Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ –
ПАРЛАМЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная
Дума
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Часть I
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Материалы парламентских
слушаний и межрегиональной научно-практической конференции
Издание
Государственной Думы 1997
Условные обозначения
1. Местное самоуправление осуществляется
гражданами референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (
пункт 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации)
2. Местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,
и распоряжение муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 130
Конституции Российской Федерации)
3. Структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно (пункт 1 статьи 131 Конституции
Российской Федерации)
4. Изменение границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения
населения соответствующих территорий (пункт 2 статьи 131 Конституции
Российской Федерации)
5. Уровень территориальной организации местного
самоуправления
Примечание: условные обозначения административно-территориальных
единиц, в которых осуществляется местное самоуправление (местное
государственное управление
(1) — район, город, район в городе
(2) — село, поселок
(3) — микрорайон
6. Уровень территориальной организации местного
государственного
управления (местной государственной власти)
7. Признание права граждан на объединение (пункт 1
статьи30 Конституции Российской Федерации) и на объединение по месту
жительства.
8. Признание права граждан на территориальное
общественное самоуправление (пункт 1 статьи 27 Федерального закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
статьи 80—86 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в
Российской Федерации")
Таблица
___________________________________________________________________________
Субъект РФ,
Номер статьи конституции (устава)
конституция (устав),
субъекта РФ, закрепляющей
права граждан
дата
принятия
и населения (по пунктам 1—8)
_________________________________________________
___________________________1______2____3_____4_____5_____6_____7______8____
Республика
Адыгея,
96
— —
— 96
92
28 —
Конституция,
10.03.95
(2,3)
(1) __
__
Республика Башкор-
110
106 -
110
-
109
40 -
тостан,
Конституция,
(1)
24.10.93
Республика
Буря-
104 104
105 105
105 -
28
__
тия, Конституция,
(1, 2)
22.02.94
Республика Дате-
123
123
- 124
124
-
35 123
стан,
Конституция,
(1, 2)
26.07.94
Республика
Ингуше-
96
—
—
—
—
48
— —
тия,
Конституция,
(1,2)
27.02.94
Кабардино-Балкар-
—
—
— —
— 128
41 —
ская
Республика,
(1,2)
Конституция
Основной Закон),
26.05.76 с изменениями
и дополнениями
по состоянию на
04.08.94
Республика
Калмы-
41
—
—
—
41
— — —
кия, Степное
уложе-
(1, 2)
ние (Основной Закон),
05.04.94
Республика Каре-
78
-
80 -
79
-
27 -
лия,
Конституция
(1, 2)
(Основной Закон),
30.05.78 с изменениями
и дополнениями
по состоянию на 20.01.94
Республика
Коми,
—
—
— —
_
92 31 —
Конституция,
17.02.94
(1)
Республика
Марий
99
98
- 99
99
-
30 99
Эл,
Конституция,
(1, 2)
24.06.95
Республика
Мордо-
108
108
110
109
109
-
29 -
вия, Конституция,
111
(1,2)
21.09.95
Республика Саха
94
- 94
94-1
94 85
13 —
(Якутия),
Конститу-
(1,2) (1,2)
ция (Основной Закон),
04.04.92
Республика
Север-
108
108
-
-
109
- 30 -
ная Осетия
—
(1, 2)
Алания,
Конституция,
12.11.94
Республика
Татар-
131
-
131 131
131
64 37 -
стан,
Конституция,
(1,2) (1)
с изменениями и
дополнениями по
состоянию на 03.03.95
Республика
Тыва,
—
— —
—
99 — 40
—
Конституция
(Основ-
(1, 2)
ной Закон), 21.10.93
Удмуртская Респуб-
106
106
-
75
107 -
30 -
лика,
Конституция,
(1, 2)
07.12.94
Республика
Хакасия,
109
109
111
-
110 104
26 --
Конституция,
25.05.95
(1,2) (1)
Республика
Чува-
120
—
-
-
119 --
45 120
шия,
Конституция
(1,2)
126
(Основной Закон),
24.11.93
Алтайский
край,
-
-
-
98
98 -
14 104
Устав
(Основной
(1,
2)
Закон), 21.04.95
Краснодарский
—
— —
—
102 — — 116
край,
Государствен-
(1,
2)
ный устав,
05.06.96
Красноярский
край,
111
—
— —
— —
— 113
Устав, 29.02.96
Приморский
край,
—
—
66
67
— —
26 70
Устав, 12.09.95
Ставропольский
73
- -
-
79 -
25 74
край, Устав
(Основной Закон), 29.09.94
Хабаровский
край,
—
—
—
—
49 — —
53
Устав,
30.11.95
(1,2)
Амурская
область,
—
—
—
120
123 — — —
став (Основной
(1,
2)
Закон), 16.11.95
Астраханская
об-
—
—
—
56
55 — — —
ласть, Устав
(Основ-
(1,
2)
ной Закон), 10.12.96
Архангельская
об-
35
35
—
—
35 — — 35
ласть, Устав,
23.05.95
(1,2)
Белгородская
об-
76
76
80
78
78 -
- -
ласть, Устав
(Основ-
81
(1,2)
ной Закон),
20.04.95
Брянская область,
—
—
—
—
— — — —
Устав.26.01.96
Волгоградская
об-
55
—
55
54
54 — — 55
ласть, Устав
(Основ-
(1,
2)
ной Закон),
11.07.96
Вологодская об-
—
—
88
88
— — — 103
ласть, Устав, 14.09.95
Воронежская
об-
41
48
43
—
— — — 44,
ласть, Устав
(Основ-
49
ной Закон), 20.07.95
Иркутская
область,
40, 42,
42
—
44 — — 47
Устав, 19.01.95
48 49
Ивановская
область,
65
—
—
66
66 — — 70
Устав
(Основной
(1, 2)
Закон), 26.03.96
Камчатская область,
36
__ 38
14 15,36 -
- 36
Устав,
30.10.96
(1,2)
Калининградская
об-
54
—
58
—
54 — — 54
ласть, Устав
(Основ-
(1, 2)
ной Закон), 28.12.95
Калужская
область,
37 —
—
—
— — —
37
Устав, 27.03.96
Костромская
об-
16,
—
—
67
67 —
— 16
ласть, Устав (Основ-
65
(1,2)
ной Закон), 29.06.95
Курская
область,
77
—
— 76
— — — —
Устав (Основной Закон),
02.10.95
Курганская область,
146
145
146
146 146
78 36 ---
Устав,
01.12.94
(1)
Ленинградская
об-
—
—
— —
9,66
9 — 67
асть, Устав,
27.10.94
(1,2) (1)
Липецкая
область,
— —
—
65
— —
67
Устав,
09.02.95
(1,2)
Магаданская
об-
80
— 82
80
— —
88
ласть, Устав
(Основ-
(1, 2)
ной Закон), 15.08.96
Московская
об-
72
—
73
— — —
— 72
ласть, Устав, 04.12.96
Нижегородская
об-
53
—
54
54
54 — 11 57
ласть, Устав,
18.04.95
(1,2)
Новгородская
об-
45
—
—
— 8,45
— — —
ласть, Устав
(Основ-
(1, 2)
ной Закон), 24.08.94
Новосибирская
об-
—
—
51
— 50
43 — —
ласть, Устав,
06.03.96
(1,2) (1)
Омская
область,
74
-
74
73
73 -
- -
Устав
(Основной
(1, 2)
Закон), 26.12.95
Оренбургская
об-
68
-
-
-
66 - 7
66,
ласть, Устав
(Основ-
(1,2)
68
ной Закон), 19.10.94
Орловская
область,
84
83 84
87
87 - -
85
Устав
(Основной
(1,2)
Закон), 26.02.96
Пензенская
область,
—
—
72
69
69 — — 74
Устав,
10.09.96
(1,2)
Пермская
область,
38
38 —
—
— — — 38
Устав, 06.10.94
Псковская
область,
68
— 72
—
68 — — —
Устав,
21.12.94
(1,2)
Ростовская область,
27
-
28
-
- - 13
24
Устав, 19.04.96
Самарская
область,
121
-
124
- 124
— - 143,
Устав
(Основной
(1,2) 144145
Закон), 21.12.95
Саратовская
об-
116
—
— 116
— —
— 120
ласть, Устав
(Основной Закон),
11.04.95
Сахалинская
об-
57
— 57
— 56
— — —
ласть, Устав,
26.12.95
(1,2)
Свердловская
об-
—
—
—
—
89 — — —
ласть, Устав,
28.10.94
(1,2)
Смоленская
об-
53
— —
54
52 — — —
ласть, Устав
(Основ-
(1,
2)
ной Закон), 22.09.95
Тамбовская
область,
113 113
114
— 113
— - 113,
Устав
(Основной
(1,2)
123
Закон), 30.11.94
Тюменская
область,
51
51
51
—
51 — — 52
Устав,
15.06.95
52
(1,2)
Томская
область,
117
117 118
16
117 - - 127
Устав
(Основной
(1, 2)
Закон), 26.07.95
Тульская
область,
69
—
70
70
70 - - -
Устав
(Основной
(1, 2)
Закон), 28.09.95
Ульяновская
об-
—
—
—
18 —
— — —
ласть, Устав, 05.09.96
с изменениями по
состоянию на
24.01,97
Челябинская
об-
96
—
100
98 96
— — 99
ласть, Устав
(Основ-
(1, 2)
ной Закон), 13.04.95
Читинская
область,
112
—
—
115 115 —
15 —
Устав —
Основной Закон,
01.06.95
Ярославская
область,
—
—
—
117 117
— — —
Устав,
23.05.95
118 (1,2)
город
Москва,
—
—
— — 6,
17 6,17,
- 77
Устав -
Основной
(1) 18(1)
Закон, 28.06.95
Усть-Ордынский Бу-
38
38
39
39 39
— — -
рятский
автоном-
(1,2)
ный округ, Устав,
30.05.95
.
Коми-Пермяцкий
59
—
59
— 58
— — —
автономный
округ,
(1,2)
Устав, 19.12.94
Ненецкий
автоном-
46
46
46
— 47
— — 49
ный округ,
Устав,
(1, 2)
11.09.95
Ханты-Мансийский
—
73
74
-
73 -
- -
автономный
округ,
(1)
Устав (Основной Закон),
26.04.95
Эксперты
А.В Федотов
А.НФедотов
СПРАВКА
В настоящей таблице приведены результаты анализа всех
конституций и уставов субъектов Российской Федерации, опубликованных в
отдельных изданиях Государственной Думы "Конституции республик в составе
Российской Федерации" (1995. Вып. 1;
1996. Вып. 2) и "Уставы краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов Российской
Федерации (1995. Вып. 1; 1996. Вьт.2; 1997. Вып. 3, 4), а также опубликованные
конституции и уставы, не вошедшие в упомянутые издания.
Приведенные в таблице данные позволяют сделать
следующие выводы:
1. Конституции и уставы всех субъектов Российской
Федерации не соответствуют тем или иным нормам Конституции Российской
Федерации, связанных с правами граждан на объединение и на территориальное
общественное самоуправление и правами граждан и населения в сфере местного
самоуправления.
2. Закрепление в конституциях и уставах субъектов
Российской Федерации норм и принципов, создающих неравные правовые условия для
реализации упомянутых конституционных прав граждан и населения на территории
Российской Федерации.
3. Для решения одних и тех же вопросов местного
значения конституции и уставы субъектов Российской Федерации закрепляют
различные по природе правовые институты {местное государственное управление и
местное самоуправление) и различное понимание местного самоуправления и
определение уровня его территориальной организации.
3. Нарушение во всех
конституциях и уставах правил законодательной техники, что не обеспечивает
единства законности и существенно затрудняет надзор за исполнением
соответствующих федеральных законов.
Основные причины отмеченного несоответствия
конституций и уставов субъектов Российской Федерации
1. Ряд федеральных нормативных правовых актов
(законы, указы, договоры, соглашения) не в полной мере соответствует положениям
Конституции Российской федерации, связанным с упомянутыми правами граждан и
населения. Прежде всего это относится к законодательству о местном
самоуправлении.
2. Отсутствие необходимых федеральных законов,
связанных с организацией государственной власти и местного самоуправления в
субъектах Российской Федерации и процедурой формирования муниципальной
собственности, а также разработка законопроектов, служащих или ограничивающих
конституционные права граждан и населения.
3. Недостаточная квалификация лиц, готовящих и
оценивающих соответствующие правовые акты.
4. Отсутствие должного понимания и внимания
большинства федеральных должностных лиц к вопросам государственного
строительства и формирования гражданского общества. Прежде всего это относится
к ошибочной политике построения федеративных отношений по схеме: федеральный
центр — субъект Федерации — местное самоуправление или община (вместо
очевидного: федеральный центр — община — субъект Федерации). Также отсутствует
концепция формирования гражданского общества, учитывающая коллективистский
менталитет российского общества.
Основные
рекомендации
1. Необходимо оказание методического содействия со
стороны федеральных органов власти законодателы1ым органам субъектов Российской
Федерации при разработке и принятии ими нормативных правовых актов по вопросам
обеспечения конституционных прав граждан и населения. Это содействие наиболее
эффективно в форме экспертизы проектов законов, принимаемых субъектами
Российской Федерации, и законодательного регулирования требований к структуре
этих нормативных правовых актов, а также подготовки рекомендаций по внесению
соответствующих изменений и дополнений в конституции и уставы субъектов
Российской Федерации.
2. Необходимы проведение независимой экспертизы на
соответствие положениям Конституции Российской федерации отдельных принятых
федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, связанных с
упомянутыми правами граждан и населения, а также организация экспертизы
концепций проектов федеральных законов, указов Президента Российской федерации,
нормативных правовых актов субъектов Российской федерации и распоряжений
Правительства Российской Федерации, содержащих нормы, связанные с этими
правами.
Данные, приведенные в настоящей таблице, представлены
председателям комитетов Государственной Думы (по законодательству и
судебно-правовой реформе А.И.Лукьянову, по регламенту и организации работы
Государственной Думы Д.Ф.Крас-никову), начальнику правового управления
Государственной Думы В.Б.Исакову и заместителю министра юстиции Российской
Федерации Л.Н.Завадской. Кроме того, с целью организации экспертизы нормативных
правовых актов субъектов Российской федерации настоящие справка и таблица
направлены во фракции и депутатские группы в Государственной Думе.
______________________________________________________________
Проблемы органов территориального общественного
самоуправления - проблемы гражданского общества
Часть1
Проблемы органов территориального общественного
самоуправления
Материалы парламентских слушаний и межрегиональной
научно-практической конференции
Издательский отдел
Управления делами Государственной Думы
Подписано в печать 25.07.97. Формат 60х90/16. Печать
офсетная. 9 печ. л. Тираж 500 экз. Заказ 4329.
Полиграфическое производственное объединение
"Известия" Управления делами Президента Российской Федерации. 103798,
Москва, Пушкинская пл., 5.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip