Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 Парламентские слушания

Комитет по делам

общественных объединений и религиозных организаций

на тему:

 «Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»

Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.

25 мая 2001 года. 11 часов.

 

С Т Е Н О Г Р А М М А

 

Выступление А.В. Федотова, аспиранта Юридического института Московского государственного социального университета

Председательствующий. Спасибо.

У меня просьба ко всем, кто желает выступить сейчас, в письменном виде, пожалуйста, подайте заявку, чтобы мы могли спланировать время. Слово Федотову Андрею Владимировичу – аспиранту Юридического института Московского государственного социального университета. Ковалевский готовится. Пять минут – мы договорились.

Федотов А.В. Уважаемые участники слушаний, вопрос поднят достаточно сложный. И здесь необходимо немножечко остановиться на статусе субъекта Федерации, как такового.

То есть его статусным вопросам посвящены, как положения их собственных уставов и конституций, так же и положения Конституции Российской Федерации. Вот и в части, касающейся местного самоуправления. Именно статьи 130, 133. И применительно к содержанию уставов и конституций Российской… уставов и конституций субъектов Российской Федерации. То есть они должны соответствовать и развивать соответствующие положения Конституции России с учетом не противоречащих норм и положений федерального законодательства.

При разработке проекта федерального Закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления» в рамках деятельности рабочей группы Комитета по делам общественных объединений Государственной Думы второго созыва был проведен соответствующий анализ всех на тот момент имеющихся конституций и уставов 80 субъектов Федерации.

И этот анализ показал, что местное самоуправление… конституционная норма, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, предусмотрено только в 73 процентах конституций и уставов.

Такая норма, как местное самоуправление, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью только менее, чем в трети – в 28 процентах. Норма, что структура, право населения определять структуру органов местного самоуправления самостоятельно отражено в 48 процентах конституций и уставов субъектов Федерации. Аналогичные показатели и с правом на изменение границ территории, которое предусмотрено с учетом мнения населения.

Вот уровень территориальной организации местного самоуправления сосредоточен в районе, город, район в городе – это 70 процентов. Провозглашено право на местное самоуправление в селе, поселке в 68 процентах. И только в одной Конституции – в Конституции Республики Адыгеи однозначно допускается право организации местного самоуправления на уровне микрорайона.

Признание права граждан на объединение и на объединение по месту жительства констатируется только в 32 процентах конституций и уставов субъектов Федерации. А признание права граждан и населения в сфере территориального общественного самоуправлении в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах…» признается только в 52 процентах случаев.

Данный анализ проводился по состоянию на март 1999 года. Это, как говорится, история уже. Однако, то есть исследования, проведенные Центром местного самоуправления Московского экономико-правового института, сотрудником Лапшиной этого центра, показали, что… по май этого года, что ничего принципиального не изменилось.

Здесь, исходя из этого, можно сделать следующие обобщенные выводы. Что конституции и уставы субъектов Российской Федерации допускают более чем 350 фактов их несоответствия Конституции Российской Федерации. И динамики изменения в положительную сторону не наблюдается.

В данном случае, то есть все уставы и конституции не соответствуют тем или иным нормам Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, связанному с правами граждан и населения в сфере местного самоуправления.

Допускается различное понимание местного самоуправления и уровня его организации. Неравенство конституционных прав граждан и населения в сфере местного самоуправления.

Для решения одних и тех же вопросов, то есть вопросов местного значения, в конституциях и уставах субъектов закрепляются различные по своей природе правовые институты. То есть местное государственное управление и местное самоуправление. Это, причиной этого явилось и нарушение правил законодательной техники, которое создает проблему обеспечения единства законности и осуществления единства надзора.

И принятие предлагаемого проекта федерального закона должно позволить устранить эти проблемы.

И вкратце, тезисно по поводу жилищно-коммунальной реформы, ее роли. Концепция, предложенная Госстроем России, предполагает, что два пути у жилищной, затраты содержат два источника: бюджетные дотации и оплата потребителей, то есть населением.

И основная цель – перемещение акцентов, то есть бюджетных дотаций на оплату потребителей. Обращение же к опыту высокоэффективных советов общественного самоуправления, в частности Сивцев Вражек в городе Москве, показывают и иной путь.

То есть в данном случае у него есть РЭП собственный, который характеризуется тем, что абсолютно никаких дотаций. И говорится о том, что, и связано это с тем, что ему переданы исполнительно-распорядительные полномочия. А именно: содержание и эксплуатация жилого фонда и право сдачи в аренду 40 процентов имеющихся площадей, только 40 из 60. То есть и доходы от этих площадей вкупе с квартплатой населения позволяют 100 процентов компенсировать все затраты на жилищно-коммунальную сферу в этом.

То есть и представляется, что данный опыт мог бы быть перенесен, по крайней мере, на крупные города страны. И также анализ этого комитета показывает, что эксплуатационные сборы с одного метра арендуемой площади выше, по крайней мере, в восемь раз, сбор квартплаты на 12 процентов и рентабельность соответствующего РЭП, по сравнению с аналогичными, выше примерно в пять – шесть раз.

И представляется, что федеральному… реформа местного самоуправления и реформа жилищно-коммунальной сферы должны быть увязаны в этом контексте и поддержаны вот эти положительные тенденции.

Спасибо за внимание.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz