Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И
ПРОГРАММЫ
МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного
самоуправления.
l Срок обучения: 108/72 уч. час.
l Режим занятий: 6 час. в день.
Раздел, |
Всего, |
в том числе |
Форма |
|
дисциплина |
час |
лекции |
практические занятия |
контроля |
Регулирование развития социальной сферы |
24/16 |
8/6 |
16/10 |
|
Рынок труда и регулирование занятости населения |
28/18 |
10/6 |
18/12 |
|
Социальное развитие муниципального образования |
26/18 |
10/6 |
16/12 |
зачет/ |
Совершенствование социальной защиты населения |
30/20 |
12/8 |
18/12 |
|
Итого |
108/72 |
40/26 |
68/46 |
курс. раб./ |
Общие
положения
Развитие социальной инфраструктуры выражает всю совокупность происходящих в обществе экономических, социальных, политических и духовных процессов и социальных объектов. Это и уровень жизни, и доходы населения муниципального образования, условия его занятости, система пособий и страхования, образовательный и культурный уровень.
Резкое падение производства и высокие темпы инфляции в 1992—1995 гг. привели к существенному снижению уровня жизни большинства населения, вызвали в ряде регионов острые социальные конфликты. Недостаточные ассигнования обострили проблему финансирования бюджетных учреждений муниципального управления и самоуправления.
Негативные явления стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности в обществе. Нарастают стихийные тенденции в социальном развитии.
Сложившаяся ситуация вызывает необходимость разработки новых подходов к решению социальных проблем.
Наряду с государственной социальной политикой особую роль в последнее время приобретает социальная политика муниципальных образований и, в этой связи, развитие социальной инфраструктуры местного самоуправления.
Стратегическими целями органов местного самоуправления в развитии социальной инфраструктуры должны быть следующие:
- значительное улучшение материального благосостояния людей;
- гарантии прав граждан в области занятости, социальной защиты малоимущей части населения, образования, здравоохранения, обеспечения жильем, а также в области культуры;
- переориентация социальной политики на семью, молодежь;
- нормализация демографической ситуации в муниципальных образованиях.
Реализация целей и приоритетов в условиях местного самоуправления основывается на последовательном проведении в жизнь курса на стабильное финансирование социальной сферы и принятых программ как из государственного бюджета, так и из местных бюджетов. Для этого следует проработать вопрос о совершенствовании механизма формирования и использования средств, предназначенных для решения социальных вопросов.
Успех в развитии социальной инфраструктуры во многом зависит от четкости разграничения ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти, в расширении прав органов местного самоуправления.
Социальная инфраструктура муниципальных образований — одна из основ благополучия не только проживающего на его территории населения, но и благополучия жизни регионов и страны в целом.
Поэтому деятельность органов местного самоуправления по ее развитию является наиболее важной и требует грамотных, обученных руководителей и специалистов, способных решать многосложные задачи улучшения социально-экономической и политической жизни в муниципальных образованиях.
Методика
реализации программы
Обучение по настоящей программе предусматривает применение таких активных форм обучения:
- видеотренинг;
- выездные занятия;
- семинарские занятия;
- "круглый стол";
- обмен опытом;
- деловые и ситуационные игры.
Преподавателю предоставляется право выбора тематики активных форм обучения в рамках разделов программы. Наилучшие результаты могут быть получены при использовании персональной компьютерной техники.
Программа содержит четыре раздела.
Первый раздел посвящен законодательным и нормативно-правовым вопросам регулирования развития социальной сферы муниципального образования. В него включен также вопрос организации управления социальным развитием. Эти вопросы рассматриваются на занятиях в общем объеме 24 часа (для руководящего звена) и 16 часов (для исполнителей)
Во втором разделе программы слушатели получают знания в объеме соответственно 28 и 18 учебных часов. Раздел посвящен рынку труда и регулированию занятости населения — наиболее болезненному вопросу на современном этапе перехода к рыночным отношениям. Три темы, включенные в данный раздел, охватывают такие аспекты, как политика занятости, проводимая на муниципальном уровне, разработка муниципальной программы регулирования занятости населения и развитие человеческих ресурсов.
Третий раздел предлагает к изучению и усвоению такие важные для муниципальных образований вопросы, как развитие образования населения и повышение его общекультурного уровня, подъем сферы материального производства и улучшение здравоохранения. Эти вопросы объединены под общим наименованием "Социальное развитие муниципального образования".
Наибольший объем в учебных часах содержит четвертый раздел — вопросы совершенствования социальной защиты, в особенности малоимущего населения. Раздел включает в себя не только такие темы, как социальная защита нуждающихся, но и социальное страхование, и пенсионное обеспечение. Отдельная тема посвящена социальной реформе в муниципальных образованиях. Этот раздел изучается в объеме 30 учебных часов (для руководящего звена) и 20 часов (для исполнителей).
В целом программа рассчитана на 108 и 72 часа (в зависимости от категории работников) и предполагает соответственно 3 и 2 недели обучения с полным отрывом от основного места работы.
После третьего раздела программы проводится зачет.
Итоговый контроль для руководящего звена — курсовая работа по тематике, предлагаемой слушателями и утверждаемой руководителем курирующей кафедры. Слушатели исполнительного звена управления по итогам двухнедельного обучения сдают зачет по всему курсу.
Учебно-тематический
план
|
|
Для руководителей |
Для специалистов |
||||||
|
Раздел |
Все- |
в том числе |
Все- |
в том числе |
||||
№ п/п |
и тематика |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
I |
Регулирование
развития социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Законодательная и нормативно-правовая база |
6 |
2 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Основные цели и приоритеты социальной политики муниципальных образований |
6 |
2 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
3 |
Управление социальным развитием |
12 |
4 |
8 |
|
8 |
2 |
6 |
|
|
Итого |
24 |
8 |
16 |
|
16 |
6 |
10 |
|
II |
Рынок труда и
регулирование занятости населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Политика занятости на муниципальном уровне |
8 |
2 |
6 |
|
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Программа регулирования занятости |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Развитие человеческих ресурсов муниципальных образований |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
2 |
6 |
|
|
Итого |
28 |
10 |
18 |
|
18 |
6 |
12 |
|
III |
Социальное развитие
муниципального образования |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Развитие образования и культуры |
8 |
2 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Развитие сферы материального производства |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
2 |
6 |
|
3 |
Развитие здравоохранения |
8 |
4 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
Итого |
26 |
10 |
16 |
Зачет |
18 |
6 |
12 |
Зачет |
IV |
Совершенствова-ние
социальной защиты населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Социальная защита нуждающихся |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Социальное страхование и пенсионное обеспечение |
8 |
4 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Социальная реформа в муниципальных образованиях |
12 |
4 |
8 |
|
8 |
4 |
4 |
|
|
Итого |
30 |
12 |
18 |
|
20 |
8 |
12 |
|
|
Всего |
108 |
40 |
68 |
Курсов. работа |
72 |
30 |
42 |
Зачет |
Содержание
учебно-тематического плана
Раздел I. Регулирование развития социальной
сферы
Тема I-1. Законодательная и нормативно-правовая база
Гарантии конституционных прав граждан в сфере социальной защиты населения. Федеральные законы. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ по вопросам социальной политики и развития социальной инфраструктуры. Региональные нормативно-правовые акты и документы муниципальных образований, касающиеся развития социальной инфраструктуры.
Тема I-2. Основные
цели и приоритеты социальной политики муниципальных образований
Социальная политика и социальная инфраструктура. Ликвидация диспропорций в социальной сфере. Переход от общегосударственной социальной опеки к социальной политике в зависимости от роста экономической активности. Положительные и отрицательные стороны. Поддержка эффективного и производительного труда. Профилактика социального неблагополучия. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций в сферах нормальной жизнедеятельности муниципального образования.
Тема I-3. Управление
социальным развитием
Функции управления социальным развитием муниципального образования: планирование, учет и анализ, контроль и регулирование, организация и программирование. Функциональное разделение и кооперация труда. Организационные структуры управления и персонал управления социальным развитием. Принципы подбора, расстановки кадров.
Организация образования: повышение квалификации и переподготовка кадров. Ротация кадров. Общественные органы управления развитием социальной инфраструктуры. Комплексный план социального развития.
Раздел II. Рынок труда и регулирование занятости населения
Тема II-1. Политика занятости на муниципальном уровне
Спрос со стороны трудоспособного населения и предложения рабочих мест. Уровень занятости. Функции рынка труда. Правовое обеспечение политики занятости. Проблема безработицы. Циклическая, фрикционная и структурная безработица. Службы занятости. Ярмарки вакансий.
Организация общественных работ и профессиональная переподготовка.
Занятость демобилизованных военнослужащих и вынужденных переселенцев. Зарубежный опыт регулирования занятости.
Тема II-2. Программа
регулирования занятости
Объекты воздействия муниципальной программы занятости. Социально-демографические группы населения. Источники финансирования программ. Схема создания рабочих мест. Эффективность использования имеющихся мощностей сферы материального производства и услуг. Подпрограмма социально-трудовой реабилитации безработных. Социальная экспертиза муниципальной целевой программы. Функции местного самоуправления по реализации программы регулирования занятости.
Тема II-3. Развитие
человеческих ресурсов муниципальных образований
Роль человеческих ресурсов и необходимость их развития. Цели муниципальной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Непрерывное образование. Участие органов муниципального самоуправления в развитии сети дополнительного образования. Комплексный план развития человеческих ресурсов на муниципальном уровне. Функции и организационная структура службы управления человеческими ресурсами. Особенности развития человеческих ресурсов в городской и сельской местности.
Раздел III. Социальное развитие муниципального образования
Тема III-1. Развитие образования и культуры
Развитие школьного образования. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка в условиях местного самоуправления. Молодежная образовательная программа. Обучение рабочих кадров. Воспитание резерва руководителей и специалистов самоуправления. Создание объектов для отдыха, проведения досуга, занятий физкультурой и спортом. Изучение культурного наследия. Организация народных промыслов. Музейное дело. Привлечение представителей традиционных религиозных обществ к повышению культурного уровня населения и воспитанию молодежи.
Тема III-2. Развитие
сферы материального производства
Реализация гражданами права на труд. Стимулирование развития материального производства в городской и сельской местности. Конкурентоспособность сферы материального производства муниципальных образований. Поддержка мелкотоварного производства и контроль процедур банкротства. Создание строительного и агропромышленного комплекса. Источники финансирования создания и сохранения рабочих мест в муниципальных образованиях. Охрана труда на производстве.
Обеспечение приоритета жизни и здоровья граждан по отношению к производству. Нормативы охраны труда предприятий различных форм собственности. Комплексная программа развития сферы материального производства.
Тема III-3. Развитие
здравоохранения
Профилактика сезонных и профессиональных заболеваний, эпидемий, эпизоотий и заболеваний экологического происхождения. Учет и анализ заболеваемости. Контроль окружающей среды. Санаторно-курортное обслуживание. Медицинское обследование и обслуживание. Совершенствование медицинского банка данных. Контроль, учет и анализ причин детской смертности и производственного травматизма. Организация борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Финансирование строительства и реконструкции лечебных учреждений и профилакториев. Совершенствование санитарного надзора и организации здравоохранения.
Создание муниципальных баз отдыха.
Раздел IV. Совершенствование социальной защиты населения
Тема IV-1. Социальная защита нуждающихся
Социальная защита на государственном и муниципальном уровне. Адресная социальная поддержка. Качественные изменения в социальной защите в 90-х годах. Принципы социального обслуживания. Клиенты социальных служб. Учреждения социального обслуживания на муниципальном уровне. Социальная помощь. Социальные выплаты. Компенсации. Социальная защита инвалидов, женщин, детей. Организация приютов. Фонды взаимопомощи.
Тема IV-2.
Социальное страхование и пенсионное обеспечение
Обязательное и добровольное страхование. Принципы социального страхования и его организация. Права и обязанности страховщиков, страхователей и застрахованных граждан. Социальное страхование и его финансовая база. Фонды социального страхования. Муниципальный и общественный контроль за деятельностью фондов. Развитие социального страхования. Социальное обеспечение граждан. Трудовые и социальные пенсии. Пенсионная реформа. Роль и место органов местного самоуправления в социальном обеспечении граждан.
Тема IV-3.
Социальная реформа в муниципальных образованиях
Социальные цели и уровень развития экономики государства, регионов, муниципальных образований. Проблемы оперативного управления современной социальной сферой. Рыночные механизмы социальной реформы. Переориентация социальной политики на стимулирующие факторы сфер материального производства и услуг на уровне муниципальных образований. Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений. Укрепление нормативно-правовой базы социальной реформы.
Литература
1.
Конституция
Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.
2.
Гражданский
кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. — М., 1995.
3.
Кодекс
законов о труде Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1996.
4.
Федеральный закон "О порядке разрешения
коллективных трудовых
споров" от 23.11.95 г. № 175-Ф3 // Собрание законодательства РФ,
1995, № 48.
5.
Указ
Президента РФ "Об ответственности за нарушение трудовых прав
граждан" от 10.03.94 г. № 458.
6.
Постановление
Правительства РФ "Об утверждении положения о всероссийском мониторинге
социально-трудовой сферы" от 22.03.95 г. № 291 // Собрание
законодательства РФ, 1995, № 13.
7.
Постановление
Совета Министров Правительства РФ "Об организации работы по содействию
занятости в условиях массового высвобождения" от 05.02.93 г. № 99 //
Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 7.
8.
Постановление
Правительства РФ "О мерах по обеспечению населения в случаях возникновения
критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской
Федерации" от 03.05.94 г. № 432.
9.
Федеральный
закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от
19.05.95 г. № 81-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 21.
1.
Федеральный
закон "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" от
10.12.95 г. № 195-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 50.
2.
Федеральный
закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста" от
02.08.95 г. № 122-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 32.
3.
Россия:
человек, семья, общество, государство. — М.: Российские вести, 01.06.96.
4.
Всероссийский
мониторинг социально-трудовой сферы. — М.: Институт труда, 1996.
5.
Уровень
жизни населения России. — М.: Госкомстат России, 1996.
6.
Субочев
Н.С. Социальная сфера — основной объект государственного и муниципального
управления. РАГС при Президенте РФ // Формирование кадрового потенциала
государственной и муниципальной службы, — Новосибирск, 1997.
7.
Общественное
и государственное управление в ФРГ / Под. ред. Курьянова И.И. — М.:
ИПКгосслужбы, 1993.
8.
Тимурова
Л.И. Проблемы социальной защищенности населения региона. — Новосибирск, 1993.
9.
Европейская
хартия местного самоуправления // Народный депутат, 1993, № 11.
10.
Соляникова С.П. Бюджет территории. — М.: Финансы и
статистика, 1993.
11.
Жандаров
А. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России // Экономист,
1996, № 4.
12.
Дадашев
А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления
// Вопросы экономики, 1995, № 5.
13.
Строев
Е.С. Социальные приоритеты региона // Российская федерация, 1995, № 4.
14.
Штимпфл Г.,
Шоллер Х. Местное самоуправление. — Мюнхен. Пер. с нем., 1995.
15.
Домненко
В.И. Российский экономический кризис начала 1990-х годов // РЭЖ, 1993,
№ 8.
16.
Петровская
Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. — М.,
1997.
17.
Управление
трудом и социальными процессами. Учебное пособие. / Под. ред. Катульского Е.Д.,
Якимова В.Е. — М.: Фонд им. И.Д. Сытина, 1996.
Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip