Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПАНОРАМА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

учредитель – Ассоциация органов территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода

ВЫПУСК №1

май 2004

 

Учредитель и издатель:

Ассоциация органов

территориального общественного

самоуправления города Нижнего Новгорода

Председатель:

Сабашников Е.В.

Члены правления:

Хрипунова Н.А.

Гришина Т.А.

Попова В.И.

Рыхлова И.Ю.

Куликов Г.В.

Семенов Е.Л.

Малеева О.Ф.

Бобылева В.В.

Васильев А.А.

Сучков И.В.

 

Редакция

Главный редактор

Сучков И.В.

Дизайн и верстка

Романютенко А.Д.

Корректор

Опыхтина Л.С.

Фотографии

Шемякин Б.А.

Адрес редакции:

603082, Нижний Новгород

Кремль корп. 5 к. 302

Тел. 39-03-45

e-mail: npanorama@mail.ru

http://www.gorduma.nnov.ru

 

 

 

Газета выпускается при поддержке Фонда «Институт экономики города»

 Газета зарегистрирована в Приволжском окружном межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Свидетельство 

ПИ №18-1765 от 29.04.2004

Перепечатка материалов допускается по согласию с редакцией, ссылка на газету «Нижегородская Панорама» обязательна

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОС С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ[1]

Васильев А.А. – каф. упр и маркет ВВАГС


Движение российского общества к гражданскому обществу и правовому го­сударству лежит через реализацию прав и свобод человека, принципов федеративного государственного устройства и разделения властей, четкого распределения полномочий и ресурсов между различными уровнями власти.

Недостаточное структурирование российского общества является причиной слабой связи между властью и гражданином, его отчуждения от принятия управленческих решений, это особенно проявляется на муниципальном уровне.

ТОС представляя собой самый крупный в настоящее время резерв развития демократии и реального вовлечения в управление  общественными процессами большинства жителей муниципального образования:

- является эффективным способом повышения качества жизни населения;

-       представляет собой единственный реальный инструмент проведения эффективной реформы ЖКХ, затрагивающий гражданские права и интересы всех жителей;

-       является реальным фактором повышения местного патриотизма и снижения уровня социальной напряженности;

Развитие  ТОС  как  массового  движения встречает на своем пути ряд объективных и субъективных трудностей, среди которых:

-        недостаточное правовое и организационное обеспечение, отсутствие заинтересованности в этом общественно-политических объединений;

-        слабая информированность населения и отсутствие системы обучения активистов ТОС и муниципальных служащих основам ТОС.

Необходимым условием повышения активности населения является наличие развитой системы общественных объединений и территориального общественного самоуправления.

Для эффективной деятельности органов ТОС необходимы знания теории местного самоуправления и конкретно ТОС, что приходит с учением и практикой, постоянным анализом и обобщением существующего опыта. Овладение теорией и практикой местного самоуправления – главная задача и составная часть повышения квалификации председателей и актива ТОС.


ТОС в системе местного самоуправления


Местное самоуправление – самостоятельное и под свою ответственность, непосредственно или через органы местного самоуправления деятельность населения по решению местных вопросов, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление реализуется в следующих основных формах:

·         непосредственной демократии;

·         территориального общественного самоуправления;

·         выборных и других органов местного самоуправления;

·         ассоциаций и союзов муниципальных образований,

где, территориальное общественное самоуправление это самоорганизация граждан  по месту их жительства, на части территории муниципального образования, для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.    

Как и местное самоуправление ТОС является системой, которая включает в себя:

1. участие непосредственно населения:

- собрание,

- конференция,

- сход;

- выборы органов ТОС,

- референдум,

- опрос;

- правотворческая инициатива;

- обращение;

- обсуждение;

- различные общественные инициативы

2. органы ТОС:

представительные: 

-собрание,

-конференция,

-сход;

исполнительно-распорядительные:

совет или комитет:

- микрорайона,

- жилого комплекса,                                               

- квартала, улицы, двора,                                               

- многоквартирного дома,                                               

- поселка, слободы, деревни;   

- управляющий (исполнительный директор).

- председатель, староста

контрольно-ревизионные

3. ассоциации и союзы органов ТОС:

- общероссийские,

- субъекта РФ,

- муниципального образования,

- части муниципального образования (района или конкретного поселения).

          Реальное и эффективное территориальное общественное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы ТОС, которые подразделяются на:

1. правовую основу, состоящую из:

- законодательства РФ,

- регионального законодательство,

- правовых актов ОМС,

- устава ТОС.

2. организационную основу состоящую из:                                  

- порядка образования ТОС,

- форм, структур, состава ТОС,                                  

- функций ТОС.

3.    экономическую основу,  состоящую из:

- собственности ТОС,                                                                  

- сметы или бюджета ТОС,                                                                  

- имущества, переданного ТОС в управление,

- иной      собственности, служащей удовлетворению потребностей жителей территории.

4. территориальную основу составляют части МО, где осуществляется ТОС:

- микрорайон, жилой комплекс, квартал,                                                                       - улица, двор, многоквартирный дом,                                                                       - поселок, слобода, деревня.

Организация эффективного взаимодействия местной власти и ТОС (ООС) может осуществляться в различных формах муниципального социального заказа - тендера, конкурса, фестиваля


Направления взаимодействия


1.       Правовое регулирование ТОС

2.       Разработка программ развития ТОС

3.       Делегирование муниципальных полномочий

4.       Обеспечение экономической основы ТОС

5.       Содействие сохранению и развитию местных исторических традиций

6.       Защита прав жителей на ТОС


Принципы взаимодействия


1.       Законность

2.       Сочетание интересов территории и муниципального образования

3.       Самостоятельность ТОС

4.       Взаимное согласие органов ТОС и МС при решении вопросов совместной компетенции

5.       Обеспечение материальными и финансовыми ресурсами при осуществлении вопросов, требующих совместного решения

6.       Добровольность заключения договоров и соглашений

7.       Взаимная ответственность

8.       Гласность


 

Классификация типов ОТОС и взаимоотношений с  местной властью

(по Редюхину В.И.)

Тип и ориентация ОТОС (ООС)

Характеристика действий

ОТОС (ООС)

Ответные и желаемые
действия

местной власти

“Бунтари” – эта организация борется с местной властью

организует манифестации, публикует протесты,

пишет коллективные жалобы в различные инстанции

идет на уступки под давлением;

 

должна приглашать к участию в публичных дебатах, переводя агрессивную активность в конструктивное русло

“Обиженные”- эта организация защищает интересы только своих членов

пишет прошения, просьбы о помощи, жалобы на невнимание, активно участвует во всех заседаниях и совещаниях, затем судится

оказывает посильную помощь или не обращает внимания;

 

должна публиковать приоритеты развития территории, обучать деятельности по самообеспечению

“Защитники” – эта организация поддерживает определенную социальную группу (инвалидов, детей-сирот, многодетных и т.д.)

организует сбор отечественной или зарубежной гуманитарной помощи, ищет и распределяет средства, делится опытом работы

финансирует и предоставляет различные льготы;

 

должна содействовать их переходу к оказанию социальных услуг

“Работники”- эта организация оказывает социальные услуги населению

приглашает специалистов для обучения профессиональному оказанию услуг, ведет хозрасчетную деятельность, проводит семинары и конференции по профилю своей работы

предоставляет самой себе;

 

должна нацеливать на исполнение муниципального социального заказа в соответствии с приоритетами развития территории

“Координаторы”-       эта организация координирует деятельность общественности на территории

проводит юридические и другие консультации для общественных организаций и граждан, предлагает проекты нормативных актов, создает ассоциации общественных организаций, ведет переговоры с властью

такие действия, как правило, не приветствуются и они рассматриваются как конкуренты;

 

должны вовлекаться в систему работы местных органов, организацию клубов общения и совместному выполнению муниципальных социальных программ

“Деятели”- эта организация содействует решению проблем развития территории

разрабатывает социально-значимые проекты и программы, направленные на повышение качества жизни населения

такие организации практически отсутствуют;

 

нужно содействовать их возникновению и превращению в структуры - центры социального партнерства и публичной политики

 

Эффективное взаимодействие местной власти и ТОС

(по Редюхину В.И.)

 

Параметры и формы муниципального социального заказа

 

 

Тендер

 

 

Конкурс

 

 

Фестиваль

Цель мероприятия

найти наиболее эффективные методы решения задач развития территории муниципального образования

найти партнеров среди общественности по решению проблем развития территории

повысить общественную активность

населения

Способ привлечения участников

закрытая или открытая информация для профессионалов

открытая публикация в СМИ

систематическое информирование населения и общественности через СМИ

Категории участников

профессионалы с опытом работы

общественные организации с письмами поддержки от разных, значимых для организаторов, источников

отдельные жители и группы, общественные организации и объединения, государственные и муниципальные организации

Оценка

проектов

профессиональный экспертный совет

общественно-муниципальная экспертиза

различные формы жюри из участников и населения

Приз победителя

заказ на реализацию проекта

грант на реализацию проекта

различные формы морального и материального поощрения лауреатов

Результат мероприятия

заключение договора и его выполнение в соответствии с техническим заданием

реализация проекта и отчет по гранту

чествование и премирование участников и лауреатов, перспективы дальнейшей совместной работы

Конечный результат

решение определенных задач развития территории

решение определенных проблем муниципального развития или их уточнение новыми субъектами развития территории

появление прецедентов общественных инициатив

 

Общественное участие в принятии властных решений

(по Сунгурову А.Ю.)

 

Подпись: Общественное участие в принятии властных решений -  это непрерывный процесс взаимодействия между общественностью и органами власти, на этапах подготовки и принятия, исполнения и контроля решений

 


 

Принципы организации общественного участия:

·         наличие ясных и реалистичных целей,

·         обязательность “обратной связи”,

·         альтернативность,

·         участие общественности с первых стадий подготовки решения,

·         обязательное подключение представителей коллективов, затрагиваемых данным решением,

·         информирование и обучение в ходе процесса,

·         открытость процесса общественного участия и его контролируемость,

·         использование качественной методической и правовой основы для организации процесса и контроля его результатов.

 

Формы общественного участия:

·         программы информирования общественности,

·         “горячий” телефон, общественные приемные,

·         опросы, фокус-группы,

·         общественные слушания,

·         рабочие группы по подготовке рекомендаций,

·         общественное представительство в органах принимающих решения,

·         интерактивные ТВ и радио дебаты,

·         общественная палата, гражданский форум,

·         голосование по различным вопросам через СМИ,

·         обучение граждан, техническая поддержка.

 

Уровни общественного участия:

1.       общественное (само) управление,

2.       делегирование полномочий,

3.       партнерство,

4.       учет мнения,

5.       консультации,

6.       информирование,

7.       терапия,

8.       манипулирование.



Активные и пассивные формы общественного участия

ЛИСТ 1

 

(по Лагуновой Т.П.)

 

 

 

 

 

 

 


Методы организации работы с городскими сообществами

(по Генисаретскому О.И.)

Название методики:

Гражданское участие в выборе стратегии городского развития

Партнерство активных сообществ в городском развитии

Мобилизация ресурсов городского развития

Базовый процесс

Активное программно-целевое участие различных городских сообществ и общественных организаций в выборе и реализации стратегий городского развития

Социально-технологическая поддержка рабочего участия социально активных сообществ в процессах городского самоуправления и развития

Привлечение интеллектуальных, творческих и культурных ресурсов города и региона для выработки и реализации стратегий городского развития

Социальная функция

Достижение информированного согласия населения с проводимыми в городе политиками развития

Создание институциональных условий для активного участия городских сообществ в выработке и реализации социально приемлемых стратегий городского развития

Общественная мобилизация интеллектуальных, творческих и культурных ресурсов территории (и разработка на их основе современных гуманитарных технологий развития)

Социальная база

Участие широких слоев населения в обсуждении и одобрении проводимых в городе политик развития

Все виды социально активных городских сообществ и общественных организаций

Ориентированные на социальные и гуманитарные инновации профессиональные, национально-культурные и гражданские ассоциации и группы

Организационная схема

Организация круглых столов, общественных форумов и слушаний.

Выявление групп интересов и социальных запросов.

Их институциональное оформление в рабочие группы по проблемам городского развития

Проведение проектных семинаров и тренингов, направленных на освоение современных социальных технологий и использование преимуществ гражданской инициативы и профессиональных, управленческих компетенций

Креативные семинары, проблемно- и тематически ориентированные организационно-деятельностные игры

Ближайший шаг развития

Формирование комиссий по проблемам городского развития и создание на их основе Городской коллегии (или Общественного совета)

Создание постоянно действующей общественной структуры, работающей с активными сообществами разного социального профиля (Центра социальных инициатив или Агентства городского развития)

Создание информационно-аналитической (общественно-профессиональной) структуры по отработке гуманитарных технологий городского и регионального развития

Примеры использования (в работах 1996-1999 гг.)

Омск, Уссурийск, Воронеж

Артем Приморского Края, Новый Уренгой

Омск, Димитровград Ульяновской обл.


Организация социального партнерства в муниципальном образовании

(по Редюхину В.И.)

Для местной власти можно порекомендовать следующее содержательное наполнение программы повышения эффективности взаимодействия.

Фазы программы

Задачи

I

Обследование территории, диагностика тенденций и анализ ситуации.

1. Инвентаризация общественных формирований территории.

2. Выявление их интересов, намерений.

3. Обобщение и распространение “передового” опыта.

4. Создание базы данных по НКО и банка их идей.

5. Фиксация существующих ресурсов территории, а также выявление новых ресурсов в результате анализа исполнительной, представительной властью, общественными организациями и независимыми экспертами.

6. Оценка потенциала управления территорией: организационная структура, политика, кадры, эффективность и законодательная база.

7. Разработка и реализация образовательных программ, обучающих семинаров и консультаций.

II

Организация коммуникации районной администрации с местными сообществами.

1. Организация среды для коммуникации.

2. Установление контактов.

3. Выявление лидеров и активистов.

4. Нахождение через публичные обсуждения и дискуссии общего вектора интересов.

5. Создание рабочей группы, включающей заинтересованные стороны.

6. Разработка и реализация образовательных программ и консультаций.

III

Социальное проектирование.

1. Определение форм участия местных сообществ в процессах развития территории.

2. Создание обобщенного образа будущего, согласование приоритетных направлений развития.

3. Проведение фестивалей, конкурсов и тендеров проектов.

4. Разработка и реализация образовательных программ.

5. Обучение экспертизе и оценке проектов.

IV

Активизация местных сообществ.

1. Формирование чувства принадлежности к месту.

2. Создание механизмов социального партнерства.

3. Организация системы социального проектирования.

4. Разработка и реализация общественных муниципальных программ.

5. Вовлечение местных Сообществ в образовательные программы.

V

Участие местных сообществ в процессе управления развитием территорий.

1. Превращение местных сообществ в субъекты развития территории.

2. Делегирование властью некоторых полномочий и функций.

3. Привлечение общественности к обследованию, диагностике, анализу и прогнозированию территориальной ситуации.

 

Параллельно с этим необходимо построение образовательных и обучающих программ для каждой фазы, в первую очередь, для освоения общественниками и администраторами проектно-программного подхода.


Эффективность ТОС

 

 

 

 

 

 


  

 

 

 

 

                                         

                                           

                                           

                                                      

                                                                                                

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Выгоды от организации ТОС:

 


Для субъекта федерации:

1.         Развиваются и укрепляются важнейшие элементы гражданского общества.

2.         Повышается активность населения.

3.         Упрощаются и активизируются избирательные и другие процессы.

4.         Выявляются и используются внутренние резервы территории.

5.         Для решения местных проблем мобилизуются собственные ресурсы территории и привлекаются дополнительные.

6.         Повышается управляемость территорией, т.к. выстраивается вертикаль исполнительной власти, доходящая до конкретного жителя.

7.         Происходит объективный учет общественного мнения по различным вопросам.

 

Для муниципального образования:

1.         Появляется первичный (базовый) элемент местного самоуправления.

2.         Местные проблемы решаются самими жителями.

3.         Эффективно используются бюджетные средства.

4.         Появляется прозрачность в расходовании бюджетных и иных средств.

5.         Повышается уровень и качество жизни населения.

6.         Появляется активный и квалифицированный резерв кадров муниципальной службы.

7.         У муниципальных органов появляется возможность решать значимые (для муниципального образования) вопросы.

8.         Происходит контроль за деятельностью среднего звена администрации со стороны главы и со стороны населения.

9.         Упрощается связь руководителей муниципального образования с населением.

10.     Осуществляется четкий контроль использования ресурсов муниципального образования.

 

Для населения самоуправляющейся территории:

1.         Решаются проблемы каждого конкретного жителя.

2.         Улучшаются условия жизни на территории.

3.         Привлекаются дополнительные средства для решения существующих проблем.

4.         Самореализуется активная часть сообщества.

5.         Активнее и полнее учитываются и реализуются права и интересы сообщества.

6.         Становиться реально давать наказы и контролировать их выполнение, а также влиять на деятельность депутатов от территор


7.         ии всех уровней власти.



Критерии эффективности ТОС


1.       Реализуемые и реализованные социально-экономические программы. 

2.       Сумма привлеченных этими программами средств. 

3.       Соотношение бюджетных и привлеченных средств.

4.       Соотношение затрат на общественные услуги ОТОСа и ОМС.

5.       Количество привлеченных добровольцев.

6.       Количество охваченного различными мероприятиями населения. 

7.       Решенные этими программами проблемы.

8.       Количество новых рабочих мест в результате выполненных программ.

9.       Сокращение жалоб и обращений жителей в муниципальные органы.

10.   Улучшение показателей в экологической сфере.

11.   Снижение преступности и наркомании на территории.

12.   Развитие сети социально-культурных учреждений и организаций, влияющих на качество жизни.

13.   Появление новых видов услуг в результате деятельности ТОС.

14.   Создание элементов гражданской инфраструктуры.

15.   Снижение социальной напряженности на территории.

16.   Общие положительные перемены в жизни локального сообщества в результате выполнения программ.

 



[1] Из книги Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. - Нижний Новгород., 2004. – 202 с.

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 



Hosted by uCoz