Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СУБЪЕКТАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

l Цель: изучение проблем развития потребительского рынка в субъектах местного самоуправления.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 84/108 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах местной жизни

8/8

8/8

 

 

Спрос и предложение, потребление и накопление — основные факторы, определяющие развитие рыночной экономики

32/40

22/26

10/14

 

Анализ финансового состояния предприятия. Налоги и налогообложение

16/20

12/12

4/8

 

Важнейшие понятия и принципы современного маркетинга

16/24

14/18

2/6

 

Поддержка малого предпринимательства как фактор развития потребительского рынка на уровне местного самоуправления

12/16

8/12

4/4

 

Итого

84/108

64/76

20/32

зачет

 

Общие положения

Радикальные изменения экономических отношений в России â 90-е годы, сопровождающиеся ломкой уклада жизни миллионов людей, привели к существенной трансформации принципов управления основными хозяйственными субъектами. В этих условиях промышленные и торговые предприятия, транспортные и строительные организации были поставлены перед необходимостью коренным образом изменить подход к сопровождающим их развитие проблемам, сделав упор на создание и использование методов работы в развивающейся рыночной среде. Руководителям городских и муниципальных служб не хватает опыта и знаний для выбора оптимальных методов управления, интерпретации получаемой информации, разработки перспективных планов.

Функционирование муниципального сектора экономики остается сложным и во многом противоречивым. Это обусловлено целым рядом ошибок в разгосударствлении и коммерциализации. Структуры, предоставляющие услуги населению (магазины, учреждения службы быта и т. д.), убыточны, не имеют оборотных средств. Следует отметить также несовершенство законодательства, преодоление которого во многом может способствовать более эффективному местному самоуправлению.

Повышение квалификации по данной программе проводится в русле трактовки полномочий местного самоуправления в отдельных сферах местной жизни, в частности, в области развития потребительского рынка товаров и услуг. Программа рассчитана на краткосрочное обучение руководителей и исполнителей, работающих в органах местного самоуправления и осуществляющих функции управления потребительским рынком товаров и услуг.

 

Методика реализации программы

При обучении по настоящей программе используются лекции, семинарские занятия, обмен опытом, выездное занятие. Программа состоит из пяти разделов. Первый раздел посвящен анализу понятия и формам реализации полномочий местного самоуправления в отдельных сферах местной жизни.

Второй раздел посвящен знакомству с основными факторами, определяющими развитие рыночной экономики.

В третьем разделе рассматриваются принципы анализа финансового состояния предприятия, изучаются налоги и налогообложение.

В четвертом разделе даются важнейшие понятия и принципы современного маркетинга.

Пятый раздел посвящен малому предпринимательству, как фактору развития торговой сети в муниципальных образованиях. Здесь же рассматривается вопрос о потребительском рынке и проблеме социальной защиты прав населения.

Программа рассчитана на два уровня обучающихся:

- руководителей органов местного самоуправления (84 часа);

- специалистов органов местного самоуправления (108 часов).

В качестве контрольных мероприятий предлагается для обоих уровней зачет по разделам I—V.

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах местной жизни

8

8

 

 

8

8

 

 

 

Итого

8

8

 

 

8

8

 

 

II

Спрос и предложение, потребление и накопление — основные факторы, определяющие развитие рыночной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Спрос и предложение. Равновесная цена

6

4

2

 

8

4

4

 

2

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения

8

4

4

 

8

4

4

 

3

Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности

8

4

4

 

12

6

6

 

4

Спрос и теория предельной полезности

4

4

 

 

4

4

 

 

5

Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

6

6

 

 

8

8

 

 

 

Итого

32

22

10

 

40

26

14

 

III

Анализ финансового состояния предприятия. Налоги и налогообложение

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Экономические и бухгалтерские издержки производства

2

2

 

 

4

2

2

 

2

Экономическая и бухгалтерская прибыль. Условия максимизации прибыли

2

2

 

 

4

2

2

 

3

Анализ финансового состояния предприятия

6

4

2

 

6

4

2

 

4

Налоги и налогообложение

6

4

2

 

6

4

2

 

 

Итого

16

12

4

 

20

12

8

 

IV

Важнейшие понятия и принципы современного маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Сущность и принципы маркетинга. Элементы маркетинговой деятельности

4

4

 

 

6

6

 

 

2

Управление маркетингом

4

4

 

 

6

4

2

 

3

Понятие о "жизненном цикле" товара и политика маркетинга

4

4

 

 

6

6

 

 

4

Маркетинговые исследования

4

2

2

 

6

2

4

 

 

Итого

16

14

2

 

24

18

6

 

V

Поддержка малого предпринимательства как фактор развития потребительского рынка на уровне местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Структура программ поддержки малого предпринимательства

4

4

 

 

4

4

 

 

2

Роль конкуренции в развитии предпринима-тельства

4

2

2

 

6

4

2

 

3

Потребительский рынок и проблема социальной защиты населения

4

2

2

 

6

4

2

 

 

Итого

12

8

4

 

16

12

4

 

 

Всего

84

64

20

 

108

76

32

 

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах местной жизни

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Полномочия местного самоуправления.

Формы участия органов местного самоуправления и муниципального управления в формировании и развитии рынка потребительских услуг, реализуемых предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Раздел II. Спрос и предложение, потребление и накопление — основные факторы, определяющие развитие рыночной экономики

Тема II-1. Спрос и предложение. Равновесная цена

Определение понятия "спрос". Ведущая роль цены в модели "спрос-предложение". Шкала спроса как связь между объемом спроса на товар и ценой товара. Кривая спроса (функция спроса от цены).

Тема II-2. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения

Значимость трех видов изменения спроса: полезность вещи, доходы населения, цены на товар-заменитель. Значимость трех видов неценовых изменений для предложения; себестоимость производства, наличие других источников получения прибыли, перспективное ожидание. Последствия государственного вмешательства в действия механизма спроса и предложения. Рыночное равновесие и фактор времени. Кривая предложения (функция предложения при каждом значении цены).

Тема II-3. Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности

Понятие ценовой эластичности спроса. Варианты эластичности спроса: неэластичный спрос, эластичный спрос, единичная эластичность. Понятие перекрестной эластичности по цене. Понятие эластичности предложения как реакции на предложение об изменении цены товара.

Тема II-4. Спрос и теория предельной полезности

Закон убывающей предельной полезности как взаимосвязь факторов общей полезности, предельной полезности и количества потребленного товара. Фундаментальная роль этого закона в теории потребления.

Тема II-5. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольная политика

Признаки чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии. Антимонопольное законодательство.

Раздел III. Анализ финансового состояния предприятия. Налоги и налогообложение

Тема III-1. Экономические и бухгалтерские издержки производства

Структура издержек: явные (бухгалтерские), неявные (издержки упущенных возможностей). Виды зависимости величины издержек от объема продукции — постоянные и переменные издержки. Определение средних и предельных издержек.

Тема III-2. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Условия максимизации прибыли

Понятие прибыли. Понятие экономической, бухгалтерской и общей прибыли. Определение понятия "валовая прибыль" как валовый доход минус валовые издержки. Понятие предельного дохода фирмы. Минимизация убытков.

Тема III-3. Анализ финансового состояния предприятия

Система показателей, характеризующих финансовое состояние и методы их определения. Анализ и оценка состава и динамики имущества предприятия. Анализ финансового состояния по данным баланса и бухгалтерского учета. Расчет и оценка показателей рентабельности. Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости (структуры баланса). Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности. Расчет и оценка баланса платежеспособности.

Тема III-4. Налоги и налогообложение

Налоги с юридических лиц. НДС и акцизы. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий. Налог на имущество предприятий. Налоговый кредит. Целевые налоговые льготы.

Налоги с физических лиц. Подоходный налог. Налог на имущество.

Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Транспортный и специальный налоги. Земельный налог. Иные налоги.

Особенности местных налогов и сборов. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления.

Раздел IV. Важнейшие понятия и принципы современного маркетинга

Тема IV-1. Сущность и принципы маркетинга. Элементы маркетинговой деятельности

Анализ внешней среды, анализ потребностей, планирование товаров, планирование товародвижения и сбыта, обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта, обеспечение ценовой политики, удовлетворение социальных норм населения.

Тема IV-2. Управление маркетингом

Цели фирмы и цели маркетинга. Ситуационный анализ деятельности предприятия: состояние товарного рынка, наличие фирм-покупателей, наличие конкурентов, оценка внешней среды. Контроль программы организации и обеспечения маркетинга. Ценовая политика. Стратегия маркетинга. Формирование плана маркетинга. Организация рекламной кампании.

Тема IV-3. Понятие о "жизненном цикле" товара и политика маркетинга

Стадии "жизни товара" — внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Конкурентоспособность товаров как проверка их на степень удовлетворения потребностей населения. Сущность сбытовой и ценовой политики в маркетинге. Управление товародвижением. Понятие "логистика".

Тема IV-4. Маркетинговые исследования

Исследования товарных рынков в субъектах местного самоуправления: цели, методы и организация информационного обеспечения. Исследования сбыта товаров, исследование потребительских свойств товаров. Исследование рынка: рыночный потенциал, доля рынка, сегментирование рынка, позиционирование товара.

Раздел V. Поддержка малого предпринимательства как фактор развития потребительского рынка на уровне местного самоуправления

Тема V-1. Структура программ поддержки малого предпринимательства

Причины сдерживания развертывания программ по развитию малого предпринимательства на уровне местного самоуправления.

Налоговая политика. Проблемы получения кредита. Прогноз ситуации на рынке. Организация производства для малого бизнеса. Необходимость создания системы страховых инвестиций в развитие производства на территории.

Цели и этапы развития программ поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления.

Понятие рыночной инфраструктуры. Муниципальные банки, их роль и место в экономической системе, особенности взаимодействия с предпринимательскими структурами. Функции и роль страховых компаний.

Налоговая политика в Российской Федерации и мировой опыт налоговой политики для увеличения деловой активности.

Основные законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность. Существующее законодательство в отношениях с зарубежными партнерами.

Тема V-2. Роль конкуренции в развитии предпринимательства

Конкуренция и ее место в цивилизованных рыночных отношениях. Ценовые и неценовые факторы конкурентной борьбы. Недобросовестная конкуренция. Формы недобросовестной конкуренции. Рыночная свобода и конкуренция. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках.

Тема V-3. Потребительский рынок и проблема социальной защиты населения

Федеральный закон "О защите прав потребителя" (от 09.01.96 г. № 2-ФЗ). Основные понятия, используемые в Законе, и их трактовка: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, стандарт, недостаток товара (работы, услуги), существенный недостаток. Основные положения закона о защите прав потребителей при продаже товаров потребителям, при выполнении работ (оказании услуг). Государственная и общественная защита прав потребителей. Защита прав потребителя от недобросовестной рекламы.

 

Литература

1.       Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. // Собрание законодательства РФ, 1995, № 35, ст. 3506.

2.       Закон РФ о местном самоуправлении в РФ от 06.07.91 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст.1010; 1993, № 21; Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 32, ст. 5071.

3.       Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 3, ст. 99.

4.       Временное положение о Кондоминиуме. Утверждено Указом Президента РФ от 23.12.93 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 5079.

5.       Указ Президента РФ "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированных предприятий" от 10.01.93 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 3, ст.168.

6.       Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 г. № 2300-1 (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).

7.       Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 г. № 948-1  (в ред. Закона РФ от 15 июля 1992 г. с изменениями и дополнениями на 25 мая 1995 г.).

8.       Указ Президента РФ "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10.06.94 г. № 1183.

9.       Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство / Учебно-методическое пособие под ред. Р. Нуреева // Вопросы экономики, 1995, № 12.

1.       Варламова А.Н. Законодательство Российской Федерации о конкуренции: условия возникновения и цели создания // Право и экономика, 1997, № 13-14.

2.       Введение в рыночную экономику. Учебное пособие под ред. Лифшица А.Я., Никулиной И.Н. — М.: Высшая школа, 1995.

3.       Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Учебный курс. — М., 1996.

4.       Реклама предприятия. Правовое регулирование // Сб. нормативных документов. — М., 1996.

5.       О защите прав потребителей. Постатейный комментарий Я.Е. Парция // Приложение № 7 к журналу "Консультант". — М., 1996.

6.       Рыночная экономика. В 15 кн.

7.       Войе Х., Якобсен У. Маркетинг II. Кн. 2. Пер. с норвежского. — М.: Сов-вип,1992.

8.       Блинов А. Малое предпринимательство. — М., 1997.

9.       Бляхман Л.С. Предпринимательство в России. — СПб., 1995.

10.   Коммерческое право: Учеб.пособие / В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедов, В.С. Шишкин и др. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 53 с.

11.   Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990, с. 734.

12.   Минервин И. Г. Система государственной поддержки предпринимательства. — М., 1993.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz