Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

l Цель: изучение теоретических и практических вопросов развития социальной инфраструктуры местного самоуправления.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 108/72 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Регулирование развития социальной сферы

24/16

8/6

16/10

 

Рынок труда и регулирование занятости населения

28/18

10/6

18/12

 

Социальное развитие муниципального образования

26/18

10/6

16/12

зачет/
зачет

Совершенствование социальной защиты населения

30/20

12/8

18/12

 

Итого

108/72

40/26

68/46

курс. раб./
зачет

 

Общие положения

Развитие социальной инфраструктуры выражает всю совокупность происходящих в обществе экономических, социальных, политических и духовных процессов и социальных объектов. Это и уровень жизни, и доходы населения муниципального образования, условия его занятости, система пособий и страхования, образовательный и культурный уровень.

Резкое падение производства и высокие темпы инфляции в 1992—1995 гг. привели к существенному снижению уровня жизни большинства населения, вызвали в ряде регионов острые социальные конфликты. Недостаточные ассигнования обострили проблему финансирования бюджетных учреждений муниципального управления и самоуправления.

Негативные явления стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности в обществе. Нарастают стихийные тенденции в социальном развитии.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость разработки новых подходов к решению социальных проблем.

Наряду с государственной социальной политикой особую роль в последнее время приобретает социальная политика муниципальных образований и, в этой связи, развитие социальной инфраструктуры местного самоуправления.

Стратегическими целями органов местного самоуправления в развитии социальной инфраструктуры должны быть следующие:

- значительное улучшение материального благосостояния людей;

- гарантии прав граждан в области занятости, социальной защиты малоимущей части населения, образования, здравоохранения, обеспечения жильем, а также в области культуры;

- переориентация социальной политики на семью, молодежь;

- нормализация демографической ситуации в муниципальных образованиях.

Реализация целей и приоритетов в условиях местного самоуправления основывается на последовательном проведении в жизнь курса на стабильное финансирование социальной сферы и принятых программ как из государственного бюджета, так и из местных бюджетов. Для этого следует проработать вопрос о совершенствовании механизма формирования и использования средств, предназначенных для решения социальных вопросов.

Успех в развитии социальной инфраструктуры во многом зависит от четкости разграничения ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти, в расширении прав органов местного самоуправления.

Социальная инфраструктура муниципальных образований — одна из основ благополучия не только проживающего на его территории населения, но и благополучия жизни регионов и страны в целом.

Поэтому деятельность органов местного самоуправления по ее развитию является наиболее важной и требует грамотных, обученных руководителей и специалистов, способных решать многосложные задачи улучшения социально-экономической и политической жизни в муниципальных образованиях.

 

Методика реализации программы

Обучение по настоящей программе предусматривает применение таких активных форм обучения:

- видеотренинг;

- выездные занятия;

- семинарские занятия;

- "круглый стол";

- обмен опытом;

- деловые и ситуационные игры.

Преподавателю предоставляется право выбора тематики активных форм обучения в рамках разделов программы. Наилучшие результаты могут быть получены при использовании персональной компьютерной техники.

Программа содержит четыре раздела.

Первый раздел посвящен законодательным и нормативно-правовым вопросам регулирования развития социальной сферы муниципального образования. В него включен также вопрос организации управления социальным развитием. Эти вопросы рассматриваются на занятиях в общем объеме 24 часа (для руководящего звена) и 16 часов (для исполнителей)

Во втором разделе программы слушатели получают знания в объеме соответственно 28 и 18 учебных часов. Раздел посвящен рынку труда и регулированию занятости населения — наиболее болезненному вопросу на современном этапе перехода к рыночным отношениям. Три темы, включенные в данный раздел, охватывают такие аспекты, как политика занятости, проводимая на муниципальном уровне, разработка муниципальной программы регулирования занятости населения и развитие человеческих ресурсов.

Третий раздел предлагает к изучению и усвоению такие важные для муниципальных образований вопросы, как развитие образования населения и повышение его общекультурного уровня, подъем сферы материального производства и улучшение здравоохранения. Эти вопросы объединены под общим наименованием "Социальное развитие муниципального образования".

Наибольший объем в учебных часах содержит четвертый раздел — вопросы совершенствования социальной защиты, в особенности малоимущего населения. Раздел включает в себя не только такие темы, как социальная защита нуждающихся, но и социальное страхование, и пенсионное обеспечение. Отдельная тема посвящена социальной реформе в муниципальных образованиях. Этот раздел изучается в объеме 30 учебных часов (для руководящего звена) и 20 часов (для исполнителей).

В целом программа рассчитана на 108 и 72 часа (в зависимости от категории работников) и предполагает соответственно 3 и 2 недели обучения с полным отрывом от основного места работы.

После третьего раздела программы проводится зачет.

