Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Управление по связи с населением, обеспечению деятельности городской

Думы и координации работы районных администраций

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

ВЕСТНИК


 

Сборник материалов и документов по вопросам территориального

общественного самоуправления

 

Нижний Новгород

1994


Белов В.В., инструктор профсоюза соцпроф, член оргкомитета ассоциации органов территориального общественного самоуправления России. "Опыт работы общественного самоуправления в микрорайоне Молитовка".

В заглавии моего выступления есть ответ на вопрос: является ли Молитовский общественный совет комитетом общественного самоуправления. Я еще раньше имел возможность говорить о том, что он таковым не является, он является группой, которая претендует на это, инициативной и т.д. ибо само по себе самоуправление содержит в себе слова "управляем сами". Вот в какой группе вопросов тот или иной комитет управляется сам - это должен быть один из коренных вопросов здесь. И у меня будет критика того положения о комитете, которое предложено вашему вниманию.

Коротко о работе Молитовского общественного совета можно сказать следующее: особенность его в том, что он в свое время проявил бурную деятельность в избирательной кампании не от хорошей жизни, потому что решая свои экологические и иные проблемы, жители этого микрорайона убедились в том, что не решив политические вопросы, нельзя решить все остальные. Например, в свое время, когда нам потребовалось по судоремонтному заводу организовать запрос на сессии, депутат областного Совета Макеева к нам, избирателям, просто не явилась. Только не нужно было уговаривать жителей активно участвовать в выборах. И опыт работы молитовского общественного совета - это опыт победы на выборах группы жителей.

Депутатская группа Молитовского микрорайона на 80% состояла из жителей района. Я был председателем депутатской группы и в связи с этим у нас открылась возможность работать в нормотворческом плане, во-первых. Во-вторых, используя депутатские полномочия в довольно значительной мере защищать интересы жителей в органах представительной власти. Это очень много: Молитовский общественный совет, депутатские группы - это 3 папки документов, всю историю не расскажешь. Я коротко могу рассказать, например, вам, какие функции, которые более-менее присущи комитету общественного самоуправления, мы выполняли за это время.

Например, берем 1989 год - это организация нашего совета как такового, 5 лет мы существуем. В 1989 году - сплошные выборы, ничего по самоуправлению нет. 1990 год - 24 апреля на заседании депутатской группы с приглашением зам. председателя горисполкома, главного архитектора мы получили право согласования на отвод земельных участков, на согласование проектов, которые относятся к территории нашего микрорайона У нас были инженеры-депутаты, и мы эту функцию не только с успехом выполнили; но и предлагали такие инженерные решения, которые под силу соответствующим специалистам.

С 29 августа мы вышли с идеей микросовета. С этой трибуны перед городским советом я изложил его принципы и положил на стол председателя отработанные и принятые Молитовским общественным советом, с участием, кстати, Богданова и Скуднова. Проект территориального и административного изменения микрорайона для проведения эксперимента у нас, при этом там предусматривалась своя компетенция, компетенция совместная, тут мы должны были вести переговоры, и компетенция, которая нас мало касается. Этот проект был послан в четыре уровня нашей власти, начиная с района, в городской, областной и российский. Да, действительно, тот период был очень тяжел и заниматься чисто рабочими вопросами было тяжко. Я не знаю, может, тут говорили не в мой адрес относительно способности и неспособности тех ли иных лиц, но если вы имели в виду меня, то должен сказать, что не только неспособность, хотя возможно я на многое оказался неспособен, понимаете, ведь кусок хлеба нужен. Ведь никто не знает, что в 1991 году я был просто слесарем-сантехником планетария, хотя был депутатом. Там были свои политические мотивы, а вообще говоря, на то и нужен освобожденный депутат, чтобы этим заниматься на полном пределе, и я не принимаю целый ряд упреков, если, конечно, они в мой адрес, но я не об этом. Какие еще функции самоуправления мы выполнили?

Но прежде чем сказать об этом, я должен сказать вот что: в ноябре мы обратились к председателю горисполкома Шарадзе О. X с организацией комитета общественного самоуправления без этих вот экспериментальных функций, с выделением микросовета, микрорайона на 40 тыс., от Оки до пр. Ленина, это по-существу муниципальный округ. Но Шарадзе эти идеи не очень интересовали, он меня оскорбил, но я сделал вид, что не понял: он отказался подписывать бумаги, которые мы представили, сказав, что это нехорошо, деньги к рукам прилипают. Я по-прежнему к Шарадзе очень хорошо отношусь, однако я фиксирую: одна попытка, другая попытка перейти на практический уровен резалась, а надо сказать, что молитовское общественное движение, если его отнести к таковым, оно действительно снизу. Так вот попытки снизу блокировались.

Какие функции  еще   мы выполняли в течение этого времени, используя депутатские полномочия. Февраль: мы разбирались с кафе "Парус", мы не смогли выйти на конкретное решение по целому ряду обстоятельств, как использовать это кафе. Таких вопросов могло быть множество. Проверкой магазинов мы занимались как депутаты, но это предлагается сейчас комитетам общественного самоуправления. Мы провели в январе 1992 года референдум по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса. Опыт референдума у меня вызвал негативное отношение. Я понял, что небольшая инициативная группа, которая против, может нейтрализовать интересы населения, с тех пор я созрел как человек, я понял, что в любом случае должен быть учет интересов меньшинства и поиск такого решения, которое бы устраивало всех. При наших обстоятельствах сделать это очень тяжело. Тем не менее вот это за нами остается: опыт референдума.

Далее, мы давали разрешение на торговлю в каком виде? Если нам райсовет присылал их, то мы разбирались в этом вопросе. Но это было по инициативе районного Совета, сами мы такого права, увы, так и не получили. Отвод земельного участка для гражданского строительства. Они пришли к нам, но когда мы выходим с инициативой на районный уровень, - она рубится. Тут возникает вопрос доверия между комитетом общественного самоуправления и верхним уровнем власти, представительной, в данном случае районной, он и сейчас, наверное, будет существовать.

Возвращаюсь к Положению. Тут обсуждался вопрос выборности комитета. Я так понимаю, и не один я, если этот, комитет выборный, он не получит ни шиша денег от администрации, получит деньги тот комитет, который назначен администрацией. И когда меня в кулуарах спросили: ты обеспокоен тем, что в Молитовке председателем будешь ты или нет - вопрос. А ответ простой: хочу я зла своему микрорайону? Нет. Хотя по выборности это отдельный вопрос, по которому я скажу чуть позже. Какие еще мы выполняли функции?

Пивзавод делает вырубки на Окском берегу. Очень много усилий нам пришлось приложить, но в итоге нам удалось остановить эти вырубки и вмешались в вопрос реконструкции пивзавода. Менее драматические повороты были с льнокомбинатом, который у нас там находится, гаражами очень много занимались. Гаражная проблема страшно трудная, но тем не менее мы содействовали организации гаражно-строительного кооператива "Снежинка". Самое лучшее решение проблемы гаражной ( а она у вас всех есть) -это обеспечение возможности владельцу сохранить автомобиль, это связано со строительством многоэтажных или каких-то иных гаражей, но только упорядоченно. Эту проблему в прошлом созыве  решить не удалось, мы пытались, но решили таким образом - кооператив "Снежинка" мы создали, много ли мы сделали, разумеется мало, но мы очень много работали в теоретическом плане. Несколько лет тому назад нельзя было сказать слово "самоуправление", это можно было тогда вызвать к себе негативное отношение. И вот сейчас, видя всех вас здесь, я выражаю удовлетворение тем, что сейчас не стоит вопроса нужны ли комитеты. Стоит вопрос, какие они нужны.

Несколько слов о Положении, которое предложено о комитета самоуправления. Должен сказать, что теория у нас занимала достаточно много времени в работе депутатской, и очень трудно все решалось даже теоретически, потому что люди не понимали, зачем это нужно. Я вот эту вещь специально вам принес, смотрите, какая красивая папка Всесоюзной конференции в апреле 1991 года, там очень умные люди выступали, там были депутаты Верховного Совета, председатели комитетов Верховного Совета Союза ССР. Но в итоге на одном из заседаний общественники, видимо, такие, как вы, заявили, давайте мы сделаем свою секцию территориально-общественного самоуправления, обсудим проблемы, которые есть, и, естественно, я был среди них. И председатель секции, известный ученый, профессор Авакян, докладывая в окончательном варианте в конференции, сказал, вы знаете, я не подозревал о таком широком движении, которое у нас существует в виде комитетов общественного самоуправления. Вы не знаете, что их существует в Москве 300, разного типа, что их сушестувует 150 в Петербурге, и их существует у нас 4, и я не претендую, чтобы пятым попал сюда Молитовский общественный совет - разница огромная. Да, должно что-то созреть, прежде чем это реализуется. Реализуется то, что достойно критики.

По представленному документу: здесь есть целый ряд противоречий, по выборности, в п. 1: избираемые или формируемые органы, это идет противоречие с целым рядом моментов, в том числе с самостоятельностью в п. 1.6. Это будет противоречить п. 1.8 на 7 стр., где речь идет о том, что администрация разрабатывает единую программу действий органа территориально-общественного самоуправления. Здесь сказано, что координирует деятельность этих органов и администрация, и городская Дума. Но все-таки Дума - это нормотворческий орган и здесь, видимо, трудно говорить о координации. Здесь есть о чем говорить. Здесь имущество комитет самоуправления никакое не получит, это четко сказано, ему предлагается только право аренды, но не дать то, что у него должно быть. В общем, это достаточно бесправный орган сейчас.

Последнее, что меня интересует с оппонентами из оргкомитета этой конференции: сейчас пойти на назначаемые или все-таки поговорить о выборных органах. Считается, что назначать сейчас лучше, чтобы войти в систему бюджета. Борис Ефимович уважаемый что-то давно перестал говорить о выборности губернатора. Люди, которые войдут в комитет самоуправления потом будут думать, а зачем нам оставаться с этим? Да, скажут, эта система оправдала себя, но я не вижу, чтобы эта выборность как таковая в большом объеме настала очень быстро. Тем более, что в ряде комитетов общественного самоуправления выборы сейчас в принципе возможны. Но выборы не обязательно должны пройти по такому закону, как на федеральном уровне. Существует 3 вида выборов. Можно собрать подписи - раз, можно конференцию, но не обязательно 25% и снизить его, закон о местном самоуправлении не ставит обязательной задачи - 25%. То есть я полагаю, что уж если вы считаете, что нужно ворваться в бюджет - шикарно, но почему отказывать тем, кто могут это сделать на выборных началах.

И я обращаю внимание на последнее, что если мы ведем речь о самоуправлении и мы говорим о представлении интересов жителей, то это входит в противоречие с тем, что он формируется администрацией. Такой назначенный комитет самоуправления представляет интересы администрации и администрация с помощью этого комитета расширяет свои ряды, это увеличение аппарата на сейчас. Спасибо.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz