Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Консультационная деятельность в муниципальном управлении

 

Васильев А.А. ст. преподаватель кафедра

управления и маркетинга ВВАГС

 

Проблема эффективности муниципального управления всегда была актуальной, но в настоящее время стала еще острее. Последствия неверно выбран­ной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных образований. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска приня­тия неверных решений путем использование научных методов управления, широкого использования опыта менеджмента и маркетинга, стратегического планирования и управления. Но вместе с тем переход на современные методы управления, связан с определенными трудностями.

Во-первых, мы не имеем, да и в ближайшем будущем не будем иметь достаточного количества высококвалифицированных муниципальных кадров, способных принимать эффективные самостоятельные решения в переменных условиях.

Во-вторых, наиболее важные стратегические решения но­сят сложный, комплексный характер и связанные с эти­ми решениями проблемы не под силу даже высококвалифици­рованным руководителям. В таких случаях требуются специаль­ные научные исследования, проведение которых в рамках отдельного муниципального образования собственными силами осуществить, сложно, да практически и не возможно. Это касается даже крупных муниципальных образований.

Такая ситуация характерна для многих регионов. Решение проблем эффективной организации муниципального управления и внедрения современ­ных методов и научной технологии принятия решений возможно через использование консультационной системы - консалтинга. Он уверенно входит в нашу деловую жизнь и становится неотъемлемой его частью. Сегодня в стране работает более 1000 отечественных консалтинговых компаний, объединяющих более 10000 консультантов. С его помощью эффективно реализуются научные и технические достижения в области управления, а также интеллектуальный потенциал ученых и специалистов, привлекаемых в качестве консультантов. Все больше новых задач, которые до недавнего времени не были востребованы, решают сегодня консультанты, разрабатывая и адаптируя имеющиеся технологии под актуальные задачи.

Существующий консалтинговый опыт решения управленческих, стратегических, организационных, маркетинговых и других задач может быть использован в решении задач муниципального управления. Конечно, нельзя забывать о том, что муниципальное образование это система отличная от бизнес-системы. Вместе с тем есть одно очень важное обстоятельство, объединяющее эти на первый взгляд разные хозяйства. И те, и другие для обеспечения своей жизнедеятельности должны быть включены в систему усложняющейся рыночной среды. Более того, в современной ситуации муниципальным образованиям, так же как и бизнес-структурам, необходимо быть эффективными и конкурентоспособными, максимально используя при этом внутренние ресурсы развития. Кроме того, муниципальное образование, так же как и компания на рынке, должно быть продвинуто на рыночном пространстве для привлечения инвестиций и развития. Речь при этом не идет о копировании и применении используемых в бизнесе методов и инструментов, хотя при определенной адаптации они могут быть успешно использованы. Речь, скорее, идет о применении рыночного маркетингового подхода в управлении муниципальным образованием. Именно в освоении этого подхода и могут быть полезны консультанты, накопившие значительный опыт в решении рыночных задач.

На сегодня развитие муниципального консалтинга - единственный и реальный путь повышения эффек­тивности муниципального управления, внед­рения научных методов принятия решений и современного на­учного инструментария. Он еще только складывается, и сейчас чрезвычайно важно выработать приемлемые для нашей действи­тельности формы консультативной деятельности - как орга­низационные, так и функциональные.

Существующая практика муниципального консалтинга показывает, что на его эффек­тивность оказывают негативное влияние следующие факторы:

·          разный уровень информированности главы муниципального образования и консультантов;

·          разные и зачастую несовместимые представления главы муниципального образования и  консультанта о существе, принципах и методах функционирования управленческого механизма в муниципальном образовании;

·          недостаточный общий уровень главы муниципального образования, не позволяющий ему понять предложения консультанта, когда по существу они говорят на разных языках;

·          определенная осторожность главы муниципального образования, его преду­беждения по поводу возможностей науки и боязнь уронить свой престиж, что препятствует нормальным деловым отношениям с консультантом.

Перечисленные негативные моменты преодолеваются с по­мощью различных форм консалтинга, ори­ентированных на ту или иную ситуацию, сложившуюся в муниципальном образовании. К наиболее важным проблемам муниципального управления, решение которых связано с необходимостью  при­влечения ученых и высококвалифицированных экспертов-практиков, можно отнести:

·          определение и обоснование миссии и целей, выбор стратегии и обоснование направления развития муниципального образования;

·          прогнозирование внешних угроз развития муниципального образования, таких, как тенденции социально-экономической ситуации в стране, политическое и экономическое положение в регионе, изменение правовой ситуации и т.п., диагностика неэффективной деятель­ности администрации и поиск оптимальных способов их устранения;

·          структурная и функциональная перестройка администрации, ее адаптация к изменяющимся условиям деятельности;

·          создание положительного социально-психологического климата в администрации;

·          подготовка кадров и совершенствование систем материального и морального сти­мулирования;

·          внедрение стратегического планирования и управления, обучение и внедрение современным достижениям в области управления;

·          внедрение в практику управления современных информа­ционных технологий.

Часто возникают вопросы общего характера, такие, как решение проблем регулирования местной эконо­мики, выработка инвестиционной политики, поиск эффектив­ных методов стимулирования развития мелкого и среднего бизнеса и др. Иными словами, консультация охватывает, по су­ществу, весь круг ключевых проблем муниципального управления. Сове­ты и рекомендации консультантов должны служить основой для решения этих проблем.

Важным положительным моментом консалтинга яв­ляется его относительная объективность в решении внутрен­них проблем муниципального образования. Это беспристрастный взгляд на существующую проблему со стороны, основанный только на знаниях и опыте консультанта, над которым не довлеют личная заинтересован­ность, устоявшиеся взгляды, традиции, субординация и рутина повседневной деятельности. Объективность и бес­пристрастность суждений — наиболее ценный аспект консалтинга, имеющий решающее значение для его успеха.

Консалтинг является связующим звеном между теорией и практикой муниципального управления. С его помощью в муниципальное управление внедряются наиболее прогрес­сивные методы, современные знания, новая техника и технология принятия решений, что способствует постоянному его совер­шенствованию и рационализации.

Следует отметить, что консалтинг оправдан экономически. Содержание в муниципальных образованиях, даже крупных, специальных постоянно функционирующих отделов, занимающихся проблемами рационализации системы управления, очень дорогое удовольствие. Кроме того, современная техника и технология муниципального управления имеет тенденции к усложнению и специализации, а возникающие проблемы тре­буют для своего решения специальных знаний. Поэтому штат­ные подразделения не всегда могут квалифицированно решать все возникающие проблемы без консультаций со спе­циалистами со стороны. Это, прежде всего, относится к проблемам комплексного характера и применению для их решения мето­дов системного подхода с использованием современных управленческих технологий.                

Важным моментом является и то, что штатные работники всегда испытывают давление сверху, поскольку имеют личный интерес, а это в большинстве случаев препят­ствует свободной от предубеждений, объективной и независи­мой оценке возникающих ситуаций и снижает эффективность разрабатываемых рекомендаций.

Формы консалтинга определяются спецификой  решаемых проблем и степенью готовности главы и консультанта к неформальному и деловому сотрудни­честву в их решении. Они зависят от степени и характера вмешательства консультанта во внутренние дела местной администрации.

Существуют чи­сто научно-исследовательская форма консультирования. К ним относятся, как написание тематических записок по заказам, привлечение ученых для разработки от­дельных концептуальных вопросов планирования и управления, выполнение специальных научно-исследовательских работ. Во многих случаях даже высококвалифицированные работы такого рода оказыва­ются неприемлемыми для практики муниципального управления. В основном это происходит из-за неполной информированности кон­сультанта о реальном положении дел. Как правило, заказчики не обеспечивают экспертов пол­ной статистической информацией, скрывают реальный ме­ханизм принятия решений и факторы, которые при этом учи­тываются. Как результат, рекомендации консультантов абстрактны, оторваны от реальности и не имеют практической ценности. В условиях неполной информированности зачастую не удается четко сформулировать даже методические рекомендации к решению поставленных проблем. Основной причиной сокрытия, а порой и искажения информации, необходимой для нормальной работы консультантов, является бю­рократизация управления и боязнь объективной оценки дея­тельности муниципального руководства.

Подобное отношение серьезно подрывает авторитет консалтинга, дискредитирует институт научных консультантов, развивает негативные предвзятые представления глав муниципальных образований о возмож­ностях научного подхода в принятии ответственных решений, что в свою очередь служит большим препятствием в совершен­ствовании форм и методов муниципального управления и в реше­нии актуальных проблем муниципального образования. Но вместе с тем рассматриваемая форма консультативной ра­боты может быть весьма эффективна, так как позволяет при­влекать для решения поставленных задач авторитетных ученых и специалистов, использование которых в других формах кон­сультирования затруднено, а чаще всего просто невозможно. В рамках этой формы консалтинга предпочтительно решать теоретические и концеп­туальные вопросы, разрабатывать системную методологию и методы решения управленческих задач, принципиальные под­ходы к решению местных проблем.

Для того чтобы научно-исследовательская форма консалтинга дала хорошие результаты, необходимо соблю­дение следующих требований и условий.

Во-первых, глава муниципального образования должен правильно определить свои потребности и в ясной форме изложить их консультанту. Постановку задачи целесообразно формулировать вместе с кон­сультантом, уточняя ее по мере проникновения в проблему.

Во-вторых, многое зависит от правильного выбора консуль­танта или консалтинговой фирмы, их возможностей, знаний и способностей обеспечить тре­буемую информацию. Хороший эффект дают привлечение од­новременно нескольких консультантов и фирм для параллельного ре­шения одной и той же задачи и организация их работы на кон­курентной основе, но это весьма затратно.                          

В-третьих, глава муниципального образования должен обеспечить консультан­та всей имеющейся у него информацией по решаемой пробле­ме и периодически общаться с ним для совместного обсужде­ния и решения возникающих в. процессе исследования вопро­сов.

В-четвертых, должны быть четко определены возможные последствия выработанных консультантом рекомендаций и механизма их практической реализации.

Целенаправленное научное исследование является класси­ческой формой консалтинга и предшеству­ет остальным формам. Необходимо отметить, что для этой формы характерно то, что консультационная деятельность не является основной профессией экспертов. Для большинства из них это является дополнением к основной научной работе.

Новые, современные формы консалтинга вместе с тем это отнюдь не исключают широкого привлечения ученых в качестве нештатных консультантов, особенно при ре­шении сложных управленческих проблем и необходимости про­ведения специальных научных исследований.

Современные формы консалтинга характеризуются, прежде всего, большей вовлеченностью экспертов в дела организации, тесным сотрудничеством с управленческим персоналом, глубоким анализом процесса муниципального управления. Главной задачей здесь становится экспертиза состо­яния муниципального образования и постановка диагноза, т.е. выявление при­чины неудовлетворительного функционирования различных сфер. На основании результатов диагностики консультант разрабатыва­ет программу и рекомендации и принимает непосредственное участие в их внедрении. В зависимости от ситуации, сложив­шейся в муниципальном образовании, эта схема работы консультанта реализу­ется с различной степенью его участия. К примеру, внедрение рекоменда­ций может полностью взять на себя администрация.

Особенностью работы консультанта, связанной с его вовлечением в процесс муниципального управле­ния, является значительная по сравнению с научно-исследовательской формой продолжительность. Вме­шательство консультанта затрагивает, как правило, весь процесс управления, а упор делается на развитие управлен­ческих структур и мобилизацию всех внутренних ресурсов. Консультант становится на определенное время членом администрации и несет вместе с ней ответственность за эффективность предложенных им рекомендаций, программ их реализации и практической деятельности в этом направлении.

Для успешного выполнения своей миссии эксперт должен вовлечь в свою работу весь управленческий персонал, совместно с ним решать возникающие проблемы и создать такой психоло­гический климат, когда они чувствуют себя со­участниками и соавторами выработанных рекомендаций и го­товы с энтузиазмом претворять их в жизнь. Главной задачей консультанта должно быть стремление повысить квалифика­цию должностных лиц, развить у них умение самостоятельно, твор­чески мыслить и принимать решения, убедить их в необходи­мости постоянного поиска новых эффективных форм муниципального управ­ления. Особенно актуальными являются развитие у глав и муниципальных служащих системного мышления, овладение практическими мето­дами применения принципов системного подхода в муниципальном управле­нии.

Весьма важно, чтобы главы муниципальных образований хорошо понимали смысл предлагаемых рекомендаций и их обоснование, что бывает да­леко не всегда. Если такого понимания нет, то между консуль­тантом и главой возникает информационный барьер, ко­торый сводит на нет все результаты проведенной работы. Поэ­тому консультант должен стремиться научить главу мыслить и оперировать понятиями, категориями и терминами, принятыми в науке, т.е. обучить его своему языку. Важнейшую роль в этом процессе играет желание самого главы учиться, чтобы стать на более высокий уровень понимания про­блем муниципального управления и овладеть новыми методами деятельности. Имен­но таким путем наиболее эффективно реализуется основная цель консультативной деятельности - внедрение в практику муниципального управления новейших достижений науки и техники.

Эффективной формой организации консалтинга является создание временных или постоянных коллективов  для решения сложных комплексных проблем, связанных с принятием решений в условиях высокой неопре­деленности исходной информации о состоянии, перспективах и тенденциях развития муниципального образования как объекта управления.

Плодотворной формой консультирования для решения ши­рокомасштабных, концептуальных проблем социально-эконо­мического развития муниципального образования может быть создание специализированных, либо проблемно-ориентированных постоянно действующих советов, включающих должностных лиц  и ученых различ­ных специальностей. Ученые могут составлять переменную часть совета, что позволит при необходимости привлекать новых специалистов. Работа таких советов может, строиться на принципах сценарного метода с широким привлечением современного научного инструмен­тария на базе современной вычислительной техники и информационных технологий. Со­веты могут выполнять две основные функции:

во-первых, обес­печить всесторонний анализ и обоснование принимаемых ре­шений;

во-вторых, служить школой для должностных лиц, где они обучаются системному подходу к решению существующих проблем научными методами, а ученые постигают конк­ретную практику муниципального управления и могут строить свою деятель­ность в соответствии с ее требованиями.

 

11.10.2003г.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 



Hosted by uCoz