администрации – главного
архитектора и регулятора внешнеэкономической деятельности.
***
В настоящее время проблема модернизации фискальной политики становится все более
актуальной. Этот вопрос поднимают многие международные организации, прежде всего
те, субъектом деятельности которых является таможенно-тарифный аспект. Составляются
модели «пошлины» XXI в. и указания тем странам, которые хотят создать четкую и эффективную
таможенную администрацию. Роль фискальной политики определена следующим образом
– она должна максимально облегчать международный товарный оборот при одновременном
применении действенных экономических мер и законодательных актов по отношению к
тем, кто нарушает международные договоры и таможенные конвенции. Государства, не
приспособившие свои таможенные администрации к рекомендуемым требованиям, могут
выпасть из мировой игры, которая называется глобальной торговлей.
|