Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ –
ПАРЛАМЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная
Дума
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Часть I
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Материалы
парламентских слушаний и межрегиональной научно-практической конференции
Издание
Государственной Думы 1997
Интересы граждан и населения дома, микрорайона, поселка,
хутора и т.п. территории, как правило, не учитываются в процедуре принятия
решений по использованию местных ресурсов (земельных участков и другой
муниципальной собственности на данной территории), а соответствующие
инициативы граждан' и их органов территориального общественного самоуправления
не востребуются.
Использование местных ресурсов без учета интересов
социальной защиты населения данной территории, а зачастую и вопреки им является
одной из основных причин социальных проблем общества: жилищной, обеспечения
занятости, высокого уровня преступности, резкого имущественного
расслоения и других. В то же время имеются прецеденты
эффективной социальной защиты населения конкретной территории,
органами территориального общественного самоуправления на основе
делегированного права, управления муниципальной собственностью органами
местного самоуправления. При этом возможность такого делегирования, как правило,
определяется субъектом исполнительной власти.
Отчуждение граждан и населения от принятия решений по
использованию в их интересах местных ресурсов на территории проживания,
невостребованность гражданских инициатив не соответствуют Конституции
Российской Федерации в части императивных норм осуществления гражданами
местного самоуправления в прямых формах и обеспечения возможности населению
владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью.
В соответствии с федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской федерации"
органы территориального общественного самоуправления не наделены собственной
компетенцией и распорядительными полномочиями в отношении муниципальной
собственности. В то же время, находясь с органами власти и управления в
исключительно гражданско-правовых отношениях, указанный закон (часть 1 статьи
27) необоснованно отнес порядок их создания к ведению субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Данное обстоятельство не обеспечивает равенства прав
граждан на объединение по месту жительства по всей территории Российской
Федерации и не соответствует пункту "в" части 1 статьи 71 Конституции
Российской Федерации, относящего регулирование и защиту прав и свобод человека
и гражданина к ведению Российской Федерации. Законодательство же субъектов
Российской Федерации в этой связи по-разному и в различном объеме регулирует
права органов территориального общественного самоуправления как субъектов
гражданско-правовых отношений. Участники парламентских слушаний считают, что
активное участие граждан и населения дома, микрорайона, поселка, хутора и т.п.
территорий в проведении реформ (на основе их влияния на принятие решений по
использованию местных ресурсов) является единственным способом выхода общества
из кризисного состояния и построения гражданского общества и что эффективной
формой такого участия являются органы территориального, общественного
самоуправления. Они также отмечают отсутствие целенаправленной
государственной политики поддержки органов территориального общественного
самоуправления и форм непосредственной демократии в системе местного
самоуправления
.Принимая во внимание вышеизложенное, участники
парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
1. ПРАВИТЕЛЬСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подготовить федеральную "Программу государственной
поддержки органов территориального общественного самоуправления и форм
непосредственной демократии" с целью организации и осуществления
государственной поддержки органов территориального общественного
самоуправления, других форм общественных объединений граждан по месту
жительства и форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
с последующим законодательным оформлением этой программы;
ввести соответствующие структурные подразделения в
Правительстве Российской Федерации, сбалансировав их со структурами,
занимающимися делами национальностей;
подготовить проект указа Президента Российской
федерации об освобождении от налогов имущества органов территориального
общественного самоуправления с его последующим законодательным оформлением и
проект указа об обеспечении размещения действующих органов территориального
общественного самоуправления.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЕ
Принять для рассмотрения в первом чтении проект
федерального закона "Об органах территориального общественного
самоуправления" с учетом поступивших замечаний и предложений;
внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" для приведения его в соответствие императивным конституционным
нормам осуществления местного самоуправления гражданами в формах прямого
волеизъявления и осуществления населением данной территории (дома, квартала,
микрорайона и т.п.) владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью;
организовать в Государственной Думе проведение
экспертизы концепций проектов федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, регулирующих права человека, с целью .обеспечения их
соответствия вышеприведенным конституционным нормам и нормам Федерального
закона "Об общественных объединениях";
совместно с Правительством Российской Федерации
подготовить следующие законодательные предложения:
"О территориальных общинах" (казачьих, сельских,
национально-территориальных и др.);
"О собраниях и сходах граждан" (в системе
местного самоуправления) ;
"Об общих принципах организации и проведения местного
референдума";
"О муниципальной собственности";
"Об обращениях общественных объединений";
совместно с Советом Федерации ускорить принятие
федеральных законов "Об обращениях граждан", 'Об Уполномоченном по
правам человека";
внести поправки в Земельный кодекс, закрепляющие
конституционное право населения данной территории (дома, микрорайона, поселка,
хутора и т.п.) в общинных формах владеть, пользоваться и распоряжаться
земельными участками на данной территории;
внести изменения и дополнения в Закон Российской
Федерации "О государственной пошлине", предусмотрев освобождение
органов территориального общественного самоуправления от уплаты государственной
пошлины при подаче исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей
юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд;
внести изменения и дополнения в процессуальное
законодательство, установив порядок подведомственности судам дел по спорам (с
участием органов территориального общественного самоуправления) с учетом
определения отнесения актов к правовым нормативным и ненормативным;
содействовать на базе Российской ассоциации
"Территориальное общественное самоуправление" (Федотов В.Н.)
организации при Комитете по делам общественных объединений и религиозных
организаций Государственной Думы Общественно-экспертного совета по проблемам
территориального общественного самоуправления, территориальных общин, по
правам граждан на объединение по месту жительства и формам непосредственной
демократии.
3. ВЕРХОВНОМУ СУДУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотреть на пленуме вопросы "О практике судебной
защиты реализации конституционного права граждан на общественное самоуправление"
и "О практике судебной защиты общественных интересов с участием органов
территориального общественного самоуправления".
4. ВЫСШЕМУ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотреть на пленуме вопрос "О практике судебной
защиты общественных интересов с участием органов территориального общественного
самоуправления".
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip