Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕГО
НОВГОРОДА
Управление по связи
с населением, обеспечению деятельности городской
Думы и координации работы
районных администраций
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ВЕСТНИК
Сборник материалов и документов по вопросам территориального
общественного самоуправления
Нижний Новгород
1994
Сидоренко Н.М., доцент НГУ им. Лобачевского, кандидат юридических
наук.
- Эта конференция - очень интересное и
своевременное начинание и вот почему. Не однажды возникал вопрос и в целом о необходимости территориального общественного самоупрвления и как соотносится территориальное общественное самоуправление с муниципальным с самоуправлением?
Вы не найдете в Конституции ссылки на такой субъект системы местного самоуправления, как
территориальное общественное
самоуправление, наш Основной Закон дает лишь общие принципы функционирования всей системы местного
самоуправления, в то время как
территориальное общественное самоуправление является одним из элементов этой системы. Она сумела пройти
определенный путь с 1991г. Именно
тогда впервые в истории существования нашей страны, был принят Закон РСФСР
"О местном самоуправлении в Российской
Федерации". Ему предшествовал Закон СССР, где территориальное общественное
самоуправление называется одним из элементов
сложной системы местного самоуправления. Но прошло достаточное время с 1991г.,
а этот элемент, который был заявлен в этом Законе, где-то функционировал
некоторых регионах Российской
Федерации, где-то так и остался лишь обозначенным в Законе, где-то пытался
делать свои первые шаги.
Существует очень образное выражение ,
что местное самоуправление в России - это трудное дитя, поскольку
процесс становления системы местного самоуправления зачат
сверху.
Сегодня прозвучал очень интересный
доклад о функционировании этих систем в западных странах,
но не надо забывать того факта, что там исторически
складывался этот процесс. Вся наша история по развитию местного
самоуправления была в 1917 г. прервана
полным огосударствлением. Процесс становления гражданского общества, в том числе территориального
общественного самоуправления и местного самоуправления в целом Российской Федерации пошел сверху, а не снизу. Для этого есть
целый ряд объективных причин. Многие
сидящие в зале возразят, что у нас прекрасно функционировали и КОСМ и др.
элементы территориального общественного самоуправления и мы все это пробивали
снизу. Да, это так, и все-таки в
пределах всей Российской Федерации
этот процесс шел сверху и элементы этого процесса сверху и сейчас сохраняются. Вот откуда возникают эти
вопросы: избирать или назначать
сейчас? Да, это пока те остаточные элементы, когда назначаются сверху в силу целого ряда обстоятельств.
Что же касается ситуации по
регулированию местного самоуправления в юридическом аспекте, то
помимо Конституции пока что продолжает действовать Закон РФ о
местном самоуправлении в РФ. Ему осталось, видимо, действовать
недолго. Потому что сейчас уже прошли парламентские слушания
по проблемам местного самоуправления, в результате которых был выработан целый
ряд рекомендаций по его дальнейшему развитию в Российской
Федерации. Что касается юридического регулирования
этого процесса, первоочередными были названы, принятие
законов РФ об общих принципах местного самоуправления и следующий закон - о закреплении территорий местного самоуправления. Эти два будущие закона сменят действующий закон о местном самоуправлении Российской Федерации.
Пока на сегодняшний день мы имеем
проект закона об общих принципах местного самоуправления, и
на какие моменты мне хотелось бы в этом законе обратить
внимание непосредственно в связи с территориальным общественным
самоуправлением?
У меня вызвал очень большой интерес 4-й пункт ст. 8. Он гласит, что структура и компетенция
территориального общественного самоуправления не является предметом
регулирования данного закона. В
начале этой статьи говорится о том, что население имеет право, создает, формирует. Но что касается самой структуры - это право населения определять ее.
Следующий момент, что касается
компетенции. Почему я обращаю внимание на этот вопрос? Помимо федеральных
актов, которые будут регулировать
действия органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на территории
РФ, сейчас приоритет отдается так называемым локальным актам государственных органов субъектов федерации. У нас это
областное законодательное собрание и что касается вопросов компетенции органов территориального общественного
самоуправления, мне думается есть два таких аспекта, на которые и депутаты, и
управленцы должны обратить внимание при разработке этих актов. Первое это окончательное закрепление в будущих актах
наличия собственной компетенции, в
том числе и за органами территориального
общественного самоуправления. Второй аспект: наличие перечня вопросов, по которым требуется
обязательное согласие или участие в
рассмотрении этих вопросов органов общественного территориального самоуправления. Потому что при разработке документов наиболее трудно идут вопросы
разграничения компетенции.
Конечно, надо иметь в виду вопросы
защиты и гарантии функционирования органов общественного
самоуправления. В настоящее время необходима специализация судей
по проблемам местного самоуправления в существующей судебной системе. Конечно она
претерпевает сейчас изменения, но уже сейчас надо заботиться об этой специализации судей, поскольку вопросы судебного разбирательства сейчас выйдут на приоритетное место. Если раньше все споры между органами территориального общественного самоуправления и представительными органами либо местными администрациями рассматривались вышестоящими представительными
органами, то в настоящее время рассмотрение таких спорных аспектов отнесено к компетенции судебных органов. Но у судебных органов пока что отсутствует прецедент, практика рассмотрения таких спорных вопросов. Она начинает появляться, поэтому необходимо ее анализировать, распространять, проводить обучение
будущих судей, которые займутся этими новыми вопросами..
Следующий аспект касается многообразия
существующих форм органов территориального общественного
самоуправления, и здесь при их регистрации, при наделении
правом юридического лица очень сложно складываются взаимоотношения
между вновь образуемыми органами территориального
общественного самоуправления и местными администрациями или
представительными органами. В ряде субъектов РФ
представительные органы до сих пор продолжают заниматься в
том числе и регистрацией органов территориального общественного самоуправления. Мне думается, надо критически еще раз подойти к самому перечню представляемых документов тем или иным органам территориального общественного самоуправления и к
мотивам отказа в регистрации. К сожалению, на практике существуют такие
моменты, когда органам территориального общественного самоуправления просто
отказывают в регистрации, и не в силу того, что
собраны не в полном объеме документы, а
их перечень очень велик в настоящее время, поэтому я и
сказала о необходимости пересмотра этого перечня, - а в
силу вообще необъяснимых причин. Я пыталась анализировать
эти мотивы, почему было отказано тому или иному органу общественного
самоуправления в регистрации? Звучало даже такое: нецелесообразно
создание. Вот так самоуправление! когда администратор решает, не население,
целесообразно или нецелесообразно создавать орган территориального общественного самоуправления. Поэтому мне думается,
что наше Законодательное собрание, когда будет регулировать эти вопросы, и наша
городская Дума должны обратить внимание как на сам
перечень представляемых документов, так и на гарантии
населению самому формировать эти органы.
Вы знаете, что в ходе парламентских
слушаний администрации Президента было предложено
привести в соответствие Конституции и федеральным законам все акты
Президента, в том числе и акты по вопросам местного
самоуправления. Более того, был поставлены
конкретный срок приведения этих актов в соответствие. Срок
истек, но к сожалению, пока что видимых результатов до сих
пор нет.
Несколько слов о тех локальных актах,
которые будут приниматься нашими новыми представительными
органами. Это так называемые Положения, регулирующие
деятельность органов территориального общественного самоуправления.
Мне приходилось анализировать некоторые из этих положений,
здесь вызывают интерес такие вопросы: кем конкретно
принимаются эти положения, областными, краевыми законодательными
органами или представительными органами местного
самоуправления (у нас это городская Дума)? и целый ряд
положений должны приниматься непосредственно органами
территориального общественного самоуправления.
Хотелось бы, чтобы будущие акты,
которые будут приниматься всеми структурами, во-первых,
отразили в своих положениях основные исходные идеи по
принципам формирования, по гарантиям и по ответственности
непосредственно самих органов территориального общественного
самоуправления перед населением. Вопросы ответственности этих
органов мало разработаны до сих пор и в целом в научной
юридической литературе, особенно в части санкций, наступающих последствий за
невыполнение органами местного самоуправления тех или иных
функций. Но мне думается, что все будущие разработчики этих положений, эти
вопросы должны держать в поле своего зрения.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip