Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в городе Москве.
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления в городе Москве
1. Территориальное общественное самоуправление в городе Москве - самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.
2. Территориальное общественное самоуправление является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории.
Статья 2. Право жителей города Москвы на осуществление территориального общественного самоуправления
1. Жители, проживающие в городе Москве и достигшие 18-летнего возраста (далее - жители), могут принимать участие в осуществлении территориального общественного самоуправления в городе Москве.
Житель любой территории города Москвы имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориальной общины на этой территории, принимать участие в собраниях (сходах), конференциях и опросах, проводимых общиной, избирать и быть избранным в ее органы.
2. Органы местного самоуправления и государственной власти города Москвы не могут препятствовать осуществлению населением территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям действующего законодательства и настоящего Закона.
3. Защита прав и интересов жителей в осуществлении ими территориального общественного самоуправления обеспечивается законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Статья 3. Законодательная основа территориального общественного самоуправления
Законодательную основу территориального общественного самоуправления в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав города Москвы, настоящий Закон и другие законодательные акты Российской Федерации и города Москвы.
Статья 4. Территориальная община и ее органы
1. Территориальная община - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан - жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.
Границы территории, на которой образована территориальная община (далее - территория общины), устанавливаются жителями с учетом исторических, культурных, социально - экономических, коммунальных и иных признаков целостности территории общины. Территория общины является частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.
2. Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция.
3. Для организации и непосредственного осуществления функций, принятых на себя территориальной общиной, собрание (сход) или конференция избирает подотчетные собранию (сходу), конференции органы территориального общественного самоуправления (органы территориальной общины) - комитет (совет) общественного самоуправления [далее - комитет (совет)] и контрольную (ревизионную) комиссию.
При небольшом числе жителей могут быть избраны староста и контролер (контролеры).
4. Территориальная община и ее органы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации и города Москвы, касающееся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом территориальной общины.
Статья 5. Полномочия территориальной общины
1. К полномочиям территориальной общины относятся местные вопросы, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории. В их числе могут быть:
1) защита прав и законных интересов жителей в органах власти города и района;
2) организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органами власти, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
3) общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на территории общины;
4) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
5) общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания закрепленных законодательством прав потребителей в порядке и формах, согласованных с районной Управой;
6) работа с детьми и подростками, содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно - оздоровительных и других мероприятий;
7) защита интересов жителей как потребителей коммунально - бытовых услуг в соответствующих службах района, административного округа и города;
8) содействие жителям в решении жилищной проблемы, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;
9) внесение предложений в районную Управу по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе:
- использования земельных участков на территории общины под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей;
- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения на территории общины;
10) содействие мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности;
11) общественный контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций;
12) содействие жителям в выполнении правил эксплуатации жилого фонда, участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
13) информирование населения о решениях органов власти, принятых по предложению или при участии территориальных общин;
14) оказание помощи районной Управе в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений и связанного с этим отселения жителей, участие в разработке договоров на проведение указанных работ.
2. Наряду с перечисленными к полномочиями территориальной общины могут быть отнесены и другие вопросы, в том числе переданные ей органами власти района или города и добровольно взятые на себя территориальной общиной.
Перечень основных вопросов, входящих в полномочия данной общины, должен быть изложен в ее уставе.
Статья 6. Учреждение территориальной общины
1. Учреждение территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции жителей соответствующей территории.
2. Организацию учредительного собрания (схода) или конференции осуществляет инициативная группа жителей соответствующей территории в количестве не менее десяти человек. Она принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) или конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на данной территории, размеров территории, местных условий и других обстоятельств.
Инициативная группа информирует районную Управу о своем создании и дате проведения учредительного собрания (схода), конференции и представляет план (схему) территории общины с указанием ее границ. Глава районной Управы в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с предлагаемыми границами, либо предлагает мотивированное изменение границ территории общины.
3. Норма представительства делегатов конференции устанавливается инициативной группой при обязательном представительстве жителей каждого дома территории. Выборы делегатов конференции проводятся в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.
4. Районная Управа может направить для участия в учредительном собрании (сходе), конференции своего представителя.
5. Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы - комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию.
Решения учредительного собрания (схода), конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в районную Управу.
6. Границы территории общины, утвержденные жителями на собрании (сходе), конференции, если они не совпадают с границами, предложенными главой районной Управы, подлежат рассмотрению и утверждению на очередном заседании районного Собрания по представлению комитета (совета) данной общины с участием его представителей.
В границах данной территории общины не может быть учреждено более одной территориальной общины. Учреждение новой территориальной общины на территории или ее части, относящейся к уже зарегистрированной общине, может быть проведено по истечении срока полномочий комитета (совета) действующей территориальной общины в установленном настоящим Законом порядке.
7. Избранный комитет (совет) решает с районной Управой вопросы его размещения и юридического адреса общины.
Статья 7. Устав территориальной общины
Территориальная община имеет устав, который принимается на собрании (сходе) или конференции жителей, учреждающих территориальную общину.
В уставе указываются:
- наименование территориальной общины и ее юридический адрес;
- цели общины;
- границы территории общины;
- полномочия территориальной общины;
- формы и порядок участия жителей в территориальном общественном самоуправлении;
- наименования, структуры, полномочия, порядок формирования и сроки полномочий выборных органов территориальной общины;
- отчетность и периодичность отчетности органов территориальной общины, порядок контроля за их деятельностью;
- основания и виды ответственности органов территориальной общины и их членов перед жителями;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав;
- источники образования денежных средств и иного имущества общины, права общины и комитета (совета) по распоряжению денежными средствами и управлению принадлежащим ей имуществом;
- порядок реорганизации (ликвидации) общины.
Исходя из конкретных местных условий в устав могут быть включены и другие нормы и положения, регламентирующие деятельность территориальной общины и ее органов.
Статья 8. Регистрация территориальной общины
1. Территориальная община подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
2. На регистрацию представляются документы согласно перечню, установленному федеральным законодательством, и, кроме того:
- карта (схема) с описанием границ территории общины;
- документ о согласии главы районной Управы с границами территории общины или документ об утверждении границ районным Собранием;
- список участников собрания (схода), делегатов конференции с указанием нормы представительства;
- протокол собрания (схода) жителей домов по выдвижению делегатов конференции или петиционные листы.
3. Территориальная община с момента государственной регистрации приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности как юридическое лицо через свой комитет (совет).
Статья 9. Взаимоотношения органов власти с территориальной общиной
1. Органы власти районов и города содействуют созданию и деятельности территориальных общин и их органов в соответствии с законодательными актами города.
2. Органы территориальной общины осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами власти района и города.
Взаимодействие может осуществляться на основе заключаемых договоров и соглашений.
Договор заключается на выполнение переданных комитету (совету) полномочий, на выполнение обусловленных работ и предоставление услуг. В договоре указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон.
Соглашение может быть заключено между районной Управой и комитетом (советом) по всему комплексу их взаимоотношений.
3. Районная Управа вправе осуществлять контроль за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий.
4. Предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные для реализации в районную Управу, в случае возникших разногласий рассматриваются районным Собранием.
Статья 10. Осуществление территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями, составляющими территориальную общину, непосредственно на собраниях (сходах), конференциях путем опроса, а также через комитет (совет).
2. Никто не вправе действовать от имени территориальной общины или ее органов, не имея на это соответствующих полномочий, закрепленных уставом общины или подтвержденных от ее имени письменной доверенностью.
3. Решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в пределах действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер.
Решения собраний (сходов), конференций общины для ее органов носят обязательный характер.
Решения, принимаемые на собраниях (сходах), конференциях общины, а также решения ее органов, затрагивающие имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций, не могут носить обязательный характер.
Решения собраний (сходов), конференций общины или ее органов, не соответствующие законам Российской Федерации и города Москвы, могут быть приостановлены, в том числе районной Управой, и отменены в судебном порядке.
Статья 11. Собрания (сходы) и конференции
1. Собрание (сход) или конференция общины является ее высшим руководящим органом и созывается комитетом (советом), инициативной группой или районной Управой.
Периодичность проведения собраний (сходов), конференций устанавливается уставом, но не реже одного раза в год.
2. Выборы делегатов конференции проходят на собраниях (сходах) жителей по группе квартир, подъездам, домам. Решением организатора конференции выдвижение и выборы делегатов могут проходить в форме сбора подписей избирателей (петиционными листами).
Районная Управа вправе направить своих наблюдателей за процедурой выборов делегатов.
3. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие жители большинства квартир дома (подъезда) или группы домов или более половины жителей данной территории. Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов от числа принявших участие в голосовании.
4. Норма представительства, срок полномочий делегатов и порядок голосования на конференции определяются уставом.
5. Собрание (сход) правомочно, если в нем принимает участие более половины жителей, составляющих общину. Конференция считается правомочной, если в ней приняло участие более половины избранных делегатов.
Принятые на собрании (сходе), конференции решения могут направляться в районную Управу.
Статья 12. Вопросы, находящиеся в ведении собраний (сходов), конференций жителей
В ведении собраний (сходов), конференций жителей находятся:
- учреждение, реорганизация и прекращение деятельности территориальной общины;
- установление и изменение границ территории общины;
- утверждение устава территориальной общины и внесение в него изменений;
- избрание органов территориальной общины и заслушивание отчетов об их деятельности;
- утверждение программы деятельности органов территориальной общины;
- принятие решения о вступлении общины в ассоциацию комитетов (советов) общественного самоуправления;
- досрочное прекращение полномочий (роспуск) органов территориальной общины.
Статья 13. Выборы органов территориальной общины
Выборы органов территориальной общины - комитета (совета) и контрольной (ревизионной) комиссии - проводятся на собрании (сходе), конференции жителей.
Выборы проводятся открытым или тайным голосованием по решению участников собрания (схода), делегатов конференции.
Избранными считаются кандидаты, набравшие более половины голосов от числа присутствующих на собрании (сходе) жителей или делегатов конференции.
Срок полномочий избранного органа устанавливается собранием (сходом), конференцией и не должен превышать двух лет.
Статья 14. Комитет (совет)
1. Комитет (совет) является органом территориального общественного самоуправления - руководящим органом территориальной общины и после ее государственной регистрации осуществляет права юридического лица от имени общины в соответствии с уставом. Представляет территориальную общину в пределах ее полномочий в отношениях с органами государственной власти города Москвы, районной Управой, а также в отношениях с общественными объединениями и организациями всех форм собственности.
2. Работа комитет (совета) организуется в соответствии с регламентом, разрабатываемым и утверждаемым комитетом (советом).
В регламенте определяются периодичность проведения заседаний комитета (совета), порядок обсуждения и принятия решений, порядок информирования жителей о работе комитета (совета) и другие вопросы, упорядочивающие его текущую деятельность.
3. В пределах полномочий, определенных уставом, комитет (совет) имеет право:
- заключать договоры и соглашения с органами власти районов и города, а также с другими организациями;
- принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях районного Собрания и администрации района по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории;
- распоряжаться финансовыми средствами общины;
- пользоваться собственностью, переданной территориальной общине органами власти района или города на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке и на условиях, определенных законом или договором;
- с учетом городской застройки разрабатывать планы обустройства территории, привлекать на добровольной основе средства населения и организаций, создавать фонды местной инициативы;
- содействовать созданию организаций для оказания услуг населению;
- реализовывать другие полномочия общины, не противоречащие настоящему Закону.
4. Комитет (совет) на основе заключаемых с органами власти района и города договоров может:
- организовывать и проводить на своей территории работы по обслуживанию, текущему ремонту зданий и обустройству дворовых территорий (в том числе силами граждан при их добровольном согласии), привлекать для этих целей юридические и физические лица;
- выступать заказчиком на проведение строительных и ремонтных работ, работ по благоустройству, осуществляемых на территории общины за счет средств общины, инвесторов в порядке, установленном законодательством.
Жители соответствующей территории ни в целом, ни индивидуально не отвечают по обязательствам комитета (совета).
5. Руководство комитетом (советом) осуществляет председатель комитета (совета), который избирается на его заседании или собранием (сходом), конференцией общины.
Председатель имеет право представлять комитет (совет) в отношениях с органами власти, в правоохранительных органах и судах. Он созывает заседания комитета (совета) и готовит соответствующие материалы, подписывает протоколы заседаний, решения, рекомендации, финансовые и другие документы территориальной общины, выполняет другие функции, определенные уставом.
Статья 15. Контрольная (ревизионная) комиссия
Контрольная (ревизионная) комиссия является контрольно - ревизионным органом территориальной общины и создается для контроля и проверки финансовой деятельности комитета (совета). Контрольная (ревизионная) комиссия подотчетная только собранию (сходу), конференции.
На комиссию могут быть возложены функции по контролю за выполнением устава общины.
Для проверки финансовой деятельности комитета (совета) комиссией могут привлекаться аудиторские организации.
Деятельность комиссии, ее права и обязанности регламентируются уставом.
Статья 16. Ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления
В целях содействия эффективному осуществлению территориального общественного самоуправления, координации деятельности территориальных общин и оказания им организационной и методической помощи территориальными общинами на добровольной основе могут создаваться городские, окружные, районные и другие ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления.
Ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления являются общественными объединениями и в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и уставом ассоциации.
Статья 17. Финансовые средства территориальной общины
1. Финансовые средства территориальной общины состоят из собственных средств, а также средств, передаваемых районной Управой комитетам на основе договоров. По решению Московской городской Думы или районного Собрания территориальная община может финансироваться за счет бюджетных средств, если в бюджете такие затраты предусмотрены отдельной строкой.
Собственные финансовые средства образуются за счет доходов, получаемых от оказания услуг населению, доходов по акциям и ценным бумагам, добровольных взносов и пожертвований организаций, граждан, а также иных поступлений, не противоречащих законодательству.
2. Контроль за поступлением и расходованием финансовых средств осуществляется контрольной (ревизионной) комиссией, а также соответствующими органами государственного финансового контроля.
Статья 18. Собственность территориальной общины
В собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения, проживающего на соответствующей территории, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, а также жилые, нежилые и отдельные вновь созданные производственные помещения, другое имущество, в том числе переданное городом в собственность территориальной общине на основе городских правовых актов.
В отношении собственности территориальной общины правомочия собственника осуществляет комитет (совет).
Порядок отчуждения собственности территориальной общины, объем и условия осуществления правомочий собственника комитетом (советом) территориальной общины устанавливаются его уставом.
В уставе предусматривается право комитета (совета) передавать на договорной основе управление и распоряжение собственностью территориальной общины районным управам, муниципальным предприятиям и другим юридическим лицам.
Статья 19. Ответственность органов территориальной общины перед жителями
Ответственность органов территориальной общины или их членов перед жителями соответствующей территории наступает в случае нарушения ими данного Закона, устава общины либо утраты этим органом или лицом доверия со стороны жителей. Основания и виды ответственности органов территориальной общины и их членов определяются уставом общины.
Статья 20. Прекращение деятельности территориальной общины
Деятельность территориальной общины прекращается решением собрания (схода), конференции жителей соответствующей территории или решением суда.
С иском о прекращении деятельности территориальной общины в судебном порядке могут выступать районная Управа, префект, Московская городская Дума, Мэр Москвы, органы юстиции и прокуратуры.
Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и производства необходимых выплат, передаются в управление районной Управе для использования в интересах жителей соответствующей территории.
Москва, Московская городская Дума
10 июля 1996 года N 26-77
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip