Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Управление по связи с населением, обеспечению деятельности городской

Думы и координации работы районных администраций

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

ВЕСТНИК


Сборник материалов и документов по вопросам территориального

общественного самоуправления

Нижний Новгород

1994


Слово предоставляется Мальцеву А. Е, зам. председателя городской Думы "О проблемах развития самоуправления в г. Н. Новгороде"

После выступления нашего уважаемого мэра Склярова И. П. и его земляков-арзамасцев нет необходимости доказывать, что жизненно необходимо заняться этим видом деятельности, развитием базисной демократии, демократии снизу. Кстати, говорят, что комитеты подменяют государственные службы, собес и т. д. Да, и слава богу, что подменяют. Вытеснение государственных структур общественными и есть развитие базисной демократии. В конце концов демократия - это всеобщее самоуправление, но до него надо еще дозреть. Если комитет общественного самоуправления работает лучше государственных организаций; это говорит о том, что тут какой-то исторический прогресс в . демократии, либо уж совсем никуда не годится соответствующая государственная структура. Чтобы сейчас сознательно заняться всем этим процессом, надо проанализировать положительный опыт и допущенные ошибки, чтобы выбрать верное направление развития самоуправления. У меня возникает вопрос, почему в Н.Новгороде не удалось за последние 2-3 года создать целостной системы самоуправления в отличие от Арзамаса, несмотря на то, что принимались усилия общественности и сейчас здесь присутствуют люди, которые этим занимались? Конечно во многом это следствие политической нестабильности, когда органы, призванные заниматься организацией самоуправления, представительную власть прежде всего, трясло в политических лихорадках, что в конце концов это и доконало Советы в прежнем виде. Но опыт Арзамаса показывает, что преемственность возможна. Почему оказалось возможным организовать самоуправление в Арзамасе и невозможным у нас?

После выступления гостей сам собой напрашивается ответ. На мой взгляд, арзамасцам довелось найти удачные для нынешней переходной эпохи решение основной организационной проблемы комитетов самоуправления: способ их формирования и характер взаимодействия с органами власти, прежде всего с административными.

Сегодня, когда по стране прокатилась страшная волна митингового популистски-демогогического демократизма, которая оставила за собой развал государства, финансов, производства, миллионов семей, мы начинаем довольно отчетливо понимать, что выборность как основной принцип формирования демократических органов-далеко нельзя абсолютизировать. В условиях низкой политической культуры, а она пока еще у большей части населения чрезвычайно низкая - в условиях политической нестабильности, зачастую сознательной дестабилизации со стороны самих властей, в условиях крушения нравственных устоев и жизненных ценностей принцип выборности бывает порой просто разрушителен для функционирования и выживания той или иной системы. И логически жизнь подталкивает к тому, что приходится отдавать большие прерогативы исполнительной власти. И хотя я сам являюсь сторонником и деятелем представительной власти, но понимаю, что логика жизни нам диктует разумное самоограничение.

Мы практически убедились, что преимущество на выборах в условиях митингового демократизма получали не те, кто умеет делать реальное дело, а те, кто может только красиво говорить и увлекать за собой людей, но не способны ничего организовать. Мне кажется, что именно поэтому во многом не получилось дело демократии, в том числе на этом низовом уровне. Ведь комитеты самоуправления функционируют тогда, когда там не просто люди, желающие, но и умеющие организовать, решение конкретных проблем. А тот принцип, который был найден чисто практически и используется в Арзамасе, он как-раз решает проблему подбора кадров по деловым качествам. Ведь многие приходили из депутатов, из активистов заниматься самоуправлением, но оставались работать, те которых администрация вычленила по принципу, что они способны конструктивно взаимодействовать и что-то организовать.

Администрация-это специалисты управления, профессионалы - они подбирали кадры из числа способных непрофессианалов. Благодаря своей профессиональной пригодности они и возглавляют теперь комитеты самоуправления, им можно доверить финансовые ресурсы, возможности каких-то административных решений на своей территории. А с какой стати доверять и давать в руки финансы тем, кто не умеет их использовать по делу, разбазаривает в лучшем случае, а в худшем - использует в корыстных целях, в интересах коммерческих структур.

И потому вопрос: в условиях скудности ресурсов, резкого сокращения производства, когда надо на всем экономить, проходит ли сейчас метод выборности полностью и беспрекословно? Ведь так можно разбазарить страну гораздо хуже, чем за время перестройки и шоковой терапии. Если и на этом низовом уровне полностью потеряется управляемость и контроль, то будет бог знает что. Уже сейчас коммерческие структуры мафиозного типа очень многое схватили, им достаточно легко схватить комитеты общественного самоуправления тоже, если будет интерес. А к бюджетным средствам и к организованным структурам у них интерес большой.

Теперь о проблеме ответственности- она подымалась, якобы комитеты самоуправления отвечают только перед администрацией. Да нет, мы видели своими глазами и будем учиться у арзамасцев. А они доказывают своим опытом, что ответственность существует не только перед администрацией. Да администрация конечно может в любой момент проконтролировать и наказать, решить кадровые вопросы - отстранить председателя комитета, если он безобразничает. Кстати, об этом в первую очередь доложат жители микрорайона - они лучше видят эти безобразия. С другой стороны, если председатель комитета реальными делами завоевал свой авторитет, то попробуй тронь его глава администрации города!

Вот к примеру за Раису Ивановну Белогузову встанет весь микрорайон, люди именно за нее проголосовали на выборах в городскую Думу - не за директоров или еще кого-то. Это разве не ответственность перед избирателем, который тебя всегда достанет, в любой момент дня и ночи, потому что живет в соседнем подъезде. Из этого мы сделали вывод, что ответственность у комитетов самоуправления двойная ответственность по вертикали вверх за порученные им решения жизненных проблем микрорайона, и ответственность, с другой стороны, перед избирателями за то, чтобы сохранять нормальный нравственный облик, чтобы действовать в интересах живущих рядом людей - она гораздо больше, чем ответственность человека просто избранного населением.

Третья проблема, которая решается комитетами самоуправления - финансирование.

Ради бога, организуйте чисто общественные комитеты самоуправления. Но кто из вас, кто хотел бы возглавить эти комитеты, может дать гарантию, что он обеспечит самофинансирование деятельности этого комитета.  Да мы их загубим сейчас, с самого начала, если по этому пути пойдем, - они просто повиснут в воздухе, как говорят арзамасцы, исходя из своего горького опыта Да и у нас он есть, Практика доказывает, чтобы дело началось, надо обеспечить финансирование через бюджет. А финансирование через бюджет-это не подарок, это персональная ответственность человека, которому вручается печать, право подписи, право разрешения, запрета, договора на производство работ, на приемку этих работ по качеству - и под эту ответственность финансы могут дать, а вот под безответственность никто вам финансы не даст. Я гарантирую, что эти комитеты общественного самоуправления в 99 случаях из 100 попыток провалятся из-за того, что не обеспечено финансирование. Может быть, есть гениальные организаторы, которые смогут создать какие-то предприятия, найдут спонсоров, которые обеспечат финансирование. В таком случае, пожалуйста, действуйте. Положение, принятое городской Думой открывает такую возможность.

Я хочу здесь перейти к нашему положению. Мы с учетом особенностей такого большого города, как Н.Новгород, предлагаем немножко другую структуру и большие возможности по сравнению с арзамасцами: давайте дадим возможность организовывать и комитеты общественного самоуправления. Пусть противники административного контроля организуют чисто общественные комитеты, докажут людям их пользу, попробуют хотя бы привести ладей на выборы - вы знаете, как это трудно сделать. Пусть они это создадут и докажут свою правоту делом, а не разговорами о демократии. Это будет великолепный опыт, который очень понравится и другим людям в других микрорайонах, они будут его тиражировать, если хотя бы один опыт удастся. Но гарантировать этого мы не можем, поэтому и начинаем этот процесс с участием администраторов районных и городских. Нам не следует огорчаться очень большими препятствиями, которые стоят на пути территориального самоуправления в условиях экономического кризиса, в условиях недофинансирования основных городских служб Н. Новгорода Какие-то средства на благие дела комитеты общественного самоуправления используют эффективнее в 3-4 раза. Значит, на это дело можно найти какие-то средства. Вот мы нашли - заложили в бюджет 600 млн. Увидим, что они эффективно используются -найдем еще больше.

Мы имеем два возможных пути подхода к комитетам самоуправления. По одному мы идем твердо, вариант практически отработан в Арзамасе и мы вводим его в действие. У нас есть Положение, утвержденное городской Думой . У нас есть 600 млн. финансирования, которое мы определили отдельной строкой в бюджете. От некоторых глав районных администраций мы услышали, что они на благое дело выделят еще какую-то сумму. У нас есть программа, которую мы проработали с нашими районами, и мы ставим себе такую задачу: из 124 комитетов общественного самоуправления, которые охватят всю территорию города, в нынешнем году начать работу и организовать 70 комитетов общественного самоуправления в 3 этапа: за второй квартал-10, за третий квартал- 27, четвертый квартал-39. Они уже начали образовываться, уже 2-3 новых комитета зарегистрированы.

Я убежден, что так же, как жизнь постепенно привела от чисто общественных комитетов самоуправления к комитетам полуобщественным, полуадминистративным, точно так же с нормализацией обстановки, с накоплением опыта, с воспитанием демократических "традиций умения решать свои проблемы на своем месте мы перейдем от полуадминистративных, полуобщественных комитетов самоуправления к полному общественному самоуправлению, с учетом реального опыта в нашем городе и эа рубежом, который мы будем использовать, и я бы хотел пожелать всем удачного пути, а нашей конференции сегодня и завтра хорошей работы.

Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 



Hosted by uCoz