Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

l Цель: изучение теоретических и практических вопросов местного самоуправления.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 112/88 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Общие положения. Местное самоуправление в России

12/8

8/4

4/4

 

Теоретические вопросы самоуправления

20/16

6/6

14/10

 

Стратегические вопросы  местного самоуправления

42/36

14/12

28/24

зачет/
зачет

Реформирование муниципального управления и самоуправления

38/28

10/10

28/18

 

Итого

112/88

38/32

74/56

курс. раб./
курс. раб.

Общие положения

Местное самоуправление означает выполнение муниципальными образованиями делегированных им государством полномочий под собственную ответственность и на общественное благо. Оно должно быть защищено конституцией страны и предусматривает следующие правовые гарантии:

а) институциональные;

б) в сфере финансово-бюджетных отношений;

в) правозащиты в судебных органах.

Институциональные гарантии муниципального образования предусматривают права общин на решение вопросов местного значения и несение за них ответственности. При этом муниципальные образования в пределах конституционных полномочий осуществляют следующие суверенные права:

- самостоятельность в решении кадровых вопросов;

- суверенитет в решении организационных вопросов;

- самостоятельность в использовании подведомственной территории путем планирования ее развития;

- самостоятельность в разработке и издании муниципальных нормативных актов;

- самостоятельность в решении финансовых вопросов;

- самостоятельность в вопросах налогообложения.

Гарантии в сфере финансовых отношений должны упорядочить участие муниципальных образований в налоговых поступлениях и разработке и реализации местного бюджетного плана.

Правозащитные гарантии предусматривают право опротестования в судебных органах вплоть до Конституционного Суда Российской Федерации случаев незаконного вмешательства в вопросы местного самоуправления со стороны федеральных органов власти.

Реальное развитие местного самоуправления в России происходит в разнообразии условий и обстоятельств и требует значительной дифференциации подходов во всех сферах деятельности. Кроме того, многие руководители местных органов власти понимают местное самоуправление как зарождение местной элиты, независимой от вышестоящих органов власти, насаждают местничество. С учетом того обстоятельства, что профессиональная подготовка кадров для местного самоуправления процесс длительный, а опытные работники местных органов власти нуждаются в краткосрочной подготовке и повышении квалификации по коренным вопросам, касающимся самоуправления в муниципальных образованиях, и разработана настоящая программа краткосрочного повышения квалификации руководителей и специалистов местных органов власти.

Методика реализации программы

Материал, изложенный в программе повышения квалификации, предлагается к усвоению не столько методом обучения (передачи определенных знаний), сколько методом образования (оформления структуры профессионального сознания). Задачи, решаемые муниципальными работниками в системе самоуправления, всегда локальны и конкретны: построение схем, организующих бюджетно-финансовые отношения, работа с информацией, работа с населением в обычной и экстремальной ситуации и т.п. Однако таким набором задач эта работа не ограничивается. Остается еще деятельность, связанная с функцией организации: анализ ситуаций, постановка целей, формирование всевозможных планов работы.

Поэтому выдвигаются новые требования к методике реализации учебных программ с обращением к образовательным технологиям: ситуационным играм, моделированию, оргпроектированию, психологическим тренингам и т.п.

В настоящей программе особое внимание уделено именно активным формам образовательного процесса:

- психологический тренинг;

- ситуационные игры;

- тестирование;

- обмен опытом.

Этим вопросам в программе уделено почти 2/3 учебного времени.

Программа рассчитана на два уровня обучающихся:

- руководителей органов местного самоуправления;

- исполнителей органов управления.

Соответствующее количество часов — 112 и 88.

В качестве контрольных мероприятий для обоих уровней предлагается зачет по разделу 3, как наиболее трудоемкому.

Конечным контрольным мероприятием является курсовая работа.

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел и

 

в том числе

 

в том числе

№ п/п

тематика
плана

Все-го часов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

Все-го часов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Общие положения. Местное самоуправление в России

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Цели и задачи местного самоуправления. Исторические формы

4

4

-

 

2

2

-

 

2

Нормативные акты о местном самоуправле-нии

8

4

4

 

6

2

4

 

 

Итого

12

8

4

 

8

4

4

 

II

Теоретические вопросы самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Целепрограмм-ный подход в организации самоуправле-ния

6

2

4

 

6

2

4

 

2

Функции и полномочия органов местного самоуправления

8

2

6

 

6

2

4

 

3

Структура органов местного самоуправления

6

2

4

 

4

2

2

 

 

Итого

20

6

14

 

16

6

10

 

III

Стратегические вопросы местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Муниципаль-ная собственность

12

4

8

 

10

4

6

 

2

Бюджет и финансы

10

4

6

 

8

2

6

 

3

Земельные отношения

8

2

6

 

8

2

6

 

4

Социальная политика

12

4

8

 

10

4

6

 

 

Итого

42

14

28

Зачет

36

12

24

Зачет

IV

Реформирова-ние муниципального управления и самоуправлениÿ

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Совершенство-вание организации управления объектами муниципальных образований

12

4

8

 

10

4

6

 

2

 

Управление комплексным социально-экономическим развитием территории

16

4

12

 

10

4

6

 

3

Эффективность реформирования системы местного самоуправления

10

2

8

 

8

2

6

 

 

Итого

38

10

28

 

28

10

18

 

 

Всего

112

38

74

Курсов. работа

88

32

56

Курсов. работа

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Общие положения. Местное самоуправление в России

Тема I-1. Цели и задачи местного самоуправления. Исторические формы

Местное самоуправление в России. Цели и задачи. Ретроспективный анализ форм и методов. Успехи и неудачи. Проявление местничества. Российский опыт местного самоуправления. Самоуправление как основная единица российской государственности. Роль земств как органов местного самоуправления.

Зарубежный опыт и его анализ.

Тема I-2. Нормативные акты о местном самоуправлении

Конституция России, федеральная законодательная база, постановления Государственной Думы и Правительства, региональное законодательство. Недостатки законодательной базы в регулировании взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти. Нормативные акты муниципальной реформы.

Зарубежный опыт правового регулирования взаимоотношений органов власти различного уровня.

Раздел II. Теоретические вопросы самоуправления

Тема II-1. Целепрограммный подход в организации самоуправления

Основные понятия. Цели, программы, функции, организационные структуры. Территориальные, климатические, национальные особенности организации системы местного самоуправления. Организационное проектирование, как основа формирования местных органов власти.

Тема II-2. Функции и полномочия органов самоуправления

Функции органов местного самоуправления и их полномочия. Функции муниципального права. Передел власти. Передача полномочий в органы местного самоуправления. Делегирование полномочий. Взаимодействие местной власти и населения. Технические средства в решении задач органов местного самоуправления. Зарубежный опыт муниципального управления. Контроль исполнения.

Тема II-3. Структура органов местного самоуправления

Принципы формирования подразделений. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в процессе проведения реформы в жилищно-коммунальной сфере. Организация деятельности местной администрации. Кадровое обеспечение структур и модель специалиста местного самоуправления. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров самоуправления. Зарубежный опыт работы с кадрами муниципальных органов власти.

Раздел III. Стратегические вопросы местного самоуправления

Тема III-1. Муниципальная собственность

Муниципальная собственность и способы ее формирования. Производственные фонды. Жилищный фонд. Недра. Земельная собственность. Долевое участие в производственной сфере. Муниципальные предприятия. Местные органы управления собственностью. Зарубежный опыт управления муниципальной собственностью.

Тема III-2. Бюджет и финансы

Финансы местного самоуправления. Государственная поддержка. Местное налогообложение. Бюджетно-финансовое планирование. Межбюджетные отношения. Доходная и расходная часть бюджета. Бюджетно-финансовый контроль в органах местной власти. Финансовые органы местного самоуправления. Ревизия в финансовой системе. Налоговый кодекс России и реформирование системы местного налогообложения.

Зарубежный опыт управления финансами местного самоуправления и налогообложения.

Тема III-3. Земельные отношения

Земельные отношения и их регулирование. Города и муниципальные округа как образования "районного" подчинения. Границы муниципальных образований. Комитет по управлению земельными ресурсами на уровне местного самоуправления.

Зарубежный опыт управления земельными ресурсами муниципальных образований.

Тема III-4. Социальная политика

Социальные процессы в обществе. Пенсионное обеспечение. Учет и распределение жилья. Служба социальной защиты и взаимопомощи. Детские учреждения. Образование. Здравоохранение. Льготы. Молодежное воспитание. Обеспечение правопорядка. Участие населения в местном самоуправлении. Миграционная политика.

Зарубежный опыт местного самоуправления в вопросах социальной политики.

Раздел IV. Реформирование муниципального управления и самоуправления

Тема IV-1. Совершенствование организации управления объектами муниципальных образований

Организация управления объектами муниципальной собственности. Цели и задачи реформирования. Организационная структура управления объектами собственности. Бюро технической инвентаризации. Документоведение.

Тема IV-2. Управление комплексным социально-экономическим развитием территории

Комплексное планирование региона (территории, муниципального образования). Инвестиционная политика. Региональный маркетинг, роль и место муниципальных образований. Целевой комплексный план развития в условиях жилищно-коммунальной реформы. Образование для системы местного самоуправления.

Тема IV-3. Эффективность реформирования системы местного самоуправления

Экономическая эффективность реформирования. Методы определения эффективности. Социальный эффект реформирования. Политический эффект реформ.

 

Литература

1.                              Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

2.                              Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 12.08.95 г.

3.                              Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации, местного самоуправления в Российской Федерации"". Принят Государственной Думой 10.04.96 г.

4.                              О ходе исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Постановление Государственной Думы 10.07.96 г. № 527-II ГД.

5.                              Закон Московской области "О местном самоуправлении в Московской области". Принят решением Московской областной Думы 05.06.96 г. № 16/92.

6.                              Постановление Правительства РФ "Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления" от 27.12.95 г. № 1251.

7.                              Постановление Правительства РФ "О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления" от 27.06.96 г. № 755.

8.                              Постановление Правительства РФ "О некоторых мерах  по реализации  Федерального  закона  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" от 17.07.96 г. № 871.

9.                              Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального  закона  от 28.08.93 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22.04.96 г., от 30.05.96 г. № 13-П).

1.                              Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. — М.: Юридическая литература, 1994, 1996.

2.                              Кирьянчук В.Е., Подколзин В.В. Центрально-Черноземный экономический район в новых условиях хозяйствования. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1993.

3.                              Общественное и государственное управление в ФРГ /Под ред. Курьянова И.И. — М.: ИПКгосслужбы, 1993.

4.                              Харлоф Э. Местные органы власти в Европе. Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1992.

5.                              Виталь Дюран Э. Местные органы власти во Франции. — М.: Интратэк-Р, 1996.

6.                              Государственная служба. Центр и регионы. Зарубежный опыт. — М.: РАГС при Президенте РФ. Вып. 10, 1996.

7.                              Межкоммунальное сотрудничество во Франции. Нормативные материалы. — М.: РАН, 1995.

8.                              Частное финансирование коммунальных служб и отраслей инфраструктуры / Под ред. Мартинана К. Пер. с франц. — Париж: ДАЭИ, 1995.

9.                              За эффективное местное самоуправление. Материалы Немецкого Союза городов. Сер. А, вып. 9. Пер. с нем. — Кельн, 1990.

10.                          Хренов Ю. Из третьесортных в нормальные // Российская Федерация, 1996, № 17.

11.                          Пушкарь А. Земля должна работать // Российская Федерация, 1997, № 1.

12.                          Чуркина Е. Как докричаться до центра? // Российская Федерация, 1997, № 2.

13.                          Гильченко Л. Варианты подсказывает жизнь // Российская Федерация, 1997, № 3.

14.                          Хренов Ю. Рукопожатие в Дзержинском // Российская Федерация, 1997, № 7.

15.                          Вертикаль власти. Региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления в Российской Федерации (Документы, комментарии, разъяснения). Вып. 15/ Библиотечка "Российской газеты", 1996.

16.                          Фитце-Ланской А. Лекции по государственным и муниципальным финансам. Материалы семинара. — Н-Новгород: ВВАГС, 1995.

17.                          Фадеев В. И. Муниципальное право России. — М.: Юрист, 1994.

18.                          Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России. — Петроград, 1917.

19.                          Тимурова Л.И. Проблемы социальной защищенности населения региона. — Новосибирск, 1993.

20.                          Андреев В.К. Право государственной и муниципальной собственности. — М., 1993.

21.                          Богомолов Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров // Экономист, 1992, № 5.

22.                          Солянникова С.П. Бюджеты территорий. — М.: Финансы и статистика, 1993.

23.                          Асеев В.Г. Нормативное управление социальным развитием. — М., 1988.

24.                          Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. Т. 2. — М.: ВИПКэнерго, 1992.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

Hosted by uCoz