Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПАНОРАМА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

учредитель – Ассоциация органов территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода

ВЫПУСК №1

май 2004

Учредитель и издатель:

Ассоциация органов

территориального общественного

самоуправления города Нижнего Новгорода

Председатель:

Сабашников Е.В.

Члены правления:

Хрипунова Н.А.

Гришина Т.А.

Попова В.И.

Рыхлова И.Ю.

Куликов Г.В.

Семенов Е.Л.

Малеева О.Ф.

Бобылева В.В.

Васильев А.А.

Сучков И.В.

 

Редакция

Главный редактор

Сучков И.В.

Дизайн и верстка

Романютенко А.Д.

Корректор

Опыхтина Л.С.

Фотографии

Шемякин Б.А.

Адрес редакции:

603082, Нижний Новгород

Кремль корп. 5 к. 302

Тел. 39-03-45

e-mail: npanorama@mail.ru

http://www.gorduma.nnov.ru

 

 

 

Газета выпускается при поддержке Фонда «Институт экономики города»

 Газета зарегистрирована в Приволжском окружном межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Свидетельство 

ПИ №18-1765 от 29.04.2004

Перепечатка материалов допускается по согласию с редакцией, ссылка на газету «Нижегородская Панорама» обязательна

БИЛЛИНГ – ГЛАВНЫЙ РЫЧАГ В РЕФОРМЕ ЖКХ

 


Биллинг – главный рычаг в реформе ЖКХСкоро исполнится год с начала проекта РКС и более локальных «олигархических» проектов. Заключены многочисленные соглашения с губернаторами, сформированы команды топ-менеджеров, проводятся первые конкурсы. И здесь коммунальные проекты финансово-промышленных групп столкнулись с первыми трудностями. Уже сейчас можно назвать их причины: хронический дефицит ресурсов (финансовых и кадровых), запутанность правоотношений между субъектами, отсутствие федерального закона о концессиях, стремительно устаревающие технологии основных фондов, отсутствие отраслевой управленческой культуры и, в том числе, зачаточное состояние информатизации.

 

Конечно, вряд ли стоило ожидать быстрых результатов при том катастрофическом положении, в котором оказалось к началу XXI века российское коммунальное хозяйство.

Так уж повелось, что, решая вышеперечисленные проблемы, менеджеры склонны уделять повышенное внимание финансовым ресурсам и прочим материальным активам.

К сожалению, российская коммунальная отрасль, по меткому выражению одного из ведущих российских экономистов, оказалась в ресурсно-институциональной ловушке, когда «недостаточность ресурсов в этих сферах ведет к ухудшению качества институтов, что, в свою очередь, снижает эффективность использования ресурсов и усиливает их недостаточность»1.

В этом материале показано, насколько важную роль могут сыграть в реформе ЖКХ современные технологии коммунального биллинга и единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ), если их рассматривать не просто как учетные инструменты, а как средства государственной политики и ключ к выходу из ресурсно-институциональной ловушки.


 

Возможности коммунальной биллинговой системы


Коммунальная биллинговая система открывает перед властью и бизнесом следующие основные возможности:

·   Во-первых, ЕРКЦ с промышленной системой обеспечивает принципиально новый уровень прозрачности рынка жилищно-коммунальных услуг. В результате автоматизации финансовые потоки участников расчетов становятся прозрачными.

Унифицированные механизмы контроля и управления создают принципиальную возможность регламентной замены поставщиков услуг для больших групп потребителей на разных уровнях — от здания до квартала, района, области.

Городские и областные администрации в любой момент времени получают актуальные данные о состоянии жилищно-коммунальной сферы, о жилищном фонде и аварийности сетей, о бюджетных ассигнованиях, необходимых для социальной поддержки населения, и другую важную информацию.

·   Во-вторых, единая система управления делает управляемой саму реформу ЖКХ. Теперь, узнав на опыте издержки «первоначального накопления», никто не захочет, да теперь, наверное, и не сможет повторять приватизационные эксперименты в коммунальной сфере. Но, с другой стороны, нельзя оставлять все как есть. Очевидно, нужна планомерная подготовка реформы, анализ и систематизация проблем. Речь идет о том, чтобы сначала навести порядок и поднять капитализацию коммунальных активов, а уже потом проводить приватизацию или передачу в концессию. Расчетные центры, располагаясь в фокусе отношений поставщиков и потребителей, могут и должны стать центрами кристаллизации, инструментом для наведения порядка в ЖКХ, гарантируя управляемость изменений в отрасли на этапе реформирования.

·   В-третьих, коммунальная биллинговая система способна обеспечить кратное снижение издержек производителей и поставщиков на обслуживание розничных потребителей. Например, у некоторых поставщиков расходы на сбыт и работу с потребителями составляют 13-15% от выручки. ЕРКЦ берет эти функции на аутсорсинг за 4-5% от сбора, и это еще не предел. Государственным и муниципальным чиновникам стоит серьезно задуматься над макроэкономическими аспектами биллингового эффекта. Централизация расчетов и снижение сбытовых расходов поставщиков способны дать значительный экономический эффект с учетом того, что в настоящее время большинство этих структур самостоятельно ведут расчеты и претензионную работу с гражданами, многократно дублируя технологически близкие функции.

·   В-четвертых, строгое разделение функций расчетного центра и службы заказчика там, где оно проводится последовательно и квалифицированно, приводит к снижению финансовых потерь. Посредники лишаются возможности произвольно манипулировать денежными средствами поставщиков. Контроль за правильным расщеплением и перечислением платежей достигается за счет целого комплекса мер, в том числе благодаря развитой отчетности, которая автоматически формируется в биллинговой системе для поставщиков ЖКУ.

·   И, наконец, в-пятых, коммунальная биллинговая система ведет персональный учет задолженности по оплате и открывает принципиально новые возможности для работы с должниками. Как следствие — снижение дебиторской задолженности предприятий ЖКХ, снижение кредитного бремени и финансовых издержек поставщиков, сокращение их операционного цикла и рост экономической эффективности.

 


 

 

 


Алексей Кулапин

Алексей Кулапин: Нынешний пакет отчетности дает богатый материал для анализа и принятия управленческих решений

 

 

Причины востребованности тех или иных ИТ-инструментов в реформе ЖКХ и административном управлении в целом для CNews комментирует Алексей Кулапин, директор МУП «Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова», депутат Саратовской городской Думы, доктор химических наук.

Алексей Кулапин: Статья концептуальная. И в этом качестве она задает хорошую рамку для дальнейшей работы. Но нам, как практикам, важно совместно с разработчиками расчетной системы наметить конкретные пути ее развития. Основные идеи статьи нуждаются в дополнении с позиции первоочередных задач местного самоуправления.

Я убежден, что конечной целью должно быть создание единой городской информационной системы (ГИС) на базе ЕРКЦ и программно-технологического комплекса «Радей», то есть тех инструментов, которые уже доказали свою эффективность за неполный год работы в трех районах г. Саратова. (ПТК «Радей» - разработка компании ООО «Заказные ИнформСистемы»)

Для решения этой задачи имеются все необходимые предпосылки. Уже сейчас наш расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ г. Саратова), выполняя по преимуществу расчетные функции, обладает информацией о состоянии жилищного фонда и проживающих в нем гражданах. Эти данные позволяют с цифрами в руках, а не с общими рассуждениями подойти к проблеме технического переоснащения ЖКХ, автоматизировать работу паспортной службы балансодержателя.

Следующий шаг – донести эту информацию до эксплуатационных, аварийно-диспетчерских служб, обеспечить обратную связь с ними и работу всех структур в одном контуре.

В этом году к системе будет подключена служба социальной защиты, что позволит решить задачу своевременного учета и расчета льгот и субсидий, начать реализацию программы адресного субсидирования.

Созданная база данных территорий, зданий, домов и квартир должна стать хорошей основой для подсистемы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Включение в единую систему Регистрационной палаты даст хороший импульс для развития рынка недвижимости, снизит административные издержки участников этого рынка.

Наконец, очень важно обеспечить постоянный доступ к статистическим ресурсам системы из городской Администрации. Нынешний пакет отчетности дает богатый материал для анализа и принятия управленческих решений. Добавление новых подсистем поможет запустить механизмы комплексного развития городского хозяйства и управления.


Коммунальный биллинг и основные направления государственной политики


Теперь сопоставим вышеперечисленные выгоды с актуальными задачами основных направлений государственной политики.

Мы видим, что в области экономической политики рост эффективности предприятий ЖКХ, снижение операционных издержек, снижение финансовых издержек и другие положительные эффекты коммунального биллинга не только соответствуют задачам оздоровления отдельной отрасли, но вполне способны стать фактором экономического роста в национальном масштабе.

Консолидация коммунальных расчетов отвечает одной из основных целей кредитно-денежной политики государства — управлению инфляционными процессами. Ни для кого не секрет, что в последние годы локомотивом инфляции часто выступали тарифы в коммунальной отрасли. Сокращение сбытовых издержек за счет концентрации расчетов и работы с населением в расчетных центрах может со временем стать серьезным фактором тарифного регулирования. Конечно, данная возможность будет реализована только при наличии твердой политической воли на всех уровнях государственного и муниципального управления.

В области фискальной политики развитие коммунального биллинга способствует расширению налоговой базы и улучшению механизмов налогового администрирования. Расширение налоговой базы достигается благодаря поддержке малого бизнеса (см. ниже материал о целевых проектах на базе расчетного центра). Удешевление и технологизация расчетных процессов положительно влияют на деловую активность в отрасли, увеличивают долю дополнительных услуг. Улучшение механизмов налогового администрирования может быть достигнуто при грамотной координации информационных фондов ЕРКЦ, с одной стороны, и различных органов власти, с другой.

В сфере социальной политики коммунальная биллинговая система может обеспечить быстрое развертывание программы персонифицированных социальных счетов, переход от категориального и дотационного принципа субсидирования на адресный принцип оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам. Активное взаимодействие ЕРКЦ и служб социальной защиты, продуманная интеграция их информационных ресурсов не только снизят социальную напряженность, но и помогут контролировать справедливость и обоснованность расходования бюджетных средств, сдерживать иждивенческие настроения, пресекать случаи необоснованного выделения социальной помощи.

Наконец, для бюджетной политики внедрение современного коммунального биллинга означает сокращение необоснованных дотаций предприятиям ЖКХ, экономию бюджетных средств, высокую бюджетную эффективность проекта модернизации расчетных центров.

Таким образом, мы видим, что единый расчетно-кассовый центр, оснащенный современной расчетной системой, может послужить важным инструментом оптимизации ключевых направлений общегосударственной и муниципальной политики. Об упомянутых выше возможностях для развертывания целевых проектов на базе ЕРКЦ стоит остановиться подробнее.


 

Коммунальный биллинг как платформа для целевых проектов

 


Помимо целей государственного и муниципального управления, коммунальный биллинговый центр может дать своим организаторам и инвесторам дополнительные возможности для запуска специальных, целевых проектов. Речь идет о «недокументированных» функциях ЕРКЦ и коммунальной биллинговой системы. Использование промышленного программного комплекса играет в данном случае решающую роль2.

Расшивка неплатежей

Автоматизация массовых начислений, приема и обработки платежей создает постоянный поток денежных средств через ЕРКЦ. Платежи поступают равномерно, с небольшими колебаниями в пределах месяца. Перечисление денежных средств с транзитного счета ЕРКЦ на счета поставщиков коммунальных услуг производится в строго установленном порядке.

Такой режим работы ЕРКЦ позволяет расшивать задолженность между поставщиками коммунальных услуг. Предлагается следующая схема. Коммерческий банк предоставляет целевой кредит на погашение задолженности одному из поставщиков ЖКУ. Гарантом по кредиту выступает ЕРКЦ, возврат гарантируется из будущих платежей населения в части данного поставщика. Таким образом, если поставщик использует кредит не по назначению или откажется его погашать, то деньги будут удерживаться из его выручки по мере поступления платежей.


 

 

Схема расшивки неплатежей между поставщиками ЖКУ с привлечением ЕРКЦ

 

Схема расшивки неплатежей между поставщиками ЖКУ с привлечением ЕРКЦ

 


Нередко между поставщиками коммунальных услуг образуются цепочки задолженностей. Например, Водоканал должен Энергосбыту, а Теплосеть — и тем, и другим. В таком случае кредит может быть предоставлен Теплосети на погашение задолженности перед остальными поставщиками. Схема не снимает с поставщика бремя процентных расходов, но при определенных условиях и готовности сторон позволяет не просто решить застарелые проблемы, но и создать условия для инвестиций в эти предприятия.

Кредитование малого бизнеса в ЖКХ

Вышеприведенная схема применима и для кредитования малого бизнеса в ЖКХ. Коммерческие банки все чаще проявляют интерес и готовность кредитовать небольшие предприятия. Однако процесс сдерживается такими факторами, как отсутствие кредитной истории и ликвидного залогового обеспечения.

Привлечение коммунального биллингового центра в качестве гаранта будущих поступлений позволяет несколько снизить требования к заемщику, при условии, что данный вид бизнеса хорошо известен и ожидаемые операционные потоки позволяют рассчитывать на погашение кредита из ежемесячных, а фактически ежедневных, платежей населения. При этом, конечно, сохраняется необходимость разумного обоснования инвестиций. Кредит может предоставляться, к примеру, на условиях проектного финансирования, с привлечением соответствующих банковских специалистов или внешних консультантов.

Получателями таких кредитов могли бы стать новые управляющие компании, предприятия технического обслуживания, котельные, желающие приобрести более эффективное оборудование, и другие малые предприятия.

Кредитование населения на обустройство жилища

Регулярные контакты с населением — плательщиками коммунальных платежей — делает ЕРКЦ удобным инструментом для развития различных форм кредитования граждан, желающих улучшить обустройство своего жилища. В настоящее время уже делаются робкие попытки, в том числе и со стороны банковских организаций, способствовать внедрению современного отопительного оборудования, приборов учета, герметичных стеклопакетов и т.д.

Понятно, что наибольший интерес эти программы представляют для производителей и поставщиков упомянутых видов оборудования. И в лучшем случае банки ограничиваются именно кредитованием производителей. Между тем, кассовая сеть ЕРКЦ благодаря широкому охвату населения в определенных обстоятельствах может стать своего рода технологическим рычагом для сбора выплат по кредитам.

При данной схеме банк предоставляет потребительские кредиты гражданам с последующим погашением через кассы ЕРКЦ. Требование о погашении очередной суммы логично включить в единый платежный документ (квитанцию). Более того, банк может снизить риски кредитования на обустройство жилища, используя так называемую «платежную историю» заемщика. Об этом речь пойдет ниже.

Развитие потребительского кредитования

Если ЕРКЦ несколько лет подряд эксплуатирует промышленную биллинговую систему с мощной СУБД, то у него накапливается история платежей абонентов — «платежная история». Для этого требуется программный комплекс, способный вести не просто сальдо по лицевым счетам, а именно полноценную историю расчетов и платежей, включая как текущие выплаты, так и погашение задолженностей.

С ведома и согласия гражданина такая платежная история могла бы передаваться в банк и служить достаточно надежной основой для принятия решения о выдаче потребительского кредита не только на обустройство жилища, но и на любые другие приобретения, включая бытовую технику, автомобили, а со временем, может быть, и на объекты недвижимости. Возможная схема отношений между гражданином, банком и ЕРКЦ показана ниже (см. схему).


Принципиальная схема взаимоотношений банка, ЕРКЦ и заемщика при потребительском кредитовании

Принципиальная схема взаимоотношений банка, ЕРКЦ и заемщика при потребительском кредитовании

 

 

 

Обслуживание ТСЖ

 


Проблемы развития товариществ собственников жилья (ТСЖ) уже давно обсуждаются на самых разных уровнях. Здесь хотелось бы ограничиться лишь несколькими соображениями, которые возникают в связи с тематикой ЕРКЦ.

С точки зрения ЕРКЦ товарищество, по крайней мере, в лице руководителя и бухгалтера, представляет собой всего-навсего еще одну управляющую компанию. Это относится ко всем случаям, когда ЕРКЦ обслуживают ТСЖ напрямую, а не опосредованно — через другие управляющие структуры.

Экономически, одной из главных проблем ТСЖ является систематическое ведение учета по кондоминиуму в части как бухгалтерских регистров, так и натуральных показателей — начиная от состояния объекта и заканчивая показаниями приборов учета.

Конкретные услуги, которые современный ЕРКЦ может предложить для ТСЖ, в общих чертах сводятся к четырем пунктам:

  1. Ведение отдельного учета потребления, начислений и платежей. Учет потребления, естественно, будет зависеть от наличия счетчиков и возможности регулярного съема показаний.
  2. Предоставление отчетов для ТСЖ. При этом, как уже было отмечено, ТСЖ рассматривается как еще одна управляющая компания.
  3. Предоставление статистики об услугах поставщиков ЖКУ. В данном случае речь может идти, например, о статистике недопоставок, т.е. перебоев при подаче тепла, электричества и т.д., включая случаи снижения температуры или напряжения в домовых электросетях.
  4. Включение в квитанцию адресной информации по ТСЖ и специальных сборов, установленных товариществом. ЕРКЦ может добавлять дополнительные начисления в единую квитанцию, что радикально удешевит процедуру сбора и сделает ее более эффективной.

Адресная социальная помощь

В последние два года в ряде регионов при участии Госстроя и консультантов проводится эксперимент по внедрению персонифицированных счетов граждан для адресного субсидирования. Фактически персонифицированный счет — это счет человека в коммерческом банке, на который перечисляются субсидии. Отличие от старого подхода заключается в том, что средства поступают поставщикам услуг из бюджета не напрямую, а сначала направляются на специальный бюджетный счет в банке и затем распределяются между персональными счетами граждан. После этого возможны два варианта: перечисление денег поставщикам ЖКУ или выдача денег на руки получателю субсидии.

По мнению специалистов, наиболее перспективной является вторая схема, когда люди получают деньги на руки. Потребитель услуг производит стопроцентную оплату ЖКУ, без учета субсидий. Затем предъявляет квитанцию об оплате в банк, который выдает ему наличные деньги в соответствии с размером субсидии, начисленной в службе социальной защиты населения. Этот вариант дает большую свободу гражданину и, как следствие, обслуживающему гражданина банку. Например, в некоторых регионах граждане предпочитают не снимать деньги со счета, а переводить их на депозит.


Адресное субсидирование с использованием персонифицированных счетов

 

Адресное субсидирование с использованием персонифицированных счетов


Для внедрения этой стройной схемы имеется несколько препятствий. Системы участников расчетов в ЖКХ катастрофическим образом разобщены. Службы социальной защиты, как правило, не располагают современным программным обеспечением. Многие расчетно-кассовые центры до сих пор используют «самописные» информационные системы с крайне низким качеством ведения расчетов и справочников. Поставщики услуг либо вовсе не используют современные технологии, либо поддерживают собственные базы данных, слабо совместимые с базами данных и программными продуктами других поставщиков и расчетных центров. Банки, в свою очередь, оснащены слабо интегрированным набором прикладных программ, большинство из которых не поддерживает работу с персонифицированными счетами.

Поэтому для выполнения описанных выше целевых проектов и реализации заложенных в них возможностей необходимо, с одной стороны, создать на базе современных технологий единую городскую (или региональную) информационную систему, а с другой — расширить функциональные возможности прикладного ПО поставщиков, соцзащиты и банковских организаций.


 

Коммунальный биллинг как сложный ИТ-проект


Коммунальная биллинговая система — это сложный инструмент учета и управления. Создание такой системы в городе или регионе требует многомесячных согласованных усилий множества участников. Особенности проекта внедрения коммунальной биллинговой системы заслуживают отдельной статьи. Здесь же кратко перечислим основных участников проекта, их роли и значение.

Главный участник проекта — администрация города или региона. Поддержка администрации имеет для проекта решающее значение. Администрация может выступать инициатором, соинвестором проекта, но, вместе с тем, она обеспечивает политическую поддержку на всех этапах внедрения коммунального биллинга.

Крайне важна для успеха позиция основных поставщиков коммунальных услуг. Так, одни поставщики передают свою базу данных лицевых счетов и расчетную функцию в ЕРКЦ, а другие производят начисления самостоятельно. Для второй группы поставщиков ЕРКЦ производит только прием и обработку платежей. Чем больше поставщиков удастся вовлечь в проект, тем более устойчивой и выгодной для всех участников будет система.

В проекте участвуют управляющие компании, в первую очередь, дирекции единого заказчика (ДЕЗ). В ходе проекта может возникнуть необходимость в реорганизации некоторых управляющих компаний в связи с переводом ряда функций в ведение ЕРКЦ. Поскольку ЕРКЦ трудно охватить всю территорию пунктами сбора платежей, в проекте участвуют другие сборщики платежей: банки и почтовые отделения.

Наконец, очень важна координация и взаимопонимание между основными поставщиками технологий коммунального биллинга, которые можно также назвать структурами информационно-технической поддержки. Сюда входят поставщики оборудования, системные интеграторы, поставщики базового программного обеспечения (операционных систем и СУБД), разработчики собственно биллинговой системы, поставщики услуг связи и другие. Партнерское взаимодействие этих организаций обеспечивает бесперебойную работу программно-технологического комплекса и надежность системных решений

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 



Hosted by uCoz