Итоговый контроль для руководящего звена — курсовая работа по тематике, предлагаемой слушателями и утверждаемой руководителем курирующей кафедры. Слушатели исполнительного звена управления по итогам двухнедельного обучения сдают зачет по всему курсу.

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Регулирование развития социальной сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Законодательная и нормативно-право­вая база

6

2

4

 

4

2

2

 

2

Основные цели и приоритеты социальной политики муниципальных образований

6

2

4

 

4

2

2

 

3

Управление социальным развитием

12

4

8

 

8

2

6

 

 

Итого

24

8

16

 

16

6

10

 

II

Рынок труда и регулирование занятости населения

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Политика занятости на муниципальном уровне

8

2

6

 

4

2

2

 

2

Программа регулирования занятости

10

4

6

 

6

2

4

 

3

Развитие человеческих ресурсов муниципальных образований

10

4

6

 

8

2

6

 

 

Итого

28

10

18

 

18

6

12

 

III

Социальное развитие муниципального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Развитие образования и культуры

8

2

6

 

6

2

4

 

2

Развитие сферы материального производства

10

4

6

 

8

2

6

 

3

Развитие здравоохранения

8

4

4

 

4

2

2

 

 

Итого

26

10

16

Зачет

18

6

12

Зачет

IV

Совершенствова-ние социальной защиты населения

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Социальная защита нуждающихся

10

4

6

 

6

2

4

 

2

Социальное страхование и пенсионное обеспечение

8

4

4

 

6

2

4

 

3

Социальная реформа в муниципальных образованиях

12

4

8

 

8

4

4

 

 

Итого

30

12

18

 

20

8

12

 

 

Всего

108

40

68

Курсов. работа

72

30

42

Зачет

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Регулирование развития социальной сферы

Тема I-1. Законодательная и нормативно-правовая база

Гарантии конституционных прав граждан в сфере социальной защиты населения. Федеральные законы. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ по вопросам социальной политики и развития социальной инфраструктуры. Региональные нормативно-правовые акты и документы муниципальных образований, касающиеся развития социальной инфраструктуры.

Тема I-2. Основные цели и приоритеты социальной политики муниципальных образований

Социальная политика и социальная инфраструктура. Ликвидация диспропорций в социальной сфере. Переход от общегосударственной социальной опеки к социальной политике в зависимости от роста экономической активности. Положительные и отрицательные стороны. Поддержка эффективного и производительного труда. Профилактика социального неблагополучия. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций в сферах нормальной жизнедеятельности муниципального образования.

Тема I-3. Управление социальным развитием

Функции управления социальным развитием муниципального образования: планирование, учет и анализ, контроль и регулирование, организация и программирование. Функциональное разделение и кооперация труда. Организационные структуры управления и персонал управления социальным развитием. Принципы подбора, расстановки кадров.

Организация образования: повышение квалификации и переподготовка кадров. Ротация кадров. Общественные органы управления развитием социальной инфраструктуры. Комплексный план социального развития.

Раздел II. Рынок труда и регулирование занятости населения

Тема II-1. Политика занятости на муниципальном уровне

Спрос со стороны трудоспособного населения и предложения рабочих мест. Уровень занятости. Функции рынка труда. Правовое обеспечение политики занятости. Проблема безработицы. Циклическая, фрикционная и структурная безработица. Службы занятости. Ярмарки вакансий.

Организация общественных работ и профессиональная переподготовка.

Занятость демобилизованных военнослужащих и вынужденных переселенцев. Зарубежный опыт регулирования занятости.

Тема II-2. Программа регулирования занятости

Объекты воздействия муниципальной программы занятости. Социально-демографические группы населения. Источники финансирования программ. Схема создания рабочих мест. Эффективность использования имеющихся мощностей сферы материального производства и услуг. Подпрограмма социально-трудовой реабилитации безработных. Социальная экспертиза муниципальной целевой программы. Функции местного самоуправления по реализации программы регулирования занятости.

Тема II-3. Развитие человеческих ресурсов муниципальных образований

Роль человеческих ресурсов и необходимость их развития. Цели муниципальной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Непрерывное образование. Участие органов муниципального самоуправления в развитии сети дополнительного образования. Комплексный план развития человеческих ресурсов на муниципальном уровне. Функции и организационная структура службы управления человеческими ресурсами. Особенности развития человеческих ресурсов в городской и сельской местности.

Раздел III. Социальное развитие муниципального образования

Тема III-1. Развитие образования и культуры

Развитие школьного образования. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка в условиях местного самоуправления. Молодежная образовательная программа. Обучение рабочих кадров. Воспитание резерва руководителей и специалистов самоуправления. Создание объектов для отдыха, проведения досуга, занятий физкультурой и спортом. Изучение культурного наследия. Организация народных промыслов. Музейное дело. Привлечение представителей традиционных религиозных обществ к повышению культурного уровня населения и воспитанию молодежи.

Тема III-2. Развитие сферы материального производства

Реализация гражданами права на труд. Стимулирование развития материального производства в городской и сельской местности. Конкурентоспособность сферы материального производства муниципальных образований. Поддержка мелкотоварного производства и контроль процедур банкротства. Создание строительного и агропромышленного комплекса. Источники финансирования создания и сохранения рабочих мест в муниципальных образованиях. Охрана труда на производстве.

Обеспечение приоритета жизни и здоровья граждан по отношению к производству. Нормативы охраны труда предприятий различных форм собственности. Комплексная программа развития сферы материального производства.

Тема III-3. Развитие здравоохранения

Профилактика сезонных и профессиональных заболеваний, эпидемий, эпизоотий и заболеваний экологического происхождения. Учет и анализ заболеваемости. Контроль окружающей среды. Санаторно-курортное обслуживание. Медицинское обследование и обслуживание. Совершенствование медицинского банка данных. Контроль, учет и анализ причин детской смертности и производственного травматизма. Организация борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Финансирование строительства и реконструкции лечебных учреждений и профилакториев. Совершенствование санитарного надзора и организации здравоохранения.

Создание муниципальных баз отдыха.

Раздел IV. Совершенствование социальной защиты населения

Тема IV-1. Социальная защита нуждающихся

Социальная защита на государственном и муниципальном уровне. Адресная социальная поддержка. Качественные изменения в социальной защите в 90-х годах. Принципы социального обслуживания. Клиенты социальных служб. Учреждения социального обслуживания на муниципальном уровне. Социальная помощь. Социальные выплаты. Компенсации. Социальная защита инвалидов, женщин, детей. Организация приютов. Фонды взаимопомощи.

Тема IV-2. Социальное страхование и пенсионное обеспечение

Обязательное и добровольное страхование. Принципы социального страхования и его организация. Права и обязанности страховщиков, страхователей и застрахованных граждан. Социальное страхование и его финансовая база. Фонды социального страхования. Муниципальный и общественный контроль за деятельностью фондов. Развитие социального страхования. Социальное обеспечение граждан. Трудовые и социальные пенсии. Пенсионная реформа. Роль и место органов местного самоуправления в социальном обеспечении граждан.

Тема IV-3. Социальная реформа в муниципальных образованиях

Социальные цели и уровень развития экономики государства, регионов, муниципальных образований. Проблемы оперативного управления современной социальной сферой. Рыночные механизмы социальной реформы. Переориентация социальной политики на стимулирующие факторы сфер материального производства и услуг на уровне муниципальных образований. Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений. Укрепление нормативно-правовой базы социальной реформы.

 

Литература

1.       Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.

2.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. — М., 1995.

3.       Кодекс законов о труде Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1996.

4.       Федеральный  закон "О порядке  разрешения  коллективных  трудовых споров" от 23.11.95 г. № 175-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 48.

5.       Указ Президента РФ "Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан"  от 10.03.94 г. № 458.

6.       Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы" от 22.03.95 г. № 291 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 13.

7.       Постановление Совета Министров Правительства РФ "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" от 05.02.93 г. № 99 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 7.

8.       Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации" от 03.05.94 г. № 432.

9.       Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 г. № 81-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 21.

1.       Федеральный закон "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" от 10.12.95 г. № 195-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 50.

2.       Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста" от 02.08.95 г. № 122-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 32.

3.       Россия: человек, семья, общество, государство. — М.: Российские вести, 01.06.96.

4.       Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. — М.: Институт труда, 1996.

5.       Уровень жизни населения России. — М.: Госкомстат России, 1996.

6.       Субочев Н.С. Социальная сфера — основной объект государственного и муниципального управления. РАГС при Президенте РФ // Формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы, — Новосибирск, 1997.

7.       Общественное и государственное управление в ФРГ / Под. ред. Курьянова И.И. — М.: ИПКгосслужбы, 1993.

8.       Тимурова Л.И. Проблемы социальной защищенности населения региона. — Новосибирск, 1993.

9.       Европейская хартия местного самоуправления // Народный депутат, 1993, № 11.

10.   Соляникова С.П. Бюджет территории. — М.: Финансы и статистика, 1993.

11.   Жандаров А. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России // Экономист, 1996, № 4.

12.   Дадашев А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления // Вопросы экономики, 1995, № 5.

13.   Строев Е.С. Социальные приоритеты региона // Российская федерация, 1995, № 4.

14.   Штимпфл Г., Шоллер Х. Местное самоуправление. — Мюнхен. Пер. с нем., 1995.

15.   Домненко В.И. Российский экономический кризис начала 1990-х годов // РЭЖ, 1993, № 8.

16.   Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. — М., 1997.

17.   Управление трудом и социальными процессами. Учебное пособие. / Под. ред. Катульского Е.Д., Якимова В.Е. — М.: Фонд им. И.Д. Сытина, 1996.

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

Hosted by uCoz