Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в rar
НИЖЕГОРОДСКАЯ
ПАНОРАМА |
||
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ |
учредитель – Ассоциация органов территориального
общественного самоуправления города Нижнего Новгорода |
|
ВЫПУСК №1 |
май 2004 |
|
Учредитель
и издатель:
Ассоциация органов
территориального общественного
самоуправления города Нижнего Новгорода
Председатель:
Сабашников
Е.В.
Члены
правления:
Хрипунова
Н.А.
Гришина
Т.А.
Попова
В.И.
Рыхлова
И.Ю.
Куликов
Г.В.
Семенов
Е.Л.
Малеева
О.Ф.
Бобылева В.В.
Сучков
И.В.
Редакция
Главный
редактор
Сучков
И.В.
Дизайн и
верстка
Романютенко
А.Д.
Корректор
Опыхтина
Л.С.
Фотографии
Шемякин
Б.А.
Адрес
редакции:
603082,
Нижний Новгород
Кремль
корп. 5 к. 302
Тел.
39-03-45
e-mail: npanorama@mail.ru
Газета выпускается при поддержке Фонда «Институт
экономики города»
Газета зарегистрирована
в Приволжском окружном межрегиональном территориальном управлении Министерства
РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство
ПИ №18-1765 от 29.04.2004
Перепечатка материалов допускается по согласию с
редакцией, ссылка на газету «Нижегородская Панорама» обязательна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОС С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ И
РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
Васильев А.А.
– каф. упр и маркет ВВАГС
Движение российского общества к гражданскому обществу и правовому
государству лежит через реализацию
прав и свобод человека, принципов федеративного государственного устройства и
разделения властей, четкого распределения полномочий и ресурсов между
различными уровнями власти.
Недостаточное структурирование российского общества является
причиной слабой связи между властью и гражданином, его отчуждения от принятия
управленческих решений, это особенно проявляется на муниципальном уровне.
ТОС представляя собой самый крупный в настоящее время резерв
развития демократии и реального вовлечения в управление общественными
процессами большинства жителей муниципального образования:
- является эффективным способом повышения качества жизни
населения;
-
представляет собой единственный реальный инструмент проведения
эффективной реформы ЖКХ, затрагивающий гражданские права и интересы всех
жителей;
-
является реальным фактором повышения местного патриотизма и
снижения уровня социальной напряженности;
Развитие ТОС как массового движения
встречает на своем пути ряд объективных и субъективных трудностей, среди
которых:
-
недостаточное правовое и организационное обеспечение, отсутствие
заинтересованности в этом общественно-политических объединений;
-
слабая информированность населения и отсутствие системы обучения
активистов ТОС и муниципальных служащих основам ТОС.
Необходимым условием повышения активности
населения является наличие развитой
системы общественных объединений и территориального общественного самоуправления.
Для эффективной деятельности
органов ТОС необходимы знания теории местного самоуправления и конкретно ТОС,
что приходит с учением и практикой, постоянным анализом и обобщением
существующего опыта. Овладение теорией и практикой местного самоуправления –
главная задача и составная часть повышения квалификации председателей и актива
ТОС.
Местное
самоуправление
– самостоятельное и под свою ответственность, непосредственно или через органы
местного самоуправления деятельность населения по решению местных вопросов,
исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление реализуется в следующих основных
формах:
·
территориального
общественного самоуправления;
·
выборных
и других органов местного самоуправления;
·
ассоциаций
и союзов муниципальных образований,
где,
территориальное общественное самоуправление
– это самоорганизация граждан по
месту их жительства, на части территории муниципального образования, для
самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения
непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального
общественного самоуправления.
Как и
местное самоуправление ТОС является системой, которая включает в себя:
1. участие непосредственно населения:
-
собрание,
-
конференция,
-
сход;
-
выборы органов ТОС,
-
референдум,
-
опрос;
-
правотворческая инициатива;
-
обращение;
-
обсуждение;
-
различные общественные инициативы
2.
органы ТОС:
представительные:
-собрание,
-конференция,
-сход;
исполнительно-распорядительные:
совет или комитет:
- микрорайона,
- жилого комплекса,
- квартала, улицы, двора,
- многоквартирного дома,
- поселка, слободы, деревни;
- управляющий (исполнительный
директор).
- председатель, староста
контрольно-ревизионные
3. ассоциации и союзы органов
ТОС:
- общероссийские,
- субъекта РФ,
- муниципального образования,
- части муниципального
образования (района или конкретного поселения).
Реальное и эффективное
территориальное общественное самоуправление возможно лишь при наличии определенных
предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы ТОС,
которые подразделяются на:
1. правовую основу, состоящую из:
- законодательства РФ,
- регионального законодательство,
- правовых актов ОМС,
- устава ТОС.
2. организационную основу
состоящую из:
- порядка образования ТОС,
- форм, структур, состава
ТОС,
- функций ТОС.
3. экономическую основу, состоящую из:
- собственности ТОС,
- сметы или бюджета ТОС,
- имущества, переданного ТОС в
управление,
-
иной собственности, служащей
удовлетворению потребностей жителей территории.
4.
территориальную основу составляют
части МО, где осуществляется ТОС:
-
микрорайон, жилой комплекс, квартал,
- улица, двор, многоквартирный дом,
- поселок, слобода, деревня.
Организация
эффективного взаимодействия местной
власти и ТОС (ООС) может осуществляться в различных формах муниципального
социального заказа - тендера, конкурса, фестиваля
1. Правовое регулирование ТОС
2. Разработка программ развития ТОС
3. Делегирование муниципальных
полномочий
4. Обеспечение экономической основы
ТОС
5. Содействие сохранению и развитию
местных исторических традиций
6. Защита прав жителей на ТОС
1. Законность
2. Сочетание интересов территории и
муниципального образования
3. Самостоятельность ТОС
4. Взаимное согласие органов ТОС и
МС при решении вопросов совместной компетенции
5. Обеспечение материальными и
финансовыми ресурсами при осуществлении вопросов, требующих совместного решения
6. Добровольность заключения
договоров и соглашений
7. Взаимная ответственность
8. Гласность
(по
Редюхину В.И.)
Тип и ориентация ОТОС (ООС) |
Характеристика действий ОТОС (ООС) |
Ответные и желаемые местной власти |
“Бунтари”
– эта организация борется с местной властью |
организует манифестации,
публикует протесты, пишет коллективные жалобы в различные
инстанции |
идет на уступки под давлением; должна приглашать к участию в публичных
дебатах, переводя агрессивную активность в конструктивное русло |
“Обиженные”- эта
организация защищает интересы только своих членов |
пишет прошения, просьбы о
помощи, жалобы на невнимание, активно участвует во всех заседаниях и совещаниях,
затем судится |
оказывает посильную помощь или
не обращает внимания; должна публиковать приоритеты
развития территории, обучать деятельности по самообеспечению |
“Защитники”
– эта организация поддерживает определенную социальную группу (инвалидов,
детей-сирот, многодетных и т.д.) |
организует сбор отечественной
или зарубежной гуманитарной помощи, ищет и распределяет средства, делится
опытом работы |
финансирует и предоставляет
различные льготы; должна содействовать их
переходу к оказанию социальных услуг |
“Работники”-
эта организация оказывает социальные услуги населению |
приглашает специалистов для
обучения профессиональному оказанию услуг, ведет хозрасчетную деятельность,
проводит семинары и конференции по профилю своей работы |
предоставляет самой себе; должна нацеливать на исполнение
муниципального социального заказа в соответствии с приоритетами развития
территории |
“Координаторы”- эта организация координирует
деятельность общественности на территории |
проводит юридические и другие консультации
для общественных организаций и граждан, предлагает проекты нормативных актов,
создает ассоциации общественных организаций, ведет переговоры с властью |
такие действия, как правило, не
приветствуются и они рассматриваются как конкуренты; должны вовлекаться в систему
работы местных органов, организацию клубов общения и совместному выполнению
муниципальных социальных программ |
“Деятели”-
эта организация содействует решению проблем развития территории |
разрабатывает
социально-значимые проекты и программы, направленные на повышение качества
жизни населения |
такие организации практически
отсутствуют; нужно содействовать их
возникновению и превращению в структуры - центры социального партнерства и
публичной политики |
(по
Редюхину В.И.)
Параметры и формы муниципального социального
заказа |
Тендер |
Конкурс |
Фестиваль |
Цель мероприятия |
найти наиболее эффективные методы
решения задач развития территории муниципального образования |
найти партнеров среди общественности
по решению проблем развития территории |
повысить общественную активность
населения |
Способ привлечения участников |
закрытая или открытая информация
для профессионалов |
открытая публикация в СМИ |
систематическое информирование
населения и общественности через СМИ |
Категории участников |
профессионалы с опытом работы |
общественные организации с письмами
поддержки от разных, значимых для организаторов, источников |
отдельные жители и группы,
общественные организации и объединения, государственные и муниципальные организации
|
Оценка проектов |
профессиональный экспертный
совет |
общественно-муниципальная экспертиза |
различные формы жюри из
участников и населения |
Приз победителя |
заказ на реализацию проекта |
грант на реализацию проекта |
различные формы морального и
материального поощрения лауреатов |
Результат мероприятия |
заключение договора и его
выполнение в соответствии с техническим заданием |
реализация проекта и отчет по
гранту |
чествование и премирование
участников и лауреатов, перспективы дальнейшей совместной работы |
Конечный результат |
решение определенных задач
развития территории |
решение определенных проблем
муниципального развития или их уточнение новыми субъектами развития
территории |
появление прецедентов общественных
инициатив |
(по
Сунгурову А.Ю.)
Принципы организации
общественного участия:
·
наличие
ясных и реалистичных целей,
·
альтернативность,
·
участие
общественности с первых стадий подготовки решения,
·
обязательное
подключение представителей коллективов, затрагиваемых данным решением,
·
информирование
и обучение в ходе процесса,
·
открытость
процесса общественного участия и его контролируемость,
·
использование
качественной методической и правовой основы для организации процесса и контроля
его результатов.
Формы общественного участия:
·
программы
информирования общественности,
·
“горячий”
телефон, общественные приемные,
·
опросы,
фокус-группы,
·
общественные
слушания,
·
рабочие
группы по подготовке рекомендаций,
·
общественное
представительство в органах принимающих решения,
·
интерактивные
ТВ и радио дебаты,
·
общественная
палата, гражданский форум,
·
голосование
по различным вопросам через СМИ,
·
обучение
граждан, техническая поддержка.
Уровни общественного участия:
1.
общественное
(само) управление,
2.
делегирование
полномочий,
3.
партнерство,
4.
учет
мнения,
5.
консультации,
6.
информирование,
7.
терапия,
8.
манипулирование.
(по
Генисаретскому О.И.)
Название методики: |
Гражданское
участие в выборе стратегии
городского развития |
Партнерство
активных сообществ в городском
развитии |
Мобилизация
ресурсов городского развития |
Базовый процесс |
Активное
программно-целевое участие различных городских сообществ и общественных
организаций в выборе и реализации стратегий городского развития |
Социально-технологическая
поддержка рабочего участия социально активных сообществ в процессах
городского самоуправления и развития |
Привлечение интеллектуальных,
творческих и культурных ресурсов города и региона для выработки и реализации
стратегий городского развития |
Социальная функция |
Достижение
информированного согласия населения с проводимыми в городе политиками
развития |
Создание институциональных
условий для активного участия городских сообществ в выработке и реализации
социально приемлемых стратегий городского развития |
Общественная
мобилизация интеллектуальных, творческих и культурных ресурсов территории (и
разработка на их основе современных гуманитарных технологий развития) |
Социальная база |
Участие широких
слоев населения в обсуждении и одобрении проводимых в городе политик развития |
Все виды социально
активных городских сообществ и общественных организаций |
Ориентированные на
социальные и гуманитарные инновации профессиональные, национально-культурные
и гражданские ассоциации и группы |
Организационная схема |
Организация круглых
столов, общественных форумов и слушаний. Выявление групп
интересов и социальных запросов. Их
институциональное оформление в рабочие группы по проблемам городского развития
|
Проведение
проектных семинаров и тренингов, направленных на освоение современных социальных
технологий и использование преимуществ гражданской инициативы и профессиональных,
управленческих компетенций |
Креативные
семинары, проблемно- и тематически ориентированные
организационно-деятельностные игры |
Ближайший шаг развития |
Формирование
комиссий по проблемам городского развития и создание на их основе Городской
коллегии (или Общественного совета) |
Создание постоянно
действующей общественной структуры, работающей с активными сообществами
разного социального профиля (Центра социальных инициатив или Агентства городского
развития) |
Создание
информационно-аналитической (общественно-профессиональной) структуры по
отработке гуманитарных технологий городского и регионального развития |
Примеры использования
(в работах 1996-1999 гг.) |
Омск, Уссурийск, Воронеж |
Артем Приморского
Края, Новый Уренгой |
Омск, Димитровград
Ульяновской обл. |
Для местной власти можно
порекомендовать следующее содержательное наполнение программы повышения эффективности
взаимодействия.
№ |
Фазы программы |
Задачи |
I |
Обследование
территории, диагностика тенденций и анализ ситуации. |
1. Инвентаризация
общественных формирований территории. 2. Выявление их
интересов, намерений. 3. Обобщение и
распространение “передового” опыта. 4. Создание базы
данных по НКО и банка их идей. 5. Фиксация
существующих ресурсов территории, а также выявление новых ресурсов в результате
анализа исполнительной, представительной властью, общественными организациями
и независимыми экспертами. 6. Оценка
потенциала управления территорией: организационная структура, политика,
кадры, эффективность и законодательная база. 7. Разработка и
реализация образовательных программ, обучающих семинаров и консультаций. |
II |
Организация
коммуникации районной администрации с местными сообществами. |
1. Организация
среды для коммуникации. 2. Установление
контактов. 3. Выявление
лидеров и активистов. 4. Нахождение через
публичные обсуждения и дискуссии общего вектора интересов. 5. Создание рабочей
группы, включающей заинтересованные стороны. 6. Разработка и
реализация образовательных программ и консультаций. |
III |
Социальное
проектирование. |
1. Определение форм
участия местных сообществ в процессах развития территории. 2. Создание
обобщенного образа будущего, согласование приоритетных направлений развития. 3. Проведение
фестивалей, конкурсов и тендеров проектов. 4. Разработка и
реализация образовательных программ. 5. Обучение
экспертизе и оценке проектов. |
IV |
Активизация
местных сообществ. |
1. Формирование
чувства принадлежности к месту. 2. Создание
механизмов социального партнерства. 3. Организация
системы социального проектирования. 4. Разработка и
реализация общественных муниципальных программ. 5. Вовлечение
местных Сообществ в образовательные программы. |
V |
Участие
местных сообществ в процессе управления развитием территорий. |
1. Превращение
местных сообществ в субъекты развития территории. 2. Делегирование
властью некоторых полномочий и функций. 3. Привлечение
общественности к обследованию, диагностике, анализу и прогнозированию
территориальной ситуации. |
Параллельно с этим необходимо
построение образовательных и обучающих программ для каждой фазы, в первую
очередь, для освоения общественниками и администраторами проектно-программного
подхода.
Для субъекта
федерации:
1.
Развиваются и
укрепляются важнейшие элементы гражданского общества.
2.
Повышается
активность населения.
3.
Упрощаются и
активизируются избирательные и другие процессы.
4.
Выявляются и
используются внутренние резервы территории.
5.
Для решения
местных проблем мобилизуются собственные ресурсы территории и привлекаются
дополнительные.
6.
Повышается
управляемость территорией, т.к. выстраивается вертикаль исполнительной власти,
доходящая до конкретного жителя.
7.
Происходит
объективный учет общественного мнения по различным вопросам.
Для
муниципального образования:
1.
Появляется
первичный (базовый) элемент местного самоуправления.
2.
Местные
проблемы решаются самими жителями.
3.
Эффективно
используются бюджетные средства.
4.
Появляется
прозрачность в расходовании бюджетных и иных средств.
5.
Повышается
уровень и качество жизни населения.
6.
Появляется
активный и квалифицированный резерв кадров муниципальной службы.
7.
У
муниципальных органов появляется возможность решать значимые (для
муниципального образования) вопросы.
8.
Происходит контроль
за деятельностью среднего звена администрации со стороны главы и со стороны
населения.
9.
Упрощается
связь руководителей муниципального образования с населением.
10.
Осуществляется
четкий контроль использования ресурсов муниципального образования.
Для населения
самоуправляющейся территории:
1.
Решаются
проблемы каждого конкретного жителя.
2.
Улучшаются
условия жизни на территории.
3.
Привлекаются
дополнительные средства для решения существующих проблем.
4.
Самореализуется
активная часть сообщества.
5.
Активнее и
полнее учитываются и реализуются права и интересы сообщества.
6.
Становиться
реально давать наказы и контролировать их выполнение, а также влиять на
деятельность депутатов от территор
7.
ии всех
уровней власти.
1.
Реализуемые и
реализованные социально-экономические программы.
2.
Сумма
привлеченных этими программами средств.
3.
Соотношение
бюджетных и привлеченных средств.
4.
Соотношение
затрат на общественные услуги ОТОСа и ОМС.
5.
Количество
привлеченных добровольцев.
6.
Количество
охваченного различными мероприятиями населения.
7.
Решенные этими
программами проблемы.
8.
Количество
новых рабочих мест в результате выполненных программ.
9.
Сокращение
жалоб и обращений жителей в муниципальные органы.
10.
Улучшение
показателей в экологической сфере.
11.
Снижение
преступности и наркомании на территории.
12.
Развитие сети
социально-культурных учреждений и организаций, влияющих на качество жизни.
13.
Появление
новых видов услуг в результате деятельности ТОС.
14.
Создание
элементов гражданской инфраструктуры.
15.
Снижение
социальной напряженности на территории.
16.
Общие
положительные перемены в жизни локального сообщества в результате выполнения
программ.