Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И
ПРОГРАММЫ
МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного
самоуправления.
l Срок обучения: 108/72 уч. час.
l Режим занятий: 6 час. в день.
Раздел, |
Всего, |
в том числе |
Форма |
|
дисциплина |
час |
лекции |
практические занятия |
контроля |
Методический подход к управлению муниципальной собственностью |
18/12 |
8/4 |
10/8 |
|
Муниципальная собственность как объект управления |
36/24 |
14/10 |
22/14 |
зачет/ |
Формы использования муниципальной собственности |
26/18 |
10/6 |
16/12 |
|
Экономические методы управления муниципальной собственностью |
28/18 |
10/6 |
18/12 |
|
Итого |
108/72 |
42/26 |
66/46 |
курс. раб./ |
Общие
положения
Деятельность муниципального сектора экономики довольно сложна и противоречива на фоне кризисных явлений государства в целом. Эти факторы обусловлены рядом причин, среди основных доминируют следующие:
1. Несовершенство федерального законодательства и недостаточное количество законодательных актов, способных сохранить муниципальную собственность.
2. Грубые ошибки в разгосударствлении и приватизации собственности. Из-за этого большинство ранее рентабельных предприятий с прочной материально-технической базой и оборотными средствами, с сильным управленческим аппаратом, компетентными служащими и квалифицированными рабочими кадрами преобразовались в частные предприятия. Изменение экономической и политической ситуации поставили эти предприятия на грань банкротства.
3. Недостаточный образовательный уровень руководителей в сфере экономики в переходный период обусловил их полную неспособность сориентироваться в новой экономической ситуации.
4. Нехватка бюджетных средств привела в упадок жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт и т.п.
Поэтому, если в ближайшее время не принять экстренных мер в области экономики и управления муниципальным хозяйством, результат может быть плачевным.
Чрезмерное увлечение зарубежным опытом, попытки бессистемно и бездумно внедрить его в нашу действительность не только не решили проблемы, но и породили новые.
Что же сегодня является муниципальной собственностью, требующей нового подхода к управлению?
- Имущество, отнесенное в результате разграничения к ведению муниципалитетов.
- Имущество, приобретенное или созданное на средства муниципалитетов.
- Собственность, приобретенная в порядке осуществления сделок.
- Муниципальный жилищный фонд.
- Нежилые помещения в зданиях муниципального жилищного фонда.
- Муниципальные предприятия, учреждения и объекты инженерной инфраструктуры.
- Имущество, переданное муниципальным образованиям на основе договоров и соглашений.
Для рационального использования этой сложной совокупности имущества необходимо хотя бы краткосрочное обучение руководителей и специалистов в системе повышения квалификации. Долгосрочная профессиональная подготовка специалистов требует значительных финансовых затрат и длительного периода времени.
Настоящая программа рассчитана на краткосрочное обучение и предназначена для руководителей и исполнителей, работающих в органах местного самоуправления и осуществляющих функции управления муниципальной собственностью.
Методика
реализации программы
Особое внимание в настоящей программе уделено активным формам обучения:
- обмен опытом;
- "круглый стол";
- семинарские занятия;
- деловые игры;
- видеотренинг;
- выездные занятия.
Более половины всего объема часов отводится активным формам. Преподаватель вправе выбирать тематику занятий, реализуя программу через активное использование персональных компьютеров.
Программа рассчитана на две категории слушателей, работающих в сфере управления муниципальной собственностью, — руководителей и исполнителей-специалистов. Общий объем программы обучения для этих категорий слушателей составил соответственно 108 и 72 часа и предполагает продолжительность 3 и 2 учебные недели.
Программа состоит из четырех разделов.
Первый посвящен методическому подходу к управлению — целепрограммному методу.
Во втором разделе муниципальная собственность рассматривается с позиций объекта управления.
Третий раздел посвящен возможным наиболее распространенным формам использования муниципальной собственности и наиболее важной проблеме — ее содержанию, текущему и капитальному ремонту.
В четвертом разделе слушателям предстоит изучить экономические методы управления муниципальной собственностью, в котором особое внимание уделено проблеме рентабельности и разработке бизнес-плана по ее достижению.
В качестве промежуточного контроля знаний предусмотрен зачет по II разделу у обеих категорий слушателей. Итоговый — курсовая письменная работа.
Тематика курсовых работ может быть предложена слушателями, исходя из практической ценности каждой из тем для конкретной должности и места работы.
Тематика письменных работ должна быть согласована с преподавателем-консультантом и утверждена на заседании курирующей кафедры.
Учебно-методический
план
|
|
Для руководителей |
Для специалистов |
||||||
|
Раздел |
Все- |
в том числе |
Все- |
в том числе |
||||
№ п/п |
и тематика |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
I |
Методический подход
к управлению муниципальной собственностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Цели и программы управления собственностью |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Функции и организационные структуры управления |
8 |
4 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
18 |
8 |
10 |
|
12 |
4 |
8 |
|
II |
Муниципальная собственность
как объект управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Структура и динамика развития собственности муниципального образования |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Имущественные группы муниципальной собственности |
8 |
2 |
6 |
|
6 |
4 |
2 |
|
3 |
Экономическая стабильность и муниципальная собственность |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
4 |
Полномочия администрации в области управления муниципальной собственностью |
8 |
4 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
36 |
14 |
22 |
Зачет |
24 |
10 |
14 |
Зачет |
III |
Формы использования
муниципальной собственности |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Хозяйственное ведение |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Приобретение в собственность |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Ремонт и содержание муниципального имущества |
6 |
2 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
26 |
10 |
16 |
|
18 |
6 |
12 |
|
IV |
Экономические
методы управления муниципальной собственностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Рентабельность в сфере муниципальной собственности |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Бюджетная поддержка |
8 |
2 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Бизнес-план в сфере муниципальной собственности |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
28 |
10 |
18 |
|
18 |
6 |
12 |
|
|
Всего |
108 |
42 |
66 |
Курсов. работа |
72 |
26 |
46 |
Курсов. работа |
Содержание
учебно-тематического плана
Раздел I.
Методический подход к управлению муниципальной собственностью
Тема I-1. Цели и программы управления собственностью
Субъект и объект управления в муниципальном образовании. Постановка цели. Глобальная и локальная цели управления имуществом муниципалитетов. Долгосрочная и среднесрочная программы достижения цели. Прогностические оценки развития собственности муниципальных образований. Оптимизация программных установок. Целевая комплексная программа развития муниципальных образований и роль собственности.
Тема I-2. Функции и
организационные структуры управления
Функции органов местного самоуправления по выполнению программных установок. Организационно-правовые вопросы функционального деления. Выполнение функций как форма разделения труда. Формирование организационных структур управления собственностью. Подбор, расстановка и продвижение кадров управления муниципальной собственностью. Зарубежный опыт организации работы с кадрами. Компьютеризация управленческой деятельности. Делопроизводство.
Раздел II. Муниципальная собственность как объект управления
Тема II-1. Структура и динамика развития собственности муниципального
образования
Разграничение государственной и муниципальной собственности. Приобретенная собственность. Собственность, созданная на средства местного самоуправления. Муниципальный жилищный фонд. Нежилые помещения. Объекты инженерной инфраструктуры. Муниципальные предприятия и организации. Право на муниципальную собственность Сохранение и динамика развития муниципальной собственности. Собственность и предпринимательство. Признаки муниципальной собственности как объекта управления.
Тема II-2.
Имущественные группы муниципальной собственности
Агрегирование групп собственности. Интегрирование объектов. Формы использования собственности. Имущество как совокупность недвижимости. Предприятия как объекты права. Долевые вклады. Условия перехода собственности из одной группы в другую. Роль органов местного самоуправления в разграничении объектов муниципальной собственности. Исторические памятники, памятники архитектуры и зодчества. Их учет и использование.
Тема II-3.
Экономическая стабильность и муниципальная собственность
Противоречия переходного периода и формирование муниципальной собственности. Влияние экономической стабильности государства, региона на экономическую устойчивость муниципальных образований. Роль и методы органов местного самоуправления в стабилизации экономической и социально-политической обстановки. Влияние психологического фактора на стабильность.
Тема II-4.
Полномочия администрации в области управления муниципальной собственностью
Решение вопросов создания, приобретения, использования объектов муниципальной собственности. Отчуждение объектов собственности. Долевое участие в собственности. Административные полномочия. Разгосударствление и приватизация.
Раздел III. Формы использования муниципальной
собственности
Тема III-1. Хозяйственное ведение
Унитарные муниципальные предприятия как владельцы муниципального имущества. Роль учредителя унитарного предприятия. Ежегодное перезаключение договоров. Порядок расторжения договоров. Индексирование размеров арендной платы. Спрос и предложение арендных помещений. Льготные условия аренды: для предприятий медицины, образования и культуры, общественных организаций (молодежные, творческие, инвалидов, ветеранов и т.п.)
Тема III-2.
Приобретение в собственность
Решение социальных задач муниципальных образований путем приобретения ведомственного имущества в собственность. Определение экономического и социального эффекта приобретения в собственность. Правовые основы и процедура оформления документации собственника. Условия отчуждения имущества и его закрепление за собственником. Недвижимость как актив муниципальных образований.
Тема III-3. Ремонт и
содержание муниципального имущества.
Состояние ремонтной базы. Экономическая основа формирования ремонтной базы. Функции и организационная структура управления ремонтным предприятием в системе самоуправления. Ремонтный персонал: подбор, расстановка, подготовка и повышение квалификации. Организация ремонтного производства в муниципальных образованиях. Графики производства ремонтов.
Раздел IV. Экономические методы управления муниципальной
собственностью
Тема IV-1. Рентабельность муниципальной
собственности
Равновесие городского бюджета. Рентабельные и нерентабельные предприятия. Снижение расходов на содержание предприятий. Особенности анализа финансово-экономической деятельности муниципальных предприятий. Уровень рентабельности. Энергоемкость и материалоемкость муниципальной собственности.
Тема IV-2. Бюджетная
поддержка
Экономическое и социальное обоснование бюджетной поддержки муниципального образования. Формирование перечня учреждений и организаций, нуждающихся в бюджетной поддержке. Упорядочение практики установления льгот для учреждений и организаций. Бюджетное финансирование и право оперативного управления собственностью. Содержание имущества на балансе организаций и учреждений, финансируемых из местного и федерального бюджетов.
Тема IV-3.
Бизнес-план в сфере муниципальной собственности
Структура и разделы бизнес-плана. Технология разработки разделов бизнес-плана. Концепция ведения бизнеса в сфере муниципальной собственности. Бизнес-план как инструмент оценки деятельности муниципального образования в сфере собственности. Бизнес-план как инструмент привлечения финансовых средств в сферу муниципальной собственности.
Литература
1.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2.
2.
Указ
Президента РФ "О нормативах распределения средств, поступающих от
приватизации" от 18.09.96 г. № 1368.
3.
Постановление
Правительства Москвы "О системе городских займов Москвы" от 13.08.96
г. № 681.
4.
Виханский
О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
5.
Фалмер
Р. Энциклопедия современного управления. — М.: ВИПКэнерго, 1992.
6.
Ефимов
О.В. Финансовый анализ. — М.: Бухгалтерский учет, 1996.
7.
Указания
по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в
8.
Письмо
Высшего Арбитражного суда РФ от 28.08.95 г. № с1-7/оп-506 "Об
отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной
практике" // Вестник РАС РФ, 1995, № 11.
9.
Указ
Президента РФ "О государственной программе приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ" от 24.12.93 г. № 2284.
1.
Распоряжение
Правительства Москвы "О порядке финансирования работ по ремонту нежилых
помещений (строений)" от 11.09.96 г. № 832-РП.
2.
Постановление
Правительства Москвы "О дальнейшем совершенствовании отношений по
управлению строениями, находящимися в общей собственности" от 16.04.96 г.
№ 349.
3.
Положение
о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве.
Институт экономики города. Утверждено решением Коллегии Комитета РФ по
муниципальному хозяйству от 18.05.93 г., № 1-1.
4.
Распоряжение
мэра Москвы "О совершенствовании управления жилищно-коммунальным
хозяйством" от 23.11.95 г. № 619-РМ. Приложение 1: Типовое положение
об управлении жилищно-коммунальным хозяйством.
5.
Методика
расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги
жилищно-коммунального хозяйства. Приказ Комитета РФ по муниципальному хозяйству
от 19.11.93 г. № 56.
6.
Положение
о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и
населенных пунктов. Постановление Правительства РФ от 02.11.95 г. № 1073.
7.
Балабанов.
Финансовый менеджмент. — М.: Финансы и диагностика, 1994.
8.
Буров
А.В. и др. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. — М.: ЦИПКК АП,
1995.
9.
Образцы
договоров. 155 примерных форм договоров и сопровождающих документов. — М.:
Приор, 1997.
10.
Стенюков
М.В. Справочник по делопроизводству. — М.: Приор, 1997.
11.
Андреев
В.И. и др. Делопроизводство бухгалтерии. — М.: Бухгалтерский бюллетень, 1996.
12.
Васильев
Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. — М.: Стрикс,
1996.
13.
Система
организационно-распорядительной документации. Государственный стандарт Союза
ССР.
Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip