Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip
Парламентские слушания
Комитет по делам
общественных объединений и религиозных организаций
на тему:
«Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»
Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.
25 мая 2001 года. 11 часов.
С Т Е Н О Г Р А М М А
Выступление Е.Г. Соломенцевой, председателя комитета по развитию местного самоуправления, законности и правопорядка городского Совета города Владимира
Председательствующий. Вы знаете, тут некоторые пытаются задавать вопросы. Есть хорошее предложение: давайте мы не будем задавать вопросы, иначе мы просто, всех желающих выслушать не успеем просто. У нас наша цель, вообще-то, набрать информацию для того, чтобы комитет смог определиться: что делать дальше. Нам надо вас слушать, а полемика, мы боимся, что мы «увязнем» здесь, в полемике. В ходе выступлений, пожалуйста, вся полемика.
Следующая Соломенцева Елена Геннадьевна – председатель комитета по развитию местного самоуправления, законности и правопорядка городского Совета города Владимира. Приготовиться Емельянову.
Соломенцева Е.Г. Уважаемые присутствующие, излишне говорить, выступающие до меня сказали, что в создании нормативно-правовой базы, позволяющей реализовать право населения на реальное самоуправление, это на сейчас, на сегодняшний день – наша стратегическая задача, которую определил на заседании Госсовета Президент Российской Федерации.
Обращусь к первоисточникам. Местное самоуправление, Конституция, 130: «Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью». Оно должно обеспечивать во всех формах, я понимаю так.
Вот с этой точки зрения я и хочу, так сказать, осветить эту проблему. Итак, общеизвестно, что о реальной власти можно говорить в том случае, когда она обеспечена наличием собственности. Это совершенно понятно. Это знают председатели комитетов территориального общественного самоуправления, которые находятся в зале, которые ходят и просят средства, имущество какое-то для организации своих мероприятий.
Профессор Атаманчук – заведующий кафедрой Государственного управления правового обеспечения Государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте указывает: реальное самоуправление у нас лишь тогда появится, когда люди осознают себя собственниками. Только собственник может быть опорой местного самоуправления.
Далее. Как известно, для передачи любой собственности в управление, а я подразумеваю, что специфический статус, специфику, уникальную природу … общественного самоуправления и ее органов придает именно возможность получения на особых условиях собственности от органов местного самоуправления. Один из моментов.
Итак, как известно, для передачи любой собственности в управление, там владение, пользование, распоряжение, необходим статус юридического лица, может быть, орган общественного самоуправления, может быть, действительно предыдущий докладчик прав, самой этой организации. С этой точки зрения, актуальность обсуждаемой проблемы трудно переоценить.
Если определить вот в этом случае территориальные вообще органы территориального общественного самоуправления или эти подразумеваемые эти организации, как иные органы местного самоуправления, в этом случае, на мой взгляд, ну, на мой взгляд, это как бы не соответствует демократизму организации вот этих органов, с одной стороны. И, с другой стороны, мы знаем, что как только они возникают как органы местного самоуправления, сразу становятся муниципальными служащими. И о чем тогда говорить в этом случае?
Далее. Теряется суть и сущность демократизма комитетов территориального общественного самоуправления.
И я опираюсь не только в данном случае не свое мнение. Вот, пожалуйста, мнение патриархов науки муниципального права, Кутафин и Фадеев, учебник «Муниципального права». Значит, территориальное общественное самоуправление стоит не в органах местного самоуправления в разделе, кто желает, может ознакомиться. Далее. Господин Постовой «Муниципальное право», аналогично: другие формы осуществления местного самоуправления, ассоциации и союзы, территориальное общественное самоуправление.
И, наконец, учебник Выдрина. Вот он указывает в разделе «Территориальное общественное самоуправление»: местные общественные объединения. Не мое мнение, это патриархи науки муниципального права.
Таким образом, предложенный вариант законопроекта концептуально отвечает содержанию местного самоуправления, на мой взгляд, исходя из этих позиций.
Кроме того… Да, и далее. На практике сложилась парадоксальная ситуация, во всяком случае, в крупных городах. ТОСы, в большинстве своем, я общалась с председателями ТОСов, с коллегами депутатами неделю назад на конференции научной в экономико-правовом институте, как бы понятна ситуация по крупным городам. Кто-то находится в состоянии как бы придатка к органам местного самоуправления: выполнение программ, заданий исполнительных органов местного самоуправления. Далее, о проведении избирательных кампаний, я вообще говорить не могу. Это такая длинная тема для разговора. И далее. Кем числится у нас, чтобы получать зарплату, председатели КТОС по большинству, почему-то работающими в органах местного самоуправления, в структурах, в районных администрациях? Тем не менее, они являются муниципальными служащими. И это позволяет ставить вопросы с ними как угодно, вплоть до раздробления неугодного ТОСа и назначения угодных. Тут животрепещущий пример сказали на конференции.
Да, извините…
Председательствующий. … за регламентом следите.
Соломенцева Е.Г. Да, и плюс доплаты председателям КТОС и так далее.
Таким образом… Да и коллега выступал Бондарь, говорит: да, не надо этот закон. Не надо этот закон. Определят все субъекты Российской Федерации в своих законах.
Вот у нас, на примере Владимирской области, у нас есть закон о территориальном общественном самоуправлении. Вот эта суть, о которой мы сегодня дискутируем, она определена, как некоммерческие организации, юристы знают, что это такое, и спектр этих некоммерческих организаций.
Таким образом, дальше, опираясь на этот закон, органы местного самоуправления при принятии уставов в представительные органы могут прописать по статусу все, что угодно по территориальному общественному самоуправлению, вплоть до того, что пояснили, что вообще исключают из схемы управление городом и в нарушении статьи 27.
И еще один момент. Почему нужен этот закон? С советского периода многие знаю, кто давно работает в системе территориального общественного самоуправления, с советского периода существовали советы общественности. Советы общественности, их как бы руководители, они числились в исполкомах. В дальнейшем это трансформировалось…
Председательствующий. Елена Геннадьевна, сколько вам надо времени, скажите, пожалуйста?
Соломенцева Е.Г. Две минуты.
Председательствующий. Две нельзя. Полминуты. Заканчивайте, пожалуйста.
Соломенцева Е.Г. Хорошо.
Советы общественности трансформировались в комитетах территориального общественного самоуправления и так и остались числиться в администрациях, в исполнительных органах местного самоуправления.
Налицо в этой ситуации конфликт с Кодексом законов о труде. То есть, эти лица не являются муниципальными служащими. Вместе с тем, им выплачиваются надбавки за стаж, и они надеются на пенсию. Следовательно, этот конфликт можно урегулировать только с точки зрения федерального закона. Если не принимать меры на федеральном уровне, положение вещей останется таким. Но, если принять этот законопроект в первом чтении, я считаю крайне необходимым и важным привлечь специалистов, кто давно работает в территориальном общественном самоуправлении, депутатов Государственной Думы Комитета по местному самоуправлению. Кстати, пользуясь… Заканчиваю.
Таким образом, я считаю, что конфликт этот можно разрубить только на федеральном уровне. Если этого не сделать, комитеты территориального общественного самоуправления останутся в том же статусе.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip