Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip
Парламентские слушания
Комитет по делам
общественных объединений и религиозных организаций
на тему:
«Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»
Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.
25 мая 2001 года. 11 часов.
С Т Е Н О Г Р А М М А
Выступление И.В. Бабичева, заместителя Секретаря Конгресса муниципальных образований РФ
Председательствующий. Коллеги, давайте определимся.
Артур Николаевич просил извиниться. Он поручил мне ведение дальнейшее.
У нас, вообще, по плану проведения в 12.10 должен быть перерыв. Скажите, вы все согласны с таким планом? Да? То есть еще работаем до 12.10.
Да, вообще, предложение – сделать попозже, в 12.30. Нет возражений? Хорошо.
Тогда по регламенту. Вот у нас есть еще один содоклад, который официально числится. Бабичев Игорь Викторович. Предложение – дать ему вот сколько он сочтет нужным, а остальных ограничить во времени. Нет, у нас так – до 20 минут содокладчики, не более, основные выступающие, а остальные, скажем, пять минут.
«Территориальное общественное самоуправление». У нас одна тема у всех.
Тогда, пожалуйста, Игорь Викторович, Вам слово.
Игорь Викторович Бабичев – заместитель Секретаря Конгресса муниципальных образований Российской Федерации.
Бабичев И.В. Я попробую в десять минут уложиться.
Уважаемые коллеги, действительно, проблема правового регулирования деятельности территориального общественного самоуправления существует. Свидетельство тому и наши сегодняшние парламентские слушания. Хотелось бы разобраться в чем на самом деле здесь проблемы?
Действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» основной статус территориального общественного самоуправления установил. Здесь 27 статью уже цитировали.
На самом деле, акцента там три в этой статье.
Первое, то, что это форма самоорганизации населения на части территории муниципального образования для собственных инициатив по решению вопросов местного значения непосредственно населением или через органы территориального общественного самоуправления. Таким образом, совершенно очевидно в данном случае, что федеральный закон устанавливает территориальное общественное самоуправление, как часть системы местного самоуправления.
Далее, эта же статья говорит о том, что непосредственный порядок осуществления организации деятельности территориального общественного самоуправления устанавливается уставом в соответствии и нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации.
Федеральный законодатель в 1995 году, когда устанавливал подобное регулирование, предполагал, что законодатель субъекта рецептирует в своем законодательстве региональном в части, касающейся ТОС, нормы 80-86 статей Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении» 1991 года. Разумеется, в части не противоречащей Конституции и действующей системе права.
К сожалению, на практике это на самом деле не произошло по той простой причине, что закон 1991 года, создавался на совершенно иной конституционно-правовой основе и в значительной степени уже даже к 1995 году устарел и не соответствует действующей системе права, как таковой.
Таким образом, региональный законодатель в условиях явной недостаточности норм регулирования, заложенной в федеральном законе, установил достаточно широкий правовой предел регулирования ТОСов. Отсюда возникли большие разночтения, с одной стороны. И возникли достаточно большие затруднения на практике деятельности ТОС.
Что предлагается сделать? Мне кажется, что на самом деле проблемы правового регулирования не столь значительны, как они порой подаются, не столь значительны.
Необходимо, во-первых, расширить нормы правового регулирования в действующем Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». Что туда нужно заложить?
Первое. Федеральный закон, именно Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» должен установить правовые гарантии участия населения в осуществлении территориального общественного самоуправления. То есть установить процедуры и порядок организации деятельности ТОСов. Это первый блок норм, которые там должны быть установлены.
Второй блок норм. Должны быть определены общие принципы взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общие принципы взаимодействия.
И третье. В федеральном законе должна быть определена организационно-правовая форма органов ТОС и порядок их регистрации.
Для меня совершенно очевидно, что органы территориального общественного самоуправления есть особая форма некоммерческих организаций, установленная федеральным законом, в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», как того и требует Гражданский кодекс, в своей статье 50 пункте 3.
И, соответственно, регистрация исходит из этого организационно-правового статуса ТОС.
Федеральный закон мог установить и некоторые другие правовые нормы, которые практика сейчас востребует. В частности, совершенно, на мой взгляд, справедливо, если бы федеральный закон установил, что на одной территории может действовать только один орган территориального общественного самоуправления. Это, очевидно, есть общий принцип организации ТОСов.
Соответственно, региональное законодательство должно быть приведено в последующем в соответствие с данными нормами федерального закона.
Почему мы предлагаем вот такую трехуровневую систему регулирования деятельности ТОСов? Совершенно очевидно, что если ТОС – часть местного самоуправления, а это сегодня напрямую вытекает из федерального закона действующего, то согласно Конституции, 72 статье ее, регулирование деятельности ТОС, как части местного самоуправления, осуществляется на, совместно, есть предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов, осуществляется на трех уровнях власти.
На этом правовая проблема в организации деятельности ТОС исчерпывается. Начинается практика правоприменения. Здесь совершенно справедливо отмечали, что территориальное общественное самоуправление – это важнейший институт и инструмент в структуре местного самоуправления, важнейший. Потому развитие ТОСов есть, конечно, государственная задача.
Поэтому обобщение, анализ, изучение практики деятельности ТОСов, поддержка организации деятельности ТОСов есть, конечно, государственная задача. И совершенно было бы справедливо, если бы профильное Министерство – Министерство по делам Федерации, если бы наш, в том числе Конгресс муниципальных образований, такой деятельностью озаботился.
У меня еще два замечания, которые вот возникли здесь, когда я слушал, в том числе и предыдущих докладчиков.
Во-первых, почему территориальное общественное самоуправление не может быть общественным объединением? Если оно, так сказать, оно вдруг таковым объявится, то, какие правовые последствия из этого возникнут?
Правовое последствие возникнет только одно. Территориальное общественное самоуправление не может осуществлять деятельность после этого по решению вопросов местного значения. Ибо решение вопросов местного значения есть предмет ведения местного самоуправления, установленный для него федеральным законом, исчерпывающим, в том числе перечнем, в статье 6 действующего Федерального закона об общих принципах.
Таким образом, выводя ТОСы из системы местного самоуправления, объявляя их общественными объединениями, которые действуют по закону «Об общественных объединениях», мы лишаем их возможности, законной возможности участвовать в решении вопросов местного значения. Это первое мое замечание.
И второе. Надо все-таки сказать несколько слов о правовой природе местного самоуправления. К сожалению, здесь очень большая путаница и не только в нашем зале, но и, к сожалению, широко за его пределами.
Местное самоуправление – это сложный институт на самом деле. И он не исчерпывается признаками местной власти.
По Конституции местной властью и властью вообще являются органы местного самоуправления, как часть института местного самоуправления, а так же… устанавливающая деятельность населения непосредственно, которая порой происходит. Вот это власть.
Но местное самоуправление не только из нее состоит. Оно состоит и из еще целого ряда компонентов, таких как собрания, сходы, конференции, в том числе и ТОСы, в том числе и ТОСы. Поэтому дилемма о том, ТОС власть или общественное объединение, снимается. Она не стоит, эта дилемма.
ТОС – часть института, сложного института местного самоуправления со всеми его особенностями.
Поэтому, в то же время, если ТОС – часть института местного самоуправления, то вопрос о том могут ли делегироваться органами местного самоуправления часть полномочий по решению вопросов местного значения ТОСам и, так сказать, бюджетные деньги, которые могут последовать за ними, на мой взгляд, могут. На мой взгляд, они могут делегироваться. Естественно, под контролем и по особой процедуре, которую устанавливают органы местного самоуправления.
Я завершаю. И мне хотелось бы здесь пожелать всем нам, участникам сегодняшних парламентских слушаний, чтобы, в общем-то, наши парламентские слушания действительно были шагом к тому, чтобы территориальное общественное самоуправление на практике стало вот тем эффективным механизмом, тем эффективным инструментом, а оно должно им быть и стать, через который население муниципальных образований будет осуществлять свое конституционное право на местное самоуправление.
Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip