Главная Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
Консультационная деятельность в муниципальном
управлении
Васильев А.А. ст. преподаватель кафедра
управления и маркетинга ВВАГС
Проблема эффективности муниципального управления
всегда была актуальной, но в настоящее время стала еще острее. Последствия неверно
выбранной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях
становятся катастрофическими для муниципальных образований. Жизненной
необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений путем
использование научных методов управления, широкого использования опыта
менеджмента и маркетинга, стратегического планирования и управления. Но вместе
с тем переход на современные методы управления, связан с определенными
трудностями.
Во-первых, мы не имеем, да и в ближайшем будущем не
будем иметь достаточного количества высококвалифицированных муниципальных
кадров, способных принимать эффективные самостоятельные решения в переменных
условиях.
Во-вторых, наиболее важные стратегические решения носят
сложный, комплексный характер и связанные с этими решениями проблемы не под
силу даже высококвалифицированным руководителям. В таких случаях требуются
специальные научные исследования, проведение которых в рамках отдельного
муниципального образования собственными силами осуществить, сложно, да
практически и не возможно. Это касается даже крупных муниципальных образований.
Такая ситуация характерна для многих регионов. Решение проблем эффективной организации муниципального управления и внедрения современных методов и научной технологии принятия решений возможно через использование консультационной системы - консалтинга. Он уверенно входит в нашу деловую жизнь и становится неотъемлемой его частью. Сегодня в стране работает более 1000 отечественных консалтинговых компаний, объединяющих более 10000 консультантов. С его помощью эффективно реализуются научные и технические достижения в области управления, а также интеллектуальный потенциал ученых и специалистов, привлекаемых в качестве консультантов. Все больше новых задач, которые до недавнего времени не были востребованы, решают сегодня консультанты, разрабатывая и адаптируя имеющиеся технологии под актуальные задачи.
Существующий консалтинговый опыт решения управленческих, стратегических, организационных, маркетинговых и других задач может быть использован в решении задач муниципального управления. Конечно, нельзя забывать о том, что муниципальное образование это система отличная от бизнес-системы. Вместе с тем есть одно очень важное обстоятельство, объединяющее эти на первый взгляд разные хозяйства. И те, и другие для обеспечения своей жизнедеятельности должны быть включены в систему усложняющейся рыночной среды. Более того, в современной ситуации муниципальным образованиям, так же как и бизнес-структурам, необходимо быть эффективными и конкурентоспособными, максимально используя при этом внутренние ресурсы развития. Кроме того, муниципальное образование, так же как и компания на рынке, должно быть продвинуто на рыночном пространстве для привлечения инвестиций и развития. Речь при этом не идет о копировании и применении используемых в бизнесе методов и инструментов, хотя при определенной адаптации они могут быть успешно использованы. Речь, скорее, идет о применении рыночного маркетингового подхода в управлении муниципальным образованием. Именно в освоении этого подхода и могут быть полезны консультанты, накопившие значительный опыт в решении рыночных задач.
На сегодня развитие муниципального консалтинга -
единственный и реальный путь повышения эффективности муниципального
управления, внедрения научных методов принятия решений и современного научного
инструментария. Он еще только складывается, и сейчас чрезвычайно важно
выработать приемлемые для нашей действительности формы консультативной
деятельности - как организационные, так и функциональные.
Существующая практика муниципального консалтинга
показывает, что на его эффективность оказывают негативное влияние следующие
факторы:
·
разный уровень
информированности главы муниципального образования и консультантов;
·
разные и зачастую
несовместимые представления главы муниципального образования и консультанта о существе, принципах и методах
функционирования управленческого механизма в муниципальном образовании;
·
недостаточный
общий уровень главы муниципального образования, не позволяющий ему понять предложения
консультанта, когда по существу они говорят на разных языках;
·
определенная
осторожность главы муниципального образования, его предубеждения по поводу
возможностей науки и боязнь уронить свой престиж, что препятствует нормальным
деловым отношениям с консультантом.
Перечисленные негативные моменты преодолеваются с помощью
различных форм консалтинга, ориентированных на ту или иную ситуацию,
сложившуюся в муниципальном образовании. К наиболее важным проблемам
муниципального управления, решение которых связано с необходимостью привлечения ученых и высококвалифицированных
экспертов-практиков, можно отнести:
·
определение и
обоснование миссии и целей, выбор стратегии и обоснование направления развития
муниципального образования;
·
прогнозирование
внешних угроз развития муниципального образования, таких, как тенденции
социально-экономической ситуации в стране, политическое и экономическое
положение в регионе, изменение правовой ситуации и т.п., диагностика
неэффективной деятельности администрации и поиск оптимальных способов их
устранения;
·
структурная и
функциональная перестройка администрации, ее адаптация к изменяющимся условиям
деятельности;
·
создание
положительного социально-психологического климата в администрации;
·
подготовка кадров
и совершенствование систем материального и морального стимулирования;
·
внедрение
стратегического планирования и управления, обучение и внедрение современным
достижениям в области управления;
·
внедрение в
практику управления современных информационных технологий.
Часто возникают вопросы общего характера, такие, как
решение проблем регулирования местной экономики, выработка инвестиционной
политики, поиск эффективных методов стимулирования развития мелкого и среднего
бизнеса и др. Иными словами, консультация охватывает, по существу, весь круг
ключевых проблем муниципального управления. Советы и рекомендации
консультантов должны служить основой для решения этих проблем.
Важным положительным моментом консалтинга является
его относительная объективность в решении внутренних проблем муниципального
образования. Это беспристрастный взгляд на существующую проблему со стороны,
основанный только на знаниях и опыте консультанта, над которым не довлеют
личная заинтересованность, устоявшиеся взгляды, традиции, субординация и
рутина повседневной деятельности. Объективность и беспристрастность суждений —
наиболее ценный аспект консалтинга, имеющий решающее значение для его успеха.
Консалтинг является связующим звеном между теорией и
практикой муниципального управления. С его помощью в муниципальное управление
внедряются наиболее прогрессивные методы, современные знания, новая техника и
технология принятия решений, что способствует постоянному его совершенствованию
и рационализации.
Следует отметить, что консалтинг оправдан
экономически. Содержание в муниципальных образованиях, даже крупных,
специальных постоянно функционирующих отделов, занимающихся проблемами
рационализации системы управления, очень дорогое удовольствие. Кроме того,
современная техника и технология муниципального управления имеет тенденции к
усложнению и специализации, а возникающие проблемы требуют для своего решения
специальных знаний. Поэтому штатные подразделения не всегда могут
квалифицированно решать все возникающие проблемы без консультаций со специалистами
со стороны. Это, прежде всего, относится к проблемам комплексного характера и
применению для их решения методов системного подхода с использованием
современных управленческих технологий.
Важным моментом является и то, что штатные работники
всегда испытывают давление сверху, поскольку имеют личный интерес, а это в
большинстве случаев препятствует свободной от предубеждений, объективной и
независимой оценке возникающих ситуаций и снижает эффективность
разрабатываемых рекомендаций.
Формы консалтинга определяются спецификой решаемых проблем и степенью готовности главы
и консультанта к неформальному и деловому сотрудничеству в их решении. Они
зависят от степени и характера вмешательства консультанта во внутренние дела
местной администрации.
Существуют чисто научно-исследовательская форма
консультирования. К ним относятся, как написание тематических записок по
заказам, привлечение ученых для разработки отдельных концептуальных вопросов
планирования и управления, выполнение специальных научно-исследовательских
работ. Во многих случаях даже высококвалифицированные работы такого рода
оказываются неприемлемыми для практики муниципального управления. В основном
это происходит из-за неполной информированности консультанта о реальном
положении дел. Как правило, заказчики не обеспечивают экспертов полной
статистической информацией, скрывают реальный механизм принятия решений и
факторы, которые при этом учитываются. Как результат, рекомендации
консультантов абстрактны, оторваны от реальности и не имеют практической
ценности. В условиях неполной информированности зачастую не удается четко
сформулировать даже методические рекомендации к решению поставленных проблем.
Основной причиной сокрытия, а порой и искажения информации, необходимой для
нормальной работы консультантов, является бюрократизация управления и боязнь
объективной оценки деятельности муниципального руководства.
Подобное отношение серьезно подрывает авторитет
консалтинга, дискредитирует институт научных консультантов, развивает
негативные предвзятые представления глав муниципальных образований о возможностях
научного подхода в принятии ответственных решений, что в свою очередь служит
большим препятствием в совершенствовании форм и методов муниципального
управления и в решении актуальных проблем муниципального образования. Но
вместе с тем рассматриваемая форма консультативной работы может быть весьма
эффективна, так как позволяет привлекать для решения поставленных задач
авторитетных ученых и специалистов, использование которых в других формах консультирования
затруднено, а чаще всего просто невозможно. В рамках этой формы консалтинга
предпочтительно решать теоретические и концептуальные вопросы, разрабатывать
системную методологию и методы решения управленческих задач, принципиальные подходы
к решению местных проблем.
Для того чтобы научно-исследовательская форма
консалтинга дала хорошие результаты, необходимо соблюдение следующих
требований и условий.
Во-первых, глава муниципального образования должен
правильно определить свои потребности и в ясной форме изложить их консультанту.
Постановку задачи целесообразно формулировать вместе с консультантом, уточняя
ее по мере проникновения в проблему.
Во-вторых, многое зависит от правильного выбора
консультанта или консалтинговой фирмы, их возможностей, знаний и способностей
обеспечить требуемую информацию. Хороший эффект дают привлечение одновременно
нескольких консультантов и фирм для параллельного решения одной и той же
задачи и организация их работы на конкурентной основе, но это весьма затратно.
В-третьих, глава муниципального образования должен
обеспечить консультанта всей имеющейся у него информацией по решаемой проблеме
и периодически общаться с ним для совместного обсуждения и решения возникающих
в. процессе исследования вопросов.
В-четвертых, должны быть четко определены возможные
последствия выработанных консультантом рекомендаций и механизма их практической
реализации.
Целенаправленное научное исследование является
классической формой консалтинга и предшествует остальным формам. Необходимо
отметить, что для этой формы характерно то, что консультационная деятельность
не является основной профессией экспертов. Для большинства из них это является
дополнением к основной научной работе.
Новые, современные формы консалтинга вместе с тем это
отнюдь не исключают широкого привлечения ученых в качестве нештатных
консультантов, особенно при решении сложных управленческих проблем и
необходимости проведения специальных научных исследований.
Современные формы консалтинга характеризуются, прежде
всего, большей вовлеченностью экспертов в дела организации, тесным
сотрудничеством с управленческим персоналом, глубоким анализом процесса
муниципального управления. Главной задачей здесь становится экспертиза
состояния муниципального образования и постановка диагноза, т.е. выявление причины
неудовлетворительного функционирования различных сфер. На основании результатов
диагностики консультант разрабатывает программу и рекомендации и принимает
непосредственное участие в их внедрении. В зависимости от ситуации, сложившейся
в муниципальном образовании, эта схема работы консультанта реализуется с
различной степенью его участия. К примеру, внедрение рекомендаций может
полностью взять на себя администрация.
Особенностью работы консультанта, связанной с его
вовлечением в процесс муниципального управления, является значительная по
сравнению с научно-исследовательской формой продолжительность. Вмешательство
консультанта затрагивает, как правило, весь процесс управления, а упор делается
на развитие управленческих структур и мобилизацию всех внутренних ресурсов.
Консультант становится на определенное время членом администрации и несет
вместе с ней ответственность за эффективность предложенных им рекомендаций,
программ их реализации и практической деятельности в этом направлении.
Для успешного выполнения своей миссии эксперт должен
вовлечь в свою работу весь управленческий персонал, совместно с ним решать
возникающие проблемы и создать такой психологический климат, когда они
чувствуют себя соучастниками и соавторами выработанных рекомендаций и готовы
с энтузиазмом претворять их в жизнь. Главной задачей консультанта должно быть
стремление повысить квалификацию должностных лиц, развить у них умение самостоятельно,
творчески мыслить и принимать решения, убедить их в необходимости постоянного
поиска новых эффективных форм муниципального управления. Особенно актуальными
являются развитие у глав и муниципальных служащих системного мышления,
овладение практическими методами применения принципов системного подхода в
муниципальном управлении.
Весьма важно, чтобы главы муниципальных образований
хорошо понимали смысл предлагаемых рекомендаций и их обоснование, что бывает далеко
не всегда. Если такого понимания нет, то между консультантом и главой
возникает информационный барьер, который сводит на нет все результаты
проведенной работы. Поэтому консультант должен стремиться научить главу
мыслить и оперировать понятиями, категориями и терминами, принятыми в науке,
т.е. обучить его своему языку. Важнейшую роль в этом процессе играет желание
самого главы учиться, чтобы стать на более высокий уровень понимания проблем
муниципального управления и овладеть новыми методами деятельности. Именно
таким путем наиболее эффективно реализуется основная цель консультативной
деятельности - внедрение в практику муниципального управления новейших
достижений науки и техники.
Эффективной формой организации консалтинга является
создание временных или постоянных коллективов для решения сложных комплексных проблем,
связанных с принятием решений в условиях высокой неопределенности исходной
информации о состоянии, перспективах и тенденциях развития муниципального
образования как объекта управления.
Плодотворной формой консультирования для решения широкомасштабных,
концептуальных проблем социально-экономического развития муниципального
образования может быть создание специализированных, либо
проблемно-ориентированных постоянно действующих советов, включающих
должностных лиц и ученых различных
специальностей. Ученые могут составлять переменную часть совета, что позволит
при необходимости привлекать новых специалистов. Работа таких советов может,
строиться на принципах сценарного метода с широким привлечением современного
научного инструментария на базе современной вычислительной техники и
информационных технологий. Советы могут выполнять две основные функции:
во-первых, обеспечить всесторонний анализ и
обоснование принимаемых решений;
во-вторых, служить школой для должностных лиц, где они
обучаются системному подходу к решению существующих проблем научными методами,
а ученые постигают конкретную практику муниципального управления и могут
строить свою деятельность в соответствии с ее требованиями.
11.10.2003г.
Главная Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip