Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ –
ПАРЛАМЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная
Дума
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Часть I
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Материалы
парламентских слушаний и межрегиональной научно-практической конференции
Издание
Государственной Думы 1997
КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993
года (Извлечение)
ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 130
1.Местное самоуправление в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами
путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное
самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других
территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов
местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
__________________________________________________________________________
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РСФСР
Закон РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1
(Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. Не 29. Ст.
1010) [Извлечение]
VI.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Глава 10. Территориальное общественное самоуправление
населения
Статья 80. Система
территориального общественного самоуправления населения
1. Система территориального общественного
самоуправления населения включает в себя общие собрания (сходы), конференции
граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы
территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты
микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а
также иные ос- органы самоуправления населения по месту
жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобное).
2. Территории, на
которых действуют органы территориального рез общественного
самоуправления населения, устанавливаются по предложению граждан
соответствующим местным Советом.
Статья 81.
Общие собрания (сходы), конференции граждан
1.
Общие
собрания (сходы), конференции граждан созываются местными Советами и органами
территориального общественного самоуправления населения по мере
необходимости.
2.
К
компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие
вопросы: избрание органов территориального общественного самоуправления
населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ
деятельности органов территориального общественного самоуправления населения
по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об
их выполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов
территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих
интересы населения соответствующей территории;
3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов
территориального общественного самоуправления населения правомочны, если в них
принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а
конференции — при участии не менее двух третей представителей жителей
соответствующей территории, достигших 16 лет.
Статья 82. Выборы
органов территориального общественного самоуправления населения
1.Органы территориального общественного
самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного
волеизъявления. Выборы органов территориального общественного самоуправления
населения могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях
граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого
избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок
полномочий местного Совета. Общее собрание (сход) или конференция жителей
вправе установить и другой срок полномочий органов территориального
общественного самоуправления.
2.Местные Советы по предложению инициативных групп
населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения
выборов органов самоуправления, а при проведении прямых выборов по
избирательным участкам образуют из числа жителей избирательные комиссии и
согласовывают порядок выдвижения
кандидатов.
3. Подготовка и проведение выборов
органов общественного самоуправления населения осуществляются открыто и гласно.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за
счет местных Советов при их согласии.
4. Выборы органов территориального
общественного самоуправления населения по избирательным участкам признаются
состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины избирателей,
внесенных в списки.
5. Избранными в состав органов общественного
самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа
избирателей, принявших участие в голосовании.
Статья 83.
Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления населения
1. Компетенция
органов территориального общественного самоуправления населения определяется
их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им местными
Советами и местной администрацией.
2. Местные Советы и местная администрация могут устанавливать
сферы совместной компетенции с органами территориального общественного
самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов,
решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами
территориального общественного самоуправления населения.
3. Органы территориального общественного
самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента
их регистрации местной администрацией. Отказ в регистрации может быть обжалован
в суд.
Статья 84.
Экономическая деятельность органов территориального общественного
самоуправления населения
Органы территориального общественного самоуправления
населения вправе: создавать в установленном порядке предприятия и|
организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и
коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда,
объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение
средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов; кооперировать на
добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций
для финансирования целевых социальных программ; участвовать собственными
ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на
акционерной или паевой основе; организовывать иную экономическую деятельность,
не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения
социально-экономических потребностей населения;
определять в соответствии со своим положением
(уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.
Статья 85.
Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения
1. Финансовые ресурсы органов территориального
общественного самоуправления населения состоят из собственных, заемных средств,
а также средств, передаваемых им местными Советами и администрацией.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической-
деятельности органов территориального общественного самоуправления населения,
добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций,
граждан, а также других поступлений.
2. Органы территориального общественного
самоуправления населения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении
финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами
социально-экономического развития соответствующих территорий.
Статья 86.
Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения
с местными Советами, местной администрацией и территориальными депутатскими
группами
1. Местные Советы, местная администрация,
территориальные депутатские группы содействуют органам территориального общественного
самоуправления населения в осуществлении их полномочий.
2. Органы территориального общественного
самоуправления населения вправе участвовать в работе сессий местных Советов
при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
Статья 95.
Досрочное прекращение полномочий органов территориального
общественного самоуправления населения
6. Полномочия органа территориального общественного
самоуправления населения прекращаются досрочно в случаях: а) неоднократного
нарушения законодательства. Решение о досрочном прекращении полномочий органа
территориального общественного самоуправления населения принимается Советом;
б) самороспуска.
7. Решение о досрочном прекращении полномочий органа
территориального общественного самоуправления населения может быть обжаловано
в суд.
Статья 96.
Гарантии прав органов территориального общественного самоуправления населения
1.
Органы
территориального общественного самоуправления населения в случае нарушения
прав и законных интересов граждан вправе в соответствии с законодательством
обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных.
____________________________________
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Федеральный закон
от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ
(Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. №21. Ст. 1930) [Извлечение]
Статья 7.
Организационно-правовые формы общественных объединений
Общественные объединения могут создаваться в одной из
следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности.
Статья 12. Орган общественной самодеятельности
Органом общественной самодеятельности является не
имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное
решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту
жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей
неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и
реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его
создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по
инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою
работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании
учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой
вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа
общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на
себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
__________________________________
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ
(Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506) [Извлечение]
Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и
другие формы осуществления местного самоуправления
Статья 22. Местный референдум
1.
По
вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2 Решение о проведении местного референдума
принимается представительным органом местного самоуправления по собственной
инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального
образования.
Статья 24.
Собрание (сход) граждан
1.
В
муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут
созываться собрания (сходы) граждан.
2.
Порядок
созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений,
пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В случае осуществления собранием (сходом) граждан
полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона,
собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины
жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
и другие формы участия населения в осуществлении
местного самоуправления
1. Под территориальным общественным самоуправлением
понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными
образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив
в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые
им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с
уставом муниципального образования указанные органы могут являться
юридическими лицами.
Порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
2. Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным
законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления
граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных
формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему
Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской
Федерации.
Глава V.
Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 29.
Муниципальная собственность
1.
В
состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета,
муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а
также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в
муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации,
муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный
фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования,
здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2.
Органы
местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права
собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной
собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов
Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население
непосредственно.
Статья 56. О применении отдельных положений Закона
Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской
Федерации"
3. Статьи 80—86 Закона Российской Федерации "О
местном самоуправлении в Российской Федерации" применяются в части, не противоречащей
Конституции Российской федерации и настоящему Федеральному закону, до принятия
субъектами Российской Федерации законов о регулировании осуществления местного
самоуправления в формах, предусмотренных статьями 24, 27 настоящего
Федерального закона.
_________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(от 28
августа 1995 года № 154-ФЗ)
1.
Научный
метод, положенный в основу разработки закона
При разработке федерального закона в
его основу было положено муниципальное право стран западной цивилизации без
учета особенностей российского муниципального права, связанных с коллективистской
психологией мышления общества, в частности с недостаточным учетом опыта
применения главы 10 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении
в Российской Федерации (1991 год) и опыта российских (включая казачьи) общин.
- Соответствие закона
конституционной норме "осуществления местного самоуправления
гражданами путем форм прямого волеизъявления" (пункт 2 статьи 130
Конституции Российской Федерации)
Федеральный закон допускает лишь возможность
проведения местного референдума (статья 22) и схода граждан (статья 24) как органа
принятия решений.
Допускается лишь возможность для органов
территориального общественного самоуправления иметь статус юридического лица
(статья 27).
Описанный статус этих институтов не позволяет отнести
их к органам, принимающим решения по местным вопросам.
- Соответствие закона
конституционному праву населения "самостоятельно решать вопросы
местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной
собственностью" (пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации)
Население хуторов, деревень и других небольших
поселений согласно пункту 1 статьи 1 федерального закона не вправе решать
вопросы местного значения.
Населению этих территорий предоставляется лишь право
образовывать исключительно органы территориального общественного
самоуправления (статья 27).
- Соответствие закона конституционному
праву граждан на объединения в комитеты общественного самоуправления (КОС)
Федеральный закон, регулируя незначительный
(относительно закона о местном самоуправлении 1991 года) объем правового
статуса КОС, сужает конституционное право граждан на объединение и не
содействует развитию действующих КОС
.
- Защита в законе других
интересов граждан
Федеральный закон не гарантирует избирателям право на
референдум, организация и проведение которого не зависели бы от органов
власти.
6. функции
местного самоуправления
Закрытый перечень вопросов местного значения (пункт 2
статьи 6) сдерживает развитие местного самоуправления.
К местным не отнесены вопросы строительства
муниципального жилья и обеспечения им нуждающихся категорий граждан. Также к
ним не отнесены вопросы разрешения споров между гражданами и между гражданами и
юридическими лицами во внесудебном и судебном (мировой судья) порядке.
7. Соответствие
закона требованиям системности
8. Федеральный закон,
не определяя системные цели реформы местного самоуправления, системные принципы
его организации, не соответствует требованиям системности.
Закон перегружен нормами, не имеющими прямого
отношения к организации системы местного самоуправления (например, статьи 4—5,
53—62).
Название федерального закона не соответствует пункту
"н" статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с
которым Федеральный закон должен называться "Об общих принципах
организации системы местного самоуправления в Российской Федерации".
Общие выводы
федеральный закон
допускает:
умаление конституционного права граждан осуществлять
местное самоуправление в формах прямого волеизъявления;
умаление конституционного права населения небольших
поселений и права населения микрорайонов в городах осуществлять местное
самоуправление;
сужение конституционного права граждан на объединения
(в том числе в комитеты общественного самоуправления);
ориентацию не на самоорганизацию граждан снизу, а на
управление сверху;
несоответствие
требованиям системности и перегруженность нормами, не имеющими отношения к
организации системы местного
самоуправления.
Рекомендации;
Федеральный закон подлежит концептуальной
корректировке в целях обеспечения конституционных прав граждан и конституционных
прав населения в сфере местного самоуправления.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip