Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ –

ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственная Дума

  

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

 Часть I

  

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  

Материалы парламентских слушаний и межрегиональной научно-практической конференции

 

Издание Государственной Думы  1997

 

Информационные материалы по проблеме органов территориального общественного самоуправления, доведенные до участников парламентских слушаний и межрегиональной научно-практической конференции

 

Приложение 1

 

Извлечения из Конституции Российской Федерации и действующих законов, регулирующих деятельность органов территориального общественного самоуправления.

 

 Заключение Межрегионального экспертного совета проблем местного самоуправления на Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Извлечение)

 

 

 

ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 130

 

1.Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

 

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 

Статья 131

 

1.      Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

 

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

 __________________________________________________________________________

  

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РСФСР

Закон РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1

(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. Не 29. Ст. 1010) [Извлечение]

 

VI. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

 

Глава 10. Территориальное общественное самоуправление населения

Статья 80. Система территориального общественного самоуправления населения

 

1. Система территориального общественного самоуправления на­селения включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные ос-    органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобное).

2.      Территории, на которых действуют органы территориального рез    общественного самоуправления населения, устанавливаются по пред­ложению граждан соответствующим местным Советом.

 

Статья 81. Общие собрания (сходы), конференции граж­дан

 

1.         Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются местными Советами и органами территориального общественного самоуправления населения по мере необходимости. 

2.         К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы: избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов тер­риториального общественного самоуправления населения по соци­ально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправ­ления населения, затрагивающих интересы населения соответствую­щей территории;

3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов терри­ториального общественного самоуправления населения правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции — при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей тер­ритории, достигших 16 лет.

Статья 82. Выборы органов территориального общест­венного самоуправления населения

 

1.Органы территориального общественного самоуправления на­селения создаются по инициативе граждан на основе их добро­вольного волеизъявления. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном го­лосовании по избирательным участкам на срок полномочий местного Совета. Общее собрание (сход) или конференция жителей вправе установить и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

2.Местные Советы по предложению инициативных групп насе­ления согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образуют из числа жителей избирательные комиссии и согласовывают порядок выдви­жения кандидатов.                       

3.   Подготовка и проведение выборов органов общественного самоуправления населения осуществляются открыто и гласно. Рас­ходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет местных Советов при их согласии.

 4. Выборы органов территориального общественного самоуправ­ления населения по избирательным участкам признаются состояв­шимися, если в них приняли участие не менее половины избирателей, внесенных в списки.

5. Избранными в состав органов общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 83. Основные полномочия органов территори­ального общественного самоуправления на­селения

1. Компетенция органов территориального общественного само­управления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им местными Советами и местной администрацией.

2. Местные Советы и местная администрация могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального об­щественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального обществен­ного самоуправления населения.

3. Органы территориального общественного самоуправления на­селения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации местной администрацией. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 84. Экономическая деятельность органов терри­ториального общественного самоуправления населения

Органы территориального общественного самоуправления населе­ния вправе: создавать в установленном порядке предприятия и| организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах; выступать заказчиком на выполнение работ по благоу­стройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выпол­нение средств местного бюджета и собственных финансовых ре­сурсов; кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования це­левых социальных программ; участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе; организовывать иную экономичес­кую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;

определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.

Статья 85. Финансовые ресурсы органов территориаль­ного общественного самоуправления насе­ления

1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им местными Советами и админи­страцией. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической- деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений.

2. Органы территориального общественного самоуправления на­селения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и про­граммами социально-экономического развития соответствующих территорий.

Статья 86. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с местными Советами, местной администра­цией и территориальными депутатскими группами

 

1. Местные Советы, местная администрация, территориальные депутатские группы содействуют органам территориального обще­ственного самоуправления населения в осуществлении их полномочий.

2. Органы территориального общественного самоуправления на­селения вправе участвовать в работе сессий местных Советов при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Статья 95. Досрочное прекращение полномочий   орга­нов территориального общественного само­управления населения

6. Полномочия органа территориального общественного самоуп­равления населения прекращаются досрочно в случаях: а) неодно­кратного нарушения законодательства. Решение о досрочном пре­кращении полномочий органа территориального общественного само­управления населения принимается Советом; б) самороспуска.

7. Решение о досрочном прекращении полномочий органа тер­риториального общественного самоуправления населения может быть обжаловано в суд.

 

Статья 96. Гарантии прав органов территориального общественного самоуправления населения

 

1.                  Органы территориального общественного самоуправления на­селения в случае нарушения прав и законных интересов граждан вправе в соответствии с законодательством обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных.

 ____________________________________

 

  

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №21. Ст. 1930) [Извлечение]

 

Статья 7. Организационно-правовые формы общест­венных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из сле­дующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности.

 

Статья 12. Орган общественной самодеятельности

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является со­вместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи ин­тересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самоде­ятельности не имеет над собой вышестоящих органов или органи­заций.

В случае государственной регистрации органа общественной само­деятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

 __________________________________

  

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506) [Извлечение]

  

Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления

Статья 22. Местный референдум

1.              По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

2  Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 24. Собрание (сход) граждан

1.              В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

2.               Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, об­ладающих избирательным правом.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправ­ление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением пони­мается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образо­вания указанные органы могут являться юридическими лицами.

Порядок организации и осуществления территориального обще­ственного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Фе­дерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправ­ления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Глава V. Финансово-экономическая основа местного самоуправления

Статья 29. Муниципальная собственность

1.                   В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жи­лищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

2.                    Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, вхо­дящего в состав муниципальной собственности, от имени муници­пального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

  

Статья 56. О применении отдельных положений Закона Российской Федерации "О местном самоуп­равлении в Российской Федерации"

3. Статьи 80—86 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" применяются в части, не противоречащей Конституции Российской федерации и настоя­щему Федеральному закону, до принятия субъектами Российской Федерации законов о регулировании осуществления местного само­управления в формах, предусмотренных статьями 24, 27 настоящего Федерального закона.

 

_________________________________________________________________

 

  

Межрегиональный экспертный совет проблем местного самоуправления

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ)

 

1.                  Научный метод, положенный в основу разработки закона

 

При разработке федерального закона в его основу было положено муниципальное право стран западной цивилизации без учета осо­бенностей российского муниципального права, связанных с коллек­тивистской психологией мышления общества, в частности с недо­статочным учетом опыта применения главы 10 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации (1991 год) и опыта российских (включая казачьи) общин.

 

  1. Соответствие закона конституционной норме "осуществления местного самоуправления гражданами путем форм прямого волеизъявления" (пункт 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации)

 

Федеральный закон допускает лишь возможность проведения местного референдума (статья 22) и схода граждан (статья 24) как органа принятия решений.

Допускается лишь возможность для органов территориального обще­ственного самоуправления иметь статус юридического лица (статья 27).

Описанный статус этих институтов не позволяет отнести их к органам, принимающим решения по местным вопросам.

 

  1. Соответствие закона конституционному праву населения "самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью" (пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации)

 

Население хуторов, деревень и других небольших поселений согласно пункту 1 статьи 1 федерального закона не вправе решать вопросы местного значения.

Населению этих территорий предоставляется лишь право обра­зовывать исключительно органы территориального общественного самоуправления (статья 27).

 

  1. Соответствие закона конституционному праву граждан на объединения в комитеты общественного самоуправления (КОС)

 

Федеральный закон, регулируя незначительный (относительно за­кона о местном самоуправлении 1991 года) объем правового статуса КОС, сужает конституционное право граждан на объединение и не содействует развитию действующих КОС

.

  1. Защита в законе других интересов граждан

 

Федеральный закон не гарантирует избирателям право на рефе­рендум, организация и проведение которого не зависели бы от органов власти.

 

6.      функции местного самоуправления

 

Закрытый перечень вопросов местного значения (пункт 2 статьи 6) сдерживает развитие местного самоуправления.

 

К местным не отнесены вопросы строительства муниципального жилья и обеспечения им нуждающихся категорий граждан. Также к ним не отнесены вопросы разрешения споров между гражданами и между гражданами и юридическими лицами во внесудебном и судебном (мировой судья) порядке.

 

7.      Соответствие закона требованиям системности

8.  Федеральный закон, не определяя системные цели реформы местного самоуправления, системные принципы его организации, не соответствует требованиям системности.

Закон перегружен нормами, не имеющими прямого отношения к организации системы местного самоуправления (например, ста­тьи 4—5, 53—62).

Название федерального закона не соответствует пункту "н" ста­тьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым Федеральный закон должен называться "Об общих прин­ципах организации системы местного самоуправления в Российской Федерации".

Общие выводы

федеральный закон допускает:

 

умаление конституционного права граждан осуществлять местное самоуправление в формах прямого волеизъявления;

умаление конституционного права населения небольших поселений и права населения микрорайонов в городах осуществлять местное самоуправление;

сужение конституционного права граждан на объединения (в том числе в комитеты общественного самоуправления);

ориентацию не на самоорганизацию граждан снизу, а на управ­ление сверху;

несоответствие требованиям системности и перегруженность нор­мами, не имеющими отношения к организации системы местного самоуправления.       

 

 

 

Рекомендации;

Федеральный закон подлежит концептуальной корректировке в целях обеспечения конституционных прав граждан и конституци­онных прав населения в сфере местного самоуправления.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz