Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
l Цель: изучение теоретических и практических вопросов местного самоуправления.
l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного
самоуправления.
l Срок обучения: 112/88 уч. час.
l Режим занятий: 6 час. в день.
Раздел, |
Всего, |
в том числе |
Форма |
|
дисциплина |
час |
лекции |
практические занятия |
контроля |
Общие положения. Местное самоуправление в России |
12/8 |
8/4 |
4/4 |
|
Теоретические вопросы самоуправления |
20/16 |
6/6 |
14/10 |
|
Стратегические вопросы местного самоуправления |
42/36 |
14/12 |
28/24 |
зачет/ |
Реформирование муниципального управления и самоуправления |
38/28 |
10/10 |
28/18 |
|
Итого |
112/88 |
38/32 |
74/56 |
курс. раб./ |
Общие
положения
Местное самоуправление означает выполнение муниципальными образованиями делегированных им государством полномочий под собственную ответственность и на общественное благо. Оно должно быть защищено конституцией страны и предусматривает следующие правовые гарантии:
а) институциональные;
б) в сфере финансово-бюджетных отношений;
в) правозащиты в судебных органах.
Институциональные гарантии муниципального образования предусматривают права общин на решение вопросов местного значения и несение за них ответственности. При этом муниципальные образования в пределах конституционных полномочий осуществляют следующие суверенные права:
- самостоятельность в решении кадровых вопросов;
- суверенитет в решении организационных вопросов;
- самостоятельность в использовании подведомственной территории путем планирования ее развития;
- самостоятельность в разработке и издании муниципальных нормативных актов;
- самостоятельность в решении финансовых вопросов;
- самостоятельность в вопросах налогообложения.
Гарантии в сфере финансовых отношений должны упорядочить участие муниципальных образований в налоговых поступлениях и разработке и реализации местного бюджетного плана.
Правозащитные гарантии предусматривают право опротестования в судебных органах вплоть до Конституционного Суда Российской Федерации случаев незаконного вмешательства в вопросы местного самоуправления со стороны федеральных органов власти.
Реальное развитие местного самоуправления в России происходит в разнообразии условий и обстоятельств и требует значительной дифференциации подходов во всех сферах деятельности. Кроме того, многие руководители местных органов власти понимают местное самоуправление как зарождение местной элиты, независимой от вышестоящих органов власти, насаждают местничество. С учетом того обстоятельства, что профессиональная подготовка кадров для местного самоуправления процесс длительный, а опытные работники местных органов власти нуждаются в краткосрочной подготовке и повышении квалификации по коренным вопросам, касающимся самоуправления в муниципальных образованиях, и разработана настоящая программа краткосрочного повышения квалификации руководителей и специалистов местных органов власти.
Материал, изложенный в программе повышения квалификации, предлагается к усвоению не столько методом обучения (передачи определенных знаний), сколько методом образования (оформления структуры профессионального сознания). Задачи, решаемые муниципальными работниками в системе самоуправления, всегда локальны и конкретны: построение схем, организующих бюджетно-финансовые отношения, работа с информацией, работа с населением в обычной и экстремальной ситуации и т.п. Однако таким набором задач эта работа не ограничивается. Остается еще деятельность, связанная с функцией организации: анализ ситуаций, постановка целей, формирование всевозможных планов работы.
Поэтому выдвигаются новые требования к методике реализации учебных программ с обращением к образовательным технологиям: ситуационным играм, моделированию, оргпроектированию, психологическим тренингам и т.п.
В настоящей программе особое внимание уделено именно активным формам образовательного процесса:
- психологический тренинг;
- ситуационные игры;
- тестирование;
- обмен опытом.
Этим вопросам в программе уделено почти 2/3 учебного времени.
Программа рассчитана на два уровня обучающихся:
- руководителей органов местного самоуправления;
- исполнителей органов управления.
Соответствующее количество часов — 112 и 88.
В качестве контрольных мероприятий для обоих уровней предлагается зачет по разделу 3, как наиболее трудоемкому.
Конечным контрольным мероприятием является курсовая работа.
|
|
Для руководителей |
Для специалистов |
|||||||
|
Раздел и |
|
в том числе |
|
в том числе |
|||||
№ п/п |
тематика |
Все-го часов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
Все-го часов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
|
I |
Общие
положения. Местное самоуправление в России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Цели и задачи местного самоуправления. Исторические формы |
4 |
4 |
- |
|
2 |
2 |
- |
|
|
2 |
Нормативные акты о местном самоуправле-нии |
8 |
4 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
Итого |
12 |
8 |
4 |
|
8 |
4 |
4 |
|
|
II |
Теоретические
вопросы самоуправления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Целепрограмм-ный подход в организации самоуправле-ния |
6 |
2 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
2 |
Функции и полномочия органов местного самоуправления |
8 |
2 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
3 |
Структура органов местного самоуправления |
6 |
2 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
|
Итого |
20 |
6 |
14 |
|
16 |
6 |
10 |
|
|
III |
Стратегические вопросы местного самоуправления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Муниципаль-ная собственность |
12 |
4 |
8 |
|
10 |
4 |
6 |
|
|
2 |
Бюджет и финансы |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
2 |
6 |
|
|
3 |
Земельные отношения |
8 |
2 |
6 |
|
8 |
2 |
6 |
|
|
4 |
Социальная политика |
12 |
4 |
8 |
|
10 |
4 |
6 |
|
|
|
Итого |
42 |
14 |
28 |
Зачет |
36 |
12 |
24 |
Зачет |
|
IV |
Реформирова-ние муниципального управления и самоуправлениÿ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Совершенство-вание
организации управления объектами муниципальных образований |
12 |
4 |
8 |
|
10 |
4 |
6 |
|
|
2
|
Управление комплексным социально-экономическим развитием
территории |
16 |
4 |
12 |
|
10 |
4 |
6 |
|
|
3 |
Эффективность реформирования системы местного
самоуправления |
10 |
2 |
8 |
|
8 |
2 |
6 |
|
|
|
Итого |
38 |
10 |
28 |
|
28 |
10 |
18 |
|
|
|
Всего |
112 |
38 |
74 |
Курсов. работа |
88 |
32 |
56 |
Курсов. работа |
|
Содержание
учебно-тематического плана
Раздел
I. Общие положения. Местное самоуправление в России
Тема I-1. Цели и
задачи местного самоуправления. Исторические формы
Местное самоуправление в России. Цели и задачи. Ретроспективный анализ форм и методов. Успехи и неудачи. Проявление местничества. Российский опыт местного самоуправления. Самоуправление как основная единица российской государственности. Роль земств как органов местного самоуправления.
Зарубежный опыт и его анализ.
Тема I-2. Нормативные
акты о местном самоуправлении
Конституция России, федеральная законодательная база, постановления Государственной Думы и Правительства, региональное законодательство. Недостатки законодательной базы в регулировании взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти. Нормативные акты муниципальной реформы.
Зарубежный опыт правового регулирования взаимоотношений органов власти различного уровня.
Раздел II.
Теоретические вопросы самоуправления
Тема II-1.
Целепрограммный подход в организации самоуправления
Основные понятия. Цели, программы, функции, организационные структуры. Территориальные, климатические, национальные особенности организации системы местного самоуправления. Организационное проектирование, как основа формирования местных органов власти.
Тема II-2. Функции и
полномочия органов самоуправления
Функции органов местного самоуправления и их полномочия. Функции муниципального права. Передел власти. Передача полномочий в органы местного самоуправления. Делегирование полномочий. Взаимодействие местной власти и населения. Технические средства в решении задач органов местного самоуправления. Зарубежный опыт муниципального управления. Контроль исполнения.
Тема II-3. Структура
органов местного самоуправления
Принципы формирования подразделений. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в процессе проведения реформы в жилищно-коммунальной сфере. Организация деятельности местной администрации. Кадровое обеспечение структур и модель специалиста местного самоуправления. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров самоуправления. Зарубежный опыт работы с кадрами муниципальных органов власти.
Раздел III. Стратегические вопросы
местного самоуправления
Тема III-1. Муниципальная собственность
Муниципальная собственность и способы ее формирования. Производственные фонды. Жилищный фонд. Недра. Земельная собственность. Долевое участие в производственной сфере. Муниципальные предприятия. Местные органы управления собственностью. Зарубежный опыт управления муниципальной собственностью.
Тема III-2. Бюджет и
финансы
Финансы местного самоуправления. Государственная поддержка. Местное налогообложение. Бюджетно-финансовое планирование. Межбюджетные отношения. Доходная и расходная часть бюджета. Бюджетно-финансовый контроль в органах местной власти. Финансовые органы местного самоуправления. Ревизия в финансовой системе. Налоговый кодекс России и реформирование системы местного налогообложения.
Зарубежный опыт управления финансами местного самоуправления и налогообложения.
Тема III-3. Земельные
отношения
Земельные отношения и их регулирование. Города и муниципальные округа как образования "районного" подчинения. Границы муниципальных образований. Комитет по управлению земельными ресурсами на уровне местного самоуправления.
Зарубежный опыт управления земельными ресурсами муниципальных образований.
Тема III-4.
Социальная политика
Социальные процессы в обществе. Пенсионное обеспечение. Учет и распределение жилья. Служба социальной защиты и взаимопомощи. Детские учреждения. Образование. Здравоохранение. Льготы. Молодежное воспитание. Обеспечение правопорядка. Участие населения в местном самоуправлении. Миграционная политика.
Зарубежный опыт местного самоуправления в вопросах социальной политики.
Раздел IV. Реформирование муниципального
управления и самоуправления
Тема IV-1.
Совершенствование организации управления объектами муниципальных образований
Организация управления объектами муниципальной собственности. Цели и задачи реформирования. Организационная структура управления объектами собственности. Бюро технической инвентаризации. Документоведение.
Тема IV-2. Управление
комплексным социально-экономическим развитием территории
Комплексное планирование региона (территории, муниципального образования). Инвестиционная политика. Региональный маркетинг, роль и место муниципальных образований. Целевой комплексный план развития в условиях жилищно-коммунальной реформы. Образование для системы местного самоуправления.
Тема IV-3.
Эффективность реформирования системы местного самоуправления
Экономическая эффективность реформирования. Методы определения эффективности. Социальный эффект реформирования. Политический эффект реформ.
Литература
1.
Конституция
Российской Федерации. — М., 1993.
2.
Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации". Принят Государственной Думой 12.08.95 г.
3.
Федеральный
закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации, местного самоуправления в Российской Федерации"". Принят
Государственной Думой 10.04.96 г.
4.
О ходе
исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении конституционных
прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Постановление Государственной Думы 10.07.96 г. № 527-II ГД.
5.
Закон
Московской области "О местном самоуправлении в Московской области".
Принят решением Московской областной Думы 05.06.96 г. № 16/92.
6.
Постановление
Правительства РФ "Федеральная программа государственной поддержки местного
самоуправления" от 27.12.95 г. № 1251.
7.
Постановление
Правительства РФ "О некоторых мерах по организации взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти с органами местного
самоуправления" от 27.06.96 г. № 755.
8.
Постановление
Правительства РФ "О некоторых мерах
по реализации Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"" от 17.07.96 г. № 871.
9.
Постановление
Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи
58 и пункта 2 статьи 59 Федерального
закона от 28.08.93 г. "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (с изменениями от 22.04.96 г., от 30.05.96 г. № 13-П).
1.
Гражданский
кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. — М.: Юридическая литература, 1994,
1996.
2.
Кирьянчук
В.Е., Подколзин В.В. Центрально-Черноземный экономический район в новых
условиях хозяйствования. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1993.
3.
Общественное
и государственное управление в ФРГ /Под ред. Курьянова И.И. — М.: ИПКгосслужбы,
1993.
4.
Харлоф Э.
Местные органы власти в Европе. Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1992.
5.
Виталь
Дюран Э. Местные органы власти во Франции. — М.: Интратэк-Р, 1996.
6.
Государственная
служба. Центр и регионы. Зарубежный опыт. — М.: РАГС при Президенте РФ. Вып.
10, 1996.
7.
Межкоммунальное
сотрудничество во Франции. Нормативные материалы. — М.: РАН, 1995.
8.
Частное
финансирование коммунальных служб и отраслей инфраструктуры / Под ред.
Мартинана К. Пер. с франц. — Париж: ДАЭИ, 1995.
9.
За
эффективное местное самоуправление. Материалы Немецкого Союза городов. Сер. А,
вып. 9. Пер. с нем. — Кельн, 1990.
10.
Хренов
Ю. Из третьесортных в нормальные // Российская Федерация, 1996, № 17.
11.
Пушкарь
А. Земля должна работать // Российская Федерация, 1997, № 1.
12.
Чуркина
Е. Как докричаться до центра? // Российская Федерация, 1997, № 2.
13.
Гильченко
Л. Варианты подсказывает жизнь // Российская Федерация, 1997, № 3.
14.
Хренов
Ю. Рукопожатие в Дзержинском // Российская Федерация, 1997, № 7.
15.
Вертикаль
власти. Региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления
в Российской Федерации (Документы, комментарии, разъяснения). Вып. 15/
Библиотечка "Российской газеты", 1996.
16.
Фитце-Ланской
А. Лекции по государственным и муниципальным финансам. Материалы семинара. —
Н-Новгород: ВВАГС, 1995.
17.
Фадеев
В. И. Муниципальное право России. — М.: Юрист, 1994.
18.
Кизеветтер
А.А. Местное самоуправление в России. — Петроград, 1917.
19.
Тимурова
Л.И. Проблемы социальной защищенности населения региона. — Новосибирск, 1993.
20.
Андреев
В.К. Право государственной и муниципальной собственности. — М., 1993.
21.
Богомолов
Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства
квалифицированных кадров // Экономист, 1992, № 5.
22.
Солянникова
С.П. Бюджеты территорий. — М.: Финансы и статистика, 1993.
23.
Асеев
В.Г. Нормативное управление социальным развитием. — М., 1988.
24.
Фалмер
Р. Энциклопедия современного управления. Т. 2. — М.: ВИПКэнерго, 1992.
Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip