Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

l Цель: изучение теоретических и практических вопросов организации управления объектами муниципальной собственности.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 108/72 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Методический подход к управлению муниципальной собственностью

18/12

8/4

10/8

 

Муниципальная собственность как объект управления

36/24

14/10

22/14

зачет/
зачет

Формы использования муниципальной собственности

26/18

10/6

16/12

 

Экономические методы управления муниципальной собственностью

28/18

10/6

18/12

 

Итого

108/72

42/26

66/46

курс. раб./
курс. раб.

 

Общие положения

Деятельность муниципального сектора экономики довольно сложна и противоречива на фоне кризисных явлений государства в целом. Эти факторы обусловлены рядом причин, среди основных доминируют следующие:

1. Несовершенство федерального законодательства и недостаточное количество законодательных актов, способных сохранить муниципальную собственность.

2. Грубые ошибки в разгосударствлении и приватизации собственности. Из-за этого большинство ранее рентабельных предприятий с прочной материально-технической базой и оборотными средствами, с сильным управленческим аппаратом, компетентными служащими и квалифицированными рабочими кадрами преобразовались в частные предприятия. Изменение экономической и политической ситуации поставили эти предприятия на грань банкротства.

3. Недостаточный образовательный уровень руководителей в сфере экономики в переходный период обусловил их полную неспособность сориентироваться в новой экономической ситуации.

4. Нехватка бюджетных средств привела в упадок жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт и т.п.

Поэтому, если в ближайшее время не принять экстренных мер в области экономики и управления муниципальным хозяйством, результат может быть плачевным.

Чрезмерное увлечение зарубежным опытом, попытки бессистемно и бездумно внедрить его в нашу действительность не только не решили проблемы, но и породили новые.

Что же сегодня является муниципальной собственностью, требующей нового подхода к управлению?

- Имущество, отнесенное в результате разграничения к ведению муниципалитетов.

- Имущество, приобретенное или созданное на средства муниципалитетов.

- Собственность, приобретенная в порядке осуществления сделок.

- Муниципальный жилищный фонд.

- Нежилые помещения в зданиях муниципального жилищного фонда.

- Муниципальные предприятия, учреждения и объекты инженерной инфраструктуры.

- Имущество, переданное муниципальным образованиям на основе договоров и соглашений.

Для рационального использования этой сложной совокупности имущества необходимо хотя бы краткосрочное обучение руководителей и специалистов в системе повышения квалификации. Долгосрочная профессиональная подготовка специалистов требует значительных финансовых затрат и длительного периода времени.

Настоящая программа рассчитана на краткосрочное обучение и предназначена для руководителей и исполнителей, работающих в органах местного самоуправления и осуществляющих функции управления муниципальной собственностью.

 

Методика реализации программы

Особое внимание в настоящей программе уделено активным формам обучения:

- обмен опытом;

- "круглый стол";

- семинарские занятия;

- деловые игры;

- видеотренинг;

- выездные занятия.

Более половины всего объема часов отводится активным формам. Преподаватель вправе выбирать тематику занятий, реализуя программу через активное использование персональных компьютеров.

Программа рассчитана на две категории слушателей, работающих в сфере управления муниципальной собственностью, — руководителей и исполнителей-специалистов. Общий объем программы обучения для этих категорий слушателей составил соответственно 108 и 72 часа и предполагает продолжительность 3 и 2 учебные недели.

Программа состоит из четырех разделов.

Первый посвящен методическому подходу к управлению — целепрограммному методу.

Во втором разделе муниципальная собственность рассматривается с позиций объекта управления.

Третий раздел посвящен возможным наиболее распространенным формам использования муниципальной собственности и наиболее важной проблеме — ее содержанию, текущему и капитальному ремонту.

В четвертом разделе слушателям предстоит изучить экономические методы управления муниципальной собственностью, в котором особое внимание уделено проблеме рентабельности и разработке бизнес-плана по ее достижению.

В качестве промежуточного контроля знаний предусмотрен зачет по II разделу у обеих категорий слушателей. Итоговый — курсовая письменная работа.

Тематика курсовых работ может быть предложена слушателями, исходя из практической ценности каждой из тем для конкретной должности и места работы.

Тематика письменных работ должна быть согласована с преподавателем-консультантом и утверждена на заседании курирующей кафедры.

 

Учебно-методический план

 

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Методический подход к управлению муниципальной собственностью

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Цели и программы управления собственностью

10

4

6

 

6

2

4

 

2

Функции и организационные структуры управления

8

4

4

 

6

2

4

 

 

Итого

18

8

10

 

12

4

8

 

II

Муниципальная собственность как объект управления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Структура и динамика развития собственности муниципального образования

10

4

6

 

6

2

4

 

2

Имущественные группы муниципальной собственности

8

2

6

 

6

4

2

 

3

Экономическая стабильность и муниципальная собственность

10

4

6

 

6

2

4

 

4

Полномочия администрации в области управления муниципальной собственностью

8

4

4

 

6

2

4

 

 

Итого

36

14

22

Зачет

24

10

14

Зачет

III

Формы использования муниципальной собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Хозяйственное ведение

10

4

6

 

6

2

4

 

2

Приобретение в собственность

10

4

6

 

6

2

4

 

3

Ремонт и содержание муниципального имущества

6

2

4

 

6

2

4

 

 

Итого

26

10

16

 

18

6

12

 

IV

Экономические методы управления муниципальной собственностью

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Рентабельность в сфере муниципальной собственности

10

4

6

 

6

2

4

 

2

Бюджетная поддержка

8

2

6

 

6

2

4

 

3

Бизнес-план в сфере муниципальной собственности

10

4

6

 

6

2

4

 

 

Итого

28

10

18

 

18

6

12

 

 

Всего

108

42

66

Курсов. работа

72

26

46

Курсов. работа

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I.  Методический подход к управлению муниципальной собственностью

Тема I-1. Цели и программы управления собственностью

Субъект и объект управления в муниципальном образовании. Постановка цели. Глобальная и локальная цели управления имуществом муниципалитетов. Долгосрочная и среднесрочная программы достижения цели. Прогностические оценки развития собственности муниципальных образований. Оптимизация программных установок. Целевая комплексная программа развития муниципальных образований и роль собственности.

Тема I-2. Функции и организационные структуры управления

Функции органов местного самоуправления по выполнению программных установок. Организационно-правовые вопросы функционального деления. Выполнение функций как форма разделения труда. Формирование организационных структур управления собственностью. Подбор, расстановка и продвижение кадров управления муниципальной собственностью. Зарубежный опыт организации работы с кадрами. Компьютеризация управленческой деятельности. Делопроизводство.

Раздел II. Муниципальная собственность как объект управления

Тема II-1. Структура и динамика развития собственности муниципального образования

Разграничение государственной и муниципальной собственности. Приобретенная собственность. Собственность, созданная на средства местного самоуправления. Муниципальный жилищный фонд. Нежилые помещения. Объекты инженерной инфраструктуры. Муниципальные предприятия и организации. Право на муниципальную собственность Сохранение и динамика развития муниципальной собственности. Собственность и предпринимательство. Признаки муниципальной собственности как объекта управления.

Тема II-2. Имущественные группы муниципальной собственности

Агрегирование групп собственности. Интегрирование объектов. Формы использования собственности. Имущество как совокупность недвижимости. Предприятия как объекты права. Долевые вклады. Условия перехода собственности из одной группы в другую. Роль органов местного самоуправления в разграничении объектов муниципальной собственности. Исторические памятники, памятники архитектуры и зодчества. Их учет и использование.

Тема II-3. Экономическая стабильность и муниципальная собственность

Противоречия переходного периода и формирование муниципальной собственности. Влияние экономической стабильности государства, региона на экономическую устойчивость муниципальных образований. Роль и методы органов местного самоуправления в стабилизации экономической и социально-политической обстановки. Влияние психологического фактора на стабильность.

Тема II-4. Полномочия администрации в области управления муниципальной собственностью

Решение вопросов создания, приобретения, использования объектов муниципальной собственности. Отчуждение объектов собственности. Долевое участие в собственности. Административные полномочия. Разгосударствление и приватизация.

Раздел III. Формы использования муниципальной собственности

Тема III-1. Хозяйственное ведение

Унитарные муниципальные предприятия как владельцы муниципального имущества. Роль учредителя унитарного предприятия. Ежегодное перезаключение договоров. Порядок расторжения договоров. Индексирование размеров арендной платы. Спрос и предложение арендных помещений. Льготные условия аренды: для предприятий медицины, образования и культуры, общественных организаций (молодежные, творческие, инвалидов, ветеранов и т.п.)

Тема III-2. Приобретение в собственность

Решение социальных задач муниципальных образований путем приобретения ведомственного имущества в собственность. Определение экономического и социального эффекта приобретения в собственность. Правовые основы и процедура оформления документации собственника. Условия отчуждения имущества и его закрепление за собственником. Недвижимость как актив муниципальных образований.

Тема III-3. Ремонт и содержание муниципального имущества.

Состояние ремонтной базы. Экономическая основа формирования ремонтной базы. Функции и организационная структура управления ремонтным предприятием в системе самоуправления. Ремонтный персонал: подбор, расстановка, подготовка и повышение квалификации. Организация ремонтного производства в муниципальных образованиях. Графики производства ремонтов.

Раздел IV. Экономические методы управления муниципальной собственностью

Тема IV-1. Рентабельность муниципальной собственности

Равновесие городского бюджета. Рентабельные и нерентабельные предприятия. Снижение расходов на содержание предприятий. Особенности анализа финансово-экономической деятельности муниципальных предприятий. Уровень рентабельности. Энергоемкость и материалоемкость муниципальной собственности.

Тема IV-2. Бюджетная поддержка

Экономическое и социальное обоснование бюджетной поддержки муниципального образования. Формирование перечня учреждений и организаций, нуждающихся в бюджетной поддержке. Упорядочение практики установления льгот для учреждений и организаций. Бюджетное финансирование и право оперативного управления собственностью. Содержание имущества на балансе организаций и учреждений, финансируемых из местного и федерального бюджетов.

Тема IV-3. Бизнес-план в сфере муниципальной собственности

Структура и разделы бизнес-плана. Технология разработки разделов бизнес-плана. Концепция ведения бизнеса в сфере муниципальной собственности. Бизнес-план как инструмент оценки деятельности муниципального образования в сфере собственности. Бизнес-план как инструмент привлечения финансовых средств в сферу муниципальной собственности.

 

Литература

1.       Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2.

2.       Указ Президента РФ "О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации" от 18.09.96 г. № 1368.

3.       Постановление Правительства Москвы "О системе городских займов Москвы" от 13.08.96 г. № 681.

4.       Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

5.       Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. — М.: ВИПКэнерго, 1992.

6.       Ефимов О.В. Финансовый анализ. — М.: Бухгалтерский учет, 1996.

7.       Указания по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г.: Приложения 1,2 к приказу № 31 Министерства финансов РФ от 27.03.96 г. // Экономика и жизнь, 1996, № 17.

8.       Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 28.08.95 г. № с1-7/оп-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" // Вестник РАС РФ, 1995, № 11.

9.       Указ Президента РФ "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" от 24.12.93 г. № 2284.

1.       Распоряжение Правительства Москвы "О порядке финансирования работ по ремонту нежилых помещений (строений)" от 11.09.96 г. № 832-РП.

2.       Постановление Правительства Москвы "О дальнейшем совершенствовании отношений по управлению строениями, находящимися в общей собственности" от 16.04.96 г. № 349.

3.       Положение о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве. Институт экономики города. Утверждено решением Коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.05.93 г., № 1-1.

4.       Распоряжение мэра Москвы "О совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством" от 23.11.95 г. № 619-РМ. Приложение 1: Типовое положение об управлении жилищно-коммунальным хозяйством.

5.       Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Приказ Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 19.11.93 г. № 56.

6.       Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов. Постановление Правительства РФ от 02.11.95 г. № 1073.

7.       Балабанов. Финансовый менеджмент. — М.: Финансы и диагностика, 1994.

8.       Буров А.В. и др. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. — М.: ЦИПКК АП, 1995.

9.       Образцы договоров. 155 примерных форм договоров и сопровождающих документов. — М.: Приор, 1997.

10.   Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. — М.: Приор, 1997.

11.   Андреев В.И. и др. Делопроизводство бухгалтерии. — М.: Бухгалтерский бюллетень, 1996.

12.   Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. — М.: Стрикс, 1996.

13.   Система организационно-распорядительной документации. Государственный стандарт Союза ССР.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz